Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя школа»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2019 № 1 Председатель педагогического совета _____________Соколова Л.Д. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР _________Гращенкова Н.Н. 30. 08.2019 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 30.08.2019 № 88 Директор школы _________ Соколова Л.Д. |
Рабочая программа
По предмету русский язык
Класс 4, базовый уровень
Количество часов по программе 136
Учитель Гращенкова Н.Н.
2019 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373
2. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Высоковская СШ».
3. Авторской программы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (изд.: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2013 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: О.В. Кубасова).
На уроки русского языка в 4 классе отводится – 136 часов: 4 часа в неделю. В том числе 8 контрольных работ (диктант + грамматическое задание), включая 1 итоговый диктант и всероссийскую проверочную работу, рассчитанную на 2 часа.
II. Планируемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Обучающийся получит возможность для формирования:
чувства причастности к своей стране и её языку; понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку; сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
– адекватно воспринимать оценку учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Познавательные
Обучающийся научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– воспроизводить информацию, доносить её до других;
– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Обучающийся получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности
Обучающийся научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала, понимать, от какого лица, 1-го или 3-го, ведётся рассказ;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;
– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения, в частности, изменяя лицо рассказчик;
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, дневниковые записи, объявления, рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;
– редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи.
В области фонетики и графики
Обучающийся научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки, словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й’] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом (красной строкой);
Обучающийся получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звукобуквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Обучающийся научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);
– самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики
Обучающийся научится:
– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Обучающийся научится:
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола в прошедшем времени; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;
– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
– выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Обучающийся научится:
· различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
· ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;
· составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи «по смыслу» и «по форме»;
· выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
· различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
· различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
· выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
· устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
· распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи («при перечислении»);
· проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
· различать простые предложения (без однородных членов) и сложные предложения.
Обучающийся получит возможность научиться:
· осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
· по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
· строить словосочетания разных видов;
· строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;
· создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
· различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
· различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
· осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Обучающийся научится:
· по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
· определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
· разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
· пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
· применять изученные орфографические правила (в объёме программы);
· пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
· писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
· списывать и писать под диктовку текст объёмом до 80 слов;
· проверять написанное и вносить коррективы.
Обучающийся получит возможность научиться:
· обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
· оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
· применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);
· эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
III. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.
Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.
Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.
Построение несложного рассуждения рассуждение-объяснение рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.).
Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).
Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.
Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.
Фонетика и графика. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова (морфемика) Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.
Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).
Морфология Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.
Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.
Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов, типа: место, дело, ёж и т. п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».
Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).
Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).
Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; окончания глаголов личные и родовые.
Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.
Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звонúт, позвонúшь, послáла, началá…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.
Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи.
Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.
Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т.п.). Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.
Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).
Орфография и пунктуация Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.
Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.
Освоение правил письма на месте следующих орфограмм: /не могу убрать жёлтый цвет/
· безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин);
· безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
· безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
· раздельное написание не с глаголами;
· ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.
VI. Календарно-тематическое планирование
№ |
Название раздела, темы |
Дата |
|
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (15 ч) |
|
1. |
Начинаем повторять |
02.сен |
2. |
Повторение основных грамматических понятий (« |
03.сен |
3. |
Систематизация основных орфографических правил |
04.сен |
4. |
Повторение изученного о речи |
05.сен |
5. |
Обобщение известного о слове: о значении, строении, части речи и члене предложения («Что ты знаешь о словах?») |
09.сен |
6. |
Звуки и буквы в слове: значение и строение слова |
10.сен |
7. |
Повторение изученного о речи |
11.сен |
8. |
Состав слова и его значение |
12.сен |
9. |
Повторение изученного о формах глагола |
16.сен |
10. |
Упражнение в выполнении различных грамматических действий |
17.сен |
11. |
Орфографические умения как правильные орфографические действия |
18.сен |
12. |
Тренировочно-проверочные работы |
19.сен |
13. |
Написание воспоминаний «Летние встречи» |
23.сен |
14. |
Диктант по результатам повторения. |
24.сен |
15. |
Работа над ошибками. Орфографические умения как правильные орфографические действия |
25.сен |
|
Словосочетание («Знакомимся со словосочетаниями») (9 ч.) |
|
16. |
Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы, признаки, действия назвать точнее?») |
26.сен |
17. |
Составление словосочетаний и включение их в предложение |
30.сен |
18. |
Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») |
01.окт |
19. |
Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний») |
02.окт |
20. |
Связь имени прилагательного с именем существительным; работа над правильным построением словосочетаний и написанием родовых окончаний («Что приказывает имя существительное имени прилагательному?») |
03.окт |
21. |
Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») |
07.окт |
22. |
Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному, упражнение в определении падежей («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») |
08.окт |
23. |
Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач |
09.окт |
24. |
Обучение выбору падежной формы имени существительного |
10.окт |
|
Наречие. («Представляем ещё одну часть речи») (4 ч.) |
|
25. |
Знакомство с особенностями наречия как части речи |
14.окт |
26. |
Правописание наречий |
15.окт |
27. |
Продолжение освоения наречия как части речи |
16.окт |
28. |
Закрепление изученного о наречии, обучение употреблению слов этой части речи |
17.окт |
|
Проверяем себя (2ч.) |
|
29. |
Повторение изученного и подготовка |
21.окт |
30. |
Контрольная работа за 1-ю четверть (№ 3) |
22.окт |
|
Пишем объявления (2 ч.) |
|
31. |
Знакомство с особенностями построения объявлений |
23.окт |
32. |
Создание текстов-объявлений |
24.окт |
|
Продолжаем разговор об
именах существительных и именах прилагательных (27 ч ) |
|
33. |
Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») |
28.окт |
34. |
Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») |
29.окт |
35. |
Формирование умения определять склонение имени существительного |
30.окт |
36. |
Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи в предложении. |
31.окт |
37. |
Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое») |
11.ноя |
38. |
Закрепление изученного |
12.ноя |
39. |
Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») |
13.ноя |
40. |
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе |
14.ноя |
41. |
Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе |
18.ноя |
42. |
Закрепление изученного |
19.ноя |
43. |
Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») |
20.ноя |
44. |
Изложение «Так приходит зима» |
21.ноя |
45. |
Этюд по картине А. Пластова «Первый снег» |
25.ноя |
46. |
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») |
26.ноя |
47. |
Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») |
27.ноя |
48. |
Культура речи: образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. |
28.ноя |
49. |
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») |
02.дек |
50. |
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») |
03.дек |
51. |
Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») |
04.дек |
52. |
Контрольная работа за 1 полугодие (№ 4) |
05.дек |
53. |
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») |
09.дек |
54. |
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») |
10.дек |
55 |
Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») |
11.дек |
56 |
Создание словесных этюдов («Размышляем, фантазируем, рисуем…») |
12.дек |
57 |
Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена») |
16.дек |
58 |
Продолжение повторения изученного |
17.дек |
59 |
Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения |
18.дек |
|
Части речи: что мы о них знаем? (9ч.) |
|
60 |
Сложные числительные и особенности их изменения |
19.дек |
61 |
Сложные числительные и особенности их изменения |
23.дек |
62 |
Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений |
24.дек |
63 |
Совершенствование различных орфографических умений |
25.дек |
64 |
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений |
26.дек |
65 |
Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание |
30.дек |
66 |
Образование неопределённой формы |
13.янв |
67 |
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») |
14.янв |
68 |
Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?») |
15.янв |
|
Обучение правописанию личных
окончаний глаголов |
|
69 |
Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…») |
16.янв |
70 |
«Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?») |
20.янв |
71 |
Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям |
21.янв |
72 |
Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?») |
22.янв |
73 |
Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») |
23.янв |
74 |
Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме |
27.янв |
75 |
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») |
28.янв |
76 |
Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») |
29.янв |
77 |
Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов |
30.янв |
78 |
Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов |
03.фев |
79 |
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). |
04.фев |
80 |
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). |
05.фев |
81 |
Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). |
06.фев |
82 |
Подробное изложение: обучение деловому повествованию |
10.фев |
83 |
Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений |
11.фев |
84 |
Контрольная работа: диктант с грамматическими заданиями (№ 5) |
12.фев |
|
Новое о строении предложений (7 ч.) |
|
85 |
Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») |
13.фев |
86 |
Знакомство с понятием «однородные члены предложения» |
17.фев |
87 |
Союзы и знаки препинания при однородных члена |
18.фев |
88 |
Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами |
19.фев |
89 |
Использование в речи предложений с однородными членами |
20.фев |
90 |
Общее знакомство со сложными предложениями |
25.фев |
91 |
Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами |
26.фев |
|
Учимся рассуждать (12ч.) |
|
92 |
Знакомство с построением рассуждения |
27.фев |
93 |
Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления |
02.мар |
94 |
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе |
03.мар |
95 |
Обучение написанию объяснительной записки |
04.мар |
96 |
Конструирование текста-рассуждения |
05.мар |
97 |
Создание текста-рассуждения |
10.мар |
98 |
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений |
11.мар |
99 |
Контрольная работа за 3-ю четверть (№ 6) |
12.мар |
100 |
Работа над ошибками. Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений |
16.мар |
101 |
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений |
17.мар |
102 |
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений |
18.мар |
103 |
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений |
19.мар |
|
Повторение, систематизация и расширение знаний о слове («И снова о главном работнике в языке – слове») (20ч.) |
|
104 |
О словах, которые выходят из употребления |
01.апр |
105 |
Объясняем происхождение некоторых слов |
02.апр |
106 |
Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов») |
06.апр |
107 |
Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём |
07.апр |
108 |
Подробное изложение: обучение словесному рисованию |
08.апр |
109 |
Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию») |
09.апр |
110 |
История слова и непроверяемые безударные гласные в корне |
13.апр |
111 |
Рассказываем истории некоторых выражений |
14.апр |
112 |
ВПР. Диктант (№ 7) |
15.апр |
113 |
Работа над ошибками. Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?») |
16.апр |
114 |
ВПР. Тестовые задания |
20.апр |
115 |
Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора |
21.апр |
116 |
Чтобы писать грамотно, нужно… (систематизация умений) |
22.апр |
117 |
Чтобы писать грамотно, нужно… (систематизация умений) |
23.апр |
118 |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
27.апр |
119 |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
28.апр |
120 |
Проверяем свои умения («Проверяем себя») |
29.апр |
121 |
Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста |
30.апр |
122 |
Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты; выполнение заданий на основе текста |
04.май |
123 |
Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?») |
05.май |
|
Размышляем, рассказываем, сочиняем (12 ч.) |
|
124 |
Промежуточная аттестация. Диктант |
06.май |
125 |
Работа над ошибками |
07.май |
126 |
Обучение связи предложений в тексте |
12.май |
127 |
Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения |
13.май |
128 |
Подробное изложение: обучение построению рассказа |
14.май |
129 |
Подробное изложение: обучение словесному рисованию |
18.май |
130 |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
19.май |
131 |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
20.май |
132 |
Совершенствование комплекса орфографических умений |
21.май |
133 |
Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок |
25.май |
134 |
Написание сочинений-рассуждений |
26.май |
135 |
Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков |
27.май |
|
Перелистаем учебник (1ч.) |
|
136 |
Обсуждаем письмо в газету и ответ С. Маршака. Размышляем об уроках русского языка… |
28.май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.