Рабочая программа по русскому языку для 10 класса

  • docx
  • 07.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 10 класс Русский язык.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

 Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

Рекомендовано

 методическим

объединением

учителей филологов

Руководитель МО

________Аскерова Р.К

 

 «___» _______ 2020г.

 

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

 

 

_________Аскеров Ш.А.

 

 «___» _______ 2020г.

 

Утверждаю

Директор школы

 

 

 

  _______Завзанов С.З.

 

 «___» _______ 2020г.

 

 

 

 

Рабочая программа

по русскому языку для 10 класса

УМК  Н.Г.Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной

В неделю 2 часа, в году –68 часов

 

 

 

Составила:

учитель русского языка

 Аскерова Роза Кулиевна

 

с. Красный Восход 2020г.

 

Пояснительная записка  

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена в соответствии с:

·        Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·        Федеральным компонентом государственного стандарта образования;

·        Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2020--2021  учебный год;

·        Примерной программой среднего общего образования для общеобразовательных школ по русской литературе;

·        Авторской программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией Гольцовой Н.Г.;

·        Предметной линией учебников УМК Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной.

 

Курс русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:

-воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

-готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;

-языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

- различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;

-повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

-дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

-закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

-формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками;

-развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;

-осуществлять речевой самоконтроль;

-оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 

 

Планируемые результаты усвоения учебного курса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение :                                                                                                                                  

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;

 

 

 

Основное содержание учебного курса «Русский язык» в 10 классе

Введение

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография1.

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.

         МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧЖЧСТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Части речи.

Имя существительное

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные.

Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.

Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.

Прилагательные относительные и притяжательные.

Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.

Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательныхприлагательных  на -ий.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола.

Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола.

Возвратные глаголы.

Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.

Категория времени глагола.

Спряжение глаголов.

Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола.

Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма.

Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий,

Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

         Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи.

ПредлогПредлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.

Союзы и союзные словаСоюз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы

Частицы как служебная часть речи.Разряды частиц.Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употреблениямеждометий.

Местоимения

Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Успешно сдать ЕГЭ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование учебного курса «Русский язык» 10 класс (68 часов)

 

Тема урока

Кол-во часов

Домашнее
задание

Дата проведения

Примечание

По плану

фактически

 

1

Слово о русском языке.

Слово и его значение.

1

 

Упр. 1

1 неделя сентября

 

 

2

Однозначность и многозначность слов.

1

Упр. 4

1 неделя сентября

 

 

3

Изобразительно-выразительные средства.

1

Упр. 8

2 неделя сентября

 

 

4

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

1

Упр. 13

2 неделя сентября

 

 

5

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

1

Упр. 17

3 неделя сентября

 

 

6

Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.

Антонимы. Их употребление.

1

 

Упр. 20

3 неделя сентября

 

 

7

 Входной диктант.

1

  Упр. 26

4 неделя сентября

 

 

8

Анализ диктанта. Происхождение лексики СРЯ.

1

Упр. 31

4 неделя сентября

 

 

9 Р/Р

Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк».

1

Упр. 36

  1 неделя            

октября

 

 

10

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Устаревшая лексика и неологизмы.

1

 

Упр. 38

1 неделя октября

 

 

11

Готовимся к ЕГЭ.

1

  Упр. 40

2неделя октября

 

 

12

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Упр. 44

2неделя октября

 

 

13

Обобщающий урок: лексикография.

1

Вопросы и задания стр. 32

3 неделя октября

 

 

14

Диктант.

1

Упр. 45

 3 неделя  октября

 

 

15-16

Анализ диктанта.  Звуки и буквы.  Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Орфоэпия.

2

 

Упр. 47,49,вопросы и задания стр.40

4 неделя октября

 

 

17

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

  Упр. 51

2 неделя ноября

 

 

18-19

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

2

Упр. 56,60

2 неделя ноября

 

 

20

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный  разбор  слова.

1

Упр. 77

3 неделя ноября

 

 

21

Формообразование. Понятие парадигмы.

1

Упр. 84

3 неделя ноября

 

 

22

Р/Р

Подготовка к итоговому сочинению.

1

Написать сочинение.

4 неделя ноября

 

 

23

Принципы русской орфографии.

1

Упр. 87

4 неделя ноября

 

 

24

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

1

Упр. 94, 96

1 неделя декабря

 

 

25-26

Чередующиеся гласные в  корне  слова.

2

Упр. 106,108

1 неделя декабря

 

 

27

Обобщающие упражнения. Тест.

1

  Упр. 110

2 неделя декабря

 

 

28

Употребление гласных после шипящих.

1

Упр.114

3  неделя декабря

 

 

29

Употребление гласных после Ц.

1

Упр. 116

3 неделя декабря

 

 

30

Диктант.

1

Упр. 120

4 неделя декабря

 

 

31

Анализ диктанта. Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

1

Упр. 128

4 неделя декабря

 

 

32

Правописание двойных согласных.

1

Упр. 131

2 неделя января

 

 

33

34

 

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

Гласные Ы – И после приставок.

2

Упр. 151

Упр. 157

2 неделя января

 

 

35-36

 

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

2

Упр.164,170

3 неделя января

 

 

37

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

1

Упр. 176

 4 неделя января

 

 

38

Имя существительное как часть речи.

1

Упр. 179

4 неделя января

 

 

39-40

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Гласные в суффиксах имён существительных.

2

 

Упр.199, 206

1 неделя февраля

 

 

41

Правописание сложных имён существительных.

1

Упр. 214

2 неделя февраля

 

 

42

Имя прилагательное как часть речи.

1

Упр. 221

2 неделя февраля

 

 

43

Правописание окончаний  имён прилагательных.

1

Упр. 226

3 неделя февраля

 

 

44

Правописание  суффиксов имён прилагательных.

1

Упр. 231

3 неделя февраля

 

 

45

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

1

Упр. 235

4 неделя февраля

 

 

46

Правописание сложных имён прилагательных.

1

Упр. 239

4 неделя февраля

 

 

47-48

Имя числительное как часть речи.

Правописание имен числительных.

2

Упр. 244,246

1 неделя марта

 

 

49-50

Местоимение как часть речи.

2

Упр. 257. 261

2 неделя марта

 

 

51

Диктант.

1

Упр. 262

  3 неделя  марта

 

 

52-53

Анализ диктанта. Глагол как часть речи.

2

Упр. 264.276

3-4  неделя марта

 

 

54-55

Причастие как часть речи.

2

Упр. 288,293

1 неделя апреля

 

 

56

Деепричастие как часть речи.

1

Упр.301

1 неделя апреля

 

 

57-58

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

2

Упр. 314. 316

2  неделя апреля

 

 

59

Слова категории состояния.

1

Упр. 322

  3неделя апреля

 

 

60

Служебные части речи. Предлог.

1

Упр.331

3  неделя апреля

 

 

61

Союз как служебная часть речи.

1

Упр. 336

4  неделя апреля

 

 

62

Частицы.

1

Упр. 339

4 неделя апреля

 

 

63

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

1

Упр. 340

1 неделя мая

 

 

64

Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи.

1

Упр. 341

1 неделя мая

 

 

65

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

1

Упр. 352

2  неделя мая

 

 

66

Повторение и обобщение пройденного.

1

Упр. 353

  2 неделя мая

 

 

 

67

Готовимся к ЕГЭ.

Итоговый тест.

1

  Упр. 354

 3 неделя мая

 

 

 

68

Работа над ошибками.

1

  Тест.

 3-4  неделя мая