Рабочая программа по развитию речи. 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа по развитию речи. 5 класс

Оценка 4.9
docx
05.11.2020
Рабочая программа по развитию речи. 5 класс
Рабочая программа по развитию речи 5 класс.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» 

 (ГКОУ РО «ЗЕРНОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»)

 

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей

предметов гуманитарного цикла

протокол от 26.08.2020 № 7

Руководитель МО

/_________/

ПРИНЯТА

на заседании педсовета

протокол от 28.08.2020 № 14

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГКОУ РО «Зерноградская

специальная школа-интернат»

от 28.08.2020 № 299

Директор  /______________/

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

 основного общего образования в рамках ФГОС ООО

5 «а», 5 «б» классы

 

Количество часов по учебному плану: 5 класс – 70 ч. (2 часа в неделю)

Программа будет полностью реализована в 5 «а», 5 «б»  классах за 70 ч.  

Учитель: Неживенко Наталья Викторовна

Рабочая программа по развитию речи является адаптированной и разработана на основе Закона «Об образовании РФ» от 29.12.2012г., приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам»,  федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 года № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки от 29.12 2014 № 1644),  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, Примерной   программы   основного общего образования по русскому языку (составители  М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский,  Л.Н. Тростенцова, А.Д. Дейкина («Просвещение», 2016 г.)  к учебнику Русский язык. 5 класс. В 2ч. Ч.1, Ч. 2  / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский/ -  М.: Просвещение, 2018., с   учетом линии УМК, вошедшей в Федеральный перечень учебников на 2020– 2021 учебный год и используемой в 5-9 классах.

 

 

2020-2021 учебный год

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Дисциплина «Развитие речи» тесно связана с учебными предметами области «Филология»  и ставит своей целью практическую подготовку к освоению предметных результатов в данной области, а также развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

Реализация данной цели осуществляется в процессе решения ряда задач:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

·         расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации.

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстов в ходе его восприятия, а также его продуцирования;
  • развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей;
  • овладение навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

  •  овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, план действий;
  • умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  • умение работать по плану;
  • умение использовать различные способы поиска (с помощью учителя) в справочных источниках в соотвествии с поставленными задачами; уметь пользоваться справочной литературой;
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (устно и письменно);
  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ:

-       практически владеть видами речи и формами речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный);

-       на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли,  смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия;

-       использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;

-       практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова) при создании собственного текста (устного и письменного);

-       владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным –  научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

-       понимать предметное содержание прослушанных и /или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);

-       владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

-       устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

-       создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);

-       участвовать в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;

-       представлять сообщение на заданную тему после предварительного анализа;

-       осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом после предварительного анализа;

-       после предварительного анализа создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);

-       после предварительного анализа восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме в зависимости от структуры нарушения;

-       соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

-       различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту);

-       распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

-       использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;

-       уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать  словообразовательные нормы русского языка;

-       распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

 

1. Язык и речь – 2 часа.

Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи? Устная и письменная речь. Понятие о монологической речи и диалоге. Язык как национальное достояние.

 

2. Особенности общения. Общение в  Интернете и социальных сетях – 2 часа.

Как вести беседу? Зачем люди общаются в социальных сетях? Речевой этикет в социальных сетях. Правила размещения информации. Буллинг в социальных сетях и как с ним бороться.

 

3. Текст. Основные признаки текста: наличие темы, главной мысли,  смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности – 3 часа

Тема и микротема текста; главная мысль текста. Последовательность изложения текста. Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова); практическое использование при создании собственного текста (устного и письменного). Работа с деформированными текстами. Сопоставление текстовых и нетекстовых отрывков. Соотношение темы текста и его содержания. Восстановление недостающих частей текста с опорой на тему, поиск частей текста, несоответствующих теме. Объем текстов для анализа не более 50 слов.

 

4. План текста – 2 часа.

Составление планов текста, коллективно с помощью педагога. Разные виды планов (вопросный, в виде повествовательных предложений, с использование опорных картинок, денотатный (картинный план), в роли денотата выступает предмет, который можно изобразить графически, нарисовать). Сопоставление планов и текстов. Коррекция планов с опорой на первичный текст, коррекция текста с опорой на данный план. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на абзацы.

5.  Стили речи – 1 час

Разговорный стиль. Когда и где используют разговорный стиль? Книжные стили: научный стиль, художественный стиль

6. Типы речи  – 3 часа.

Повествование. Повествовать – значит рассказывать. Описание. Как описать предмет? Как описать животное? Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать

7. Пересказ / изложение текста – 45 часов (в т.ч.уроки по анализу изложений)

Устно и письменно (с помощью учителя) формулирование темы и главной мысли текста. Формулирование вопросов по содержанию текста и ответы на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов). Различные способы компрессии текста (по плану, по опорным словам, выделение главной мысли каждого абзаца и др.). Выборочный пересказ. Творческий пересказ. В качестве первичных текстов могут выступать тексты из учебника «Русский язык».  

8. Сочинения – 12 часов (в т.ч.уроки по анализу сочинений)

После предварительного анализа - создание текстов с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (описание предмета, описание природы, натюрморт). Редактирование собственных текстов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

I четверть – 16 ч.

 

п/п

Дата

по плану

Дата

 по факту

Тема урока

Вид контроля

 

 

 

Учебник 5 класса, I часть

 

 

 

 

Язык и речь – 2 ч.

 

1.

04.09

 

Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

текущ.

2.

04.09

 

Устная и письменная речь. Понятие о монологической речи и диалоге. Язык как национальное достояние.

текущ.

 

 

 

Особенности общения. Общение в  Интернете и социальных сетях – 2 ч.

 

3.

11.09

 

Как вести беседу? Речевой этикет

текущ.

 4.

11.09

 

Зачем люди общаются в социальных сетях? Речевой этикет в социальных сетях. Правила размещения информации. Буллинг в социальных сетях и как с ним бороться.

текущ.

5.

18.09

 

Изложение повествовательного текста. «Случай на охоте» (упр. 69)

текущ.

6.

18.09

 

Написание изложения

текущ.

7.

25.09

 

Анализ изложения

текущ.

     8.

25.09

 

Работа с деформированным текстом

текущ.

9.

02.10

 

Входное контрольное изложение «Интересный жучок»

входной

10.

02.10

 

Написание входного контрольного изложения

текущ.

 

 

 

Текст– 3 ч.

 

11.

09.10

 

Что мы знаем о тексте (п. 14). Главное в тексте – идея и основная мысль.   

текущ.

12.

09.10

 

Тема текста (п. 18).  

текущ.

13.

16.10

 

Контрольное изложение  за I четверть «Необычная дружба»

промеж.

14.

16.19

 

Написание контрольного изложения

промеж.

15.

23.10

 

Анализ изложения

текущ.

16.

23.10

 

Основная мысль текста (п. 23)

текущ.

 

 

 

II четверть – 16 ч.

 

п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока

Вид контроля

 

 

 

План текста – 2 ч.

 

1.

06.11

 

Виды планов. Составление плана к тексту

текущ.

2.

06.11

 

Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Деление текста на абзацы.

текущ.

3.

13.11

 

Изложение повествовательного текста «Встреча в тайге»

текущ.

 4.

13.11

 

Написание изложения

 

5.

20.11

 

 Анализ изложения

текущ.

 

 

 

Стили речи – 1 ч.

 

6.

20.11

 

Стили речи (п.5).  Разговорный стиль. Когда и где используют разговорный стиль? Книжные стили: научный стиль, художественный стиль

текущ.

     7.

27.11

 

Сжатое изложение «Старый пень» (упр. 149)

текущ.

     8.

27.11

 

Написание изложения

текущ.

9.

04.12

 

Анализ изложения

 

 

 

 

Типы речи – 1 ч

 

10.

04.12

 

Повествование. Повествовать – значит рассказывать.

текущ.

11.

11.12

 

Изложение повествовательного текста «Голубиная почта»

текущ.

12.

11.12

 

Написание изложения

текущ.

13.

18.12

 

 Контрольное изложение  II четверть  «Орел и кошка»

промеж.

14.

18.12

 

Написание контрольного изложения

промеж.

15.

25.12

 

Составление рассказа по  рисунку (упр.248)

текущ.

16

25.12

 

Анализ изложения

текущ.

 

 

 

 

 

 

 

III четверть – 20 ч.

 

п/п

Дата

 по плану

Дата

по факту

 

Тема урока

Вид контроля

 

 

 

Типы речи – 2 ч (продолжение темы)

текущ.

1.

15.01

 

Описание. Как описать предмет? Как описать животное?

текущ.

2.

15.01

 

Рассуждение. Рассуждать – значит доказывать

текущ.

3.

22.01

 

Описание предмета. Сочинение-описание игрушки (п.52)

текущ.

 4.

22.01

 

Написание сочинения

текущ.

5.

29.01

 

Анализ сочинения

текущ.

6.

29.01

 

Использование в тексте описания. Натюрморт. Устное описание картины Ф. Толстого «Цветы, фрукты, птица» (упр.339)

текущ.

7.

05.02

 

Описание природы. Пейзаж. Сочинение-описание картины М.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 390)

текущ.

     8.

05.02

 

Написание сочинения

текущ.

9.

12.02

 

Анализ сочинения

текущ.

11.

12.02

 

 Сжатое изложение «Первый снег» (упр.408)

текущ.

10.

19.02

 

Сжатое изложение по рассказу К. Паустовского «Заячьи лапы»

текущ.

12.

19.02

 

Написание изложения

текущ.

 

 

 

Анализ изложения

 

13.

26.02

 

Изложение с творческим заданием «Девочка с куклой»

текущ.

14.

26.02

 

 Написание изложения

текущ.

 

 

 

Учебник 5 класса, II часть

 

15.

05.03

 

Рассуждение. Сочинение-рассуждение «Какой школьный предмет вам больше всего нравится и почему?» (упр.437)

текущ.

16.

05.03

 

Написание сочинения

текущ.

17.

12.03

 

Контрольное изложение  за III четверть «Барсучок»

промеж.

18.

12.03

 

Написание контрольного изложения

промеж.

19.

19.03

 

Подробное изложение повествовательного текста «Монастыри»

текущ.

20

19.03

 

Написание изложения

текущ.

 

 

IV четверть - 18 ч.

 

п/п

Дата

по плану

Дата

по факту

Тема урока

Вид контроля

1.

02.04

 

 Выборочное изложение текста «Последний лист орешника»  (упр.455, 456)

текущ.

2.

02.04

 

Написание изложения

текущ.

3.

09.04

 

Анализ изложения

текущ.

 4.

09.04

 

Доказательства в рассуждении.  Сочинение «Кем я хотел бы стать и почему» (упр.522)

текущ.

5.

16.04

 

Сочинение-описание картины  П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»  (упр.508)

текущ.

6.

16.04

 

 Написание сочинения

текущ.

7.

23.04

 

Сжатое изложение «Перо и чернильница» (по упр. 533)

текущ.

     8.

23.04

 

Написание изложения

текущ.

9.

30.04

 

Подробное изложение с изменением лица (упр. 547)

текущ.

10.

30.04

 

Написание изложения

текущ.

11.

07.05

 

Подробное изложение «Друзья животных»

текущ.

12.

07.05

 

 Написание изложения

текущ.

13.

14.05

 

Контрольное изложение  «Кот-ворюга»

промеж.

14.

14.05

 

Написание изложения

промеж.

15.

21.05

 

Анализ контрольного изложения

текущ.

16.

21.05

 

Работа с деформированным текстом

текущ.

17.

28.05

 

Изложение текста «Мохнатая прачка»

текущ.

18.

28.05

 

Написание изложения

текущ.

                                                                                                                                                                                                                                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОГЛАСОВАНА:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕБНОГО

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

- владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи; - понимать предметное содержание прослушанных и /или прочитанных текстов…

- владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи; - понимать предметное содержание прослушанных и /или прочитанных текстов…

- уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка; - распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать…

- уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка; - распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ

Устно и письменно (с помощью учителя) формулирование темы и главной мысли текста

Устно и письменно (с помощью учителя) формулирование темы и главной мысли текста

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

II четверть – 16 ч. № п/п

II четверть – 16 ч. № п/п

III четверть – 20 ч. № п/п

III четверть – 20 ч. № п/п

IV четверть - 1 8 ч. № п/п

IV четверть - 1 8 ч. № п/п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2020