ГКС(К)ОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ»
Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО учителей-дефектологов Директор ГКС(К)ОУ «Школы-
Протокол №____ от «____»____________20 г. интерната для глухих детей»
Председатель МО ______________Бабиева Л.Г. ___________________ЗаоеваИ.Т.
«___»___________________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В 6 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена на основании программы
специальных (коррекционных)учреждений I-II вида
Общее количество часов - 102
Количество часов в неделю- 3
Принято на заседании педагогического совета (Протокол №______ от «___»____________20 г.)
Учитель- дефектолог Гурциева Л.Г.
I блок.
Пояснительная записка.
Программа по РСВ и ФП детей с нарушениями слуха и речи составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта и разработками отечественных учёных в области коррекционно-развивающей педагогики.
1. Актуальность разработки курса. |
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха. |
2. Причины введения учебной дисциплины. |
Причины введения учебной дисциплины обусловлен тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей. Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план специальных образовательных учреждений. |
3. Особенности программного материала. |
Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что развитие слухового восприятия и формирование произношения устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух улучшают в процессе формирования произношения в условиях различных видов речевой деятельности. Особый акцент в программе сделан на дальнейшее совершенствование произносительных навыков. |
4. Роль и место дисциплины. |
Роль и место этого курса тесно связано с такими дисциплинами как грамматика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, математика, внеурочная деятельность. В результате изучения курса учащиеся должны научиться: различать на слух фразы, словосочетания, слова, слоги; овладеть произносительной стороной речи, уметь распознавать определённый речевой материал на слух и слухо-зрительно; воспроизводить его и действовать соответственно принятому. |
5. Адресат. |
Программа рассчитана на обучение в 6 классе I - IIвида. |
6. Соответствие Государственному обязательному стандарту. |
Программа построена в соответствии с требованиями обучению Государственного образовательного стандарта и программы С(К)О учреждений 1-2 вида. |
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся. |
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны уметь: · Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе. · Произносить слова слитно и с ударением, соблюдая правила орфоэпии. · Передавать интонацию руководствуясь графическими знаками. · Воспринимать на слух с а. и без них р/м ( знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимся 1 и 2 степенью тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов; · Воспринимать на слух с и.с.а. тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии. |
8. Целевая установка. |
- формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих; - построения системы коррекционно-развивающей работы по РСВ и ФП. В ходе достижения целей решаются задачи: · Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих школьников; · Создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи; · Закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха; · Обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА; · Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования РСВ и ФП; · Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся; · Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов. |
9. Структура программы. |
Программа включает следующие разделы: · Речевой материал обиходно-разговорного характера. · Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся. · Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин. · Работа с текстом. |
10. Формы организации учебного процесса. |
Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение обобщающих уроков, групповых занятий. |
11. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых. |
При изучении для обучаемых предусмотрены большие возможности для работы по РСВ и ФП. Особое внимание уделяется обучение восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объём текстов предложений. |
12. Итоговый контроль. |
Оценка знаний, умений обучающихся проводится по общешкольным планам работы слухового кабинета, МО учителей, в ходе классно-обобщающего контроля. Изучение курса завершается контрольной работой. |
13. Объём и сроки изучения. |
Программа по РСВ и ФП общим объёмом изучается в течение года. |
II блок.
Учебно-тематический план 6 класс.
Наименование разделов и тем. |
Всего |
Количество уроков |
Формы контроля |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера. |
|
|
Контрольная работа. |
2. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся. |
|
|
Контрольная работа. |
3. Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин. |
|
|
Контрольная работа. |
4. Работа с текстом. |
|
|
Контрольная работа. |
III блок. Содержание. РСВ.
I полугодие.
№ |
Разделы, темы |
Содержание программного материала |
Дид. материал |
Сроки |
Интегра ция |
Уровневая дифференциация |
|
|
Обследование произносительных навыков и речевого развития. |
|
|
|
|
1. |
Речевой материал обиходно – разговорного характера |
Летние каникулы Кончились летние каникулы. Начинается новый учебный год. Первое сентября – День знаний. Первого сентября все ученики приходят в школу, чтобы узнать много нового, интересного. Надо добросовестно учиться, внимательно слушать учителя. - Почему первое сентября называют Днём знаний? - В каком классе ты будешь учиться? Вы все ученики 6 класса. Вы все одноклассники. - Как ты готовился к началу учебного года? - Где вы отдыхали летом? - Где вы были в начале лета (середине лета, в конце лета)? - Чем вам понравилось место, где вы отдыхали? - Чем вы занимались в каникулы? - Какие книги вы прочитали за лето? - Хорошо провели каникулы? Диалог - Алёша, привет! - Здравствуй, Саша! Где ты отдыхал - В деревне у бабушки. А ты - Сначала был дома, а потом с родителями на море. Соскучился по школе - Очень. - Я тоже.
|
Словарь: лето – летом – летние, учебный год, летние каникулы, шестиклассники, День знаний, добросовестно учиться, шестой класс, одноклассники, готовиться к началу учебного года, готовился к школе, отдых, я отдыхал, хорошо отдохнул
Доволен отдыхом, познакомился с новыми людьми, читал журналы, сказки, занимался спортом
|
|
РСВ развитие речи |
Выше базового |
2. |
Тема: «Родина» |
Наша страна очень большая. Она называется Россия. Когда утром первого сентября московские школьники идут на свой первый урок, ребята Владивостока уже вернулись из школы. Когда в Москве полдень, на Чукотке и камчатке уже поздний вечер. Много разных народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью.
Послушай и повтори: Наша страна очень большая. Она называется Россия. Много разных народов живёт в нашей стране. Они составляют единую дружную семью.
Работа по вопросам. Ты был в Москве (Во Владивостоке,…)? Какой город является столицей нашей Родины? Что интересного ты видел…? В каких городах нашей страны ты был? Как называется твоя малая Родина? Где ты живёшь? Владикавказ красивый город. Наша республика многонациональная. Все национальности живут дружно, Во Владикавказе протекает бурная река Терек
|
Задание к тексту: Повтори: наша страна очень большая покажи на карте нашу страну (Москву, Чукотку, Камчатку, Владивосток) Скажи, чтобы он (она) показал (а) на карте… Напиши: Наша Родина очень велика. Словарь: Родина, страна, полдень, полночь, утро, день, вечер, ночь, поздний вечер, раннее утро, школа, школьник, столица, крупный город, городок, памятник, памятник культуры, экскурсия, экскурсионное бюро, заказать экскурсию
|
РСВ
|
Базовый
|
|
3. |
Тема: «Спорт» |
- Здравствуй мальчик. - Как тебя зовут? - Вова. - А как твоя фамилия? - Петров. - А я тренер. Ты в какой секции хочешь заниматься? - В секции по футболу. - Хорошо, я запишу тебя. Мы тренируемся по вторникам и четвергам с трёх до пяти. Сегодня среда. Приходи на тренировку завтра. - Спасибо. Я обязательно приду. - Не опаздывай. - Я приду вовремя.
|
Задание к тексту: В какую секцию записался Вова? Когда тренировка секции по футболу? Сколько раз в неделю у Вовы тренировки? О чём предупредил Вову тренер?
Словарь: тренер, секция, футбол, хоккей, тренировка, не опаздывай на тренировку, записаться в секцию, тренировки (во вторник, по вторника и четвергам). |
РСВ
|
Базовый, |
|
4. |
Работа с текстом |
Тема: «Общение в школе и дома» Рад тебя видеть. Что нового? Ничего нет нового. Какие новости? У меня есть новости. У меня нет новостей. Всё по – старому (по – прежнему, без изменений). Путешествие – лучший отдых. Чем ты занимался в свободное время? В свободное время я читаю (занимаюсь спортом, играю, хожу в походы…). Что ты делаешь дома? Советую тебе совершить путешествие (пойти в поход, отдохнуть на море, поехать в деревню…). Дай мне совет. Ты можешь дать мне совет? Мне нужен совет. Я хочу с тобой посоветоваться. Посоветуйся с… Спасибо за совет. Нужно всё приготовить заранее. Купи (приготовь, возьми на прокат рюкзак, палатку, спальный мешок…) Можно взять с собой? Как хорошо, что я тебя встретил. Рад был нашей встрече. Я благодарен тебе. Я благодарен тебе за хороший совет. |
Словарь: спальный мешок, палатка, на прокат, посоветоваться, ходить в походы, путешествия.
Послушай и повтори: В свободное время я читаю. (занимаюсь спортом, играю, хожу в походы). Советую тебе совершить путешествие, пойти в поход, отдохнуть на море, поехать в деревню. Нужно взять на прокат рюкзак, палатку, спальный мешок. |
|
РСВ развитие речи
|
Выше базового |
|
|
Повторение пройденного речевого материала в I полугодии. Контрольные работы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Р/м обиходно – разговорного характера |
Какое время года наступило? Какой закончился год? Какой наступил год? Где и с кем ты встретил Новый год? У вас дома была ёлка? Как она была украшена? На ёлке горела электрическая гирлянда? Что вы делали в новогодний вечер? Когда вы легли спать? Какие подарки ты получил в день Нового года? Куда ты ходил во время зимних каникул? В какие игры играют дети зимой на улице? Как ты провёл зимние каникулы?
|
Диалог. - Ты любишь играть в хоккей? - Нет, мне больше нравиться ходить на лыжах. - А я люблю хоккей. - Почему? - Потому что играет много ребят. Веселою Интересно победить. - Когда ты просыпаешься, ты сразу встаёшь с постели? - Ты проветриваешь свою комнату? - Ты делаешь утром зарядку? Во время зарядки лёгкие наполняются свежим отдыхом.
|
РСВ развитие речи |
Выше базового |
|
7. |
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов |
Зима. Какие явления природы можно наблюдать зимой? Какая бывает зима в нашей местности? Много ли выпадает снега? Часто бывают снегопад, гололёд, метели? Что происходит зимой с рекой Терек?
Отгадай загадки: Скатерть бела, всю землю одела (зима). Кого один раз в год наряжают (ёлку). На всех садится, никого не боится (снег). Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).
Послушай стихи поэта А.С. Пушкина Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, Снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
- Какое время года описывает поэт?
|
Повтори: Чистый белый снег покрыл землю. Кругом полная тишина. Только мороз поскрипывает. Везде большие сугробы. Замёрзли реки и озёра. Лёд толстый, крепкий и прозрачный.
Послушай пословицы и объясни их: Январь – году начало, а зиме середина. Январь – батюшке – морозы, Февралю – метели. |
РСВ
|
Выше базового |
|
8. |
Р/м обиходно – разговорного характера |
Здоровье. Узнай в аптеке, есть ли у них это лекарство. Спроси, когда будет это лекарство. Не огорчайся. Ты (…) огорчился. Скажи…, чтобы он не огорчался. Не расстраивайся. Ты (…) расстроился. Успокойся. Я не могу успокоиться. Не волнуйся. … успокойся. У тебя есть что – нибудь от головной боли? У меня есть лекарство от головной боли. У тебя есть аспирин? Узнай в аптеке, есть ли у них… Узнай в аптеке, какое лекарство есть у них от головной боли. Мне помогает (хорошо помогает, плохо помогает, лучше помогает, не помогает) это лекарство (аспирин, цитрамон).
Спроси у … помогает ли ему это лекарство. Какой у тебя рост? Ты знаешь свой рост? Узнай свой рост/ Спроси у …, какой у него рост. Попроси измерить рост. Попроси взвесить тебя. Спроси у… какой у него вес. Скажи…, чтобы он взвесился. У тебя (…) нормальный (лишний, недостаточный) вес? Надо поправиться (похудеть).
Текст. Ира пошла в аптеку, чтобы купить лекарство. Но нужного ей лекарства в аптеке не оказалось. Ира очень огорчилась. Она не знала, как же ей быть. Но Иру успокоили, сказав, что это лекарство они должны получить, и предложили прийти завтра.
|
Словарь: узнать в аптеке, когда будет лекарство, есть ли у вас не расстраивайся, не огорчайся, успокойся, не волнуйся, головная боль, хорошо помогает, тебе поможет аспирин, какой вес (рост), поправиться, похудеть.
Задание к тексту: Почему… огорчилась? Как… успокоили? Почему… успокоилась?
Задание к тексту: Зачем Ира пошла в аптеку? Ира купила нужное ей лекарство? Ира огорчилась? Как Иру успокоили? |
|
РСВ
|
Базовый, |
9. |
Тема: «Отдых» |
Надеюсь, ты летом хорошо отдохнёшь. Переоденься. Скажи…,чтобы он переоделся. Пойдём на пляж.
- Наконец, мы на месте! - Да, я так рада. Тепло, солнышко. - Главное – это море. - Сейчас переоденемся и пойдём на пляж.
Задание к тексту: Куда приехали…и …? Какая погода? А у нас? А ты, куда поедешь отдыхать? |
Словарь: пляж, солнышко, я надеюсь (не надеюсь), прийти, переоденься, переоделся, не переоделся. |
РСВ |
Базовый |
|
|
|
Повторение пройденного за II полугодие. |
|
|
|
|
|
|
Контрольные работы . |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.