Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвер. Приказом Минобр. РФ от 05.03.2004 № 1089), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подг. класс. 1-4 кл./ Под ред. В.В.Воронковой. В соответствии с требованиями АООП НОО.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование движений и
сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения
основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции,
алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
«Звуки и буквы»
Учащиеся должны знать:
- алфавит,
- расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащийся должен уметь:
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове),
- употреблять ь на конце и в середине слова,
- употреблять разделительный ь перед гласными е, ё, ю, я, и,
- писать сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу,
- писать слова с парными согласными в конце и в середине слова, подбирать проверочные слова,
- ставить в словах ударение, различать ударные и безударные гласные,
- писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова.
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре,
- уметь анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
«Слово»
Учащийся должен знать:
- предлоги до, без, под, над, около, перед,
Учащийся должен уметь:
- различать основные категории слов (названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильно употреблять их в связи друг с другом,
- правильно писать имена собственные,
- писать предлоги раздельно с другими словами,
- употреблять разделительный ъ,
- подбирать родственные слова, находить корень,
- писать слова с непроверяемыми гласными, пользуясь словарём.
«Предложение»
Учащийся должен знать:
- члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Учащийся должен уметь:
- членить речь на предложения, выделять в предложении слова, обозначающие, о ком или о чём говорится, что говорится.
- составлять и распространять предложения, устанавливать связь между словами в предложениях по вопросам,
- ставить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак),
- находить в предложении подлежащее, сказуемое, второстепенные члены (без деления на виды),
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
ПРИМЕЧАНИЯ.
Обязательно:
- ставить знаки препинания в конце предложения,
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями,
- писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
«Связная речь»
Учащийся должен уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам
Содержание учебного предмета
4 класс.
ПОВТОРЕНИЕ (10ч)
Практическое построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме, заканчивание предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
ЗВУКИ И БУКВЫ (67ч)
Алфавит. Употребление ь знака на конце и в середине слова. Разделительный ь знак перед гласными у, ё ю, я.
Сочетания гласных с шипящими. Правописание ЖИ,ШИ,ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ
Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова. Проверка написания путём изменения формы слова и подбора родственных слов( по образцу) Ударение.
Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём изменения формы слова( вода- воды) или подбора по образцу родственных слов( вода-водный).
СЛОВО (44ч)
Различение основных категорий слов( названия предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом.
Имена собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей. Большая буква в именах собственных.
Большая буква в названиях населенных пунктов Вологодской области ( названия городов, посёлков, деревень, где проживают учащиеся).
Большая буква в названии рек, озёр (название рек, озёр родного края)
Предлоги до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Разделительный ъ.
Родственные слова. Общая часть родственных слов(корень)
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (37ч)
Членение речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о чём говорится, что говорится.
Упражнение в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи между словами в предложениях по вопросам.
Знаки препинания в конце предложения( точка, вопросительный знак, восклицательный знаки).
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения( без деления на виды)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД. (12ч)
Тематический план
№ п/п |
Раздел учебного предмета |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
Творческие работы |
Контрольные работы |
1 |
Повторение. Предложение.
|
10 |
10 |
1 |
1 |
2 |
Звуки и буквы
|
67 |
67 |
1 |
5 |
3 |
Слово
|
44 |
44 |
1 |
3 |
4 |
Предложение
|
37 |
37 |
1 |
2 |
5 |
Повторение |
12 |
12 |
|
1 |
|
Итого |
170 |
170 |
|
|
Приложение 1
№ п/п |
Тема урока, тип урока |
Основные виды учебной деятельности |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Повторение. Предложение. 10 ч
|
|
|
|
|
1 |
Предложение. Выражение в предложении определенной и законченной мысли.
|
Работа с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями, схемами. В предложении о ком-либо или о чём-либо говорится. Обозначение начала и конца предложения. Слова в предложении связаны по смыслу. |
|
|
|
2
3 |
Упражнение в правильном произношении и написании предложений разных по интонации. Знаки препинания в конце предложений разных по интонации. |
Работа с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями, схемами. В предложении о ком-либо или о чём-либо говорится. Обозначение начала и конца предложения. |
|
|
|
4 5 |
Связь слов в предложении. Упражнение по теме «Связь слов в предложении». |
Выполнение упражнений. Составление предложений. |
|
|
|
6 |
Составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. |
Выполнение упражнений на составление предложений с употреблением слов в косвенных падежах по вопросам. |
|
|
|
7 |
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
Выполнение упражнений на восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
|
|
|
8 |
Обобщение знаний о предложении. |
Творческое задание на построение простого предложения. |
|
|
|
9 |
Проверочная работа по теме «Предложение». |
Выполнение упражнений на восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
|
|
|
10 |
Работа над ошибками. |
Обозначение начала и конца предложения. |
|
|
|
|
Звуки и буквы. 67ч
|
|
|
|
|
11 |
Звуки и буквы. Алфавит. |
Знать алфавит. |
|
|
|
12
13 |
Расположение слов в алфавитном порядке. Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. |
Анализ слов по звуковому составу. Отличие буквы и звука. Выполнение упражнений на расположение слов в алфавитном порядке. |
|
|
|
14
15 |
Гласные и согласные буквы в алфавите. Звуко-буквенный анализ слов. |
Различение гласных и согласных. Звуко-буквенный анализ. |
|
|
|
16
17 |
Сравнение звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных. Упражнение в сравнение звонких и глухих, мягких и твёрдых согласных. |
Выполнение упражнений на нахождении звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. |
|
|
|
18
19 |
Мягкий знак на конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного. Упражнение в написание слов с мягким знаком. |
Значение мягкого знака. Выполнение упражнений на определения количества букв и звуков в словах с мягким знаком. |
|
|
|
20 21 22 |
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
|
Выполнение упражнений на написание слов с Ь в середине. Анализ слов по звуковому составу. |
|
|
|
23 |
Разделительный мягкий знак.
|
Выполнение упражнений на написание слов с разделительным Ь. |
|
|
|
24 25 |
Упражнение в написании мягкого знака перед гласными е, ё, ю, я, |
Выполнение упражнений в написании мягкого знака перед гласными е, ё, ю, я, и. |
|
|
|
26 27 |
Правила переноса слов с разделительным мягким знаком. Упражнение в переносе слов с разделительным мягким знаком. |
Выполнение упражнений на перенос слов с разделительным мягким знаком. |
|
|
|
28 29 |
Дифференциация слов с мягким знаком и разделительным ь. Упражнение в дифференциации слов с мягким знаком. |
Выполнение упражнений на написание слов с разделительным Ь и смягчающим Ь. |
|
|
|
30
31 |
Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак». Работа над ошибками
|
Запись под диктовку. Выполнение упражнений на написание слов с разделительным Ь. Умение видеть и исправлять ошибки на основе изученных правил. |
|
|
|
|
|
|
|||
32 33 34 |
Гласные после шипящих. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
Выполнение упражнений на правописание жи-ши, чаща, чу-щу |
|
|
|
35 36 |
Упражнения в написании гласных после шипящих. |
Выполнение упражнений на правописание жи-ши, чаща, чу-щу
|
|
|
|
37 38 |
Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными на конце слова. |
Выполнение упражнений на сопоставление согласных букв в проверочных и проверяемых словах. |
|
|
|
39 40 |
Упражнения в написании слов с парными согласными на конце слова.
|
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных на конце слова. Правило проверки. |
|
|
|
41 |
Правописание звонких и глухих согласных в середине слов.
|
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных в середине слова. Правило проверки. |
|
|
|
42 43 |
Правило проверки слов с парными согласными в корне. |
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных в словах. Правило проверки. |
|
|
|
44 |
Диктант № 2. Гласные после шипящих. |
Запись под диктовку |
|
|
|
45 |
Работа над ошибками. Упражнения на правописание звонких и глухих согласных в середине слова. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
46 |
Объяснение написания слов со звонкими или глухим согласным на конце слова.
|
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных в конце слова. Правило проверки. |
|
|
|
47 |
Объяснение написания слов со звонкими или глухим согласным в середине слова.
|
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных в середине слова. Правило проверки. |
|
|
|
48 49 |
Упражнения в написании слов с глухими звонкими согласными на конце и в середине. |
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных на конце в середине слова. Правило проверки. |
|
|
|
50 |
Проверочная работа. Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. |
Запись под диктовку. |
|
|
|
51 |
Работа над ошибками. Повторение. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
52 |
Ударение. Смыслоразличительная роль |
Правильная постановка ударения в словах. |
|
|
|
|
ударения. |
|
|
|
|
53 |
Ударные и безударные гласные. |
Выполнение упражнений на выделение ударных и безударных гласных. |
|
|
|
54 |
Правописание ударных гласных. |
Выполнение упражнений на выделение ударных и безударных гласных. |
|
|
|
55 |
Правописание безударных гласных. |
Выполнение упражнений на нахождение гласных в ударных и безударных слогах. |
|
|
|
56 |
Сопоставление написания гласных в ударных и безударных слогах. |
Выполнение упражнений сопоставление гласных в ударных и безударных слогах. |
|
|
|
57 |
Правописание безударных гласных. |
Выполнение упражнений на нахождение гласных в безударных слогах. |
|
|
|
58 |
Проверка написания слов с безударной гласной. |
Выполнение упражнений на нахождение гласных в безударных слогах. Умение находить проверочное слово. |
|
|
|
59 60 |
Обобщение о способах проверки безударной гласной в корне.
|
Выполнение упражнений на нахождение гласных в безударных слогах. Умение находить проверочное слово путём изменения формы слова. |
|
|
|
61 62 |
Упражнения в правописании безударных гласных. |
Выполнение упражнений на нахождение гласных в безударных слогах. Умение находить проверочное слово путём изменения формы слова. |
|
|
|
63 |
Диктант № 3. Правописание безударных гласных. |
Запись под диктовку. |
|
|
|
64 |
Работа над ошибками. Подбор слов на изученные орфограммы. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
65 66 |
Непроверяемые безударные гласные. Орфографический словарь.
|
Работа со словарём. Выполнение упражнений. |
|
|
|
67 68 |
Дифференциация слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
|
Упражнения на дифференциацию слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Выработка умения сравнивать и классифицировать. |
|
|
|
69 70 |
Дифференциация изученных орфограмм. |
Выполнение упражнений на дифференциацию |
|
|
|
|
|
изученных орфограмм. |
|
|
|
71 72 |
Упражнения в написании слов на изученные орфограммы.
|
Выполнение упражнений на дифференциацию изученных орфограмм |
|
|
|
73 |
Диктант № 4. Непроверяемые безударные гласные. |
Запись под диктовку. |
|
|
|
74 75 76 |
Работа над ошибками. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
77 |
Составление и написание под руководством учителя небольшого письма родным. |
Выполнение упражнений на составления письма родным под руководством учителя. |
|
|
|
|
СЛОВО. 44 ч Названия предметов, действий и признаков. |
|
|
|
|
78 79
|
Названия предметов. Классификация слов и постановка вопросов «кто?», «что?» к словам, обозначающим названия предметов. |
Выполнение упражнений на нахождение и выделение в тексте слов, обозначающих предметы. Постановка вопросов к этим словам. |
|
|
|
80 81 |
Изменение слов, обозначающих названия предметов по числам. |
Выполнение упражнений на изменение слов, обозначающих названия предметов по числам. |
|
|
|
82 |
Изменение слов, обозначающих названия предметов по вопросам.
|
Выполнение упражнений на изменение слов, обозначающих названия предметов по вопросам. |
|
|
|
83 |
Названия действий предметов. |
Выполнение упражнений на нахождение и выделение в тексте слов, обозначающих действия предметов. Постановка вопросов к этим словам. |
|
|
|
84 85 |
Изменение формы слова, обозначающего название действий по вопросам.
|
Выполнение упражнений на изменение формы слова, обозначающего название действий по вопросам. |
|
|
|
86 87 |
Выделение названий предметов и действий в тексте по вопросам.
|
Выполнение упражнений на изменение слов, обозначающих действие и название предмета по вопросам. |
|
|
|
88 89 |
Названия признаков предметов. |
Выполнение упражнений на нахождение и выделение в тексте слов, обозначающих признаки предметов. Постановка вопросов к этим словам. |
|
|
|
90 91 |
Изменение слов, обозначающих название признаков по вопросам.
|
Выполнение упражнений на изменение слов, обозначающих название признаков по вопросам. |
|
|
|
92 93 |
Связь слов-предметов и связь слов признаков. |
Выполнение упражнений на изменение слов, обозначающих название признаков по вопросам. |
|
|
|
93 94 |
Определение названий предметов, действий, признаков в тексте по вопросам. |
Выполнение упражнений на нахождение и выделение в тексте слов, обозначающих признаки предметов, действие и предмет. Постановка вопросов к этим словам. |
|
|
|
95 |
Диктант № 5. «Название предметов, действий и признаков». |
Запись под диктовку. |
|
|
|
96 |
Работа над ошибками. Описание несложных знакомых предметов и картин по вопросам. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
97 98 |
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, сёл, улиц.
|
Выполнение упражнений на написание имён собственных с большой буквы. |
|
|
|
99 100 |
Большая буква в названиях рек, морей, озёр, гор. Комбинированный |
Выполнение упражнений на написание имён собственных с большой буквы. |
|
|
|
101 102 |
Упражнения в написании имён собственных. |
Выполнение упражнений на написание имён собственных с большой буквы.
|
|
|
|
103 104 |
Предлог как отдельное слово. Правописание предлогов.
|
Выполнение упражнений на выделение предлогов. |
|
|
|
105 106 |
Раздельное написание предлогов без, под, над, около, перед, до. |
Выполнение упражнений на выделение предлога из предложения и написания раздельно с другими словами. |
|
|
|
107 108 |
Правильное употребление предлогов в речи. |
Выполнение упражнений на выделение предлогов и умение правильно употреблять их в речи. |
|
|
|
109 110 |
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов. |
Выполнение упражнений на выделение предлогов и умение правильно употреблять их в речи. |
|
|
|
111 |
Диктант №6. «Предлоги». |
Запись под диктовку. |
|
|
|
112 |
Работа над ошибками. Составление предложений, используя вопросы. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
113 114 |
Разделительный твёрдый знак. |
Выполнение упражнений на правописание слов с разделительным Ъ. |
|
|
|
115 116 |
Родственные слова. Выделение общей части и установление общности смысла.
|
Знакомство с родственными словами. Выполнение упражнений. Выделение общей части родственных слов. Установление общности смысла. |
|
|
|
117
|
Подбор родственных слов. |
Выполнение упражнений. Выделение общей части родственных слов. Установление общности смысла. Подбор родственных слов. |
|
|
|
118
|
Единообразное написание безударной гласной в корне родственных слов.
|
Выполнение упражнений. Выделение безударной гласной в корне родственных слов. |
|
|
|
119 |
Определение проверочных слов в группе родственных слов. |
Выполнение упражнений на определение проверочных слов в группе родственных слов. |
|
|
|
120 |
Диктант №7 – «Родственные слова» . |
Запись под диктовку |
|
|
|
121 |
Работа над ошибками. Составление рассказа по сюжетным картинкам и опорным словам. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.37 ч |
|
|
|
|
|
122 |
Предложение как единица речи и выражение законченной мысли.
|
Выполнение упражнений. Обозначение начала и конца предложений. В предложении о ком-либо или о чём-либо говорится. |
|
|
|
123 124 125 |
Членение речи на предложения. |
Выполнение упражнений. |
|
|
|
126 127 |
Расположение слов в определённом порядке. |
Выполнение упражнений на восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
|
|
|
128 129 |
Связь слов в предложении. |
Выполнение упражнений. Обозначение начала и конца предложений. Слова в предложении связаны по смыслу. |
|
|
|
130 131 |
Установление связи слов с помощью вопросов. |
Выполнение упражнений на установление связи слов с помощью вопросов. |
|
|
|
132 |
Упражнение в установлении связи слов в предложении. |
Выполнение упражнений на установление связи слов. |
|
|
|
133 134 |
Повествовательные и вопросительные предложения. |
Выполнение упражнений. Предложения по цели высказывания. |
|
|
|
135 |
Построение вопросительных предложений. |
Выполнение упражнений. Составление вопросительных предложений учащимися и их запись. |
|
|
|
136 |
Восклицательное предложение и его интонационное оформление.
|
Выполнение упражнений. Составление восклицательных предложений учащимися и их запись. Интонационное оформление. |
|
|
|
137 138 |
Постановка знаков препинания в конце разных по интонации предложений.
|
Выполнение упражнений на постановку знаков препинания в конце предложения. |
|
|
|
139 |
Диктант №8. «Знаки препинания в конце предложения». |
Запись под диктовку. |
|
|
|
140 |
Работа над ошибками. |
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
141 142 |
Понятие о сказуемом. |
Выполнение упражнений на нахождение сказуемого в предложении. |
|
|
|
143 |
Выделение сказуемого в предложении. |
Выполнение упражнений на нахождение сказуемого в предложении. |
|
|
|
144 145 |
Понятие о подлежащем |
Выполнение упражнений на нахождение подлежащего в предложении. |
|
|
|
146 |
Выделение подлежащего в предложении. |
Выполнение упражнений на нахождение подлежащего в предложении. |
|
|
|
147 148 149 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
Выполнение упражнений на определение главных членов предложения. |
|
|
|
150 151 |
Второстепенные члены предложения. |
Выполнение упражнений на определение второстепенных членов предложения. |
|
|
|
152 153 154 |
Выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. |
Упражнения на выделение главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предложения. |
|
|
|
155 |
Контрольный диктант № 9. Главные и второстепенные члены предложения. |
Запись под диктовку. |
|
|
|
155 156 157 |
Работа над ошибками. Дополнение предложений второстепенными словами.
|
Умение анализировать орфограммы, исправлять ошибки, подбирать слова на изученные правила. |
|
|
|
ПОВТОРЕНИЕ 12ч
|
|
|
|
||
158 |
Алфавит. |
Выполнение упражнений на расположение слов в алфавитном порядке. |
|
|
|
159 160 |
Правописание парных согласных на конце и в середине слова. |
Выполнение упражнений на нахождение парных согласных на конце и в середине слова. Правило проверки. |
|
|
|
161 162 |
Правописание безударных гласных проверяемых и непроверяемых.
|
Выполнение упражнений на нахождение гласных в безударных слогах. Умение находить проверочное слово путём изменения формы слова. |
|
|
|
163 |
Повторение. Родственные слова. |
Выполнение упражнений. Выделение общей части родственных слов. |
|
|
|
164 165 |
Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения.
|
Выполнение упражнений на распознавание главных и второстепенных членов предложения. Грамматический разбор предл-я. |
|
|
|
166 |
Работа с деформированным текстом. |
Выполнение упражнений на восстановление нарушенного слов в предложении. Выполнение упражнений. |
|
|
|
167 |
Написание письма об итогах года. |
|
|
|
|
168 |
Итоговая контрольная работа за год. |
|
|
|
|
169 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
170 |
Путешествие в страну «Грамматики». |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.