Рабочая программа по русскому языку для 9 класса

  • doc
  • 04.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9 класс литература.Рабочая программа.doc

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Красновосходская средняя общеобразовательная школа»

Кизлярского района Республики Дагестан

 

 

 

Рекомендовано

 методическим

объединением

учителей филологов

Руководитель МО

________Аскерова Р.К

 

 «___» _______ 2017г.

 

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

 

 

_________Аскеров Ш.А.

 

 «___» _______ 2017г.

 

Утверждаю

Директор школы

 

 

 

  _______Завзанов С.З.

 

 «___» _______ 2017г.

 

 

                                    

 

Рабочая программа

по литературе для 9 класса

УМК " Т.Ф. Курдюмова . Литература. 9  класс»

В неделю- 3  часа, в году – 102 часа

 

 

Аскерова Р. К.

учитель русского языка и литературы

 

 

 

с. Красный Восход  2017 г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

            Рабочая программа  по литературе в 9 классе  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой,  15-е изд.,. - М.: Дрофа 2013 год   и в соответствии Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2017-2018  учебный год.    

    

   Цель литературного образования в 9 классе– способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.   

    Задачи, которые решаются на уроках литературы в 9 классе:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствованию собственной устной и письменной речи.

 

Планируемые результаты освоения учебного курса

 

                        В результате изучения литературы ученик должен знать:

образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия.

 

            В результате изучения литературы ученик должен уметь:

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основное содержание курса

Введение (1ч)

Шедевры русской литературы.

Древнерусская литература (7ч)

«Повесть временных лет» - памятник древнерусской литературы.

О древнерусской литературе.

 «Слово о полку Игореве»: Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…». Сочинение №1  по произведению «Слово о полку Игореве».

 

Литература 18 века (10ч)

О русской литературе 18 века.  О русском классицизме.

М.В.Ломоносов: Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.

Г.Р.Державин, В.А.Жуковский:  Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина. Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

«Недоросль» Д.И.Фонвизин: Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герои и события комедии «Недоросль». Тема воспитания в комедии «Недоросль». Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.

Н.М.Карамзин: Художественное повествование в «Истории государства Российского Н.М.Карамзина. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

 

Литература 19 века (49ч)

А.С.Грибоедов: Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума». Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии. Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума». Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума». Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».

В.А.Жуковский: Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

А.С.Пушкин: Жизнь и судьба А.С.Пушкина. Стихотворения Пушкина разных лет. История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция. Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа. Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин». Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина. Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

М.Ю.Лермонтов: Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова. Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова. Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени». Сочинение №4  по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь: Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. Замысел и композиция поэмы «Мертвые души». Чичиков и чиновники в поэме. Чичиков и помещики в поэме. Приемы создания образа главного героя. Образ Чичикова в поэме «Мертвые души». «Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Ф.И.Тютчев: Лирика природы Ф.И.Тютчева.

Н.А.Некрасов: Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

И.С.Тургенев: Краткая биография И.С.Тургенева. Идейный замысел повести «Первая любовь». Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои. Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева. Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.

Л.Н.Толстой: Творческий путь Л.Н.Толстого. Автобиографическая трилогия писателя. Судьба Николеньки в повести «Юность». «Диалектика души» героев в повести.

А.П.Чехов: Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии». Сюжет и герои «Человека в футляре». Художественная деталь в повести «Человек в футляре». Юмор и сатира в повести «Человек в футляре». Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова.

 

Литература 20 века (25ч)

О русской литературе 20 века.

И.А.Бунин: Основные мотивы лирики И.А.Бунина. Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Главный герой повести в изображении писателя. Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

М.Горький: Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести – Алеша Пешков и его судьба. Смысл названия повести «Мои университеты».

А.А.Блок:  Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока. Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.

А.А.Ахматова: Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой. Тема родной земли в лирике А.А.Ахматовой.

С.А.Есенин: Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В.В.Маяковский: Слово о В.В.Маяковском. Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.

М.А.Булгаков: Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова.

М.А.Шолохов: Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова). Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека. Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».

А.Т.Твардовский: Военная тема в лирике А.Т.Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа. Единство лирического и эпического в поэме. Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).

А.И.Солженицын: Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».

 

Русская литература 60-90-х годов 20 века (10ч)

В.М.Шукшин: Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина. Конфликт героя с бездушным миром в рассказе «Ванька Тепляшин».

В.П.Астафьев: Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева. Смысл противоборства человека и царь-рыбы в повести.

В.Г.Распутин: Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов героев повести. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы.

А.В.Вампилов: Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын». Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.

Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы.

Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.

Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского.

Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века».

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ.

 

 

№ урока

Содержание учебного материала

Кол-во часов

По плану

факт

Цели и задачи

Знания по теории литературы

Домашнее задание

1

Вводный урок. Шедевры русской литературы.

1

1 неделя сентября

 

Показать роль литературы в духовной жизни России. Дать понятие «шедевры русской литературы». Познакомить с содержанием программы по литературе.

Понятие о художественном произведении, художественном образе.

Подготовить сообщение.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА(7ч)

2-3

Памятники  древнерусской литературы. «Повесть временных лет».

2

1 неделя сентября

 

Знакомство учащихся с древнерусской литературой.

Углубление понятия повесть. Герои и обстоятельства, сюжет, композиция.

Подготовить сообщение.

4-5

О древнерусской литературе. «Слово о полку Игореве».

2

2 неделя сентября

 

Обзорная характеристика древнерусской литературы; история открытия «Слова…»

Продолжить работу над терминами: идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора.

Прочитать текст,

выразительное чтение, анализ.

6

Подвиг Игоря. Плач Ярославны. Народ в «Слове…»

1

2 неделя сентября

 

Показать патриотизм русского народа в борьбе с половцами. Роль народа в борьбе за независимость.

 

Выучить наизусть «Плач Ярославны»,

подготовка к сочинению.

7-8

Р.р. Сочинение №1  по произведению «Слово о полку Игореве».

2

3 неделя сентября

 

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

 

Сочинение №1.

 

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА(10ч)

9

О русской литературе 18 века.  О русском классицизме.

1

3 неделя сентября

 

Общие сведения о Ломоносове. Ломоносов – реформатор  русского языка, стихосложения, системы жанров. Прославление Родины, мира, науки.

Жанр оды. Одический стиль и жанр. Силлабическое стихосложение. Просвещение в произведениях Ломоносова.

Подготовить сообщение.

 

Выучить наизусть отрывок из оды.

10

Прославление Родины, науки и просвещения в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова.

1

4 неделя сентября

 

11

Сочетание начал классицизма и новаторских черт в лирике Г.Р.Державина.

1

4 неделя сентября

 

Познакомить с творчеством Г.Р.Державина. Державин в оценке деятелей русской культуры.

Познакомить с понятиями: максимализм, категоричность, изящество, будничность, экспрессия, пафос развенчания, псалом.

Письменно в тетрадях сформулировать ответ: «Какие черты определяют личность Г.Державина?»

12

Прославление героизма казаков в лирике Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

1

4 неделя сентября

 

Продолжить знакомство с творчеством Г.Р.Державина, В.А.Жуковского.

Рифма, ритм, строфа, размер.

Подготовить сообщение, выучить наизусть.

13

Сатирическая направленность комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

1

1 неделя октября

 

Знакомство с героями, сюжетом и текстом комедии; Фонвизин –сатирик. Показать проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

классицизм в драматическом произведении.

Чтение комедии, анализ.

 

 

 

Выразительное чтение по ролям.

 

 

Охарактеризовать Митрофанушку.

 

Подготовить сообщение.

14

Герои и события комедии «Недоросль».

1

1 неделя октября

 

15

Тема воспитания в комедии «Недоросль».

1

1 неделя октября

 

16

Классицизм в драматическом произведении Д.И.Фонвизина.

1

2 неделя октября

 

17

Художественное повествование в «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.

1

2 неделя октября

 

Сообщить биографические данные о Карамзине. Журналист, писатель, филолог.

Духовный мир героев, обусловленность поведения героя обстоятельствами. Публицист, эпистолярный жанр.

Подготовить сообщение, прочитать главы.

 

 

 

Чтение и анализ.

18

Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями в повести «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина.

1

2 неделя октября

 

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (49ч)

19

Личность и судьба А.С.Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума».

1

3 неделя октября

 

Продолжить знакомство с биографией и творчеством А.С.Грибоедова.

Углубить понятия о разносторонней одаренности, энциклопедизме, гениальности, оригинальности, цензурных искажениях.

Подготовить сообщение, чтение 1 действия  комедии.

20

Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства в комедии «Горе от ума».

1

3 неделя октября

 

Повторение по теме «Комедия классицизма». Анализ списка действующих лиц. Сюжет и герои первого действия комедии, язык комедии

Лексика, оценивающая стих комедии. Семантика фамилий. Консерватизм, прогресс, крепостничество

Чтение и анализ 2 действия комедии.

 

Чтение и анализ 3 действия комедии.

 

Чтение и анализ 4 действия комедии.

 

 

 

Подготовка к сочинению.

21

Особенности развития комедийной интриги, своеобразие конфликта в комедии.

1

3 неделя октября

 

22

Герои и их судьбы в комедии «Горе от ума».

1

4 неделя октября

 

23

Жанровое своеобразие комедии «Горе от ума».

1

4 неделя октября

 

24-25

Р.р. Сочинение №2 по комедии «Горе от ума».

2

4 неделя октября

 

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

 

Сочинение №2

26

Элементы романтизма в балладе В.А.Жуковского «Светлана».

1

 октябрь

 

Знакомство с жизнью и творчеством Жуковского. Баллада «Светлана».

Поработать над понятиями: иррациональное мышление, фольклорная основа, субъективизм.

Прочитать статью учебника. Чтение и анализ баллады.

27

Жизнь и судьба А.С.Пушкина.

1

 октябрь

 

Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Пушкина. Обучение анализу лирического стихотворения.

Восприятие, истолкование, оценка.

Подготовить сообщение, выучить наизусть стихи.

28

Стихотворения Пушкина разных лет.

1

 октябрь

 

29

История создания романа «Евгений Онегин». Замысел и композиция.

1

2 неделя ноября

 

Познакомить с историей создания романа, замыслом и композицией.

Введение понятия «реализм», обзор содержания романа, знакомство с мнением критиков.

Подготовить сообщение. Мое представление об Онегине.

30

Система образов романа. Сюжет. «Онегинская» строфа.

1

2 неделя ноября

 

Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа.

Сюжет, композиция, конфликт. «Онегинская» строфа.

Чтение и анализ романа.

31

Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин».

1

2 неделя ноября

 

Знакомство с системой образов, особенности сюжета романа.

Раскрытие духовного потенциала любовной лирики на примере образа Татьяны.

Чтение и анализ.

Выучить наизусть письмо Татьяны.

32

Жизнь столицы и мир деревни в романе А.С.Пушкина.

1

3 неделя ноября

 

Выборочное чтение отрывков, речь в которых идет о Москве.

Формировать свободное мышление на основе осмысления проблемы взаимоотношений природы и человека.

Чтение и анализ,

выучить наизусть письмо Онегина к Татьяне.

33

Онегин и Ленский. Сравнительная характеристика образов.

1

3 неделя ноября

 

Знакомство с системой образов. Образ Онегина, Ленского. Их сравнительная характеристика.

 

Подготовка к сочинению.

34-35

Р.р. Сочинение №3 по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

2

3-4 неделя ноября

 

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

 

Сочинение №3.

36

Светлые и грустные воспоминания детства в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

4 неделя ноября

 

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта. Выявить сходство судьбы Лермонтова и Пушкина.

Расширение понятия о художественном своеобразии языка (ритм, рифма, стихотворение, строфа). Антитеза, лирический герой.

Подготовить сообщение Выучить наизусть стихи.

37

Раздумье поэта о счастье в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

4 неделя ноября

 

Обзор – осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова. Завершение темы в последних итоговых стихотворениях 1814г.

Выразительные средства языка. Патриотическое чувство Лермонтова.

Подготовить сообщение,

Выучить наизусть стихи.

38

Социально-психологический роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

1 неделя декабря

 

Выяснить первоначальное восприятие учащимися романа. Проанализировать композиционное своеобразие.

Понятие сюжета, фабулы, психологический роман, реализм и романтизм в романе.

Чтение и анализ романа.

39

Печорин в системе образов романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

1 неделя декабря

 

Обзор и обсуждение содержания романа.

Сюжет, фабула, композиция.

Чтение и анализ, подготовить сообщение: «Печорин - герой своего времени».

40

Трагедия жизни Печорина и его поколения в романе «Герой нашего времени».

1

1 неделя декабря

 

Анализ  части «Княжна Мэри». Сопоставление поступков, характеров героев этой повести с характером Печорина.

Сюжетная самодостаточность, кульминация, философская проблематика, символическое значение образа.

Подготовка к сочинению.

41-42

Р.р. Сочинение №4  по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2

2 неделя декабря

 

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения

 

Сочинение №4

43

Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя.

1

2 неделя декабря

 

Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя; обобщение ранее изученного.

Биография, творчество.

Подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя.

44

Замысел и композиция поэмы «Мертвые души».

1

2 неделя декабря

 

Обзор содержания, история создания поэмы. Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков.

Поэма, система образов.

Чтение и анализ поэмы.

Чтение и анализ поэмы.

Ответить на вопрос: «Чичиков – это беда или надежда России?»

45

Чичиков и чиновники в поэме.

1

3 неделя декабря

 

46

Чичиков и помещики в поэме.

1

3 неделя декабря

 

47

Образ Чичикова в поэме «Мертвые души».

1

3 неделя декабря

 

Знакомство  с образом Чичикова. Особенности сюжета поэмы.

Деталь, портрет, одежда, манеры, речь, биография.

Подготовить сообщение о живой Руси в поэме.

48

«Живая Русь» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

1

4 неделя декабря

 

Проанализировать с учащимися авторскую трактовку образа Руси, данного в противопоставлении образам других персонажей поэмы.

Поэма, система образов.

Подготовка к сочинению.

49-50

Р.р. Сочинение №5 по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

2

4 неделя декабря

 

Развитие связной речи учащихся. Формирование умения выразить свое отношение к героям сочинения.

 

Сочинение №5.

51

Лирика природы Ф.И.Тютчева.

1

4 неделя декабря

 

Обзорное знакомство с биографией поэтов. Основные особенности поэтического языка каждого поэта.

Мироощущение, поэтический фрагмент, лирическая миниатюра, метафоричность, художественный мир, пафос.

 Подготовить сообщение, выучить наизусть.

 

Подготовить сообщение, выучить наизусть.

 

52

Своеобразие поэзии Н.А.Некрасова.

1

2 неделя января

 

53

Краткая биография И.С.Тургенева.

1

2 неделя января

 

Биография обзорно. Общая характеристика творчества.

Повесть.

Подготовить сообщение, чтение повести.

54

Идейный замысел повести «Первая любовь».

 

1

2 неделя января

 

Продолжить знакомство с творчеством И.С.Тургенева, раскрыть идейный замысел повести.

Лиризм, психологизм, герой-повествователь.

Стиль писателя.

Чтение и анализ повести .

 

 

 

Чтение и анализ повести.

55

Сюжет повести «Первая любовь» и ее герои.

1

3 неделя января

 

56

Нравственная проблематика повести И.С.Тургенева.

1

3 неделя января

 

Акцентировать внимание учащихся на нравственной проблематике повести.

Повесть, идея произведения.

Чтение и анализ повести.

57

Мастерство пейзажной живописи в повести И.С.Тургенева.

1

3 неделя января

 

Обучение навыкам анализа фрагментов текста. Роль пейзажа в художественном произведении.

Фрагмент, пейзаж

Работа с текстом повести «Первая любовь»: портрет и пейзаж.

58

Творческий путь Л.Н.Толстого.

1

4 неделя января

 

Обучение работу с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений.

Диалектика души героя.

Подготовить сообщение о писателе.

 

Чтение и анализ повести.

 

59

Автобиографическая трилогия писателя.

1

4 неделя января

 

Обучение аналитическому чтению.

60

Судьба Николеньки в повести «Юность».

1

4 неделя января

 

Работа над понятием «диалектика души».

Внутренний монолог, диалог, речевая характеристика.

Чтение и анализ повести.

 

Чтение и анализ повести.

61

«Диалектика души» героев в повести.

1

1 неделя февраля

 

62

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.

1

1 неделя февраля

 

Биография писателя. Эпоха «безвременья». Повторение. Художественное мастерство Чехова.

Эпоха «безвременья». Подтекст.

Подготовить сообщение, прочитать рассказы А.П. Чехова.

63

Композиция и общая идея цикла «Маленькие трилогии».

1

1 неделя февраля

 

Выяснить философско-нравственную проблематику рассказов трилогии и авторское отношение к ней.

 

 

 

Трилогия, деталь, двуплановость повествования. Юмор и сатира.

Чтение и анализ рассказов.

 

 

Чтение и анализ рассказов.

 

 

Чтение и анализ рассказов.

 

Чтение и анализ рассказов.

 

64

Сюжет и герои «Человека в футляре».

1

2 нед феврал

 

65

Художественная деталь в повести «Человек в футляре».

1

2 неделя февраля

 

66

Юмор и сатира в повести «Человек в футляре».

1

2 неделя февраля

 

67

Тестовый контроль по творчеству А.П.Чехова.

1

3 неделя февраля

 

Проверить знания учащихся по жизни и творчеству А.П.Чехова.

 

Тест №1

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (25ч)

68

О русской литературе 20 века.

1

3 неделя февраля

 

Обучение конспектированию учебника; работа со словарем литературоведческих терминов.

Жанры,  направления в литературе. Автобиографическая повесть.

Чтение статьи учебника о литературе 20 века,

подготовить сообщение

69

Основные мотивы лирики И.А.Бунина.

1

3 неделя февраля

 

Знакомство с жизнью и творчеством автора. Обсуждение самостоятельно прочитанного произведения.

Роман, литературное направление.

Стилистическое мастерство.

Подготовить сообщение, стихи наизусть.

Чтение и анализ повести.

 

Чтение и анализ повести.

 

 

Чтение и анализ повести.

 

70

Автобиографическая повесть И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева».

1

4 неделя февраля

 

71

Главный герой повести в изображении писателя.

1

4 неделя февраля

 

72

Психологизм и лиризм бунинского художественного стиля.

1

4 неделя февраля

 

73

Автобиографическая трилогия М.Горького. Главы из повести «Мои университеты».

1

1 неделя марта

 

Обучение работе с учебником. Обсуждение самостоятельно прочитанных произведений

Романтизм в литературе, трилогия, автобиографическая трилогия.

Подготовить сообщение о писателе, чтение повести.

 

Чтение и анализ повести.

Чтение и анализ повести.

 

74

Герой повести – Алеша Пешков и его судьба.

1

1 неделя марта

 

75

Смысл названия повести «Мои университеты».

1

1 неделя марта

 

76

Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности в лирике А.А.Блока.

1

2 неделя марта

 

Знакомство со стихотворениями Блока. Своеобразие стихов. Образ Прекрасной Дамы и Родины в лирике поэта.

Символизм, мистика, трагизм, музыкальность, роковой, демонический.

Подготовить сообщение,выучить наизусть стихи.

 

Выучить наизусть стихи.

77

Любовь к России, вера в ее будущее в стихах А.А.Блока.

1

2 неделя марта

 

78

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии А.А.Ахматовой.

1

2 неделя марта

 

Знакомство с лирикой А.Ахматовой. краткий обзор биографии поэтессы

Средства художественной выразительности

Подготовить сообщение, выучить наизусть стихи.

79

Тема Родины в лирике С.А.Есенина.

1

3 неделя марта

 

Познакомить с очерком жизни и творчества Есенина. Показать своеобразие его лирики.

Лиризм, исповедальность, образность, имажинизм.

Подготовить сообщение, выучить наизусть стихи.

80

Народно-песенная основа стиха Есенина.

1

3 неделя марта

 

81

Слово о В.В.Маяковском.

1

3 неделя марта

 

Познакомить с очерком жизни и творчества Маяковского. Показать своеобразие его лирики.

Публицистичность, агитационность, лиризм.

Подготовить сообщение, выучить наизусть стихи.

82

Лирический герой стихотворений В.В.Маяковского.

1

1 неделя апреля

 

83

Краткое описание творческого пути М.А.Булгакова.

1

1 неделя апреля

 

Работа со статьей учебника-хрестоматии.

Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литературе

Подготовить сообщение, выучить наизусть стихи.

84

Судьба человека в годы Великой Отечественной войны (по одноименной повести М.А.Шолохова).

1

1 неделя апреля

 

Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема судьбы человека, искалеченного войной.

Гуманизм, стойкость, мужество, патриотизм.

Подготовить сообщение, чтение повести «Судьба человека».

 

 

Чтение и анализ повести.

 

Чтение и анализ повести.

 

85

Андрей Соколов – образ простого стойкого русского человека.

1

2 неделя апреля

 

86

Проблема разрушенных семей в годы войны в повести «Судьба человека».

1

2 неделя апреля

 

87

Военная тема в лирике А.Т.Твардовского.

1

2 неделя апреля

 

Раскрыть военную тему в лирике Твардовского.

Углубление понятия о лирике, лирическом герое. Выразительные средства языка. Сопричастность, общественный темперамент, гражданская позиция, духовное покаяние.

Подготовить сообщение о писателе, чтение поэмы.

Выразительное чтение и анализ поэмы.

Выразительное чтение и анализ поэмы.

Отрывок наизусть.

Подготовка к сочинению.

88

Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа.

1

3 неделя апреля

 

89

Единство лирического и эпического в поэме.

1

3 неделя апреля

 

90-91

Сочинение №6 «Человек на войне» (на примере произведений М.А.Шолохова, А.Т.Твардовского).

2

3-4 неделя апреля

 

 

 

Сочинение №6

92

Смысл названия рассказа А.И.Солженицына «Как жаль».

1

4 неделя апреля

 

Знакомство с жизнью и творчеством А.И.Солженицына.

Рассказ, система образов, средства раскрытия образов.

Подготовить сообщение, прочитать рассказ.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-х годов 20 века (10ч)

93

Образы «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина.

1

4 неделя апреля

 

Раскрыть смысл названия. Особенности композиции, образы главных героев. Тема образов-«чудиков» в рассказах

Понятие о художественном произведении, художественном образе.

Чтение и анализ рассказа.

94

Нравственные проблемы повести «Царь-рыба» В.П.Астафьева.

1

1 неделя мая

 

Краткий рассказ о писателе и его творчестве.

 

Подготовить сообщение о писателе, чтение повести.

95

Гуманистический смысл повести В.Г.Распутина «Деньги для Марии».

1

1 неделя мая

 

Продолжить знакомство с творчеством Распутина – писателя, публициста, патриота российской земли. Показать противопоставление жизненных принципов персонажей.

Гуманизм, идея повести.

 

Подготовить сообщение о писателе, чтение повести.

96

Особенности драматической интриги в драме А.В.Вампилова «Старший сын».

1

1 неделя мая

 

Показать особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения.

Восприятие, истолкование, оценка. Сюжет. Композиция. Интрига. Жизненная неудачливость.

Подготовить сообщение о писателе, чтение  повести.

 

Чтение и анализ повести.

97

Сложности человеческой судьбы в изображении А.В.Вампилова.

1

2 неделя мая

 

98

Москва и люди Москвы в лирике Б.Ш.Окуджавы.

1

2 неделя мая

 

Знакомство с жизнью и творчеством автора.

Лирический герой, средства художественной выразительности языка.

Подготовить сообщение о поэте ,стихи наизусть.

99

Социальные, нравственные, эстетические проблемы в лирике Е.А.Евтушенко.

1

2 неделя мая

 

Знакомство с творчеством Е.А.Евтушенко. самостоятельная работа по учебнику.

Лирический герой, средства художественной выразительности языка.

Подготовить сообщение о поэте,  стихи наизусть.

100

Поэтическое изображение современников в лирике А.А.Вознесенского.

1

3 неделя мая

 

Знакомство с жизнью и творчеством А.Вознесенского. Самостоятельная работа по учебнику.

Лирический герой, средства художественной выразительности языка.

Подготовить сообщение о поэте, стихи наизусть.

101

Тестовый контроль по теме «Русская литература 60-90-х годов 20 века».

1

3 неделя мая

 

Проверить знания учащихся по теме.

 

Тест №2

102

Тестовый контроль за курс 9 класса.

1

3 неделя мая

 

Проверить знания учащихся за весь курс 9 класса.

 

Тест №3