Рабочая программа по РСВ и ФП ( Для 6-ого класса, программа для глухих)

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 6_klass-gurcieva.docx

ГКС(К)ОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ»

 

                           Согласовано                                                                                                              «Утверждаю»

на заседании МО учителей-дефектологов                                                                     Директор ГКС(К)ОУ «Школы-

Протокол №____ от «____»____________20     г.                                                             интерната  для глухих  детей»

Председатель МО  ______________Бабиева Л.Г.                                                            ___________________ЗаоеваИ.Т.

                                                                                                                                                  «___»___________________20    г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В 6 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена на основании программы

специальных (коррекционных)учреждений I-II вида

Общее количество часов    - 102

Количество часов в неделю- 3

 

                   

                  Принято на заседании педагогического совета (Протокол №______   от «___»____________20     г.)

Учитель- дефектолог Гурциева Л.Г.

 

 

I блок.

Пояснительная записка.

  Программа по РСВ и ФП детей с нарушениями слуха и речи составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта и разработками отечественных учёных в области коррекционно-развивающей педагогики.

1.      Актуальность разработки курса.

Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха.

2.      Причины введения учебной дисциплины.

Причины введения учебной дисциплины обусловлен тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей. Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план специальных образовательных учреждений.

3.      Особенности программного материала.

Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что развитие слухового восприятия и формирование произношения устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух улучшают в процессе формирования произношения в условиях различных видов речевой деятельности. Особый акцент в программе сделан на дальнейшее совершенствование произносительных навыков.

4.      Роль и место дисциплины.

Роль и место этого курса тесно связано с такими дисциплинами как грамматика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, математика, внеурочная деятельность. В результате изучения курса учащиеся должны научиться: различать на слух фразы, словосочетания, слова, слоги; овладеть произносительной стороной речи, уметь распознавать определённый речевой материал на слух и слухо-зрительно; воспроизводить его и действовать соответственно принятому.

5.      Адресат.

Программа рассчитана на обучение в 6 классе  I - IIвида.

6.      Соответствие Государственному обязательному стандарту.

Программа построена в соответствии с требованиями обучению Государственного образовательного стандарта и программы С(К)О учреждений 1-2 вида.

7.      Требования к знаниям и умениям обучающихся.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны уметь:

·         Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе.

·         Произносить слова слитно и с ударением, соблюдая правила орфоэпии.

·         Передавать интонацию руководствуясь графическими знаками.

·         Воспринимать на слух с а. и без них р/м ( знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимся 1 и 2 степенью тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;

·         Воспринимать на слух с и.с.а. тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.

8.      Целевая установка.

- формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих;

- построения системы коррекционно-развивающей работы по РСВ и ФП.

В ходе достижения целей решаются задачи:

·         Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих школьников;

·         Создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи;

·         Закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха;

·         Обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА;

·         Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования РСВ и ФП;

·         Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся;

·         Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов.

9.      Структура программы.

Программа включает следующие разделы:

·         Речевой материал обиходно-разговорного характера.

·         Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся.

·         Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин.

·         Работа с текстом.

10.  Формы организации учебного процесса.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение обобщающих уроков, групповых занятий.

11.  Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых.

При изучении для обучаемых предусмотрены большие возможности для работы по РСВ и ФП. Особое внимание уделяется обучение восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объём текстов предложений.

12.  Итоговый контроль.

Оценка знаний, умений обучающихся проводится по общешкольным планам работы слухового кабинета, МО учителей, в ходе классно-обобщающего контроля. Изучение курса завершается контрольной работой.

13.  Объём и сроки изучения.

Программа по РСВ и ФП общим объёмом изучается в течение года.

 

II блок.

Учебно-тематический план 6 класс.

Наименование разделов и тем.

Всего

Количество уроков

Формы контроля

1.      Речевой материал обиходно-разговорного характера.

 

 

Контрольная работа.

2.      Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся.

 

 

Контрольная работа.

3.      Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин.

 

 

Контрольная работа.

4.      Работа с текстом.

 

 

Контрольная работа.

 

III блок. Содержание. РСВ.

I полугодие.

Разделы, темы

Содержание

 программного материала

Дид. материал

Сроки 

Интегра

ция

Уровневая дифференциация

 

 

Обследование произносительных навыков и речевого развития.

 

 

 

 

1.

Речевой материал обиходно – разговорного характера

 

Летние каникулы

Кончились летние каникулы.

Начинается новый учебный год.

Первое сентября – День знаний.

Первого сентября все ученики приходят в школу, чтобы узнать много нового, интересного.

Надо добросовестно учиться, внимательно слушать учителя.

- Почему первое сентября называют Днём знаний?

- В каком классе ты будешь учиться?

Вы все ученики 6 класса.

Вы все одноклассники.

- Как ты готовился к началу учебного года?

- Где вы отдыхали летом?

- Где вы были в начале лета (середине лета, в конце лета)?

- Чем вам понравилось место, где вы отдыхали?

- Чем вы занимались в каникулы?

- Какие книги вы прочитали за лето?

- Хорошо провели каникулы?

Диалог

- Алёша, привет!

- Здравствуй, Саша! Где ты отдыхал

- В деревне у бабушки. А ты

- Сначала был дома, а потом с родителями на море. Соскучился по школе

- Очень.

- Я тоже.

 

 

 

 

Словарь: лето – летом – летние, учебный год, летние каникулы, шестиклассники, День знаний, добросовестно учиться, шестой класс, одноклассники, готовиться к началу учебного года, готовился к школе, отдых, я отдыхал, хорошо отдохнул

 

 

 

 

 

 

 

 

Доволен отдыхом, познакомился с новыми людьми, читал журналы, сказки, занимался спортом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

РСВ

развитие речи

Выше базового

2.

Тема: «Родина»

 

Наша страна очень большая.

Она называется Россия.

Когда утром первого сентября московские школьники идут на свой первый урок, ребята Владивостока уже вернулись из школы.

Когда в Москве полдень, на Чукотке и камчатке уже поздний вечер.

Много разных народов живёт в нашей стране.

Они составляют единую дружную семью.

 

Послушай и повтори:

Наша страна очень большая.

Она называется Россия.

Много разных народов живёт в нашей стране.

Они составляют единую дружную семью.

 

Работа по вопросам.

Ты был в Москве (Во Владивостоке,…)?

Какой город является столицей нашей Родины?

Что интересного ты видел…?

В каких городах нашей страны ты был?

Как называется твоя малая Родина?

Где ты живёшь?

Владикавказ красивый город.

Наша республика многонациональная.

Все национальности живут дружно,

Во Владикавказе протекает бурная река Терек

 

 

 

 

Задание к тексту:

Повтори:

наша страна очень большая

покажи на карте нашу страну (Москву, Чукотку, Камчатку, Владивосток)

Скажи, чтобы он (она) показал (а) на карте…

Напиши:

Наша Родина очень велика.

Словарь: Родина, страна, полдень, полночь, утро, день, вечер, ночь, поздний вечер, раннее утро, школа, школьник, столица, крупный город, городок, памятник, памятник культуры, экскурсия, экскурсионное бюро, заказать экскурсию

 

 

РСВ

 

Базовый

 

3.

Тема: «Спорт»

- Здравствуй мальчик.

- Как тебя зовут?

- Вова.

- А как твоя фамилия?

- Петров.

- А я тренер. Ты в какой секции хочешь заниматься?

- В секции по футболу.

- Хорошо, я запишу тебя. Мы тренируемся по вторникам и четвергам с трёх до пяти. Сегодня среда. Приходи на тренировку завтра.

- Спасибо. Я обязательно приду.

- Не опаздывай.

- Я приду вовремя.

 

 

Задание к тексту:

В какую секцию записался Вова?

Когда тренировка секции по футболу?

Сколько раз в неделю у Вовы тренировки?

О чём предупредил Вову тренер?

 

Словарь: тренер, секция, футбол, хоккей, тренировка, не опаздывай на тренировку, записаться в секцию, тренировки (во вторник, по вторника и четвергам).

РСВ

 

Базовый,

4.

Работа с текстом

 

Тема: «Общение в школе и дома»

Рад тебя видеть.

Что нового?

Ничего нет нового.

Какие новости?

У меня есть новости.

У меня нет новостей.

Всё по – старому (по – прежнему, без изменений).

Путешествие – лучший отдых.

Чем ты занимался в свободное время?

В свободное время я читаю (занимаюсь спортом, играю, хожу в походы…).

Что ты делаешь дома?

Советую тебе совершить путешествие (пойти в поход, отдохнуть на море, поехать в деревню…).

Дай мне совет.

Ты можешь дать мне совет?

Мне нужен совет.

Я хочу с тобой посоветоваться.

Посоветуйся с…

Спасибо за совет.

Нужно всё приготовить заранее.

Купи (приготовь, возьми на прокат рюкзак, палатку, спальный мешок…)

Можно взять с собой?

Как хорошо, что я тебя встретил.

Рад был нашей встрече.

Я благодарен тебе.

Я благодарен тебе за хороший совет.

 

Словарь: спальный мешок, палатка, на прокат, посоветоваться, ходить в походы, путешествия.

 

Послушай и повтори:

В свободное время я читаю. (занимаюсь спортом, играю, хожу в походы).

Советую тебе совершить путешествие, пойти в поход, отдохнуть на море, поехать в деревню.

Нужно взять на прокат рюкзак, палатку, спальный мешок.

 

РСВ

развитие речи

 

Выше базового

 

 

Повторение пройденного речевого материала  в I полугодии. Контрольные работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Р/м обиходно – разговорного характера

Какое время года наступило?

Какой закончился год?

Какой наступил год?

Где и с кем ты встретил Новый год?

У вас дома была ёлка?

Как она была украшена?

На ёлке горела электрическая гирлянда?

Что вы делали в новогодний вечер?

Когда вы легли спать?

Какие подарки ты получил в день Нового года?

Куда ты ходил во время зимних каникул?

В какие игры играют дети зимой на улице?

Как ты провёл зимние каникулы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог.

- Ты любишь играть в хоккей?

- Нет, мне больше нравиться ходить на лыжах.

- А я люблю хоккей.

- Почему?

- Потому что играет много ребят. Веселою Интересно победить.

- Когда ты просыпаешься, ты сразу встаёшь с постели?

- Ты проветриваешь свою комнату?

- Ты делаешь утром зарядку?

Во время зарядки лёгкие наполняются свежим отдыхом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РСВ

развитие речи

Выше базового

7.

Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов

 

Зима.

Какие явления природы можно наблюдать зимой?

Какая бывает зима в нашей местности?

Много ли выпадает снега?

Часто бывают снегопад, гололёд, метели?

Что происходит зимой с рекой Терек?

 

Отгадай загадки:

Скатерть бела, всю землю одела (зима).

Кого один раз в год наряжают (ёлку).

На всех садится, никого не боится (снег).

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз).

 

Послушай стихи поэта А.С. Пушкина

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

 

- Какое время года описывает поэт?

 

 

 

 

 

Повтори:

Чистый белый снег покрыл землю.

Кругом полная тишина.

Только мороз поскрипывает.

Везде большие сугробы.

Замёрзли реки и озёра.

Лёд толстый, крепкий и прозрачный.

 

 

Послушай пословицы и объясни их:

Январь – году начало, а зиме середина.

Январь – батюшке – морозы,

Февралю – метели.

РСВ

 

Выше  базового

8.

Р/м обиходно – разговорного характера

 

 Здоровье.

Узнай в аптеке, есть ли у них это лекарство.

Спроси, когда будет это лекарство.

Не огорчайся. Ты (…) огорчился.

Скажи…, чтобы он не огорчался.

Не расстраивайся.

Ты (…) расстроился.

Успокойся. Я не могу успокоиться.

Не волнуйся. … успокойся.

У тебя есть что – нибудь от головной боли?

У меня есть лекарство от головной боли.

У тебя есть аспирин?

Узнай в аптеке, есть ли у них…

Узнай в аптеке, какое лекарство есть у них от головной боли.

Мне помогает (хорошо помогает, плохо помогает, лучше помогает, не помогает) это лекарство (аспирин, цитрамон).

 

Спроси у … помогает ли ему это лекарство.

Какой у тебя рост?

Ты знаешь свой рост?

Узнай свой рост/

Спроси у …, какой у него рост.

Попроси измерить рост.

Попроси взвесить тебя.

Спроси у… какой у него вес.

Скажи…, чтобы он взвесился.

У тебя (…) нормальный  (лишний, недостаточный) вес?

Надо поправиться (похудеть).

 

Текст.

Ира пошла в аптеку, чтобы купить лекарство.

Но нужного ей лекарства в аптеке не оказалось.

Ира очень огорчилась.

Она не знала, как же ей быть.

Но Иру успокоили, сказав, что это лекарство они должны получить, и предложили прийти завтра.

 

 

 

 

 

 

Словарь: узнать в аптеке, когда будет лекарство, есть ли у вас не расстраивайся, не огорчайся, успокойся, не волнуйся, головная боль, хорошо помогает, тебе поможет аспирин, какой вес (рост), поправиться, похудеть.

 

 

Задание к тексту:

Почему… огорчилась?

Как…  успокоили?

Почему… успокоилась?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание к тексту:

Зачем Ира пошла в аптеку?

Ира купила нужное ей лекарство?

Ира огорчилась?

Как Иру успокоили?

 

РСВ

 

Базовый,

9.

Тема: «Отдых»

Надеюсь, ты летом хорошо отдохнёшь.

Переоденься.

Скажи…,чтобы он переоделся.

Пойдём на пляж.

 

- Наконец, мы на месте!

- Да, я так рада. Тепло, солнышко.

- Главное – это море.

- Сейчас переоденемся и пойдём на пляж.

 

Задание к тексту:

Куда приехали…и …?

Какая погода? А у нас?

А ты, куда поедешь отдыхать?

 

Словарь: пляж, солнышко, я надеюсь (не надеюсь), прийти, переоденься, переоделся, не переоделся.

РСВ

Базовый

 

 

Повторение пройденного за II полугодие.

 

 

 

 

 

Контрольные работы .