Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 90»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 класса В
на 2019 – 2020 учебный год
П
Составила:
Дырнаева Светлана Юрьевна,
учитель начальных классов
Содержание
Пояснительная записка…..………..…………………………………………………………….….3
1.Планируемые результаты освоения программы, курса………………………………………....5
2.Содержание тем учебного курса…………….…………………………………………………...12
3. Тематическое планирование с указанием кол-ва часов по темам……………….……………16
Приложение (календарно-тематическое планирование, описание учебно – методического и материально – технического обеспечения)………………………………………………………..17
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 А общеобразовательного класса составлена в качестве приложения к Основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ № 90» (ООП НОО), на основе следующих нормативных документов:
Ø Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступивший в силу 1 сентября 2013 года) п. 3.6 ст. 28.
Ø ФГОС НОО (утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.10 № 1897)
Ø Рабочей авторской учебной программы «Русский язык» под редакцией Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина. М., «Просвещение», 2014 год (Предметная линия учебников "Перспектива". 1-4 классы).
Ø Учебного плана МБОУ «СОШ №90» на 2020 -2021уч.год.
Ø Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №90»
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Ø Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2-х частях, М. Просвещение , 2014г.;
Ø Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях, М. Просвещение , 2017г.;
Ø Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс М., Просвещение
Цели программы:
ü развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
ü освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
ü овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
ü воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи программы:
ü развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
ü обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
ü пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
ü формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
ü обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
ü развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
ü развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
1. Планируемые результаты освоения программы, курса
Личностные результаты
ü представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
ü осознание своей этнической и национальной принадлежности;
ü развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
ü развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
ü становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
ü становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
ü развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
ü формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
ü развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
ü ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
ü развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; умение сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
ü понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
ü осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
ü осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
ü развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
ü ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
ü представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
ü принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
ü овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
ü планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
ü учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
ü выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
ü контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
ü оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
ü адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
ü осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
ü самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
ü понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
ü использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
ü воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
ü анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
ü осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
ü использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
ü пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
ü анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
ü осуществлять синтез как составление целого из их частей;
ü овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ü ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
ü находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
ü осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
ü осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
ü осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
ü составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
ü строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
ü выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ü ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
ü адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
ü участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
ü задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
ü контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
ü учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
ü оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
ü строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
ü применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
ü участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
ü осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
ü применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
ü анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
ü строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
ü понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
ü понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
ü восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
ü распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
ü замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
ü знакомство с жанрами объявления, письма;
ü строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
ü пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
ü письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
ü составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
ü использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
ü пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
ü находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
ü проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
ü характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
ü определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
ü устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
ü осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
ü произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
ü использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
ü применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
ü пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
ü оценивать правильность проведения звуко - буквенного анализа слова;
ü соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
ü пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
ü находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
ü наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
ü иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
ü иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
ü наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
ü распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
ü иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
ü пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
ü замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
ü оценивать уместность использования слов в тексте;
ü подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
ü выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
ü размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
ü приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
ü владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
ü различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
ü различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
ü находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
ü выделять нулевое окончание;
ü подбирать слова с заданной морфемой;
ü образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
ü различать изменяемые и неизменяемые слова;
ü узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
ü сравнивать, классифицировать слова по их составу;
ü соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
ü осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
ü наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
ü разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами, в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
ü подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
ü распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
ü распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
ü распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
ü распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление); различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
ü распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
ü узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
ü устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
ü узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
ü подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
ü наблюдать над словообразованием частей речи;
ü замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
ü различать предложение, словосочетание и слово;
ü выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
ü определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
ü различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
ü находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
ü устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
ü соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
ü различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
ü отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
ü разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
ü выделять в предложении основу и словосочетания;
ü находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
ü опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
ü выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
ü применять ранее изученные правила правописания, а также:
ü непроизносимые согласные;
ü разделительный твёрдый знак (ъ);
ü непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
ü гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
ü мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
ü безударные родовые окончания имён прилагательных;
ü раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
ü раздельное написание частицы не с глаголами;
ü подбирать примеры с определённой орфограммой;
ü обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
ü определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
ü применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
ü безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
ü писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
ü проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
ü применять правила правописания:
ü соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
ü е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
ü запятая при обращении;
ü запятая между частями в сложном предложении;
ü безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
ü при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
2. Содержание тем учебного курса
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык. Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку. Слова с непроверяемым написанием: праздник, вместе.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч). Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирование навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка). Слова с непроверяемым написанием: орех.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) (1 ч). Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч). Знаки препинания в конце предложений. Слова с непроверяемым написанием: овёс. Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России — Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление) (1 ч). Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей.
Состав предложения (повторение и углубление представлений) (3 ч). Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки). Слова с непроверяемым написанием: восток, (восточный). Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление) (2 ч). Слова с непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения.
Словосочетание (2 ч). Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слова с непроверяемым написанием: пшеница. Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «3олотая осень». Проверочная работа.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения: однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы. Слова е непроверяемым написанием: альбом, погода. Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов.
Омонимы (1 ч). Использование омонимов в речи. Слова с непроверяемым написанием: понедельник. Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание (1 ч)
Фразеологизмы (2 ч). Значение фразеологизмов и их использование в речи. Слова с непроверяемым написанием: ракета. Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Части речи (5 ч)
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках (З ч). Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Имя числительное (общее представление) (2 ч). Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа.
Однокоренные слова (1 ч). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) слонах, о корне слова. Слова с непроверяемым написанием: картофель.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи— ши, ча—ща, чу—шу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове».
Состав слова (16 ч)
Корень слова (З ч). Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. Слова с непроверяемым написанием: столица. Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).
Формы слова. Окончание (3 ч). Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.
Приставка (3 ч)
Суффикс (3 ч). Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».
Основа слова (1 ч.) Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Обобщение знаний о составе слова (3 ч). Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов».
Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч). Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять путь её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Слова с непроверяемым написанием: четверг.
Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч). Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Слова с непроверяемым написанием: север, берег.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне (5 ч). Слова с непроверяемым написанием пороша.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (5 ч). Слова с непроверяемым написанием; чувство, лестница, интересный.
Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч). Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм.
Правописание суффиксов и приставок (4 ч).
Правописание приставок и предлогов (3 ч). Слова с непроверяемым написанием: желать.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (5 ч). Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. Составление объявления.
Части речи (76 ч)
Части речи (повторение и углубление представлений) (1 ч). Части речи; имя существительное имя прилагательное, имя числительное местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное (З0 ч)
Повторение и углубление представлений (8 ч). Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имён собственных. Слова с непроверяемым написанием; самолёт, комната, однажды. Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имен, тайне своего имени: развитие мотивов к проведению исследовательской работы.
Число имён существительных (2 ч). Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти.
Род имён существительных (7 ч). Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). Слова с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода ‚рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. Проверочный диктант.
Падеж имён существительных (12 ч). Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Слова с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный надеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.
Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (3 ч). Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного. Слова с непроверяемым написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Проект «Зимняя страничка». Проверочный диктант.
Имя прилагательное (19 ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч). Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имён прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Текст-описание (2 ч). Художественное и научное описания. Использование имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукциями картин русских художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». Слова с непроверяемым написанием: приветливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.
Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных (4 ч). Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Родовые окончании имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). Слова с непроверяемым написанием: сирень.
Число имён прилагательных (2 ч).
Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное.
Падеж имен прилагательных (общее представление) (2 ч). Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, ‚по падежам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч). Морфологический разбор имени прилагательного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Контрольный диктант.
Местоимение (5 ч)
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го липа в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. Слова с непроверяемым написанием: одуванчик, воскресенье. Формирование бережного отношения к природе. Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма.
Глагол (21 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе (4 ч). Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). Развитие речи. Составление текста по сюжетным рисункам.
Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? (2 ч). Слова с непроверяемым написанием: песок.
Число глаголов (2 ч). Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.
Времена глагола (5 ч). Изменение глаголов по временам. Слова с непроверяемым написанием: квартира, герой, солдат. Развитие речи. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам, и самостоятельно составленному плану.
Род глаголов в прошедшем времени (2 ч). Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста.
Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч).
Обобщение знаний о глаголе (4 ч). Морфологический разбор глагола. Проверочная работа. Контрольный диктант. Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение конференции на тему «Части речи в русском языке».
Повторение (14ч)
3. Тематическое планирование с указанием количества часов по темам
№ |
Тема |
По рабочей программе |
1. |
Раздел: Речевое общение. Повторяем – узнаём новое. |
(16ч) |
2. |
Раздел: Язык – главный помощник в общении |
(40 ч) |
3. |
Раздел: Состав слова |
(18 ч) |
4. |
Раздел: Части речи |
(96 ч) |
5. |
Повторение за год. |
15 ч. |
|
ИТОГО |
170 |
Приложение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык 3 класс
5 часов в неделю, 34 учебные недели (170 часов)
№ п/п |
Дата |
Раздел учебной программы по предмету: темы урока, темы контрольных, лабораторных работ |
Количество часов |
Раздел: Речевое общение. Повторяем – узнаём новое. |
16 |
||
Собеседники. Диалог. |
4 |
||
1. |
|
Смысловая сторона речи и словесная форма её выражения. |
1 |
2. |
|
Коммуникативно-речевые ситуации. |
1 |
3. |
|
Диалог. Средства общения. |
1 |
4. |
|
Речевой этикет. |
1 |
Культура устной и письменной речи. |
3 |
||
5. |
|
Правила устной и письменной речи. |
1 |
6. |
|
Орфоэпические и пунктуационные нормы русского языка. |
1 |
7. |
|
Культура письма. |
1 |
Текст. |
9 |
||
8. |
|
Текст. Особенности текста. |
1 |
9. |
|
Типы текстов. |
1 |
10. |
|
Контрольное списывание. |
1 |
11. |
|
Части текста. План текста. |
1 |
12. |
|
Художественный и научный тексты. Определение типов текста. |
1 |
13. |
|
Р/Р. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. |
1 |
14. |
|
Определение типов текста. |
1 |
15. |
|
Контрольный диктант. |
1 |
16. |
|
РНО. Типы текстов. |
1 |
Раздел: Язык – главный помощник в общении |
40 |
||
Язык – главный помощник в общении. |
1 |
||
17. |
|
Работа над ошибками. Язык – основное средство общения людей. |
1 |
Звуки и буквы. |
2 |
||
18. |
|
Звуки, буквы - основные единицы языка. |
1 |
19. |
|
Звуки и буквы. Звуко – буквенный разбор слова. Словарный диктант. |
1 |
Слог, ударение. |
2 |
||
20. |
|
Правила деления слова на слоги. Открытый и закрытый слог. |
1 |
21. |
|
Роль ударения в распознавании значения слова. |
1 |
Девять правил орфографии. |
12 |
||
22. |
|
Прописная буква в именах собственных. |
1 |
23. |
|
Буква безударных гласных. |
1 |
24. |
|
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
1 |
25. |
|
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
1 |
26. |
|
Проверяемые и непроверяемые парные по звонкости – глухости согласные. |
1 |
27. |
|
Непроизносимые согласные. |
1 |
28. |
|
Разделительные твердый и мягкий знаки. |
1 |
29. |
|
Р/Р Обучающее изложение |
1 |
30. |
|
Удвоенные согласные. Словарный диктант. |
1 |
31. |
|
Правописание гласных после шипящих. |
1 |
32. |
|
Правила переноса слов. |
1 |
33. |
|
Контрольный диктант |
1 |
Слово и его значение. |
13 |
||
34. |
|
РНО. Что рассказало слово. Роль слова и роль жеста в общении. |
1 |
35. |
|
Основные функции слова. Собственные и нарицательные имена. |
1 |
36. |
|
Значение и происхождение слов. |
1 |
37. |
|
Структура слова и его звуко – буквенная форма. |
1 |
38. |
|
Фразеологизмы. |
1 |
39. |
|
Синонимы. |
1 |
40. |
|
Синонимы. |
1 |
41. |
|
Антонимы. |
1 |
42. |
|
Омонимы. |
1 |
43. |
|
Р/Р Редактирование текста |
1 |
44. |
|
Многозначные слова. |
1 |
45. |
|
Слова с обобщающим значением. |
1 |
46. |
|
Местоимения – заместители имен собственных и нарицательных. |
1 |
Словосочетание. |
2 |
||
47. |
|
Словосочетание. Основная функция словосочетания. |
1 |
48. |
|
Сравнение предложения и словосочетания, их различие на основе цели использования. |
1 |
Предложение. |
1 |
||
49. |
|
Типы предложения по цели высказывания и по интонации, связь слов по смыслу и по форме. |
1 |
Главные члены предложения. |
3 |
||
50. |
|
Предложение. Типы предложений. |
1 |
51. |
|
Главные члены предложения. |
1 |
52. |
|
Второстепенные члены предложения. |
1 |
Предложения с однородными членами. |
4 |
||
53. |
|
Предложения с однородными членами. Запятая в предложениях с однородными членами. |
1 |
54. |
|
Знаки препинания в предложении с однородными членами. |
1 |
55. |
|
Проверочная работа по теме: «Предложение». |
1 |
56. |
|
Контрольный диктант |
1 |
Раздел: Состав слова |
18 |
||
Повторение значимых частей слова. |
1 |
||
57. |
|
РНО. Основа и окончание. Роль окончания в слове. |
1 |
Корень. |
5 |
||
58. |
|
Корень слова. Однокоренные слова. |
1 |
59. |
|
Корневые орфограммы. Безударная гласная в корне слова. |
1 |
60. |
|
Парные согласные в корне слова. |
1 |
61. |
|
Непроизносимые согласные в корне слова. Словарный диктант. |
1 |
62. |
|
Р.Р. Ответы на вопросы по содержанию текста |
1 |
Приставка. |
3 |
||
63. |
|
Приставка. Роль приставки в слове. |
1 |
64. |
|
Отличие приставки от предлога. |
1 |
65. |
|
Разделительный твердый знак (ъ) в словах с приставками. |
1 |
Суффикс. |
2 |
||
66. |
|
Суффикс как значимая часть слова. |
1 |
67. |
|
Роль суффикса в словообразовании. |
1 |
Окончание. |
2 |
||
68. |
|
Окончание и основа. |
1 |
69. |
|
Роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. |
1 |
Как образуются слова. |
5 |
||
70. |
|
Основные способы образования слов. Словарный диктант. |
1 |
71. |
|
Сложные слова – слова с двумя корнями. |
1 |
72. |
|
Наблюдение за образованием новых слов. |
1 |
73. |
|
Контрольный диктант |
1 |
74. |
|
РНО. Закрепление изученного. |
1 |
Раздел: Части речи |
96 |
||
Систематизация знаний по разделу «Части речи». |
5 |
||
75. |
|
Части речи. Принципы выделения частей речи. |
1 |
76. |
|
Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи. |
1 |
77. |
|
Выделения частей речи. По определенным признакам |
1 |
78. |
|
Проверочная работа по теме «Части речи». |
1 |
79. |
|
Работа над ошибками. Выделение частей речи по определенным признакам. |
1 |
Число имен существительных. |
4 |
||
80. |
|
Единственное и множественное число имен существительных. |
1 |
81. |
|
Изменение имен существительных по числам. |
1 |
82. |
|
Изменение имен существительных по падежам |
1 |
83. |
|
Изменение имен существительных по числам. |
1 |
Род имён существительных. |
4 |
||
84. |
|
Род имен существительных. Родовые окончания имен существительных. |
1 |
85. |
|
Род – постоянный признак имени существительного. |
1 |
86. |
|
Родовые окончания имен существительных. |
1 |
87. |
|
Р/Р Обучающее изложение |
1 |
Мягкий знак на конце имён существительных. |
4 |
||
88. |
|
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. |
1 |
89. |
|
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных мужского рода. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. |
1 |
90. |
|
Контрольный диктант |
1 |
91. |
|
РНО. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся на шипящие. |
1 |
Изменение имён существительных по падежам. |
12 |
||
92. |
|
Алгоритм определения падежа. Словарный диктант. |
1 |
93. |
|
Именительный падеж. |
1 |
94. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж. |
1 |
95. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж. |
1 |
96. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж. |
1 |
97. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Творительный падеж. |
1 |
98. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж. |
1 |
99. |
|
Изменение имен существительных по падежам (склонение). |
1 |
100. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Ударные и безударные падежные окончания. |
1 |
101. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Ударные и безударные падежные окончания. |
1 |
102. |
|
Изменение имен существительных по падежам. Ударные и безударные падежные окончания. |
1 |
103. |
|
Обобщение знаний по теме «Изменение имён существительных по падежам» |
1 |
Как разобрать имя существительное. |
4 |
||
104. |
|
Порядок анализа имени существительного как части речи. |
1 |
105. |
|
Имя существительное как часть речи. Проверочная работа. |
1 |
106. |
|
Контрольный диктант |
1 |
107. |
|
Работа над ошибками. Ударные и безударные падежные окончания. |
1 |
Местоимение. |
3 |
||
108. |
|
Личные местоимения (общее представление). |
1 |
109. |
|
Функция местоимений в речи. |
1 |
110. |
|
Формы местоимений. Словарный диктант. |
1 |
Глагол как часть речи. |
3 |
||
111. |
|
Общее значение глаголов, вопросы. |
1 |
112. |
|
Глагол как часть речи. |
1 |
113. |
|
Роль глаголов в предложении. |
1 |
Изменение глаголов по временам. |
7 |
||
114. |
|
Изменение глаголов по временам. |
1 |
115. |
|
Глаголы настоящего времени. Безударные личные окончания глаголов. |
1 |
116. |
|
Глаголы прошедшего времени. |
1 |
117. |
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
1 |
118. |
|
Глаголы будущего времени. Безударные личные окончания глаголов. |
1 |
119. |
|
Изменение глаголов по временам. |
1 |
120. |
|
Безударные личные окончания глаголов. |
1 |
Неопределённая форма глагола. |
7 |
||
121. |
|
Неопределенная форма глагола |
1 |
122. |
|
Контрольный диктант |
1 |
123. |
|
РНО. Правописание мягкого знака после -ч- в глаголах неопределённой формы. |
1 |
124. |
|
Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. |
1 |
125. |
|
Проверочная работа. |
1 |
126. |
|
РНО. Изменение глаголов по временам. Словарный диктант. |
1 |
127. |
|
Закрепление изученного. |
1 |
Изменение глаголов по числам. |
2 |
||
128. |
|
Ед. и мн. число глаголов. Изменение глаголов по числам. |
1 |
129. |
|
Упражнение в изменении глаголов по числам. |
1 |
Изменение по родам глаголов прошедшего времени. |
3 |
||
130. |
|
Изменение глаголов прошедшего времени по родам. |
1 |
131. |
|
Окончания глаголов в прошедшем времени. |
1 |
132. |
|
Проверочная работа по теме: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». |
1 |
Не с глаголами. |
3 |
||
133. |
|
Не с глаголами. |
1 |
134. |
|
Правописание частицы (не) с глаголами. |
1 |
135. |
|
Правила написания частицы (не) с глаголами. |
1 |
Разбор глагола как части речи. |
4 |
||
136. |
|
Грамматические признаки глаголов (время и число). |
1 |
137. |
|
Разбор глагола как часть речи. |
1 |
138. |
|
Контрольный диктант |
1 |
139. |
|
Работа над ошибками. Правописание глаголов в неопределенной форме. |
1 |
Имя прилагательное как часть речи. |
2 |
||
140. |
|
Общее значение имен прилагательных, вопросы. |
1 |
141. |
|
Прилагательное как часть речи. Словарный диктант. |
1 |
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам |
13 |
||
142. |
|
Число и род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам и числам. |
1 |
143. |
|
Грамматическая зависимость имени прилагательного от имени существительного. |
1 |
144. |
|
Изменение имен прилагательных по числам. |
1 |
145. |
|
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. |
1 |
146. |
|
Р/Р сочинение – описание |
1 |
147. |
|
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. |
1 |
148. |
|
Алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных. |
1 |
149. |
|
Безударное окончание имени прилагательного. |
1 |
150. |
|
Систематизировать знания об имени прилагательном. Словарный диктант. |
1 |
151. |
|
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
152. |
|
Р/Р Обучающее изложение |
1 |
153. |
|
Контрольный диктант |
1 |
154. |
|
РНО. Алгоритм проверки безударных окончаний имен прилагательных. |
1 |
Разбор имени прилагательного как части речи. |
1 |
||
155. |
|
Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. |
1 |
Повторение за год. |
15 |
||
156. |
|
Повторение. Слово. Предложение. Текст. |
1 |
157. |
|
Разбор имени прилагательного как части речи. |
1 |
158. |
|
Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное как часть речи». |
1 |
159. |
|
Контрольный диктант. |
1 |
160. |
|
Работа над ошибками. |
1 |
161. |
|
РНО. Правила правописания корневых орфограмм. |
1 |
162. |
|
Повторение. Правила правописания корневых орфограмм. |
1 |
163. |
|
Повторение. Правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. |
1 |
164. |
|
Повторение. |
1 |
165. |
|
Обобщение знаний. |
1 |
166. |
|
Резерв |
1 |
167. |
|
Резерв |
1 |
168. |
|
Резерв |
1 |
169. |
|
Резерв |
1 |
170. |
|
Резерв |
1 |
Материально – техническое обеспечение учебного предмета.
Литература для учителя и учащихся.
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Программа «Русский язык» 1 – 4 классы, 2010, рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2. Канакина В.П. «Методические рекомендации 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».
3. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык 3 класс» для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях. М.: Просвещение, 2018
4. Словари: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный. Детская справочная литература (справочники, атласы – определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.)
5. Методические пособия и книги для учителя.
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.