Министерство образования и науки Челябинской области Управление образования Октябрьского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»
Приложение
к основной образовательной программе начального общего образования
утвержденной приказом директора
МОУ «Крутоярская СОШ» от 31.08.2023 №172
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса начального общего образования
Составитель: Ощепкова Лариса Владимировна,
учитель начальных классов
Крутоярский,2023
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 2 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатовдлительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 3 классе — 170 ч. При изучении предмета используется УМК «Перспектива».
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей: — приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции
разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного). Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Повторение: лексическое значение слова. Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление). Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного). Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Части речи. Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на «-ий», «-ов», «-ин»). Склонение имён прилагательных. Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица «не», её значение. Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами «и», «а», «но» и без союзов. Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные в корне слова; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения); безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения); раздельное написание предлогов с личными местоимениями; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); раздельное написание частицы не с глаголами. Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов «и», «а», «но». Ключевые слова в тексте. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа. Жанр письма, объявления. Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
Изучение русского языка в 3 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
сравнивать грамматические признаки разных частей речи: выделять общие и различные грамматические признаки; сравнивать тему и основную мысль текста; типы текстов (повествование, описание, рассуждение): выделять особенности каждого типа текста; сравнивать прямое и переносное значение слова;
группировать слова на основании того, какой частью речи они являются;
объединять имена существительные в группы по определённому грамматическому признаку (например, род или число), самостоятельно находить возможный признак группировки; определять существенный признак для классификации звуков, предложений;
ориентироваться в изученных понятиях (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, часть речи, склонение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным качеством текста на основе предложенных учителем критериев;
с помощью учителя формулировать цель изменения текста, планировать действия по изменению текста; высказывать предположение в процессе наблюдения за языковым материалом;
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы об особенностях каждого из трёх типов текстов, подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения; выбирать наиболее подходящий для данной ситуации тип текста (на основе предложенных критериев).
Работа с информацией: выбирать источник получения информации при выполнении миниисследования;
анализировать текстовую, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации как результата наблюдения за языковыми единицами.
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), адекватные ситуации общения;
готовить небольшие выступления о результатах групповой работы, наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
создавать небольшие устные и письменные тексты, содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
планировать действия по решению орфографической задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха (неудач) при выполнении заданий по русскому языку;
корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок при выделении в слове корня и окончания, при определении части речи, члена предложения при списывании текстов и записи под диктовку.
Совместная деятельность формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) при выполнении коллективного миниисследования или проектного задания на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
выполнять совместные (в группах) проектные задания с опорой на предложенные образцы; при выполнении совместной деятельности справедливо распределять работу, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность выполнять разные роли: руководителя (лидера), подчиненного, проявлять самостоятельность, организованность, инициативность для достижения общего успеха деятельности.
Изучение русского языка в 3 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях; духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред; ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частей речная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как
государственного языка Российской Федерации; характеризовать, сравнивать,
классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; производить
звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах;
устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом
функций букв «е», «ё», «ю», «я», в словах с разделительными «ь», «ъ», в словах
с непроизносимыми согласными; различать однокоренные слова и формы одного и
того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без
называния термина); различать однокоренные слова и синонимы; находить в словах
с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и
антонимы к словам разных частей речи; распознавать слова, употреблённые в
прямом и переносном значении (простые случаи); определять значение слова в
тексте; распознавать имена существительные; определять грамматические признаки
имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена
существительные с ударными окончаниями; распознавать имена прилагательные;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе)
в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных; распознавать
глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что
сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число,
род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в
прошедшем времени – по родам; распознавать личные местоимения (в начальной
форме); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в
тексте; различать предлоги и приставки; определять вид предложения по цели
высказывания и по эмоциональной окраске; находить главные и второстепенные (без
деления на виды) члены предложения; распознавать распространённые и
нераспространённые предложения; находить место орфограммы в слове и между
словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том
числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный
твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с
глаголами; раздельное написание предлогов со словами; правильно списывать
слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов; писать под диктовку тексты
объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания; находить и
исправлять ошибки на изученные правила, описки; понимать тексты разных типов,
находить в тексте заданную информацию; формулировать устно и письменно на
основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1–2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3–5 предложений на
определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2–4
предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ,
с использованием норм речевого этикета; определять связь предложений в тексте
(с помощью личных местоимений, синонимов, союзов «и», «а», «но»); определять
ключевые слова в тексте; определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или
предложений их смысловое содержание; составлять план текста, создавать по нему
текст и корректировать текст; писать подробное изложение по заданному,
коллективно или самостоятельно составленному плану; объяснять своими словами
значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения
учебных задач; уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
|
Наименование разделов и тем программы
|
Количество часов |
|
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
|
|
Всего
|
Контрольные работы
|
Практические работы
|
|||
1 |
Общие сведения о языке |
1 |
0 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
2 |
Фонетика и графика |
2 |
0 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
3 |
Лексика |
5 |
1 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
4 |
Состав слова |
8 |
1 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
5 |
Морфология |
43 |
4 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
6 |
Синтаксис |
13 |
0 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
7 |
Орфография и пунктуация |
50 |
3 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
8 |
Развитие речи |
30 |
0 |
0 |
https://m.edsoo.ru/7f410de8 |
Резервное время |
18 |
0 |
0 |
|
|
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
170 |
0 |
0 |
|
№ п/ п |
№ урока в разделе |
Тема урока |
Дата изучения |
|
План Факт |
||||
|
|
Раздел 1. 1ч |
|
|
1. |
1 |
Речевое общение. Собеседники. Диалог. |
02.09.2023 |
|
|
|
Раздел 2. 2ч |
|
|
2. |
1 |
Речевое общение. Собеседники. Диалог. |
05.09.2023 |
|
3. |
2 |
Собеседники. Диалог. |
06.09.2023 |
|
|
|
Раздел 3.5ч |
|
|
4. |
1 |
Собеседники. Диалог. |
07.09.2023 |
|
5 |
2 |
Культура устной и письменной речи. |
|
|
6 |
3 |
Входная контрольная работа |
|
|
7 |
4 |
Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. |
|
|
8 |
5 |
Общее представление о тексте и его особенностях. |
|
|
|
|
Раздел 4. 8ч |
|
|
9 |
1 |
Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте. |
|
|
10 |
2 |
План текста. |
|
|
11 |
3 |
Текст. Виды текстов. |
|
|
12 |
4 |
Художественный и научный тексты. Составление текстов разного типа. |
|
|
13 |
5 |
Определение типов текста. Сочинение небольших текстов.
|
|
|
14 |
6 |
Списывание текстов различных типов. Списывание.
|
|
|
15 |
7 |
Контрольная работа № 1 по теме «Текст». |
|
|
16 |
8 |
Работа над ошибками. |
|
|
Раздел 5. 43ч |
||||
17 |
1 |
Язык — главный помощник в общении. |
|
|
18 |
2 |
Звуки и буквы |
|
|
19 |
3 |
Звуки и буквы |
|
|
20 |
4 |
Повторение деления слов на слоги. |
|
|
21 |
5 |
Слог. Ударение. |
|
|
22 |
6 |
Девять правил орфографии. |
|
|
23 |
7 |
Безударные гласные в корне слова. |
|
|
24 |
8 |
Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением. |
|
|
25 |
9 |
Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными. |
|
|
26 |
10 |
Непроизносимые согласные. |
|
|
27 |
11 |
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. |
|
|
28 |
12 |
Удвоенные согласные. |
|
|
29 |
13 |
Буквосочетания ЧК-ЧН. |
|
|
30 |
14 |
Работа с изученными орфограммами. |
|
|
31 |
15 |
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные». |
|
|
32 |
16 |
Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами. |
|
|
33 |
17 |
Работа с изученными орфограммами. |
|
|
34 |
18 |
Слово и его значение. |
|
|
35 |
19 |
Сопоставление значений слов на основе их двусторонних моделей. |
|
|
36 |
20 |
Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик) |
|
|
37 |
21 |
Слово и его значение. Контрольный словарный диктант. Слово и его значение (продолжение).
|
|
|
38 |
22 |
Работа над ошибками |
|
|
39 |
23 |
Слово и его значение. Антонимы. |
|
|
40 |
24 |
Слово и его значение.Синонимы |
|
|
41 |
25 |
Слово и его значение. Омонимы |
|
|
42 |
26 |
Слово и его значение. Многозначные слова. |
|
|
43 |
27 |
Слова с обобщающим значением. |
|
|
44 |
28 |
Местоимения как заменители имён собственных и нарицательных. |
|
|
45 |
29 |
Контрольный диктант по теме «Слово». |
|
|
46 |
30 |
Словари. Работа над ошибками. |
|
|
47 |
31 |
Словосочетание. |
|
|
48 |
32 |
Словосочетание. Сравнение предложения и словосочетания. |
|
|
49 |
33 |
Предложение. Типы предложений по цели высказывания и по интонации. |
|
|
50 |
34 |
Главные члены предложения. |
|
|
51 |
35 |
Второстепенные члены предложения, их роль в предложении. |
|
|
52 |
36 |
Предложения распространённые и нераспространённые. |
|
|
53 |
37 |
Предложения с однородными членами. Интонация перечисления. |
|
|
54 |
38 |
Запятая в предложениях с однородными членами. |
|
|
55 |
39 |
Контрольная работа по теме «Язык — главный помощник в общении». |
|
|
56 |
40 |
Работа над ошибками. |
|
|
57 |
41 |
Повторение значимых частей |
|
|
58 |
42 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
59 |
43 |
Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слова. |
|
|
Раздел 6 13ч |
||||
60 |
1 |
Обобщение и систематизация изученных правил орфографии. |
|
|
61 |
2 |
Закрепление навыка нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. |
|
|
62 |
3 |
Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов. |
|
|
63 |
4 |
Приставка. |
|
|
64 |
5 |
Приставка. Отличие приставки от предлога. |
|
|
65 |
6 |
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. |
|
|
66 |
7 |
Суффикс. Списывание текста. |
|
|
67 |
8 |
Суффикс как значимая часть слова, его роль в словообразовании |
|
|
68 |
9 |
Окончание. |
|
|
69 |
10 |
Окончание (обобщение). |
|
|
70 |
11 |
Как образуются слова. Словарный диктант. |
|
|
71 |
12 |
Сложные слова – слова с двумя корнями. |
|
|
72 |
13 |
Наблюдение за образованием новых слов. |
|
|
Раздел 7. 50ч |
||||
73 |
1 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
|
|
74 |
2 |
Работа над ошибками. |
|
|
75 |
3 |
Систематизация знаний по разделу «Части речи» |
|
|
76 |
4 |
Принципы выделения частей речи. |
|
|
77 |
5 |
Принципы выделения частей речи. |
|
|
78 |
6 |
Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. |
|
|
79 |
7 |
Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. |
|
|
80 |
8 |
Имя существительное как часть речи. |
|
|
81 |
9 |
Имя существительное как часть речи. |
|
|
82 |
10 |
Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем. Списывание текста. |
|
|
83 |
11 |
Число имен существительных. |
|
|
84 |
12 |
Число имен существительных. |
|
|
85 |
13 |
Имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе. |
|
|
86 |
14 |
Имена существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе. |
|
|
87 |
15 |
Род имен существительных |
|
|
88 |
16 |
Род имен существительных |
|
|
89 |
17 |
Род имен существительных |
|
|
90 |
18 |
Употребление в речи имён существительных с «проблемным» определением рода. |
|
|
91 |
19 |
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.
|
|
|
92 |
20 |
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.
|
|
|
93 |
21 |
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода.
|
|
|
94 |
22 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
|
|
95 |
23 |
Работа над ошибками |
|
|
96 |
24 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Этимология названия падежей.
|
|
|
97 |
25 |
Алгоритм определения падежа. |
|
|
98 |
26 |
Алгоритм определения падежа. |
|
|
99 |
27 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Именительный падеж. |
|
|
100 |
28 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Родительный падеж.
|
|
|
101 |
29 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Дательный падеж. |
|
|
102 |
30 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Винительный падеж. |
|
|
103 |
31 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Творительный падеж. |
|
|
104 |
32 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение). Творительный падеж. |
|
|
105 |
33 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение) |
|
|
106 |
34 |
Изменение имен существительных по падежам (склонение) |
|
|
107 |
35 |
Предложный падеж.
|
|
|
108 |
36 |
Как разобрать имя существительное. |
|
|
109 |
37 |
Как разобрать имя существительное. |
|
|
110 |
38 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное как часть речи». |
|
|
111 |
39 |
Работа над ошибками. |
|
|
112 |
40 |
Личные местоимения (общее представление).
|
|
|
113 |
41 |
Личные местоимения (общее представление).
|
|
|
114 |
42 |
Наблюдение за ролью местоимений в речи.
|
|
|
115 |
43 |
Глагол как часть речи. Словарный диктант.
|
|
|
116 |
44 |
Общее значение глаголов, вопросы |
|
|
117 |
45 |
Общее значение глаголов, вопросы |
|
|
118 |
46 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
119 |
47 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
120 |
48 |
Изменение глаголов по временам. |
|
|
121 |
49 |
Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. |
|
|
122 |
50 |
Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. |
|
|
Раздел 8 30ч |
||||
123 |
1 |
Значение и образование глагольных форм настоящего, прошедшего и будущего времени. |
|
|
124 |
2 |
Изменение глаголов по временам .
|
|
|
125 |
3 |
Изменение глаголов по временам . |
|
|
126 |
4 |
Неопределенная форма глагола. |
|
|
127 |
5 |
Неопределенная форма глагола. |
|
|
128 |
6 |
Правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределенной формы. |
|
|
129 |
7 |
Изменение глаголов по числам. |
|
|
130 |
8 |
Изменение глаголов по числам. |
|
|
131 |
9 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
|
132 |
10 |
Работа над ошибками |
|
|
133 |
11 |
Изменение глаголов по числам. |
|
|
134 |
12 |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. |
|
|
135 |
13 |
Окончания глаголов в прошедшем времени. |
|
|
136 |
14 |
Окончания глаголов в прошедшем времени. |
|
|
137 |
15 |
НЕ с глаголами. |
|
|
138 |
16 |
НЕ с глаголами. |
|
|
139 |
17 |
НЕ с глаголами. |
|
|
140 |
18 |
Разбор глагола как части речи. |
|
|
141 |
19 |
Разбор глагола как части речи. |
|
|
142 |
20 |
Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи». |
|
|
143 |
21 |
Работа над ошибками. |
|
|
144 |
22 |
Имя прилагательное как часть речи. Контрольный словарный диктант. |
|
|
145 |
23 |
Общее значение прилагательных, вопросы. |
|
|
146 |
24 |
Общее значение прилагательных, вопросы. |
|
|
147 |
25 |
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. |
|
|
148 |
26 |
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. |
|
|
149 |
27 |
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. |
|
|
150 |
28 |
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. |
|
|
151 |
29 |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
|
|
152 |
30 |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
|
|
«Резерв времени» 18ч |
||||
153 |
1 |
Правописание окончаний имён прилагательных. |
|
|
154 |
2 |
Суффиксы имён прилагательных. |
|
|
155 |
3 |
Суффиксы имён прилагательных. |
|
|
156 |
4 |
Суффиксы имён прилагательных |
|
|
157 |
5 |
Роль имён прилагательных в речи. |
|
|
158 |
6 |
Разбор имени прилагательного как части речи. |
|
|
159 |
7 |
Разбор имени прилагательного как части речи. |
|
|
160 |
8 |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». |
|
|
161 |
9 |
Работа над ошибками |
|
|
162 |
10 |
Слово как часть речи. |
|
|
163 |
11 |
Секреты орфографии . |
|
|
164 |
12 |
Итоговый контрольный диктант. |
|
|
165 |
13 |
Работа над ошибками. |
|
|
166 |
14 |
Что мы знаем о предложении? |
|
|
167 |
15 |
Что мы знаем о тексте? |
|
|
168 |
16 |
Закрепление изученного за год. |
|
|
169 |
17 |
Закрепление изученного за год. |
|
|
170 |
18 |
Закрепление изученного за год. |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Русский язык (в 2 частях). Учебник. 3 класс. Акционерное общество«Издательство «Просвещение»;
Поурочные разработки по русскому языку к УМК («Перспектива"). Начальные классы, Уроки, 3 класс, Библиотека учителя, Поурочные разработки по русскому языку 3 класс (Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю. Васильева).
РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА (https://resh.edu.ru/); Учи.ру (https://uchi.ru/lp/homeworks); Яндекс учебник (https://yandex.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Ноутбук, мультимедийный проектор.
Мультимедийный проектор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.