Рабочая программа составлена на основе:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ««Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577, 1578)». 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185 – ФЗ). 4.Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ «Тесовская ОШ» 5. Учебный план МКОУ «Тесовская ОШ», 6.Календарный учебный график на 2020- 2021 уч. год МКОУ «Тесовская ОШ». Программа ориентирована на использование Решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 г. № 2/18. |
Программа ориентирована на использование учебника:
Учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с., [4] л. ил.
|
Рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.
В учебном плане МКОУ «Тесовская ОШ» на изучение родного русского языка отводится 0,5 ч в неделю. Согласно календарному графику ОУ в 2020 – 2021 учебном году в 9 классе 34 учебные недели.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 8. Смысловое чтение. • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; • резюмировать главную идею текста; • преобразовывать текст, интерпретировать текст, критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; • использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; • использовать информацию с учетом этических и правовых норм; • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения: Обучающийся научится: 1) понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 2) использовать коммуникативно-эстетические возможности русского родного языка; 3) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 4) применять основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные),
|
5) использовать нормы речевого этикета в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) совершенствовать виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающие эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) расширять и систематизировать научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязи его уровней и единиц; осваивать базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматические категории родного языка;
3) обогащать активный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
4) стремиться к речевому самосовершенствованию; формировать ответственность за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Тематическое планирование
Введение. Понятие о национальном русском языке. Разновидности русского национального языка – 1 ч
Язык и культура – 5 ч
Культура речи – 5 ч
Речь. Речевая деятельность. Текст – 5 часов
Содержание учебного предмета
«Русский родной язык»
Введение. Понятие о национальном русском языке. Разновидности русского национального языка. (1ч)
Раздел 1. Язык и культура (5 ч)
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи (5 ч)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. ипичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. автология. Плеоназм. ипичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш — по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности форм родительного и творительного падежей.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.
Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискуссии, интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Текст как единица языка и речи
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. спользование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Анекдот, шутка.
Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название раздела, тема урока |
План |
Факт
|
1 |
Введение. Понятие о национальном русском языке. Разновидности русского национального языка. |
3.09 |
|
|
Раздел 1. Язык и культура |
5 |
|
2 |
Отражение в русском языке культуры и истории русского народа. Ключевые слова русской культуры |
10.09 |
|
3 |
Крылатые слова и выражения в русском языке. Развитие русского языка как закономерный процесс. |
17.09 |
|
4 |
Основные тенденции развития современного русского языка. Новые иноязычные заимствования в современном русском языке. |
24.09 |
|
5 |
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном русском языке. |
1.10 |
|
6 |
Стилистическая переоценка слов в современном русском языке. Проверочная работа № 1 |
8.10 |
|
|
Раздел 2. Культура речи |
5 |
|
7 |
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. |
15.10 |
|
8 |
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. |
22.10 |
|
9 |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. |
5.11 |
|
10 |
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. |
12.11 |
|
11 |
Проверочная работа №2 |
19.11 |
|
|
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст |
5 |
|
12 |
Русский язык в Интернете. Виды преобразования текстов. Разговорная речь. Анекдот, шутка. |
26.11 |
|
13 |
Официально-деловой стиль. Деловое письмо. Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение |
3.12 |
|
14 |
Публицистический стиль. Проблемный очерк |
10.12 |
|
15 |
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты. |
17.12 |
|
16 |
Промежуточная аттестация (тест в форме ОГЭ) |
24.12 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.