РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 3 класс
срок реализации данной программы: 2014-2015 учебный год
разработана на основе примерной образовательной программы начального общего образования В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»
составитель: учитель начальных классов
Год составления программы: 2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
1. Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Федеральный уровень.
o Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273 (ред. от 10.07.1992. №3266-1) - ФЗ «Об образовании в РФ»
o Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиолоические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
o Приказ Министерства образования и науки РФ 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год, (зарегистрировано в Минюсте РФ 30.01.2013, № 26755)
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Региональный уровень.
o Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 06.05.2014 № 824 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений Республики Башкортостан на 2014-2015 учебный год»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя. Школьный уровень.
o Учебный план МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 97 от 28.08.2014г.)
o Положение о рабочей программе учителя (принятое на педсовете № 8 от 31.05.2014г., утвержденное приказом по школе № 78 от 05.06.2014г.)
o Устав МОБУ СОШ с.Осиповка (принят общим собранием трудового коллектива МОБУ СОШ с.Осиповка, протокол № 2 от 3 декабря 2011 года)
o Примерная образовательная программа начального общего образования В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной – УМК «Школа России»
o Начальная образовательная программа МОБУ СОШ с.Осиповка
o Приказ об утверждении перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе МОБУ СОШ с.Осиповка на 2014-2015 учебный год (приказ № 71 от 27.05.2014г.)
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
2 Цели и задачи изучения учебного предмета.
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения курса «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На уроках обучения письму и русского языка прослеживаются межпредметные связи с литературным чтением, окружающим миром. Наиболее тесная связь с уроками обучения чтению. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.
3 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
4. Место учебного предмета в учебном плане.
В настоящей рабочей программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 175 часов (5 ч в неделю, 35 учебные недели)
5. Общая характеристика учебного предмета.
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи2.
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова3.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа «стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространенные и нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолет, вездеход);
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение
6. Сведения о программе по учебным предметам.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы Канакиной, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко. – М. : Просвещение, 2011
7. Педагогические технологии и средства обучения.
Для достижения требуемых результатов обучения используются: личностно-ориентированные, проектные, здоровье сберегающие технологии. Средства обучения: ПК, электронный журнал, электронный дневник, доска, таблицы, сюжетные картинки, наглядные пособия.
Раздел II. Основное содержание курса.
Повторение пройденного в
начале года: предложение,
слово, словосочетание, части речи, их употребление в предложении; звуки речи,
звуки и буквы.
Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены
предложения; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения ( без
деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое
ударение; интонация перечисления.
Состав слова: основа и окончание; корень, приставка,
суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова
по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова
(существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок);
чередование согласных в корне слова, беглые
гласные; правописание суффиксов -ик,
-ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-,
над-, с-; приставка и предлог; разделительный мягкий (ь) и твёрдый
знак (ъ); непроизносимые согласные; двойные согласные; сложные слова.
Имя существительное: лексическое значение; основные
грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных
по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных;
одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные; существительные с
твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме. Употребление
существительных в речи.
Имя прилагательное: лексическое значение, основные
грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных
по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные
с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление
имени прилагательного в речи (в предложении).
Личные местоимения общее понятие о личных местоимениях.
Глагол: лексическое
значение, основные грамматические признаки; неопределенная форма глагола;
время, лицо, число глаголов; понятие о личных окончаниях глаголов; правописание
не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).
Слова с непроверяемыми написаниями: алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона,
восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак,
заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс,
комната, коньки, корова, кровать, ладонь, лагерь, лестница, лимон, лопата,
магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь,
мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда,
октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор,
понедельник, посуда, Россия, пятница, работа, ракета, растение, ребята,
рисунок, родина, русский, сапоги, сахар, север, сентябрь, сирень, собака,
солома, сорока, союз, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожаи, ученик, учитель, февраль,
хорошо, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
Раздел III. Планируемые результаты изучения курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Раздел IV. Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы.
Формы контроля.
Текущий контроль проводится в ходе изучения темы (проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);
Итоговый контроль проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, контрольные работы)
Методы опроса.
· Фронтальный опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти раннее изученное).
· Коллективный опрос (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты, грамматические контрольные работы, тесты, перфокарты, карточки контроля заданий, задания « Потренируйся!» и другие).
· Индивидуальный опрос письменный и устный;
· Монологическое высказывание на лингвистическую тему;
· Самостоятельное составление таблиц, схем классифицированного характера;
· Индивидуальная работа по карточкам;
· Индивидуальная письменная проверка различного рода грам. заданий и т.д.
· Уплотнённый, или комбинированный, опрос (2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют различные виды заданий на уроках повторения и обобщения изученного материала)
Раздел V. Календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата по плану |
Дата по факту |
тема |
Вид контроля входной (В), тематический (Т), итоговый (И). |
примечание |
1 четверть-42ч Раздел 1. Наша речь и наш язык (2 час.) Основные виды деятельности: Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А.Куприна) Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Составлять текст по рисунку |
|||||
1 |
|
|
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. |
|
|
2 |
|
|
Наша речь и наш язык. |
|
|
Раздел 2. Текст (2час.) Основные виды деятельности: Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Рассматривать репродукцию картины К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст |
|||||
3 |
|
|
Текст как единица языка и речи. |
|
|
4 |
|
|
Текст. Типы текстов. |
|
|
Раздел 3. Предложение (12час.) Основные виды деятельности: Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и использовать его для составления сообщения о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Составлять сообщение по информации, представленной в таблице. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Разделять запятой части сложного предложения. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень» |
|||||
5 |
|
|
Предложение. Знаки препинаний в конце предложений. |
|
|
6 |
|
|
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. |
|
|
7 |
|
|
Восклицательные предложения. Обобщение знаний о видах предложений |
|
|
8 |
|
|
Контрольная работа №1(входная) |
В |
|
9 |
|
|
Употребление в тексте разных по цели высказывания и интонации предложений. Обращение. |
|
|
10 |
|
|
Главные и второстепенные члены предложения. Словарный диктант |
|
|
11 |
|
|
Упражнение в разборе предложений по членам предложения. |
|
|
12 |
|
|
Словосочетание. |
|
|
13 |
|
|
Обобщение знаний о словосочетании и предложении. |
|
|
14 |
|
|
Сочинение по картине В.Поленова «Золотая осень» |
Т |
С.37 упр.63 |
15 |
|
|
Простое и сложное предложение Обобщение знаний о предложении. |
|
|
16 |
|
|
Контрольная работа №2 по теме «Предложения. Словосочетания» |
Т |
|
Раздел 4. Слово и его лексическое значение. (6 час.) Основные виды деятельности: Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и в переносном значениях. Находить среди других слов, в предложении, тексте синонимы, антонимы, подбирать к слову синонимы и антонимы. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Работа со словарями учебника. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, олицетворений, сравнений и воспроизводить письменно содержание текста-образца. |
|||||
17 |
|
|
Слово и его лексическое значение. |
|
|
18 |
|
|
Упражнение в распознавании лексических групп слов в речи. |
|
|
19 |
|
|
Омонимы. |
|
|
20 |
|
|
Слово и словосочетание. Словарный диктант |
|
|
21 |
|
|
Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) |
|
|
22 |
|
|
Подробное изложение «Ёлочка» |
Т |
С.52 упр.88 |
Раздел 5. Части речи (5 час.) Основные виды деятельности: Узнавать изученные части речи среди слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» Находить имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов-имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. |
|||||
23 |
|
|
Части речи (повторение) |
|
|
24 |
|
|
Части речи. Имя существительное. Местоимение. |
|
|
25 |
|
|
Части речи. Имя прилагательное. |
|
|
26 |
|
|
Части речи. Глагол. |
|
|
27 |
|
|
Имя числительное как часть речи. |
|
|
Раздел 6. Слово и слог. Звуки и буквы (7час.) Основные виды деятельности: Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Находить чередования звуков в корне слов. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Рассматривать картину, высказывать своё отношение к картине, анализировать содержание, составлять по картине описательный текст. Выделять в словах основу слова. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу (кроме слов типа семья, читать и слов, утративших членимость в современном русском языке). |
|||||
28 |
|
|
Однокоренные слова. |
|
|
29 |
|
|
Слово и слог. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
|
|
30 |
|
|
Правописание безударных гласных в корне слов и гласных после шипящих. Словарный диктант. |
Т |
|
31 |
|
|
Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. |
|
|
32 |
|
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. |
|
|
33 |
|
|
Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком и с другими изученными орфограммами. |
|
|
34 |
|
|
Контрольная работа №3 по теме «Слово и слог» |
Т |
|
Раздел 7. Состав слова. Основные виды деятельности: Анализировать, составлять модели разбора по составу и подбирать слова по этим моделям. Работать со словообразовательным словарём, находить в нём нужную информацию о составе слова. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по плану. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации. |
|||||
35 |
|
|
Работа над ошибками. Однокоренные слова. Корень. |
|
|
36 |
|
|
Изложение «Сыроежка» |
Т |
С.70 упр.129 |
37 |
|
|
Упражнение в написании корня в однокоренных словах. Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. |
|
|
38 |
|
|
Сложные слова. |
|
|
39 |
|
|
Формы слова. Окончание. |
|
|
40 |
|
|
Окончание и его роль в слове, в словосочетании и предложении .Словарный диктант. |
|
|
41 |
|
|
Обобщение знаний о корне и об окончании как о значимых частях слова. Составление предложений и текста. |
|
|
|
|
|
2 четверть- 38 ч |
|
|
42 |
|
|
Приставки (общее понятие) |
|
|
43 |
|
|
Приставка –значимая часть слова. |
|
|
44 |
|
|
Обобщение знаний о роли приставок в слове. |
|
|
45 |
|
|
Суффикс (общее понятие). |
|
|
46 |
|
|
Суффикс- значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
47 |
|
|
Обобщение знаний о составе слова. |
|
|
48 |
|
|
Упражнение в разборе слов по составу. |
|
|
49 |
|
|
Подробное изложение на основе зрительного восприятия и языкового анализа повествовательного текста. |
Т |
С.99 упр.191 |
Раздел 8. Правописание частей слова (29час.) Основные виды деятельности: Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Составлять текст по сюжетным рисункам учебника, по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану. Составлять объявление. |
|||||
50 |
|
|
Общее представление о правописании частей слова. Словарный диктант. |
Т |
|
51 |
|
|
Уточнение и обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударными гласными в корне. |
|
|
52 |
|
|
Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне. |
|
|
53 |
|
|
Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Самостоятельная работа. |
Т |
|
54 |
|
|
Наблюдение над словами с буквосочетаниями –ере-,-оро-,оло-. Свободный диктант. |
|
|
55 |
|
|
Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. |
|
|
56 |
|
|
Упражнение в написании слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне. |
|
|
57 |
|
|
Упражнение в правописании слов с парными по глухости-звонкости согласных и безударных гласных в корне. |
|
|
58 |
|
|
Проверочная работа. Составление текста по сюжетному рисунку. |
|
|
59 |
|
|
Правило проверки написания слов с непроизносимым согласным звуком в корне. |
|
|
60 |
|
|
Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками. Словарный диктант. |
Т |
|
61 |
|
|
Составление правил о правописании корня. |
|
|
62 |
|
|
Проверочный диктант №4.по теме «Непроизносимые согласные» |
Т |
|
63 |
|
|
Работа над ошибками. Двойные согласные. |
|
|
64 |
|
|
Правописание слов с двойными согласными. |
|
|
65 |
|
|
Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка» |
Т |
С.123 упр.238 |
66 |
|
|
Правописание суффиксов и приставок. Правописание суффиксов -ик-,-ек- |
|
|
67 |
|
|
Упражнение в правописании суффиксов. |
|
|
68 |
|
|
Правописание слов с приставками. |
|
|
69 |
|
|
Упражнение в правописании значимых частей слова. |
|
|
70 |
|
|
Приставки и предлоги. Словарный диктант. |
Т |
|
71 |
|
|
Правописание приставок и предлогов. |
|
|
72 |
|
|
Контрольная работа №5 по теме «Части слова» |
Т |
|
73 |
|
|
Работа над ошибками. Разделительный твердый знак. |
|
|
74 |
|
|
Правописание слов с разделительным твердым знаком. |
|
|
75 |
|
|
Упражнение в правописании слов с разделительным твердым и мягким знаком. |
|
|
76 |
|
|
Правописание слов с разделительным ь. |
|
|
77 |
|
|
Проверочный диктант №6 по теме «Разделительный ь» |
Т |
|
78 |
|
|
Работа над ошибками. Обучение составлению объявления. |
|
|
79 |
|
|
Части речи. |
|
|
Раздел 9. Имя существительное(30 час.) Основные виды деятельности: Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, к каким частям речи относятся слова в предложениях. Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Находить устаревшие слова-имена существительные Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу). Определять порядок действий при организации самостоятельной работы по алгоритму при подготовке к изложению, последовательно выполнять эти действия при работе над изложением. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Составлять рассказ о своём имени. Определять число имён существительных и изменять их по числам. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Записывать текст-образец по памяти. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно записывать имёна существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Изменять имена существительные по падежам. Определять начальную форму имени существительного. Распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное, и падежи с внешне сходными падежными формами. Составлять предложение (словосочетание) употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Определять изученные грамматические признаки имени существительного и обосновывать правильность их выделения. Излагать письменно содержание повествовательного текста. Составлять устно и письменно текст по репродукциям картин художников. Проверять письменную работу (изложение, сочинение) Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктант и проверять написанное. |
|||||
80 |
|
|
Понятие об имени существительном как части речи. Словарный диктант. |
Т |
|
|
|
|
3 четверть-50 ч. |
|
|
81 |
|
|
Имя существительное |
|
|
82 |
|
|
Одушевленные неодушевленные имена существительные. |
|
|
83 |
|
|
Подробное изложение повествовательного текста. |
Т |
С.14 упр.21 |
84 |
|
|
Работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена сущ. |
|
|
85 |
|
|
Изменение имен существительных по числам. |
|
|
86 |
|
|
Род имен сущ. |
|
|
87 |
|
|
Определение рода имен существительных в косвенных падежах. |
|
|
88 |
|
|
Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. |
|
|
89 |
|
|
Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук. |
|
|
90 |
|
|
Определение рода существительных. Словарный диктант. |
Т |
|
91 |
|
|
Подробное изложение повествовательного текста. |
|
|
92 |
|
|
Изменение имен существительных по падежам. |
|
|
93 |
|
|
Упражнения в склонении и в определении падежей имен существительных |
|
|
94 |
|
|
Несклоняемые имена существительных |
|
|
95 |
|
|
Именительный падеж имен существительных |
|
|
96 |
|
|
Родительный падеж имен существительных |
|
|
97 |
|
|
Дательный падеж имен существительных |
|
|
98 |
|
|
Винительный падеж имен существительных |
|
|
99 |
|
|
Упражнения в распознавании изученных падежей имен существительных |
|
|
100 |
|
|
Творительный падеж имен существительных Словарный диктант. |
Т |
|
101 |
|
|
Предложный падеж имен существительных |
|
|
102 |
|
|
Подробное изложение повествовательного текста. |
|
|
103 |
|
|
Обобщение знаний о падежах имен существительных |
|
|
104 |
|
|
Контрольная работа №7 по теме «Имя существительное» |
Т |
|
105 |
|
|
Сочинение по репродукции картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» |
Т |
С.62 упр.108 |
106 |
|
|
Работа над ошибками. Упражнение в склонении существительных. |
|
|
Раздел 10. Имя прилагательное(19час.) Основные виды деятельности: Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным - имена существительные. Распознавать художественное и научное описания. Наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять описание растения в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в тексте о картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь». Рассматривать репродукцию картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать к ней своё отношение. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам.
Составлять текст-описание о животном по личным наблюдениям. Изменять имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Узнавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа) Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. |
|||||
107 |
|
|
Понятие об имени прилагательном. |
|
|
108 |
|
|
Связь имен прилагательных с именами сущ. Сложные прилагательные. |
|
|
109 |
|
|
Упражнение в употреблении и в правописании имен прилагательных. |
|
|
110 |
|
|
Художественное и научное описание. Словарный диктант. |
Т |
|
111 |
|
|
Составление научного текста описания растения. |
|
|
112 |
|
|
Изменение имен прилагательных по родам. |
|
|
113 |
|
|
Правописание родовых окончаний имен прилагательных |
|
|
114 |
|
|
Изменение имен прилагательных по числам. |
|
|
115 |
|
|
Правописание имен прилагательных |
|
|
116 |
|
|
Изменение имен прилагательных по падежам. |
|
|
117 |
|
|
Упражнение в определении падежа имен прилагательных |
|
|
118 |
|
|
Упражнение в выделении признаков имени прилагательных |
|
|
119 |
|
|
Контрольная работа №8 по теме «Имя прилагательное» |
Т |
|
120 |
|
|
Работа над ошибками .Обобщение знаний об имени прилагательных |
|
|
121 |
|
|
Обобщение знаний об имени прилагательном. Словарный диктант. |
|
|
122 |
|
|
Сочинение по репродукции картины В.А.Серова»Девочка с персиками» |
Т |
С.88 упр.154 |
123 |
|
|
Работа над ошибками. Составление пригласительного письма. |
|
|
124 |
|
|
Личные местоимения |
|
|
125 |
|
|
Личные местоимения 3 лица |
|
|
126 |
|
|
Наблюдение над употреблением в тексте местоимений |
|
|
127 |
|
|
Обобщение знаний о местоимении |
|
|
128 |
|
|
Ознакомление с особенностями текста-письма |
|
|
Раздел 11.Глагол (21 ч.) Основные виды деятельности: Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять письменный рассказ по сюжетным рисункам. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числа Восстанавливать текст с нарушенным порядком предложений и нарушенным порядком слов в предложениях. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Раздельно писать частицу не с глаголами. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. |
|||||
129 |
|
|
Понятие о глаголе |
|
|
130 |
|
|
Упражнение в определении лексического значения глагола. Словарный диктант. |
Т |
|
|
|
|
4 четверть-40 часов |
|
|
131 |
|
|
Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов |
|
|
132 |
|
|
Составление рассказа по сюжетным рисункам |
|
|
133 |
|
|
Глаголы в неопределенной форме |
|
|
134 |
|
|
Упражнение в распознавании глаголов в неопределенной форме |
|
|
135 |
|
|
Число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
|
|
136 |
|
|
Упражнение в распознавании глаголов ед.и мн.числа. |
|
|
137 |
|
|
Времена глаголов. |
|
|
138 |
|
|
Упражнение в определении времени глагола. Текст-рассуждение. |
|
|
139 |
|
|
Изменение глаголов по временам |
|
|
140 |
|
|
Подробное изложение повествовательного текста |
Т |
С.120 упр.213 |
141 |
|
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Работа над ошибками. Словарный диктант. |
Т |
|
142 |
|
|
Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. Составление текста из деформированных предложений. |
|
|
143 |
|
|
Частица не с глаголами. |
|
|
144 |
|
|
Правописание не с глаголами |
|
|
145 |
|
|
Обобщение знаний о глаголе |
|
|
146 |
|
|
Правописание глаголов. |
|
|
147 |
|
|
Работа над ошибками. Обучающее изложение деформированного текста |
Т |
|
148 |
|
|
Работа над ошибками. Составление текста по рисунку. |
|
|
|
|
|
Итоговое повторение.21ч |
|
|
149 |
|
|
Части речи. |
|
|
150 |
|
|
Правописание слов с безударной гласной. Словарный диктант. |
Т |
|
151 |
|
|
Изложение. Соловушка. |
Т |
С.133 упр.242 |
152 |
|
|
Виды предложений по цели. |
|
|
153 |
|
|
Сочинение текста-сказки. |
Т |
С.134 упр.246 |
154 |
|
|
Правописание имён прилагательных. |
|
|
155 |
|
|
Восстановление деформированного текста .Зайчонок. |
|
С.136 упр.251 |
156 |
|
|
Упражнение в склонении имён существительных. |
|
|
157 |
|
|
Склонение существительных. |
|
|
158 |
|
|
Упражнение в определении частей речи. |
|
|
159 |
|
|
Однокоренные слова. Контрольный словарный диктант |
Т |
|
160 |
|
|
Склонение имён существительных. |
|
|
161 |
|
|
Итоговая контрольная работа №9. |
И |
|
162 |
|
|
Определение темы текста, главной мысли, заголовка .Работа над ошибками. |
|
С.141 упр.265 |
163 |
|
|
Устный рассказ по теме «Прогулка в лесу» |
|
С.142 упр.266 |
164 |
|
|
Упражнение в разборе предложений. |
|
|
165 |
|
|
Морфологический разбор существительных. |
|
|
166 |
|
|
Морфологический разбор прилагательных. |
|
|
167 |
|
|
Морфологический разбор глаголов. |
|
|
168 |
|
|
Разбор предложений по частям речи. |
|
|
169 |
|
|
Словарный диктант. Однокоренные слова. |
Т |
|
170 |
|
|
Работа с толковым словарём. |
|
|
171 |
|
|
Изложение повествовательного текста |
Т |
|
172 |
|
|
Работа над ошибками. Повторение частей речи. |
|
|
173 |
|
|
Имя существительное, местоимение. Повторение. |
|
|
174 |
|
|
Глагол. Повторение. |
|
|
175 |
|
|
Предлог, числительные. Повторение. КВН. |
|
|
Раздел VI. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения.
1. Дмитриева О.
И. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 3
класс. М.: ВАКО, 2009.
2.Днепров Э.Д., Аркадьев А. Г. Сборник
нормативных документов. Начальная школа. М.: Дрофа, 2004.
3.Интернет-ресурсы.
Раздел VII. Приложение.
Приложение № 1
Класс |
Название раздела, темы |
Дата проведения по плану |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
Дата проведения по факту |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Критерии оценивания в начальной школе Нормы оценок в начальной школе.
Русский язык.
Диктант.
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
¨ нарушение правил орфографии при написании слов;
¨ пропуск и искажение букв в словах;
¨ замену слов;
¨ отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
¨ неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались;
единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
§ два исправления;
§ две пунктуационные ошибки;
§ повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и
1 исправление (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.);
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.);
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.).
Контрольный диктант.
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту).
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь);
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;.
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант.
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить;
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.;
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках;
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок;
«1» – более 8 орфограф. ошибок.
Оценки за грамматические задания.
«5» – всё верно;
«4» – не менее 3/4 верно;
«3» – не менее 1/2 верно;
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий;
«1» – не выполнено ни одно задание.
Словарный диктант Количество слов
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта.
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов;
«4» – 1 – 2 ошибки; 2 класс – 10 – 12 слов;
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов;
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов.
«1» – более 7 ошибок.
Контрольное списывание.
«5» – нет ошибок;
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.);
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.);
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.);
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.