Рабочая программа по предмету "Русский язык", 1 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по предмету "Русский язык", 1 класс

Оценка 4.9
docx
01.11.2020
Рабочая программа по предмету "Русский язык", 1 класс
раб. прогр. Рус.яз 1кл..docx

 

пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена наосновеФедерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку, Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образова- тельных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В.Г, Горецкий, В.П. Канакина; учебно-методический комплект «Школа России»).

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».

Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:

- формирование основ элементарного графического навыка;

развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;

осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координа­ции устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного(подготовительного), букварного (основного) и пбслзбукварного(заключительного).

Целями изучения блока «Русский язык» являются:

-   ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование! на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

-   формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и пись­менной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочно-: письма как показателя общей культуры человека.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языково­го и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достиже­ние основных целей изучения предмета:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав сле­ва), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно: писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познава­тельного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Добукварныйпериод является введением в систему языкового образования. Его содер­жание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и дру­гая задача - приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и соглас­ных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. Дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом целых букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение написания согласных букв; по­следующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.

Послебукварный(заключительный) период нацелен на отработку навыка каллигра­фического письма.

Блок «Русский язык» представлен в программе следующими содержательными ли­ниями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

- орфография и пунктуация;

развитие письменной речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учи­тывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспе­чивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспе­чивает ориентацию первоклассников в целях, задачах, средствах и значении различных ви­дов речевой деятельности. Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельно­сти заложит основы для овладения письменной формой языка, культурой письменной речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать письменную речь, анализировать свою и оце­нивать чужую речь, создавать собственные письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формирова­нию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формиро­вания универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи, обнаруживать орфограмму, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфограсрический самоконтроль является основой гра­мотного, безошибочного письма.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков ра­боты с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Первоклассники будут рабо­тать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и пред­ставлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: со­общения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позво­ляет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия длятворческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по русско­му языку рассчитана на 165 часов в год при 5 часах в неделю (33 учебные недели).

 

 

учебно-тематический план

Блок «Русский язык. Обучение письму»

 

 

Содержание программного материала

Количество часов

1

Добукварный (подготовительный) период

17ч

2

Букварный (основной) период

66ч

3

Послебукварный (заключительный) период

21 ч

4

Резерв1

11 ч

 

ИТОГО

115 часов

 

Блок «Русский язык»

 

 

Содержание программного материала

Количество часов

1

Наша речь

2ч

2

Текст, предложение, диалог

Зч

3

Слова, слова, слова ...

4ч

4

Слово и слог. Ударение

6ч

5

Звуки и буквы

34ч

7 *

Итоговое повторение

1 ч

 

ИТОГО

50 часов

 

содержание программы (165 часов)

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой  основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, вырабатывается осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка.

 

Блок «Русский язык. Обучение письму» (115 часов) Виды речевой деятельности

 

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие зву- чащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффек-тивного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т,п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, об­ращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации,

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необхо­димого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулиро­вание простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение этой информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требова­ний к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изучен­ными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интерес­ной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение письму

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различаю­щихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определе­ние места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшест­вующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответст­вующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, пред­ложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Ор­фографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктов­ку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой мотори­ки пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для ана­лиза. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, измене­ние их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Блок «Русский язык» (50 часов)

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, оп­ределение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости соглас­ных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный; согласный звон­кий - глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных! звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ) слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со-гласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака пе­реноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование) алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значе-ние которых требует уточнения. Работа с разными словарями.

Подготовка к изучению морфологии. Слова - названия предметов и явлений; слова -названия признаков предметов; слова - названия действий предметов.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

-   разделительный ь;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мне­ния, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, изви­нение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное моно­логическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (опи­сание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных тек­стов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

 

Слова с непроверяемыми написаниями

Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, класс­ный, корова, лисица (лисичка), машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока, ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.

 

требования  к уровню подготовки учащихся

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся научатся:

называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

различать гласные и согласные звуки и буквы;

соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;

четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;

выделять предложения, слова из потока речи;

правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.

К концу изучения блока «Русский язык. Обучение письму» учащиеся получат возмож­ность научиться:

слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

- при письме букв выбирать их соединение с учётом начертания следующей буквы;

- выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый звук (глас­ный / согласный, гласный ударный / безударный, согласный твёрдый / мягкий, звонкий / глухой); строить модель слогового и звукового состава слова;

оценивать качество своего письма; сравнивать самостоятельно написанное с предложенным образцом.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся научатся:

под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания;

различать слово и предложение;

правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном по­рядке;

правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й];

обнаруживать в словах изученные орфограммы;

правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, конец- точкой;

обозначать пробелами границы слов;

писать большую букву в собственных именах;

соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося) одну букву);

правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;

писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова;

не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, щн, нщи др.;

списывать текст и писать текст под диктовку учителя.

К концу изучения блока «Русский язык» учащиеся получат возможность научиться:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или не большого текста);

обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозн^4 чение твёрдости и мягкости, звука [й], пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

правильно писать изученные слова с удвоенными согласными;

под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста);

выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов, видеть несоответствия между их произношением и правописанием;

писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах.

 

планируемые результаты освоения программы

 

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметнь и предметных результатов.

Изучение курса «Русский язык» в первом классе направлено на получение следующих личностных результатов:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностньа ориентации;

-   целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единства и разнообразии природы, народов, культур и религий;

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-   овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-   принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе  в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, соци-альной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для ее решения;

сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 шага) в соответствии с поставленной задачей;

начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооцен­ку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соот­ветствии с целями и задачами;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                   овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, клас­сификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процес­сов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего обра­зования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного пред­мета «Русский язык».

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение определять общую цель и пути её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельно­сти, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление националь­ной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального об­щения;

- позитивное отношение к правильной устной' и письменной речи как показателям об­щей культуры и гражданской позиции человека;

первоначальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, лек­сических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

 - умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов;

- сознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное;

- владение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; а основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

 

 

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

1. Русский язык, учебник для первого класса / Горецкий В.Г., Канакина В.П. - М,: Просвещение, 2012.

2.Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск СD-RОМ), авры: В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.

3. Прописи в 4-х частях / Федосова А.Н. - М.: Просвещение, 2012.

4. Русский язык. 1 класс. Учебник +СD / Канакина В.П. - М.: Просвещение, 2012.

5. Рабочая тетрадь к учебнику Русский язык. 1 класс / Канакина В.П. - М.: Просвешние, 2012.

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Дата

Корректировка

Тема урока

Характеристика

деятельности

Блок «Русский язык. Обучение письму»

1 четверть (45 часов)

Добукварный период (17 часов)

1

2.09

 

Пропись – первая учебная тетрадь.

Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров.

2

3.09

 

Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

 

Подготовка руки к письму. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля), узоров, бордюров.

 

3

4.09

 

Письмо овалов и полуовалов.

Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом. Обводка и штриховка предметных рисунков. Рисование бордюров и чередующихся узоров. Классификация предметов на основе общего признака.

 

4

7.09

 

Рисование

бордюров.

Подготовка руки к письму. Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку.

 

5

8.09

 

Письмо длинных прямых наклонных линий.

Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Воспроизведение эпизода сказки по иллюстрации.

 

6

9.09

 

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи.

 

7

10.09

 

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи.

 

8

11.09

 

Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание (н, п). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Нахождение недостающих деталей в изображённых предметах и воссоздание рисунка по заданному образцу. Рисование дуги.

 

9

14.09

 

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.

 

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов, известных учащимся, букв (и). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков.

 

10

 

 

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.

 

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (п, г, т). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи.

 

11

 

 

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов.

Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи.

 

12

 

 

Строчная и заглавная буквыА, а.

 

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а]. Заглавная буква в именах собственных. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в строчных и прописных буквах. Называние элементов буквыА, а. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

 

 

13

 

 

Строчная и заглавная буквыО, о.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных. Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

 

14

 

 

Строчная и заглавная

буквы и, И.

 

Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. Комментированное письмо слогов и слов с изученными буквами.

 

 

15

 

 

Строчная

буква ы.

 

Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки. Запись с комментированием слога, слова с новой буквой. Заглавная буква в именах собственных.

 

16

 

 

Строчная

буква ы.

Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами. Комментированное письмо слов, содержащих буквы и, ы, и предложений.

 

17

 

 

Строчная и

заглавная

буквыУ, у.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у]. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв. Взаимооценка.

 

Букварный период (66 часов)

 

18

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Н, н.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Письмо слогов и слов с буквами Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с комментированием.

 

19

 

 

Строчная и

заглавная

буквыС, с.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [с], [с’]. Письмо слогов и слов с буквамиС, с. Заглавная буква в именах собственных. Деформированное предложение. Письмо под диктовку.

 

20

 

 

Строчная

буква к.

Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слов с буквамиС, с. Списывание с письменного шрифта. Списывание с рукописного текста. Оформление границ предложения на письме. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по заданной учителем теме.

 

21

 

 

 

Заглавная

буквы К.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров. Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Письмо слогов и слов с буквамиК, к. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме.

 

22

 

 

Строчная и

заглавная

буквыТ, т.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквамиТ, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов.

23

 

 

Строчная и

заглавная

буквыТ, т.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквамиТ, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов.

 

24

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Л, л.

Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. Письмо слогов и слов с буквами Л, л. Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта. Правописание имён собственных. Сравнение предложений с различными видами интонации. Обозначение интонации в письменной речи знаками «!», «?», «.». Оформление границ предложения.

 

25

 

 

Строчная буква р. Заглавная буква Р..

Закрепление написания изученных букв. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Восстановление деформированного предложения. Работа по развитию речи: составление и запись текста из 2–3 предложений по теме, предложенной учителем. Самооценка.

 

26

 

 

Повторение и закрепление изученного

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы.

27

 

 

Строчная и

заглавная

буквыВ, в.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’]. Письмо слогов и слов с буквамиВ, в. Рисование бордюров. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. Списывание с письменного шрифта.

 

28

 

 

Строчная и

заглавная

буквыЕ, е.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос.

 

29

 

 

Строчная и

заглавная

буквы П, п.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы.

 

30

 

 

Строчная и

заглавная

буквы П, п.

Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Составление и запись текста из 2-3-х предложений на тему, сформулированную самими учащимися.

 

31

 

 

Строчная и

заглавная

буквы М, м.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Письмо слогов и слов с буквами М, м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно.

 

32

 

 

Строчная и

заглавная

буквы М, м.

Оформление границ предложения. Запись и интонирование вопросительных предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов.

33

 

 

Строчная и

заглавная

буквы З, з.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’]. Письмо слогов и слов с буквами З, з. Письмо элементов буквы З.

34

 

 

Строчная и

заглавная

буквы З, з.

Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.

35

 

 

Строчная и

заглавная

буквы З, з.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку

36

 

 

Строчная и

заглавная

буквыБ, б.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквамиБ, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно.

37

 

 

Строчная и

заглавная

буквыБ, б.

Различение единственного и множественного числа существительных (один – много). Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений, вопросы.

38

 

 

Строчная и

заглавная

буквыБ, б.

Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквамиБ, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Списывание с печатного шрифта.

39

 

 

Строчная и

заглавная

буквыД, д.

Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквамиД, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. Работа с поговорками.

40

 

 

Строчная и

заглавная

буквыД, д.

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Различение единственного и множественного числа существительных. Списывание с печатного шрифта. Работа с поговорками. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки.

41

 

 

Заглавная

буква Д.

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта.

42

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Я, я.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

43–45

 

 

Резерв.

 

 

 

 

46

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Я, я.

Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

47

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Я, я.

Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я.

48

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Я, я.

Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. Оформление границ предложения. Обозначение буквами а-ятвёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме.

49

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Г, г.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’].

50

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Г, г.

Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу.

Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Дополнение текстов своими предложениями.

51

 

 

Строчная

буква ч.

Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч.

52

 

 

Строчная

буква ч.

Наблюдение над личными местоимениями я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов.

53

 

 

Заглавная

буква Ч.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. Правописание имён собственных. Работа по развитию речи: составление предложений о героях рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей.

54

 

 

Буква ь.

Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного.

55

 

 

Буква ь.

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.

56

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ш, ш.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. Работа с пословицей.

57

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ш, ш.

Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы.

58

 

 

Письмо слогов и слов с изученными буквами.

Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Анализ предложений. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1-2 предложений. Работа по развитию речи: составление рассказа по иллюстрации, запись 2-3-х предложений с комментированием.

59

 

 

Строчная и

заглавная

буквыЖ, ж.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Письмо слогов и слов с буквамиЖ, ж. Правописание сочетаний жи, же. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных), модели.

 

60

 

 

Строчная и

заглавная

буквыЖ, ж.

Списывание с печатного шрифта. Наращивание слов с целью получения новых слов (АннаЖанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низкониже). Запись предложений, оформление границ. Дополнение предложения словом, закодированным в схеме.

61

 

 

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором.

62

 

 

Строчная

буква ё.

Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо слогов и слов с буквой ё.

63

 

 

Строчная

буква ё.

Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Правописание сочетаний жи–ши. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи.

64

 

 

Заглавная

буква Ё.

Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё.

65

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Й, й.

Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Письмо слогов и слов с буквой й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета.

66

 

 

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором.

67

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Х, х.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Письмо слогов и слов с буквами Х, х.

68

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Х, х.

Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён собственных (имена людей). Дополнение предложений словами, закодированными в схемах-моделях.

69

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Х, х.

Списывание с печатного и письменного шрифта. Списывание с печатного текста. Работа с пословицами и поговорками. Запись предложений, оформление границ. Разгадывание кроссворда.

70

 

 

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.

Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. Составление рассказа по поговорке, запись текста из 3–5 предложений.

71

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ю, ю.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у].

72

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ю, ю.

Письмо слогов и слов с буквами Ю, ю. Обозначение на письме звука [j’у] буквами Ю, ю в начале слова и после гласного. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у твёрдости предыдущего согласного.

73

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ю, ю.

Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ.

74

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ц, ц.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование отдельных элементов буквы ц в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Характеристика звука [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц.

75

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ц, ц.

Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками. Интонирование восклицательного предложения. Запись предложений, оформление границ. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку.

76

 

 

Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами.

Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв. Рисование бордюров в широкой строке. Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам.

77-80

 

 

Резервные уроки.

 

3 четверть (45 часов)

81

 

 

Строчная и

заглавная

буквыЭ, э.

Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Письмо слогов и слов с буквамиЭ, э. Указательные местоимения. Правописание сочетания жи.

82

 

 

Строчная и

заглавная

буквыЭ, э.

Правописание имён собственных (имена людей). Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа над деформированным предложением. Обогащение представлений учащихся о мужских именах.

83

 

 

Строчная

буква щ.

Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ.

84

 

 

Строчная

буква щ.

Правописание сочетаний ща, щу. Составление слов из слогов. Списывание с печатного и письменного шрифта. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием.

85

 

 

Заглавная

буква Щ.

Работа по развитию речи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу.

86

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ф, ф.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’].

 

87

 

 

Строчная и

заглавная

буквы Ф, ф.

Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф.

88

 

21.01

Строчные

буквы ь, ъ.

Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ.

89

 

 

Строчные

буквы ь, ъ.

Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта. Рисование бордюрных узоров в широкой строке

90

 

 

Контрольное списывание.

Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил.

Послебукварный период (21 час)

91[1]

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Запись предложений с комментированием. Сопоставление написания слов сел – съел, семь – съем, их фонетический анализ. Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов.

92

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

93

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

94

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

95

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

96

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

97

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

98

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

99

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

100

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

101

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

102

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

103

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

104

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

105

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

106

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

107

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

108

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

109

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

110

 

 

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку.

111

 

 

Контрольное списывание.

Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил.

112-115

 

 

Резервные уроки.

 

Блок «Русский язык» (50 часов)

Наша речь (2 часа)

116

 

 

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.

 

Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника.

117

 

 

Виды речи

(общее представление).

 

Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

118

 

 

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

 

 

Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем тему.

119

 

 

Диалог.

 

Выделение предложения из речи.

Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме.

 

120

 

 

Диалог.

Проверочная работа.

Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога с печатного образца.

Слова, слова, слова… (4 часа)

121

 

 

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов.

Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку.

122

 

 

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

 

Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретение опыта в их различении.

123

 

 

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.

 

Составление рассказа по рисунку. Составление плана рассказа. Подбор заглавия. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш.

124

 

 

Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Проверочная работа.

 

125

 

 

Деление слов на слоги.

 

 

Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них.

126

 

 

Деление слов на слоги.

Проверочная работа.

 

Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Составление слов из слогов. Подбор схемы к слову.

Перенос слов (2 часа)

127

 

 

Правило

переноса слов.

Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов.

128

 

 

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.

Проверочная работа.

Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описа-ниями. Выявление роли прилагательных (без термина) в речи.

Ударение (общее представление) (2 часа)

129

 

 

Ударение. Ударный и безударный слог.

Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём.

130

 

 

Развитиеречи. Коллективное составление содержания основной части сказки.

 

Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки.

Работа со словами с непроверяемым написанием: сорока, собака.

 

Звуки и буквы (34 часа)

131

 

 

Звуки и буквы.

 

 

 

 

 

 

 

Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело.

132

 

 

Русский алфавит, или Азбука.

 

 

 

Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке.

133

 

 

Русский алфавит, или Азбука.

 

 

Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке.

134

 

 

Гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

Работа со словами с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица.

 

135

 

 

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.

 

Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки

(сон-сын).

 

136

 

 

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.

 

Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием: деревня.

136

 

 

Ударные и безударные гласные звуки.

 

 

 

 

Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове.

138

 

 

Ударные и безударные гласные звуки.

 

 

 

 

Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

 

139

 

 

Ударные и безударные гласные звуки.

 

 

 

 

Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов.

140

 

 

Развитиеречи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.

Проверочная работа.

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.

141

 

 

Проверочный диктант.

 

Письмо под

диктовку.

 

142

 

 

Согласные

звуки.

 

 

Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком. Работа со словами с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко.

143

 

 

Слова с

удвоенными согласными.

 

Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными.

144

 

 

Буквы Й и И.

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».

Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку.

145

 

 

Развитиеречи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (восстановление деформированного текста). Запись восстановленного текста.

146

 

 

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

 

Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

147

 

 

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных

звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

149

 

 

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).

150

 

 

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Нахождение мягких согласных звуков в словах.

151

 

 

Согласные звонкие и

глухие.

Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись

 

 

 

 

 

слов под диктовку и с комментированием.

152

 

 

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

153

 

 

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Знакомство с правилом обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах; с особенностями проверяемых и проверочных слов. Работа со словами с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь.

154

 

 

Проверочный диктант.

 

Письмо под

диктовку.

155

 

 

Шипящие согласные звуки.

 

 

 

 

 

 

Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Наблюдение над шипящими согласными звуками: непарными твёрдыми ш, ж; непарными мягкими ч, щ.

156

 

 

Проект «Скороговорки».

Составление сборника «Весёлые скороговорки».

 

Творческая деятельность. Работа со словами с непроверяемым написанием: работа (работать). Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

157

 

 

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

 

 

 

 

Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием.

 

158

 

 

Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с правилом правописания сочетаний: жи–ши, ча–ща, чу–щу. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина.

Развитиеречи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль».

159

 

 

Проверочный диктант.

 

 

Письмо под

диктовку.

160

 

 

Заглавная буква в словах.

 

Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных в тексте. Деление текста на предложения. Письмо под диктовку.

161

 

 

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д.

Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

162

 

 

Проверочная работа.

Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки).

163

 

 

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма).

Творческая деятельность. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения.

164

 

 

Итоговая

проверочная работа.

Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике.

Итоговое повторение (1 час)

165

 

 

Итоговое

повторение.

Отработка написания слов с изученными орфограммами. Обобщение изученного в первом классе.

 

 

 

 

 

 

 


Материально-технические средства для реализации программы

 

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);

– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).

 

Демонстрационные и печатные пособия

– Магнитная доска.

– Наборное полотно.

– Демонстрационное пособие «Картинный словарь».

– Таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык» в первом классе.

– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».

– Набор печатных букв, слогов.

Касса букв и сочетаний.

– Демонстрационные таблицы по русскому для первого класса.

– Демонстрационная таблица «Алфавит».

– Плакат «Правильно сиди при письме».

Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе в цифровой форме).

 

Технические средства обучения

– Персональный компьютер с принтером.

– Ксерокс (по возможности).

– Телевизор с диагональю не менее 72 см.

– Проектор для демонстрации слайдов.

– Мультимедийный проектор.

– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.


 

Скачано с www.znanio.ru



 

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена наосновеФедерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку,

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса составлена наосновеФедерального компонента стандарта начального общего образования по русскому языку,

Добукварный период является введением в систему языкового образования

Добукварный период является введением в систему языкового образования

Первоклассники будут рабо­тать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка)

Первоклассники будут рабо­тать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка)

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции…

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции…

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака пе­реноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака пе­реноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

К концу изучения блока «Русский язык

К концу изучения блока «Русский язык

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметнь и предметных результатов

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметнь и предметных результатов

Русский язык»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной…

Русский язык»; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - умение работать в материальной и информационной…

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: 1

Рисование бордюров и чередующихся узоров

Рисование бордюров и чередующихся узоров

Строчная и заглавная буквы А, а

Строчная и заглавная буквы А, а

Строчная буква к .

Строчная буква к .

Повторение и закрепление изученного

Повторение и закрепление изученного

Строчная и заглавная буквы

Строчная и заглавная буквы

Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки

Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки

А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей

А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей

Письмо слогов и слов с буквой ё

Письмо слогов и слов с буквой ё

Ю, ю. Правописание имён собственных (имена людей)

Ю, ю. Правописание имён собственных (имена людей)

Ф, ф. Сравнение строчной и заглавной букв

Ф, ф. Сравнение строчной и заглавной букв

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Развитие речи . Составление текста по рисунку и опорным словам

Развитие речи . Составление текста по рисунку и опорным словам

Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности

Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое»

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое»

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки»

Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки»

Рабочая программа по предмету "Русский язык", 1 класс

Рабочая программа по предмету "Русский язык", 1 класс

Материально-технические средства для реализации программы

Материально-технические средства для реализации программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2020