Из учебного предмета «Литература» на изучение родной литературы на русском языке взято по 2-4 часа из каждого раздела, поскольку курс «Родная литература» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений разных периодов, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главной целью рабочей программы «Родная литература» является передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.
Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов. Развитие умений пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, как в устной так и в письменной форме.
Изучение родной литературы (на родном языке) в школе решает следующие образовательные задачи:
· осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
· формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
· формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
· воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
· воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
· воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
· формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
· обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
· формирование у школьника стремления сознательно планировать свое досуговое чтение.
В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно.
Специфика учебного предмета «Родная литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:
- включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
- сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
- сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений.
|
Выпускник получит возможность научиться: |
|
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты художественные произведения родной литературы, передавая личное отношение к произведению; определять тему и основную мысль произведения, владеть различными видами пересказа, характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу, оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции, выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними; выявлять особенности языка и стиля писателя, объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений; определять родо-жанровую специфику художественного произведения постепенно переходя к анализу текста, анализировать литературные произведения разных жанров; осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особой способ познания жизни; аргументировать свое мнение о прочитанном произведении и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного; понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формировать, применять и развивать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. |
использовать прочитанные произведения родной литературы для обеспечения культурной самоидентификации; осознавать коммуникативно-эстетических возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; использовать прочитанное для воспитания в себе навыков квалифицированного читателя, обладающего сформированным эстетическим вкусом; сознательно планировать свое досуговое чтение; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
|
3. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ
Литература и история: этические и эстетические взгляды.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Литературная деятельность А.Н. Радищева. Ода «Вольность»: новаторство писателя.
«Путешествие из Петербурга в Москву». Смысл эпиграфа. Тематика и основная проблематика книги.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского.
Вечные темы и мотивы, нравственная позиция Ф.И.Тютчева, лирика размышлений и философская лирика.
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики А.А.Фета.
Отражение в лирике Н.А.Некрасова гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».
Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов, позиция писателя.
Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
Автобиографическая проза: повесть «Юность» Л.Н.Толстого.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. Всеобщая тяга к культуре.
Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказ «Челкаш».
Образы главных героев в повести «Джамиля» Ч.Т.Айтматова.
Тематика песен В.С. Высоцкого.
Повторение и систематизация изученного.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Контрольная работа |
1. |
Введение |
1 |
|
2. |
Из литературы 18 века |
2 |
|
3. |
Из литературы 19 века |
7 |
|
4. |
Из литературы 20 века |
7 |
1 |
Итого |
17 |
1 |
5. Календарно – тематическое планирование
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
1 |
ВВЕДЕНИЕ |
|
10.09 |
|
Литература и история: этические и эстетические взгляды. |
2 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА |
|
24.09 |
|
Литературная деятельность А.Н. Радищева. Ода «Вольность»: новаторство писателя. |
08.10 |
|
«Путешествие из Петербурга в Москву». Смысл эпиграфа. Тематика и основная проблематика книги. |
7 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
22.10 |
|
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. |
05.11 |
|
Вечные темы и мотивы, нравственная позиция Ф.И.Тютчева, лирика размышлений и философская лирика. |
19.11 |
|
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики А.А.Фета. |
03.12 |
|
Отражение в лирике Н.А.Некрасова гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова». |
17.12 |
|
Роман Ф.М.Достоевского «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов, позиция писателя. |
14.01 |
|
Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь. |
28.01 |
|
Автобиографическая проза: повесть «Юность» Л.Н.Толстого. |
7 |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА |
|
11.02 |
|
Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. Всеобщая тяга к культуре. |
25.02 |
|
Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказ «Челкаш». |
10.03 |
|
Образы главных героев в повести «Джамиля» Ч.Т.Айтматова. |
07.04 |
|
Тематика песен В.С. Высоцкого. |
21.04 |
|
Повторение и систематизация изученного. |
19.05 |
|
Итоговая контрольная работа. |
02.06 |
|
Читательская конференция. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.