ГКС(К)ОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ГЛУХИХ ДЕТЕЙ»
Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО учителей-дефектологов Директор ГКС(К)ОУ «Школы-
Протокол №____ от «____»____________20 г. интерната для глухих детей»
Председатель МО ______________Бабиева Л.Г. ___________________ЗаоеваИ.Т.
«___»___________________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В 4 КЛАССЕ
Рабочая программа составлена на основании программы
специальных (коррекционных)учреждений I-II вида
Общее количество часов - 102
Количество часов в неделю- 3
Принято на заседании педагогического совета (Протокол №______ от «___»____________20 г.)
Учитель- дефектолог Тибилова Л.Д.
I блок.
Пояснительная записка.
Программа по РСВ и ФП детей с нарушениями слуха и речи составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта и разработками отечественных учёных в области коррекционно-развивающей педагогики.
1. Актуальность разработки курса. |
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тенденцией увеличения детей с патологией слуха. |
2. Причины введения учебной дисциплины. |
Причины введения учебной дисциплины обусловлен тем, что снижение слуха влечёт за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей. Курс входит в число дисциплин, включённых в учебный план специальных образовательных учреждений. |
3. Особенности программного материала. |
Специфика данной учебной дисциплины состоит в том, что развитие слухового восприятия и формирование произношения устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. Навыки восприятия речи на слух улучшают в процессе формирования произношения в условиях различных видов речевой деятельности. Особый акцент в программе сделан на дальнейшее совершенствование произносительных навыков. |
4. Роль и место дисциплины. |
Роль и место этого курса тесно связано с такими дисциплинами как грамматика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, математика, внеурочная деятельность. В результате изучения курса учащиеся должны научиться: различать на слух фразы, словосочетания, слова, слоги; овладеть произносительной стороной речи, уметь распознавать определённый речевой материал на слух и слухо-зрительно; воспроизводить его и действовать соответственно принятому. |
5. Адресат. |
Программа рассчитана на обучение в 4 классе I - IIвида. |
6. Соответствие Государственному обязательному стандарту. |
Программа построена в соответствии с требованиями обучению Государственного образовательного стандарта и программы С(К)О учреждений 1-2 вида. |
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся. |
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны уметь: · Произносить отработанный речевой материал внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе. · Произносить слова слитно и с ударением, соблюдая правила орфоэпии. · Передавать интонацию руководствуясь графическими знаками. · Воспринимать на слух с а. и без них р/м ( знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимся 1 и 2 степенью тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов; · Воспринимать на слух с и.с.а. тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии. |
8. Целевая установка. |
- формирование у детей с нарушениями слуха устной речи, доступной пониманию окружающих; - построения системы коррекционно-развивающей работы по РСВ и ФП. В ходе достижения целей решаются задачи: · Интенсивное развитие остаточного и сниженного слуха у глухих и слабослышащих школьников; · Создание слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи; формирование внятной и членораздельной речи; · Закрепления правильного произношения звуков, выразительное чтение, использование остаточного и сниженного слуха; · Обучение учащихся восприятию речи на слух с ЗУА и без ЗУА; · Конструирование и моделирование учебного процесса, определение оптимальных путей формирования РСВ и ФП; · Дифференциация приёмов обучения в зависимости от состояния речи и слуха, психических и индивидуальных особенностей учащихся; · Обучение восприятию на слух речевого материала обиходно-разговорного характера, связанного с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов. |
9. Структура программы. |
Программа включает следующие разделы: · Речевой материал обиходно-разговорного характера. · Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся. · Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин. · Работа с текстом. |
10. Формы организации учебного процесса. |
Основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение обобщающих уроков, групповых занятий. |
11. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы обучаемых. |
При изучении для обучаемых предусмотрены большие возможности для работы по РСВ и ФП. Особое внимание уделяется обучение восприятию на слух текстов, незнакомых учащимся, определению их основного содержания или основной мысли. Объём текстов предложений. |
12. Итоговый контроль. |
Оценка знаний, умений обучающихся проводится по общешкольным планам работы слухового кабинета, МО учителей, в ходе классно-обобщающего контроля. Изучение курса завершается контрольной работой. |
13. Объём и сроки изучения. |
Программа по РСВ и ФП общим объёмом изучается в течение года. |
II блок.
Учебно-тематический план.
Наименование разделов и тем. |
Всего |
Количество уроков |
Формы контроля |
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера. |
|
|
Контрольная работа. |
2. Речевой материал, связанный с учебной деятельностью учащихся. |
|
|
Контрольная работа. |
3. Речевой материал, связанный с изучением учебных дисциплин. |
|
|
Контрольная работа. |
4. Работа с текстом. |
|
|
Контрольная работа. |
III блок. Содержание. РСВ.
I полугодие.
№ |
Разделы, темы |
Содержание программного материала |
Дид. материал |
Сроки |
Интегра ция |
Уровневая дифференциация |
|
|
Обследование произносительных навыков и речевого развития. |
|
|
|
|
1. |
Учебная деятельность. |
В каком классе ты учишься? Какие сегодня уроки? Спроси, какие завтра будут уроки. Сколько сегодня (завтра) уроков? Что интересного ты узнал сегодня? Какие уроки ты больше любишь? Что ты делал на уроке чтения (математики, развития речи, физкультуры,…)? У тебя сегодня много уроков? Когда ты садишься делать уроки? Где ты делаешь уроки?
|
Словарь: четвёртый класс, урок, перемена, сегодня, завтра, учиться |
|
РСВ |
Базовый |
2 |
Речевой материал обиходно – разговорного характера |
Где ты живёшь Назови осенние месяцы. Какое время года будет после осени (зимы, весны, лета)? Как зовут учительницу? Кто сегодня дежурный? Кого нет сегодня в школе? Вытри доску? Во сколько ты встаёшь утром? Ты завтракал? Сколько времени ты тратишь на дорогу в школу?
|
|
Развитие речи, РСВ |
Базовый, выше базового |
|
3 |
Развитие речи |
Положи тетради на стол. Возьми книги из шкафа. Напиши предложение. Я хочу рассказать… Я думаю так же ( по - другому). Скажите, пожалуйста,… Повторите, пожалуйста,…
|
Словарь: куда, на стол, из шкафа, предложение, хочу рассказать, думаю |
РСВ Развитие речи |
Базовый, выше базового |
|
4 |
Работа с текстом |
В половине девятого утра в нашей школе звенит звонок. Начинается первый урок. Ребята все готовы к уроку. На уроке ребята узнают много нового и интересного. Урок продолжается сорок минут. После урока наступает перемена. На перемене можно отдохнуть.
|
Задание к тексту. Когда начинается первый урок? Сколько продолжается урок? Что узнают ребята на уроке? Что наступает после урока? Что делают ребята на уроке (на перемене)? Какие уроки ты любишь больше? У тебя сегодня много уроков? Повтори: утро, звонок, урок, первый урок, урок продолжается, у нас сегодня шесть уроков Словарь: школа, звенит звонок, готовы к уроку, интересно, сорок минут, перемена
|
|
РСВ |
Базовый |
5 |
Речевой материал обиходно – разговорного характера |
Какие каникулы у вас были? У нас были осенние каникулы. Сколько продолжались осенние каникулы? Где ты провёл каникулы? Ты читал книги? Что ты делал? Я помогал маме по дому. Я был у бабушки. С кем ты познакомился? Куда ты ходил? Ты доволен каникулами? Сентябрь, октябрь, ноябрь - осенние месяцы. Осенью дни короткие, а ночи длинные. Осенью солнце греет мало. Часто идёт дождь, дует холодный ветер.
|
Словарь: осенние каникулы, продолжать – продолжались, ходить в гости, знакомиться – познакомиться – познакомился, доволен, не доволен, холодный – холоднее, длинные – короткие ( ночи, дни) |
РСВ развитие речи |
Базовый, выше базового |
|
6 |
Работа с текстом |
Осень. Сухие листья опадают. Ребята сгребают листья в кучи. Взрослые окапывают деревья. Наступила золотая осень. Погода хорошая. Пора начинать уборку урожая. В садах собирают яблоки, груши, на полях убирают картофель, свёклу, морковь, капусту. Богатый урожай вырастили в селе. Школьники помогают убирать урожай . В лесу, в поле, на огороде стало тихо. Птицы улетели в тёплые края. Скоро придёт зима. |
Задание к тексту. Расскажи, какая погода бывает осенью. Что делают ребята? Какая наступила осень? Что делают люди в садах, огородах и полях? Куда улетели птицы? Какие птицы улетели в тёплые края? Какие птицы остались зимовать? Ты любишь осень? Какое время года будет скоро?
|
РСВ |
Базовый, выше базового |
|
7 |
Р/м обиходно-разговорного характера. |
Какие времена года ты знаешь? Сколько месяцев в году? Назови первый (последний) месяц года. Что ты делаешь утром? Ты убираешь свою постель? Когда вы обедаете? Что вы делаете после обеда? После обеда мы отдыхаем. |
Повтори: двенадцать месяцев, год, первый месяц – сентябрь, последний осенний месяц – ноябрь, убираю – убирает – убираем, вкусный обед, гулять во дворе, играть |
|
РСВ развитие речи грамматика |
Базовый, выше базового |
8 |
Работа с текстом |
Наступила холодная зима. Снег покрыл землю толстым слоем. Снег везде: на крышах, на деревьях, на кустах. На улице скользко. Ребята катаются на коньках, санках, играют в снежки. Птицам холодно и голодно зимой. Дети делают кормушки для птиц и кормят их. |
Задание к тексту. Какое время года наступило? Какая стоит погода? Чем покрыты крыши, деревья, кусты? Что делают ребята? Что делают дети для птиц?
|
ОМ РСВ развитие речи |
Базовый, выше базового |
|
9 |
Речевой материал обиходно – разговорного характера |
Какой праздник будет скоро? Скоро будет Новый год. Какой год наступит? Какие у вас будут каникулы? В школе будет новогодний утренник? У тебя есть новогодний костюм? Ты будешь выступать на утреннике? Я буду рассказывать стихотворение.
|
Словарь: праздник, праздновать, Новый год, 2014 год, зимние каникулы, новогодний утренник, ёлка, нарядная ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, песня, танцы |
РСВ развитие речи |
Базовый, выше базового |
|
10 |
|
Повторение пройденного речевого материала за I полугодие. Контрольные работы. |
|
|
|
|
11 |
Речевой материал обиходно – разговорного характера |
Какой год наступил? Как ты провёл каникулы? У вас была дома ёлка? С кем ты встречал Новый год? Во сколько вы встретили Новый год? Что вы приготовили на праздник? Ты помогал маме готовить праздничные блюда? Кто накрывал на стол? Где ты был на каникулах? Ты интересно провёл каникулы? |
Словарь: Новый год, встретить Новый год, праздничный стол, вкусные блюда, помогал маме, скатерть, салфетки, столовые приборы, был в гостях, весело провёл каникулы |
РСВ
|
Базовый, выше базового |
|
12 |
Мой дом. Мои друзья. |
Какой номер вашего (твоего) дома? Номер нашего (моего) дома… Какой номер вашей (твоей) квартиры? Номер нашей квартиры… На каком этаже ваша (твоя) квартира? Наша (моя) квартира на… этаже. Сколько у вас комнат? У нас… комнат. Скажи свой адрес. Какой твой адрес? У вас в квартире есть газ (горячая вода)? У нас в квартире есть (нет) газ(-а), горячая вода (горячей воды).
|
Словарь: номер, квартира, дом, этаж, подъезд, комната, адрес, газ, горячая (холодная ) вода, есть (нет), однокомнатная квартира, двухкомнатная квартира, трёхкомнатная квартира, ванная комната, кухня, газовая (электрическая) плита, мебель, телевизор, зал. |
РСВ грамматика развитие речи
|
Базовый, |
|
13 |
Работа с текстом |
Письмо подруге. Дорогая Марина! Спасибо за поздравление! Да, мы получили новую квартиру. Квартира на третьем этаже. Она большая, светлая. В квартире две комнаты, есть газ, горячая вода, мусоропровод, лифт. Приезжай посмотреть, новую квартиру. Целую. Таня. |
Задание к тексту. Кто написал письмо? Кому написала Таня письмо? Какую квартиру получила Таня? На каком этаже её квартира? Какая она? Сколько комнат в квартире? Что есть в квартире?
|
|
РСВ |
Базовый, |
14 |
Работа с текстом |
Мою подругу зовут Таня. У Тани вчера был День рождения. Тане вчера исполнилось 11 лет. Она пригласила к себе в гости всех ребят из класса. Ребята поздравили Таню и подарили цветы, конфеты, книги, игрушки. Таня угощала ребят чаем, конфетами, фруктами. Потом ребята играли, танцевали. Всем было весело.
|
Задание к тексту. Как зовут подругу? Сколько лет исполнилось Тане? Кого пригласила Таня к себе в гости? Что подарили ребята Тане? Чем она угостила ребят?
|
РСВ |
Базовый, |
|
15 |
Речевой материал обиходно – разговорного характера |
Какой первый весенний праздник? Кого поздравляют 8 Марта? Кого ты будешь поздравлять? Какой подарок ты готовишь для мамы, бабушки, сестры? Как ты поздравишь маму, бабушку, сестру, учительницу? Поздравляю тебя (Вас) с праздником 8 Марта! Желаю здоровья, счастья и успехов во всём. Как ты помогаешь дома маме? Назови первые весенние цветы?
|
Словарь: праздник 8 Марта весенний праздник. Женский день, поздравлять, подарок, дарить подарки, приготовить подарок, цветы, весенние цветы, подснежник (- и), тюльпан (-ы), ландыш (-и), мимоза (-ы) |
РСВ
|
Выше базового |
|
16 |
Тема «Начало весны» |
Наконец наступила долгождaнная весна. Ярко светит весеннее солнышко. На крышах висят длинные прозрачные сосульки. Начинается капель. На пригорках, около деревьев и пней появились чёрные проталины. Снег быстро тает. Он уже стал рыхлый, почернел. Бегут быстрые ручейки. Дети делают канавки и пускают лодочки. |
Задание к тексту. Какое время года наступило? Как светит солнце? Что висит на крышах? Что появилось на пригорках и около деревьев? Какой стал снег? Что делают дети? Словарь: долгожданная весна, висят сосульки, прозрачнае сосульки, капель, пригорки, пень – пни, проталины, рыхлый снег, пускают лодочки |
|
РСВ ОМ |
Выше базового |
17 |
Тема «В школе». |
Света решала задачу, но задача не выходила. - Давай, я решу тебе задачу, - сказал старший брат. - Нет, я сама решу, - ответила Света. - Дай, я тебе помогу, - предложила мама. - Нет, я сама справлюсь, - ответила Света. Девочка думала, считала, писала и решила задачу сама. Послушай и повтори. Чтобы решить задачу и примеры нужно быть внимательной. |
Задание к тексту. Что делала Света Кто предложил Свете помощь? Как ответила Света? Света сама справилась с задачей? Словарь: отмерь - измерь, окружность, точка, сумма, разность, частное, произведение, год, неделя, месяц, час, минута, секунда, килограмм, тонна, центнер, больше, меньше, длиннее, короче, высота, высокий, выше, ширина, широкий, шире, длина, длинный, длиннее. Две тысячи, двадцать минут второго и т. д.
|
РСВ математика |
Базовый |
|
18 |
Диалог. Когда прилетают к нам птицы |
Весна спросила у птиц: - Когда вы вернётесь домой Грач отвечает: - Когда появятся первые проталины. Скворец сказал: - Буду дома в конце марта. Жаворонок: - Встречайте в марте. Ласточка: - Прилечу в конце апреля. Соловей: - Ждите в начале мая. |
Задание к тексту. Когда прилетает грач (скворец, жаворонок, ласточка, соловей)? Откуда птицы прилетают домой? Словарь: грач, скворец, жаворонок, ласточка, соловей, перелётные птицы, зимующие птицы, снегирь, воробей, синица, ворона… |
РСВ природоведение |
Выше базового |
|
19 |
Р/м разговорно-обиходного характера. |
Какие праздники будут в мае? Первое мая – праздник Весны и Труда. Какое настроение у людей? У людей хорошее настроение. Появились цветы. Солнце греет всё теплее. Какой праздник будет девятого мая? Девятого мая праздник – День Победы. В 1945 году советский народ победил фашистов. Ты смотрел по телевизору парад Победы в Москве на Красной площади? Послушай, повтори: Владикавказ – город Воинской Славы.
|
Словарь: Первое мая, Девятое мая, праздник Весны и Труда, хорошее настроение, парад Победы, Москва, Красная площадь, ветераны войны, защитники Родины |
|
РСВ |
Выше базового |
20 |
Тема: «Лето» |
Скоро наступит лето. Начнутся летние каникулы. Ребята будут отдыхать. Они будут ходить в лес и на речку. На речке дети будут купаться. Летом ребята будут читать любимые книги. Вова и Таня поедут на море.
|
Задание к тексту: Какое время года наступит скоро? Какие будут каникулы? Сколько будут продолжаться летние каникулы? Куда будут ходить ребята? Куда поедут Вова и Таня? А ты поедешь на море? В какой класс ты перейдёшь? Словарь: лето, июнь, июль, август, летние каникулы, читать книги, купаться в речке, поехать на море, пятый класс
|
РСВ развитие речи |
Выше базового |
|
21 |
|
Повторение пройденного за II полугодие. Контрольные работы. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.