Рабочая программа по РСВ и ФП 10-ый класс

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2018-2019_rsv_i_fp_10kl._slaboslysh.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Азовская школа-интернат»

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению

методическим объединением блока 

учителей-дефектологов  ГБОУ РО  

Азовской школы-интерната

протокол № 1 от «24» августа 2018

Руководитель _______ И.В.Тотмина

                                                                                                                                                             

СОГЛАСОВАНА

на заседании методического

совета ГБОУ РО

Азовской школы-интерната                                               

протокол № 1 от «27» августа 2018

Руководитель _______  Н.В. Банахевич                                             

ПРИНЯТА

педагогическим советом

советом ГБОУ РО

Азовской школы-интерната

№1  от «28» августа 2018

 

УТВЕРЖДЕНА                                                           приказом директора ГБОУ РО                                                                    Азовской школы-интерната

от «31» августа  2018  № 123                                             _____________ Л.В. Деревянко                                           

 

 

 

 

                                                                                                                                                                         

                                                                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»

10 - б класс

(уровень основного общего образования для обучающихся с ОВЗ)

 

 

на 2018-2019 учебный год

 

                                     Составитель: учитель-дефектолог:

                                                                           Васильева Наталья Васильевна.

                                                                   

 

 

Азов

2018

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее ОВЗ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

1.     Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018);

2.      Адаптированной образовательной программы ГБОУ РО Азовской школы-интерната, утвержденной приказом директора школы от 31.08.2018  № 123 с изменениями.

3.      Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

4.      Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5.      Учебного плана ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год.

6.      Положения о рабочей программе по учебному предмету, курсу ГБОУ РО Азовской школы-интерната.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для 10-б класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего основного образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению». Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., включённого в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА

РСВ и ФП

Формирование и развитие речевого слуха, создание межанализаторных условных связей восприятия устной речи. Усиление слухового компонента в слухо-зрительном комплексном восприятии речи окружающих людей. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации.

ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

Образовательные:

-        уточнить состояние нарушенной слуховой функции и выявить резерв тонального и речевого слуха;

-        подобрать оптимальный режим звукоусиления с помощью индивидуального слухового аппарата;

-        развивать остаточный и сниженный слух слабослышащих и позднооглохших обучающихся;

-        совершенствовать навык общения на слухо-зрительной основе восприятия и продуцирования речи;

-        обучать различению, опознаванию и распознаванию на слух слов, словосочетаний и фраз, текстов диалогического и монологического характера;

-        применять звукоусиливающую аппаратуру, адекватную слуховым возможностям учащихся;

-        целенаправленно побуждать обучающихся произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно, в темпе, приближающееся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи;

-        обогащать и закреплять словарный запас учащихся.

Развивающие:

-        развивать полисенсорную основу для восприятия и продуцирования речи обучающихся;

-        активизировать психические и индивидуальные особенности детей с нарушением слуха для усиления познавательного интереса и мыслительной деятельности.

Воспитательные:

-        способствовать воспитанию коммуникативной потребности   обучающихся с нарушениями слуха с учётом их ограниченных индивидуальных физиологических возможностей;

-        способствовать формированию способностей к саморазвитию и саморефлексии.

Коррекционные:

-        развитие слухового восприятия на материале слов, фраз, текстов;

-        увеличение расстояния слухового восприятия материала от исходного до резервного;

-        развитие осознанного восприятия речевого материала;

-        совершенствование произносительной стороны речи;

-        закрепление навыков слухозрительного восприятия фраз;

-        расширение словарного запаса;

-        создание условий для речевого общения обучающихся.

МЕСТО РСВ и ФП

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения» в перечне обязательных предметов –  инвариантная часть.

В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГБОУ РО Азовской школы-интерната на 2018-2019 учебный год, утвержденным приказом № 123 от 31.08.2018, на изучение РСВ и ФП в десятом классе отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 35 учебных недель с учетом выходных и праздничных дней: 2 х 4 х 35= 280 часов с учетом праздничных дней:  272 часа.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

-       развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

-       формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;

-       формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;

-       формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;

-       установка на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

-        овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;

-        овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);

-        умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

-        умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;

-       овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.

 

Предметные результаты по развитию слухового восприятия и формированию произношения:

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Развитие слухового восприятия

      Воспринимать на слух  указанный речевой материал:

ü  без индивидуальных слуховых аппаратов на расстоянии 8м (учащиеся с I степенью тугоухости), более 4м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,5 – 0,6м (учащиеся с III степенью тугоухости);

ü  с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 12 - 13м (учащиеся с I степенью тугоухости), не менее 11м (учащиеся со II степенью тугоухости), 8-9м (учащиеся с III степенью тугоухости);

ü  воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом и без них сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии;

ü  воспринимать на слух речевой материал популярных радиопередач;

ü  воспринимать на слух диалогическую и монологическую речь по телефону.

 

     Воспринимать на слух указанный речевой материал:

ü  без аппарата на расстоянии 8,5м (учащиеся с I степенью тугоухости), не менее 4,5 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 1 м (учащиеся с III степенью тугоухости);

ü  с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 13 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 11 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 9м (учащиеся с III степенью тугоухости;

ü  воспринимать на слух с индивидуальным аппаратом и без них сложные тексты (до 25 предложений) целиком в естественном звучании и на всё увеличивающемся расстоянии;

ü  свободно воспринимать на слух речевую информацию, заключающихся в основных радио- и телепередачах, а также передоваемую по телефону;

ü  свободно воспринимать слухо-зрительнолюбую устную речевую информацию на оптимальном (для слухо-зрительного восприятия) информации.

 

Формирование произношения

ü  Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позы, пластику), сопровождающие речь (в рамках речевого этикета); в самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, реализуя умения воспроизведения звукового состава и соблюдая орфоэпические правила; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз;

 

     Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.

      Знать и соблюдать орфоэпические правила.

      Уметь общаться в социуме со сверстниками и взрослыми

 

 

Развитие жизненной компетенции:

-        формирование и развитие коммуникативной компетенции;

-        активизация речевого общения;

-        формирование произносительной стороны речи;

-        формирование потребности в речи;

-        использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;

-        формирование слухо-зрительного восприятие речи окружающих людей.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП

 

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

I

Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся.

32

 

1

Определение состояния слуха.

Определение режима работы.

Проверка уровня восприятия разговорной, шепотной речи.

16

Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой.

2

Определение состояния устной речи.

Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения.

16

Называние картинок, произнесение слогов, слов (сопряженно и отраженно), ответы на вопросы, чтение речевого материала.

II

Развитие слухового восприятия

120

 

1

Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин

Учебный материал по русскому языку, развитию речи, литературе, алгебре, геометрии, биологии, химии, физике, географии, истории.

 

40

 

Восприятие, различение и распознавание слов, фраз из учебных дисциплин с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне её.

2

Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности по следующим темам: «Летний отдых», «Сегодня в стране», «Мой друг», «Футбол», «В библиотеке», «Школьная жизнь», «Осенние изменения в природе»; «В больнице», «Разговор по телефону», «В театре», «Газетная статья», «В музее»,  «Новый год», «Новогодние каникулы», «Просьбы и поручения», «Каток», «В кинотеатре», «Социальные сети», «Важные  документы», «День Защитника Отечества», «В парикмахерской», «В мебельном магазине»; «Просьбы и поручения», «В магазине бытовой техники», «В цирке», «В аптеке», «Профессии, которые мы выбираем», «День Победы», «Мои планы на летние каникулы».

 

 

40

 

 

 

Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне её.

Чтение слов, фраз, предложений.

Умение вести диалог.

 

3

Восприятие на слух текстов: «В сентябре», «Охрана природы», «Случай в лесу», «Голуби» «Скворечник», «Красавица лягушка», «Пауки-ткачи», «Митины друзья», «Ноябрь», «Подготовка к зимней спячке», «Медведи», «Зимний вечер во дворе», «Томка», «О профессии», «Что такое язык», «Аннотации», «Русский баян», «Облепиха», «Как я однажды поймал щуку», «Л.Н.Толстой», «Тюльпан», «Экология и культура», «Основатель Третьяковской галереи», «История авторучки», «Каким тебе быть?», «Царица лета», «Весна на Байкале», «Старый музыкант», «Песня», «Последний звонок».

40

 

 

 

Восприятие на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них знакомых и незнакомых по содержанию текстов, отдельных фраз из текстов, вопросов к текстам.

III

Формирование произношения.

120

 

1

Работа над речевым дыханием

30

Слитное произнесение рядов слогов; слов и фраз из 15 слогов (сопряженно и отраженно).

2

Работа над голосом

30

Умение изменять громкость, тембр, высоту  и силу голоса (сопряженно и отраженно).

3

Работа над звукопроизношением

30

Правильно произносить звуки, их сочетания в различных позициях,  дифференцировать звуки в слогах и словах.

4

Работа над речью (ударение, интонация)

30

Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Произнесение фраз в темпе, близком к естественному.

Соблюдение логического ударения, всех видов интонации в тексте.

Итого:

272

 

 

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Формой организации учебных занятий по предмету РСВ и ФП является индивидуальное занятие. На изучение РСВ и ФП в десятом классе по учебному плану отводится 2 часа на одного обучающегося в неделю, которые распределяются на несколько индивидуальных занятий по 20 – 30 минут. Первая половина занятия планируется на формирование произносительных навыков, а вторая — на развитие слухового восприятия.

 

 

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контроль и учет состояния слуха и произношения обучающихся – необходимое условие для продуктивной работы. Учет позволяет следить за динамикой развития навыков устной коммуникации: слухового восприятия и воспроизведения речи. Все данные обследований и проверок фиксируются в картах учета на каждого ученика.

В процессе проверки произношения проводится входной, периодический и текущий контроль. Входной контроль осуществляется при поступлении ученика в школу, в начале учебного года и позволяет определить индивидуальный маршрут каждого ребенка: проводятся обязательные проверки особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата, исследование состояния дыхания, двигательной сферы, обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи, определяется уровень речевого развития. Все данные обследования и проверок вносятся в карту ученика. Текущий контроль – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии. Периодический учет – проверка за определенный промежуток времени (полугодие, год): обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи. Данные проверки произношения каждого ученика записываются в общую таблицу (профиль произношения) и фиксируются в личных картах учащихся. В конце каждого учебного года проводится аудиторская проверка внятности произношения учащихся.

Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характера, из учебных дисциплин и занятий в сурдокабинете. В конце учебного года проводится итоговый контроль – проверка внятности произношения и обследование состояния слуха и речи на конец учебного года.

 

Месяц

Дата

Наименование контроля

1

Сентябрь

03.09. – 14.09.18

 

Диагностическое обследование слуха и речи

2

Декабрь

03.12. – 07.12.18

Проверка внеклассного контрольного речевого материала за I  полугодие (30 фраз).

5

Январь

14.01. – 18.01.19

Обследование произношения обучающихся по звуковому профилю.

6

Февраль

04.02. – 08.02.19

Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста.

7

Март

11.03. – 15.03.19

Проверка контрольного речевого материала, связанного с учебной деятельностью (30 фраз).

8

Апрель

08.04. – 12.04.19

 

15.04. – 19.04.19

1.Проверка учебного контрольного речевого материала (30 фраз)

2.Проверка внятности произношения.

9

Май

13.05  -   17.05.19

 

20.05. – 31.05. 19

Проверка внеклассного контрольного речевого материала за II полугодие (30 фраз).

Обследование состояния слуха и речи обучающихся.