1. Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) для 8А класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 196 от 01.02.2011), на основе примерной программы по учебному предмету «русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (2018), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию Протокол от 31 января 2018 года № 2/18.
Планирование ориентировано на учебное пособие для общеобразовательных организаций/О.М.Александрова и др. – 3-е издание – М.: Просвещение, 2019.
Цели обучения.
· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
· совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
· углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
· совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
· развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно- научного и гуманитарного циклов.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
· использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи;
· правильно использовать варианты форм имен прилагательных;
· использовать в речи синонимические формы имен прилагательных;
· различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф;
· определять научный стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа;
· подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа;
· собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению;
· писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе;
· рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты;
· читать учебно-научные тексты изучающим чтением.
Ученик получит возможность научиться:
· опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
· выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
· создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
· владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
· свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
· участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
· анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
3. Содержание учебного предмета
Язык и культура
Исконно русская лексика и её особенности.
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка.
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности.
Русский человек в обращении к другим.
Культура речи
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
Нормы употребления терминов.
Трудные случаи согласования в русском языке.
Особенности современного речевого этикета.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Информация: способы и средства её получения и переработки.
Слушание как вид речевой деятельности.
Эффективные приёмы слушания.
Аргументация. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Виды доказательств.
Разговорная речь. Самопрезентация.
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия.
Итоговая контрольная работа
Язык художественной литературы. Жанр письма.
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
Контрольная работа |
1. |
Язык и культура |
5 |
|
2. |
Культура речи |
4 |
|
3. |
Речь. Речевая деятельность. Текст |
9 |
1 |
всего |
18 |
1 |
5. Календарно – тематическое планирование
Часов |
|
Название темы/урока |
План |
Дата |
|
5 |
|
Язык и культура |
05.09 |
|
Исконно русская лексика и её особенности. |
19.09 |
|
Старославянизмы и их роль в развитии русского литературного языка. |
03.10 |
|
Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. |
17.10 |
|
Речевой этикет в русской культуре и его основные особенности. |
14.11 |
|
Русский человек в обращении к другим. |
4 |
|
Культура речи |
28.11 |
|
Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. |
12.12 |
|
Нормы употребления терминов. |
26.12 |
|
Трудные случаи согласования в русском языке. |
09.01 |
|
Особенности современного речевого этикета. |
9 |
|
Речь. Речевая деятельность. Текст |
23.01 |
|
Информация: способы и средства её получения и переработки. |
06.02 |
|
Слушание как вид речевой деятельности. |
20.02 |
|
Эффективные приёмы слушания. |
05.03 |
|
Аргументация. Правила эффективной аргументации. |
19.03 |
|
Доказательство и его структура. Виды доказательств. |
02.04 |
|
Разговорная речь. Самопрезентация. |
16.04 |
|
Научный стиль речи. Реферат. Учебно-научная дискуссия. |
30.04 |
|
Итоговая контрольная работа |
14.05 |
|
Язык художественной литературы. Жанр письма. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.