Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2015 г.), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края на период 2014 – 2018 учебные годы, Примерной программы «Русский язык», Русский язык. Программы. 1—4 классы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.. — М.: Просвещение, 2015, Положения МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.,
Место предмета в учебном плане
Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ №1 с. Троицкое ориентирован на 35 учебных учебные недель. На изучение русского языка в 3 классе отводится 5 часов в неделю, 172 часов в год. На изучение программного материала 143 часа, работы творческого характера 6 часов, контрольные работы 20 часов. 9 раз в год пройдут словарные диктанты (как этап рабочего урока)
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Речевое общение. Повторяем – узнаём новое. |
16 часов |
2. |
Язык – главный помощник в общении |
39 часов |
3. |
Состав слова |
18 часов |
4. |
Части речи. |
87 часов |
9. |
Повторение изученного за год. |
12 часов |
Практическая часть программы:
Вид работы |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
Диктант |
1 |
3 |
3 |
3 |
10 |
Словарный диктант |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Контрольное списывание |
- |
1 |
- |
1 |
2 |
Контрольная (проверочная) работа |
1 |
- |
1 |
1 |
3 |
Письменные ответы на вопросы к тексту |
- |
1 |
1 |
- |
2 |
Изложение |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
Сочинение |
1 |
- |
1 |
2 |
4 |
Содержание программы
1. Речевое общение. (16 часов).
Собеседники. Диалог.
Культура устной и письменной речи.
Текст.
Контроль – 2 часа.
1.1.Планируемые результаты:
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
- осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
- относиться с уважением к представителям других народов;
- уважительно относиться к иному мнению;
- понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
- соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
- развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации;
- оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
- эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
- сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
- осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
- стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
- понимать цели и задачи учебной деятельности;
- находить ответы на проблемные вопросы;
- пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
- самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
- пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
- пользоваться справочной литературой (словарями);
- развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
- развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать самостоятельные выводы;
- находить выход из проблемных ситуаций;
- определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
- выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
- относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
- анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
- понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
- выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
- контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
- правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
- различать диалогическую и монологическую речь;
- составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
- составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
- пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
- писать изложения по составленному плану;
- составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
- говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
- делать полный и краткий пересказ текста;
- устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
- исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
- совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
- соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
2. Язык - главный помощник в общении.
Язык - главный помощник в общении. Звуки и буквы. Слог, ударение.
Девять привил орфографии. Слово и его значение. Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Предложения с однородными членами.
Контроль – 4 часа.
2.1.Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
- проводить звукобуквенный анализ слов;
- определять ударение в словах;
- делить слова на слоги и на части для переноса;
- находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
- верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
- правильно писать «не» с глаголами;
- использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными
орфограммами.
- определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
- находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
- находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
- устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
- находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
- формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
- писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
- верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
3.Состав слова (18 часов)
Повторение значимых частей слова.
Корень. Приставка. Суффикс. Окончание. Как образуются слова.
Контроль – 4 часа.
3.1.Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
- разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
- выделять в слове основу и окончание;
- составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
- различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
- объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
- образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
- правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
- понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
- образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
4. Части речи (87 часов).
Контроль – 14 часов
4.1.Планируемые результаты:
Обучающийся научится:
- определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
- правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
- различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
- определять число имён существительных;
- определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
- определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
- изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
- верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
- сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
- образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
- разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
- сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
- употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
- распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять времена глаголов;
- образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
- определять число глаголов;
- верно писать частицу «не» с глаголами;
- писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
- находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
- определять связь имени прилагательного с именем существительным;
- верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
- делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
- объяснять роль имён прилагательных в речи;
- использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа по русскому языку для четырёхлетней начальной школы Образовательная система «УМК Перспектива» Руководители линии учебников по русскому языку УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Сборник программ. (М.: Просвещение, 2014).
Учебники и учебные пособия:
1.Учебник по русскому языку для 3 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»
Москва, 2015 год.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Календарно – тематическое планирование по русскому языку. 3 класс
№ п/п урока |
|
Тема урока |
Кол-во часов |
Речевое общение. Повторяем – узнаём новое (16 часов). |
|
||
1. |
|
Речевое общение. Диалог. Собеседники. |
1 |
2. |
|
Слова с непроверяемыми написаниями и проверяемыми орфограммами. |
1 |
3. |
|
Тема и главная мысль текста. |
1 |
4. |
|
Разница между диалогом и спором. |
1 |
5. |
|
Речевой этикет. |
1 |
6. |
|
Связь главной мысли текста и его настроения. |
1 |
7. |
|
Общение и его виды. |
1 |
8. |
|
Речь устная и письменная. |
1 |
9. |
|
Входная контрольная работа (диктант). |
1 |
10. |
|
Коррекция знаний. Зависимость выбора речевых средств от ситуации общения. |
1 |
11. |
|
Звуки и буквы. |
1 |
12. |
|
Деление слов на слоги. |
1 |
13. |
|
Ударение. Словарный диктант. |
1 |
14. |
|
Орфограммы слова. |
1 |
15. |
|
Орфограммы слова. |
1 |
16. |
|
Орфограммы слова. |
1 |
Язык – главный помощник в общении (39 часов) |
|
||
1. |
|
Имена собственные. |
1 |
2. |
|
Безударная гласная в корне слова. |
1 |
3. |
|
Проверка безударной гласной в корне слова. |
1 |
4. |
|
Способы проверки безударной гласной в корне слова. |
1 |
5. |
|
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Мини-сочинение. |
1 |
6. |
|
Правила переноса слов. |
1 |
7. |
|
Парные согласные. |
1 |
8. |
|
Проверка парных согласных в конце слова и в середине слова. |
1 |
9. |
|
Слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными. |
1 |
10. |
|
Непроизносимые согласные. |
1 |
11. |
|
Проверка непроизносимых согласных. |
1 |
12. |
|
Разделительные твёрдый и мягкий знаки. |
1 |
13. |
|
Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков. |
1 |
14. |
|
Удвоенные согласные. |
1 |
15. |
|
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. |
1 |
16. |
|
Правила написания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, чк, щн. Закрепление. |
1 |
17. |
|
Написание слов с изученными орфограммами. |
1 |
18. |
|
Контрольная работа по разделу «Мир общения. Повторяем – узнаём новое». |
1 |
19. |
|
Коррекция знаний. |
1 |
20. |
|
Роль слова и жеста в речевом общении. |
1 |
21. |
|
Основные функции слова. |
1 |
22. |
|
Звукобуквенная форма слова и его значение. |
1 |
23. |
|
Как «устроено» слово. Словарный диктант. |
1 |
24. |
|
Как возникают слова. |
1 |
25. |
|
Откуда слово пришло. |
1 |
26. |
|
Как возникают слова. Этимология слов. |
1 |
27. |
|
Синонимы. |
1 |
2 четверть |
|
||
28. |
|
Омонимы. |
1 |
29. |
|
Многозначные слова. |
1 |
30. |
|
Проверка знаний учащихся Диктант по теме «Звукобуквенная форма слова» |
1 |
31. |
|
Работа над ошибками Словарный диктант. |
1 |
32. |
|
Словосочетание как языковая единица |
1 |
33. |
|
Основная функция словосочетания в речи |
|
34. |
|
Предложение. |
1 |
35. |
|
Главные члены предложения. |
1 |
36. |
|
Предложения с однородными членами. |
1 |
37. |
|
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
38. |
|
Контрольный диктант по теме: «Язык – главный помощник в общении». |
1 |
39. |
|
Коррекция знаний обучающихся. Работа над ошибками. |
1 |
Состав слова (18 часов) |
1 |
||
1. |
|
Состав слова. Корень. |
1 |
2. |
|
Корень. |
1 |
3. |
|
Корень. |
1 |
4. |
|
Корневые орфограммы. |
1 |
5. |
|
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. |
1 |
6. |
|
Приставка. |
1 |
7. |
|
Приставка. |
1 |
8. |
|
Суффикс. Словарный диктант. |
1 |
9. |
|
Суффикс. |
1 |
10. |
|
Окончание и основа. |
1 |
11. |
|
Окончание и основа. |
1 |
12. |
|
Как образуются слова. |
1 |
13. |
|
Как образуются слова. |
1 |
14. |
|
Контрольный диктант по теме «Состав слова» |
1 |
15. |
|
Коррекция знаний. Работа над ошибками. |
1 |
16. |
|
Изложение с использованием плана текста. |
1 |
17. |
|
Коррекция знаний. Сфера употребления текстов. |
1 |
18. |
|
Обобщение знаний о словосочетании, предложении, тексте. |
1 |
Части речи. (87 часов). |
|||
1. |
|
Части речи. |
1 |
2. |
|
Определение частей речи с помощью вопросов. |
1 |
3. |
|
Роль слов разных частей речи в тексте. |
1 |
4. |
|
Имя существительное. |
1 |
3 четверть |
|||
5. |
|
Собственные и нарицательные имена существительные |
1 |
6. |
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
1 |
7. |
|
Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения. |
1 |
8. |
|
Число имён существительных. |
1 |
9. |
|
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста |
1 |
10. |
|
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
1 |
11. |
|
Коррекция знаний. Работа над ошибками. Словарный диктант. |
1 |
12. |
|
Определение рода имён существительных. |
1 |
13. |
|
Определение рода и числа имени существительного. |
1 |
14. |
|
Обучающее изложение по вопросам. |
|
15. |
|
Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода. |
1 |
16. |
|
Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода |
1 |
17. |
25 янв |
Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. |
|
18. |
|
Изменение имён существительных по падежам. |
1 |
19. |
|
Определение падежа имён существительных. |
1 |
20. |
|
Формирование умения определять падеж имён существительных. Словарный диктант. |
1 |
21. |
|
Именительный падеж имён существительных. |
1 |
22. |
|
Родительный падеж имён существительных. |
1 |
23. |
|
Окончания имён существительных в родительном падеже. |
1 |
24. |
|
Дательный падеж имён существительных. |
1 |
25. |
|
Винительный падеж имён существительных. |
1 |
26. |
|
Творительный падеж имён существительных. |
1 |
27. |
|
Предложный падеж имён существительных. |
1 |
28. |
|
Обобщение о склонении имён существительных. |
1 |
29. |
|
Контрольный диктант за III четверть. |
1 |
30. |
|
Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
31. |
|
Повторение об имени существительном. |
1 |
32. |
|
Контрольная работа по теме «Имя существительное». |
1 |
33. |
|
Коррекция знаний. |
1 |
34. |
|
Местоимение. |
1 |
35. |
|
Роль местоимений в предложении. |
1 |
36. |
|
Роль местоимений в предложении. |
|
37. |
|
Роль глаголов в речи. |
1 |
38. |
|
Сочинение по рисункам и опорным словам. |
1 |
39. |
|
Изменение глаголов по временам. |
1 |
40. |
|
Упражнения в определении времени глагола и изменение глагола по временам. |
1 |
41. |
|
Контрольное списывание текста. |
1 |
42. |
|
Образование формы глаголов настоящего времени по образцу. |
1 |
43. |
|
Употребление глаголов в настоящем времени. |
1 |
44. |
|
Распознавание глаголов в прошедшем времени. |
1 |
45. |
|
Изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам. |
1 |
46. |
|
Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант. |
1 |
47. |
|
Омонимичные формы глаголов и слов других частей речи. |
1 |
48. |
|
Распространённые и нераспространенные предложения. Употребление глаголов настоящего и прошедшего времени. |
1 |
49. |
|
Образование форм глаголов в будущем времени. |
1 |
50. |
|
Изменение глаголов в форме будущего времени. |
1 |
51. |
|
Изменение глаголов по числам. |
1 |
52. |
|
Роль окончаний при изменении глаголов по числам. |
1 |
53. |
|
Изложение. |
1 |
54. |
|
Неопределённая форма глагола. |
1 |
55. |
|
Мягкий знак после шипящих в конце глаголов в неопределённой форме. |
1 |
56. |
|
Не с глаголами. |
1 |
57. |
|
Роль частицы не и правила её написания с глаголами. |
1 |
58. |
|
Морфологический разбор глагола. |
1 |
59. |
|
Диктант по теме «Глагол». |
1 |
60. |
|
Коррекция знаний. Работа над ошибками. |
1 |
61. |
|
Годовая проверочная работа. |
|
62. |
|
Коррекция знаний. Работа над ошибками. |
|
63. |
|
Роль имён прилагательных в речи. |
1 |
64. |
|
Образование имён прилагательных с помощью суффиксов. |
1 |
65. |
|
Зависимость имени прилагательного от имени существительного. |
1 |
66. |
|
Изменение имён прилагательных по родам. |
1 |
67. |
|
Изменение имён прилагательных по родам. |
1 |
68. |
|
Изменение имён прилагательных по числам. |
1 |
69. |
|
Изменение имён прилагательных по числам. |
1 |
70. |
|
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. |
1 |
71. |
|
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. |
1 |
72. |
|
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Словарный диктант |
1 |
73. |
|
Проверка безударных окончаний имён прилагательных. |
1 |
74. |
|
Проверка безударных окончаний имён прилагательных. |
1 |
75. |
|
Сочинение по рисунку с использованием опорных словосочетаний. |
1 |
76. |
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
77. |
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
78. |
|
Морфологический разбор имени прилагательного. |
1 |
79. |
|
Диктант по теме: «Имя прилагательное». |
1 |
80 - 91 |
|
Повторение изученного материала. |
12 |
Резерв учебного времени на изучение раздела «Части речи» - 8 часов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.