Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Азовская школа-интернат»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением блока учителей-дефектологов ГБОУ РО Азовской школы-интерната протокол № 1 от «24» августа 2018 Руководитель _______ И.В.Тотмина
|
СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета ГБОУ РО Азовской школы-интерната протокол № 1 от «27» августа 2018 Руководитель _______ Н.В. Банахевич |
ПРИНЯТА педагогическим советом советом ГБОУ РО Азовской школы-интерната №1 от «28» августа 2018
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГБОУ РО Азовской школы-интерната от «31» августа 2018 № 123 _____________ Л.В. Деревянко
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
10 - б класс
(уровень основного общего образования для обучающихся с ОВЗ)
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель-дефектолог:
Васильева Наталья Васильевна.
Азов
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее ОВЗ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018);
2. Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2018 № 123 с изменениями.
3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.
6. Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для 10-б класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего основного образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., включённого в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП |
Формирование и развитие речевого слуха, создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации. |
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА |
Образовательные: - уточнить состояние нарушенной слуховой функции и выявить резерв тонального и речевого слуха; - подобрать оптимальный режим звукоусиления с помощью индивидуального слухового аппарата; - развивать остаточный и сниженный слух слабослышащих и позднооглохших обучающихся; - совершенствовать навык общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи; - обучать различению, опознаванию и распознаванию на слух слов, словосочетаний и фраз, текстов диалогического и монологического характера; - применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащихся; - целенаправленно побуждать обучающихся произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно, в темпе, приближающееся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи; - обогащать и закреплять словарный запас учащихся. Развивающие: - развивать полисенсорную основу для восприятия и продуцирования речи обучающихся; - активизировать психические и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха для усиления познавательного интереса и мыслительной деятельности. Воспитательные: - способствовать воспитанию коммуникативной потребности обучающихся с нарушениями слуха с учётом их ограниченных индивидуальных физиологических возможностей; - способствовать формированию способностей к саморазвитию и саморефлексии. Коррекционные: - развитие слухового восприятия на материале слов, фраз, текстов; - увеличение расстояния слухового восприятия материала от исходного до резервного; - развитие осознанного восприятия речевого материала; - совершенствование произносительной стороны речи; - закрепление навыков слухозрительного восприятия фраз; - расширение словарного запаса; - создание условий для речевого общения обучающихся. |
МЕСТО РСВ и ФП В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ |
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов – инвариантная часть. В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год, утвержденным приказом № 123 от 31.08.2018, на изучение РСВ и ФП в десятом классе отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 35 учебных недель с учетом выходных и праздничных дней: 2 х 4 х 35= 280 часов с учетом праздничных дней: 272 часа. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
- овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
- овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.
Предметные результаты по развитию слухового восприятия и формированию произношения:
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
Развитие слухового восприятия |
|
Воспринимать на слух указанный речевой материал: ü без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии 8м (учащиеся с I степенью тугоухости), более 4м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 – 0,6м (учащиеся с III степенью тугоухости); ü с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 12 - 13м (учащиеся с I степенью тугоухости), не менее 11м (учащиеся со II степенью тугоухости), 8-9м (учащиеся с III степенью тугоухости); ü воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом и без них сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии; ü воспринимать на слух речевой материал популярных радиопередач; ü воспринимать на слух диалогическую и монологическую речь по телефону.
|
Воспринимать на слух указанный речевой материал: ü без аппарата на расстоянии 8,5м (учащиеся с I степенью тугоухости), не менее 4,5 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 1 м (учащиеся с III степенью тугоухости); ü с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 13 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 11 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 9м (учащиеся с III степенью тугоухости; ü воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом и без них сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии; ü свободно воспринимать на слух речевую информацию, заключающихся в основных радио- и телепередачах, а также передоваемую по телефону; ü свободно воспринимать слухо-зрительнолюбую устную речевую информацию на оптимальном (для слухо-зрительного восприятия) информации.
|
Формирование произношения |
|
ü Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позы, пластику), сопровождающие речь (в рамках речевого этикета); в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз;
|
Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения. Знать и соблюдать орфоэпические правила. Уметь общаться в социуме со сверстниками и взрослыми |
Развитие жизненной компетенции:
- формирование и развитие коммуникативной компетенции;
- активизация речевого общения;
- формирование произносительной стороны речи;
- формирование потребности в речи;
- использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
- формирование слухо-зрительного восприятие речи окружающих людей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП
№ п/п |
Раздел программы |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
I |
Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся. |
32 |
|
1 |
Определение состояния слуха. Определение режима работы. Проверка уровня восприятия разговорной, шепотной речи. |
16 |
Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой. |
2 |
Определение состояния устной речи. Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения. |
16 |
Называние картинок, произнесение слогов, слов (сопряженно и отраженно), ответы на вопросы, чтение речевого материала. |
II |
Развитие слухового восприятия |
120 |
|
1 |
Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин Учебный материал по русскому языку, развитию речи, литературе, алгебре, геометрии, биологии, химии, физике, географии, истории. |
40
|
Восприятие, различение и распознавание слов, фраз из учебных дисциплин с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне её. |
2 |
Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности по следующим темам: «Летний отдых», «Сегодня в стране», «Мой друг», «Футбол», «В библиотеке», «Школьная жизнь», «Осенние изменения в природе»; «В больнице», «Разговор по телефону», «В театре», «Газетная статья», «В музее», «Новый год», «Новогодние каникулы», «Просьбы и поручения», «Каток», «В кинотеатре», «Социальные сети», «Важные документы», «День Защитника Отечества», «В парикмахерской», «В мебельном магазине»; «Просьбы и поручения», «В магазине бытовой техники», «В цирке», «В аптеке», «Профессии, которые мы выбираем», «День Победы», «Мои планы на летние каникулы».
|
40
|
Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне её. Чтение слов, фраз, предложений. Умение вести диалог.
|
3 |
Восприятие на слух текстов: «В сентябре», «Охрана природы», «Случай в лесу», «Голуби» «Скворечник», «Красавица лягушка», «Пауки-ткачи», «Митины друзья», «Ноябрь», «Подготовка к зимней спячке», «Медведи», «Зимний вечер во дворе», «Томка», «О профессии», «Что такое язык», «Аннотации», «Русский баян», «Облепиха», «Как я однажды поймал щуку», «Л.Н.Толстой», «Тюльпан», «Экология и культура», «Основатель Третьяковской галереи», «История авторучки», «Каким тебе быть?», «Царица лета», «Весна на Байкале», «Старый музыкант», «Песня», «Последний звонок». |
40
|
Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них знакомых и незнакомых по содержанию текстов, отдельных фраз из текстов, вопросов к текстам. |
III |
Формирование произношения. |
120 |
|
1 |
Работа над речевым дыханием |
30 |
Слитное произнесение рядов слогов; слов и фраз из 15 слогов (сопряженно и отраженно). |
2 |
Работа над голосом |
30 |
Умение изменять громкость, тембр, высоту и силу голоса (сопряженно и отраженно). |
3 |
Работа над звукопроизношением |
30 |
Правильно произносить звуки, их сочетания в различных позициях, дифференцировать звуки в слогах и словах. |
4 |
Работа над речью (ударение, интонация) |
30 |
Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Произнесение фраз в темпе, близком к естественному. Соблюдение логического ударения, всех видов интонации в тексте. |
Итого: |
272 |
|
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Формой организации учебных занятий по предмету РСВ и ФП является индивидуальное занятие. На изучение РСВ и ФП в десятом классе по учебному плану отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 – 30 минут. Первая половина занятия планируется на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Контроль и учет состояния слуха и произношения обучающихся – необходимое условие для продуктивной работы. Учет позволяет следить за динамикой развития навыков устной коммуникации: слухового восприятия и воспроизведения речи. Все данные обследований и проверок фиксируются в картах учета на каждого ученика.
В процессе проверки произношения проводится входной, периодический и текущий контроль. Входной контроль осуществляется при поступлении ученика в школу, в начале учебного года и позволяет определить индивидуальный маршрут каждого ребенка: проводятся обязательные проверки особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата, исследование состояния дыхания, двигательной сферы, обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи, определяется уровень речевого развития. Все данные обследования и проверок вносятся в карту ученика. Текущий контроль – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии. Периодический учет – проверка за определенный промежуток времени (полугодие, год): обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи. Данные проверки произношения каждого ученика записываются в общую таблицу (профиль произношения) и фиксируются в личных картах учащихся. В конце каждого учебного года проводится аудиторская проверка внятности произношения учащихся.
Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характера, из учебных дисциплин и занятий в сурдокабинете. В конце учебного года проводится итоговый контроль – проверка внятности произношения и обследование состояния слуха и речи на конец учебного года.
№ |
Месяц |
Дата |
Наименование контроля |
1 |
Сентябрь |
03.09. – 14.09.18
|
Диагностическое обследование слуха и речи |
2 |
Декабрь |
03.12. – 07.12.18 |
Проверка внеклассного контрольного речевого материала за I полугодие (30 фраз). |
5 |
Январь |
14.01. – 18.01.19 |
Обследование произношения обучающихся по звуковому профилю. |
6 |
Февраль |
04.02. – 08.02.19 |
Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста. |
7 |
Март |
11.03. – 15.03.19 |
Проверка контрольного речевого материала, связанного с учебной деятельностью (30 фраз). |
8 |
Апрель |
08.04. – 12.04.19
15.04. – 19.04.19 |
1.Проверка учебного контрольного речевого материала (30 фраз) 2.Проверка внятности произношения. |
9 |
Май |
13.05 - 17.05.19
20.05. – 31.05. 19 |
Проверка внеклассного контрольного речевого материала за II полугодие (30 фраз). Обследование состояния слуха и речи обучающихся. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.