Администрация Фрунзенского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77»
Фрунзенского района г. Саратова.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «СОШ № 77»
________________ И.М. Архипова
Приказ № 294/о от «31» августа 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной (русской) литературе для 10-11 классов
Уровень образования: среднее общее
Количество часов: 10 класс – 35
11 класс – 34
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей русского языка и литературы №____ от ___________ 2019 года
_________ Т.Н. Ревигина подпись ФИО |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_________ П.О. Ерпилёва подпись Ф.И.О.
______________ 2019 года |
1. Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Родная (русская) литература» является:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса «Родная (русская) литература» является:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий.
Предметными результатами изучения курса «Родная (русская) литература» является:
1) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
3) использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками.
Ученик научится:
1) осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечивать культурную самоидентификацию, осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
6) читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
7) использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
8) критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Ученик получит возможность научиться:
1) воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел;
2) интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?»;
3) устно или письменно истолковывать художественные функции особенности поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолковывать смысл произведения как художественного целого;
4) создавать эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.
В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература (русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России, ее культурой и традициями:
· Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
· Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
· Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
· Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
· Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их общественной и культурно-исторической значимости.
2. Содержание тем учебного предмета
«Родная (русская) литература» 10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». Судьба и облик главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы». Роман-хроника помещичьего быта.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Семейные и родственные отношения в комедии.
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
В.М.Гаршин. «Красный цветок». Отражение сущности современного автору общества в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
Г.И. Успенский. Особенности творчества. Эссе «Выпрямила». Рассказ «Пятница». Рассуждения о смысле существования человечества.
«Родная (русская) литература» 11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи». Нравственное воззвание к читателю.
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
Б.Н. Зайцев. «Голубая звезда». Обращение к вечным ценностям, образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести.
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ Машеньки как символ далекой родины.
Ф.А. Абрамов. «Братья и сёстры». Народная правда военного времени в романе, история деревни Пекашино как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена, душевная красота членов семей Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы, ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи Гражданской войны, особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского.
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести, гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе, тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений,
система пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши Тишина.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе, опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей». Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.
В.Ф. Тендряков. «Пара гнедых». Трагедия периода раскулачивания в рассказе.
3. Тематическое планирование
Родная (русская) литература в 10 классе
№ урока |
Содержание |
контроль |
|
«Личность» - 5ч. |
|||
1. |
Тема «лишнего человека» в рассказе И.С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». |
|
|
2. |
Приём самоиронии в рассказе И.С.Тургенева «Гамлет Щигровского уезда». |
|
|
3. |
Ф.М. Достоевский. Роман «Подросток». История создания. Прототипы героев романа. |
|
|
4. |
Становление личности главного героя романа – Аркадия Макаровича Долгорукого. |
|
|
5. |
Макар Долгорукий как символ понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия» в романе. |
|
|
«Личность и семья» - 14ч. |
|||
6. |
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии. |
|
|
7. |
Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии. |
|
|
8. |
И.С.Тургенев. «Первая любовь». История создания. Автобиографизм повести. |
|
|
9. |
Душевные переживания юного героя повести. Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви. |
|
|
10. |
М.Е. Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы" как роман-хроника помещичьей семьи. |
|
|
11. |
Образ Иудушки Головлёва в романе |
|
|
12. |
Инсценировки и экранизации романа Салтыкова-Щедрина в русском театре и кинематографе |
|
|
13. |
А.В.Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского». Драматические обстоятельства в судьбе автора в период написания комедии. |
|
|
14. |
Семейные и родственные отношения в комедии «Свадьба Кречинского». |
|
|
15. |
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича». Место человека в семье и обществе. |
|
|
16. |
История жизни Ивана Ильича - «история самая простая и обыкновенная и самая ужасная». |
|
|
17. |
Герасим в повести как образ, продолжающий галерею толстовских персонажей из народа. |
|
|
18. |
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова (рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья»). |
|
|
19. |
А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности в драме. |
|
|
«Личность – общество – государство» - 6ч. |
|||
20. |
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе. |
|
|
21. |
Образ главного героя романа. Отзывы в критике. |
|
|
22. |
Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в романе. |
|
|
23. |
Н.Г.Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous». История отношений Тургенева и Чернышевского: столкновение двух мировоззрений. |
|
|
24. |
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека. |
|
|
25. |
Специфика композиции произведения «Гуттаперчевый мальчик». |
|
|
«Личность – природа – цивилизация» - 3ч. |
|||
26. |
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты. |
|
|
27. |
«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в очерках «Фрегат «Паллада». |
|
|
28. |
Отражение сущности современного автору общества в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок». |
|
|
«Личность – история – современность» - 6ч. |
|||
29. |
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип. |
|
|
30. |
Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа. |
|
|
31. |
Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила». |
|
|
32. |
Рассказ Г.И. Успенского «Пятница» |
|
|
33. |
Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы XIX века» |
|
|
34. |
Резервные уроки |
|
|
35. |
Резервные уроки |
|
|
Родная (русская) литература в 10 классе
№ урока |
Содержание |
контроль |
|
«Личность» -3ч. |
|||
1. |
А.И. Солженицын. Статья «Жить не по лжи» как нравственное воззвание к читателю. |
|
|
2. |
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об опасности саморазрушения личности |
|
|
3. |
Осознание трагического одиночества человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» |
|
|
«Личность и семья» - 9ч. |
|||
4. |
Обращение к вечным ценностям в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» |
|
|
5. |
Образ мечтателя Христофорова и история его любви в повести Б.Н. Зайцева «Голубая звезда» |
|
|
6. |
Своеобразие конфликта в романе В.В. Набокова «Машенька» |
|
|
7. |
Образ Машеньки как символ далекой родины в романе В.В. Набокова «Машенька» |
|
|
8. |
Народная правда военного времени в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» |
|
|
9. |
История деревни Пекашино в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры» как олицетворение мужества простого русского народа в военные времена |
|
|
10. |
Душевная красота членов нескольких семейств: Пряслиных, Ставровых, Нетесовых и Житовых – в романе Ф.А. Абрамова «Братья и сёстры». |
|
|
11. |
Нравственная проблематика пьесы А.Н.Арбузова «Жестокие игры» |
|
|
12. |
Ответственность людей за тех, кто рядом, в пьесе А.Н. Арбузова «Жестокие игры» |
|
|
«Личность – общество – государство» - 10ч. |
|||
13. |
Русский национальный характер в рассказе И.А. Бунина "Иоанн Рыдалец" |
|
|
14. |
Отражение событий эпохи Гражданской войны в романе А.Н. Островского «Как закалялась сталь». |
|
|
15. |
Особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа А.Н. Островского «Как закалялась сталь» |
|
|
16. |
Э. Веркин. «Облачный полк». Военные будни в повести |
|
|
17. |
Э. Веркин. «Облачный полк». Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести |
|
|
18. |
Человек и государственная система в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный» |
|
|
19. |
Проблема межнациональных отношений в рассказе В.С. Маканина «Кавказский пленный». |
|
|
20. |
Законы морали и государственные законы в романе З. Прилепина «Санькя» |
|
|
21. |
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений в романе З. Прилепина «Санькя» |
|
|
22. |
Система пространственных образов романа З. Прилепина «Санькя» как отражение эволюции главного героя Саши Тишина |
|
|
«Личность – природа – цивилизация» - 4ч. |
|||
23. |
Проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») |
|
|
24. |
«Будущее, которое наступит без нас…» – проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе А. и Б. Стругацких «Улитка на склоне» |
|
|
25. |
Современная цивилизация в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» |
|
|
26. |
Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» |
|
|
«Личность – история – современность» - 7ч. |
|||
27. |
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности русской эмиграции
|
|
|
28. |
Роль личности в истории (дилогия Ю.О. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей»)
|
|
|
29. |
Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Судьба ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском
|
|
|
30. |
Образ русского интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» |
|
|
31. |
Трагедия периода раскулачивания в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» |
|
|
32. |
Зачёт «Основные проблемы и темы русской художественной и публицистической литературы XX-XXI вв.»
|
|
|
33-34 |
Резервные уроки |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.