Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 19 х. Лесной
(346670, МБОУ-СОШ № 19 х. Лесной , ул. Степная 1а, Мартыновский р/н Ростовская обл.)
Тел. 8(86395)26-6-32, E-mail: soch19mart@donpac.ru
«Утверждаю»
Директор МБОУ - СОШ №19
_________________ Т.В. Гаврило
Приказ от ____________ № _____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование (4 класс)
Количество часов 172
Учитель Милежик Светлана Олеговна
Программа составлена на основе авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П. и др. «Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы». - Москва «Просвещение» 2016.
х. Лесной
2018-2019 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку (предметная область - филология) для 4-го класса разработана на основании:
· ФЗ -273 «Об образовании в РФ» (статья №28);
· Устава МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
· ФГОС НОО (приказ Минобрнауки № 1897 от 17.12.2010 с изменениями согласно приказу № 1577 от 31.12.15 г);
· Учебного плана МБОУ-СОШ № 19 х. Лесной;
· Положения «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)»;
· Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ-СОШ №19 х. Лесной;
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В основе рабочей программы лежит авторская программа В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной по русскому языку, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной учебник для работы по программе: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. Учебник в 2-х частях. М. Просвещение 2017.
Основными целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
· ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Цель изучения русского языка в 4 классе:
развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Срок реализации образовательной программы 1 год.
Согласно Учебному плану МБОУ-СОШ № 19 х. Лесной на 2018-2019 учебный год для изучения предмета «Русский язык» в 4-ом классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
Согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и расписанию занятий на изучение предмета «Русский язык» в 4-ом классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год).
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
В 4 классе ведущим направлением работы по языку будет функционально-синтаксическое. Значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам. Учащиеся знакомятся со словоизменением частей речи (склонением (имён существительных, изменением их по падежам, склонением имён прилагательных, личных местоимений, спряжением глагола, изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам), с новой частью речи — наречием. На этом этапе начинается работа над формированием сложных орфографических навыков правописания безударных падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений (в ознакомительном плане), безударных личных окончаний глаголов. Развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон: смысловой, произносительной, словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Совершенствуются и углубляются уже приобретенные в процессе изучения основных единиц языка и речи знания, умения и навыки, формируются навыки культуры речи. Одновременно четвероклассники получают и новые сведения о речи, тексте, предложении, об однородных членах предложения, о лексическом значении слова. Продолжается работа со словарями учебника.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Ученик научится:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Выпускник научится:
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Выпускник научится:
Предметные результаты
ОБЩИЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Морфология
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Синтаксис
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в
указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы
слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание
фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или
пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск
орфограммы или пунктограммы.
Содержание тем учебного курса
Повторение (12 ч)
Язык и речь.
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст). Словосочетание.
Контрольный диктант (входной) по теме «Повторение»
Предложение (9 ч)
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Проект «Похвальное слово знакам препинания».
Слово в языке и речи (21 ч)
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Имя существительное (41 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».
Проект «Говорите правильно!»
Имя прилагательное (31 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Местоимение (9 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Глагол (31 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Повторение изученного (8ч)
Закрепление основных орфограмм 4 класса.
Итоговый контрольный диктант
Комплексная работа за год
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
Планируемые результаты |
I |
Повторение |
12 |
Понимать и сохранять учебную задачу. Составлять текст (о речи или языке) по выбранной пословице. Определять тему и главную мысль текста. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме). Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять главные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Выделять в предложении словосочетания. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
Личностные УУД: Осознавать необходимость самосовершенствования. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций. Предметные: Различать язык и речь. Различать монологическую и диалогическую речь Называть «волшебные слова» русской речи: слова-приветствия, слова-извинения, слова-прощания, слова-благодарности. Правильно писать слова: «человек», «пожалуйста». Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составлять планы к данным текстам. Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Создавать собственные тексты по предложенным темам. Называть типы предложений по цели высказывания и по интонации. Ставить знаки препинания в предложении с обращением. Находить главные и второстепенные члены предложения. Различать главные и второстепенные члены предложения. Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса. Выделять грамматическую основу, выписывать словосочетания |
2. |
Предложение |
9 |
Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Продолжать ряд однородных членов. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
Личностные УУД: Осознавать необходимость самосовершенствования. Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Регулятивные УУД: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке. Удерживать цель до получения её результата. Предметные: Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью интонации перечисления. Создавать собственный текст по картине. Объяснять постановку запятой между простыми предложениями в составе сложного. Различать сложное и простое предложение с однородными членами |
3. |
Слово в языке и речи |
21 |
Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать со страничкой для любознательных. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова и слова с омонимичными словами. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Личностные УУД: Осознавать необходимость самосовершенствования. Выполнять правила безопасного поведения в школе. Познавательные УУД: Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные УУД: Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Регулятивные УУД: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке. Удерживать цель до получения её результата. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Предметные: Определять значение слова. Объяснять значения многозначных слов. Отличать синонимы от антонимов. Объяснять значения омонимов. Называть значимые части слова. Выделять корень слова. Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Объяснять правописание приставок и суффиксов. Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак. Составлять предложения и текст по репродукции картины |
|
Имя существительное |
41 |
Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции. Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения» Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи» |
Личностные УУД: Осознавать необходимость самосовершенствования. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные УУД: Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу. Предметные: Определять падеж имён существительных. Называть отличия именительного, винительного и родительного падежей Называть признаки творительного и предложного падежей. Называть особенности несклоняемых имён существительных. Указывать падеж существительных. Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения. Называть падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные трёх склонений. Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных |
6. |
Имя прилагательное |
31 |
Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в ед.ч.). Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Сочинять текст о любимой игрушке. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Работать с орфографическим словарём. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы |
Личностные УУД: Понимать значение границ собственного
знания Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний. Перерабатывать полученную информацию. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: Использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Владеть диалогической формой речи. Регулятивные УУД: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Предметные: Называть лексико-грамматические признаки имён прилагательных. Определять род и число имен прилагательных. Определять склонение имен прилагательных. Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе. Называть падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных. Ставить имена прилагательные в нужном падеже. Находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных. Склонять имена прилагательные женского рода. |
7. |
Местоимение
|
9 |
Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику |
Личностные УУД: Осознавать необходимость самосовершенствования. Познавательные УУД: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). Коммуникативные УУД: Слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Регулятивные УУД: Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Предметные: Указывать грамматические признаки местоимений. Изменять личные местоимения по падежам. Определять род и число у местоимений 3-го лица Выполнять морфологический разбор местоимения. |
8. |
Глагол
|
31 |
Различать глаголы среди других слов и в тексте. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов неопределённой формы временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы: «что делать?» и «что сделать?». Проверять письменную работу (сочинение, изложение). Работать с орфографическим словарём. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице ед. числа (победить, убедить и др.). Определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Определять спряжение глаголов. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица ед. и мн. числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы |
Личностные УУД: Понимать значение границ собственного
знания Познавательные УУД: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные УУД: Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). Регулятивные УУД: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке. Удерживать цель до получения её результата. Предметные: Объяснять роль глаголов в языке. Называть вопросы, на которые отвечают глаголы. Называть время, число глагола. Ставить глагол в неопределённую форму. Образовывать временные формы от глаголов неопределённой формы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу. Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе. Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Называть личные окончания глаголов I и II спряжений. Объяснять, как правильно выбрать букву для личного окончания каждого глагола. Распознавать возвратные глаголы. Объяснять, когда необходимо писать сочетание –тся, а когда - ться |
9. |
Повторение изученного
|
18 |
Находить границы предложений. Различать предложения по интонации и цели высказываний. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Распространять нераспространённые предложения. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Разбирать слова по составу. Распознавать части речи. Характеризовать как часть речи имя существительное, имя прилагательное, местоимение. глагол. Называть служебные части речи. Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки. Применять правила правописания падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных. Подбирать примеры с определённой орфограммой. Проверять написанный текст. Устанавливать связи между изученными темами. Проверять письменную работу (сочинение, изложение). Использовать полученные знания для выполнения грамматических заданий. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы |
Личностные УУД: Понимать значение границ собственного
знания Познавательные УУД: Предметные: Различать язык и речь. Называть виды речи. Объяснять, что такое предложение. Выделять словосочетания из предложения. Называть признаки однородных членов предложения. Определять лексическое значение слов. Работать с толковым словарём |
Календарно-тематическое планирование уроков по учебному предмету «Русский язык» в 4 классе
№ п/п |
Темы разделов и уроков |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Повторение (12 часов) |
||||
1. |
Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык |
1 |
01.09. |
|
2. |
Язык и речь. Формулы вежливости |
1 |
02.09. |
|
3. |
Текст и его план |
1 |
03.09. |
|
4. |
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
1 |
04.09. |
|
5. |
Анализ изложения. Типы текстов |
1 |
05.09. |
|
6. |
Предложение как единица речи |
1 |
08.09. |
|
7. |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации |
1 |
09.09. |
|
8. |
Диалог. Обращение |
1 |
10.09. |
|
9. |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
11.09. |
|
10. |
Словосочетание |
1 |
12.09. |
|
11. |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
15.09. |
|
12. |
Контрольный диктант (входной) по теме «Повторение» |
1 |
16.09. |
|
Предложение (9 часов) |
||||
13. |
Однородные члены предложения (общее понятие) |
1 |
17.09. |
|
14. |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
18.09. |
|
15. |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
19.09. |
|
16. |
Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» |
1 |
22.09. |
|
17. |
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного |
1 |
23.09. |
|
18. |
Сложное предложение и предложение с однородными членами |
1 |
24.09. |
|
19. |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1 |
25.09. |
|
20. |
Проект «Похвальное слово знакам препинания» |
1 |
26.09. |
|
21. |
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
1 |
29.09. |
|
Слово в языке и речи (21 час) |
||||
22. |
Слово и его лексическое значение |
1 |
30.09. |
|
23. |
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные и устаревшие слова |
1 |
01.10. |
|
24. |
Синонимы, антонимы и омонимы |
1 |
02.10. |
|
25. |
Фразеологизмы |
1 |
03.10. |
|
26. |
Распознавание значимых частей слова |
1 |
06.10. |
|
27. |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова |
1 |
07.10. |
|
28. |
Состав слова. Уточнение представлений об окончании и его роли в слове |
1 |
08.10. |
|
29. |
Закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах |
1 |
09.10. |
|
30. |
Правописание гласных и согласных в корнях слов |
1 |
10.10. |
|
31. |
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах |
1 |
13.10. |
|
32. |
Правописание приставок и суффиксов |
1 |
14.10. |
|
33. |
Упражнение в написании гласных и согласных в корне, приставке и суффиксе |
15.10. |
|
|
34. |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки |
1 |
16.10. |
|
35. |
Развитие речи. Восстановление деформированного текста |
1 |
17.10. |
|
36. |
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи |
1 |
20.10. |
|
37. |
Склонение имён существительных и имён прилагательных |
1 |
21.10. |
|
38. |
Имя числительное. Глагол |
1 |
22.10. |
|
39. |
Наречие как часть речи |
1 |
23.10. |
|
40. |
Наречие. Закрепление |
1 |
24.10. |
|
41. |
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» |
1 |
27.10. |
|
42. |
Контрольный диктант по теме «Части речи» |
1 |
28.10. |
|
Имя существительное (41 час) |
||||
43. |
Распознавание падежей имён существительных |
1 |
29.10. |
|
44. |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных |
1 |
30.10. |
|
45. |
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже |
1 |
31.10. |
|
46. |
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах |
1 |
10.11. |
|
47. |
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные |
1 |
11.11. |
|
48. |
Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных |
1 |
12.11. |
|
49. |
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения |
1 |
13.11. |
|
50. |
Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» |
1 |
14.11. |
|
51. |
2-е склонение имён существительных |
1 |
17.11. |
|
52. |
Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения |
1 |
18.11. |
|
53. |
3-е склонение имён существительных |
1 |
19.11. |
|
54. |
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения |
1 |
20.11. |
|
55. |
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного |
1 |
21.11. |
|
56. |
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
1 |
24.11. |
|
57. |
Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения ед. числа. Способы проверки безударных падежных окончаний |
1 |
25.11. |
|
58. |
Именительный и винительный падежи |
1 |
26.11. |
|
59. |
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже |
1 |
27.11. |
|
60. |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных |
1 |
28.11. |
|
61. |
Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже
|
1 |
01.12. |
|
62. |
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах |
1 |
02.12. |
|
63. |
Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Закрепление |
1 |
03.12. |
|
64. |
Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже |
1 |
04.12. |
|
65. |
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в творительном падеже |
1 |
05.12. |
|
66. |
Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже |
1 |
08.12. |
|
67. |
Упражнение в правописании окончаний имён существительных в предложном падеже |
1 |
09.12. |
|
68. |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах |
1 |
10.12. |
|
69. |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных |
1 |
11.12. |
|
70. |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Закрепление |
1 |
12.12. |
|
71. |
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.А. Тропинина «Кружевница» |
1 |
15.12. |
|
72. |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» |
1 |
16.12. |
|
73. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Повторение |
1 |
17.12. |
|
74. |
Склонение имён существительных во множественном числе |
1 |
18.12. |
|
75. |
Именительный падеж имён существительных множественного числа |
1 |
19.12. |
|
76. |
Родительный падеж имён существительных множественного числа |
1 |
22.12. |
|
77. |
Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа |
1 |
23.12. |
|
78. |
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа |
1 |
24.12. |
|
79. |
Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе» |
1 |
25.12. |
|
80. |
Развитие речи. Обучающее изложение по коллективно составленному плану |
1 |
26.12. |
|
81. |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в ед. и мн. числе |
1 |
29.12. |
|
82. |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
30.12. |
|
83. |
Проект «Говорите правильно!» |
1 |
12.01. |
|
Имя прилагательное (31 час) |
||||
84. |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
13.01. |
|
85. |
Род и число имён прилагательных |
1 |
14.01. |
|
86. |
Развитие речи. Описание игрушки |
1 |
15.01. |
|
87. |
Склонение имён прилагательных |
1 |
16.01. |
|
88. |
Склонение имён прилагательных. Закрепление |
1 |
19.01. |
|
89. |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
1 |
20.01. |
|
90. |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже |
1 |
21.01. |
|
91. |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже |
1 |
22.01. |
|
92. |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
1 |
23.01. |
|
93. |
Именительный, винительный, родительный падежи |
1 |
26.01. |
|
94. |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах |
1 |
27.01. |
|
95. |
Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода |
1 |
28.01. |
|
96. |
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина |
1 |
29.01. |
|
97. |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода |
1 |
30.01. |
|
98. |
Склонение имён прилагательных женского рода |
1 |
02.02. |
|
99. |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода |
1 |
03.02. |
|
100. |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода |
1 |
04.02. |
|
101. |
Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода |
1 |
05.02. |
|
102. |
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных |
1 |
06.02. |
|
103. |
Развитие речи. Изложение описательного текста |
1 |
09.02. |
|
104. |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных |
1 |
10.02. |
|
105. |
Склонение имён прилагательных во множественном числе |
1 |
11.02. |
|
106. |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. Закрепление |
1 |
12.02. |
|
107. |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа |
1 |
13.02. |
|
108. |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа |
1 |
16.02. |
|
109. |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа |
1 |
17.02. |
|
110. |
Обобщение по теме «Имя прилагательное» |
1 |
18.02. |
|
111. |
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
1 |
19.02. |
|
112. |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
20.02. |
|
113. |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
24.02. |
|
114. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Повторение |
1 |
25.02. |
|
Местоимение (9 часов) |
||||
115. |
Местоимение как часть речи |
1 |
26.02. |
|
116. |
Личные местоимения |
1 |
27.02. |
|
117. |
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам |
1 |
02.03. |
|
118. |
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам |
1 |
03.03. |
|
119. |
Изменение личных местоимений по падежам |
1 |
04.03. |
|
120. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста с элементами описания |
1 |
05.03. |
|
121. |
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» |
1 |
06.03. |
|
122. |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
1 |
10.03. |
|
123. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Повторение |
1 |
11.03. |
|
Глагол (31 час) |
||||
124. |
Роль глаголов в языке |
1 |
12.03. |
|
125. |
Изменение глаголов по временам |
1 |
13.03. |
|
126. |
Неопределённая форма глагола |
1 |
16.03. |
|
127. |
Неопределённая форма глагола. Закрепление |
1 |
17.03. |
|
128. |
Изменение глаголов по временам |
1 |
18.03. |
|
129. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
1 |
19.03. |
|
130. |
Анализ изложения. Спряжение глаголов |
1 |
20.03. |
|
131. |
Спряжение глаголов |
1 |
30.03. |
|
132. |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе |
1 |
31.03. |
|
133. |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. Закрепление |
1
|
01.04. |
|
134. |
I и II спряжение глаголов настоящего времени |
1 |
02.04. |
|
135. |
I и II спряжение глаголов будущего времени |
1 |
03.04. |
|
136. |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени |
1 |
06.04. |
|
137. |
Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме |
1 |
07.04. |
|
138. |
Упражнение в определении спряжения глаголов по неопределённой форме. Закрепление |
1 |
08.04. |
|
139. |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени |
1 |
09.04. |
|
140. |
Возвратные глаголы |
1 |
10.04. |
|
141. |
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголов |
1 |
13.04. |
|
142. |
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголов. Закрепление |
1 |
14.04. |
|
143. |
Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок |
1 |
15.04. |
|
144. |
Правописание глаголов в прошедшем времени |
1 |
16.04. |
|
145. |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени |
1 |
17.04. |
|
146. |
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени |
1 |
20.04. |
|
147. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам |
1 |
21.04. |
|
148. |
Упражнение в умении распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи |
1 |
22.04. |
|
149. |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
1 |
23.04. |
|
150. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Повторение |
1 |
24.04. |
|
151. |
Обобщение по теме «Глагол» |
1 |
27.04. |
|
152. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста |
1 |
28.04. |
|
153. |
Проверим себя и оценим свои достижения |
1 |
29.04. |
|
154. |
Анализ изложения, тестовой работы. Повторение |
1 |
30.04. |
|
Повторение (18 часов) |
||||
155. |
Язык. Речь. Текст |
1 |
05.05. |
|
156. |
Предложение и словосочетание |
1 |
06.05. |
|
157. |
Предложение и словосочетание. Признаки однородных членов предложения |
1 |
07.05. |
|
158. |
Признаки распространённых и нераспространённых, простых и сложных предложений |
1 |
08.05. |
|
159. |
Лексическое значение слов |
1 |
12.05. |
|
160. |
Лексическое значение слов. Закрепление |
1 |
13.05. |
|
161. |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
14.05. |
|
162. |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Повторение |
1 |
15.05. |
|
163. |
Состав слова |
1 |
18.05. |
|
164. |
Правописание приставок и предлогов |
1 |
19.05. |
|
165. |
Повторение видов орфограмм в корне слова |
1 |
20.05. |
|
166. |
Правописание слов с орфограммами в корне |
1 |
21.05. |
|
167. |
Части речи. Признаки частей речи |
1 |
22.05. |
|
168. |
Части речи. Виды орфограмм в разных частях речи |
1 |
25.05. |
|
169. |
Комплексная работа за год |
1 |
26.05. |
|
170. |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по цитатному плану |
1 |
27.05. |
|
171. |
Анализ изложения. Части речи |
1 |
28.05. |
|
172. |
Игра «По галактике Частей речи» |
1 |
29.05. |
|
Контроль и оценка планируемых результатов реализации программы
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.
Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения третьеклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в третьем классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы; проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является сценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в третьем классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.
При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.
Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:
- повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например, если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);
- две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;
- если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;
- ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);
- при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Негрубыми считаются следующие ошибки:
- повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);
- перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;
- дважды написанное одно и то же слово.
Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;
- отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- единичный случай замены слова другим без искажения смысла;
- отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.
Ошибкой считается:
- нарушение орфографических правил при написании слов;
- неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;
- отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой:
- дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не меж 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, справляется с большинством грамматических заданий;
«1» - ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Контрольное списывание |
Словарный диктант |
Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы |
«5» - без ошибок.
|
«5» - верно выполнено более 5/6 заданий. |
«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление |
«4» - 1 ошибка и 1 исправление
|
«4» - верно выполнено 3/4заданий. |
«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление. |
«3»- 2 ошибки и 1 исправление |
«3» - верно выполнено 1/2 заданий |
«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки. |
«2» - 3-5 ошибок. |
«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. |
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 и правления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографическ1 ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует (связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. - Москва «Просвещение» 2011.
Учебники
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс (2 части). - Москва «Просвещение» 2014.
Рабочая тетрадь
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс (2 части). - Москва «Просвещение» 2014.
Методические пособия
1. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс.- Москва «ВАКО» 2014.
2. Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский Язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 - 4 классы. - Москва «Просвещение» 2012.
3. Тихомирова Е.Н. Тесты по русскому языку. 4 класс (2 части) - Москва «ЭКЗАМЕН» 2014.
4.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 4 класс/ сост.Е.В. Языкова. – Москва «Экзамен»2014.
Печатные пособия
Словари: толковый, фразеологический, орфографический. этимологический, словари антонимов и синонимов.
Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по курсу «Русский язык».
Экранно-звуковые пособия
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс (Диск CD-ROM),
Авторы: Канакина В.П., Половникова Е.Ю., Данилова Н.В.
«Рассмотрено» Руководитель МО _____ / / Протокол №____ от____ «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ – СОШ №19 х. Лесной ______/___________/ «___» _________ 20__г.
|
Приложение
Контрольный диктант (входной) по теме «Повторение»
Клюква
Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают её поздней осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.
В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку с многими клюквинками.
По М. Пришвину
Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.
Грамматическое задание
1.Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы.
2.Выполнить звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант – ягода, 2 вариант – поздно.
3.Обозначить грамматическую основу:
1 вариант – в третьем предложении,
2 вариант – в шестом предложении.
4.* Выписать из текста слова с противоположным значением.
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Трусиха
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.
Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.
По Н. Артюховой
Слова для справок: врассыпную, нёсся, наперерез, навзрыд.
Грамматическое задание
1.Выписать из текста предложения, соответствующие схемам.
1 вариант 2 вариант
, и . и .
[ - = ], а [ - = ]. [ - = ], [ - = ]
2.Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слово.
1 вариант Огромный пёс нёсся прямо на девочку.
2 вариант Ребята выходили из своих убежищ.
3.Сделать звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант – вдруг, 2 вариант – очень.
Контрольный диктант по теме «Части речи»
Осень
Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберёзовики, подосиновики, рыжики.
Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились.
По И. Соколову – Микитову
Слово для справки: краснеет
Грамматическое задание
1.Выписать предложение: 1 вариант – с однородными членами, 2 вариант – сложное.
2.Разобрать слова по составу:
1 вариант – ранняя, подберёзовики, грустно,
2 вариант – холодная, подосиновики, медленно.
3.Сделать звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант – поздний, 2 вариант – гриб.
4.* Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях.
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»
Как мужик убрал камень
На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня.
Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его с пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей.
А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй.
Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.
По Л. Толстому
Слова для справок: его, тысяч, предложил.
Грамматическое задание
1.Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж.
2.Выполнить звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант – его, 2 вариант – шесть.
3.Разобрать имя существительное как часть речи:
1 вариант– (за) выдумку, 2 вариант – инженеров.
4.* Составить из слов пословицы. Выделить окончания имён существительных.
1) Радость, кудри, печаль, секутся, вьются.
2) Мать, не, лучше, друг, сыщешь.
3) Радость, шаг, один, печаль.
Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»
Лес
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству.
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.
Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные.
Грамматическое задание
1.Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных.
2.Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа.
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).
3.Разобрать имя существительное как часть речи:
1 вариант – вредителей, 2 вариант – гусениц.
4.* Записать противоположные по значению фразеологизмы парами.
Семи пядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Зимний день
Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным ковром. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.
Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу.
Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.
Грамматическое задание
1.Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.
2.Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п.
3.Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.
1) В …, …, … уборе стоит осенний лес.
2) На … небе загорелись … звёзды.
Контрольный диктант по теме «Местоимение»
Лесной голосок
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя.
Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она - от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка!
Грамматическое задание
1.Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж.
2.Распределить слова по группам и записать в два столбика.
Для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебя.
3.Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения.
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья.
Контрольный диктант по теме «Глагол»
Совесть
Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.
На тропинке Нине встретился малыш. В руках он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.
Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.
Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.
По А. Гайдару
Грамматическое задание
1.Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род.
2.Поставить глаголы в неопределённую форму.
Пришла, идёт, посмотрит.
Итоговый контрольный диктант
Последние денёчки
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на все эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Грамматическое задание
1.В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать части речи.
2.Разобрать слова как части речи.
Укрыли, молочным, (за) ночь.
3.Выполнить звуко-буквенный разбор слова ледяные.
Комплексная работа за год
Напиши свою фамилию и имя ______________________________________________
Как Христофор Колумб открыл Америку
Христофор Колумб родился в 1451 году в семье ткача в итальянском городе Генуе. В море он начал выходить ещё подростком. В 25 лет Колумб оказался в Португалии и прожил в этой стране несколько лет, участвовал во многих плаваниях. Именно в Португалии у Христофора Колумба созрел грандиозный план — обогнуть Землю через Атлантический океан и найти кратчайший морской путь из Европы в Индию. Он решил плыть в Индию не вокруг Африки на восток, а на запад через Атлантический океан.
В замысле Колумба верные предположения сочетались с ошибочными. Он знал, что Земля шарообразная, а раз так, рассуждал он, то, плывя всё время на запад, непременно попадёшь в Индию. Но Колумб сильно преуменьшал размеры Земли. «Путь в Индию займёт всего лишь несколько дней», — утверждал он. Ошибка в расчётах придавала Колумбу уверенность. Через 3 тысячи километров он рассчитывал увидеть Японию. На самом деле до неё было 17 тысяч километров, а до Индии — 24 тысячи километров. Колумб представил свой план португальскому королю, но тот не поддержал его и не дал денег на экспедицию. Тогда Колумб отправляется в Испанию искать поддержку своего плана. Королевская семья Испании предоставила в его полное распоряжение три небольших судна.
3 августа 1492 года «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышли из испанского порта. Самым большим и вместительным кораблём флотилии была «Санта- Мария».Через 10 недель после начала путешествия матрос с грот-мачты «Ниньи» наконец увидел землю. Утром 12 октября 1492 года корабли Христофора Колумба бросили якоря у берегов острова, который Колумб назвал Сан-Сальвадор, что в переводе означало Святой Спаситель.
Жители острова приветливо наблюдают за чужестранцами. Думая, что приплыл в Индию, Колумб назвал местных жителей «индейцами». Но это была не Индия, как думал Колумб, а острова у берегов неизвестного до этого времени материка — Америки. Колумб с восторгом изучал незнакомый мир, изучал его язык, восхищался его растительностью. Моряки впервые увидели растения, которых не было в Европе: кукурузу, картофель, табак, хлопок, ананасы, помидоры, какао.
От Сан-Сальвадора корабли двинулись на юго-запад. Колумб искал Японию, находившуюся, по его убеждению, совсем недалеко, но вышел к острову Куба. Земля эта изумила мореплавателя своей красотой, но она была совершенно не похожа на Японию. Пройдя вдоль берега Кубы, Колумб вышел к следующему большому острову, берега которого также очаровали его. Он назвал его Эспаньола (ныне остров Гаити).
В ночь на 25 декабря случилось несчастье: «Санта-Мария» в темноте наткнулась на рифы и спасти её не удалось. Часть моряков с затонувшего корабля переместилась на «Нинью», а часть осталась на острове Эспаньола.
15 марта 1493 года плавание, длившееся 224 дня, завершилось. Никаких баснословных богатств во время первой экспедиции добыть не удалось. Но рассказы Колумба о путешествии произвели огромное впечатление.
В своё второе путешествие он отправился уже на 17 кораблях вместе с 1200 крестьянами, ремесленниками и солдатами. Во время этого путешествия Колумб открыл Виргинские острова, Пуэрто-Рико и Ямайку. Однако он по-прежнему стремился найти путь в Индию. В ходе третьей экспедиции Колумб высадился на побережье Южной Америки, однако принял её за крупный остров.
Вскоре Колумб совершил своё четвёртое путешествие к новому континенту. Колумб мечтал на этот раз найти проход между островами и выполнить своё обещание — доплыть до богатой Индии. Но вместо индийских сокровищ он нашёл Центральную Америку, Гондурасский залив и Панамский перешеек. Как мореплаватель Колумб не знал себе равных. Он проявлял мужество и выдержку — изумительные качества морехода и капитана. Умер первооткрыватель в 1506 году.
Христофору Колумбу не суждено было выполнить задачу, которой он посвятил всю свою жизнь: западного пути в Индию он так и не открыл. Но именно благодаря его географическим открытиям и усилиям его последователей карта мира стала меняться.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания.
Выполняй их по порядку.
Задание 1.
О чём рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А. Об открытии Христофором Колумбом пути в Индию и Японию.
Б. Об устройстве морских кораблей во времена Колумба.
В. О плаваниях Христофора Колумба.
Г. О кратчайшем морском пути из Европы в Индию.
Задание 2.
Выпиши из 1 абзаца предложение с однородными членами.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Укажи грамматическую основу. Составь графическую схему предложения.
Задание 3
Найди в тексте и отметь в таблице знаком √ растения, которые моряки увидели впервые.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбери из отмеченных растений те, которые мы употребляем пищу. Запиши их в таблицу.
Слова |
Род, число, склонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определи род, число, склонение.
Задание 4.
Найди в тексте предложение с прямой речью. Выбери слова, в которых букв больше, чем звуков. _____________________________________________________________
Задание 5.
Из текста выпиши дату начала экспедиции Колумба и дату прибытия на остров Сан-Сальвадор.
Начало -_____________________________
Прибытие -__________________________
Длительность -___________дней________________
Задание 6.
Отметь название океана, который пересёк Колумб?
Задание 7.
Во второе путешествие с Колумбом отправились ремесленники, крестьяне, солдаты. Ремесленников было 287человек, 356 крестьян. Сколько солдат отправилось с Колумбом? Возьми из текста недостающие данные и реши задачу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 8
Восстанови последовательность событий.
Гибель «Санта-Марии».
Второе путешествие Колумба.
Экспедиция достигла берегов Сан-Сальвадор.
Последнее путешествие Колумба.
Колумб с восторгом изучает незнакомый мир.
Жизнь Колумба в Португалии и его грандиозные планы.
Второе и третье путешествия Колумба.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 9 – 14 выполняются в парах (с соседом по парте)
Фамилии и имена учащихся, работающих в паре:
________________________________ и ______________________________________
Примечание: если при обсуждении заданий 9 – 14 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
Задание 9
Из 3 абзаца подберите слова на каждую из орфограмм, указанных в таблице. Запишите их в таблицу, не изменяя их формы. Подчеркните букву орфограммы.
Название орфограммы |
Пример слова с данной орфограммой |
Орфограммы гласных |
|
Орфограммы согласных |
|
Орфограммы заглавной буквы |
|
Орфограммы ь и ъ |
|
Задание 10
Найдите во 2 абзаце и выпишите названия растений:
а) из которых человек научился получать крахмал;
_________________________
б) какие растения стали человека «одевать», а какие «убивать»?
____________________________________________________
Задание 11
а) Как назвал Колумб местных жителей?
Выпишите предложение, в котором объясняется название, данное
чужестранцам.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
б) «Расселите» жителей материков на карте, указав стрелками места их проживания.
Задание 12
Когда Колумб решил плыть в Индию через Атлантический океан, то опирался как на верные, так и на неверные предположения своей гипотезы. Укажите эти предположения.
Верные:_____________________________________________________________________________________________________________________________
Неверные:__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13
В 3 абзаце текста найдите, через сколько недель флотилия Колумба достигла берегов острова Сан-Сальвадор. Выразите единицы времени в часах.
Недели _______________________
Дни _______________________
Часы _______________________
Решите задачу.
Средняя скорость каравеллы «Санта- Марии» составляла 10 узлов. Какое расстояние проплыла «Санта- Мария» до берегов Америки, если 1узел = 2 км/ч.?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 14
Напишите письмо Колумбу.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.