РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации, в соответствии с требованиями ФГОС ООО и примерной программы по русскому языку для основной школы, авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Л. А. Тростенцова, А. Д. Дейкина.
Русский язык является средством общения русского народа и является необходимым для успешности в жизни человека.
Основные цели и задачи изучения русского языка:
воспитание духовно-нравственных качеств человека, который любит свою родину, уважающего свой родной язык; овладение языковыми и речевыми навыками и умениями, способствующих речевому взаимодействию и речевому совершенствованию, формирование навыков самостоятельной деятельности;
знание особенностей языка, как системы, обогащение словарного запаса и активное использование лексики русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей; совершенствование коммуникативных умений, способствующих сотрудничеству, умению вести диалог.
Содержание курса русского языка основано на компетентностном подходе и способствует развитию и формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенциям.
Место предмета
На изучение русского языка в 5 классе согласно базисному учебному плану отводится 175 часов.
Для реализации программы используется учебник «Русский язык 5 класс» в двух частях авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А., и др. М., Просвещение 2018.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные
o Осознание значимости русского языка как национальной ценности русского народа, его значения для развития моральных, интеллектуальных и творческих качеств, значимость языка для получения образования;
o Понимание эстетической ценности языка, гордость и уважительное отношение к языку, речевое совершенствование;
o Овладение достаточным объемом словарного запаса и грамматических средств, способствующих выражению мыслей и чувств, в процессе общения
Метапредметные результаты
Регулятивные
o Формулирование целей и задач деятельности;
o Умение сравнивать полученные результаты;
o Осуществление самоконтроля и самооценки деятельности;
Познавательные
o Владение разными видами чтения, устной и письменной речью;
o Восприятие на слух различной информации, воспроизведение текстов сжато и подробно;
o Умения извлекать информацию из различных источников, владеть приемами отбора материала на определенную тему;
o Формирование умений создания текстов различных стилей и жанров с учетом грамматических и речевых норм русского языка, навыки редактирования собственных текстов;
Коммуникативные
o Умение выступать с сообщениями, докладами перед различной аудиторией
o Применение знаний и умений в повседневной жизни;
o Использование русского языка как средства получения знаний по другим предметам;
o Формирование речевого поведения для взаимодействия в различных ситуациях общения.
Предметные
o Понимание функций русского языка как средства национального и межнационального общения, его роли;
o Освоение основных единиц языка и его разделов (фонетика, лексика, морфология, синтаксис);
o Умения производить различные виды анализа (морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический);
o Овладение основными нормами русского языка (орфографическими, орфоэпическими, лексическими, грамматическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
Содержание программы
Язык и общение
Язык и человек. Письменное и устное общение. Стили речи.
Вспоминаем. Повторяем. Изучаем
Звуки и буквы. Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова. Непроизносимые согласные. Правописание букв И, У, А после шипящих. Разделительный твердый и мягкий знаки. Написание предлогов. Части речи (глагол, существительное, прилагательное, местоимение).
Синтаксис и пунктуация. Культура речи
Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (дополнение, определение, обстоятельство) члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Предложения с обращениями. Простые и сложные предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Прямая речь и диалог, знаки препинания при них.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Культура речи
Звуки гласные и согласные. Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие. Графика. Алфавит. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Орфоэпия. Фонетический разбор слова.
Лексика. Кульура речи
Слово. Лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфема – наименьшая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. Корень слова. Суффикс. Приставка. Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з и с на конце приставок. Буквы о и а в корне лаг – лож. Буквы о и а в корне раст – рос. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Доказательства в рассуждении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Подробное изложение. Род имен существительных
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа, форму только единственного числа. Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Сочинение по картине. Множественное число имен существительных. Правописание о и е после шипящих и ц. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор. Рассказ.
Глагол
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Рассказ. Неопределенная форма глагола. Правописание –тся- и –ться- в глаголах. Виды глагола. Буквы е и и в корнях с чередованием. Невыдуманный рассказ. Время глагола (настоящее, прошедшее, будущее). Спряжение глагола. Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием. Сжатое изложение. Морфологический разбор глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. Употребление времен. Сочинение-рассказ.
Повторение и систематизация изученного
Разделы о языке. Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов. Употребление букв Ъ и Ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении, в предложениях с прямой речью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.