пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, И.П. Фрейтаг, Н.В. Добромысловой, Н.В. Шипиловой «Технология. 1-4 классы».
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий.
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Цели изучения предмета «Технология»:
- приобретение личного опыта как основы познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
В качестве основных задач, решаемых при изучении курса «Технология» выделяются:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами других народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позициям других;
- формирование целостной картины мира, материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
1) внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих цепепопатание, планирование, умение составлять план и применять его для решения учебной задачи, прогнозирование (предсказывание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию, оценку;
2) умений переносить освоенные в проектной деятельности теоретические технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, на технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других дисциплин;
3) коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.
4)первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнения технологии изготовления любь* изделий;
5) первоначальных умений поиска, проверки необходимой информации, её передачи, преобразования, хранения информации, а также навыков использования компьютера;
6) творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которая обеспечивает переход внешних действий вс внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацие. (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоения системь знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесса развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе в качестве особых элементов содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя - к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
- знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
-овладение инвариантными составляющими (способами работы) технологических операций разметки, раскроя, сборки, отделки;
- первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
- знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
- изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
- осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
- проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
- использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
- знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
- изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы. Проектная деятельность и работа с технологическими картами формируют у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека, созидателя материальных ценностей и творца среды обитания, в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются: дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.
На изучение технологии в первом классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Давайте познакомимся |
3
|
2 |
Человек и земля |
20 |
3 |
Человек и вода |
3 |
4 |
Человек и воздух |
3 |
5 |
Человек и информация |
3 |
|
Резерв |
1 |
|
ИТОГО |
33 |
содержание программы
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т.д.) разных народов России. Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т.п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения дета
лей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля),, выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.
требования к уровню подготовкиучащихся
В результате изучения курса «Технологии» первоклассник научится:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего их использования в собственной художественно-творческой деятельности;
- осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания;
- выполнять разметку деталей изделия по шаблону;
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- использовать для творческих работ различные виды бумаги и картона, природный материал, ткани и нитки растительного и животного происхождения, выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей изделия;
- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.
Первоклассник получит возможность научиться:
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;
- демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений:
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- объяснять на доступном для первоклассника уровне свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
- совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- планировать практическую деятельность на уроке;
- с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
- предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
- работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения: - добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в первом классе является формирование следующих умений.
Основы культуры труда, самообслуживания:
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- понимание общих правил создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическая выразительность;
- анализ предлагаемой информации, планирование предстоящей практической работы, осуществление корректировки хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты:
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы) и колющими (игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Конструирование и моделирование:
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу, образцу и доступным заданным условиям.
Практика работы на компьютере:
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания.
календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Корректировка |
Тема урока |
Характеристика деятельности |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
1 четверть (9 часов) |
|
|||||||||||||||||||
Давайте познакомимся (3 часа) |
|
|||||||||||||||||||
1 |
|
|
Как работать с учебником? Я и мои друзья.
|
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями; критериями оценки изделия по разным основаниям. |
||||||||||||||||
2 |
|
|
Материалы и инструменты. Организация рабочего места. |
Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Подготовка рабочего места. Размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места. |
||||||||||||||||
3 |
|
|
Что такое технология? |
Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесс изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология. |
||||||||||||||||
Человек и земля (20 часов) |
|
|||||||||||||||||||
4 |
|
|
Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев» |
Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Вы- полнение аппликации по заданному образцу. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
5 |
|
|
Пластилин. Из- делие: апплика- ция из пласти- лина «Ромаш- ковая поляна». |
Знакомство со свой- ствами пластилина. Приёмы работы с пластилином. Выпол- нение аппликации из пластилина. Исполь- зование рубрики «Во- просы юного техноло га» для организации своей деятельности и её рефлексии |
||||||||||||||||
6 |
|
|
Пластилин. Изделие: «Мудрая сова». |
её рефлексии. Изготовление изделия из природного мате- риала с использова- нием техники соеди- нения пластилином. Составление темати ческой композиции. |
||||||||||||||||
7 |
|
|
Растение. Получение и сушка семян |
Знакомство с частями растений. Знакомство с профессиями, связанными с земледелеем. Получение и сушка семян |
||||||||||||||||
8 |
|
|
Проект «Осен- ний урожай» .Изделие: «Овощи из пла- стилина». |
Осмысление этапов проектной деятельно сти (на практическом уровне). Использова- ние рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Приоб ретение первичных навыков работы над проектом под руково дством учителя. |
||||||||||||||||
9 |
|
|
Бумага. Изделие: «Волшебные фигуры». |
Знакомство с видами и свойствами бумаги. Знакомство с исполь- зованием бумаги и правилами экономного её расходования; приёмами и способами работы с бумагой; правилами безопасной работы ножницами. |
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||
2 четверть (7 часов) |
|
|||||||||||||||||||
10 |
|
|
Бумага. |
Знакомство с прави- |
||||||||||||||||
|
|
|
- Изделие: |
лами разметки при |
||||||||||||||||
|
|
|
«Закладка из |
помощи шаблона и |
||||||||||||||||
|
|
|
бумаги». |
сгибанием, соедине- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ние деталей изделия |
||||||||||||||||
|
|
|
|
при помощи клея. Со- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ставление симмет- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ричного орнамента из |
||||||||||||||||
|
|
|
|
геометрических фи- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
гур. Использование |
||||||||||||||||
|
|
|
|
различных видов ма- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
териалов при изго- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
товлении изделий. |
||||||||||||||||
11 |
|
|
Насекомые. |
Знакомство с видами |
||||||||||||||||
|
|
|
Изготовление |
насекомых. Использо- |
||||||||||||||||
|
|
|
изделия из раз- |
вание человеком про- |
||||||||||||||||
|
|
|
личных мате- |
дуктов жизнедеятель- |
||||||||||||||||
|
|
|
риалов (при- родные, бросо- |
ности пчёл. Состав- ление плана изготов- |
||||||||||||||||
|
|
|
вые материалы, пластилин, краски). Изде- лие: «Пчёлы и |
ления изделия по об- разцу на слайдах. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
соты». |
|
||||||||||||||||
12 |
|
|
Дикие животныеные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж». |
Знакомство с техни- кой коллажа. Изготов- ление аппликации из журнальных вырезок в технике «коллаж». Знакомство с прави- лами работы в паре. |
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
13 |
|
|
Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году». Изделие «Украшение на ёлку», «Украшение на окно» |
Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределе- ние ролей, представ- ление работы классу, оценка готового изде- лия. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бу- маги. Раскрой бумаги без ножниц (обрыв по контуру). Приклеива- ние бумажного изде- лия мыльным раство- ром к стеклу. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
14 |
|
|
Домашние животные. Изделие: «Котёнок». |
Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закре- пление навыков рабо- ты с пластилином. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
15-16 |
|
|
Такие разные дома. Изделие: «До- мик из веток». |
Знакомство с видами домов и материалами, применяемыми при их постройке. Практиче- ская работа по определению свойств гофрокартона. Изготовление макета дома с использованием гофрокартона и природных мате- риалов. |
||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
3 четверть (9 часов) |
|
|||||||||||||||||||
17 |
|
|
Посуда. |
Знакомство с видами |
||||||||||||||||
|
|
21.01 |
Проект «Чайный |
посуды и материала- |
||||||||||||||||
|
|
|
сервиз». |
ми, из которых её из- |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделия: «Чаш- |
готавливают. Серви- |
||||||||||||||||
|
|
|
ка», «Чайник», |
ровка стола и правила |
||||||||||||||||
|
|
|
«Сахарница». |
поведения за столом |
||||||||||||||||
|
|
|
|
при чаепитии. Изго- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
товление разных из- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
делий по одной техно- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
логии из пластилина. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
Работа в группах при |
||||||||||||||||
|
|
|
|
изготовлении изделий |
||||||||||||||||
|
|
|
|
для чайного сервиза. |
||||||||||||||||
18 |
|
|
Свет в доме. |
Знакомство с разно- |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделие: |
образием освети- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Торшер». |
тельных приборов в |
||||||||||||||||
|
|
|
|
доме. Изготовление |
||||||||||||||||
|
|
|
|
модели торшера, за- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
крепление навыков |
||||||||||||||||
|
|
|
|
вырезания окружно- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
сти. Знакомство с пра- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
вилами безопасной |
||||||||||||||||
|
|
|
|
работы шилом. |
||||||||||||||||
19 |
|
|
Мебель. Изде- |
Знакомство с видами |
||||||||||||||||
|
|
|
лие: «Стул». |
мебели и материалами, |
||||||||||||||||
|
|
|
|
которые необходимы |
||||||||||||||||
|
|
|
|
для её изготовления. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
Освоение правил са- мообслуживания (убор- ка комнаты и уход за мебелью). Изготовле- ние модели из гофри- рованного картона. |
||||||||||||||||
20 |
|
11.02 |
Одежда,ткань, нитки. Изделие: «Кукла |
Знакомство с видами одежды, её назначени- ем и материалами, из |
||||||||||||||||
|
|
|
из ниток». |
которых её изготавли- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
вают; способами соз- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
дания одежды. Виды |
||||||||||||||||
|
|
|
|
тканей и нитей, их со- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
став, свойства, назна- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
чение и применение в |
||||||||||||||||
|
|
|
|
быту и на производст- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ве. Создание разных |
||||||||||||||||
|
|
|
|
видов кукол из ниток по |
||||||||||||||||
|
|
|
|
одной технологии. |
||||||||||||||||
21 |
|
|
Учимся шить. |
Знакомство с прави- |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделия: |
лами работы иглой. |
||||||||||||||||
|
|
|
«Строчка |
строчки стежков с пе- |
||||||||||||||||
|
|
|
стежков с пе- |
ревивом змейкой, |
||||||||||||||||
|
|
|
ревивом змей- |
строчки стежков с пе- |
||||||||||||||||
|
|
|
кой» «Строчка |
ревивом спиралью. |
||||||||||||||||
|
|
|
стежков с пе- |
Использование раз- |
||||||||||||||||
|
|
|
ревивом спира- |
для оформления из- |
||||||||||||||||
|
|
|
лью», «Заклад- |
делия. |
||||||||||||||||
|
|
|
ка с вышивкой». |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
22 |
|
|
Учимся шить. |
Пришивание пуговицы |
||||||||||||||||
|
|
|
«Пришиваем |
с двумя и четырьмя |
||||||||||||||||
|
|
|
пуговицу с |
отверстиями. |
||||||||||||||||
|
|
|
двумя отвер- |
|
||||||||||||||||
|
|
|
стиями». |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
23 |
|
|
Учимся шить. |
Пришивание пуговицы |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделие: |
с двумя и четырьмя |
||||||||||||||||
|
|
|
«Медвежонок». |
отверстиями. Оформ- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ление игрушки при |
||||||||||||||||
|
|
|
|
помощи пуговиц. |
||||||||||||||||
24 |
|
|
Передвижение по земле. Изделие: «Тачка». |
Знакомство со сред- ствами передвижения в различных климати- ческих условиях. Зна- комство с конструкто- ром, его деталями и приёмами соединения деталей. Изготовле- ние из конструктора модели тачки. |
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
Человек и вода (3 часа) |
|
|||||||||||||||||||
25 |
|
|
Вода в жизни |
Осмысление значи- |
||||||||||||||||
|
|
|
человека. |
мости воды для чело- |
||||||||||||||||
|
|
|
Вода в жизни |
века и растений. Вы- |
||||||||||||||||
|
|
|
растений. |
ращивание растений |
||||||||||||||||
|
|
|
Проращивание |
и уход за комнатными |
||||||||||||||||
|
|
|
семян. |
растениями. Прове- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
дение эксперимента |
||||||||||||||||
|
|
|
|
по определению |
||||||||||||||||
|
|
|
|
всхожести семян. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
Проращивание семян. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
26 |
|
|
Питьевая вода. |
Изготовление макета |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделие: |
колодца из разных мате- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Колодец». |
риалов (бумага и при- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
родные материалы). |
||||||||||||||||
|
|
|
|
Анализ конструкции из- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
делия, создание модели |
||||||||||||||||
|
|
|
|
параллелепипеда при |
||||||||||||||||
|
|
|
|
помощи шаблона раз- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
вёртки и природного ма- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
териала (палочек). Соз- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
дание композиции на |
||||||||||||||||
|
|
|
|
основе заданного в |
||||||||||||||||
|
|
|
|
учебнике образца. |
||||||||||||||||
27 |
|
|
Передвижение |
Знакомство со значе- |
||||||||||||||||
|
|
|
по воде. Проект: |
нием водного транс- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Речной флот». Изделия: «Ко- раблик из бума- ги», «Плот». |
порта для жизнедея- тельности человека. Знакомство со спосо- бами сборки плота. Создание из бумаги модели плота. Созда- ние фигуры цилинд- рической формы из |
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||
Человек и воздух (3ч) |
|
|||||||||||||||||||
28 |
|
|
Использование |
Осмысление значи- |
||||||||||||||||
|
|
|
ветра. Изделие: |
мости воды для чело- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Вертушка». |
века и растений. Вы- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ращивание растений |
||||||||||||||||
|
|
|
|
и уход за комнатными |
||||||||||||||||
|
|
|
|
растениями. Прове- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
дение эксперимента |
||||||||||||||||
|
|
|
|
по определению |
||||||||||||||||
|
|
|
|
всхожести семян. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
Проращивание семян. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
29 |
|
|
Полёты птиц. |
Зннкомснич пмд, 1ми |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделие: |
птиц. Зак|)1мпк:мие наиы- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Попугаи». |
ков работы с бумагой. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
Знакомство со способом |
||||||||||||||||
|
|
|
|
создания мозаики с ис- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
пользованием техники |
||||||||||||||||
|
|
|
|
«рваная бумага». Зна- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
комство со способами |
||||||||||||||||
|
|
|
|
экономного расходова- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ния материала при вы- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
полнении техники «рва- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ная бумага». Выполне- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ние деталей для мозаики |
||||||||||||||||
|
|
|
|
в группе. |
||||||||||||||||
30 |
|
|
Полёты |
Знакомство с видами |
||||||||||||||||
|
|
|
человека. |
летательных аппара- |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделия: |
тов. Моделирование. |
||||||||||||||||
|
|
|
«Самолёт», |
Изготовление моде- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Парашют». |
лей самолёта и пара- шюта. Закрепление умений работать с бу- магой в технике ори- гами, размечать по шаблону. Оформле- ние изделия по собст- венному замыслу. |
||||||||||||||||
Человек и информация (3 часа) |
|
|||||||||||||||||||
31 |
|
|
Способы |
Изучение способов |
||||||||||||||||
|
|
|
общения. |
общения и получения |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделия: |
информации. Закреп- |
||||||||||||||||
|
|
|
«Письмо на |
ление способов рабо- |
||||||||||||||||
|
|
|
глиняной до- |
ты с бумагой, карто- |
||||||||||||||||
|
|
|
щечке», «За- |
ном, глиной. Созда- |
||||||||||||||||
|
|
|
шифрованное |
ние рисунка на пла- |
||||||||||||||||
|
|
|
письмо». |
стичном материале |
||||||||||||||||
|
|
|
|
при помощи продав- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ливания. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
32 |
|
|
Важные теле- |
Знакомство со спосо- |
||||||||||||||||
|
|
|
фонные номера. |
бами передачи ин- |
||||||||||||||||
|
|
|
Изделие: «Важ- |
формации. Перевод |
||||||||||||||||
|
|
|
ные телефон- |
информации в знако- |
||||||||||||||||
|
|
|
ные номера». |
во-символическую сис- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
тему. Осмысление |
||||||||||||||||
|
|
|
|
значения дорожных |
||||||||||||||||
|
|
|
|
знаков для обеспече- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ния безопасности. Оп- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ределение безопасно- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
го маршрута от дома |
||||||||||||||||
|
|
|
|
до школы, его графи- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ческое отображение. |
||||||||||||||||
33 |
|
|
Компьютер. |
Изучение компьютера |
||||||||||||||||
|
|
|
|
и его частей. Освое- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ние правил пользова- |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ния компьютером. |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||
|
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
• обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организация опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
• создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
•создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные и печатные пособия
•Магнитная доска.
• Таблицы демонстрационные «Технология обработки ткани», «Виды швов», таблицы демонстрационные «Технология обработки бумаги и картона».
таблицы демонстрационные «Технология организации рабочего места (для работы с разными материалами)».
•Альбомы демонстрационного и раздаточного материала: коллекции «Бумага и картон», «Хлопок», «Шерсть», нпаборы муляжей «Овощи», «Фрукты».
Учебно-практическое оборудование
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой
•Набор демонстрационных материалов, коллекции (в соответствии с программой).
•Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.
•Заготовки природного материала.
• Наборы металлического конструктора.
I
Технические средства обучения
•Персональный компьютер с принтером. Ксерокс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.