муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ «Перспектива» протокол № |
Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № |
Утверждаю Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________ Т.В. Воронецкая Приказ № |
Рабочая программа
по русскому языку
для 5-10 классов
Cоставлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.)
Примерной программой основного общего образования по русскому языку; Авторской программой М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.
Учебником для общеобразовательных учреждений «Русский язык» (базовый уровень) М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцова и др. 5-9 классы (М.: Просвещение).
Авторы-составители:
С.В.Бахирева
Н.А.Жукова
Новосибирск 2019- 25 г.
Содержание.
Введение
1. Результаты освоения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
3. Тематическое планирование по предмету
ВВЕДЕНИЕ
Программа по русскому языку для 5 - 10 класса составлена на основе следующих документов, определяющих содержание обучения русскому языку:
· Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от «17» декабря 2010 г.)
· Примерная программа МО РФ по русскому языку для основной школы (допущено Департаментом общего среднего образования МО РФ, М. «Просвещение» 2008).
· Базисный учебный план для школы надомного обучения (письмо управления Минобразования России от 28 февраля 2003 года № 27/2643-6),
· Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 01.07. 2014 № 1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, расположенных на территории Новосибирской области 2014-2015 учебный год».
· Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., рег. № 19993, «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
· Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» г. Новосибирск.
· Примерная программа основного общего образования по русскому языку и программа по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2013).
Данная программа по русскому языку обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
- программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программы развития универсальных учебных действий.
Программно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского полностью соответствует требованиям ФК ГОС, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников на 2015 - 2016 учебный год.
Предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения учащихся по другим предметам учебного плана, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.
По учебному плану школы надомного освоение программы за курс основной школы осуществляется за 6 лет (5-10 кл.). На изучение русского языка в 5 классе отводится 140 ч. (4 ч. в неделю), в 6 классе – 140 часов (4 часа в неделю), в 7 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 8 классе – 140 часов (4 часа в неделю), в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю), в 10 классе – 102 часов (3 часа в неделю).
Итого за курс основной школы выдается 732 часа.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Русский язык» является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
· формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
· усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
· овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
· овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
В процессе изучения предмета «Русский язык» создаются условия
· для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
· для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
· для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
· для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
· для знакомства обучающихся с методами научного познания;
· для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
· для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ (РОДНОЙ) ЯЗЫК»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
7) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
8) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
9) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
10) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
11) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
12) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
13) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
14) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения.
4) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
6) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
7) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
8) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
9) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
10) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
11) смысловое чтение;
12) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
13) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
14) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра должны:
· овладеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета;
· приобрести опыт использования языковых норм в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний;
· стремиться к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию;
· научиться воспринимать художественную действительность как выражение мыслей автора о мире и человеке.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык»
в 5 классе обучающиеся научатся:
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
· использовать знание алфавита при поиске информации;
· различать значимые и незначимые единицы языка;
· проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
· классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
· членить слова на слоги и правильно их переносить;
· определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
· опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
· проводить морфемный анализ слов;
· проводить лексический анализ слова;
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова (имя существительное);
· применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
· опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
· находить грамматическую основу предложения;
· распознавать главные и второстепенные члены предложения;
· опознавать предложения простые и сложные,
· опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
· опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
· использовать орфографические словари.
Получат возможность научиться:
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
В 6 классе обучающиеся научатся:
· соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса). Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 4-5 классах;
· объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
· обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма;
· проводить морфологический анализ слова (имя прилагательное, глагол);
· составлять сложный план;
· подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения, пейзажа и действий;
· собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
· описывать помещение, пейзаж, действия, составлять рассказ на основе услышанного
· выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
· создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.
Получат возможность научиться:
· демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
· выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
· участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;
· понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;
· извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
· осознавать значение родного языка в жизни человека и общества;
· развивать речевую культуру, бережное и сознательное отношение к родному языку, сохранению чистоты русского языка как явления культуры.
В 7 классе обучающиеся научатся:
· соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в
объёме содержания курса).
· Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5-6
классах;
· находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;
· собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли;
· отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать ее в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
· создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
· излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
· совершенствовать и редактировать собственные тексты;
· различать разговорную речь и другие стили;
· определять тему, основную мысль текста.
Получат возможность научиться:
· извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию, использовать эту информацию в процессе письма;
· понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;
· понимать, анализировать, оценивать информацию в прочитанных текстах;
· извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;
· удовлетворению коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
· использованию родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования;
· выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат.
В 8 классе обучающиеся научатся:
· владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
· владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
· владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
· адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
· участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
· анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
· опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
· опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
· проводить морфологический анализ слова;
· соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
· опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
· опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать различные выразительные средства языка;
· писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
· осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
В 9 классе обучающиеся научатся:
· различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять
разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями; производить синтаксический разбор простых предложений;
· находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор
написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;
· находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах;
пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания;
· находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки
препинания по их функции; производить пунктуационный разбор предложения;
· использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения,
варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; читать и пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т. п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию.
Ученик получит возможность научиться:
· понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать еѐ в устной форме;
· извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на еѐ решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;
· создавать тексты различных функциональных стилей и
жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;
· составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле;
· принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учѐтом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
· опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
· извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности;
· анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи;
· демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
· характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
· анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
В 10 классе обучающиеся научатся:
· По орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учѐтом вариантов произношения;
· По лексике: разъяснять значение слов общественно- политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарѐм и словарѐм иностранных слов, антонимов;
· По словообразованию: владеть приѐмом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. д. ); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарѐм;
· По морфологии: распознавать изученные в 5-8 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарѐм;
· По орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-9 классах орфограммами, слова общественно- политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарѐм;
· По синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно призносить предложения изученных видов;
· По пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
· Пользоваться разными видами лингвистических словарей
Получат возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (учебнонаучных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы;
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики;
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из орфографических, морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.
Предметные результаты изучения предмета «Русский язык» для учащихся с ОВЗ:
1) совершенствование видов речевой деятельности (чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии личности, ее интеллектуальных и значимых для будущей профессии способностей в процессе образования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных и практических знаний о языке; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста;
6) обогащение и расширение словарного запаса, используемых в речи грамматических средств для свободного и адекватного выражения мыслей и чувств в ситуациях общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами и нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому развитию.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения. Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах. Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания. Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
5 класс – 140 часов
№№ уроков |
Тема |
Кол-во часов |
1-3 |
Введение. Язык – важнейшее средство общения Р. Р. Стили речи. |
3 часа |
4-34 |
Повторение пройденного в I-IV классах Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне. Правописание непроверяемых гласных в корне. Проверочная работа «Правописание гласных в корне слова» Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Буквы и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. Раздельное написание предлогов с другими словами. Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова» Анализ контрольного диктанта Р. Р. Что мы знаем о тексте. Р.Р. Обучающее изложение(По Г.А. Скребицкому) Анализ изложения Части речи. Глагол. -Тся и –ться в глаголах Р. Р. Тема текста. Личные окончания глаголов Не с глаголами. Имя существительное Имя прилагательное. Р.Р. Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» Местоимение. Р. Р. Основная мысль текста. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. |
31 час 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
35- 77 |
Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Строение словосочетания. Разбор словосочетаний. Предложение. Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения. Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Р. Р. Сочинение на свободную тему. Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них.
Обобщающие слова при однородных членах. Предложения с обращениями. Р. Р. Письмо. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. Предложения с прямой речью. Диалог. Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация» РР Изложение с использованием клоуз-теста.
|
43 часа 1 2 1 1 2 2
1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2
1 2 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1
1 2
|
78- 95
|
Фонетика Гласные звуки. Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. Р. Р. Повествование. Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). Согласные звонкие и глухие. Графика. Алфавит Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Контрольный диктант с грамматическим заданием Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).
|
18 часов 1 1 1 1 1 1
1 1 1 2 1 1 1 1 1 2
|
96- 109
|
Лексика
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы Синонимы Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э. Грабарь.«Февральская лазурь»). Антонимы. Повторение изученного в разделе «Лексика». Р. Р. Изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). Контрольный диктант за 3 четверть. Анализ контрольного диктанта
|
14 часов
1 1 1 1 3 2
1 1 1 1 1
|
110- 131
|
Морфемика Морфема - наименьшая значимая часть слова.Изменение и образование слов. Окончание. Основа. Корень слова. Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. Суффикс Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. Варианты морфем. Морфемный разбор. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. Буквы О – Ё после шипящих в корне. Буквы И – Ы после Ц. Повторение изученного по теме «Морфемика»
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками.
|
22 часа 1
1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1
1 1 |
132-140
|
Повторение и систематизация изученного за год Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
9 часов 1 2 1 1 2 |
6 класс – 140 часов
№№ уроков |
Тема |
Кол-во часов |
|
1 |
Введение Русский язык - один из развитых языков мира |
1час |
|
2-8 |
Повторение изученного в v классе Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография Части слова. Орфограммы в приставках и корнях слов. Морфемный разбор слов Словосочетание и предложение. Простое и сложное предложения. Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью Синтаксический разбор предложения Контрольный диктант по теме «Повторение» Анализ контрольного диктанта |
7 часов (5+2 кр)
1 1
1
1
1 1 1 |
|
9-27
|
Морфология
Самостоятельные и служебные части речи Имя существительное как часть речи. Р. Р. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Р.Р. Сжатое изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»). Морфологический разбор имени существительного. Род имен существительных. Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. Три склонения имен существительных. Падежи имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. Множественное число имен существительных. Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Повторение изученного по теме «Имя существительное». Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками
|
19 часов (14+3рр+2кр) 1 1 1 1 1 1 1 1
1
1 1 1
1 1 1
1 1 1
1 |
|
28-37 |
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных Р.Р. Изложение Анализ изложения Прилагательные полные и краткие. Морфологический разбор имени прилагательного Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» Анализ контрольной работы Р.Р. Описание животного
|
10 часов (5 +3рр +2 кр) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
|
|
38-59 |
Глагол
Глагол как часть речи. НЕ с глаголами Р.Р. Рассказ Неопределенная форма глагола Правописание –тся и –ться в глаголах. Виды глагола Видовые пары. Буквы е-и в корнях с чередованием Время глагола. Прошедшее время. Настоящее время. Будущее время. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Р.Р. Сжатое изложение Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа Употребление времен Повторение и обобщение изученного о глаголе Контрольный диктант за 2 четверть по теме «Глагол» Анализ контрольного диктанта.
|
22 часа (18 + 2рр+2кр) 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2
1 1 1 1 1 |
|
60-64 |
Язык. Речь. Общение. Русский язык – один из развитых языков мира. Язык. Речь. Общение Р.Р. Текст Р.Р. Основные признаки текста. Ключевые слова. Официально-деловой стиль речи |
5 часов уч-к 6 кл.
1 1 2 1 |
|
65-77 |
Лексика. Фразеология. Культура речи Повторение изученного в 5 классе. Слово и его лексическое значение. Р.Р. Собирание материалов к сочинению. Рр. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» Общеупотребительные слова. Слова ограниченного употребления. Профессионализмы. Диалектизмы. Р.Р. Сжатое изложение. Исконно русские и заимствованные слова Неологизмы. Устаревшие слова Фразеологизмы. Их роль в речи. Источники происхождения фразеологизмов Повторение и обобщение изученного в разделах «Лексика. Фразеология. Культура речи» Защита проектов
|
13 часов (9+4рр)
1 1 1 1 1
2 1 1 1 1
1 1
|
|
78- 105 |
Словообразование и орфография. Культура речи
Повторение изученного в 5 классе. Морфемика и словообразование. Р.Р. Описание помещения Основные способы образования слов Этимология слов Р.Р. Систематизация материалов к сочинению Р.Р. Сочинение-описание помещения Буквы о и а в корне -кос- - -кас- Буквы о и а в корне –гор- - гар- Буквы о и а в корне –зор- - зар- Проверочная работа по теме «Корни с чередующимися гласными» Буквы ы и и после приставок Гласные в приставках пре- и при- РР Выборочное изложение Соединительные о и е в сложных словах Сложносокращенные слова. Род сложносокращенных слов. Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Словообразование». Анализ контрольного диктанта. Р.Р. Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение и обобщение изученного в разделе «Словообразование и орфография. Культура речи»
|
28 часов (19+7рр+2кр)
2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 1 2 1
1 2 2
1
|
|
106-128 |
Морфология. Имя существительное Повторение изученного в 5 классе. Падежные окончания имени существительного. Разносклоняемые имена существительные Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя РР Русские имена Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных Имена существительные общего рода Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик (-щик) Гласные в суффиксах существительных –ек и –ик Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных Проверочная работа Повторение и обобщение изученного об имени существительном Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Анализ контрольного диктанта РР Сочинение по личным впечатлениям |
23 часа
2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 2 1 2 1 1 1
|
|
129-140 |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах Правописание имен существительных Правописание имен прилагательных Правописание глаголов Синтаксис. Пунктуация. Словообразование. Лексика. Фразеология Итоговый контроль Анализ контрольного диктанта Защита исследовательских проектов
|
12 часов 2 2 2 1 1 1 1 1 1
|
|
7 класс – 105 часов
№№ уроков |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Язык как развивающееся явление. |
1 час |
2-13 |
Повторение изученного в 5-6 классах Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разборы. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова Словообразование и орфография Морфемный и словообразовательный разбор Морфология. Орфография Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. НЕ с существительными. НЕ с глаголами. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» Анализ контрольного диктанта Р/р Текст РР. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью»
|
12 часов
1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1
1 |
14-34 |
Имя прилагательное. Культура речи Повторение изученного в 5 классе. Р.Р. Описание природы Р.Р. Сочинение-описание Степени сравнения имен прилагательных Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные Морфологический разбор имени прилагательного Не с прилагательными Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск- Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» Анализ контрольного диктанта |
21 час 1 1 1 2
1 1 2 1 2 1 3 1 1 1 1 1
|
35-49 |
Имя числительное. Имя числительное как часть речи Простые и составные числительные Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Их склонение. Р.Р. Подготовка к сочинению по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» Разряды количественных числительных. Контрольный диктант за 1 четверть Анализ контрольного диктанта Числительные, обозначающие целые числа Дробные числительные Собирательные числительные Морфологический разбор имени числительного. Повторение и обобщение изученного об имени числительном Контрольная работа по теме «Имя числительное» Анализ контрольного диктанта |
15 часов 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
|
50-70 |
Местоимение как часть речи Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения. Возвратное местоимение СЕБЯ Р.Р. Рассказ по сюжетной картине. Вопросительные местоимения Относительные местоимения Контрольный диктант за 2 четверть Анализ контрольного диктанта Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения Р.Р. Сочинение – рассуждение Указательные местоимения Р.Р. Составление сложного плана к тексту. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения Р.Р. Сочинение по картине Е.Сыромятниковой «Первые зрители» Повторение и обобщение изученного о местоимении Контрольная работа по теме «Местоимения» Анализ контрольной работы |
21 час 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1
1 1 1 1 |
71-98 |
Глагол Повторение изученного в 5 классе Р.Р. Сочинение-рассказ Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные
|
28 часов 2 1 1 2
|
|
Повторение изученного в 7 классе Итоговый контрольный диктант Анализ итогового контрольного диктанта Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи Морфемика. Словообразование Морфология. Синтаксис и пунктуация Орфография и пунктуация |
7 часов 1 1 1 1 1 1 1 |
8 класс - 140 часов
№№ уроков |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение. Функции русского языка в современном мире |
1 |
2-10 |
Повторение Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор Лексика и фразеология Фонетика и орфография Словообразование и орфография Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 кл» Анализ контрольного диктанта |
9 1 1 1 1 1 2 1 1 |
11-39 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие Р.Р. Сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью» Р.Р. Текст Р.Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот Выделение причастного оборота запятыми. Р.Р. Описание внешности Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действит. причастий наст. времени. Действительные причастия прошедшего времени Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Р.Р. Выборочное изложение Морфологический разбор причастия Контрольный диктант по итогам 1 четв. Анализ контрольного диктанта Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Повторение и обобщение изученного о причастии Р.Р. Изложение
|
29 часов 1 1 1 1
1 1 1 1 1 1
2 1
2 1 1
2
1 2 1 1 1 1
1 1 1 |
40-51 |
Деепричастие Деепричастие как часть речи Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями Деепричастия несовершенного вида Деепричастия совершенного вида Р.Р. Сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц Морфологический разбор деепричастия Повторение изученного по теме «Деепричастие» Контрольный диктант по теме «Деепричастие» Анализ контрольного диктанта |
12 часов 1 2 1 1 1
2 1 1 1 1
|
52-77 |
Наречие Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий Р.Р. Сочинение по картине И.Попова «Первый снег» Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. Контрольный диктант за 2 четверть. Р.Р. Изложение с использованием клоуз-теста Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на –О и –Е. Р.Р.Описание действий Р.Р Подготовка к сочинению в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий Дефис между частями слова в наречиях Р.Р.Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья» Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Повторение и обобщение изученного материала о наречии Контрольная работа по теме «Наречие» Р.Р. Отзыв |
27 часов 1 2 2 1 1 2 1 2 1 2 1
1 1 1 1
1
1 1 1 1 1
|
78-84 |
Категория состояния Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор слов категории состояния. Р.Р. Подготовка к сжатому изложению с описанием состояния природы (К.Г.Паустовский «Обыкновенная земля») Р.Р.Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля») Повторение и обобщение изученного о категории состояния Р.Р.Сочинение на лингвистическую тему. |
7 часов 2 1
1
1 1 1
|
85-133 |
Служебные части речи. Самостоятельные и служебные части речи Предлог Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. Р.Р. Репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина Детская спортивная школа») Слитное и раздельное написание предлогов. Повторение и обобщение изученного о предлоге. Контрольный диктант за 3 четверть (по теме «Предлог») Анализ контрольного диктанта
Союз Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Роль сочинительного союза и в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Подчинительные союзы. Пунктуационный практикум. Морфологический разбор союзов. Р.Р. Сочинение-рассуждение «Книга- наш друг и советчик» Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Систематизация и обобщение по теме «Союз». Зачет по теме «Союз».
Частица Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смыслоразличительные частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ Р.Р. Контрольное изложение Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ – НИ. Повторение и обобщение изученного материала о частице. Контрольный диктант по итогам года Анализ контрольного диктанта
Междометия Междометие как часть речи Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Знаки препинания при междометиях |
49 часов 1 12часов 1 1 2
1
2 2 1 1 1
15 часов 1 1
2 1
1 2 1 1 1 2 1 1
17 часов 1 1 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1
4 часа 1 1 2
|
135-140 |
Повторение и систематизация изученного материала Текст. Стили речи Лексика и фразеология Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография и пунктуация. Синтаксис и пунктуация. |
6 часов |
9 класс - 105 часов
№№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Введение Международное значение русского языка. |
1 час |
2-9 |
Повторение изученного в 5-8 классах Обобщающее повторение. (словообразование, морфология, синтаксис) Р.Р. Строение текста. Стили речи Р.Р. Комплексный анализ текста Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта. |
8 часов
4 1 1 1 1
|
10-11 |
Синтаксис и пунктуация Словосочетание Строение и грамматическое значение словосочетаний Связь слов в словосочетании |
88 часов 2ч. 1 1
|
12-16 |
Предложение. Простое предложение Предложение как средство выражения мысли. Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения. Повторение и обобщение изученного по орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Р.Р. Сочинение «Храм Василия Блаженного» |
5ч.
1 1
1 1 1
|
17-20 |
Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое Р.Р. Изложение с описанием местности |
4 часа 1 1 1 1
|
21-25 |
Составные сказуемые Составное именное сказуемое Тире между подлежащим и сказуемым. Контрольный диктат за 1 четверть Анализ контрольного диктанта |
5 часов 1 2 1 1
|
26-33
|
Второстепенные члены предложения Дополнение Определение Приложение Р.Р. Сжатое изложение Обстоятельство. Виды обстоятельств по значению. Р.Р. Подробное изложение
|
8 часов 1 1 1 2 2 1 |
34-38 |
Односоставные предложения Односоставные предложения с главным членом сказуемым Определенно-личные предложения Неопределенно-личные предложения Безличные предложения |
5 часов 2 1 2
|
39-42 |
Односоставные предложения с главным членом подлежащим Назывные предложения. Обобщение изученного об односоставных предложениях. Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения. |
4 часа 2 1 1
|
43-46 |
Неполные предложения Понятие о неполных предложениях Р.Р. Изложение с элементами сочинения
|
4 часа 2 2
|
47-62 |
Предложения с однородными членами Понятие об однородных членах Контрольный диктант за 2 четверть Однородные и неоднородные определения Однородные члены, связанные сочинительными союзами Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них Р.Р. Изложение Повторение и обобщение изученного по орфографии. Одна и две буквы н в прилагательных, причастиях, наречиях. Повторение и обобщение изученного об однородных членах предложения Р.Р. Сочинение на тему «Достопримечательности родного края» Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»
|
15 часов 1 1 2 3
3 1
1
2
1
1
|
63-78 |
Предложения с обособленными членами Понятие об обособленных членах предложения. Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений. Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений. Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению. Обособление согласованных приложений. Отсутствие или наличие запятой перед союзом «как». Повторение и обобщение изученного об обособленных членах предложения. Р.Р. Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения». Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. |
16 часов 1
2
1
2 2 1
1 1
1
3
1
|
79-83 |
Предложения с уточняющими обособленными членами Обособление уточняющих членов предложения. Зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Контрольный диктант за 3 четверть по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения Анализ контрольного диктанта |
5 часов 2
1
1 1
|
84-94
|
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями Обращение и знаки препинания при нем. Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Р.Р. Сочинение-рассуждение публицистического характера о пользе чтения Вставные конструкции. Повторение и обобщение изученного по орфографии. Падежные окончания изменяемых частей речи. Р.Р. Контрольное изложение |
11 часов
2
3
2 2
1 1 |
95-98 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них. |
4 часа 2 1 1 |
99-105 |
Повторение изученного в 9 классе Синтаксис простого предложения Итоговый тест за курс 9 класса Анализ теста Итоговый контрольный диктант Защита исследовательских проектов Резерв |
5 часов 1 1 1 1 1 2 |
10 класс - 102 часа
№№ урока |
Тема |
Кол-во уроков |
1 |
Введение Международное значение русского языка. |
1 час |
2-10 |
Вводное повторение Комплексный анализ текста. Монолог. Диалог. Обобщающее повторение (словообразование, морфология, синтаксис, орфография). Контрольная работа по повторению Р.Р.Способы сжатого изложения текста.Тезисы. Конспект Р.Р. Обучение сжатому изложению |
9 часов 1 1
3 1 1 2 |
11-23 |
Союзные сложные предложения. Сложносочиненные предложения Понятие о сложном предложении Основные виды сложных предложений. Союзные и бессоюзные СП Знаки препинания между частями СП. Интонация СП. Р.Р. Сочинение «Любимый уголок природы» Сложносочиненные предложения. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. ССП с противительными союзами. Синтаксический и пунктуационный разбор ССП Повторение по теме ССП Контрольный диктант за 1 четверть по теме «Сложносочиненное предложение» Анализ контрольного диктанта Р.Р. Сочинение по картине И.Шишкина «На севере диком» |
13 часов 1
1 1 1 1 1 1 1 1 1
1 1 1 |
24-57 |
Сложноподчиненные предложения Сложноподчиненные предложения Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Союзы и союзные слова в СПП Роль указательных слов в СПП Р.Р. Отзыв о картине И.Тихого «Аисты» Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Повторение изученного по орфографии. Правописание не с разными частями речи. Р.Р. Изложение с продолжением СПП с придаточными изъяснительными СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения времени и места. Придаточные предложения причины, следствия и условия. Придаточные предложения уступительные, цели СПП с придаточными образа действия, меры и степени. СПП с придаточными сравнительными. Повторение и обобщение изученного о сложноподчиненном предложении Контрольный диктант за 2 четверть Анализ контрольного диктанта. Р.Р. Сочинение-рассказ по картине В.Фельдмана «Родина» СПП с несколькими придаточными. Комплексный анализ текста. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП Итоговое повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» Проверочная работа по теме СПП Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему «Подвиг» Деловые бумаги Повторение изученного по орфографии. Правописание Н и НН в прилагательных. Правописание Н и НН в причастиях. Правописание Н и НН в наречиях
|
34 часа 1
1 1 1 1
2
1 1 2 1 2 1 1 1 1
1 1 1 2 2 1 1
1 1 1 1
2 |
58-69 |
Бессоюзные сложные предложения Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП. Р.Р. Контрольное сочинение Двоеточие в БСП Тире в БСП Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение и обобщение изученного о БСП Тест по теме «БСП» Контрольный диктант по теме «БСП» |
12 часов 2 2 2 1 1 1 1 1 1 |
70-75 |
Сложные предложения с разными видами связи Сложные предложения с различными видами связи Р.Р. Контрольное изложение |
6 часов 4 2
|
76-80 |
Общие сведения о языке Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили Итоговое повторение. Контрольная работа Учебный исследовательский проект |
5 часов
1 1 1 1 1 |
81-102 |
Повторение и обобщение материала при подготовке к итоговой аттестации. 1-ая часть: подготовка к написанию изложения -Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования. -Композиция, логическая, грамматическая структура текста. -Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке. -Главная и второстепенная информация в тексте. -Контрольная работа №1. Изложение.
2-ая часть: подготовка к выполнению тестовых заданий - Лексика. Лексическое значение слова - Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании - Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. - Контрольный диктант за 3 четверть - Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение. - Правописание корней слов. - Правописание приставок. - Правописание суффиксов. Морфология. - Правописание –н-, -нн- в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. - Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. - Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. - Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. - Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). - Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности. - Контрольная работа №2. Тест
3-я часть: подготовка к сочинению-рассуждению. - Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. - Позиция автор. Собственная позиция. Подбор аргументов. - Композиция сочинения) тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. - Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного. - Репетиционный экзамен в формате ГИА. - Итоговое занятие. |
25 часов
6 часов
1 1
1 1 2 15 часов 1 1
1 1
1 1 1 1
1
1
1
1
1
1 1
14 часов
2 2
4
2 3 1 |
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Критерии оценивания при 5-бальной системе оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Учёт ошибок и оценка письменных работ по русскому языку.
При оценивании письменных работ учитель должен помнить, что:
• Ошибка, допущенная неоднократно при написании одного и того же слова, считается за одну ошибку;
• Ошибки на одно и то же правило, допущенные при написании различных слов, считаются как разные ошибки;
Ошибкой считаются:
• Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
• Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием).
Специфика каждого вида письменной работы требует особой методики её проведения, учёта ошибок и оценки.
За ошибку не считаются:
• Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
• Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку считаются:
• Два исправления;
• Две пунктуационные ошибки;
• Повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• Повторение одной и той же буквы в слове;
• Недописанное слово;
• Перенос слова, одна часть которого на одной строке, а вторая опущена;
• Дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Диктанты.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором
• нет ошибок и исправлений;
• работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором
• допущено не более 2 орфографических ошибок;
• работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором
• допущено 3-5 орфографических ошибок,
• работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором
• более 5 орфографических ошибок,
• работа написана неряшливо.
Грамматические задания.
В грамматическом задании учитель оценивает:
• Усвоение правил и определений;
• Умение самостоятельно применять их в практике письма и при языковом анализе;
• Умение приводить свои примеры на данное правило или определение.
Оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка «4» ставится. Если ученик правильно выполнил не менее ¾ заданий.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее ½ заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения.
В изложении оцениваются:
• Содержание (полнота его изложения, передача без искажений и пропусков важных событий в содержании авторского текста);
• Построение текста( ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
• Построение предложений, соблюдение порядка слов, лексика текста;
• Орфографическая и пунктуационная грамотность.
Оценка «5» ставится :
1. По содержанию и речевому оформлению:
Правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности)
2. Грамотность:
Нет орфографических и пунктуационных ошибок;
Допускается 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится:
1. По содержанию и речевому оформлению:
Правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста,
раскрыта тема, но имеются незначительное нарушение последовательности изложения
мыслей;
Имеются отдельные фактические и речевые неточности;
Допускается не более 3 речевых недочётов в содержании и построении текста;
2.Грамотность:
2 орфографические и 1 пунктуационная ошибка.
Оценка «3» ставится:
1.По содержанию и речевому оформлению:
Допущены отклонения от авторского текста;
Отклонения от темы;
Допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
Имеются речевые неточности;
Беден словарь;
Допускается не более 5 речевых недочётов в содержании и построении текста.
2.Грамотность:
3-5 орфографических ошибок и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка «2» ставится:
1.По содержанию и речевому оформлению:
Работа не соответствует теме;
Имеются значительные отступления от авторской темы;
Много фактических неточностей;
Нарушена последовательность изложения мыслей;
Во всех частях работы отсутствует связь между ними;
Словарь беден;
Более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста
2.Грамотность:
Более 5орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Контрольное списывание.
К оценке контрольного списывания учитель подходит более строго, чем к оценке диктанта. Оценивая контрольное списывание, учитель руководствуется следующими нормами оценок: Оценка «5» ставится :
Нет ошибок и исправлений;
Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.
Оценка «4» ставится:
За 1 ошибку и 1 исправление.
Оценка «3» ставится:
За 2 ошибки и 1 исправление.
Оценка «2» ставится:
За 3 ошибки и 1-2 исправления.
Тестирование.
Тестирование оценивается либо по критериям и нормам оценивания грамматического задания, либо по уровням:
Высокий - выполнены все предложенные задания;
Средний- выполнены все задания с незначительными погрешностями;
Низкий- выполнены отдельные задания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.