1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9А класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17 декабря 2010 зарегистрирован Минюст № 19644 от 01.02.2011 с изменениями) и Программой по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2016).
Планирование составлено из расчёта 3 часа в неделю (9 класс – 105 часов в год) и ориентировано на учебник: Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. (С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.). – М.: Просвещение, 2019.
Цели и задачи учебного предмета:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка. Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Специфика курса русского языка требует особой организации учебной деятельности школьников в форме постановки и решения ими учебных задач. Гуманитарное образование вносит свой вклад в формирование личности и развитие духовной составляющей человека, играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная - с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Без базовой подготовки невозможно стать образованным человеком, так как русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Формы промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов;
- устанавливать аналогии;
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;5-9
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
- находить грамматическую основу предложения;
- распознавать главные и второстепенные члены предложения;
- опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
- проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
- соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
- опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
- опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
- писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Основное содержание обучения
Международное значение русского языка
Повторение изученного в 5-8 классах
Сложное предложение. Культура речи
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
П. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их тексте образующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Всего часов |
Из них часов на развитие речи |
Из них часов на контр. работы, тесты, диктанты |
Сочинения |
Изложения |
1 |
Международное значение русского языка |
1 |
|
|
|
|
2 |
Повторение изученного в 5-8 классах |
13 |
3 |
1 |
2 |
1 |
3 |
Сложное предложение. Культура речи. |
13 |
1 |
1 |
1 |
|
4 |
Сложносочиненные предложения |
7 |
|
1 |
|
|
5 |
Сложноподчиненные предложения |
7 |
1 |
2 |
1 |
|
6 |
Основные группы сложноподчинённых предложений |
30 |
6 |
3 |
4 |
2 |
7 |
Бессоюзные сложные предложения |
13 |
2 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Сложные предложения с различными видами связи |
12 |
2 |
2 |
|
2 |
9 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
9 |
1 |
|
|
1 |
|
Итого |
105 |
16 |
11 |
9 |
7 |
5. Календарно-тематическое планирование
Часов |
Название темы/урока |
|
План |
Дата |
|
1 |
Международное значение русского языка |
|
02.09 |
Международное значение русского языка |
|
13 |
Повторение изученного в 5-8 классах |
|
03.09 |
|
Устная и письменная речь. |
05.09 |
|
Монолог, диалог. |
09.09 |
|
Стили речи. |
10.09 |
|
Р.Р.Сочинение-описание |
12.09 |
|
Простое предложение и его грамматическая основа. |
16.09 |
|
Входная контрольная работа. |
17.09 |
|
Простое предложение и его грамматическая основа. |
19.09 |
|
Односоставные предложения. |
23.09 |
|
Предложения с обособленными членами. |
24.09 |
|
Предложения с обособленными членами. |
26.09 |
|
Р.Р.Сочинение по данному началу. |
30.09 |
|
Обращения, вводные слова и вставные конструкции. |
01.10 |
|
Р.Р.Изложение с продолжением. |
13 |
Сложное предложение. Культура речи |
|
03.10 |
|
Понятие о сложном предложении. |
07.10 |
|
Типы сказуемых. |
08.10 |
|
Диктант по теме "Сложные предложения" |
10.10 |
|
Анализ диктанта. |
14.10 |
|
Сложные и бессоюзные предложения. |
15.10 |
|
Сложные и бессоюзные предложения. |
17.10 |
|
Союзные сложные предложения. |
21.10 |
|
Союзные сложные предложения. |
22.10 |
|
Бессоюзные сложные предложения. |
24.10 |
|
Р.Р. Сочинение-рассуждение. Сочинение на основе прочитанного текста. |
05.11 |
|
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. |
07.11 |
|
Тест по теме «Сложное предложение». |
11.11 |
|
Интонация сложного предложения. |
7 |
Сложносочиненные предложения |
|
12.11 |
|
Сложносочиненные предложения. Понятие о сложносочиненном предложении. |
14.11 |
|
Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. |
18.11 |
|
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. |
19.11 |
|
Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. |
21.11 |
|
Сложносочиненные предложения с противительными союзами. |
25.11 |
|
Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненных предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор разбор сложносочиненного предложения. |
26.11 |
|
Контрольная работа по теме "Сложносочинённое предложение". |
7 |
Сложноподчиненные предложения |
|
28.11 |
|
Понятие о сложноподчиненном предложении. |
02.12 |
|
Р.Р. Отзыв о картине. |
03.12 |
|
Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. |
05.12 |
|
Роль указательных слов в сложноподчиненных предложениях. |
09.12 |
|
Контрольная работа за I полугодие |
10.12 |
|
Контрольная работа за I полугодие |
12.12 |
|
Анализ контрольной работы. |
30 |
Основные группы сложноподчинённых предложений |
|
16.12 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. |
17.12 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. |
19.12 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. |
23.12 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. |
24.12 |
|
Р.Р. сжатое изложение. |
26.12 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. |
09.01 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. |
13.01 |
|
Р.Р. Сочинение по данному началу. |
14.01 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. |
16.01 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. |
20.01 |
|
Р.Р. Сочинение по прочитанному тексту. |
21.01 |
|
Диктант с грамматическим заданием |
23.01 |
|
Анализ диктанта. |
27.01 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. |
28.01 |
|
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. |
30.01 |
|
Придаточные сравнительные и сравнительные обороты в художественных текстах. |
03.02 |
|
Р.Р. Сочинение по картине. |
04.02 |
|
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. |
06.02 |
|
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. |
10.02 |
|
Виды подчинительной связи. |
11.02 |
|
Р.Р. Изложение по тексту. |
13.02 |
|
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. |
17.02 |
|
Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. |
18.02 |
|
Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. |
20.02 |
|
Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. |
25.02 |
|
Р.Р. Сочинение-рассуждение на заданную тему. |
27.02 |
|
Повторение изученного по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений". |
02.03 |
|
Контрольная работа по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений". |
03.03 |
|
Контрольная работа по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений". |
05.03 |
|
Анализ контрольной работы. |
13 |
Бессоюзное сложное предложение |
|
10.03 |
|
Понятие о бессоюзном сложном предложении. |
12.03 |
|
Интонация в бессоюзном сложном предложении. |
16.03 |
|
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. |
17.03 |
|
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. |
19.03 |
|
Р.Р. Подробное изложение. |
23.03 |
|
Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. |
02.04 |
|
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. |
06.04 |
|
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. |
07.04 |
|
Тире в бессоюзном сложном предложении. |
09.04 |
|
Р.Р. Сочинение-отзыв по прочитанному тексту на нравственную тему. |
13.04 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор в бессоюзном сложном предложении. |
14.04 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор в бессоюзном сложном предложении. |
16.04 |
|
Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение». |
12 |
Сложные предложения с различными видами связи |
|
20.04 |
|
Сложные предложения с различными видами связи. |
21.04 |
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. |
23.04 |
|
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. |
27.04 |
|
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. |
28.04 |
|
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. |
30.04 |
|
Публичная речь. |
07.05 |
|
Р.Р. Контрольное изложение. |
12.05 |
|
Р.Р. Контрольное изложение. |
14.05 |
|
Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». |
18.05 |
|
Итоговая контрольная работа. |
19.05 |
|
Итоговая контрольная работа. |
21.05 |
|
Анализ контрольной работы |
9 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
|
25.05 |
|
Фонетика и графика. |
26.05 |
|
Лексикология (лексика) и фразеология. |
28.05 |
|
Морфемика. |
01.06 |
|
Словообразование. |
01.06 |
|
Р.Р. Сжатое изложение. |
02.06 |
|
Морфология. |
04.06 |
|
Синтаксис. |
04.06 |
|
Обобщающее повторение по курсу. |
08.06 |
|
Орфография, пунктуация. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.