МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОГОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР _________Литовченко Г.Г. Директор школы ________Рожкова Р.И.
протокол №1 «28»___________ 2020 г. Приказ № ___ от «___» ______ 2020г.
« 27 » __________2020г.
Руководитель МО _______ Рожкова З.Д.
Рабочая программа
учебного курса «Русский язык»
для 6 класса
Всего часов по программе: 210 Составила:
Всего часов в неделю: 6 учитель русского языка и литературы
Учебник: Русский язык. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, Жадовец Н.В
А.В.Глазков, А.Г.Лисицын
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Русский язык
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) 2010г.;
- Примерной программы основного общего образования «Русский язык». М.: «Просвещение»,2010г.;
- Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. - М: «Просвещение», 2012г.;
- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 13.04.20 № 2230-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год»
- Учебного плана МБОУ Роговской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год (Пр. № 24 -0 от 31.08.20 г.)
- Календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2020-2021 учебный год (Пр. № 23/2-0 от 28.08.20 г.)
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта для общеобразовательных школ:
1. Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, М: «Просвещение», 2016г., рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»);
2. Рабочая тетрадь « Русский язык 6 класс» в 2-х частях. Л.М. Рыбченкова, Т.Н.Роговик. М: «Просвещение», 2017г.;
3. Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский язык. 6 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты». А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева М: «Просвещение», 2017г.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию ;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
6) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты освоения учебного курса « Русский язык» в 6 классе
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковой) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного курса «Русский язык» 6 класс (210ч)
Введение (6 ч)
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.
Морфемика, словообразование, орфография (22 ч)
Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова.
Понятие об этимологии.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Буквы о и я в корнях -гор-/-гар-, -зор-/ зар-, -раст-/-рос-.
Правописание приставок пре-/при-.
Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».
Лексикология, орфография. Культура речи (40 ч)
Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе.
Понятие об общеязыковых и художественных метафорах.
Лексические выразительные средства.
Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, равн-/ -ровн-, -твар-/-теор-.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русские слова.
Заимствованные слова.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.
Стилистически нейтральная и книжная лексика.
Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные.
Повторение темы «Лексикология».
Грамматика.
Морфология, орфография. Культура речи (122 ч)
Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке.
Имя существительное (20 ч)
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Словообразование имён существительных. Сложносокращённые имена существительные.
Правописание гласных о/е в суффиксах существительных после шипящих.
Повторение темы «Имя существительное».
Имя прилагательное (30 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень. Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного.
Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск-.
Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных.
Описание как тип речи.
Описание признаков предметов и явлений окружающего мира.
Повторение темы «Имя прилагательное».
Имя числительное (17 часов)
Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Склонение числительных. Разряды количественных числительных. Дробные и собирательные числительные. Синтаксическая функция числительных в предложении. Морфологический разбор имени числительного. Повторение темы «Имя числительное»
Местоимение (26 ч)
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Личные местоимения.
Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения.
Указательные местоимения.
Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимений.
Повторение темы «Местоимение».
Глагол (33 ч)
Глагол. Повторение изученного в 5 классе.
Глаголы совершенного и несовершенного вида. Разноспрягаемые глаголы.
Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений.
Безличные глаголы.
Морфологический разбор глагола.
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
Рассказ о событии.
Повторение темы «Глагол».
Синтаксис, пунктуация, культура речи (15 ч)
Основные единицы синтаксиса. Повторение изученного в 5 классе.
Простое предложение.
Порядок слов в предложении.
Простое осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи».
Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (210 ч.)
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
ВВЕДЕНИЕ (6 ЧАСОВ: 2 часа + 4 часа развития речи) |
||||
1 |
Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения |
1 |
01.09 |
|
2 |
Понятие о функциональных разновидностях языка. |
1 |
01.09 |
|
3 |
Р/р Текст и его признаки |
1 |
02.09 |
|
4 |
Р/р Смысловые части текста. Понятие о микротеме |
1 |
04.09 |
|
5 |
Р/р Орфоэпические нормы |
1 |
07.09 |
|
6 |
Р/р Орфоэпические нормы. Произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ. Произношение согласных перед Е |
1 |
07.09 |
|
МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ (22 ЧАСА: 17 часов + 5 часов развития речи) |
||||
7 |
Состав слова |
1 |
08.09 |
|
8 |
Нулевое окончание слова |
1 |
08.09 |
|
9 |
Р/р Определение принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка |
1 |
09.09 |
|
10 |
Основные способы образования слов в русском языке |
1 |
11.09 |
|
11 |
Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо |
1 |
14.09 |
|
12 |
Сложные и сложносокращённые слова |
1 |
14.09 |
|
13 |
Определение рода сложносокращённых слов |
1 |
15.09 |
|
14 |
Р/р Понятие об этимологии |
1 |
15.09 |
|
15 |
Р/р Этимологический анализ слов |
1 |
16.09 |
|
16 |
Морфемный разбор слова |
1 |
18.09 |
|
17 |
Словообразовательный разбор слова |
1 |
21.09 |
|
18 |
Р/р Подготовка к сочинению на лингвистическую тему |
1 |
21.09 |
|
19 |
Р/р Написание сочинения на лингвистическую тему |
1 |
22.09 |
|
20 |
Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-) |
1 |
22.09 |
|
21 |
Буквы О//А в корнях с чередованием (-зор-//-зар-) |
1 |
23.09 |
|
22 |
Буквы О//А в корнях с чередованием (-раст-//-рос-) |
1 |
25.09 |
|
23 |
Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ- |
1 |
28.09 |
|
24 |
Особенности написания приставок ПРЕ-//ПРИ- |
1 |
28.09 |
|
25 |
Повторение по теме «Морфемика, орфография» |
1 |
29.09 |
|
26 |
Повторение по теме «Словообразование, орфография» |
1 |
29.09 |
|
27 |
Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография» |
1 |
30.09 |
|
28 |
Работа над ошибками |
1 |
02.10 |
|
ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (40 ЧАСОВ: 34 + 6 часов развития речи) |
||||
29 |
Повторение изученного в 5-м классе по теме «Лексикология» |
1 |
05.10 |
|
30 |
Повторение изученного в 5-м классе по теме «Лексикология, орфография. Культура речи» |
1 |
05.10 |
|
31 |
Метафора |
1 |
06.10 |
|
32 |
Общеязыковые и художественные метафоры |
1 |
06.10 |
|
33 |
Лексические выразительные средства. Основные виды тропов |
1 |
07.10 |
|
34 |
Р/р Сочинение-рассказ о народном промысле |
1 |
09.10 |
|
35 |
Р/р Написание сочинения-рассказа о народном промысле |
1 |
12.10 |
|
36 |
Лексические выразительные средства. Эпитет |
1 |
12.10 |
|
37 |
Р/р Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания |
1 |
13.10 |
|
38 |
Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч- |
1 |
13.10 |
|
39 |
Чередование гласных в корнях -равн-//-ровн- |
1 |
14.10 |
|
40 |
Чередование гласных в корнях -твар-//-твор- |
1 |
16.10 |
|
41 |
Исконно русские слова |
1 |
19.10 |
|
42 |
Заимствованные слова |
1 |
19.10 |
|
43 |
Тематические группы заимствованных слов |
1 |
20.10 |
|
44 |
Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями |
1 |
20.10 |
|
45 |
Правописание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями |
1 |
21.10 |
|
46 |
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления |
1 |
23.10 |
|
47 |
Архаизмы, историзмы, неологизмы |
1 |
26.10 |
|
48 |
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. |
1 |
26.10 |
|
49 |
Диалектизмы |
1 |
06.11 |
|
50 |
Профессионализмы |
1 |
09.11 |
|
51 |
Жаргонизмы |
1 |
09.11 |
|
52 |
Стилистически нейтральная и книжная лексика |
1 |
10.11 |
|
53 |
Стилистически окрашенная лексика |
1 |
10.11 |
|
54 |
Разговорная лексика |
1 |
11.11 |
|
55 |
Стилистические пласты лексики |
1 |
13.11 |
|
56 |
Р/р Сочинение-рассуждение |
1 |
16.11 |
|
57 |
Фразеологизмы |
1 |
16.11 |
|
58 |
Источники фразеологизмов |
1 |
17.11 |
|
59 |
Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Книжные фразеологизмы |
1 |
17.11 |
|
60 |
Разговорные и просторечные фразеологизмы |
1 |
18.11 |
|
61 |
Р/р Подготовка к сжатому изложению (по книге «Школа вежливости») |
1 |
20.11 |
|
62 |
Р/р Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости») |
1 |
23.11 |
|
63 |
Повторение по теме «Лексикология» |
1 |
23.11 |
|
64 |
Повторение по теме «Лексика, орфография. Культура речи» |
1 |
24.11 |
|
65 |
Повторение по теме «Фразеология» |
1 |
24.11 |
|
66 |
Повторение по теме «Лексикология. Фразеология» |
1 |
25.11 |
|
67 |
Контрольная работа по теме «Лексикология» |
1 |
27.11 |
|
68 |
Работа над ошибками |
1 |
30.11 |
|
ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 ЧАСОВ: 19 часов + 1 час развития речи) |
||||
69 |
Части речи в русском языке |
1 |
30.11 |
|
70 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
01.12 |
|
71 |
Морфологические признаки имени существительного |
1 |
01.12 |
|
72 |
Разносклоняемые имена существительные |
1 |
02.12 |
|
73 |
Несклоняемые имена существительные |
1 |
04.12 |
|
74 |
Имена существительные общего рода |
1 |
07.12 |
|
75 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
07.12 |
|
76 |
Р/р Стиль текста |
1 |
08.12 |
|
77 |
Словообразование имён существительных |
1 |
08.12 |
|
78 |
Способы образования имён существительных |
1 |
09.12 |
|
79 |
Словообразовательные морфемы имён существительных |
1 |
11.12 |
|
80 |
Субстантивация. Образование существительных способом сложения |
1 |
14.12 |
|
81 |
Сложносокращённые имена существительные |
1 |
14.12 |
|
82 |
Правописание сложных и сложносокращенных существительных |
1 |
15.12 |
|
83 |
Буквы Е//И суффиксах имён существительных |
1 |
15.12 |
|
84 |
Правописание гласных в суффиксах имён существительных |
1 |
16.12 |
|
85 |
Правописание гласных после шипящих в суффиксах имён существительных |
1 |
18.12 |
|
86 |
Повторение темы «Имя существительное» |
1 |
21.12 |
|
87 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
1 |
21.12 |
|
88 |
Работа над ошибками |
1 |
22.12 |
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ЧАСОВ: 25 часов + 5 часов развития речи) |
||||
89 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
22.12 |
|
90 |
Морфологические признаки имени прилагательного |
1 |
23.12 |
|
91 |
Р/р Особенности строения текста-описания |
1 |
25.12 |
|
92 |
Р/р Сочинение-описание (упр.287) |
1 |
28.12 |
|
93 |
Степени сравнения имён прилагательных. |
1 |
28.12 |
|
94 |
Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень |
1 |
11.01 |
|
95 |
Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень |
1 |
11.01 |
|
96 |
Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных. |
1 |
12.01 |
|
97 |
Р/р Сжатое изложение |
1 |
12.01 |
|
98 |
Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
1 |
13.01 |
|
99 |
Качественные прилагательные |
1 |
15.01 |
|
100 |
Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные |
1 |
18.01 |
|
101 |
Относительные прилагательные |
1 |
18.01 |
|
102 |
Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные |
1 |
19.01 |
|
103 |
Притяжательные прилагательные |
1 |
19.01 |
|
104 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
20.01 |
|
105 |
Выполнение морфологического разбора имени прилагательного |
1 |
22.01 |
|
106 |
Словообразование имён прилагательных |
1 |
25.01 |
|
107 |
Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных |
1 |
25.01 |
|
108 |
Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных |
1 |
26.01 |
|
109 |
Н//НН в суффиксах имён прилагательных |
1 |
26.01 |
|
110 |
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. |
1 |
27.01 |
|
111 |
Правописание имен прилагательных с суффиксами -К-//-СК- |
1 |
29.01 |
|
112 |
Р/р Подготовка к сочинению-описанию признаков предметов и явлений окружающего мира |
1 |
01.02 |
|
113 |
Р/р Написание сочинения-описания признаков предметов и явлений окружающего мира |
1 |
01.02 |
|
114 |
Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные |
1 |
02.02 |
|
115 |
Правописание сложных прилагательных |
1 |
02.02 |
|
116 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
1 |
03.02 |
|
117 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» |
1 |
05.02 |
|
118 |
Работа над ошибками |
1 |
08.02 |
|
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (17 ЧАСОВ: 15 часов + 2 часа развития речи) |
||||
119 |
Имя числительное как часть речи |
1 |
08.02 |
|
120 |
Роль числительных в речи |
1 |
09.02 |
|
121 |
Разряды числительных по структуре. Простые, сложные и составные числительные |
1 |
09.02 |
|
122 |
Простые, сложные и составные числительные |
1 |
10.02 |
|
123 |
Количественные и порядковые числительные |
1 |
12.02 |
|
124 |
Р/р Сочинение. Роль числительных в тексте |
1 |
15.02 |
|
125 |
Склонение числительных |
1 |
15.02 |
|
126 |
Склонение количественных числительных |
1 |
16.02 |
|
127 |
Склонение порядковых числительных |
1 |
16.02 |
|
128 |
Разряды количественных числительных. Целые числительные |
1 |
17.02 |
|
129 |
Дробные числительные |
1 |
19.02 |
|
130 |
Собирательные числительные |
1 |
22.02 |
|
131 |
Синтаксическая роль числительных в предложении |
1 |
22.02 |
|
132 |
Р/р Лексические способы сокращения текста |
1 |
23.02 |
|
133 |
Морфологический разбор числительного |
1 |
23.02 |
|
134 |
Повторение по теме «Имя числительное» |
1 |
24.02 |
|
135 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное» |
1 |
26.02 |
|
МЕСТОИМЕНИЕ (26 ЧАСОВ: 20 часов + 6 часов развития речи) |
||||
136 |
Местоимение как часть речи |
1 |
01.03 |
|
137 |
Роль местоимений в речи |
1 |
01.03 |
|
138 |
Личные местоимения |
1 |
02.03 |
|
139 |
Склонение личных местоимений |
1 |
02.03 |
|
140 |
Р/р Приёмы сжатия текста |
1 |
03.03 |
|
141 |
Возвратное местоимение СЕБЯ |
1 |
05.03 |
|
142 |
Р/р Подготовка к сочинению-описанию картины |
1 |
08.03 |
|
143 |
Р/р Написание сочинения-описания картины |
1 |
08.03 |
|
144 |
Притяжательные местоимения |
1 |
09.03 |
|
145 |
Двойная роль местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ |
1 |
09.03 |
|
146 |
Указательные местоимения |
1 |
10.03 |
|
147 |
Определительные местоимения |
1 |
12.03 |
|
148 |
Определительные местоимения и их употребление в речи |
1 |
15.03 |
|
149 |
Р/р Текст. Логика текста |
1 |
15.03 |
|
150 |
Вопросительно-относительные местоимения |
1 |
16.03 |
|
151 |
Роль вопросительно-относительных местоимений в речи. |
1 |
16.03 |
|
152 |
Неопределённые местоимения |
1 |
17.03 |
|
153 |
Образование и правописание неопределённых местоимений |
1 |
19.03 |
|
154 |
Р/р Подготовка к сочинению-описанию картины А.Пластова «Жатва» |
1 |
22.03 |
|
155 |
Р/р Написание сочинения-описания картины А.Пластова «Жатва» |
1 |
22.03 |
|
156 |
Отрицательные местоимения |
1 |
23.03 |
|
157 |
Правописание отрицательных местоимений |
1 |
23.03 |
|
158 |
Морфологический разбор местоимения |
1 |
02.04 |
|
159 |
Повторение по теме «Местоимение» |
1 |
05.04 |
|
160 |
Контрольная работа по теме «Местоимение» |
1 |
05.04 |
|
161 |
Работа над ошибками |
1 |
06.04 |
|
ГЛАГОЛ (33 ЧАСА: 27 часов + 6 часов развития речи) |
||||
162 |
Глагол |
1 |
06.04 |
|
163 |
Словообразование глаголов |
1 |
07.04 |
|
164 |
Совершенный и несовершенный вид глагола |
1 |
09.04 |
|
165 |
Видовые пары глаголов |
1 |
12.04 |
|
166 |
Разноспрягаемые глаголы |
1 |
12.04 |
|
167 |
Переходные и непереходные глаголы |
1 |
13.04 |
|
168 |
Возвратные глаголы |
1 |
13.04 |
|
169 |
Наклонение глагола |
1 |
14.04 |
|
170 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
1 |
16.04 |
|
171 |
Изъявительное наклонение |
1 |
19.04 |
|
172 |
Условное наклонение |
1 |
19.04 |
|
173 |
Р/р Подготовка к сжатому изложению |
1 |
20.04 |
|
174 |
Р/р Сжатое изложение |
1 |
20.04 |
|
175 |
Повелительное наклонение |
1 |
21.04 |
|
176 |
Способы образования форм повелительного наклонения глаголов |
1 |
23.04 |
|
177 |
Правописание мягкого знака после согласных в повелительном наклонении глаголов |
1 |
26.04 |
|
178 |
Р/р Создание текста-инструкции |
1 |
26.04 |
|
179 |
Р/р Написание сочинения-инструкции |
1 |
27.04 |
|
180 |
Правописание глаголов в форме повелительного наклонения |
1 |
27.04 |
|
181 |
Употребление наклонений |
1 |
28.04 |
|
182 |
Безличные глаголы |
1 |
30.04 |
|
183 |
Роль безличных глаголов в речи |
1 |
03.05 |
|
184 |
Безличные глаголы и их употребление в тексте |
1 |
03.05 |
|
185 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
04.05 |
|
186 |
Правописание гласных в суффиксах –ЫВА- (-ИВА-) // -ОВА- (-ЕВА-) глагола |
1 |
04.05 |
|
187 |
Правописание гласной перед суффиксом прошедшего времени -Л- |
1 |
05.05 |
|
188 |
Р/р Подготовка к изложению с продолжением (рассказ о событии) |
1 |
07.05 |
|
189 |
Р/р Изложение с продолжением (рассказ о событии) |
1 |
10.05 |
|
190 |
Правописание гласных в суффиксах глагола |
1 |
10.05 |
|
191 |
Повторение материала по теме «Морфология. Глагол» |
1 |
11.05 |
|
192 |
Повторение по теме «Глагол» |
1 |
11.05 |
|
193 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
1 |
12.05 |
|
194 |
Работа над ошибками |
1 |
14.05 |
|
СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ЧАСОВ: 12 часов + 3 часа развития речи) |
||||
195 |
Основные единицы синтаксиса |
1 |
17.05 |
|
196 |
Р/р Подготовка к сочинению-описанию картины |
1 |
17.05 |
|
197 |
Р/р Написание сочинения-описания картины |
1 |
18.05 |
|
198 |
Простое предложение |
1 |
18.05 |
|
199 |
Грамматическая основа предложения |
1 |
19.05 |
|
200 |
Порядок слов в предложении |
1 |
21.05 |
|
201 |
Простое осложнённое предложение |
1 |
24.05 |
|
202 |
Знаки препинания в простом осложнённом предложении |
1 |
24.05 |
|
203 |
Контрольная работа на промежуточной аттестации |
1 |
25.05 |
|
204 |
Р/р Рассуждение |
1 |
25.05 |
|
205 |
Сложное предложение |
1 |
26.05 |
|
206 |
Знаки препинания в сложных предложения |
1 |
|
|
207 |
Синтаксический разбор простого и сложного предложений |
1 |
28.05 |
|
208 |
Повторение темы «Синтаксис» |
1 |
31.05 |
|
209 |
Повторение темы «Синтаксис и пунктуация» |
1 |
|
|
210 |
Повторение изученного в 6-м классе |
1 |
31.05 |
|
По программе – 210 ч.
Фактически – 202 ч.
Программа выполнена полностью.
Содержание Рабочей программы изучено за 202 часа в соответствии с расписание филиала МБОУ Роговской ООШ, праздничными днями (08.03, 01.05, 01.05, 02.05, 03.05, 09.05, 10.05) и на основании приказа Департамента образования и науки Брянской области от 23.04.2019г. №2527-04-О «О сроках завершения учебного года» (31.05).
Корректировка Рабочей программы проведена за счет объединения изучаемых тем, что отображено в тематическом планировании.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.