Рабочая программа по русскому (родному) языку для 3 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа по русскому (родному) языку для 3 класса

Оценка 4.9
docx
20.05.2020
Рабочая программа по русскому (родному) языку для 3 класса
Рабочая программа по родному русскому языку 3 кл.docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ (РУССКОМУ)  ДЛЯ 3 КЛАССа

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 

 

Рабочая программа составлена на основе авторской программы:  Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи:  ,2,3,4 класс.-М.: Росткнига, 2011 г.

Рабочие программы. Начальная школа. 1-4 класс. УМК «Начальная школа 21 века» Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной., издательство Планета, 2013г.

 

                                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка.  Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами  курса являются:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

1)      Активизация мыслительной деятельности учащихся,  подготовка к выполнению заданий основной части.

2)      Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3)      Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

                                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

 

                                      МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Родной язык и литературное  чтение» отводится 1 ч. в неделю (34 часа).

Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)

4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

• личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка;

• деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

 

  • вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,  уточнять непонятное);
  • договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
  • вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
  • осознание роли речи в общении людей;
  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
  • чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
  • интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
  • в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;
  • типы текстов;

уметь:

  • уместно использовать  изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
  • выразительно читать небольшой текст по  образцу;
  • определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
  • вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
  • быть хорошим слушателем;
  • определять лексическое значение слова;
  • отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
  • редактировать предложения;
  • определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
  • сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-Уметь донести свою позицию до собеседника;

-Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

-Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

-Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Содержание учебного предмета , курса

 

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

 

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

§  многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

§  изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

§  стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

§  распознавать типы текстов;

§  устанавливать связь предложений в тексте;

§  распознавать стили речи;

§  выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Тематический план

 

 

№ п\п

Дата

Кол-во часов

Тип урока

Тема занятия

                              Характеристика деятельности

 

Вид

контроля

Домашнее

задание

План

Факт

Русский язык: прошлое и настоящее

1

 

 

1

Урок открытия нового знания

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

 

Правильность, точность, богатство, выразительность речи. Выразительное чтение художественных произведений.

Текущий

Без домашнего задания.

2

 

 

1

Урок рефлексии

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Многозначные слова

Многозначные слова. Употребление многозначных слов в устной и письменной речи. Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

Текущий

Подобрать 5 многозначных слов, составить с ними предложения.

3

 

 

1

Урок открытия нового знания

 Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений  между людьми

Значение и происхождение слов правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим

 

Текущий

Составить 3 предложения с данными словами

4

 

 

1

Урок рефлексии

 Слова, называющие природные явления и растения

Образные названия ветра, дождя, снега; названия растений в речи наших предков.

Уметь использовать в речи  данные слова.

Текущий

Найти в сказках предложения с образными названиями явлений природы

5

 

 

1

Урок рефлексии

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

 Уметь подбирать и употреблять в устной и письменной речи слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Текущий

Составить предложения с изученными словами

6

 

 

1

Урок открытия нового знания

 Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

 

Уметь употреблять эпитеты и сравнения в устной и письменной речи

Текущий

.Найти в тексте предложение  с эпитетами и сравнениями записать его..

7

 

 

1

Урок открытия нового знания

 Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

 

Узнать историю происхождения названий старинных русских городов.

Текущий

Составить текст-миниатюру о названиях старинных городов

8

 

 

1

Урок рефлексии

 Как правильно произносить слова

 

.Пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов .

Текущий

Выучить  , как правильно произносятся слова

9

 

 

1

Урок открытия нового знания

 

Многообразие суффиксов

 Знать о многообразии суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка  (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька

Текущий

Записать группу родственных слов, выделить суффиксы

10

 

 

1

Урок открытия нового знания

Специфика грамматических категорий русского языка (рода, падежа имён существительных)

Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных

Текущий

Записать 10 существительных в форме родительного падежа множественного числа.

11

 

 

1

Урок рефлексии

Совершенствование навыков орфографического оформления текста

 

Обобщить знания об изученных орфографических правилах

Текущий

Записать 3 предложения, выделить орфограммы

12

 

 

1

Урок открытия нового знания

Особенности устного выступления.

 

Осознанно строить

речевое  высказывание  в  соответствии  с  задачами

коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах

Текущий

Составить мини-выступление перед публикой

13

 

 

1

Урок рефлексии

Типы текстов. Тема текста. Опорные слова.

Текст-описание, повествование, рассуждение. Уметь различать типы текстов

Текущий

Без домашнего задания.

14

 

 

1

Урок развивающего контроля

Проверочная работа.

Проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Периодический

Без домашнего задания

15

 

 

1

Урок рефлексии

Создание текстов-повествований

Создавать тексты-повествования  о путешествии по городам

Текущий

Составить текст о путешествии в любой город

16

 

 

1

Урок рефлексии

Тексты -рассуждения

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

 

Текущий

Составить текст-рассуждение

17

 

 

1

Урок рефлексии

Редактирование текстов

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Текущий

Отредактировать деформированный текст

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

   Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

  1. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  2. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  3. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
  4. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
  5. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  6. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
  7. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
  8. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
  9. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
  10. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
  11. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
  12. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
  13. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
  14. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
  15. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
  16. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
  17. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
  18. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
  19. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
  20. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
  21. Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
  22. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
  23. Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ

Задачами курса являются: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов…

Задачами курса являются: обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формирование речевых интересов…

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы…

Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы…

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный…

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать: многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный…

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс

Содержание учебного предмета , курса

Содержание учебного предмета , курса

Тема, микротема, основная мысль текста

Тема, микротема, основная мысль текста

Тематический план № п\п

Тематический план № п\п

Урок рефлексии Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

Урок рефлексии Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей

Т екущий Записать группу родственных слов, выделить суффиксы 101

Т екущий Записать группу родственных слов, выделить суффиксы 101

Урок развивающего контроля

Урок развивающего контроля

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй

Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2020