Рабочая программа по РСВ и ФП 3-ий класс

  • doc
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по рсв и фп 3 класс.doc

Государственное казённое общеобразовательное  учреждение Свердловской области

« Нижнетагильская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Рассмотрено

Согласовано

Утверждено

на заседании ШМО

Руководитель ШМО

___________/Т.Я. Зубрилова/

Протокол № ____

от «__» _________ 2017 г.

 

    Заместитель директора

 по УР

 __________/С.Н. Кузьмина/ «__» _____________ 2017 г.

                                   

Директор  

___________/О.Ю. Леонова /

Приказ  №____

от «__»__________2017 г.

 

           

Программа коррекционной работы

по развитию слуха и формированию произношения 3 «А» класса

на 2017 - 2018 учебный год

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель программы:

Никулина Г. А. -

учитель

высшей категории

 

 

 

            

г. Нижний Тагил

2017г

Пояснительная  записка

 Все  частные  проблемы  развития  глухого  ребёнка,  по словам  Выготского  Л.С.,  сходятся  в проблеме речи.   Трудно  переоценить  роль,  которую  играет  в нашей  жизни  устная  речь.  Выступая  в качестве  способа  общения,  устное  слово  одновременно  служит  носителем  языка,  инструментом  мышления.   Роль  слуха  в становлении  и развитии  речи  решающая.  

             На индивидуальных  занятиях  по развитию  слухового  восприятия  проводится  работа  по развитию  речевого  слуха  и  формированию  навыка  чтения  с лица.  Эти  занятия  способствуют  реализации  имеющихся  у детей  резервов  слуха,   эффективному  развитию  фонематического  слуха;   позволяют  формировать  способность  понимать  обращённую  речь,  готовят  их  к общению с окружающими.

          Курс  «Индивидуальная  работа  по развитию  слухового восприятия и формированию произношения»  входят  в число  дисциплин,  включённых  в учебный  план   ГКОУ  СО  «Нижнетагильская  школа-интернат.».  Необходимость введения индивидуальных занятий по развитию слуха и формированию произношения обусловлена тем, что неслышащие школьники имеют слуховой резерв, который выявляется в результате целенаправленной слуховой тренировки.  Рабочая  программа  составлена  по развитию  слуха,   а по формированию  произношения  план  составляется  индивидуально  на каждого  ученика на основании обследования, которое проводится после каждого триместра. План представлен  в фонетических  дневниках. 

         Ценностная  ориентация  предмета  направлена   на формирование   у обучающихся  дальнейших   представлений  о роли  и значимости  устной  речи  в жизни  человека,  на приобретение    дальнейшего опыта  использования  устной  речи  как  средства  общения,  как    инструмента  познания  мира;  на соблюдение  речевого   этикета,  доброжелательности  с учётом  речевых   возможностей   и потребностей   младшего  школьника.

         Рабочая  программа  составлена  на основании  следующих  документов:

1.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (со всеми поправками) от 29.12.12г.;

2.Приказ Министерства науки и образования РФ от 6октября 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3.Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Базисный   учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

4.Образовательная программа ГКОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат»;

 5. Программы  специальных  (коррекционных)  образовательных  учреждений  1, 2  вида. М.2003 г.

  Основной  целью  курса  является  приобретение   опыта  использования  речи  как  средства  общения,  познания  мира  через  развитие  слухозрительного  и  слухового восприятия  устной  речи.

Программа  определяет ряд практических задач, решение которых  обеспечат  достижение  основной цели изучения предмета.

Задачи  курса:

1.Диагностика   слухо – речевого  развития  ребёнка и его потенциальных возможностей;

2.Формирование  умений  воспринимать  слухозрительно  и  на  слух  изученный  речевой  материал обиходно – разговорного характера, с общеобразовательных предметов, небольших текстов, построенных на изученном языковом материале;

3.Обучение  простейшей   диалогической  и монологической речи  с соблюдением  норм  речевого  этикета.

4.Совершенствование навыков чтения, его внятности, беглости, сознательности;

5.Уточнение,  обогащение  и активизация  словарного  запаса.

6.Развитие  психических  функций.

7.Создание    психологопедагогических   условий   и мотивационной  среды  для  достижения  учащимися  результатов  в слухоречевой  деятельности,  развитие  их  индивидуальности.

 Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что РС и ФП осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению неслышащих детей с учётом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции.

Развитие слуха и формирование произношения тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе.  В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения.  О развитии слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстоянию.

В ходе освоения содержания курса «Развитие слуха и формирование произношения» обеспечиваются условия для достижения  обучающимися следующих личностных, метапредметных  и предметных результатов:

Личностные  результаты

У  обучающихся  будут  сформированы:

- бережное  отношение  к  материальным и духовным ценностям;

- дальнейшие  сведения  об условиях, обеспечивающих здоровый и безопасный образ жизни;

 - начальные  представления  о роли  устной  речи  в жизни  человека;

- этические чувства,  доброжелательность,  духовно – нравственная отзывчивость.

Метапредметные  результаты

Обучающиеся  научатся: 

- читать более осознанно;

-понимать вопросы и отвечать на них;

- слушать собеседника и вести диалог;

- активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

- извлекать  необходимую  информацию  из прослушанных  текстов.

Учащиеся   получат  возможность  научится:                 

  - отвечать  на вопросы  предложением  без  опоры  на наглядность, пересказывать тексты.

Предметные  результаты

Обучающиеся  научатся:

    - воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом, обиходно – разговорного характера, и связанный с изучением общеобразовательных предметов, а также тексты, состоящие из 8 – 12 предложений  на более близком расстоянии.

  Воспринимать  на  слух  указанный  речевой  материал: а)  без  аппарата  на расстоянии  3– 4 м (учащиеся  с 1 степенью   тугоухости),   1 м (учащиеся   со 2  степенью  тугоухости),  0,15 – 0,3 м (учащиеся  с 3 степенью  тугоухости);   б) с индивидуальными  слуховыми  аппаратами на расстоянии  не менее 6 -7 м (учащиеся с 1 степенью тугоухости),   5– 6 м (учащиеся со 2 степенью тугоухости),   3 м (учащиеся с 3 степенью  тугоухости ) 

     Программа  адресована  учащимся  3 «А»  класса.  В классе  6 человека.   Учащиеся  данного  класса  имеют    диагноз:   сенсоневральная  тугоухость  3 и 4 степени, глухота 3-4 группы, у одного ребёнка кохлеарный  имплант.  Сопутствующие  диагнозы: РЦОН,  тяжёлые  речевые  нарушения, когнитивные расстройства, церебростенический синдром.

При освоении рабочей программы учитываются  индивидуальные  различия обучающихся в познавательной деятельности, мышлении, речи, моторике, слухе. В зависимости от этого выбираются формы и методы обучения.

             Формы  и методы  изучения  курса  разнообразны. Это игровые  методы,   использование  жизненного  опыта и интереса  ребёнка,  практическая  деятельность, создание  ситуаций  для  ведения  диалога,  подготовка  к праздникам, работа с макетами, игрушками, картинками, слуховые диктанты, использование ИКТ, создание  ситуации  успеха.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1.Речевой материал обиходно-разговорного характера;

2.Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

3.Тексты;

4.Упражнения на развитие психических процессов.

             Учебная  деятельность  организуется  в форме  индивидуальных  занятий: часть занятия посвящается формированию произношения, другая часть – развитию речевого слуха.  План по формированию произношения находится в фонетическом дневнике, который заводится на каждого обучающегося, по развитию слуха объём материала и сроки изучения курса представлены в таблице «Содержание программы».

На класс выделяется 18 часов, каждый обучающийся занимается по 3 часа в неделю.

Контрольно – измерительный материал состоит из контрольных фраз по развитию слуха за 1 полугодие и за год и подсчитывается в процентах. Динамика восприятия фраз отслеживается дефектологом школы.

  Обследование произношения и слуха речью проводится вначале  и в конце года учителем класса.  Проверка внятности произношения проводится школьной комиссией в конце года по специальной методике. Все результаты фиксируются в индивидуальных картах мониторинга развития обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание программы

Тема

Количество часов

Планируемые результаты

Коррекционная направленность

Личностные

Метапредметные

Предметные

I триместр  1 период

 

Обследование обучающихся

01.09-08.09

 

 

 

 

1.

Лето

11.09  15.09

Формирование норм  безопасного образа жизни

Приобретение начальных навыков общения в устной форме

I   1 – 5

II  1 - 5

Развитие памяти

Задание 1

2.

Дождик

 18.09  22.09

Становление моральных норм, выделение нравственного аспекта поведения

Овладение навыками смыслового чтения

I   6 – 10

II  6 - 10

Развитие памяти

Задание 2

3.

Школьный огород

 25.09  29.09

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации

I   11 – 15

II  11- 15

Развитие памяти

Задание 3А

4.

Осень

 02.-0.10.06.10

Формирование установки к работе на результат

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

 

I   16 – 19

II  16 - 19

Развитие памяти

Задание 3Б

1 триместр  2 период

5.

Нашли ёжика

 16.10 -20.10

Развитие нравственно- этических норм в отношениях с животными

Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности

I   20 – 24

II  20 - 24

Развитие памяти

Задание 3В

6.

Пожар в лесу

 23.10  27.10

Принятие и освоение социальной роли ученика

Формирование умения планировать и оценивать учебные действия

I   25 – 28

II  25 - 28

Развитие памяти

Задание 3Г

7.

Сом

 30.10- 03..11

Овладение нравственно – этическими нормами в отношениях с животными

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

I   29 – 32

II  29 - 32

Развитие произвольного запоминания

Задание 4

8.

Москва

 07.11- 10.11

Формирование этнической принадлежности в форме осознания «Я – гражданин России»

Умение работать в информационной среде

I   33 – 36

II  33 - 36

Развитие произвольного запоминания Задание 5

9.

Дождь

 13.11- 17.11

Развитие мотивов учебной деятельности

Освоение правил речевого  поведения

I   37– 40

II  37 - 40

Развитие памяти, внимания

Задание 6

2 триместр  3 период

10.

Магазин «Монетка»

27.11-  01.12

Принятие и освоение социальной роли ученика

Расширение лингвистического кругозора

I   41 – 45

II  41 - 45

Развитие памяти, слухового восприятия

Задание 7

11.

Осенние приметы

 04.12-08.12 

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Приобретение начальных навыков общения в устной форме

I   46 – 50

II  46 - 50

Развитие слогового анализа и синтеза

Задание 8

12.

Товарищи

11.12- 15.12

Формирование доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности

I   51 – 55

II  51 - 55

Развитие слухового внимания, мышления

Задание 9

13.

Новая столовая

 18.12- 22.12

Формирование личностного смысла учения

Овладение техникой чтения вслух

I   56 – 59

II 56 - 59

Исследование объёма памяти

Задание 10А

14.

Песня «Ёлочка»

 25.12- 29.12

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Формирование умения вводить текст с помощью клавиатуры

60 – 64

II  60 - 64

Исследование объёма кратковременной памяти

Задание 10В

III  триместр  4 период

15.

Новогодний праздник

 10.01- 12.01

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач

I   65 – 69

II  65 - 69

Исследование памяти на запоминание слов

Задание 11

16.

В зимние каникулы

15.01- 19.01

Формирование правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Освоение способов решения проблем творческого характера

70 – 74

II 70 - 74

Развитие мышления

Задание12

17.

На катке

 22.01- 26.01

Формирование заинтересованного отношения к собственному  здоровью

Достижение необходимого уровня читательской компетентности

I   75 – 79

II  75- 79

Развитие мышления

Задание 13

18.

На ферме

29.01-02.02

Принятие и освоение социальной роли ученика

Формирование понимания того, что язык основное средство человеческого общения

I   80– 84

II  80 - 84

Развитие мышления

Задание 14

19.

Пограничники

05.02- 09.02

Осознание ценности человеческой жизни

Формирование умения передать свои впечатления так чтобы быть понятным

I   85– 89

II  85 - 89

Развитие внимания, мышления слогового анализа слов

Задание 15

20.

Друзья птиц

12.02- 16.02

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Развитие стремления говорить внятно, естественно, интонированно

I   90– 94

II  90- 94

Развитие памяти, внимания

Задание 16

3 триместр  5 период

21.

Зимой в лесу

 26.02- 02.03

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на жизнь

Формирование умения обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе

I   95 – 99

II  95 - 99

Развитие внимания, памяти

Задание 17

22.

«Дозор»

05.03- 7.03

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Развитие стремления задавать вопросы

I  100 – 104

II  100- 104

Развитие фонематического анализа, синтеза

Задание 18

23.

Синичка

12.03- 16.03

Развитие основных моральных норм

Овладение умениями делиться своими впечатлениями

I   105– 109

II  105 - 109

Развитие фонематического анализа

Задание 19 (1,2)

24.

8 Марта

19.03- 23.03

Развитие доброжелательности,  нравственной отзывчивости

Развитие навыков соблюдения орфоэпических норм

I   110 – 114

II  110- 114

Задание 19 (3)

25.

Спасли птичку

26.03- 30.03

Развитие самостоятельность и личной ответственности за свои поступки

Овладение умениями пользоваться голосом нормальной силы и высоты

 115 – 119

II  115 - 119

Развитие фонематических представлений

Задание 20

26.

Наташа - доктор

02.04- 06.04

Формирование норм поведения в определённой ситуации

Развитие умений получать и уточнять информацию от собеседника

 120– 121

II 120- 121

Развитие внимания, памяти

Задание 21

 

3 триместр   6 период

27.

Проснулись

16.04- 20.04

Формирование личностного смысла учения

Приобретение опыта о том, как начать, поддержать и завершить разговор на доступную тему

I  122 – 120

II  116- 120

Развитие внимания, памяти

Задание 3

28.

На льдине

 23.04- 28.04

Овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире

Приобретение   начальных навыков общения в устной форме на основе своих речевых возможностей

 121– 126

II  121- 126

Развитие слухового внимания, чувства ритма

Задание 23

29.

Наши друзья

02.05- 04.05

Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости

Освоение начальных лингвистических представлений необходимых для овладения устной речи

 127– 141

II   127 - 141

Развитие аналитико – синтетической деятельности

Задание 24

30.

Просто старушка

07.05- 11.05

Развитие навыков сотрудничества

Овладение навыками смыслового чтения

I   142– 145

II  142- 145

Развитие мышления

Задание 25

31.

Лето

14.05-18.05

Формирование норм поведения в определённой ситуации

Овладение навыками выразительного чтения вслух

I   146-148

II   146-148

Задание 26

32.

Обследование

21.05-25.05

 

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

Параметры оценки

Предмет мониторинга

Критерий мониторинга

Входная диагностика

1 полугодие

2 полугодие

За год

Качество восприятия речевого материала

Количество контрольных фраз, воспринятых учеником на оптимальном расстоянии на слух с ЗУА и слухо – зрительно без ЗУА для слабослышащих учащихся; слухо – зрительно с ЗУА для глухих учащихся

 

 

 

 

Изменение рабочего расстояния с аппаратом и без аппарата. Определение резервного расстояния

Списки слов Л.В. Нейман

Проверка слуха речью

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Материально – техническое обеспечение

I Учебно - методическая  литература

1.Пфафенродт А.Н.  Произношение – Учебное пособие для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  2 вида (2 отделение),  Москва «Просвещение» 2005 г.

2.Волкова К.А.  Произношение – Учебное пособие для 3 – 4 класса школы глухих,  Москва «Просвещение» 1981 г.

3.Власова Т.М.,  Пфафенродт А.Н  Пособие по формированию произношения в 3 – 5 классах школ слабослышащих,  Москва «Просвещение» 1986 г.

4.Лопухина И.С. Логопедия 1,2 ч., Санкт – Петербург 1998 г.

5.Азова Е.А., Чернова О.О.  Учим звуки,  Т.Ц. Сфера 2012 г.

6.Комарова Л.А. Автоматизация звуков С, З, Ч, Щ (3 книги),  Гном 2009 г.

7.Новоторцева Н.Р. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки С, З, Ц, Л, Ч, Щ, Р (7 книг), Ярославль: Академия развития 1996 г.

8.Коноваленко В.В. Коррекция произношения звука Й,  Гном – Пресс 1999 г.

9.Крупенчук О.И. Пальчиковые игры, Дом Литера 2008 г.

10.Герасимова А.С.  Популярная логопедия,  М. Айрис Пресс 2007 г.

11.Жукова Н.С. Логопедия,  Екатеринбург 1998 г.

12.Лапп Е.А. Коррекция звука Щ,  Издательство «Учитель» 2011 г.

13.Павлова Л.Н., Теречева М.Н.  Гласные и свистящие звуки,  «Детство – Пресс»  Санкт – Петербург 2004 г.

14.Епифанова О.В. Автоматизация шипящих звуков, Экстремум – Волгоград 2006 г.

15.Лопухина И.С. Логопедия (550 занимательных упражнений), Аквариум – Москва 1995

II  Дидактический материал

1.Альбомы для проверки произношения, словарного запаса, слуха, правил орфоэпии, ударения, интонации.

2.Сюжетные и предметные картинки на звуки речи

3.Сюжетные и предметные картинки по темам

4.Подборка физ. минуток, загадок

5.Наборы игрушек для диалогов «У врача», Дома», дикие и домашние животные, фрукты и овощи, музыкальные игрушки, счётный материал

 

III  Наглядные пособия

1.Картинный словарь

2.Система работы над  речевым дыханием, голосом

3.Паличиковая гимнастика

4.Комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков: С, З, Ц, Л, Ш, Ж, Ч,Р

 

IV Технические средства

1.Интон – М (тренажёр речевой комплексный)

2.Сурдологический тренажёр «Глобус»

2.Магнитофон

3.Компьютер

 

V Специальные средства

Зонды, шпатель, обеззараживающие средства, аккумуляторы для индивидуальных слуховых аппаратов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

Список  литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2.Программы специальной общеобразовательной школы для слабослышащих и позднооглохших детей   Москва «Просвещение»  1994 г.

3.И.Г..Багрова  «Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух»  Москва «Просвещение»  1990 г.

4.М.И.Никитина «Сурдопедагогика»  Москва «Просвещение  2005 г.

5.Учебники: А.Г. Зикеев   Русский язык  1,2 части,  3 класс ( Учебник для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  2 вида), Москва  Владос  2009 г.; 

6.Л.В.Андреева  Книга  для чтения  3 класс (Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 2 вида), Москва «Просвещение» 1995 г.;

7.А. Клепинина  Природоведение  3 класс ( Учебник для специальных (коррекционных) образовательных  учреждений 1,2 вида);

8.Н.Ф. Слезина  Математика 3 класс ( Учебник для школ глухих и слабослышащих),  Москва «Просвещение» 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразы обиходно – разговорного характера

1.В каком классе ты сейчас учишься?

2.Повтори: я – третьеклассник (третьеклассница)

3.Какие новые предметы у вас появились в 3 классе?

4.Что тебе купили для учёбы в 3 классе?

5.Какой сейчас урок?

6.Который сейчас урок?

7.В какой школе ты учишься?

8.Какие были каникулы?

9.Что ты делал в летние каникулы?

10.Летом я купался, загорал, рыбачил, играл в мяч.

11.Ты умеешь кататься на велосипеде?

12.У тебя велосипед новый или старый?

13.Летом Вова отдыхал в лагере.

14.Какая погода была летом?

15.Летом  погода была прохладная, часто шли дожди.

16.По каким дням ты дежуришь?

17.Что делает дежурный в классе?

18.Дежурный в классе вытирает доску, меняет воду, раздаёт тетради.

19.Что делает дежурный в столовой?

20.В столовой дежурный накрывает на стол, убирает грязную посуду, вытирает стол.

21. Тебе нравится осень?  Почему?

22.Нравится, потому что осенью красивые деревья, много фруктов.

23.Где работают твои родители?

24.Моя мама работает в магазине (на заводе, в столовой), а папа работает в мастерской.

25.Какой предмет тебе нравится?

26.Мне нравится математика (чтение, русский язык, физкультура, труд,  рисование,  ознакомление с окружающим миром)

27.С кем ты дружишь в классе?

28.Я дружу с Максимом (Кириллом, Викой, Ксюшей, Леной).

29.Какие у вас сегодня уроки?

30.Сколько сегодня уроков?

31.Сколько дней продолжались осенние каникулы?

32.Что ты делал в каникулы?

33.В каникулы я ходил в цирк, в бассейн, играл на компьютере.

34.У тебя дома есть друг (подруга)?

35.Расскажи о нём (о ней).

36.Моего друга (подругу) зовут … .

37.Он (она) учится в третьем классе.

38.Мой друг добрый,  весёлый, с ним интересно играть .

39.В каком городе ты живёшь?

40.На какой улице ты живёшь?

41.Какой у тебя номер дома, квартиры?

42.Как ты помогаешь дома маме, бабушке?

43.Дома я выношу мусор, мою посуду, поливаю цветы.

44.Кто у вас дома моет и чистит обувь?

45.Какой хлеб ты любишь?

46.Я люблю белый, мягкий хлеб (чёрный, чёрствый).

47.На каком этаже находится ваш класс?

48.Наш класс находится на втором этаже.

49.Сколько учеников в вашем классе?

50.В каком классе учится Саша Агапитов?

51.Как зовут учителя по физкультуре?

52.Что ты любишь делать?

53.Я люблю урок математики, потому что мне нравится решать примеры и задачи.

54.Я люблю урок чтения, потому что мне нравится читать, отвечать на вопросы, узнавать новое.

55.Я люблю урок физкультуры, потому что мне нравится бегать, прыгать, кататься на лыжах.

56.На каком этаже находится столовая?

57.Столовая находится на первом этаже.

58.Что ты любишь на обед?

59.Я люблю борщ, котлеты, картофельное пюре.

60.Что ты ел сегодня на завтрак?

61.На завтрак я ел рисовую кашу, хлеб с маслом, пил чай с молоком.

62.Какую обувь ты носишь зимой?

63.Зимой я ношу зимние сапоги (ботинки).

64.В какой куртке ходит сейчас  Миша?

65.Миша ходит сейчас в синем пуховике.

66.Какой скоро будет праздник?

67.Какой новогодний костюм у тебя будет?

68.Ты хочешь выучить стихотворение к новогоднему празднику?

69.Какую отметку ты получил сегодня по математике?

70.Когда у вас новогодний праздник в школе?

71.В январе самые сильные морозы.

72.Я слышу нормально.

73.Я слышу плохо, думаю нужно сменить батарейку.

74.Который сейчас урок?

75.Сейчас второй (третий, четвёртый, пятый) урок.

76.Какие были каникулы?

77.Сколько дней продолжались зимние каникулы?

78.Что ты делал в зимние каникулы?

79.В зимние каникулы я катался на лыжах, коньках, ходил на ёлки.

80.У тебя дома была ёлка?

81.Кто её украшал?

82.Какие игрушки висели на ёлке?

83.Какие подарки ты получил в Новый год?

84.Из снега можно лепить снеговиков,  делать снежные крепости.

85.В городе нужно чистить улицы после снегопада.

86.Снег убирают снегоуборочные машины.

87.По каким предметам у тебя тройки?

88.Тройка у меня по русскому языку.

89.По каким предметам  у тебя пятёрки?

90.Около школы убирают снег лопатами.

91.Какая погода была вчера?

92.Вчера была морозная погода, дул холодный ветер.

93.У тебя мёрзнут руки?

94.У меня часто мёрзнут руки.

95.У меня не мёрзнут  руки, потому что у меня тёплые варежки.

96.Ты сушишь варежки после прогулки?

97.Да, я сушу варежки на батарее.

98.Что ты делал вчера на прогулке?

99.Вчера я лепил снеговика, играл в снежки.

100.Ты любишь кататься со снежной горки?

101.У тебя всегда есть носовой платок?

102.Ты любишь заниматься в наушниках?

103.В наушниках нельзя трогать батарею.

104.Что ты будешь делать в ближайшее  воскресенье?

105.В воскресенье я буду долго спать, играть на компьютере, кататься на коньках, читать.

106.Кто тебе обычно стирает носки?

107.Кто у вас в классе всегда аккуратный?

108.Кто самый трудолюбивый?

109.Где находится школьная библиотека?

110.Школьная библиотека находится в интернате на первом этаже.

111.Кто у вас в классе учится лучше всех?

112.Какая мебель есть в твоей комнате?

113.Какие у тебя дома есть любимые  игрушки?

114.Сколько лет  твоим родителям?

115.Как у тебя отчество?

116.Кого ты поздравлял восьмого марта?

117.Что ты говорил им в этот праздник?

118. «Мама, поздравляю тебя с Днём  восьмого марта! Желаю тебе здоровья, счастья!

119.Какие были каникулы?

120.Расскажи, чем ты занимался в весенние  каникулы?

121.В весенние каникулы я много гулял, читал, смотрел телевизор.

122.Как ты учишься?

123.Я учусь хорошо, получаю четвёрки, пятёрки, но есть и тройки.

124.Сколько дней продолжались весенние каникулы?

125.Какая погода была в весенние каникулы?

126.Погода была тёплая, но на улице было грязно.

127.Когда у тебя день рождения?

128.День  рождения  у меня было (будет) … .

129.Сколько лет тебе исполнилось?

130.Какая погода была вчера вечером?

131.Как отчество у твоих родителей?

132.Моей маме 35 лет, а папе 37 лет.

133.Скажи свой домашний  адрес.

134.Сегодня ясная тёплая погода.

135.Вчера была пасмурная погода.

136.Я рад, что скоро наступят летние каникулы.

137.Девятого мая будет праздник – День Победы.

138.Посмотри в календаре, сколько дней в мае?

139.Какое время года скоро наступит?

140.В какой класс ты перейдёшь?

141.Ты видел радугу?

142.Когда она бывает?

143.Я перейду в четвёртый класс.

144.В какие игры ты любишь играть?

145.Я люблю играть в «прятки», «ляпы», «вышибалы».

146.Как ты сегодня оденешься на прогулку?

147.Чем ты будешь заниматься летом?

148.Летом я буду купаться, научусь плавать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразы с общеобразовательных  уроках

1.Летом  школьники отдыхали.

2.Где ты отдыхал летом?

3.Летом я был дома, но часто ездил к бабушке.

4.Ребята собирают в лесу грибы, они набрали полные корзинки.

5.У мальчиков удочки, они ловят рыбу.

6.С кем ты играл летом?

7.В лесу мы собирали ягоды малины и земляники.

8.Вова с папой ходили на реку ловить карасей.

9.Скажи слова по алфавиту: колокольчик, ромашка, одуванчик, василёк.

10.Покажи, где дуб, берёза, клён, сосна, ель, тополь.

11.Какие из этих деревьев растут около школы?

12.Какие ты знаешь съедобные грибы?

13.Отгадай загадку: «Стоит Антошка на одной ножке.

14. «Что летом вырастает, а осенью опадает»?

15. «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».

16.Какой сейчас год?

17.Когда ты родился?

18.Назови и покажи числа: 9, 19, 91, 90, 4, 40, 78, 67.

19.Запиши числа словами: 45, 5, 14, 54, 40.

20.Природа – это  растения, вода,  воздух, камни, песок, солнце, луна, звёзды.

21.Считай по 5 до 60.

22.Какой сегодня ветер (сильный, слабый, порывистый, тёплый, холодный)?

23.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.

24.Перед  дождём аромат от цветов сильней.

25.Запиши кратко условие задачи и вопрос.

26.Нельзя ловить и брать домой диких животных и их детёнышей.

27.Надя и её брат Юра жили летом в деревне.

28.Дождь скоро перестал, и ребята побежали домой.

29.Коля читает громко, а Вова читает ещё громче.

30.Закончи предложение: деревья это …, …, …, …, … .

31.Наступила поздняя осень.

32.Осенью в огородах и полях и

33.Какой сейчас год?

34.В русской азбуке 33 буквы.

35.Безударное « О» надо произносить как А.

36.Раздели слова на слоги: корова, осень, телефон, слон.

37.Реши примеры: 6 умножить на 5; 6 умножить на 8; 7 умножить на 2.

38.Поздней осенью бывает очень холодно.

39.Вместе с дождём выпадает снег, дуют холодные ветры.

40.Скажи, который час?

41.Большая стрелка показывает минуты, а маленькая стрелка показывает часы.

42.Сейчас 12 часов 35 минут.

43.Самое большое гнездо у орла.

44.Орёл делает его на сосне.

45.Вова подарил Коле альбом.

46. Дети были в зоопарке, там они видели белого медведя.

47.Начерти прямоугольник, ширина которого 3 сантиметра, а длина 6 сантиметров.

48.Пожелтела трава, засохли листья.

49.Поздней осенью срезают на огородах капусту.

50.У волка серая шерсть.

51.Составь задачу по рисунку.

52.Улетели перелётные птицы.

53.Расскажи таблицу умножения на 3.

54.Снег белый, а лёд бесцветный.

55.Осенью дети играли в футбол, а зимой стали играть в хоккей.

56.Некоторые люди надели шубы и шапки, тёплые куртки, варежки .

57.Зимой в морозную погоду можно обморозить нос, щёки, уши, руки, ноги.

58.Хвойные деревья и кустарники весь год стоят зелёные.

59.Только лиственница сбрасывает на зиму листья – хвоинки.

60.Праздник был назначен на 12 часов.

61.Дед Мороз приехал в полной форме – с бородой, белыми волосами и с большим красным носом.

62.Праздник закончился почти перед обедом.

63.День был тёплый, снег был мокрый.

64.Коля слепил снеговика, Саша слепил мишку, Женя сделал небольшого слона.

65.Кит живёт в воде, но он не рыба.

66.Отгадай загадки: «Скатерть бела всю землю одела»

67. «Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает»?

68.Сколько дней в одной неделе?

69.Сколько дней  в трёх неделях?

70.Покажи и повтори: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.

71.Начерти прямой угол.

72.Нарисуй  4 шара, а машинок на 3 меньше.

73.Закончи предложение: трамвай, автобус, машина – это … .

74.Назови: один десяток три единицы, два десятка две единицы.

75.Сколько дней в январе?

76.Зимой солнце светит ярко, но мало греет.

77.Вырежи из бумаги квадрат и треугольник.

78.Коля любит читать книги о животных.

79.Напиши цифры: 5, 9, 4, 2.

80.Подчеркни цифру 5.

81.Зачеркни цифру 2.

82.Сотри цифру 9.

83.Вырежь кружок из бумаги.

84.Разрежь кружок на 4 части.

85.Школьники вышли из класса.

86.Пушистым снегом накрылись деревья.

87.Отрежь полоску бумаги.

88.Дети разбежались по двору.

89.Синичка стала клевать хлебные крошки на столе.

90.Нарисуй дом с трубой.

91.Нарисуй дом без трубы.

92.Бабушка испекла пирог с капустой.

93.Саша ест суп без хлеба.

94.Назови хвойные деревья.

95.Назови лиственные деревья.

96.Чем отличается хвойное дерево от лиственного дерева?

97.На ветках хвойных деревьев – хвоя, а на ветках лиственных деревьев – листья.

98.Какие ты знаешь комнатные цветы?

99.Дети пьют чай с малиновым  вареньем.

100.В комнате жарко, мальчик спит без одеяла.

101.Зоя вытирает руки полотенцем.

102.Вася в понедельник дежурит в столовой.

103.Саша несёт кастрюлю с горячим супом.

104.Зимой домашних животных содержат на фермах.

105.У некоторых домашних животных к концу зимы появляются детёныши – телята, жеребята, поросята.

106.Начерти тупой и острый углы.

107.Начерти треугольник со сторонами 5 сантиметров.

108.Почтальон несёт сумку с газетами и письмами.

109.Дежурный поставил на стол поднос с чашками.

110.Раздели на 3 числа: 3, 6, 9, 15, 21, 27.

111.Ранней весной, в марте, прилетели скворцы.

112.Небо весной часто бывает безоблачное.

113.Весной из тёплых стран прилетают перелётные птицы.

114.Первыми прилетают грачи.

115.Потом появляются скворцы, жаворонки.

116.Ласточки и стрижи прилетают с наступлением лета.

117.Ранней весной погода часто меняется.

118.После тёплых солнечных дней вдруг становится холодно.

119.Андрей торопился и пришёл в класс без ручки.

120.Весной в саду сажают молодые деревья и кустарники.

121.От весеннего тепла быстро растаял снег.

122.Из тёплых стран возвратились перелётные птицы.

123.Они стали строить гнёзда и выводить птенцов.

124.Какое число больше: 19 или 90, 14 или 41, 16 или 60?

125.Глухие согласные говорим без голоса.

126.Назови гласные звуки.

127.Раздели слова на слоги: аппарат, наушники, зеркало, ученица.

128.Поставь ударение в этих словах.

129.Когда цветёт черёмуха, на улице всегда холодная погода.

130. «Черёмуха душистая с весною расцвела».

131 «Я нашёл в канаве серого щенка.

132.Я ему на блюдце налил молока».

133.Отгадай загадку: «Не портной, а всю жизнь с иголками ходит».

134.Нарисуй отгадку.

135.Нашёл лесник в лесу маленького лисёнка.

136.Нарисуй  циферблат и стрелки, которые показывают 12 часов.

137.Скажи, который час?

138.Измерь сторону треугольника.

139.Каков периметр этого треугольника.

140.Насколько число 87 больше числа 64?

141.Насколько число 39 меньше числа 70?

142.В самом конце  весны  цветёт сирень.

143.Дождь становился  сильнее.

144.Сверкнула  молния, прогремел гром.

145.Не рвите цветы, они быстро повянут.

146.Припекает  летнее  солнце.

147.Поставь  ударение  в следующих словах: гроза, молния,  гром,  радуга, цветы, солнце.

148.Скоро наступят долгожданные  летние  каникулы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные фразы

1,2,3.периоды

1.Летом я купался, загорал, играл в мяч.

2.Какие деревья растут около нашей школы?

3.Дежурный в классе вытирает доску, меняет воду, раздаёт тетради.

4.Какой сейчас год?(Две тысячи четырнадцатый год)

5.В столовой  дежурный накрывает на стол, убирает грязную посуду.

6.Большая стрелка показывает минуты, маленькая стрелка показывает часы.

7.Мне очень нравится математика.

8.Я дружу с Мишей.

9.Улетели перелётные птицы.

10.Мой друг добрый, с ним интересно играть.

11.Осенью дети играли в футбол, а зимой стали играть в хоккей.

12.Какой у тебя номер дома, квартиры?

13.Дома я выношу мусор, мою посуду, поливаю цветы.

14.Наш класс находится на втором этаже.

15.Праздник закончился перед обедом.

16.Снег белый, а лёд бесцветный.

17.Дождь перестал, и ребята побежали домой.

18.Коля читает громко, а Вова читает ещё громче.

19.Самое большое гнездо у орла.

20.Составь задачу по рисунку и реши её.

 

 

 

Контрольные фразы

4,5,6 периоды

1.В зимние каникулы я катался на лыжах, коньках, ходил на ёлки.

2.В третьей четверти я буду учиться лучше.

3.Коля любит читать книги о животных.

4.Бабушка испекла пирог с капустой.

5.Вчера была морозная погода, дул холодный ветер.

6.У меня часто мёрзнут руки.

7.Назови хвойные деревья.

8.Дети пьют чай с малиновым вареньем.

9.Библиотека находится в интернате на первом этаже.

10.Зимой домашних животных содержат на фермах.

11.Погода была тёплая, но на улице было грязно.

12.Девятого мая праздник – День Победы.

13.Дежурный поставил на стол поднос с чашками.

14.Ранней весной в марте прилетают скворцы.

15.Первыми прилетают грачи.

16.Вова торопился, и пришёл в класс без ручки.

17.От весеннего тепла быстро растаял снег.

18.Дождь становился сильнее.

19.Припекает летнее солнце.

20.Я перейду в четвёртый класс.

 

 

 

Тексты

1 четверть

1.      Текст «Лето»

Летом жарко.  Наташа отдыхает в деревне у бабушки.  Утром она кормит кур. Потом девочка с ребятами идёт на речку купаться.  У них резиновые круги.  Наташа с ребятами ходит в лес за грибами.  У всех ребят корзинки.  Вова показывает мальчикам большой белый гриб.  Наташа тоже срезает белый   2.Стихотворение «Дождик»  Я.Аким

Туча серая накрыла нашу улицу – и вот на асфальте вдруг запрыгал тёплых капель хоровод.

Набежали мигом лужи, а на лужах, посмотри, заморгали неуклюже скороспелки -  пузыри.

Капли пляшут, капли рады, что прохожие вокруг расступились по парадным. Пляшут капли, шире круг! Вышла бабушка в калошах, а мальчишкам нипочём: с визгом хлопают в ладоши и приплясывают тоже вместе с пляшущим дождём.

            3.Текст «Школьный огород»

Около школы находятся огород и сад.  В огороде растут  овощи, а в саду – фрукты.  Осенью ребята  убирают урожай.  Саша и Вова собирают помидоры.  Катя, Наташа и Даша собирают огурцы.  Андрей, Максим и Лена убирают лук.   Другие ребята  собирают фрукты.  Мальчики убирают яблоки и груши.  Девочки укладывают фрукты в ящики.  Хорошо осенью.

            4.Текст «Осень»

Пришёл сентябрь.  После жаркого лета наступила золотая осень.  Листья на деревьях стали жёлтые, красные.  Чист и прозрачен воздух.  Птицы собираются в стаи и улетают на юг.    Там тепло.  Первого сентября ребята идут в школу.  Они несут цветы.  Ребята радуются.

           5.Текст «Нашли ежа»

Было лето.  Ребята пошли в лес.  Там они нашли ежа.  Он был маленький.  Оля сказала «Давайте возьмём ежа домой»!  Ребята принесли животное домой.  Дома они кормили ежа молоком.  Ёж жил у ребят дома.  Но потом ребята поняли, что ежу лучше жить в лесу.  Они понесли ежа снова в лес.

            6.Текст «Пожар в лесу»

Олег жил в посёлке недалеко от леса.  Было утро.  Олег взял корзинку и  пошёл в лес за грибами.  В лесу  Олег увидел чёрный дым.  Мальчик понял, что горит лес.  Он побежал в посёлок и сказал людям, что в лесу пожар.  Люди взяли лопаты, вёдра и побежали в лес.  Они стали тушить огонь.

            7.Текст «Сом»

Саша и Костя поймали ежа.  Он был большой и жирный.  Саша и Костя отнесли сома домой.  Мальчики положили рыбу на скамейку на кухне.  Дома у мальчиков жил кот Васька.  Он прибежал на кухню, схватил сома  и унёс  его под скамейку.  На кухню пришла мама.  Она хотела приготовить рыбу.  Но увидела, как кот доедает сома.  Всем было обидно, зато кот был сыт.

            8.Текст « Москва»

Москва – главный город нашей страны.  На карте Москва обозначена большой звездой.  В Москве есть Красная площадь.  Здесь находится Кремль, мавзолей.  Красная площадь очень красивая.  На площади всегда много людей.  В Москве есть метро.  В Москве много красивых домов, памятников, музеев, зоопарков.  В городе течёт  Москва – река.

            9.Текст «Дождь»

Было лето.  Наташа и Оля пошли в лес за ягодами.  Они набрали полные корзинки земляники.  Вдруг в лесу стало темно.  Большая чёрная туча закрыла небо.  Пошёл сильный дождь.  Девочки побежали домой.  Дома они выжали мокрые платья.  Ягоды  Наташа и Оля  высыпали на тарелки.

             10.Текст «Магазин Монетка»

Это продуктовый магазин.  В магазине нет продавцов, продукты лежат на полках.  В магазине много покупателей.  Каждый покупатель сам берёт продукты, которые ему нужны.  В магазине шесть отделов.  Это  следующие  отделы: колбаса, молочные  продукты, овощи,  фрукты,  кондитерские  изделия,  хлеб.   Овощи и фрукты расположены в одном отделе.  Покупатели берут продукты и платят деньги в кассу.

            11.Стихотворение «Осенние приметы» А. Преображенская

Тонкая берёзка в золоте одета вот и появилась осени примета.

 Птицы улетают в край тепла и света.  Вот вам и другая осени примета.

Сеет капли дождик целый день с рассвета, этот дождик тоже осени примета.

            12.Текст «Товарищи»

Паша, Миша, Шура – товарищи.  Однажды они пошли в парк.  По дороге друзья нашли маленького щенка.  Шерсть у щенка мягкая и пушистая.  Ребята взяли щенка домой.  Шура притащил ящик.  Миша сделал из ящика будку.  Дома ребята накормили щенка.  Щенок скоро вырос и стал верным другом Паше, Мише и Шуре.

            13.Текст «Новая столовая» З. Александрова

Мы кормушку смастерили.  Мы  столовую открыли. 

Воробей, снегирь – сосед, будет всем зимой обед.

В гости в первый день недели к нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, прилетели снегири.

Три вороны были в среду, мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв – стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог налетело семь сорок.

14.Песня «Ёлочка»

В лесу родилась ёлочка. В лесу она росла.

Зимой и летом стройная, зелёная была.

Метель ей пела песенку: «Спи, ёлочка, бай – бай»!

Мороз снежком укутывал: «Смотри не замерзай»!

Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Теперь ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла

И много, много радости детишкам принесла.

            15.Текст «Новогодний праздник»

Сегодня в школе  новогодний праздник.  В гости к детям пришли Дед Мороз и Снегурочка.  Дети играют, танцуют, поют.  Им весело.  Дети надели новогодние костюмы.  Саша – зайчик.  Ксюша – лиса.  Максим – медведь.  Никита – волк.  Наташа – кошка.  Оля – лягушка.  Олег – петушок.  Дед  Мороз принёс подарки.  Снегурочка раздаёт детям подарки.

16.Текст «В зимние каникулы»

Вот и наступили зимние каникулы.  На улице сильные морозы.  Река замёрзла.   На реке лёд.  Серёжа, Алёна и Максим пошли на реку.  У них коньки.  Серёжа взял метлу.  Он подмёл лёд.  Ребята надели коньки.  Они выехали на лёд и долго катались.

            17.Текст «На катке»

Это каток.  Был вечер.  В окнах домов загорелся свет.  Ребята катаются на коньках.  Мальчики играют в хоккей.  У них клюшки и шайба.  Вова – вратарь.  Он охраняет ворота.  Дима ударил  по шайбе, но Вова поймал её.  Мальчики любят играть в хоккей.

            18. Текст «На ферме»

Это колхозное стадо.  Пастух пасёт стадо.  Ему помогает собака.  После прогулки коровы идут в коровник.  Он чистый и светлый.  Доярка доит коров. Рядом находятся телята.  Ребята пришли кормить телят.

           19.Текст «Пограничники»

У пограничника была умная собака Ингус.  Однажды пограничник  с собакой пошёл в дозор.  Собака почуяла врага.  Враг выстрелил и ранил пограничника в голову.  Собака бросилась на врага и не отпускала его.  Прибежали солдаты и задержали врага.  Пограничника увезли в больницу.  Товарищи пришли навестить его.  Скоро пограничник поправится  и снова будет охранять границу.              20.Текст «Друзья птиц

Зимой птицам мало корма.  Мальчики решили помочь птицам.  Они сделали кормушку.  Затем ребята залезли на дерево и привязали кормушку.  Саша подал мальчикам корм.  Они насыпали корм в кормушку.  К кормушке прилетели птицы: снегири, сорока, воробей, голуби.  Птицы клюют корм.  Мальчики – друзья птиц.

21.Текст «Зимой в лесу»

Зимний лес красивый.  Деревья, кусты покрыты снегом.  Звери спят в своих норах.  Но не все любят спать зимой.  Зайчики сидят на снегу.  На снегу видны следы лисы, волка.  На дереве сидит белочка.  На рябине много снегирей.  У них есть корм – ягоды рябины.

22.Текст «Дозор»  З.Александрова

Я  нашёл в канаве серого щенка.  Я ему на блюдце налил молока.  Он меня боялся, жалобно глядел, прятался  в калоши,  ничего  не  ел. На другое утро влез ко мне в кровать,  стал под простынёю ноги  щекотать. Я его Дозором в тот же день назвал!  Как меня любил он!  Как меня он знал. Мой щенок весёлый за лето подрос, стал красивый, умный, стал учёный пёс.

23.Текст «Синичка»

Была холодная зима.  К окну дома прилетела синичка.  Ей было очень холодно.  У окна стояли дети.  Дети открыли форточку.  Синичка влетела в комнату.  Птичка была голодна, она стала клевать хлебные крошки на столе.  Всю зиму синичка жила у детей.  Наступила весна.  Дети взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу.  Синичка полетела и весело запела.

 

24.Текст «8 Марта»

Восьмое марта  - это праздник женщин.  Восьмого марта Света сама приготовила печенье, накрыла стол для чая.  Она сказала: «Мамочка, поздравляю тебя с праздником « Восьмого марта»!  Маленький Саша сделал маме подарок – аппликацию «цветок».  Папа тоже поздравляет с праздником  маму и дарит цветы – тюльпаны.  Все улыбаются.

25.Текст «Спасли птичку»

Ребята гуляли на улице.  Вдруг Ваня за садом увидел журавля.  У него было ранено крыло.  Он не мог летать.  Ваня взял журавля домой и стал за ним ухаживать.  Ваня назвал журавля Журка.  Журка поправился, привык к Ване и стал ходить за ним по двору.  Наступила весна и Журка улетел.

26.Текст «Наташа – доктор»

Мама заболела.  У мамы болит голова и горло.  Мама лежит в кровати.  Наташа сказала: «Мама, я буду доктор. Я буду тебя лечить. Поставь градусник. Выпей лекарство».  Потом Наташа принесла маме чай с молоком и хлеб с маслом.  Наташа мечтает стать доктором.

27. Текст «Проснулись»

Всю зиму спали ёж и медведь.  Пришла весна, стало тепло.  Проснулся ёжик, худой, голодный.  Побежал ёжик по лесу искать жуков, лягушек.  Вылез из берлоги и медведь.  Посмотрел, кругом – весна.  Пошёл медведь по лесу искать себе пищу. 28.Текст «На льдине»

Наступила весна.  На реке лёд  таял.  На берегу реки было много детей.  Все смотрели, как плывут льдины.  Вдруг все увидели на льдине собаку.  Она жалобно выла.  Витя схватил длинный бугор и зацепил льдину.  Он потянул льдину к берегу.  Когда льдина была у берега, собака прыгнула на землю.  Так Витя помог собаке.

29.Текст «Наши друзья»

В садах огородах полях много насекомых.  Особенно опасны гусеницы.  Они поедают листья.  Дерево засыхает и погибает.  Скворцы и синицы поедают насекомых.  Они спасают посевы на полях урожай в садах.  Скворцы и синицы – наши друзья.  Для скворцов и синиц ребята делают домики.

30. Текст «Просто старушка» 

По улице шли мальчик и девочка, а впереди них шла старушка.  Было очень скользко.  Старушка упала.  «Подержи мои книжки»! – крикнул мальчик.  Он бросился на помощь старушке.  Когда мальчик вернулся, девочка спросила его: «Это твоя бабушка или мама или знакомая»?  Мальчик ответил, что это просто старушка.

31.Стихотворение «Лето»

Снова солнце золотое смотрит ярко с высоты. В голубом  июньском зное чуть колышутся цветы. Вместе с зеленью и светом, вместе с запахами трав принесло с собою лето много радостных забав. Можно в поле собирать белые ромашки, в речку с берега нырять, бегать без рубашки. Удить рыбу до рассвета, за черникой в лес ходить. Как хочу я наше лето хоть немножко удлинить.

                                              

 

 

                           

Упражнения на развитие психических процессов

Развитие памяти

1.Заучивание 10 слов. Задание: слушай слова, повтори столько слов, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке.  Предъявляются следующие слова для запоминания: лес,  осень, окно, стул, гриб, вода, лошадь, класс,  девочка, мяч.

2.Опосредованное  запоминание по Леонтьеву.  Задание: выбери  картинку, которая  поможет тебе  вспомнить  слово (картинки: диван,  гриб,  корова, стол, земляника,  ручка, дерево,  цветок, тетрадь, хлеб, трамвай, стакан, кошка, обед, лес, птица,  молоко).  Слова  для  запоминания:  шкаф,  мухомор, лошадь, стул,  ягоды, карандаш, берёза,  ромашка, книга, батон, машина, ложка, собака, ужин, ёлка, воробей, кефир.

Развитие слухового внимания, памяти

3.Игра «Следи за словами»

Ученик получает несколько картинок.  Услышав название картинки из текста, он поднимает картинку.

3.А) «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.  Солнышко, солнышко, погоди немножко.

Солнышко, солнышко, не убегай.  Солнышко, солнышко, землю пригревай.

3.Б) «Посмотрите на Иру: ест Ира мандарину».

3.В) «Я – по луже!  Я по -  луже!  Я ищу, где лужа уже.  Я нашёл, где лужа уже, и теперь лежу простужен».

3.Г) «Взял Егор в углу топор, с топором пошёл во двор.  Стал чинить Егор забор.  Потерял Егор топор.  Вот и ищет до сих пор.  Поищи и ты топор».

Развитие произвольного запоминания

4.Игра «Пары картинок».  Разложить попарно картинки, связанные друг с другом по смыслу.  Задание: запомнить картинки из первого ряда.  Через 1 – 2 минуты убрать картинки из правого ряда, оставив левый ряд.  Ученик, глядя на оставшиеся картинки, называет  те,  которые убраны (картинки: лес – дерево, дом – окно, школа – класс, осень – дождь, библиотека – книга, столовая – обед, зима – лыжи, интернат – кровать. автобус – билет).

5.Выучи, запомни пословицы

«Ум да здоровье дороже всего.  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.  Семь раз отмерь, один раз отрежь»

 

Развитие памяти, внимания

6.Игра «Как сказать наоборот»

Чистый – грязный,  надеть – снять, большой – маленький, высокий – низкий,  пасмурно – ясно, холодный – горячий, твёрдый – мягкий.

Развитие слухового восприятия, объёма памяти, наблюдательности

7.Игра  «Небылицы» Что здесь неверно? Как нужно произносить правильно?

Хлеб из дерева, стол из шерсти, варежки из пластилина, телефон из кожи, сумка из муки.

Развитие слогового анализа и синтеза, зрительного внимания и зрительной памяти, наблюдательности

8.Ученику предлагаются  карточки с первой частью слова, вторая часть лежит на столе надписями вниз.  Учитель  читает слово, ученик составляет новое слово (сложение слов: воз – дух,  вес – на, бал – кон, вино – град, маска – рад, баран – ка).

Развитие слухового внимания, мышления

9.Игра «Складно – нескладно».  Задание: определить, какое слово не подходит по смыслу?   Какое другое слово должно стоять вместо него?  Какими звуками отличаются эти слова?

«Тает снег.  Течёт ручей.  На ветвях полно врачей (грачей).

Мы собирали васильки.  На головах у нас щенки (венки).

Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это (билета).

На поляне весной вырос зуб молодой (дуб).

Упражнения на исследование объёма кратковременной памяти (слуховое предъявление).

10.Предъявляемые  числа:  вариант А:  46, 72, 53, 98, 34, 81, 47, 25, 69, 78, 45, 63;

Вариант  В: 26, 43, 67, 94, 32, 48, 65, 21, 97, 52, 25,69.

Задание: запишите числа, которые вы запомнили.  При 7 правильно  воспроизведённых  числа констатируется высокий уровень кратковременной памяти; 5 – 6 чисел – средний объём;  1 – 4 – низкий объём.

Исследование объёма кратковременной памяти на запоминание слов

11.Слова: вариант  А: дом, солнце, кукла, одежда, яблоко, стол, карандаш, птица, изюм;

Вариант  Б: огонь, сказка, медведь, окно, тетрадь, дерево, петух, чайник, машина, нитка.

Если ученик воспроизвёл правильно 1 – 4 слова, то следует говорить о низком уровне кратковременной памяти; 5 – 6 слов – о среднем; 7 – 10 – о высоком уровне кратковременной памяти.

 

 

Развитие мышления

12. Отгадай загадки про диких животных

«По деревьям скок да скок, а орешки – щёлк да щёлк (белка).

Рыжая плутовка в деревне кур таскает ловко (лиса).

Маленький, серый, пушистый комок в лесу под деревьями скачет: прыг – скок.

13.Отгадай загадки о домашних животных

«Голодная – мычит, сытая – жуёт.  Всем ребятам молоко даёт.

Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт.

По горам, по долам ходят шуба да кафтан».

Развитие мышления

14.А) Занимательные задачи. От квадратного стола отпилили один угол. Сколько  углов  осталось? (5 углов)

В) Из города Ульяновска в город в город Сенгилей автобус едет 1 час 30 минут, а обратно – 90 минут.  Чем  объяснить  такую  разницу? (1 час 30 мин = 90 минутам)

Развитие внимания, мышления, слогового анализа слов

15.Игра «Телеграфисты»  Ученик составляет слоговые схемы слов, опираясь на длительность звучания и краткость звучания безударных слогов.  Ударный слог обозначают чертой, безударные  слоги – точками. (Тарелка  .  -  . )

Развитие внимания, памяти, чёткости и выразительности речи

16.Игра «Бой скороговорок»

1.      «Три сороки – тараторки тараторили на горке».

2.      «У четырёх  черепах по четыре  черепашонка».

3        «У пеньков опять пять опят».

4.«Сидели, свистели семь  свирестелей».

5. «Купил Игнат пять лопат».

6.Бегают две курицы прямо по улице».

Развитие внимания, памяти, наблюдательности

17.Задание: запомни цифры в таком же порядке: 4, 8, 3, 6, 5, 10.

 Развитие фонематического анализа, систематизация словарного запаса

18.Задание:  На какой звук даны слова?  Подбери обобщающее слово.

1.Ананас, апельсин, арбуз;  автобус, машина;  август, апрель.

2.Воробей, ворона, ворон;  вторник, воскресенье;

3.Галка,голубь, гусь, грач;  гвоздика, гладиолус, герань.

Развитие фонематических представлений, систематизация словарного запаса

19.Задание: На какой звук даны слова?  Подбери  обобщающее  слово.

1.Кабачок,  капуста, картофель;  кофта, костюм, куртка;  лошадь, лось, лиса;  липа, лиственница.

Развитие слуха, внимания, кратковременной памяти

20.Игра «Что сначала, что потом»?

Задание: восстанови порядок слов в предложении:

1.В лес за черникой мальчики ходили.  2. Выпал из гнезда один птенчик.  3.Гнездо ласточки на чердаке было.

                 21.Игра «Что это»?  Задание: подбери существительные к прилагательным.

Сладкое … , длинный … , снежное … , деревянный … , холодная … .

Развитие слухового внимания,  чувства ритма

22.Задание: закончи стихотворение «Верещунья , белобока, а зовут её … (сорока).

Уронили  мишку на пол,  оторвали мишке … (лапу).

Тихо – тихо снег идёт,  белый снег мохнатый.  Мы расчистим снег и лёд во дворе … (лопатой).

Развитие  аналитико – синтетической  деятельности

                  23. Задание:  образовать слова путём перестановки букв: локша (школа),  килва (вилка),  окомол (молоко).  Традвка (квадрат).

Развитие мышления

24. Отгадайте загадки: кто на себе лес носит?  (лось)  Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу.  (белка)  Назови животное, которое живёт в воде.

25.Какое время года? «Песен полон лес и крика, брызжет соком земляника, дети плещутся в реке, пляшут пчёлки на цветке. Как зовётся время это? Угадать нетрудно -…

26. «Старый тополь у крылечка, луг в ромашках недалечко, грозы, ливни, рожь в цвету, мёдом пахнет за версту».