Рабочая программа по русскому языку 3 класс

  • docx
  • 25.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа по Русс языку.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большевистская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

 


Принято

МО учителей  начальных

классов                                                        Протокол №  __

Дата___________

 

 

Согласовано                                     зам.директора

по УВР

  _____Фалилеева Н. А.

Дата_____________

 

 

Утверждено                   директор

МБОУ БСОШ

______Луговская О.М.                                                                           Дата_________

 

 


 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

1 – 4 класс

на 2018-2019 учебный год

 

 

 

                                                                                     Учитель:

                                                                             Синицына Елена Степановна

                                                                             соответствие занимаемой должности

 

 

 

 

 

Большевик, 2018 год


Рабочая программа  составлена на основе:

1.Федерального закона об образовании Российской Федерации от 1 сентября 2012 года

2.ФГОС начального образования

3. Приказ № 1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 года № 373

4.Примерной основной образовательной программы НОО от 8 апреля 2015 года    Протокол №1/15

5.С учетом основной образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Большевистская средняя общеобразовательная школа

6. С учётом  Федерального  перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)

7. Приказ Министерства образования от 20 июня 2017г №581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта2014 года №253»

8. С учетом программы   УМК «Школа 2100»

 

1.     Планируемые  результаты

 

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

 

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

                    различать звуки и буквы;

                    характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

                    пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

                    соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

                    находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

                    различать изменяемые и неизменяемые слова;

                    различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

                    находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

                   выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

                   использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

 

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

                    выявлять слова, значение которых требует уточнения;

                    определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

                    подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

                    подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

                    различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

                    оценивать уместность использования слов в тексте;

                    выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

                    распознавать грамматические признаки слов;

                     с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

                    проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

                    находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

                    различать предложение, словосочетание, слово;

                    устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

                    классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

                    определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

                    находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

                    выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

                    различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

                    выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

                    различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

                    применять правила правописания (в объеме содержания курса);

                    определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

                    безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

                    писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

                    проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

                    осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

                    подбирать примеры с определенной орфограммой;

                    при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

                    при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающиепредотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

                    оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

                    соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

                    выражать собственное мнение и аргументировать его;

                    самостоятельно озаглавливать текст;

                    составлять план текста;

                    сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

                    создавать тексты по предложенному заголовку;

                    подробно или выборочно пересказывать текст;

                    пересказывать текст от другого лица;

                    составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

                    анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

                    корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

                    анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

                    соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

 

                               Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

     широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

     учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

     ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

     способность к оценке своей учебной деятельности;

     основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

     ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

     знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

     развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

     установка на здоровый образ жизни;

     основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

     внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

     выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

     устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

     адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

     положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

     компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

     морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

     установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

     осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

     эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

 

Метапредметные результаты

Чтение. Работа с текстом

 

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на при получении  начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

                    находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

                    определять тему и главную мысль текста;

                    делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

                    вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

                    сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

                    понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

                    понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

                    понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

                    использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

                    ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

                    использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

                    работать с несколькими источниками информации;

                    сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

                    пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

                    соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

                    формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

                    сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

                    составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

                    делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;

                    составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

                    высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

                    оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

                    на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

                    участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

                    сопоставлять различные точки зрения;

                    соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

                    в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

- Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные  принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

- Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

- Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

В рамках урочной системы исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой форме, что помогает учителю простроить индивидуальный подход к развитию ребенка. Учебно-исследовательская деятельность предполагает поиск новых знаний и направлена на развитие у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в  связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач. В ходе освоения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы учебной деятельности. Основными задачами в процессе учебно-исследовательского и проектного обучения является развитие у ученика определенного базиса знаний и развития умений: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач.

2. Содержание учебного предмета.

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу,жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика[1]. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши[2], ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Тематическое планирование

 

             3 класс

Продолжительность учебного года – 34 учебных недели

На основании годового календарного графика МБОУ Большевистская СОШ на 2017-2018 учебный год, приказ № 29-А от 01.09.2017 года.

В учебном плане отведено 170  часов.

Из них отведено на повторение в начале  года -  15 ч

них отведено на повторение в конце года -   4 ч

Развитие речи – 15 ч

Диктанты- 6 ч

Проверочные работы –  11 ч

Списывание – 3 ч

Контрольная работа -2 ч

Учебно-проектная деятельность – 3 ч

      Итого на изучение новых тем осталось – 111 часов

 

Тематическое планирование

Кол-во часов

Орфография.

29

Графика.

6

Состав слова.

16

Морфология.

47

Синтаксис.

13

Итого

111ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно- тематическое планирование

№ урока

Тематическое планирование

Количество часов

 

 

Повторение

 

18

1

Слово.

1

2

Предложение.

1

3-4

Текст.

2

5

Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков.

1

6

Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1

7

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

1

8

Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк – чн, чт, щн.

1

9

Прописная (заглавная) буква в именах собственных.

1

10

Проверочное  списывание.

1

11-12

Прописная (заглавная) буква в именах собственных. Алфавит.

2

13

Корень слова.  Однокоренные слова.

1

14

Развитие речи. Составление  рассказа.

1

15

 Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.

1

16

Однокоренные слова.

1

17

Контрольная работа.

1

18

Однокоренные слова.

1

 

 

 

Орфография

 

 

37

19-22

Правописание букв проверяемых согласных в корне слова.

4

23

Удвоенные буквы согласных.

1

24-25

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

2

26

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

27

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

1

28

Проверочная работа.

1

29

Непроизносимый согласный звук в корне слова.

1

30-35

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

6

36

Проверочный диктант.

1

37

Проверочная работа.

1

38

Безударные гласные в корне слова.

1

39-41

Правописание букв безударных гласных в корне.

3

42

Развитие речи. Свободный диктант.

1

43-46

Правописание букв безударных гласных в корне.

4

47

Проверочная работа.

1

48

Правописание букв безударных гласных в корне.

1

49

Проверочный диктант.

1

50-51

Сложные слова.

2

52

Соединительные о и е в сложных словах.

1

53

Образование сложных слов .

1

54

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные.

1

55

Проверочная работа.

1

 

 

 

Графика.

 

 

9

56

Звук [й] и его обозначение на письме.

1

57

Правила правописания разделительного ъ и ь.

1

58

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь.

1

59

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

60-62

Упражнение в правописании слов с разделительными ъ и ь.

3

63

Проверочная работа.

1

64

Проверочный диктант.

1

 

 

Состав слова

 

19

65

Приставка, её роль в слове.

1

66-67

Безударные гласные в приставках.

2

68-69

Правописание слов с приставками.

2

70

Окончание, его роль в слове.

1

71

Основа, ее роль в слове.

1

72

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

73-74

Упражнение в нахождении окончания и основы в слове.

2

75

Контрольная работа.

1

76

Упражнение в нахождении окончания и основы в слове.

1

77

Суффикс, его роль в слове.

1

78-79

Упражнение в нахождении суффикса слова.

2

80

Составление слов по схемам.

1

81-82

Разбор слова по составу.

2

83

Проверочная работа.

1

 

 

 

Морфология.

 

 

64

84

Части речи в русском языке.

1

85

Контрольное списывание.

1

86

Части речи. Имя существительное.

1

87

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

88

Развитие речи. Контрольное изложение.

1

89

Значение и употребление имен существительных в речи.

1

90

Род имён существительных.

1

91

Род – постоянный признак имён существительных.

1

92

Единственное и множественное число имен существительных.

1

93

Образование множественного числа имён существительных.

1

94

Морфологический разбор имен существительных.

1

95

Образование имён существительных.

1

96

Развитие речи. Сочинение по картинке.

1

97

Уменьшительно-ласкательные формы имён в русском языке.

1

98

Образование имён существительных.

1

99

Разбор имён существительных по составу.

1

100

Развитие речи. Свободный диктант.

1

101

Обобщение об именах существительных.

1

102

Проверочная работа.

1

103

Части речи. Местоимение.

1

104

Значение и употребление местоимений  в речи.

1

105-106

Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа.

2

107

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

1

108

Морфологический разбор местоимений.

1

109

Развитие речи. Сочинение «О себе».

1

110

Проверочная работа.

1

111

 Части речи. Имя прилагательное.

1

112

Значение и употребление имен прилагательных  в речи.

1

113

Род имен прилагательных.

1

114

Изменение имен прилагательных по родам

1

115

Единственное и множественное число имен прилагательных.

1

116

Изменение имен прилагательных по числам.

1

117-119

Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

3

120

Морфологический разбор имен прилагательных.

1

121

Словообразование имён прилагательных.

1

122

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

123

Разбор имён прилагательных по составу.

1

124

Проект «Имена прилагательные в загадках»

1

125

Проверочная работа.

1

126

Обобщение об именах  прилагательных.

1

127

Проверочный диктант.

1

128

 Части речи. Глагол.

1

129

Значение и употребление глаголов  в речи.

1

130

Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее.

1

131

Изменение глаголов по временам.

1

132-133

Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

2

134

Изменение глаголов по числам.

1

135

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

136

Правописания частицы не с глаголами.

1

137-138

Проект «Пословицы и поговорки с частицей не».

2

139-140

Неопределённая форма глагола.

2

141

Образование форм времени от неопределённой формы глагола.

1

142

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

143

Морфологический разбор глаголов.

1

144

Проверочная работа.

1

145

Контрольный диктант.

1

146-147

Наречие. Значение и употребление в речи.

2

 

 

 

Синтаксис.

 

 

18

148

Виды предложений по цели высказывания.

1

149

Виды предложений по интонации.

1

150

Грамматическая основа предложения.

1

151

Второстепенные члены предложения.

1

152

Составление схем предложений и предложений по схемам.

1

153

Предложения распространённые и нераспространённые.

1

154

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

155

Однородные члены  предложения.

1

156

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

157

Однородные главные и второстепенные члены  предложения.

1

158

Развитие речи. Свободный диктант.

1

159

Простые и сложные предложения.

1

160

Запятая в простом и сложном предложениях.

1

161-162

Разбор предложений.

2

163

Развитие речи. Свободный диктант.

1

164

Проверочная работа.

1

165

Проверочный диктант.

1

 

 

Повторение.

 

5

166

Предложение. Текст.

1

167

 Контрольное списывание.

1

168

Части речи.

1

169

Однокоренные слова.

1

170

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

Итого

 

170ч

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  ПРЕДМЕТА

 

3 класс

   Метапредметные результаты:

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

-  вычитывать все виды текстовой информации; фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст: несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно – следственные связи;

- строить рассуждения;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

   Предметные результаты:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звукобуквенный анализ  доступных слов;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е ; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;    

-  правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55-60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

- находить в слове окончание и основу, составлять предложение из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова , в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной  и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);

- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать по плану);

- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Личностные результаты:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

  

4 класс

 

Метапредметные результаты:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные  результаты:

 производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные и прилагательные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить разбор слова как части речи:

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.

- находить местоимения в предложениях;

- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

- спрягать глаголы.

Личностные результаты: 

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Изучается во всех разделах курса.

 Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.