МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «29» августа 2019 года |
Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № 122 от «30» августа 2019года
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3 класса А
Учитель: Рыбакова Светлана Ивановна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 от «28» августа 2019 г.
Руководитель ШМО____________/Богданова М. В./
2019/2020 учебный год
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета………..3-11 стр.
2. Содержание учебного предмета…………………………………12-15 стр.
3. Тематическое планирование………………………………………..16 стр.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе примерной программы учебного предмета «Русский язык», в соответствии с ФГОС НОО.
Программа ориентирована на использование учебника Нечаевой Н. В. Яковлевой С.Г. Русский язык. 3 класс: Учебник, - Самара: Учебная литература. Издательский дом «Фёдоров». 2012г.
Программа по русскому языку составлена из расчета 5 учебных часов в неделю в I полугодии и 4 учебных часа в неделю во II полугодии (153 учебных часа).
Формы текущего контроля: проверочные работы, диктанты, контрольные списывания, устные ответы.
Общее количество контрольных работ - 9 (в т.ч. входная и итоговая).
Количество работ по развитию речи - 11.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
У обучающегося будут формироваться:
Ø ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
Ø интерес к познанию русского языка;
Ø ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
Ø предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
Ø осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
Ø развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
Ø представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Ø понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
Ø ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
Ø понимание чувств одноклассников, учителей;
Ø понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающийся получит возможность для формирования:
Ø внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно -познавательных мотивов;
Ø выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
Ø учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
Ø способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Ø сопереживания другим людям;
Ø следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Ø осознания своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
Ø чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Метапредметные
Познавательные
Обучающийся научится:
Ø осуществлять поиск нужного иллюстративного текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
Ø осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации о русском языке;
Ø пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведёнными в учебной литературе;
Ø строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
Ø находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
Ø воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов)в соответствии с учебной задачей;
Ø анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Ø осуществлять синтез как составление целого из частей;
Ø проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
Ø устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Ø понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
Ø обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
Ø подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее сказуемое);
Ø проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
Ø записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
Ø создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
Ø строить сообщения в устной и письменной форме;
Ø находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
Ø осуществлять
сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям);
- строить логические рассуждения как связь простых суждений об объекте
(явлении).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Ø строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
Ø ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Ø учитывать другое мнение и позицию;
Ø договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
Ø контролировать действия партнёра;
Ø адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø строить монологическое высказывание 9при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации , используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
Ø допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Ø стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Ø строить понятные л\для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
Ø использовать речь для регуляции своего действия;
Ø понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его решению;
Ø оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
Ø использовать речь для планирования своей деятельности.
Регулятивные
Обучающийся научится:
Ø следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Ø контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
Ø отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
Ø вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
Ø действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
Ø самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
Ø на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
Ø осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях, выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр и силу голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
Ø выражать собственное мнение, обосновывать его;
Ø владеть начальными умениями ведения разговора (начать , поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.);
Ø строить устное монологическое высказывание на определённую тему, делать словесный отчёт о выполненной работе;
Ø применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
Ø определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
Ø сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и пр.;
Ø находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы);
Ø составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
Ø создавать тексты по предложенному заголовку, получит первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
Ø подробно или выборочно пересказывать текст;
Ø выполнять проект «Банк заданий», представляя результат проекта в бумажном или электронном виде (набор заданий и презентация, сопровождающая защиту проекта);
Ø пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
Ø актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; шипящие всегда твёрдые, всегда мягкие;
Ø устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень ; в слова с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
Ø использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø узнавать позиционные чередования звуков;
Ø проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельного по предложенномув учебнике алгоритму;
Ø оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов;
Ø соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме словаря произношения, представленного в учебнике);
Ø находить при сомнении и правильности постановки ударения или произношении слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
Ø совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
Ø воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
Ø выявлять слова, значение которых требует уточнения;
Ø определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø понимать этимологию мотивированных названий (расширение словаря таких слов);
Ø подбирать синонимы для устранения повторов в тексе;
Ø подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
Ø различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
Ø оценивать уместность использования слов в тексте;
Ø выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
Ø различать в тесте омонимы(на практическом уровне);
Ø понимать значение употреблённых в текстах учебника фразеологизмов;
Ø ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
Ø различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
Ø находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
Ø узнавать образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ;
Ø понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
Ø оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
Ø различать изменяемые и неизменяемые слова;
Ø находить начальную форму имени существительного;
Ø определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение;
Ø находить начальную форму имени прилагательного;
Ø определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж;
Ø различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», находить начальную (неопределённую форму глагола;
Ø определять грамматические признаки глаголов – форму времени; число, род в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø выполнять морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
Ø оценивать правильность проведения морфологического разбора;
Ø устанавливать связь между употреблёнными в тексте местоимением (личным) и существительным, на которое оно указывает;
Ø определять функцию предлогов: образование падежных форм имён существительных;
Ø устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
Ø различать предложение, словосочетание и слово;
Ø устанавливать при помощи смысловых вопросовсвязь между словами в словосочетании и предложении;
Ø находить главные (подлежащее, сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
Ø выделять предложения с однородным членами.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø различать второстепенные члены предложения – определение, дополнение;
Ø выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
Ø устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении;
Ø использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Ø определять на практическом уровне роль форм значимых и служебных слов для связи слов в предложении.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
Ø применять ранее изученные правила правописания, а также:
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника для 3 кл.);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· разделительные ъ и ь;
· безударные окончания имён прилагательных;
· не с глаголами;
· раздельное написание предлогов с другими словами;
Ø определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю (в т. ч. по справочнику в учебнике);
Ø безошибочно списывать текст;
Ø писать под диктовку текс в соответствии с изученными правилами правописания;
Ø проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
Ø применять правила:
Ø ь после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
Ø гласные в суффиксах-ик, -ек;
Ø соединительные гласные о, е в сложных словах;
Ø запятые при однородных членах предложения;
Ø объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ия, -ье, -ов, -ин);
Ø объяснять правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Ø осознавать место возможного возникновения орфограммы;
Ø подбирать примеры с определённой орфограммой;
Ø при составлении собственных текстов, чтобы избежать орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы;
Ø при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
Ø различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
2. Содержание учебного предмета 3 класс (153ч)
I. Развитие речи
Устная речь (слушание и говорение)
Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Практическое овладение монологом, диалогом - расширение опыта на новом содержании. Выражение собственного мнения, его обоснование. Использование в монологическом высказывании разных типов речи: описание, повествование, рассуждение. Овладение начальными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Применение речевого этикета в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).
Письменная речь (чтение и письмо)
Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по-разному). Способы выражения позиции
автора (в течение 3-4 классов). Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разны способов выражения одной цели высказывания или одной темы высказывания. Знакомство с особенностями составления рекламы, афиши, инструкции.
Знакомство с различными видами изложений. Сочинения (репродуктивные и творческие) - в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов, Интернета. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских
работ. Оформление диалога: реплики, слова автора. Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении. Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы. Осуществление проекта «Банк заданий». (пояснения см. в учебнике).
II. Система языка
Фонетика и орфоэпия
Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твердые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике). Звукобуквенный разбор слова (алгоритм см. в учебнике).
Графика
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Совершенствование навыков клавиатур ного письма.
Лексика
Понимание слова как единства звучания, значения и грамматических признаков. Вы явление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарными статьями в учебнике и словарями: орфографическим, произношения, эпитетов, синонимов, этимологическим, толковым, иностранных слов, фразеологическим.Желательный список словарей для работы учеников: словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, орфоэпический, этимологический, сравнений, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.
Состав слова (морфемика)
Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, основы, корня, приставки, суффикса, постфикса _ся(_сь). Образование слов с помощью приставки, с помощью суффикса и сложения основ (сложные слова). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о смысловых, эмоциональных, изобразительных возможностях суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу с опорой на алгоритм, приведенный в учебнике.
Морфология
Части речи. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы). Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Различение 1, 2, 3_го склонения имен существительных в форме единственного числа. Склонение существительных во множественном числе (ознакомление). Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на _ий, _ья, _ов, _ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис
Различение предложения и словосочетания. Наблюдение связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Представление о второстепенных членах предложения (определение и дополнение). Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Нахождение предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация при перечислении однородных членов предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств.
III. Орфография и пунктуация
Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря. Применение ранее изученных правил правописания, а также правил:
_ непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. с удвоенными согласными (перечень слов см. в словаре учебника для 3 класса);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
· разделительные ъ и ь;
· ь после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, мышь, (нет) туч);
· не с глаголами;
· раздельное написание предлогов с другими словами.
Практическое ознакомление с написанием приставок на з_ и с_, гласных в суффиксах _ик, _ек. Первичное освоение правописания безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на _мя,_ий, _ья, _ье, _ия, _ов, _ин); о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова, соединительных гласных о, е в сложных словах. Объяснение постановки запятых при однородных членах предложения.
2. Тематическое планирование 153 ч.
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Раздел I. Что нужно для общения |
11 ч |
|
Раздел II. Секреты появления слов в русском языке |
35 ч |
|
1 |
Заимствованные слова |
3 |
2 |
Основа слова |
3 |
3 |
Какую работу выполняет в основе слова суффикс |
10 |
4 |
Какую роль выполняет в основе слова приставка |
10 |
5 |
Сложные слова |
9 |
Раздел III. Как из слов образуются предложения |
102 ч |
|
1 |
Роль предлогов в предложении |
5 |
2 |
Роль союзов в предложении |
4 |
3 |
Роль частиц в предложении. Правописание частицы не с глаголами |
4 |
4 |
Время глагола |
4 |
5 |
Число и род глагола |
5 |
6 |
Неопределённая форма глагола |
5 |
7 |
Грамматические признаки имени существительного |
9 |
8 |
Правописание ь после букв шипящих согласных в конце имён существительных |
4 |
9 |
Словосочетание |
4 |
10 |
Правописание гласных ы, и после ц |
4 |
11 |
Изменение имён существительных по падежам |
8 |
12 |
Второстепенный член предложения - дополнение |
3 |
13 |
Склонение имён существительных в форме единственного числа |
8 |
14 |
Правописание падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа |
9 |
15 |
Буквы о, е в окончаниях после букв шипящих согласных и ц |
3 |
16 |
Правописание суффиксов имён существительных –ик, -ек |
3 |
17 |
Падежные
окончания существительных в форме |
6 |
18 |
Грамматические формы имени прилагательного. Второстепенный член предложения определение |
5 |
19 |
Однородные члены предложения |
9 |
Раздел IV. Как из предложений образуется текст |
5ч |
|
|
Итого: |
153 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.