Рабочая программа по русскому языку 6 класс

  • doc
  • 25.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ! Русский 6 класс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

РОГОВСКАЯ  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

  «Рассмотрено»                                                                                         «Согласовано»                                                                 «Утверждаю» 

  на заседании МО                                                  зам. директора по УВР _________Литовченко Г.Г.            Директор школы ________Рожкова Р.И.

  протокол №1                                                                           «28»___________ 2020 г.                                         Приказ № ___ от «___» ______ 2020г.

  «  27 » __________2020г.                       

  Руководитель МО _______ Рожкова З.Д.

 

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык»

для  6 класса

 

 

 

 

  Всего часов по программе: 210                                                                                      Составила:

  Всего часов в неделю: 6                                                                                                  учитель русского языка   и литературы                                                                                                         

  Учебник: Русский язык. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова,                                 Жадовец Н.В

  А.В.Глазков, А.Г.Лисицын                   

 

              

 

 

 

 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Русский язык

            Рабочая программа по русскому языку в  6 классе  составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) 2010г.;

- Примерной программы основного общего образования «Русский язык».  М.: «Просвещение»,2010г.;

- Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. -  М: «Просвещение», 2012г.;

- Письма Департамента образования и науки Брянской области от 13.04.20 № 2230-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов                  общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год»

 - Учебного плана МБОУ Роговской основной общеобразовательной школы на 2020-2021 учебный год (Пр. № 24  -0 от 31.08.20 г.)                           

 - Календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2020-2021 учебный год (Пр. № 23/2-0 от 28.08.20 г.)           

 

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта для общеобразовательных школ:

1. Учебник для общеобразовательных школ: «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой,  М: «Просвещение», 2016г., рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «Академический школьный учебник»);

2. Рабочая тетрадь « Русский язык 6 класс» в 2-х частях. Л.М. Рыбченкова, Т.Н.Роговик. М: «Просвещение», 2017г.;

3. Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский язык.  6 класс. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты». А.Г.Нарушевич, И.В.Голубева М: «Просвещение», 2017г.

 

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

                 - воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

                 -  воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;

                 - овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

                 - развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

                 - освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.

 

Планируемые результаты освоения учебного  предмета «Русский язык»

 

Личностными результатами  освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1)      понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)      осознание эстетической ценности русского языка; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер­шенствованию ;

3)     достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами  освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1)    владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

способность извлекать информацию из различных источни­ков, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

способность определять цели предстоящей учебной деятель­ности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно фор­мулировать их в устной и письменной форме;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

умение выступать перед аудиторией сверстников с неболь­шими сообщениями, докладом;

2)      применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предме­там, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках ино­странного языка, литературы и др.);

3)      коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсужде­ниях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформаль­ного межличностного и межкультурного общения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками ос­новной школы программы по русскому (родному) языку яв­ляются:

1)      представление о русском языке как языке русского на­рода, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения наро­дов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2)      понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности, при полу­чении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

    3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

владение разными видами чтения (поисковым/просмотро­вым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

владение умениями информационной переработки прочи­танного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электрон­ных носителях;

адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жан­ров; владение различными видами аудирования (с полным по­ниманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функцио­нальной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

умение воспроизводить в устной и письменной форме про­слушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёр­нутости (пересказ, план, тезисы);

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построе­ния текста (логичность, последовательность, связность, со­ответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к про­читанному, услышанному, увиденному;

     умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соот­ветствии с коммуникативной задачей;

    владение различными видами монолога и диалога; высту­пление перед аудиторией сверстников с небольшими сообще­ниями, докладом;

соблюдение в практике речевого общения основных орфо­эпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное ис­пользование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях обще­ния;

осуществление речевого самоконтроля; способность оце­нивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенство­вать и редактировать собственные тексты;

3)     усвоение основ научных знаний о родном языке; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц;

4)     освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествова­ние, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5)     проведение различных видов анализа слова (фонети­ческий, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к опреде­лённым функциональным разновидностям языка, особенно­стей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

6)      осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

 

Планируемые результаты освоения учебного  курса « Русский язык» в 6 классе

 

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского  народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение  к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации  устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами  речевого этикета.

 

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности.

 

 

Содержание учебного предмета «Русский язык»

 

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

2. Осознание основных особенностей устной и письмен­ной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Раз­личение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание комму­никативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слуша­ние), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной ин­формации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поис­кового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информаци­онными источниками. Овладение различными видами ауди­рования. Изложение содержания прослушанного или прочи­танного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из раз­личных источников.

Раздел 3. Текст

1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль тек­ста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как сред­ство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повест­вование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мыс­ли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текс­та. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, ос­новной мысли и ситуации общения. Создание текстов различ­ного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.

       Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-де­лового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговор­ной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повество­вание, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

 

Содержание, обеспечивающее формирование  языковой и лингвистической (языковой) компетенции

Раздел 5. Общие сведения о языке

1. Русский язык — национальный язык русского народа, го­сударственный язык Российской Федерации и язык межнацио­нального общения. Русский язык в современном мире.

      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль ста­рославянского (церковнославянского) языка в развитии рус­ского языка.

      Русский язык как развивающееся явление. Формы функ­ционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновид­ности, жаргон.

     Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

     Лингвистика как наука о языке.

     Основные разделы лингвистики.

     Выдающиеся отечественные лингвисты.

2.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

     Понимание различий между литературным языком и диа­лектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.

     Осознание красоты, богатства, выразительности русского язы­ка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

1.  Фонетика как раздел лингвистики.

     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Эле­менты фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нор­мативного произношения и ударения.

     Орфоэпический словарь.

2.  Совершенствование навыков различения ударных и без­угарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких со­гласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.

     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.    

Раздел 7. Графика

1.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости со­гласных. Способы обозначения [J'].

2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энцикло­педиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как ми­нимальная значимая единица языка.

     Словообразующие и формообразующие морфемы. Оконча­ние как формообразующая морфема.

     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и со­гласных в корнях слов. Варианты морфем.

     Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

     Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (про­изводящая) основа и словообразующая морфема.

     Основные способы образования слов: приставочный, суф­фиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в дру­гую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

      Словообразовательный и морфемный словари.

2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразова­ния.

     Определение основных способов словообразования, по­строение словообразовательных цепочек слов.

     Применение знаний и умений по морфемике и словооб­разованию в практике правописания.

     Использование словообразовательного, морфемного и эти­мологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как еди­ница языка. Лексическое значение слова.

     Однозначные и многозначные слова; прямое и перенос­ное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

     Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

     Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностран­ных слов.

     Лексика русского языка с точки зрения её активного и пас­сивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

     Лексика русского языка с точки зрения сферы её упо­требления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

     Стилистические пласты лексики.

     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. По­словицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологи­ческие словари.

     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значе­ния с точки зрения её активного и пассивного запаса, проис­хождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и сти­листической принадлежности.

     Употребление лексических средств в соответствии со зна­чением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного слово­употребления.

     Проведение лексического разбора слов.

     Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей си­нонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в раз­личных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

1.   Морфология как раздел грамматики.

     Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

     Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.

     Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.

     Междометия и звукоподражательные слова.

     Омонимия слов разных частей речи.

     Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значе­нию, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей ре­чи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

     Использование словарей грамматических трудностей в ре­чевой практике.

Раздел 11. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

     Словосочетание как синтаксическая единица, типы сло­восочетаний. Виды связи в словосочетании.

     Виды предложений по цели высказывания и эмоциональ­ной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и  второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуе­мого.

     Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, пол­ные и неполные.

    Виды односоставных предложений.

    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.

     Классификация сложных предложений. Средства выраже­ния синтаксических отношений между частями сложного пред­ложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

     Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтакси­ческих конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правиль­ности, уместности и выразительности употребления синтак­сических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Пра­вописание ъ и ь.

     Слитные, дефисные и раздельные написания.

     Употребление прописной и строчной буквы.

     Перенос слов.

     Орфографические словари и справочники.

     Пунктуация как система правил правописания.

     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

     Знаки препинания в конце предложения.

     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении

     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.

     Знаки препинания в сложном предложении: сложносочи­нённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.

     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диа­логе.

     Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зор­костью. Соблюдение основных орфографических и пунктуа­ционных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

     Использование орфографических словарей и справочни­ков по правописанию для решения орфографических и пунк­туационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 13. Язык и культура

1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил рус­ского речевого этикета в учебной деятельности и повседнев­ной жизни.

 

Содержание учебного курса «Русский язык» 6 класс (210ч)

            Введение (6 ч)

Русский язык — государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. По­нятие о функциональных разновидностях языка. Текст и его признаки. Орфоэпические нормы.

Морфемика, словообразование, орфография (22 ч)

Состав слова. Основные способы образования слов в русском языке. Сложные и сложносокращённые слова.

Понятие об этимологии.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Буквы о и я в корнях -гор-/-гар-, -зор-/ зар-, -раст-/-рос-.

Правописание приставок пре-/при-.

Повторение темы «Морфемика, словообразование, орфография».

            Лексикология, орфография. Культура речи (40 ч)

Повторение и обобщение изученного по теме в 5 классе.

Понятие об общеязыковых и художественных мета­форах.

Лексические выразительные средства.

Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, равн-/ -ровн-, -твар-/-теор-.

Лексика русского языка с точки зрения её происхож­дения. Исконно русские слова.

Заимствованные слова.

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, нео­логизмы.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы.

Стилистически нейтральная и книжная лексика.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окра­шенные.

Повторение темы «Лексикология».

Грамматика.

Морфология, орфография. Культура речи (122 ч)

Грамматика как раздел лингвистики. Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке.

Имя существительное (20 ч)

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени суще­ствительного. Несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего ро­да. Морфологический разбор имени существительного. Словообразование имён существительных. Сложносо­кращённые имена существительные.  

Правописание гласных о/е в суффиксах существи­тельных после шипящих.

Повторение темы «Имя существительное».

Имя прилагательное (30 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Постоянные и непостоянные морфологические признаки имени при­лагательного. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Превосходная степень. Разря­ды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. При­тяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного.

Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Од­на и две буквы н в суффиксах имён прилагательных. Правописание имён прилагательных с суффиксами -к- и -ск-.

Словообразование имён прилагательных. Право­писание сложных прилагательных.

Описание как тип речи.

Описание признаков предметов и явлений окружаю­щего мира.

Повторение темы «Имя прилагательное».

            Имя числительное (17 часов)

Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные. Количественные и порядко­вые числительные. Склонение числительных. Разряды количественных числительных. Дробные и собиратель­ные числительные. Синтаксическая функция числитель­ных в предложении. Морфологический разбор имени числительного. Повторение темы «Имя числительное»

            Местоимение (26 ч)

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.

Личные местоимения.

Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения.

Указательные местоимения.

Определительные местоимения. Вопросительно-относительные местоимения. Неопределённые местоимения. Отрицательные местоимения. Морфологический разбор местоимений.

Повторение темы «Местоимение».

            Глагол (33 ч)

Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Разноспрягаемые глаголы.

Переходные и непереходные глаголы. Возвратные гла­голы.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений.

Безличные глаголы.

Морфологический разбор глагола.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Рассказ о событии.

Повторение темы «Глагол».

            Синтаксис, пунктуация, культура речи (15 ч)

Основные единицы синтаксиса. Повторение изу­ченного в 5 классе.

Простое предложение.

Порядок слов в предложении.

Простое осложнённое предложение.

Сложное предложение.

Повторение темы «Синтаксис, пунктуация, культура речи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по русскому языку в 6 классе (210 ч.)

 

№п/п

Раздел.

Тема урока.

Количество часов

Дата

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ (6 ЧАСОВ: 2 часа + 4 часа развития речи)

1

Русский язык — государственный язык Российской Федерации  и язык межнационального общения

1

01.09

 

2

Понятие о функциональных разновидностях языка.

1

01.09

 

3

Р/р Текст и его признаки

1

02.09

 

4

Р/р  Смысловые части текста. Понятие о микротеме

1

04.09

 

5

Р/р Орфоэпические нормы

1

07.09

 

6

Р/р  Орфоэпические нормы. Произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ. Произношение согласных перед Е

1

07.09

 

МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ (22 ЧАСА: 17 часов + 5 часов развития речи)

7

Состав слова

1

08.09

 

8

 Нулевое окончание слова

1

08.09

 

9

Р/р Определение принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка

1

09.09

 

10

Основные способы образования слов в русском языке

1

11.09

 

11

Последовательность образования слов. Словообразовательное гнездо

1

14.09

 

12

Сложные и сложносокращённые слова

1

14.09

 

13

Определение рода сложносокращённых слов

1

15.09

 

14

Р/р Понятие об этимологии

1

15.09

 

15

Р/р  Этимологический анализ слов

1

16.09

 

16

Морфемный разбор слова

1

18.09

 

17

Словообразовательный разбор слова

1

21.09

 

18

Р/р Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1

21.09

 

19

Р/р Написание сочинения на лингвистическую тему

1

22.09

 

20

Буквы О//А в корнях с чередованием (-гор-//-гар-)

1

22.09

 

21

Буквы О//А в корнях с чередованием (-зор-//-зар-)

1

23.09

 

22

Буквы О//А в корнях с чередованием (-раст-//-рос-)

1

25.09

 

23

Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-

1

28.09

 

24

 Особенности  написания приставок ПРЕ-//ПРИ-

1

28.09

 

25

Повторение по теме «Морфемика,  орфография»

1

29.09

 

26

Повторение по  теме «Словообразование, орфография»

1

29.09

 

27

Контрольная работа по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

30.09

 

28

Работа над ошибками

1

02.10

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (40 ЧАСОВ: 34 + 6 часов развития речи)

29

Повторение изученного в 5-м классе по теме «Лексикология»

1

05.10

 

30

Повторение изученного в 5-м классе по теме «Лексикология, орфография. Культура речи»

1

05.10

 

31

Метафора

1

06.10

 

32

Общеязыковые и художественные метафоры

1

06.10

 

33

Лексические выразительные средства. Основные виды тропов

1

07.10

 

34

Р/р Сочинение-рассказ о народном промысле

1

09.10

 

35

Р/р Написание сочинения-рассказа о народном промысле

1

12.10

 

36

Лексические выразительные средства. Эпитет

1

12.10

 

37

Р/р Подготовка материалов для домашнего сочинения-описания

1

13.10

 

38

Чередование гласных в корнях -скак-//-скоч-

1

13.10

 

39

Чередование гласных в корнях -равн-//-ровн-

1

14.10

 

40

Чередование гласных в корнях -твар-//-твор-

1

16.10

 

41

Исконно русские слова

1

19.10

 

42

Заимствованные слова

1

19.10

 

43

Тематические группы заимствованных слов

1

20.10

 

44

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

1

20.10

 

45

Правописание слов с полногласными и неполногласными сочетаниями

1

21.10

 

46

Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления

1

23.10

 

47

Архаизмы, историзмы, неологизмы

1

26.10

 

48

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления.

1

26.10

 

49

Диалектизмы

1

06.11

 

50

Профессионализмы

1

09.11

 

51

Жаргонизмы

1

09.11

 

52

Стилистически нейтральная и книжная лексика

1

10.11

 

53

Стилистически  окрашенная лексика

1

10.11

 

54

 Разговорная лексика

1

11.11

 

55

Стилистические пласты лексики

1

13.11

 

56

Р/р Сочинение-рассуждение

1

16.11

 

57

Фразеологизмы

1

16.11

 

58

Источники фразеологизмов

1

17.11

 

59

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Книжные фразеологизмы

1

17.11

 

60

Разговорные и просторечные фразеологизмы

1

18.11

 

61

Р/р Подготовка к сжатому изложению (по книге «Школа вежливости»)

1

20.11

 

62

Р/р Сжатое изложение (по книге «Школа вежливости»)

1

23.11

 

63

 Повторение по теме «Лексикология»

1

23.11

 

64

Повторение по теме «Лексика, орфография. Культура речи»

1

24.11

 

65

Повторение по теме «Фразеология»

1

24.11

 

66

Повторение по теме «Лексикология. Фразеология»

1

25.11

 

67

Контрольная работа  по теме «Лексикология» 

1

27.11

 

68

Работа над ошибками

1

30.11

 

ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (20 ЧАСОВ: 19 часов + 1 час развития речи)

69

Части речи в русском языке

1

30.11

 

70

Имя существительное как часть речи

1

01.12

 

71

Морфологические признаки имени существительного 

1

01.12

 

72

Разносклоняемые   имена существительные

1

02.12

 

73

Несклоняемые имена существительные

1

04.12

 

74

Имена существительные общего рода

1

07.12

 

75

Морфологический разбор имени существительного

1

07.12

 

76

Р/р Стиль текста

1

08.12

 

77

Словообразование имён существительных

1

08.12

 

78

 Способы образования  имён существительных

1

09.12

 

79

Словообразовательные морфемы имён существительных

1

11.12

 

80

Субстантивация. Образование существительных способом сложения

1

14.12

 

81

Сложносокращённые имена существительные

1

14.12

 

82

 Правописание сложных и сложносокращенных существительных

1

15.12

 

83

Буквы Е//И суффиксах имён существительных

1

15.12

 

84

Правописание гласных в суффиксах имён существительных

1

16.12

 

85

Правописание гласных после шипящих в суффиксах имён существительных

1

18.12

 

86

Повторение темы «Имя существительное»

1

21.12

 

87

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1

21.12

 

88

Работа над ошибками

1

22.12

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (30 ЧАСОВ: 25 часов + 5 часов развития речи)

89

Имя прилагательное как часть речи

1

22.12

 

90

Морфологические признаки имени прилагательного

1

23.12

 

91

Р/р Особенности строения текста-описания

1

25.12

 

92

Р/р Сочинение-описание (упр.287)

1

28.12

 

93

Степени сравнения имён прилагательных.

1

28.12

 

94

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень

1

11.01

 

95

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень

1

11.01

 

96

 Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных.

1

12.01

 

97

Р/р Сжатое изложение

1

12.01

 

98

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

13.01

 

99

Качественные прилагательные

1

15.01

 

100

Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные

1

18.01

 

101

Относительные прилагательные

1

18.01

 

102

Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные

1

19.01

 

103

Притяжательные прилагательные

1

19.01

 

104

Морфологический разбор имени прилагательного

1

20.01

 

105

Выполнение морфологического разбора имени прилагательного

1

22.01

 

106

Словообразование имён прилагательных

1

25.01

 

107

Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

1

25.01

 

108

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных

1

26.01

 

109

Н//НН в суффиксах имён прилагательных

1

26.01

 

110

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

1

27.01

 

111

Правописание имен прилагательных с суффиксами -К-//-СК-

1

29.01

 

112

Р/р Подготовка к сочинению-описанию признаков предметов  и явлений окружающего мира

1

01.02

 

113

Р/р Написание сочинения-описания признаков предметов  и явлений окружающего мира

1

01.02

 

114

Словообразование имён прилагательных. Сложные имена прилагательные

1

02.02

 

115

Правописание сложных прилагательных

1

02.02

 

116

Повторение по  теме «Имя прилагательное»

1

03.02

 

117

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

1

05.02

 

118

Работа над ошибками

1

08.02

 

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (17 ЧАСОВ: 15 часов + 2 часа развития речи)

119

Имя числительное как часть речи

1

08.02

 

120

 Роль числительных в речи

1

09.02

 

121

Разряды числительных по структуре. Простые, сложные и составные числительные

1

09.02

 

122

Простые, сложные и составные числительные

1

10.02

 

123

Количественные и порядковые числительные

1

12.02

 

124

Р/р Сочинение. Роль числительных в тексте

1

15.02

 

125

Склонение числительных

1

15.02

 

126

Склонение количественных числительных

1

16.02

 

127

Склонение порядковых числительных

1

16.02

 

 128

Разряды количественных числительных. Целые числительные

1

17.02

 

129

Дробные числительные

1

19.02

 

130

Собирательные числительные

1

22.02

 

131

Синтаксическая роль числительных в предложении

1

22.02

 

132

Р/р Лексические способы сокращения текста

1

23.02

 

133

Морфологический разбор числительного

1

23.02

 

134

Повторение по теме «Имя числительное»

1

24.02

 

135

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя числительное»

1

26.02

 

МЕСТОИМЕНИЕ (26 ЧАСОВ: 20 часов + 6 часов развития речи)

136

Местоимение как часть речи

1

01.03

 

137

 Роль местоимений в речи 

1

01.03

 

138

Личные местоимения

1

02.03

 

139

Склонение личных местоимений

1

02.03

 

140

Р/р Приёмы сжатия текста

1

03.03

 

141

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

05.03

 

142

Р/р Подготовка к сочинению-описанию картины

1

08.03

 

143

Р/р  Написание сочинения-описания картины

1

08.03

 

144

Притяжательные местоимения

1

09.03

 

145

Двойная роль местоимений ЕГО, ЕЁ, ИХ

1

09.03

 

146

Указательные местоимения

1

10.03

 

147

Определительные местоимения

1

12.03

 

148

Определительные местоимения и их употребление в речи

1

15.03

 

149

Р/р Текст. Логика текста

1

15.03

 

150

Вопросительно-относительные местоимения

1

16.03

 

151

Роль вопросительно-относительных местоимений в речи.

1

16.03

 

152

Неопределённые местоимения

1

17.03

 

153

Образование и правописание неопределённых местоимений

1

19.03

 

154

Р/р Подготовка к сочинению-описанию картины А.Пластова «Жатва»

1

22.03

 

155

Р/р Написание сочинения-описания картины А.Пластова «Жатва»

1

22.03

 

156

Отрицательные местоимения

1

23.03

 

157

Правописание отрицательных местоимений

1

23.03

 

158

Морфологический разбор местоимения

1

02.04

 

159

Повторение по теме «Местоимение»

1

05.04

 

160

Контрольная работа по теме «Местоимение»

1

05.04

 

161

Работа над ошибками

1

06.04

 

ГЛАГОЛ (33 ЧАСА: 27 часов + 6 часов развития речи)

162

Глагол

1

06.04

 

163

Словообразование глаголов

1

07.04

 

164

Совершенный и несовершенный вид глагола

1

09.04

 

165

 Видовые пары глаголов

1

12.04

 

166

Разноспрягаемые глаголы

1

12.04

 

167

Переходные и непереходные глаголы

1

13.04

 

168

Возвратные глаголы

1

13.04

 

169

Наклонение глагола

1

14.04

 

170

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

16.04

 

171

Изъявительное наклонение

1

19.04

 

172

Условное наклонение

1

19.04

 

173

Р/р  Подготовка к  сжатому изложению

1

20.04

 

174

Р/р   Сжатое изложение

1

20.04

 

175

Повелительное наклонение

1

21.04

 

176

 Способы образования форм повелительного наклонения глаголов

1

23.04

 

177

Правописание мягкого знака после согласных в повелительном наклонении глаголов

1

26.04

 

178

Р/р Создание текста-инструкции

1

26.04

 

179

Р/р   Написание сочинения-инструкции

1

27.04

 

180

Правописание глаголов в форме повелительного наклонения

1

27.04

 

181

Употребление наклонений

1

28.04

 

182

Безличные глаголы

1

30.04

 

183

Роль безличных глаголов в речи

1

03.05

 

184

Безличные глаголы и их употребление в тексте

1

03.05

 

185

Морфологический разбор глагола

1

04.05

 

186

Правописание гласных в суффиксах –ЫВА- (-ИВА-) // -ОВА- (-ЕВА-) глагола

1

04.05

 

187

Правописание гласной  перед суффиксом прошедшего времени -Л-

1

05.05

 

188

Р/р Подготовка к изложению с продолжением  (рассказ о событии)

1

07.05

 

189

Р/р Изложение с продолжением  (рассказ о событии)

1

10.05

 

190

Правописание гласных в суффиксах глагола

1

10.05

 

191

Повторение материала по теме «Морфология. Глагол»

1

11.05

 

192

Повторение по теме  «Глагол»

1

11.05

 

193

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме  «Глагол»

1

12.05

 

194

Работа над ошибками

1

14.05

 

СИНТАКСИС, ПУНКТУАЦИЯ, КУЛЬТУРА РЕЧИ (15 ЧАСОВ: 12 часов + 3 часа развития речи)

195

Основные единицы синтаксиса

1

17.05

 

196

Р/р Подготовка к сочинению-описанию картины

1

17.05

 

197

 Р/р Написание сочинения-описания картины

1

18.05

 

198

Простое предложение

1

18.05

 

199

Грамматическая основа   предложения

1

19.05

 

200

Порядок слов в предложении

1

21.05

 

201

Простое осложнённое предложение

1

24.05

 

202

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

1

24.05

 

203

Контрольная работа на промежуточной аттестации

1

25.05

 

204

Р/р Рассуждение

1

25.05

 

205

Сложное предложение

1

26.05

 

206

Знаки препинания в сложных предложения

1

 

207

Синтаксический разбор простого и сложного предложений

1

28.05

 

208

 Повторение темы «Синтаксис»

1

31.05

 

209

Повторение темы «Синтаксис и пунктуация»

1

 

210

Повторение изученного в 6-м классе

1

31.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По программе – 210 ч.

            Фактически – 202 ч.

            Программа выполнена полностью.

            Содержание Рабочей программы изучено за  202 часа  в соответствии с расписание филиала МБОУ Роговской ООШ, праздничными днями (08.03, 01.05, 01.05, 02.05, 03.05, 09.05, 10.05) и на основании приказа  Департамента образования и науки  Брянской области от 23.04.2019г. №2527-04-О «О сроках завершения учебного года» (31.05).

            Корректировка Рабочей программы проведена за счет объединения изучаемых тем, что отображено в тематическом планировании.


Скачано с www.znanio.ru