Рабочая программа по родному языку для 1 класса

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся в соответствии с ФГОС НОО. Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Целями изучения предмета «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной школе являются: • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; • прочное и сознательное усвоение обучающихся изученного на уроке, совершенствование навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников, • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.
Иконка файла материала Родной язык 1.doc

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Глазова Удмуртской Республики

 

 

 

«РАССМОТРЕНО»                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО                                                             Директор МБОУ «СОШ №13»

«30» августа 2019г.                                                                                 Е. Б. Биянова

 Протокол № 1                                                                      «04» сентября 2019г.

                                                                                                Приказ  № 064 /1-1

 

 

 

                                                                               

                                                                       

 «ПРИНЯТО»

на заседании

педагогического совета

«30 » августа 2019г.                               

Протокол № 1                          

                                     

 

Рабочая программа

по родному языку (русскому) и

литературному чтению на родном языке (русском)

 

 1-В класс

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

Составитель: Ворончихина Ирина Геннадьевна

                                                             учитель начальных классов

 

     2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

 

2019 г.

 

Пояснительная   записка

 

     Данная  рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

 №273-ФЗ

  1. Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185 – ФЗ)
  2. Федеральный государственный образовательного стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373)
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования РФ.
  4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10»
  5. Образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ №13»
  6. Устав МБОУ «СОШ №13»

      

     Наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся в соответствии с ФГОС НОО.

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Целями изучения предмета «Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском)» в начальной школе являются:

• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 • прочное и сознательное усвоение обучающихся  изученного на уроке, совершенствование  навыков лингвистического анализа, повышение уровня языкового развития школьников,

 • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; развитие нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

 

Задачи обучения родному языку (русскому):

• воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

• формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе  и как развивающемся явлении, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной  речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

• овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах,  средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

• овладение учебными действиями с языковыми единицами  и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Задачи обучения литературному чтению на родном языке (русском):

• понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения передачи нравственных ценностей и традиций;

• осознание значимости чтения на родном языке для личного развития, формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических  представлений, понятий о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;

• использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое), умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

• достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации,  анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

• осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

 

Состав УМК

        Рабочая программа по родному языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (русском) разработана в соответствии с авторскими рабочими  программами:  

В.Г. Горецкий,  В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина  «Обучение грамоте», В.П. Канакина  «Русский язык».  Рабочие программы: 1-4 классы, М.: Просвещение, 2018.

 

Методические пособия:

Родной язык (русский):

Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 1 класса (в 2-х ч). Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: РОСТ, 2019.

 

         Литературное чтение на родном языке (русском):

    Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 1 класса (в 2-х ч). Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: РОСТ, 2019.

 

 

 

 

Общая характеристика предмета

 

      Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Актуальность предмета « Родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке (русском)» в  том, что русский язык является:

- государственным языком Российской Федерации,

-родным языком русского народа,

-средством межнационального общения.

Изучение родного русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их

мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом

социализации личности. Успехи в изучении родного языка (русского) во многом определяют

результаты обучения по другим школьным предметам.

 

Место учебного предмета в учебном плане

 

         «Родной язык (русский)»  и «Литературное чтение на родном (русском) языке» в начальной школе изучаются с 1 по 4 класс. Общее количество времени на четыре года обучения по родному языку (русскому) составляет 99 часов (75% ) от общего количества, если учитывать 1 ч в неделю в каждом классе). На изучение литературного чтения на родном (русском) языке в начальной школе  отводится 36 ч (25% ) от общего количества, если учитывать 1 ч в неделю в каждом классе).

Рабочая программа для 1 класса рассчитана на 24  учебных часа по родному языку (русскому) и 9 часов по литературному чтению на родном языке (русском) и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

 

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты

Первоклассник научится

 

Первоклассник получит возможность научиться

                понимать важность нового социального статуса «ученик»;

                внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

                понимать нравственные нормы, закреплённые в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

                адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

                осознавать язык как основное средство общения людей

 

       понимать личностный смысл учения с позиции «Я - ученик».

       нести личную ответственность за свои дела и поступки

 

 

Метапредметные результаты

Первоклассник научится

 

Первоклассник получит возможность научиться

  организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  учиться работать по предложенному учителем плану;

  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

  учиться совместно с учителем давать эмоциональную словесную оценку своей деятельности;

  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

  слушать и понимать речь других;

  выразительно читать и пересказывать текст, отвечать на вопросы;

  совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

   самостоятельно оценивать правильность  выполнения действий;

   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

   учитывать разные мнения и интересы;

   использовать речь для регуляции своего действия

 

 

Предметные результаты

Первоклассник научится

 

Первоклассник получит возможность научиться

       различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);

       интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;

       различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;

       использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;

       узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;

       различать произношение и написание слов (простейшие случаи);

       производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;

       применять на письме изученные правила: о написании большой буквы в именах собственных , об оформлении предложений на письме;

       грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15–20 слов);

       выполнять основные гигиенические требования при письме.

 

  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка;

       соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

       составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);

       различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;

       различать синонимы и антонимы, омонимы, омографы, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);

 

Развитие речи

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

 

  • различать устную и письменную речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  •  составлять текст по серии сюжетных картинок и опорным словам;
  • подбирать рифмы к словам

 

 

Содержание курса

Родной язык (русский)

Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении.

Ударение. Ударный слог.

Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи.

Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

Фонетика, орфоэпия и графика

Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.

Ударение. Слоговой состав слова.

Развитие речи. Речь. Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации).  Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.

Высказывание. Текст. Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.

Текст (устный и письменный). Тема текста.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объему текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письма по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/ изложение по вопросам, готовому плану).

Язык как средство общения

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей - язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).

Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.

Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я, с непроизносимыми согласными.

Слово и его значение (лексика) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова. 

 Слово и его строение (состав слова, морфемика) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.

Синтаксис и пунктуация . Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).

Речевое общение

Речь . Речь как способ общения с помощью языко­вых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность

Высказывание. Текст . Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема  и основная мысль текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста.  Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как Объявление. Загадка.

Язык как средство общения

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окру­жающего мира (назвать, обозначить). Связь языка с историей развития культуры русского народа (этимологические экскурсы).

Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и бук­венного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение ор­фоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненький и т.п.).

Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.

Слово и его значение (лексика)  Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучаю­щий лексические значения слов. Многозначные слова. Си­нонимы. Антонимы.

Слово и его значимые части (морфемика)  Уг­лубление представлений о морфемном составе слова (ко­рень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах. Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова.

Слово как часть речи (морфология) . Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопро­сы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении):

Словосочетание Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором).

Предложение Углубление понятия о предложе­нии как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.

Орфография  и пунктуация Повторение изу­ченных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого зна­ка.

Литературное чтение на родном (русском) языке

          Круг чтения

 Художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

          Работа с текстом и книгой

 Ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников.

Формирование умения озаглавливать текст, понимать смысл заглавия. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике, помещённом в учебнике. Формирование умений: выбирать из предложенного списка слова, необходимые для характеристики героев и отношения к ним; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; выделять в тексте с помощью учителя нужные фрагменты; воспроизводить сюжет по вопросам педагога. Первоклассники учатся отличать художественное произведение (творение автора) от реальной жизни, обращать внимание на отношение писателя к героям. Развитие познавательного интереса ребёнка к объектам окружающего мира, внимания к личному жизненному опыту. Обучение определять с помощью учителя и высказывать своё отношение к прочитанному, давать оценку поступкам героев с опорой на собственный опыт. Обучение знакомству с книгой: её автором, названием произведения, иллюстрациями.

           Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Формирование умения сочинять продолжение прочитанного произведения, отдельных сюжетных линий, короткие истории на заданную тему, рассказы по рисункам. Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Формирование умения писать сочинения-миниатюры из 3—4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям. Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

           Литературоведческая пропедевтика

Обогащение представлений о фольклорных жанрах (песни-разговоры, сезонные песни, колыбельные, пословицы). Знакомство со средствами выразительности: сравнениями, звукописью. Развитие умения выделять рифму в стихотворении. Знакомство с понятиями: портрет героя художественного произведения, его речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

 

1 класс (33ч)

Родной язык (русский)   24ч

 

Письмо (3ч) 

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.

Речь. Предложение. Слово. (6ч)

Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).

Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении.

Ударение. Ударный слог.

Развитие речи. (3ч)

Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Слово и предложение. (5ч)

Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).

     Фонетика, орфоэпия и графика (7ч)

Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.

Ударение. Слоговой состав слова.

      

Литературное чтение на родном (русском) языке (9 ч)

       Круг чтения (3ч)

 Произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух. Русские народные загадки, пословицы.

       Работа с текстом и книгой (3ч)

 Ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Обучение поиску значений отдельных непонятных слов и словосочетаний в словаре-справочнике: метаграммы, анаграммы, фразеологизмы.        

       Развитие воображения, речевой творческой деятельности (3ч)

Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте. Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам. Развитие умения читать по ролям.         

 

 

 

 

В МБОУ СОШ №13 г. Глазова используется традиционная пятибалльная  система оценивания знаний обучающихся. Обучающимся вторых классов в 1 четверти отметки в баллах не выставляются, используется эмоциональная словесная оценка, различаемая по уровням на критериальной основе. Со 2 четверти успешность освоения обучающимися вторых классов отдельных тем, разделов и учебных программ оценивается по пятибалльной шкале. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.   Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники информации, текст учебника,  рассказ учителя, наглядный материал, другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Система оценивания включает следующие виды контрольно-оценочных действий:

  • поурочный контроль:  контроль предметных знаний и универсальных учебных действий по результатам урока;
  • рубежный контроль: (тематический, четвертной) осуществляется по итогам изучения темы, четверти.

Функции оценки: контролирующая, формирующая, корректирующая, рефлексивная оценка (самооценка результатов деятельности).

 

Основы проектной деятельности

 

 Проектная деятельность – это процесс разработки проекта. Отличительной особенностью проектирования является его практическая направленность. Реализация проектной деятельности в начальной школе подразумевает конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося.

Проектная деятельность в начальной школе осуществляется через выполнение заданий творческого характера по итогам изученного материала учебных предметов. Темы проектов представлены в тематическом планировании.

Виды проектов:

1.      Практико –ориентированный

2.      Информационный

3.      Творческий

4.      Исследовательский (в 4-х классах)

 

Планируемые результаты

 

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к проектной  деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектной деятельности.

 

Обучающийся научится:

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 -аргументировать (защищать) свои идеи.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Критерии оценки проектной работы представлены  в Приложении 1.

 

 

 

 

Коррекционная работа

 

 Коррекционная работа в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

        Коррекционная работа начального общего образования предусматривает:

·       создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

·      дальнейшую социальную адаптацию  и интеграцию детей с ОВЗ в образовательной организации;

·      осуществление индивидуально - ориентированной психолого­медико­педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого­медико­педагогической комиссии).

Коррекционная работа на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие её основное содержание: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

 

Планируемые результаты коррекционной работы

          Коррекционная работа предусматривает выполнение требований к результатам, определенных ФГОС НОО.

Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ОВЗ.

В зависимости от формы организации коррекционной работы планируются разные группы результатов (личностные, метапредметные, предметные). В урочной деятельности отражаются предметные, метапредметные и личностные результаты. Во внеурочной – личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты – индивидуальное продвижение обучающегося в личностном развитии (расширение круга социальных контактов, стремление к собственной результативности и др.).

Метапредметные результаты – овладение общеучебными умениями с учетом индивидуальных возможностей; освоение умственных действий, направленных на анализ и управление своей деятельностью; сформированность коммуникативных действий, направленных на сотрудничество и конструктивное общение и т. д.

Предметные результаты определяются совместно с учителем – овладение содержанием ООП НОО (конкретных предметных областей) с учетом индивидуальных возможностей разных категорий детей с ОВЗ; индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам (умение учащихся с нарушенным слухом общаться на темы, соответствующие их возрасту; умение выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации; получение опыта решения проблем и др.).

Достижения обучающихся с ОВЗ рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка на основе его портфеля достижений.

План учебного курса (родной язык) по четвертям

 

Класс

Количество часов

в неделю

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

1

8

8

4

4

24

План учебного курса (литературное чтение на родном языке) по четвертям

 

Класс

Количество часов

в неделю

Количество часов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1

1

0

0

5

4

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематический план по родному языку

№ урока

Количество часов

Тема

Содержание

Форма контроля

1

В мире звуков.

Уточнение представлений детей о звуках. Понятия «фонетика», «фонема», «фонематический слух».

Наблюдение,

текущий контроль

2

Что такое слово.

Слово – это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом.

Наблюдение,

текущий контроль

3

Гласные и согласные звуки и буквы.

Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных.

Наблюдение,

текущий контроль

4

Гласные и согласные звуки и буквы.

Повторение: гласные и согласные буквы и звуки. 

Наблюдение,

текущий контроль

5

Такие разные согласные.

Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы их отличия.

Наблюдение,

текущий контроль

6

Такие разные согласные.

Парные и непарные звонкие и глухие согласные.

Наблюдение,

текущий контроль

7

 

Ударный слог в слове.

Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные.

Наблюдение,

текущий контроль

8

Зачем шипят шипящие?

Уточнение знаний о шипящих согласных. Понятие  «пантомима».

Наблюдение,

текущий контроль

9

 

Познакомьтесь: алфавит! Проект «Оживим букву».

Что такое алфавит. Упражнение в правильном назывании букв и звуков. Выбор буквы для проекта.

Наблюдение,

текущий контроль

10

 

Запись слов в алфавитном порядке.

Обобщение знаний учащихся об алфавите, упражнение в записи слов в алфавитном порядке.

Наблюдение,

текущий контроль

11

Поговорим о предложении.

Предложение выражает законченную мысль. Оформление предложения на письме.

Наблюдение,

текущий контроль

12

Ещё немного о предложении.

Виды предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры.

Наблюдение,

текущий контроль

13

Разные предложения по интонации.

Виды предложения по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией.

Наблюдение,

текущий контроль

14

Что такое текст?

Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста.

Наблюдение,

текущий контроль

15

Что мы пишем с большой буквы?

Правила написания слов с заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные.

Наблюдение,

текущий контроль

16

Упражнение в написании имён собственных.

Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные. Определение темы и основной мысли текста.

Наблюдение,

текущий контроль

17

 

О безударных гласных.

Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.

Наблюдение,

текущий контроль

18

О парных звонких и глухих согласных.

Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова.

Наблюдение,

текущий контроль

19

Слова синонимы.

Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары.

Наблюдение,

текущий контроль

20

Слова антонимы.

Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к данным словам, находить среди слов антонимичные пары.

Наблюдение,

текущий контроль

21

Волшебное слово предлог.

Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со словами.

Наблюдение,

текущий контроль

22

Слова омонимы.

Знакомство с понятием «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги.

Наблюдение,

текущий контроль

23

Слова разных частей речи.

Упражнение в умении различать слова разных частей речи.

Наблюдение,

текущий контроль

24

Фразеологизмы и их значения.

Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Наблюдение,

текущий контроль

 

Тематический план по литературному чтению на родном языке  

№ урока

Количество часов

Тема

Содержание

Форма контроля

1.

Речь устная и письменная.

Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная и письменная.

Наблюдение,

текущий контроль

2

Что такое слово?

Формулировка смыслового значения слова.  Понятие «Рифма».

Наблюдение,

текущий контроль

3

Звуки и буквы - не одно и то же.

В чём заключается различие между звуками и буквами.

Наблюдение,

текущий контроль

4

Что такое метаграммы?

Знакомство с метаграммами, разгадывание метаграмм.

Наблюдение,

текущий контроль

5

Волшебник Ударение.

Роль ударения в слове. Понятие «омограф».

Наблюдение,

текущий контроль

6

Русские народные загадки. Проект.

Знакомство с загадкой как жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета.

Наблюдение,

текущий контроль

7

Русские народные пословицы.

Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы.

Наблюдение,

текущий контроль

8

Знакомимся с анаграммами.

Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы.

Наблюдение,

текущий контроль

9

Фразеологизмы.

Уточнение знаний учащихся о фразеологизмах. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм.

Наблюдение,

текущий контроль

 

 

  Учитель, работающий по данной программе, имеет право корректировать тематическое планирование: изменять последовательность уроков, право в выборе  дополнительного объёма раскрытия вопроса, в выборе организационных форм обучения с учётом специфики обучения данного класса, учебно-материальной базы школы.


 

Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение

образовательного процесса

Наименование объектов и средств

 материально - технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

Рабочие тетради

 

 

 

 

 

Методические пособия

Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Рабочая тетрадь для 1 класса (в 2-х ч). Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: РОСТ, 2020.

 

Мищенкова Л.В. Занимательный русский язык. Методическое пособие для 1 класса  М.: РОСТ, 2020.

 

 

Печатные пособия

Таблицы

Азбука

Гласные и согласные звуки

Звуковые схемы

Технические средства обучения

Ноутбук

Проектор

Экран

Звуковые колонки

 

ACER    

 

HP Laser Jet P1102

 

 

 

 

Оборудование класса

 

 

 

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

 

Стол учительский

 

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

 

Классная доска (магнитная)

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

 

14 столов, 30 стульев

 

 

1

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

Приложение 1

Нормы (критерии) оценивания проектов

п/п

Критерий

Баллы

(от 0 до 3)

Оценка представленной работы

1.

Обоснование выбора темы.

Соответствие содержания сформулированной теме, поставленным целям и задачам

1– не было обоснования темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью

2– был обоснован выбор темы, цель сформулирована нечетко, тема раскрыта не полностью

3-было обоснование выбора темы, цель сформулирована в соответствии с темой, тема раскрыта полностью

2.

Рефлексия

Владение рефлексией; социальное и прикладное значение полученных результатов (для чего?, чему научились?), выводы

0 – нет выводов

1 – выводы по работе представлены неполно

2 – выводы полностью соответствуют теме и цели работы

Оценка выступления участников (защита проекта)

3.

Качество публичного выступления, владение материалом

1-участник читает текст и допускает  ошибки

2-участник читает текст без ошибок

3-речь участника грамотная и безошибочная, хорошо владеет материалом

4.

Качество представленного продукта проекта.

1 –продукт не соответствует требованиям качества (эстетический вид, соответствие заявленным целям)

2- продукт не полностью соответствует требованиям качества

3 – продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, соответствует заявленным целям)

5.

Умение вести дискуссию, корректно защищать свои идеи, эрудиция докладчика

1-не умеет вести дискуссию, слабо владеет материалом

2-участник испытывает затруднения в умении отвечать на вопросы слушателей

3-участник умеет вести дискуссию, доказательно и корректно защищает свои идеи

 

ИТОГО

 Максимальный уровень – 12-14 баллов                         Повышенный (программный) уровень - 8-11 баллов Необходимый (базовый) уровень - 5 -7 баллов