1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН № 1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 196 от 01.02.2011), на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
Планирование составлено из расчёта 5 часов в неделю (5 класс – 175 часов в год) и ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
Цели обучения.
- Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их сточки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
- формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Специфика курса русского языка требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Курс русского языка в 5 классе изучается интегрировано с курсом основы духовно-нравственной культуры народов России.
При реализации предметной области ОДНКНР через учебный предмет «Русский язык» духовно-нравственный компонент связан, прежде всего, с понятием о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Интеграция направлена на развитие и совершенствование культуроведческой компетенции, в частности, осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курсу ОДНКНР при изучении русского языка отводится 3 часа:
1. Язык и общение. Язык и человек. Язык и речь. ОДНКНР: Величие многонациональной российской культуры.
2. Вспоминаем, повторяем, изучаем. Основная мысль текста. ОДНКНР: Хранить память предков.
3. Лексика. Культура речи. Прямое и переносное значения слов. ОДНКНР: Человек-творец и носитель культуры
Формы промежуточной аттестации:
- итоговая контрольная работа.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Ученик научится:
· осознавать эстетическую ценность русского языка.
· оценивать значение русского языка в процессе получения школьного образования.
Ученик получит возможность научиться:
· оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.
· корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
· адекватной оценке трудностей.
· адекватной оценке своих возможностей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· работать в группе.
· осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.
Ученик получит возможность научиться:
· оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.
· осуществлять коммуникативную рефлексию.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов икт;
· строить сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
· анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
· проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
· произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Предметные результаты
Язык и общение
Обучающийся научится:
· дифференцировать понятия "язык" и "речь";
· определять коммуникативную функцию языка;
· различать языковые единицы, виды языковых единиц;
· различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания стили речи
Обучающийся получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Обучающийся научится:
· проводить фонетический анализ слова;
· определять орфограмму по образцу, находить и объяснять орфограммы в разных частях слова;
· составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы в корне, подбирать проверочное слово;
· применять орфографические правила написания гласных в корне слова, пользоваться орфографическим словарём;
· применять правило правописания букв и,у,а после шипящих, правила употребления ь и ъ;
· применять правило раздельного написания предлогов со словами разных частей речи, отличать предлог от приставки;
· отличать текст от группы предложений, использовать алгоритм для выявления языковых и композиционных особенностей текста;
· определять и формулировать тему и главную мысль текста, отражать их в заголовке, составлять и оформлять простой план текста
Обучающийся получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Обучающийся научится:
· различать единицы языка;
· составлять словосочетания, выделять словосочетание в предложении, разбирать его по алгоритму;
· определять вид предложения по цели высказывания, правильно произносить эти предложения, различать предложения по эмоциональной окраске, правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
· различать и находить главные и второстепенные члены предложения;
· применять правило постановки тире между подлежащим и сказуемым, владеть терминологией;
· определять роль знаков препинания в предложении, применять пунктуационные правила в предложениях с однородными членами, с обобщающим словом, с обращением, с прямой речью;
· писать и оформлять письма;
· собирать материал для сочинения, оформлять план сочинения;
· анализировать структуру простого предложения;
· применять правила постановки запятой в сложном предложении, владеть терминологией, отличать сложносочиненное предложение от сложноподчинённого;
· выполнять разбор сложного предложения по алгоритму;
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. культура речи.
Обучающийся научится:
· различать гласные и согласные звуки, ставить ударение в словах, различать звук и букву;
· определять звуковой состав слова, различать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, применять правила написания парных согласных в слове;
· применять правила обозначения мягкости согласного с помощью мягкого знака, владеть терминологией, методами проверки;
· различать слабые и сильные позиции у гласных и согласных звуков, определять позиционные чередования звуков;
· производить орфоэпический и фонетический анализ слова, различать звуковой состав слова при его произношении и написании;
· создавать текст-описание, редактировать написанное
Обучающийся получит возможность научиться:
Лексика. Культура речи
Обучающийся научится:
· различать лексическое и грамматическое значение слов;
· пользоваться толковым словарём для определения лексического значения слова;
· различать прямое и переносное значение слова, находить в текстах примеры средств выразительности;
· отличать многозначное слово от омонимов, подбирать к слову синонимы и антонимы, использовать их как средство выразительности;
· создавать текст-описание, редактировать написанное;
· пересказывать текст с сохранением авторского стиля
Обучающийся получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Обучающийся научится:
· различать грамматическую форму слова от однокоренного слова, подбирать к слову однокоренные слова;
· выделять окончание и основу слова, рассматривать слова с точки зрения морфемного состава;
· выделять морфемы, находить чередование гласного звука и нуля звука;
· применять правила написания гласных и согласных в приставках, чередующихся гласных в корне слова, ё-о в корне слова после шипящей, и-ы после ц
Обучающийся получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Обучающийся научится:
· определять постоянные и непостоянные признаки существительного;
· различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
· определять род имени существительного, согласовывать имя существительное с прилагательными и глаголами в форме прошедшего времени;
· определять имена существительные , которые имеют форму только множественного или только единственного числа, использовать их в речи;
· определять склонение, падеж имени существительного;
· применять правило написания гласных в окончаниях имён существительных;
· выполнять морфологический разбор имени существительного по алгоритму.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
· находить в предложении имя прилагательное, определять его непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении;
· применять правило написания гласной в окончании прилагательного, использовать методы проверки;
· образовывать краткие формы прилагательных, правильно ставить ударение в формах мужского и женского рода, использовать их в речи;
· характеризовать имя прилагательное как часть речи;
· подбирать материал для написания сочинения-описания по картине, составлять план сочинения
Глагол
Обучающийся научится:
· применять правило правописания не с глаголами;
· определять неопределённую форму глагола;
· определять вид глагола;
· создавать рассказ о себе, используя глаголы;
· образовывать форму прошедшего, настоящего и будущего времени, определять непостоянные признаки глагола;
· применять правило написания личных безударных окончаний глагола, правильно определять спряжение глаголов;
· рассматривать глагол как самостоятельную часть речи, выполнять морфологический разбор по алгоритму;
· применять правило правописания ь после ш;
· составлять рассказы, уместно используя глаголы в настоящем или будущем времени
Обучающийся получит возможность научиться:
· анализировать синонимические средства морфологии;
· различать грамматические омонимы;
· опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
· извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Повторение и систематизация изученного
Обучающийся научится:
· определять орфограммы в корне слова, применять правила написания гласных и согласных в корне слова, использовать способы проверки, владеть терминологией;
· применять правила написания гласных и согласных в пристаках, использовать способы проверки;
· применять правила написания гласных в окончаниях существительных и прилагательных, использовать способы проверки;
· применять правила постановки знаков препинания;
· анализировать допущенные ошибки
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (далее P.P.) Текст. Тема текста. Стили.
Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К.Р. Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
К.Р. Контрольное сочинение. Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи».
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография».
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное сочинение. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.
Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».
К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Контрольный диктант по теме «Повторение в конце года».
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Раздел |
Кол-во часов |
|
Из них |
|
|
|
||||||
Развитие речи |
Изложений |
Сочинений |
Диктантов с грам. зад. |
Контрольные работы |
|
||||||||
1. |
Язык и общение |
3 |
1 |
|
|
|
|
|
|||||
2. |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
20 |
3 |
1 |
|
2 |
|
|
|||||
3. |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. |
30 |
7 |
2 |
2 |
|
2 |
|
|||||
4. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. |
15 |
3 |
1 |
1 |
|
1 |
|
|||||
5. |
Лексика. Культура речи. |
8 |
2 |
|
2 |
|
1 |
|
|||||
6. |
Морфемика. Орфография. Культура речи. |
22 |
4 |
1 |
3 |
|
1 |
|
|||||
7. |
Морфология. Орфография. Культура речи. |
70 |
13 |
3 |
4 |
3 |
3 |
|
|||||
8. |
Повторение и систематизации изученного |
7 |
2 |
|
1 |
|
|
|
|||||
всего |
175 |
35 |
8 |
13 |
5 |
8 |
|
||||||
5. Календарно – тематическое планирование
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
3 |
Язык и общение |
|
02.09 |
|
Язык и человек. Язык и речь. ОДНКНР: Величие многонациональной российской культуры |
03.09 |
|
Чтение и его виды. Слушание и его приёмы |
04.09 |
|
Р.Р. Стили речи (научный, художественный, разговорный) |
20 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
|
05.09 |
|
Звуки и буквы.Произношение и правописание |
06.09 |
|
Орфограмма |
09.09 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова |
10.09 |
|
Правописание проверяемых согласных в корне слова |
11.09 |
|
Правописание непроизносимых согласных в корне слова |
12.09 |
|
Буквы и,у,а после шипящих |
13.09 |
|
Разделительные Ъ и Ь |
16.09 |
|
Раздельное написание предлогов с другими словами |
17.09 |
|
Диктант с грамматическим заданием по теме "Разделительные Ъ и Ь" |
18.09 |
|
Р.Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (по Г.Скребицкому) |
19.09 |
|
Части речи. Глагол |
20.09 |
|
Ться и тся в глаголах |
23.09 |
|
Личные окончания глаголов |
24.09 |
|
Р.Р. Тема текста |
25.09 |
|
Имя существительное |
26.09 |
|
Имя прилагательное |
27.09 |
|
Местоимение |
30.09 |
|
Р.Р. Основная мысль текста. ОДНКНР: Хранить память предков |
01.10 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Вспоминаем, повторяем, изучаем" |
02.10 |
|
Работа над ошибками |
30 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
|
03.10 |
|
Синтаксис. Пунктуация |
04.10 |
|
Словосочетание |
07.10 |
|
Разбор словосочетания |
08.10 |
|
Предложение |
09.10 |
|
Р.Р. Сжатое изложение |
10.10 |
|
Виды предложений по цели высказывания |
11.10 |
|
Восклицательные предложения |
14.10 |
|
Р.Р. Сочинение на тему "Памятный день" |
15.10 |
|
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
16.10 |
|
Сказуемое |
17.10 |
|
Тире между подлежащим и сказуемым |
18.10 |
|
Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения |
21.10 |
|
Дополнение |
22.10 |
|
Определение. Обстоятельство |
23.10 |
|
Контрольная работа за 1 четверть |
24.10 |
|
Предложения с однородными членами |
25.10 |
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
05.11 |
|
Обобщающие слова при однородных членах предложения |
06.11 |
|
Предложения с обращениями |
07.11 |
|
Р.Р. Письмо |
08.11 |
|
Синтаксический разбор простого предложения |
11.11 |
|
Р.Р. Сочинение по картине (Ф.Решетников. "Мальчики") |
12.11 |
|
Пунктуационный разбор простого предложения |
13.11 |
|
Простые и сложные предложения |
14.11 |
|
Синтаксический разбор сложного предложения |
15.11 |
|
Контрольная работа по теме "Синтаксис" |
18.11 |
|
Р.Р. Прямая речь |
19.11 |
|
Р.Р. Диалог |
20.11 |
|
Повторение по теме "Синтаксис" |
21.11 |
|
Р.Р. Сжатое изложение (По Е.Мурашовой) |
15 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
|
22.11 |
|
Фонетика. Гласные звуки |
25.11 |
|
Согласные звуки.Изменение звуков в потоке речи |
26.11 |
|
Согласные твердые и мягкие звуки |
27.11 |
|
Р.Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. "Шкатулка") |
28.11 |
|
Согласные звонкие и глухие звуки |
29.11 |
|
Графика. Алфавит |
02.12 |
|
Р.Р. Описание предмета |
03.12 |
|
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака |
04.12 |
|
Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я |
05.12 |
|
Орфоэпия |
06.12 |
|
Фонетический разбор слова |
09.12 |
|
Повторение по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия» |
10.12 |
|
Р.Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой. "Цветы, фрукты, птица") |
11.12 |
|
Контрольная работа по теме "Фонетика" |
12.12 |
|
Работа над ошибками |
8 |
Лексика. Культура речи |
|
13.12 |
|
Слово и его лексическое значение. ОДНКНР: Человек-творец и носитель культуры |
16.12 |
|
Однозначные и многозначные слова |
17.12 |
|
Прямое и переносное значения слов |
18.12 |
|
Омонимы |
19.12 |
|
Синонимы. Антонимы |
20.12 |
|
Р.Р. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
23.12 |
|
Р.Р. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» |
24.12 |
|
Контрольная работа за 2 четверть |
23 |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
|
25.12 |
|
Понятие о морфеме. Изменение и образование слов |
26.12 |
|
Окончание |
27.12 |
|
Основа слова |
09.01 |
|
Р.Р. Подготовка к изложению "Первый снег" |
10.01 |
|
Р.Р. Изложение "Первый снег" |
13.01 |
|
Корень слова |
14.01 |
|
Суффикс |
15.01 |
|
Приставка |
16.01 |
|
Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица |
17.01 |
|
Чередование звуков. Беглые гласные |
20.01 |
|
Варианты морфем |
21.01 |
|
Морфемный разбор слова |
22.01 |
|
Правописание гласных и согласных в приставках |
23.01 |
|
Буквы з и с на конце приставок |
24.01 |
|
Буквы з и с на конце приставок (продолжение) |
27.01 |
|
Буквы о — а в корне -лаг- лож- |
28.01 |
|
Буквы о — а в корне -раст,- ращ,- рос- |
29.01 |
|
Буквы ё — о после шипящих в корне |
30.01 |
|
Буквы и — ы после ц |
31.01 |
|
Морфемика. Орфография. Культура речи |
03.02 |
|
Морфемика |
04.02 |
|
Р.Р. Сочинение по картине "Сирень в корзине" П.П.Кончаловского |
05.02 |
|
Контрольная работа по теме "Морфемика" |
69 |
Морфология. Орфография. Культура речи |
|
06.02 |
|
Имя существительное как часть речи |
07.02 |
|
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
10.02 |
|
Имена существительные собственные и нарицательные |
11.02 |
|
Род имен существительных |
12.02 |
|
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
13.02 |
|
Р.Р. Сжатое изложение |
14.02 |
|
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа |
17.02 |
|
Три склонения имен существительных |
18.02 |
|
Падеж имен существительных |
19.02 |
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
20.02 |
|
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе |
21.02 |
|
Р.Р. Изложение с изменением лица по тексту В.П. Астафьева |
25.02 |
|
Множественное число имен существительных |
26.02 |
|
Множественное число имен существительных |
27.02 |
|
Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных |
28.02 |
|
Буквы о — ё после шипящих и ц |
02.03 |
|
Морфологический разбор имени существительного |
03.03 |
|
Повторение темы «Имя существительное» |
04.03 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное" |
05.03 |
|
Р.Р. Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» |
06.03 |
|
Имя прилагательное как часть речи |
10.03 |
|
Имя прилагательное как часть речи (продолжение) |
11.03 |
|
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
12.03 |
|
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных (продолжение) |
13.03 |
|
Р. Р. Описание картины А.Н. Комарова «Наводнение» |
16.03 |
|
Р. Р. Описание картины А.Н. Комарова «Наводнение» |
17.03 |
|
Прилагательные полные и краткие |
18.03 |
|
Прилагательные полные и краткие (продолжение) |
19.03 |
|
Контрольная работа за 3 четверть |
20.03 |
|
Правописание о - е после шипящих в окончаниях прилагательных |
23.03 |
|
Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую |
01.04 |
|
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» |
02.04 |
|
Морфологический разбор имени прилагательного |
03.04 |
|
Диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" |
06.04 |
|
Глагол как часть речи |
07.04 |
|
Глагол как часть речи (продолжение) |
08.04 |
|
Не с глаголами |
09.04 |
|
Не с глаголами (продолжение) |
10.04 |
|
Р.Р. Рассказ |
13.04 |
|
Неопределенная форма глагола |
14.04 |
|
Неопределенная форма глагола (продолжение) |
15.04 |
|
Р.Р. Устное изложение |
16.04 |
|
Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов |
17.04 |
|
Правописание -тся и –ться в глаголах |
20.04 |
|
Правописание -тся и –ться в глаголах (продолжение) |
21.04 |
|
Виды глагола |
22.04 |
|
Буквы е - и в корнях с чередованием |
23.04 |
|
Р.Р. Редактирование текста |
24.04 |
|
Время глагола. Прошедшее время |
27.04 |
|
Настоящее время |
28.04 |
|
Будущее время |
29.04 |
|
Спряжение глаголов |
30.04 |
|
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием |
06.05 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов |
07.05 |
|
Правописание безударных личных окончаний глаголов (продолжение) |
08.05 |
|
Р.Р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени |
12.05 |
|
Морфологический разбор глагола |
13.05 |
|
Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А. Ф. Савчука «Шоколадный торт» |
14.05 |
|
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
15.05 |
|
Употребление времен |
18.05 |
|
Р.Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании |
19.05 |
|
Повторение изученного по теме «Глагол» |
20.05 |
|
Повторение изученного по теме «Глагол» (повторение) |
21.05 |
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
22.05 |
|
Р.Р. Сочинение-рассказ по рисунку О. Поповича «Не взяли на рыбалку» |
25.05 |
|
Итоговая контрольная работа |
26.05 |
|
Работа над ошибками |
27.05 |
|
Контрольная работа по теме «Глагол» |
28.05 |
|
Работа над ошибками |
7 |
Повторение и систематизация изученного |
|
29.05 |
|
Р.Р. Разделы науки о языке |
01.06 |
|
Р.Р.Сочинение на одну из тем по выбору |
02.06 |
|
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
03.06 |
|
Орфограммы в окончаниях слов |
04.06 |
|
Употребление букв ъ и ь. Раздельные написания |
05.06 |
|
Знаки препинания в простом и сложном предложениях |
08.06 |
|
Подведение итогов учебного года |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.