Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы.

  • doc
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по проектной деятельности 1-4 классы.
Иконка файла материала темы проектная.doc

 

              

Содержание:

 

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………….……..2

Формы проведения внеурочных занятий……………………………………………………………………………………………………......2

Формы деятельности…………………………………………………………………………………………………………………...................2

Основные направления…………………………………………………………………………………………………………..………..………3

Цель……………………………………………………………………………………………………………………………………………...…3

Содержание курса…………………………………………………………………………………………………………………………………………3

Ожидаемые результаты…………………………………………………………………………………………………………………………………...7

Требования к уровню подготовки учащихся……………….……………………………………………………………………………………………8

Тематическое планирование 1 класс   ……………………………………………………………………………………………………………9

Тематическое планирование 2 класс..…………………………………………………………………………………………………………...14

Тематическое планирование 3 класс ……………………………………………………………………………………………………...…….17

Тематическое планирование 4 класс……….……………………………………………………………………………………………….…...20

Литература………………………………………………………………………………………………………………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Курс «проектной деятельности»  является дополнением  учебного предмета «Окружающий мир». Составлен на основе  Программы

 4-х летней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2010г.

 

Особая значимость этого интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.   Основные учебно-воспитательные задачи курса сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

·                    последовательное формирование у школьников  умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

·                    изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

·                    воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

·                    охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

Содержание курса построено таким образом, что знания учащихся  находят применения в учебном процессе,  дополняя и углубляя учебный материал.

 

Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания), работа с цифровым микроскопоком.

 

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность.

Полученные знания и практический опыт учащихся. Примером таких работ являются  - фотографии растений,  засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта, коллективный плакат «Правила поведения в природе» и т.д.

            Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (1 класс – 33ч, 2-4 кл. по 35ч.)

 

Основные направления – научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

            Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества  и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.

            Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

            - во-первых, она имеет краеведческую направленность;

            - во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года;

            - в-третьих, проектная деятельность может носить как групповой (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки),  так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий – наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни, экскурсии с родителями и т.д.).

            Курс проектной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты,  заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

 

            Продолжительность курса – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю

  (33 ч – 1-й класс; 35 ч – 2-й класс, 35ч – 3-й класс, 35 ч – 4-й класс).

 

Содержание курса «проектная деятельность»

 

1класс. (33часа)

 

Изучение природы родного края (27 часов)

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения), кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие рсатения), дикорастущие растения региона, культурные растения ( садовые деревья, кустарники, травянистые растения), деревья, кустарники, травянистые растения края, занесённые в Красную книгу.

Правила техники безопасности ( 4 часа )

Правила поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к  природе)

Научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» (2 часа)

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

 

2 класс  (35 часов)

 

Домашние животные (9 часов)

Домашние животные вокруг нас. Деление их на группы. Живой уголок. Заочное путешествие. Про кошек и собак. Рассказ о своём любимце. Про хомячков. Наблюдение за  домашними птицами. Волнистый попугайчик. Северные олени. Помощь человеку. Пчёлы. Заочное путешествие на пасеку. «Домашние животные. Живой уголок» Тест. Готовимся к школьной олимпиаде по теме «Домашние животные»

 

Растения твоего региона (9 часов)

Цветковые и хвойные растения нашего края. Как деревья рассказывают о своём возрасте? Как узнать хвойные деревья? Сибирская сосна. Работа с гербарием. Чем удивительны листья папоротника? Размножение растений. Расселение без семян. Зачем луку луковица? Почему у луковицы чеснока зубков много? Картофель. Откуда хлеб на столе?  Как сеют хлеб? Как хлеб убирают? Заочное путешествие. Готовимся к школьной олимпиаде по теме «Растения твоего региона»

Местные виды птиц  (7 часов)

Птицы нашего края. Перелётные и оседлые. Зачем  птицам перья? Что птицы едят? Насекомоядные птицы. Кормит ли песня соловья?

Что на обед у кукушки? Лесной доктор – дятел. Готовимся к школьной олимпиаде по теме « Местные виды птиц»

Природоохранительная деятельность человека в твоём крае  (7 часов)

Человек в ответе не только за тех, кого приучил! Защита животных своего края. Помощь птицам своего края. Изготовление кормушек.

Охраняется законом! Красная книга. Разработка и подготовка знаков охраны природы. Продукты питания. Их польза и вред здоровью человека.  Природа – среда для закаливания организма.  Режим дня школьника. Готовимся к школьной олимпиаде по теме «Природоохранительная деятельность человека».

Научный клуб младших школьников « Мы и окружающий мир» (3 часа)

Заполнение адресов на конвертах. Выбор тестовых вступительных заданий. 0ценивание достижений

 

3 класс  (35 часов)

 

Вводный урок (1)

Письмо от Кости, Маши и Миши Членам клуба «Мы и окружающий мир». Знакомство с направлениями проектной деятельности школьников.

Изображение земли на глобусе (3)

О чём рассказывает глобус? Тайны в названиях пяти океанов. Тайны шести материков.

Географическая карта (2)

Как появились географические карты.О чём рассказывают географические карты.

Ориентирование на местности (1)

Про магнит и компас. Живые компасы.

Подведение итогов (1)

Глобус, карта, ориентирование на местности. Готовимся к школьной олимпиаде.

Вода (4 )

Свойства воды. Чудесные превращения воды в природе. Вода – растворитель. Растворы в природе. Опыты. Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения. (колодец,  водопроводный кран)

Подведение итогов (1)

Свойства воды. Готовимся к школьной олимпиаде.

Воздух (3 )

Воздух. Свойства воздуха. Движение воздуха

Подведение итогов (1)

Воздух. Готовимся к школьной олимпиаде.

Погода (2)

Погода. Условные обозначения для  ведения «Дневника наблюдений» Погода твоего региона. Работа с» Дневниками наблюдений»

Подведение итогов (1)

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир»

Полезные ископаемые ( 3)

Полезные ископаемые и  их  свойства. Полезные ископаемые твоей местности. Уголь – богатство Кузбасса. Экскурсия в музей «Красная горка»

Почвы( 2)

Почва и её состав. Что растения получают из почвы? Зачем и как люди заботятся о почве

Природные сообщества(3)

Природные сообщества своей местности. Природные сообщества своей местности. Экскурсия в Краеведческий музей.

Памятники древнерусских городов (2)

Памятники древнерусских городов (Золотое кольцо России).

Достопримечательности родного края (2)

Достопримечательности родного края. (Индивидуальные сообщения, презентации) Достопримечательности родного края. Экскурсия по городу Кемерово

Подведение итогов (3)

Полезные ископаемые. Почва. Природные сообщества Готовимся к школьной олимпиаде ( в группах). Школьная олимпиада  «Окружающий меня мир». Оценивание  достижений

 

4 класс  (35 часов)

 

Вводный урок (1)

Письмо руководителей клуба младшим школьникам. Знакомство с направлениями проектной деятельности школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

Сезонные обряды (игры) твоего региона (4)

Сезонные обряды твоего региона. Сезонные игры твоего региона. Экскурсия в краеведческий музей «Сезонные обряды и игры твоего региона». Заседание школьного клуба «Сезонные обряды и игры твоего региона»

Родной край на политико-административной (физической) карте России (1)

Политико-административная карта России. Практическая работа.

Местное время (4)

Карта родного края. Мой край на карте. Индивидуальные презентации. Заседание школьного клуба «Мой край на карте». Готовимся к школьной олимпиаде

Поверхность и водоёмы родного края (3)

Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Уральские горы. Реки и озёра родного края. Заочная экскурсия на реку Томь.

Заседание школьного клуба  "Поверхность и водоемы родного края"

Полезные ископаемые твоего края (3)

 Карта полезных ископаемых России. Нефть. Природный газ. Месторождения полезных ископаемых на карте России. Каменный уголь. Железные руды. Заседание школьного клуба «Полезные ископаемые твоего края». Готовимся к школьной олимпиаде.

Растения и животные твоего края (4)

Заочная экскурсия в парк. Индивидуальные сообщения-презентации. Заочная экскурсия в лес. Индивидуальные сообщения-презентации. Заочная экскурсия на поле. Индивидуальные сообщения-презентации. Заседание школьного клуба «Растения и животные твоего края». Готовимся к школьной олимпиаде.

Народные промыслы твоего края (7)

Богородская резная игрушка – Богородское. Гжельская керамика – Гжель. Дымковская игрушка – Киров. Керамика – Глазов. Изделия из бересты и лыка – Сыктывкар. Русская матрёшка – Абрамцево. Резьба по дереву – Абрамцево. Роспись по дереву – Городец, Хохлома. Роспись по металлу – Жостово. Кружево – Вологда, Елец. Платки из Павловского Посада – Павловский Посад. Пуховые платки – Оренбург.

Экскурсия в краеведческий музей. Заседание школьного клуба «Народные промыслы твоего края»

Заповедные места твоего края (5)

Асраханский, Байкальский, Дарвинский заповедники. Индивидуальные сообщения – презентации. Кавказский, Курильский Приокско-Террасный заповедники. Индивидуальные сообщения – презентации. Уссурийский, Таймырский, Центрально чернозёмный заповедники. Индивидуальные сообщения – презентации. Национальные парки. Лосиный Остров, Мещёрский, Сочинский. Индивидуальные сообщения – презентации. Заседания школьного клуба «Заповедные места нашего края»

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» (3)

Подведение итогов исследовательской деятельности детей.  Школьная олимпиада «Окружающий мир вокруг нас».  Игра-викторина  «Мы и окружающий мир»

 

 

 

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты и универсальные учебные действия:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;

• формулировать самому простые правила поведения в природе;

• осознавать себя гражданином России;

• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;

• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;

• уважать иное мнение;

• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;

• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);

• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;

• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

• предполагать, какая информация нужна;

• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

• сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

• выбирать основания для  сравнения, классификации объектов;

• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

• выстраивать логическую цепь рассуждений;

• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

•  предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

·                    Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

·                    Целеполагать (ставить и удерживать цели);

·                    Планировать (составлять план своей деятельности);

·                    Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

·                    Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

·                    Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Проектная деятельность 1 класс

Всего: 33 учебных часа,   33  учебных недели,  1  час в неделю

 

Проектная деятельность по созданию пособий, цель которых изучение природы родного края.

             Конечный результат первого года занятий учащихся – «Определитель растений родного края».

«Определитель растений родного края»  –  коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (результат работы коллектива – «Определитель растений»).

Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Учебник, 1 класс, «Окружающий мир»;  Тетрадь для самостоятельных работ, 1 класс Окружающий мир»; хрестоматия, 1 класс «Окружающий мир».

 

п/п

Название   темы

Кол-во

часов

Календарная

неделя

Форма контроля

(примеч.)

(У) учебник,  (Т) тетрадь ,

 (Х) хрестоматия

Форма организации внеурочной деятельности /форма занятия

1-3

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)

3

1

2

3

У – 18-23, 26-27 (иллюстрации растений и их листьев); Т – 20; природные объекты

Групповая и индивидуальная деятельность /аудиторное занятие в учебном кабинете

4-6

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения)

3

4

5

6

У – 60 (иллюстр.)

Т -  9

Х – 8, 47, 48,68; природные объекты

 Групповая и индивидуальная деятельность/аудиторное занятие в учебном кабинете

7-10

Техника безопасности: правила   поведения в лесу, в парковой зоне; правила передвижения, правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе).

4

7

8

9

10

У – 63 (иллюст.)

Х –74,75

Коллективная и индивидуальная деятельность/ аудиторное занятие в учебном кабинете  (индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита)  

11-17

Дикорастущие растения региона

7

11,12,13,14,15,16,17

Природные объекты

Коллективная и индивидуальная деятельность / экскурсия в осенний лес, парк, ботанический сад, пришкольный участок

18-24

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения)

7

18,19,20,21,22,23,24

Природные объекты, интернет, справочники

общение с родителями

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации;  экскурсия на садовый участок; аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений во время экскурсии) и оценка презентаций

25-31

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России 

7

25,26,27,28,29.30,31

Природные объекты,

интернет, справочники,

Красная книга России;

общение с родителями

Индивидуальная и коллективная деятельность / домашнее задание – работа с источниками информации;  экскурсия в заповедник; аудиторное занятие: презентации (отчеты по результатам работы с источниками информации и наблюдений) и оценка презентаций

32-33

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

2

32,33

У – 74-77

Коллективная и индивидуальная деятельность/аудиторное занятие выполнение вступительных заданий

 

Примечание 1. Подготовка к внеурочным занятиям

            Заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), а также отбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. 

            Для аудиторных занятий подготавливаются –  осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников. 

Содержание деятельности учащихся

Тема 1. «Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения)»

            Аудиторные занятия (2 ч): Классификация листьев деревьев (  дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более трех – четырех деревьев)по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях).Определение названия деревьев по их листьям.

            Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».      

            Примечание 2.

Целесообразно подготовить осенние листья и выкройки листьев тех растений, которые наиболее распространены в данном крае.

           

Тема 2.  «Кустарники региона (дикорастущие растения)»

            Аудиторные занятия (2 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.          

            Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание 3.

Целесообразно подготовить листья  (выкройки) крушины, бересты, дикой  малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более трех-четырех наименований).

           

Тема 3. «Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии, правила   поведения в лесу (парковой зоне), правила гигиены.  Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)».

            Аудиторные занятия (2 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе  (лесу, парке, ботаническом саду и др.),   правилах гигиены. Ознакомление  с образцами предупредительных знаков, например, «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не раззоряйте муравейники» и т.д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме  викторины «Отгадываем предупредительные знаки»).

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

            Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

            Примечание 4.

Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.

 

Тема 4. «Дикорастущие растения региона»

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей – экскурсия (4 ч). Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне  и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. фотографирование родителями учащихся класса в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов -  деревьев, кустарников, их листьев и семян.. Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

Аудиторные занятия (2 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

 Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами (Раздел 1. «Дикорастущие растения региона»:  «Деревья родного края». « Кустарники родного края»)        

Примечание 5.

На экскурсии детям понадобятся планшеты, цветные карандаши, альбомные листы, емкости для собранных листьев и плодов растений.

 

Тема 5. «Культурные растения (садовые деревья и кустарники региона)»

            Внеаудиторное занятие с привлечением родителей.

Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами – родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации  в интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона)

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Экскурсия (4 ч). Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений,  сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) детей в процессе сбора природных объектов  и природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета  о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций  «Плодовые растения региона».

Аудиторные занятия (2 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия.  Отбор лучших в пособие «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. ««Плодовые растения региона»).

 

Тема 6: «Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России»

            Внеаудиторное занятие (самостоятельная работа): поиск информации в интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

            Внеаудиторное занятие  с привлечением родителей (4 ч). Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник  (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из видов исчезающих деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное занятие (с привлечением родителей). Подготовка отчета  в форме рисунков, фотографий, картотек  растений родного края, нуждающихся в защите.

            Аудиторные занятия (2 ч)– отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона»

 Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями ( Раздел 3. «Редкие и исчезающие растения нашего региона»).

 

Тема 7: «Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

             Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из  шести предложенных и их выполнение.

            Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенном для ответа из клуба).

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Проектная деятельность 2  класс

Всего: 35 учебных часов,   35  учебных недель,  1  час в неделю.

           

 Конечный результат второго  года занятий учащихся – пособие для  проектной деятельности учащихся «Опыты, наблюдения, эксперименты»  –  коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов  проведенного опытов, экспериментов, наблюдений  с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов  в режиме выполнения домашнего задания).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – методическое пособие  для внеурочной деятельности учащихся 2-го класса  «Опыты, наблюдения, эксперименты»).

            Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (35 ч.)

Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Учебник, 1 класс, «Окружающий мир»;  Тетрадь для самостоятельных работ, 1 класс «Окружающий мир»; хрестоматия, 1 класс «Окружающий мир»; учебник, 2 класс, «Окружающий мир»;  Тетрадь для самостоятельных работ, 2 класс «Окружающий мир»; хрестоматия, 2 класс «Окружающий мир»

 

п/п

Название   темы

Кол-во

часов

Календарная

неделя

Форма контроля

(примеч.)

(У) учебник,  (Т) тетрадь ,  (Х) хрестоматия

 

Домашние животные

9

 

29-41 (У, ч.2), 26 (Т), 4 (Х)

1.

Домашние животные вокруг нас. Деление их на группы.

 

1

1 неделя

 

2.

Живой уголок. Заочное путешествие.

 

1

2 неделя

 

3.

Про кошек и собак. Рассказ о своём любимце.

 

1

3 неделя

 

4.

Про хомячков.

 

1

4неделя

 

5.

Наблюдение за  домашними птицами. Волнистый попугайчик.

1

5 неделя

 

6.

Северные олени. Помощь человеку.

 

1

6 неделя

 

7.

Пчёлы. Заочное путешествие на пасеку.

 

1

7 неделя

 

8.

«Домашние животные. Живой уголок» Тест

 

1

8 неделя

 

9.

Готовимся к школьной олимпиаде по теме «Домашние животные»

1

9 неделя

 

 

Растения твоего региона

9

 

73-107 (У)., 29-61 (Т),39-62 (Х)

10.

Цветковые и хвойные растения нашего края.

 

1

10 неделя

 

11.

Как деревья рассказывают о своём возрасте?

 

1

11 неделя

 

12.

Как узнать хвойные деревья? Сибирская сосна. Работа с гербарием.

1

12 неделя

 

13

Чем удивительны листья папоротника?

 

1

13 неделя

 

14.

Размножение растений. Расселение без семян.

 

1

14 неделя

 

15.

Зачем луку луковица? Почему у луковицы чеснока зубков много?

1

15 неделя

 

16.

Картофель

1

16 неделя

 

17.

Откуда хлеб на столе?  Как сеют хлеб? Как хлеб убирают? Заочное путешествие.

1

17 неделя

 

18.

Готовимся к школьной олимпиаде по теме «Растения твоего региона»

1

18 неделя

 

 

Местные виды птиц

7

 

21 (У),  16-18 (Т),,89-95 (Х)

19.

Птицы нашего края. Перелётные и оседлые.

 

1

19 неделя

 

20.

Зачем  птицам перья?

 

1

20 неделя

 

21.

Что птицы едят? Насекомоядные птицы.

 

1

21 неделя

 

22.

Кормит ли песня соловья?

 

1

22 неделя

 

23.

Что на обед у кукушки?

 

1

23 неделя

 

24.

Лесной доктор – дятел.

 

1

24 неделя

 

25.

Готовимся к школьной олимпиаде по теме « Местные виды птиц»

1

25 неделя

 

 

Природоохранительная деятельность человека в твоём крае

7

 

61, 63 (У), 38-39 (Т), 74-75 (Х)

26.

Человек в ответе не только за тех, кого приучил! Защита животных своего края.

1

26 неделя

 

27

Помощь птицам своего края. Изготовление кормушек.

1

27 неделя

 

28

Охраняется законом! Красная книга.

1

28 неделя

 

29

Разработка и подготовка знаков охраны природы.

 

1

29 неделя

 

30

Продукты питания. Их польза и вред здоровью человека.

 

1

30 неделя

 

31

 Природа – среда для закаливания организма.  Режим дня школьника.

1

31 неделя

 

32.

Готовимся к школьной олимпиаде по теме «Природоохранительная деятельность человека»

1

32 неделя

 

 

Научный клуб младших школьников « Мы и окружающий мир»

3

 

74-77 (У, ч.1)

33.

Заполнение адресов на конвертах.

 

1

33 неделя

 

34.

Выбор тестовых вступительных заданий.

 

1

34 неделя

 

35.

0ценивание достижений

1

35 неделя

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Проектная деятельность 3  класс

Всего: 35 учебных часов,   35  учебных недель,  1  час в неделю.

 

             Конечный результат 3-го  года занятий учащихся – пособие для проектной деятельности учащихся 3-го класса  «Иллюстративные материалы по постановке оптов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов  проведенного опытов, экспериментов, наблюдений  с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (печать фотографий этапов и результатов проведения опытов и наблюдений).

Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (постановка опытов и экспериментов  в режиме выполнения внеаудиторного занятия).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников), коллективная.

            Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (35 ч.)

Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов

Учебник, 3 класс, ч.1,  «Окружающий мир»;  Тетрадь для самостоятельных работ, 3 класс, ч.1 «Окружающий мир»; хрестоматия, 3 класс «Окружающий мир»

 

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Календарная неделя

Примечание

Стр.

учебника(У),Тетради (Т),, Хрестом. (Х)

1.

Вводный урок (1)

Письмо от Кости, Маши и Миши Членам клуба «Мы и окружающий мир». Знакомство с направлениями проектной деятельности школьников.

 

 

1

 

 

1 неделя

 

 

У,ч1,стр.5-6                                                                              

2.

Изображение земли на глобусе (з)

О чём рассказывает глобус?

 

1

 

2 неделя

 

Х, стр.7-11

3.

Тайны в названиях пяти океанов.

 

1

3 неделя

Х, стр.12-13

4.

Тайны шести материков

 

1

4 неделя

Х, стр.14-16

5.

Географическая карта (2)

Как появились географические карты.

 

 

1

 

5 неделя

 

Х, стр.17-18

6.

О чём рассказывают географические карты.

 

1

6 неделя

Х, стр.19-24

7.

Ориентирование на местности (1)

Про магнит и компас. Живые компасы.

1

 

7 неделя

 

Х, стр.28-32

8.

Подведение итогов (1)

Глобус, карта, ориентирование на местности. Готовимся к школьной олимпиаде.

 

1

 

8 неделя

 

У, стр.42

 

9.

Вода (4 )

Свойства воды

 

1

 

9 неделя

Х, стр.41-46

Т,стр.23,26,27,30.

10.

Чудесные превращения воды в природе.

 

1

10 неделя

Х, стр.47-60

11.

Вода – растворитель. Растворы в природе. Опыты.

 

1

11 неделя

У, стр.88-90

Т, стр.30-33

12

Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения. (колодец,  водопроводный кран)

1

12 неделя

У, стр.88-90

Т, стр.30-33

13.

Подведение итогов (1)

Свойства воды. Готовимся к школьной олимпиаде.

1

13 неделя

У, стр.95

14-15

Воздух (3 )

Воздух. Свойства воздуха.

2

14 неделя

15 неделя

У, стр.103-108

Т, стр.39-40

16.

Движение воздуха

 

 

16 неделя

Х, стр.69-75

17.

Подведение итогов (1)

Воздух. Готовимся к школьной олимпиаде.

1

 

17 неделя

У, стр.109-110

18.

Погода (2)

Погода. Условные обозначения для  ведения «Дневника наблюдений»

 

1

18 неделя

У, 120-122

Х, стр.76

Дневник наблюдений

19.

Погода твоего региона. Работа с» Дневниками наблюдений»

1

19 неделя

Сообщения о погоде своего региона

20.

Подведение итогов (1)

Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир»

1

20 неделя

У, стр123-124

21

Полезные ископаемые ( 3)

Полезные ископаемые и  их  свойства.

1

21 неделя

У, стр.22-25, коллекция полезных ископаемых

22

Полезные ископаемые твоей местности. Уголь – богатство Кузбасса.

1

22 неделя

Сообщения

Х, стр.80-82

23

Экскурсия в музей «Красная горка»

 

1

23 неделя

 

24

Почвы( 2)

Почва и её состав. Что растения получают из почвы?

1

24 неделя

У, стр.35-38

Т, стр.12-14

25

Зачем и как люди заботятся о почве

1

25 неделя

У, стр.39-42

Т, стр.15-

26-27

Природные сообщества(3)

Природные сообщества своей местности.

2

26 неделя

27 неделя

У, стр.49,54,58, 64, 68, 74-78, 82,8996

28

Природные сообщества своей местности. Экскурсия в Краеведческий музей.

1

28 неделя

 

29-30

Памятники древнерусских городов (2)

 

Памятники древнерусских городов (Золотое кольцо России).

2

29 неделя

30 неделя

У, стр.108-123 Сообщения, презентация Заочная экскурсия

31

Достопримечательности родного края (2)

Достопримечательности родного края. (Индивидуальные сообщения, презентации)

1

31 неделя

 

32

Достопримечательности родного края. Экскурсия по городу Кемерово

1

32 неделя

 

33

Подведение итогов (1)

Полезные ископаемые. Почва. Природные сообщества Готовимся к школьной олимпиаде ( в группах)

1

33 неделя

У, ч 2,стр.137-140

34

Школьная олимпиада  «Окружающий меня мир»

 

1

34 неделя

 

35

Оценивание  достижений

 

1

35 неделя

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Проектная деятельность 4  класс

Всего: 35 учебных часов,   35  учебных недель,  1  час в неделю.

 

             Конечный результат 4-го  года занятий учащихся – коллективный продукт – пособие для проектной деятельности учащихся 4-го класса  альбом по теме «Родной край – часть великой России»,–  коллективный продукт, результат совместной работы учащихся учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).

Формы проведения внеурочных занятий:  экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, совместная деятельность обучаемых и родителей (фотографирование объектов, оформление презентаций).

Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); групповая (результат работы двух - четырех учеников), коллективная (участие всего коллектива)

            Продолжительность – в течение учебного года  аудиторное занятие 1 раз в неделю   (35 ч)

Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Учебник «Окружающий мир», 2 класс, ч.2; учебник «Окружающий мир», 3  класс, ч.2; учебник«Окружающий мир»,  4 класс, ч.1,  ч.2;  Тетрадь для самостоятельных работ «Окружающий мир», 4 класс, ч.1.

 

п/п

Название темы

Кол-во

часов

Календарная неделя

Примечание

Стр.

Учебника(У),Тетради (Т),, Хрестом. (Х)

1.

Вводный урок (1)

Письмо руководителей клуба младшим школьникам.

Знакомство с направлениями проектной деятельности школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

 

 

1

 

 

1 неделя

 

У, ч2, стр 7-8

2.

Сезонные обряды (игры) твоего региона (4)

Сезонные обряды твоего региона.

 

1

 

2 неделя

 

3.

Сезонные игры твоего региона.

1

3 неделя

 

4.

Экскурсия в краеведческий музей «Сезонные обряды и игры твоего региона»

1

4 неделя

 

5.

Заседание школьного клуба «Сезонные обряды и игры твоего региона»

 

1

 

5 неделя

 

6.

Родной край на политико-административной (физической) карте России (1)

Политико-административная карта России.

Практическая работа.

1

6 неделя

 

У.ч.1, стр.125

7.

Местное время (4)

1

      7 неделя

 

8.

Карта родного края.

1

8 неделя

У.ч.1, стр.127

9.

Мой край на карте. Индивидуальные презентации.

1

9 неделя

У.ч.1, стр.128

10.

Заседание школьного клуба «Мой край на карте». Готовимся к школьной олимпиаде

1

10 неделя

У.ч.1, стр.64

11.

Поверхность и водоёмы родного края (3)

Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Уральские горы.

1

11 неделя

У.ч.1, стр.129-130

12

Реки и озёра родного края. Заочная экскурсия на реку Томь.

1

12 неделя

У.ч.1, стр.130-131

13.

Заседание школьного клуба  "Поверхность и водоемы родного края"

1

13 неделя

 

14-15

Полезные ископаемые твоего края (3)

  Карта полезных ископаемых России. Нефть. Природный газ. Месторождения полезных ископаемых на карте России. Каменный уголь. Железные руды.

1

14 неделя

15 неделя

У.ч.1, стр.128,133

16.

Заседание школьного клуба «Полезные ископаемые твоего края». Готовимся к школьной олимпиаде.

 

16 неделя

У.ч.1, стр.148

17.

Растения и животные твоего края(4)

Заочная экскурсия в парк. Индивидуальные сообщения-презентации.

1

 

17 неделя

У.ч.1, стр.128,137

18.

Заочная экскурсия в лес. Индивидуальные сообщения-презентации.

1

18 неделя

 

19.

Заочная экскурсия на поле. Индивидуальные сообщения-презентации.

1

19 неделя

 

20.

Заседание школьного клуба «Растения и животные твоего края». Готовимся к школьной олимпиаде.

1

20 неделя

У.ч.1, стр.122

21

Народные промыслы твоего края (7)

Богородская резная игрушка – Богородское. Гжельская керамика – Гжель.

1

21 неделя

У.ч.1, стр.128, 141-143

22

Дымковская игрушка – Киров. Керамика – Глазов. Изделия из бересты и лыка – Сыктывкар.

1

22 неделя

 

23

Русская матрёшка – Абрамцево. Резьба по дереву – Абрамцево.

1

23 неделя

 

24

Роспись по дереву – Городец, Хохлома. Роспись по металлу - Жостово

1

24 неделя

 

25

Кружево – Вологда, Елец. Платки из Павловскоо Посада – Павловский Посад. Пуховые платки – Оренбург.

1

25 неделя

 

26-27

Экскурсия в краеведческий музей. Заседание школьного клуба «Народные промыслы твоего края»

1

26 неделя

27 неделя

 

28

Заповедные места твоего края (5)

Асраханский, Байкальский, Дарвинский заповедники. Индивидуальные сообщения – презентации.

1

28 неделя

У.ч.1, стр.145

29-30

Кавказский, Курильский, Приокско-Террасный заповедники.

Индивидуальные сообщения – презентации.

Уссурийский, Таймырский, Центрально чернозёмный заповедники.

Индивидуальные сообщения – презентации.

1

29 неделя

30 неделя

 

31

Национальные парки. Лосиный Остров, Мещёрский, Сочинский. Индивидуальные сообщения – презентации.

1

31 неделя

 

32

Заседания школьного клуба «Заповедные места нашего края»

1

32 неделя

 

33

Конкурс членов клуба «Мы и окружающий мир» (3)

Подведение итогов исследовательской деятельности детей.

1

33 неделя

У.ч.1, стр.191

34

Школьная олимпиада «Окружающий мир вокруг нас»

1

34 неделя

У.ч.1, стр.64, 122,148; У.ч.2, стр.67

35

Игра-викторина «Мы и окружающий мир»

1

35 неделя

 

 

 

 

 

Литература

Программа 4-х летней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига / Учебник, 2010.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Учебник, 1 класс, ч.1, 2 «Окружающий мир»;

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Учебник, 2 класс, ч.1, 2  «Окружающий мир»;

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Учебник, 3 класс, ч.1, 2 «Окружающий мир»; 

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Учебник, 4 класс, ч.1, 2 «Окружающий мир»; 

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Хрестоматия, 1 класс «Окружающий мир»;

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Хрестоматия, 2 класс «Окружающий мир»;

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Хрестоматия, 3 класс «Окружающий мир»;

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Тетрадь для самостоятельных работ, 1 класс № 1.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Тетрадь для самостоятельных работ, 2 класс № 1.№2.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Тетрадь для самостоятельных работ, 3 класс № 1.№2.

О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов Тетрадь для самостоятельных работ, 4 класс № 1.№2.