Рабочая программа по РСВ и ФП 1-ый класс

  • doc
  • 29.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по предмету рсв и фп 1 класс.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету:

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»

(вариант 2.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель Киреева Е. Г.

 

                                                   

2018 год

 

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по развитию речевого слуха и формированию произношения направлена на создание комплексной помощи детям с нарушениями слуха  в освоении основной образовательной программы начального общего образования, на коррекцию недостатков в слухоречевом,  физическом и психическом развитии обучающихся.

-Рабочая программа составлена в соответствии с Адаптированной программой по коррекционному курсу школы – интерната «Развитие слухового восприятия и формирование произношения»  на основе:

           -Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-   ФЗ от 29.12.2012 года;

-     Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ 19.12. 2014 г., № 1598.

-      Закона  «Об образовании в  Томской области» № 149-ОЗ от 12.08.2013 г.;

-    Конвенции о правах ребенка;

-    Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24.11.1995 г.;

-      Устава школы - интерната;

-    Программы  развития  ОУ «Я – Личность» на 2012-2017 г.г.

         - Программы  по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (2отделения), которая допущена МО РФ, и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования. Авторы программы: К. Г. Коровин,  А. Г. Зикеев,   Л. И. Тигранова, И. Г. Багрова, И. М. Гилевич, Москва «Просвещение» 2006 г.

          -Методического пособия «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей» Авторы: Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. Допущено Министерством

Образования и науки РФ. Москва. Издательство «Владос» 2004 г.

          Актуальность программы диктуется  необходимостью полноценного включения ребенка с нарушениями слуха в общественно- полезную деятельность, в общество слышащих людей, предполагает наличие у него способности свободно понимать обращенную к нему речь собеседника и быть понятым. От качества устной речи зависит его  социализация и успешность.

Цели программы по развитию слухового восприятия и формированию произношения:

Формирование у детей с нарушениями слуха определенного уровня слухозрительного восприятия речи и владение ее произносительной стороной.  Формирование жизненных компетенций ребят, согласно требованиям ФГОС, вовлечение их в речевое и социальное взаимодействие с родителями и сверстниками через интенсивное развитие форм и способов вербальной и невербальной коммуникации.

Программа не противоречит общим задачам школы и направлена на решение специальных ( коррекционных задач):

-   формирование навыков пользования слуховыми аппаратами;

-   формирование речевого слуха, создание и развитие на этой базе новой слухозрительной   основы  восприятия устной речи;

-   формирование  у них навыков устной коммуникации,  речевого поведения, при постоянном применении индивидуальных слуховых аппаратов;

-   развитие общительности, преодоления страха общения со слышащими людьми;

-   формирование  фонетически внятной, членораздельной, выразительной, интонационно и эмоционально окрашенной устной речи обучающихся, необходимой для осуществления устной коммуникации с окружающими.

-   формирование умений осуществлять самоконтроль за своей речью;

-   развитие мотивации обучающихся к овладению восприятием и воспроизведением устной речи, реализации сформированных умений в процессе устной коммуникации в разных видах учебной и внешкольной деятельности.

Развитие слухового восприятия и обучение произношению осуществляется на основе следующих принципов:

-   Соблюдение интересов ребенка:

-   принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

-   Принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

-   Системности:

-   поэтапного формирования умений (под поэтапным  формированием понимается последовательное,  постепенное формирование слуховых образов, различных слуховых единиц,  начиная со зрительных образов, переходя к  слухо- зрительным, а затем к слуховым единицам;

1.     Принцип развивающих упражнений:

-   Использование этого принципа позволяет развивать психические функции личности: мышление, речь, память, внимание, развивать интеллектуальную и познавательную сферы деятельности;

2.     Принцип, активизирующий коммуникативную деятельность обучающихся с недостатками слуха;

обучающихся.

Психолого-педагогическая характеристика  обучающихся 1 класса.

Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.  Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии. Многие слабослышащие школьники 1 класса не понимают обращенной к ним речи и ориентируются в общении на такие факторы, как действия, естественные жесты и эмоции взрослых. Дети с легкой и средней степенью тугоухости могли бы понимать окружающих, но нередко их восприятие речи приобретает искажённый характер из-за не различения близких по звучанию слов и фраз. Искажённое восприятие речи окружающих, ограниченность словарного запаса, неумение выразить себя – все это нарушает общение с другими детьми и со взрослыми, что отрицательно сказывается на познавательном развитии и на формировании личности детей.

Особые образовательные потребности различаются у слабослышащих и позднооглохших обучающихся разных категорий, определяют особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с ограниченными возможностями:

-   специальное обучение  начинается сразу после выявления первичного нарушения развития;

-   используются специальные методы, приёмы и средства обучения;

-   осуществляется индивидуализация обучения слабослышащих и позднооглохших обучающихся с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;

Система оценки достижения слабослышащими, позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения программы по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи по  предметам коррекционно – развивающего направления базируется на результатах систематического мониторинга, проводимого по специально разработанным методикам. Мониторинг восприятия и воспроизведения устной речи слабослышащих и позднооглохших детей проводится не реже двух раз в учебный год (как правило, в начале и конце учебного года); может быть проведен в другие сроки (не дожидаясь окончания полугодия) при достижении учеником планируемых результатов обучения. Кроме этого, в начале каждого учебного года на индивидуальных занятиях осуществляется обследование состояния звукопроизношения, произносительной стороны речи, состояния слуха с помощью речи. Проводится обследование  слуха  с помощью речи – определяется рабочее и резервное расстояние. Для этого используются сбалансированные списки слов, разработанные Э. И. Леонгард, Л. В. Нейманом.

  С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств и уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата.

   В конце первого полугодия проводится контрольная работа по развитию речевого слуха. Контрольная работа включает в себя отработанные фразы обиходно- разговорного характера, с общеобразовательных предметов и фразы из текстов.

    В конце учебного года проводится итоговый контроль по формированию произношения, на котором  обследуется звукопроизношение и произносительная сторона речи.  Для проверки слухового восприятия проводится контрольное обследование, состоящее из 20-25 фраз  обиходно- разговорного характера с общеобразовательных предметов. Из текстов. Контрольные работы составляются учителями, ведущими индивидуальную работу по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Обследуется восприятие фраз разными сенсорными способами  (на слух или слухозрительно, применяется ЗУА или ИСА). Фразы предъявляются последовательно, каждая не более двух раз.

 Учитель анализирует контрольную  работу (соотношение общего количества слов к точно воспринятым словам).

Проводится аудиторская проверка внятности речи учащихся. Данные обследования вносятся в «Слухоречевую карту учащегося». В «Слухоречевой карте»  представляются обобщенные выводы о состоянии слуха. Речевом развитии ребенка с нарушениям слуха, раскрываются механизмы патологических проявлений произносительной  и лексико- грамматической сторон речи.

Результаты коррекционно-развивающей работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи, развитию слухового восприятия и технике речи анализируются. В конце учебного года составляется характеристика слухоречевого развития каждого обучающегося. В ней обобщаются данные о достижении им планируемых метапредметных и предметных результатов. Характеристика слухоречевого развития ученика утверждается на школьном психолого-педагогическом консилиуме и доводится до сведения родителей (законных представителей).

Система оценки достижения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися планируемых результатов освоения должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

Данные требования включают следующие результаты обучения:

Предметные результаты освоения  коррекционного курса: «Формирование  речевого слуха и произносительной стороны устной речи»

Вариант 2.2

-воспринимать на слух с помощью двух индивидуальных слуховых аппаратов, или аппарата и импланта, или двух имплантов знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала разговорного и учебно- делового характера;

- различение, опознавание и распознавание на слух знакомого и необходимого в общении на уроках и во внеурочное время речевого материала (фраз, слов, словосочетаний);

- восприятие текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные  ситуации общения;

- опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов и  словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку;

- ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий;

- при затруднении  в восприятии речевой информации уметь выразить

в устной форме свое непонимание;

- реализация умений прогнозирования речевого сообщения при его слухозрительном или слуховом восприятии с учетом коммуникативной ситуации при опоре на воспринятые элементы речи, речевой и внеречевой контекст;

- Воспроизведение речевого материала голосом нормальной  высоты, силы, тембра, в нормальном темпе, достаточно внятно и естественно;

- осуществлять самоконтроль произносительной стороны речи, знание орфоэпических правил, их соблюдение в речи.

-реализация навыков речевого поведения;

желания и умения участвовать в устной коммуникации

 

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные:

 

-Понимать и выполнять поручения, уметь выразить просьбу, побуждения;

-Сообщать о деятельности;

-Сообщать в устной форме сведений о себе;

-Отвечать на вопрос и обращаться с вопросом;

- Владеть диалоговой формой речи;

 

-Формирование устойчивой мотивации к учебе;

-Формирование желания вступать в устную коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;

-Формировать умения вступать в устную коммуникацию с ближайшим кругом речевых партнеров (в семье, в школе…);

Регулятивные:

-Проговаривать действия на занятии;

-Уметь работать по предложенному плану;

- Участвовать в диалоге;

-Формирование мотивации к овладению устной речью;

- Формирование желания и умения постоянно пользоваться электроакустической аппаратурой разных типов, включая индивидуальные слуховые аппараты;

 

Познавательные:

- Ориентироваться в учебнике;

-Находить нужную информацию в учебнике (с помощью учителя);

-При восприятии вопросов давать ответы;

- Составлять устный отчет о проделанной работе

- Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни

Общая характеристика коррекционного курса

«Формирование  речевого слуха и произносительной стороны устной речи». Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что развитие слухового восприятия и формирование устной речи осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению слабослышащих учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения  устной  речи на каждой ступени обучения в школе.

Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащих, позднооглохших  и  кохлеарноимплантированных  обучающихся, позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика, его интеллектуального развития.

В рабочей программе представлено тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения, учитывающее индивидуальные слуховые возможности и речевое развитие каждого учащегося и предусматривающее  индивидуальный подход на занятиях к  каждому учащемуся.

Коррекционная работа с детьми с нарушениями слуха направлена на:

-утверждение устной речи как основного средства общения детей с нарушениями слуха;

Работа по развитию речевого слуха и формированию произношения с кохлеарноимплантированными учащимися проводится  по данной программе и включает обучение следующим аспектам:

-обнаружение наличия – отсутствия звуков;

-обнаружение различий между акустическими сигналами (одинаковые- разные)

- различение голоса человека и других неречевых бытовых  сигналов;

- определение различных характеристик звуков (интенсивность, длительность, высота и др.)

-различие и опознавание отдельных звуков речи (интонация, ритм), фонемных признаков (твердость, мягкость, место артикуляции и др.)

-опознавание изолированных слов, предложений;

-понимание  речи в различных условиях.

Цель индивидуальных занятий – слухоречевое развитие обучающихся овладение речью как средством общения и познания окружающего мира, создание условий для активизации собственного потенциала слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Задачи: формирование и развитие речевого слуха; формирование произносительной стороны устной речи; развитие речи и языковой способности как важнейшего условий реабилитации и социализации слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

Структура индивидуального занятия:

I часть – Формирование произносительной стороны устной речи.

II часть – Формирование речевого слуха.

 

I часть – Формирование произносительной стороны устной речи

Коррекционно–развивающие (специальные) задачи:

-   развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.

-   работа над плавным, длительным ротовым выдохом.

-   формирование умения пользоваться голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.

-   постановка звуков на слухозрительной основе по подражанию, с использованием всех сохранных анализаторов;

-   коррекция звука;

-   автоматизация произношения звука в начальной, конечной  позициях на материале слогов, слов, предложений, текста; дифференциация звуков.

-   формирование фонетически внятной, выразительной устной речи учащихся, соблюдение ими словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

II часть – Формирование речевого слуха

Коррекционно–развивающие (специальные) задачи

-   развитие речевого слуха учащихся (с кохлеарным имплантом, индивидуальными аппаратами и без аппаратов) на различном речевом материале (тексты разных жанров и стилей, материал фронтальных уроков, фразы разговорно-обиходного характера, словосочетания и отдельные слова);

-   развитие фонематического слуха учащихся, воспитание «тонких» слуховых дифференцировок;

-   закрепление произносительных навыков на речевом материале занятия.

-   переход от различения на слух речевого материала к его опознаванию и распознаванию;

-   от работы на материале хорошо знакомых слов, фраз, текстов к малознакомым и незнакомым (в том числе это касается текстов и диалогов);

-   от восприятия материала со стационарной звукоусиливающей аппаратурой к его узнаванию на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них;

-   от восприятия речи в специальных акустических условиях к ее восприятию в шуме; от восприятия речи с «живого» голоса к восприятию речи по телефону, в записи и т.п.

В содержание работы включаются диалоги и монологические высказывания, состоящие из фраз, используемых в коммуникативных ситуациях на уроках и во внеурочное время.

Тексты предъявляются сразу на слух сначала целиком (до двух раз),  затем последовательно по предложениям. На следующем этапе фразы, слова и словосочетания из текста, предъявляемые вразбивку, обучающийся воспринимает на слух, уточняется понимание смысла высказываний с опорой на наглядность, подбор синонимов и др.. На заключительном этапе, наряду с ответами на вопросы по тексту и выполнением заданий, предъявляемыми на слух, широко используются личностно- ориентированные вопросы, связанные с содержанием текста, а также пересказ текста, ведение диалогов по теме текста в условиях развития активного и инициативного участия в нем обучающегося.

 

Продолжительность индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению составляет 20 минут: по 10 минут на каждую часть.

 Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений и постепенному переходу умений в навыки.

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи (индивидуальные занятия)

I.                      Формирование речевого слуха. Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них или с помощью кохлеарного импланта  (кохлеарных  имплантов) речевого материала (слова, словосочетания, фразы, тексты разных жанров и стилей, материал обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов). Восприятие на слух с помощью индивидуальных аппаратов текстов). Речевой материал разбит на разделы:

-   речевой материал разговорно- обиходного характера;

-   речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.

Восприятие речевого материала на слух в разных условиях:

-   в условиях ситуации (в начале обучения подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова);

-   вне ситуации;

-   в изолированных от шума помещениях;

-   в условиях, близких к естественным.

Способы предъявления речевого материала:

-   с голоса учителя, с голоса учащегося, с электронного носителя;

-   восприятие неречевых звучаний и музыки.

Развитие речевого слуха обучающихся проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности и с применением различных видов работ:

-   ответы на вопросы;

-   восприятие фразы и подбор нужной картинки;

-   работа по картине;

-   составление или выбор из фразы словосочетаний по схеме;

-   повторение предложения, подсчёт количества слов;

-   дополнение предложений;

-   запоминание слов, повторение в той же последовательности;

-   определение  пропущенного слова;

-   нахождение ошибки в предъявленной фразе;

-   запоминание первых букв в словах и составление из них нового слова;

-   составление предложения с данными словами;

-   различение в предложении слов с перемещающимся логическим  ударением и воспроизведение их;

-   различение разных предложений по интонации;

-   составление плана рассказа;

-   пересказ частей рассказа или всего рассказа, воспринятого на слух и др.

II.                   Формирование произносительной стороны устной речи.

Планирование работы над произношением осуществляется на основе данных о состоянии произносительной стороны устной речи каждого ученика, полученных в ходе специального обследования. Учитываются индивидуальные особенности психофизического и слухового развития обучающегося.

Обучение произношению включает в себя работу над:

I.                       Речевым дыханием.

-Содержание работы - формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.

II.        Голосом.

Содержание работы  - составляет формирование у детей навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.

Ш       Звуками речи и их сочетанием.

Содержание работы- формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах при реализации концентрического метода обучения с применением сокращенной системы фонем. При работе над звуками учитывается фонетический принцип.

IV       Словом.

Содержание работы –формирование у обучающихся умения правильно воспроизводить слова - слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила.

V.       Фразой

Содержание работы- формирование у обучающихся умения воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно ) на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы) и с правильным логическим ударением.

В программу включены требования к орфоэпии и интонации

Обучение произношению ведется, в первую очередь, на основе подражания речи педагога, воспринимаемой на слухозрительной основе, для  детей с КИ «слухового» метода.

Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием различных видов работ:

-   изолированное произнесение звука;

-   повторение слогов, слов за учителем;

-   чтение слогов, слов;

-   подбор слов на заданный звук;

-   вставка пропущенной буквы в слове;

-   составление словосочетаний;

-   составление предложений из слов;

-   чтение стихов, текстов;

-   отгадывание загадок, ребусов;

-   называние картинок;

-   ответы на вопросы по картинкам;

-   дополнение словосочетаний и предложений по картинке;

-   работа с подстановочными таблицами;

-   составление рассказа по картине (серии картин);

-   составление рассказа по опорным словам и др.

Для получения образования обучающимися с нарушениями слуха (обучающиеся с ОВЗ) в школе- интернате создаются специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов,

Материально- техническое обеспечение кабинета:

1.     Рабочий стол;

2.     Стулья;

3.     Зеркало настенное и индивидуальное.

4.     Шпатели;

5.     Полки с дидактическим материалом.

       Ресурсное обеспечение:

- ЗУА; «Соло-01», индивидуальные  слуховые  аппараты.

Учебно –методическое обеспечение:

1.                     Ф.Ф. Рау, В. И. Бельтюков, К. А. Волкова, Э.И. Леонгард, Н. Ф. Слезина «Методика обучения глухих устной речи».

2.                     И. Г.  Багрова «Методика развития слухового восприятия слабослышащих учащихся»

3.                     Л. П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха». Москва «Владос» 2001 г.

4.                     Профессор И. В. Королева «Методика оценки слухоречевого развития детей  с нарушениями слуха» «Я слышу мир» Книга специалиста (тесты), альбом рисунков.Санкт-Петербургский НИИ уха,горла, носа, речи.

5.                      И.В. Королева.  «Методические рекомендации слухоречевого восприятия и устной речи у детей после кохлеарной имплантации на основе «слухового» метода  «Учусь слушать и говорить», Учебно- методический комплект «Учусь слушать и говорить» изд. «Каро», Санкт-Петербург.

6.                     А. Н. Пфафенродт «Произношение». Москва. «Просвещение», 1991 г.

7.                      Т. К. Королевская, А. Н. Пфаферодт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей». Москва, «Владос», 2004 г.

 Сетевые источники:

1.     Дефектология для вас. Практические и теоретические материалы, (http://defectus.ru/);

2.     Педагогическая библиотека, (http://www.pedlib.ru/);

3.     Педсовет: образование, учитель, школа, (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1357/);

4.     14-й Всероссийский интернет-педсовет. Интернет-площадка для педагогов, работающих с глухими и слабослышащими детьми (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=571&);

5.     Педсовет.су - образовательный сайт, интернет-сообщество, (http://pedsovet.su/load/343);

6.     Дефектологам раздела "Материалы для коррекционных школ и классов", (http://pedsovet.su/load/340);

7.     Электронная библиотека (http://www.koob.ru);

8.     Электронная библиотека детской литературы, (http://www.kidsbook.ru/);

9.     Электронный портал логопедов и дефектологов, (http://www.logoped.ru/index.htm).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план по РСВ   1 класс

I четверть

 

Название темы

Текст

1. Игрушки

 

2. В умывальной комнате

«Санитар»

3. Учебные вещи

«В классе»

4. Части тела, лица

 

5. Растения. Растения осенью

«Цветковые растения», «Осень»

6. Класс

«Класс»

7. Школа

«Школа»

8. Санитар

«Санитар»

 

II четверть

 

1. В столовой. Продукты питания. Посуда.

«В столовой»

2. Спальная комната.

«В спальне»

3. Одежда и обувь

 

4. Овощи, фрукты

 

5. В классе

«В первом классе», «Дружба»

6. Осень

«Осень», «Листопад»

7. Зима

«Зимой в лесу»

8. Новый год

«Елка», «Новый год»

 

III четверть

 

1. Учебные вещи

 

2. Признаки предметов по цвету

 

3. На школьной кухне

 

4. Зимние каникулы

«Снежная баба», «Чья баба растаяла»

5. Мамин праздник

«Моя мама»

6. Семья. Мой дом.

«Семья»

7. Зима

«»Забавы зимой», «Синичка»

8. Товарищи

«Вова простудился», «Митины друзья»

 

IV четверть

 

1. Части тела

 

2. Весна

«Весна», «На лесной полянке»

3. Растения

«Одуванчик»

4. Весна

«Птицы прилетели»

5. День рождения

«День рождения Марины»

6. Скоро лето

«Лето», «Скоро лето»

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

по развитию слухового восприятия и обучению произношению.

1  класс,

3 часа в неделю на каждого учащегося.

1.Развитие слухового восприятия.

 Первая четверть

Восприятие на слух с помощью стационарной звукоусиливающей аппаратуры или индивидуальных слуховых аппаратов1 и без аппаратуры (на оптимальном для учащихся расстоянии) знакомого по значению речевого материала (слов, словосочетаний, коротких фраз):

обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Включи аппарат. Как тебя зовут?

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Игрушки», «В умывальной комнате», «Учебные вещи», «Части тела, лица», «Растения», а также математической терминологии и заданий (сначала в условиях ситуации, а затем — вне ее).

Восприятие -на слух незнакомых текстов, состоящих из 4—5 коротких предложений, составленных из знакомых по значению слов (сначала в условиях ситуации, а затем вне ее)   по темам: «Класс», «Школа», «Санитар».

Вторая четверть

Восприятие на слух со стационарной звукоусиливающей аппаратурой (учащимися с III степенью тугоухости) и с индивидуальными слуховыми аппаратами (учащимися с I, II степенью тугоухости) знакомого по значению речевого материала (вне ситуации):

обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Какая сегодня погода? Как зовут твою учительницу? Скажи за экраном;

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «В столовой. Продукты питания», «Спальная комната», «Одежда и обувь», «Овощи, фрукты», а также математической терминологии.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 5—6 предложений), содержание которых близко личному опыту учащихся по темам: «В первом классе», «Осень», «Зима».

Обучение учащихся с I степенью тугоухости восприятию на слух шепотной речи.

Третья четверть

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов (учащиеся с I, II, III степенью тугоухости) речевого материала:

обиходно-разговорного характера и относящегося организации учебной деятельности типа Кто вчера был дежурный? Где работает твоя мама? и т. п.,

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Учебные вещи», «Признаки предметов по цвету», «На школьной кухне», «Зимние каникулы», «Мамин праздник», а также математической терминологии и заданий.

Восприятие на слух незнакомых текстов (из 6—7 предложений), содержание которых близко личному опыту и наблюдениям учащихся по темам: «Новый год», «Семья», «Зима».

Четвертая четверть

Восприятие на слух речевого материала:

обиходно-разговорного характера и относящегося к организации учебной деятельности типа Что вы делали на уроке математики (чтения...) ? Положи книгу на стол. Когда будут летние каникулы? и т. п.;

относящегося к изучению общеобразовательных предметов по темам: «Части тела человека», «Весна», «Растения», а также математической терминологии. Восприятие на слух незнакомых текстов (из б—7 предложений) по темам: «Весна», «День рождения», «Скоро лето».

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся к концу I класса должны уметь:

воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся типа Возьми мяч. У тебя есть кукла? Возьми семь палочек. Сколько в классе учеников?

воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 1 —1,3 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,3—0,4 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 5— 7 см (учащиеся с III степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5—1,7 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 1 -—1,2 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5—0,7 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты (из 5—7 простых предложений), содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии.

II. ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЮ

I. Речевое дыхание

Произношение слитно, на одном выдохе, рядов слогов (папа-папа, папапапапа), слов, словосочетаний и фраз в 4—6 слогов (первое полугодие), в 7—8 слогов (второе полугодие), например: дайте тетрадь; можно вытереть доску? (сопряженно с учителем и отраженно по подражанию).

II. Голос

Изменение силы голоса в связи со словесным ударением, громкости и высоты собственного голоса (по подражанию и произвольно). Изменение высоты и силы голоса в связи с повествовательной и вопросительной интонацией (сопряженно и отраженно).

III. Звуки и их сочетания

Закрепление правильного произношения в словах звуков речи и их сочетаний: п, а, м, т, о, в, у, н, с, и, л, э; звукосочетаний йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е) в начальной позиции (яблоко) и после гласных (красная); позиционное смягчение согласных перед гласными и, э (пишет, мел); к, с, ш; я, е, ю, ё после разделительных ь, ъ (обезьяна, съел); р, ф, х, б, д; мягкие согласные т, н, х, п, м, ф в конце слов (пить, день).

Правильное произношение в словах звуков и их сочетаний: Ы,   3, Ж,   Г,   Ц,   Ч.

Дифференцированное произношение в слогах и словах звуков: и—ы, с—ш, с—з, ш—ж, б—п, д—т, ц—с, ч—ш, ц—ч.

Произношение мягких звуков по подражанию и самостоятельно (пять, няня, сядь, несет, пюре) и т. д.

Дифференцированное произношение звуков, родственных по артикуляции, в ходе их усвоения.

Работа по коррекции усвоенных звуков.

IV. Слово

Произношение слов слитно, голосом нормальной высоты, тембра, силы, с соблюдением звукового состава (точно или приближенно), с использованием допустимых звуковых замен (первая — четвертая четверть), а также слов со стечением согласных (третья — четвертая четверть), с соблюдением словесного ударения в двух-, трехсложных словах (сопряженно, отраженно, по надстроч­ному знаку, в знакомых словах самостоятельно); изображение ритма слова и подбор слов по ритмическому контуру.

Соблюдение   в   речи   правил   орфоэпии   (сопряженно   и   отраженно,   по надстрочному знаку): безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются;

с                                                                                             н

удвоенные согласные произносятся как один долгий (касса,   ванна); слова что, чтобы произносятся как што, штобы;

кого,    чего   и   окончания   -ого,    -его   —   как   каво,    чево,    -ова,    -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся (чу(в)стеуют, со(л)нце).

V. Фраза

Произношение слов и фраз в темпе, близком к естественному (сопряженно и отраженно).

Изменение темпа произношения: говорить быстро, медленно (сопряженно и отраженно).

Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации (сопряжено и отраженно).

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru