Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13»
г. Глазова Удмуртской Республики
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании ШМО Директор МБОУ «СОШ №13»
«30» августа 2019г. Е. Б. Биянова
Протокол №
1 «04»
сентября 2019г.
Приказ № 064 /1-1
«ПРИНЯТО»
на заседании
педагогического совета
«30 » августа 2019г.
Протокол № 1
Рабочая программа
по родному языку (русскому) и
литературному чтению на родном языке (русском)
1-В класс
Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна
учитель начальных классов
2019 – 2020 учебный год
2019 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
№273-ФЗ
Наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся в соответствии с ФГОС НОО.
Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Целями изучения предмета «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной школе являются:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• прочное и сознательное усвоение обучающихся изученного на уроке, совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников,
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Задачи обучения родному языку (русскому):
• воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
• формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
• овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
• овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Задачи обучения литературному чтению на родном языке (русском):
• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения на родном языке для личного развития, формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
• использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
• осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Состав УМК
Рабочая программа по родному языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (русском) разработана в соответствии с авторскими рабочими программами:
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина «Обучение грамоте», В.П. Канакина «Русский язык». Рабочие программы: 1-4 классы, М.: Просвещение, 2018.
Методические пособия:
Родной язык (русский):
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 1 класса (в 2-х ч). Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: РОСТ, 2019.
Литературное чтение на родном языке (русском):
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 1 класса (в 2-х ч). Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: РОСТ, 2019.
Общая характеристика предмета
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
Актуальность предмета « Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском)» в том, что русский язык является:
- государственным языком Российской Федерации,
-родным языком русского народа,
-средством межнационального общения.
Изучение родного русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении родного языка (русского) во многом определяют
результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане
«Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе изучаются с 1 по 4 класс. Общее количество времени на четыре года обучения по родному языку (русскому) составляет 99 часов (75% ) от общего количества, если учитывать 1 ч в неделю в каждом классе). На изучение литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе отводится 36 ч (25% ) от общего количества, если учитывать 1 ч в неделю в каждом классе).
Рабочая программа для 1 класса рассчитана на 24 учебных часа по родному языку (русскому) и 9 часов по литературному чтению на родном языке (русском) и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные результаты
Первоклассник научится
|
Первоклассник получит возможность научиться |
• понимать важность нового социального статуса «ученик»; • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения; • понимать нравственные нормы, закреплённые в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту); • адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; • осознавать язык как основное средство общения людей
|
• понимать личностный смысл учения с позиции «Я - ученик». • нести личную ответственность за свои дела и поступки
|
Метапредметные результаты
Первоклассник научится
|
Первоклассник получит возможность научиться |
• организовывать свое рабочее место под руководством учителя; • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре); • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; • учиться работать по предложенному учителем плану; • учиться отличать верно выполненное задание от неверного; • учиться совместно с учителем давать эмоциональную словесную оценку своей деятельности; • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; • слушать и понимать речь других; • выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы; • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; • учитывать разные мнения и интересы; • использовать речь для регуляции своего действия
|
Предметные результаты
Первоклассник научится
|
Первоклассник получит возможность научиться |
• различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст); • интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения; • различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки; • использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных; • узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов; • различать произношение и написание слов (простейшие случаи); • производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции; • применять на письме изученные правила: о написании большой буквы в именах собственных , об оформлении предложений на письме; • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов); • выполнять основные гигиенические требования при письме.
|
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; • составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений); • различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов; • различать синонимы и антонимы, омонимы, омографы, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
|
Развитие речи |
|
|
|
Содержание курса
Родной язык (русский)
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении.
Ударение. Ударный слог.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи.
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Слоговой состав слова.
Развитие речи. Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации). Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объему текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письма по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/ изложение по вопросам, готовому плану).
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей - язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.
Слово и его значение (лексика) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова.
Слово и его строение (состав слова, морфемика) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Синтаксис и пунктуация . Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Речевое общение
Речь . Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность
Высказывание. Текст . Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка.
Язык как средство общения
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы).
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Слово и его значение (лексика) Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Слово и его значимые части (морфемика) Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова.
Слово как часть речи (морфология) . Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении):
Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором).
Предложение Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Орфография и пунктуация Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака.
Литературное чтение на родном (русском) языке
Круг чтения
Художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с текстом и книгой
Ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников.
Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике. Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям. Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту. Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт. Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности
Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам. Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям. Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.
Литературоведческая пропедевтика
Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы). Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью. Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
1 класс (33ч)
Родной язык (русский) 24ч
Письмо (3ч)
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
Речь. Предложение. Слово. (6ч)
Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении.
Ударение. Ударный слог.
Развитие речи. (3ч)
Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Слово и предложение. (5ч)
Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Фонетика, орфоэпия и графика (7ч)
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Слоговой состав слова.
Литературное чтение на родном (русском) языке (9 ч)
Круг чтения (3ч)
Произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух. Русские народные загадки, пословицы.
Работа с текстом и книгой (3ч)
Ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике: метаграммы, анаграммы, фразеологизмы.
Развитие воображения, речевой творческой деятельности (3ч)
Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Развитие умения читать по ролям.
В МБОУ СОШ №13 г. Глазова используется традиционная пятибалльная система оценивания знаний обучающихся. Обучающимся вторых классов в 1 четверти отметки в баллах не выставляются, используется эмоциональная словесная оценка, различаемая по уровням на критериальной основе. Со 2 четверти успешность освоения обучающимися вторых классов отдельных тем, разделов и учебных программ оценивается по пятибалльной шкале. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники информации, текст учебника, рассказ учителя, наглядный материал, другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Система оценивания включает следующие виды контрольно-оценочных действий:
Функции оценки: контролирующая, формирующая, корректирующая, рефлексивная оценка (самооценка результатов деятельности).
Основы проектной деятельности
Проектная деятельность – это процесс разработки проекта. Отличительной особенностью проектирования является его практическая направленность. Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося.
Проектная деятельность в начальной школе осуществляется через выполнение заданий творческого характера по итогам изученного материала учебных предметов. Темы проектов представлены в тематическом планировании.
Виды проектов:
1. Практико –ориентированный
2. Информационный
3. Творческий
4. Исследовательский (в 4-х классах)
Планируемые результаты
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектной деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности.
Обучающийся научится:
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-аргументировать (защищать) свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Критерии оценки проектной работы представлены в Приложении 1.
Коррекционная работа
Коррекционная работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Коррекционная работа начального общего образования предусматривает:
· создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
· дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с ОВЗ в образовательной организации;
· осуществление индивидуально - ориентированной психологомедикопедагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедикопедагогической комиссии).
Коррекционная работа на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Планируемые результаты коррекционной работы
Коррекционная работа предусматривает выполнение требований к результатам, определенных ФГОС НОО.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.
В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).
Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.
Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП НОО (конкретных предметных областей) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).
Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.
План учебного курса (родной язык) по четвертям
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов |
||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
||
1 |
1 |
8 |
8 |
4 |
4 |
24 |
План учебного курса (литературное чтение на родном языке) по четвертям
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов |
||||
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
||
1 |
1 |
0 |
0 |
5 |
4 |
9 |
Тематический план по родному языку
№ урока |
Количество часов |
Тема |
Содержание |
Форма контроля |
1 |
1ч |
В мире звуков. |
Уточнение представлений детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух». |
Наблюдение, текущий контроль |
2 |
1ч |
Что такое слово. |
Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом. |
Наблюдение, текущий контроль |
3 |
1ч |
Гласные и согласные звуки и буквы. |
Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных. |
Наблюдение, текущий контроль |
4 |
1ч |
Гласные и согласные звуки и буквы. |
Повторение: гласные и согласные буквы и звуки. |
Наблюдение, текущий контроль |
5 |
1ч |
Такие разные согласные. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы их отличия. |
Наблюдение, текущий контроль |
6 |
1ч |
Такие разные согласные. |
Парные и непарные звонкие и глухие согласные. |
Наблюдение, текущий контроль |
7
|
1ч |
Ударный слог в слове. |
Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные. |
Наблюдение, текущий контроль |
8 |
1ч |
Зачем шипят шипящие? |
Уточнение знаний о шипящих согласных. Понятие «пантомима». |
Наблюдение, текущий контроль |
9 |
1ч
|
Познакомьтесь: алфавит! Проект «Оживим букву». |
Что такое алфавит. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. Выбор буквы для проекта. |
Наблюдение, текущий контроль |
10 |
1ч
|
Запись слов в алфавитном порядке. |
Обобщение знаний учащихся об алфавите, упражнение в записи слов в алфавитном порядке. |
Наблюдение, текущий контроль |
11 |
1ч |
Поговорим о предложении. |
Предложение выражает законченную мысль. Оформление предложения на письме. |
Наблюдение, текущий контроль |
12 |
1ч |
Ещё немного о предложении. |
Виды предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры. |
Наблюдение, текущий контроль |
13 |
1ч |
Разные предложения по интонации. |
Виды предложения по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией. |
Наблюдение, текущий контроль |
14 |
1ч |
Что такое текст? |
Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста. |
Наблюдение, текущий контроль |
15 |
1ч |
Что мы пишем с большой буквы? |
Правила написания слов с заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. |
Наблюдение, текущий контроль |
16 |
1ч |
Упражнение в написании имён собственных. |
Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Определение темы и основной мысли текста. |
Наблюдение, текущий контроль |
17
|
1ч |
О безударных гласных. |
Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. |
Наблюдение, текущий контроль |
18 |
1ч |
О парных звонких и глухих согласных. |
Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова. |
Наблюдение, текущий контроль |
19 |
1ч |
Слова синонимы. |
Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары. |
Наблюдение, текущий контроль |
20 |
1ч |
Слова антонимы. |
Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары. |
Наблюдение, текущий контроль |
21 |
1ч |
Волшебное слово предлог. |
Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со словами. |
Наблюдение, текущий контроль |
22 |
1ч |
Слова омонимы. |
Знакомство с понятием «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги. |
Наблюдение, текущий контроль |
23 |
1ч |
Слова разных частей речи. |
Упражнение в умении различать слова разных частей речи. |
Наблюдение, текущий контроль |
24 |
1ч |
Фразеологизмы и их значения. |
Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. |
Наблюдение, текущий контроль |
Тематический план по литературному чтению на родном языке
№ урока |
Количество часов |
Тема |
Содержание |
Форма контроля |
1. |
1ч |
Речь устная и письменная. |
Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и письменная. |
Наблюдение, текущий контроль |
2 |
1ч |
Что такое слово? |
Формулировка смыслового значения слова. Понятие «Рифма». |
Наблюдение, текущий контроль |
3 |
1ч |
Звуки и буквы - не одно и то же. |
В чём заключается различие между звуками и буквами. |
Наблюдение, текущий контроль |
4 |
1ч |
Что такое метаграммы? |
Знакомство с метаграммами, разгадывание метаграмм. |
Наблюдение, текущий контроль |
5 |
1ч |
Волшебник Ударение. |
Роль ударения в слове. Понятие «омограф». |
Наблюдение, текущий контроль |
6 |
1ч |
Русские народные загадки. Проект. |
Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета. |
Наблюдение, текущий контроль |
7 |
1ч |
Русские народные пословицы. |
Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы. |
Наблюдение, текущий контроль |
8 |
1ч |
Знакомимся с анаграммами. |
Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы. |
Наблюдение, текущий контроль |
9 |
1ч |
Фразеологизмы. |
Уточнение знаний учащихся о фразеологизмах. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм. |
Наблюдение, текущий контроль |
Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое планирование: изменять последовательность уроков, право в выборе дополнительного объёма раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения с учётом специфики обучения данного класса, учебно-материальной базы школы.
Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение
образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения |
Примечания |
Книгопечатная продукция |
|
Рабочие тетради
Методические пособия |
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 1 класса (в 2-х ч). Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: РОСТ, 2020.
Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие для 1 класса М.: РОСТ, 2020.
|
Печатные пособия |
|
Таблицы |
Азбука Гласные и согласные звуки Звуковые схемы |
Технические средства обучения |
|
Ноутбук Проектор Экран Звуковые колонки
|
ACER
HP Laser Jet P1102
|
Оборудование класса |
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Классная доска (магнитная) |
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
14 столов, 30 стульев
1
1
1 |
Приложение 1
Нормы (критерии) оценивания проектов
№ п/п |
Критерий |
Баллы (от 0 до 3) |
Оценка представленной работы |
||
1. |
Обоснование выбора темы. Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам |
1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 2– был обоснован выбор темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью 3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью |
2. |
Рефлексия Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы |
0 – нет выводов 1 – выводы по работе представлены неполно 2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы |
Оценка выступления участников (защита проекта) |
||
3. |
Качество публичного выступления, владение материалом |
1-участник читает текст и допускает ошибки 2-участник читает текст без ошибок 3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом |
4. |
Качество представленного продукта проекта. |
1 –продукт не соответствует требованиям качества (эстетический вид, соответствие заявленным целям) 2- продукт не полностью соответствует требованиям качества 3 – продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, соответствует заявленным целям) |
5. |
Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика |
1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом 2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы слушателей 3-участник умеет вести дискуссию, доказательно и корректно защищает свои идеи |
|
ИТОГО |
Максимальный уровень – 12-14 баллов Повышенный (программный) уровень - 8-11 баллов Необходимый (базовый) уровень - 5 -7 баллов |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.