МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ «СОШ П. САДОВЫЙ»»
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО
на заседании МС Протокол №____ от «____»__________20____г Руководитель МС
___________________ |
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _______________________ «___» ____________ 20___ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
(указать предмет)
Уровень обучения (класс): основное общее 5- 9 классы
(начальное общее, основное общее, среднеобщее образование с указанием классов)
Общее количество часов:
5 класс- 170 часов;
6 класс – 210 часов;
7 класс -140 часов;
8 класс -102 часа;
9 класс- 102 часа
Всего: 724
Количество часов в неделю:
5 класс- 5 часов;
6 класс – 6 часов;
7 класс -4 часа;
8 класс -3 часа;
9 класс- 3 часа.
Уровень: базовый
(базовый, профильный)
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебник, автор: Русский язык 5- 7 класс: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов; 8 класс - 9 класс, Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова;
Издательство, год издания:
«Просвещение» 2018
МОУ «СОШ п. Садовый»
2019
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета русский язык
5 класс. Личностные
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Метапредметные результаты:
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
-идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
-определять необходимое(ые) действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
-находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Предметные результаты:
Пятиклассник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводить лексический анализ слова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
• проводить морфологический анализ слова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находить грамматическую основу предложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
•использовать орфографические словари.
6 класс
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- владение разными видами монолога (и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
7-8 класс
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей; способность извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно и свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, при менять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) освоение базовых понятий лингвистики;
5) освоение основными стилистическими ресурсами лексики фразеологии русского языка;
6) опознавание и анализ основных единиц языка;
7) проведение различных видов анализа слова
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; осознание эстетической функции родного языка.
9 класс
Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
· основные функции языка;
· основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
· основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
· основные нормы русского литературного языка;
· нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
· структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Учащиеся должны уметь:
· определять основные лингвистические понятия;
· характеризовать орфограммы, пунктограммы;
· выполнять разные виды разбора;
· различать типы текста;
· различать стили речи;
· применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
· писать изложение (в том числе и сжатое);
· создавать сочинения разных типов;
· владеть разными типами речи.
·
Метапредметные результаты обучения:
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
5. владение основами самоконтроля, самооценки;
6. смысловое чтение;
7. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
9. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
10. формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
11. умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Раздел 2. Содержание учебного предмета русский язык
5 класс
Язык и общение
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у, после шипящих. Разделительные ъ и ь знаки.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1,2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях глаголов; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и –ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие.
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Развитие речи (Далее Р/р) Текст. Тема текста. Стили.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения, выделения, разделения.
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространённые и распространённые предложения. Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Р/р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация».
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
Р/р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
К/р. Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».
Лексика. Культура речи
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Р/р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств.
К/р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный текст №2 по теме
«Лексика. Культура речи».
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож-, -лаг-,-рос-,-раст-.
Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Р/р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности
К/р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика».
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имён существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на –ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Р/р Доказательства и объяснения в рассуждении.
К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам.
Р/р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть, -ться, -ти, -чь, -чься)
Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 2 спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся е и и в корнях глаголов –бер, -бир, -дер, -дир, -мер, -мир, -пер, -пир, -тер,-тир, -стел, -стил.
Правописание не с глаголами.
Р/р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
К.Р. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол».
Повторение и систематизация изученного в 5 классе
К.Р.Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год.
6 класс
Язык. Речь. Общение
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения.
Развитие речи (далее Р.Р.). Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный диктант с грамматическим заданием). Контрольный словарный диктант.
Текст
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение.
Р.Р. Устное описание картины. Работа со словарями.
К.Р. Контрольное сжатое изложение. Приемы сжатия текста
Фразеология. Культура речи
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
К.Р. Контрольный тест по теме «Фразеология».
Словообразование. Орфография. Культура речи
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос-, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Сложносокращённые слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение.
Р.Р. Анализ стихотворного текста с точки зрения состава и способа образования слов. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисункам. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный словарный диктант.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Повторение.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное сочинение по картине.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Повторение.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы.
К.Р. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант. Контрольное сочинение-описание природы.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение.
Р.Р. Стиль текста. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу».
К.Р. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Р.Р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
К.Р. Контрольное сочинение по картине.
Глагол
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение.
Р.Р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
К.Р. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
К.Р. Итоговый тест.
7 класс
РАЗДЕЛ I. Раздел I. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности.
Раздел II.
Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Раздел III. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль. Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий. Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Раздел IV. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
8 класс
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Повторение изученного в 5-7 классах: 5 ч функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными.
Синтаксис, пунктуация, культура речи (2+1 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание (4 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (2 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (7 ч + 2 ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Простые односоставные предложения (10 ч + 1 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
предложение.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Однородные члены предложения (12ч + 2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (18ч + 2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Обращение(2ч + 1ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Вводные и вставные конструкции(7ч + 1ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Чужая речь (5 ч + 1 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
9 класс
Международное значение русского языка (1 ч. + 1 ч.): Международное значение русского языка. Выборочное изложение по теме «В.И. Даль и его словарь».
Повторение изученного в 5-8 классах (8 ч. + 2 ч.): Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Сочинение по теме «Особая тишина музея». Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением по теме «Роль книги в современном мире». Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе». Анализ ошибок диктанта.
Сложное предложение. Культура речи (7 ч. + 2 ч.): Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы». Интонация сложного предложения. Повторение по теме «Сложное предложение». Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».
Сложносочинённые предложения (8 ч. + 2 ч.): Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Устное сообщение на заданную тему. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Сочинение по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком…». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация». Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения».
Сложноподчинённые предложения (4 ч. + 3 ч.): Анализ ошибок диктанта. Понятие о сложноподчинённом предложении. Отзыв о картине И. Тихого «Аисты». Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?» Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ ошибок работы. Сжатое изложение по теме «Пушкин-писатель и Пушкин-художник».
Основные группы сложноподчинённых предложений (22 ч. + 5 ч.): Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Сжатое изложение по теме «Жан Батист Мольер». Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Анализ ошибок работы. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок диктанта. Сочинение на основе картины по теме «Родина». Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря. Сжатое изложение по теме «Толковый словарь С.И. Ожегова». Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Анализ ошибок работы. Сочинение-рассуждение по теме «Подвиг».
Бессоюзное сложное предложение (12 ч. + 2 ч.): Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Подробное изложение по теме «Что такое искусство?» Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор). Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Анализ ошибок работы.
Сложные предложения с различными видами связи (8 ч. + 2 ч.): Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Сжатое изложение по теме «Власть». Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания по теме «Взрослые и мы». Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Проверочный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Анализ ошибок диктанта.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (10 ч. + 3 ч.): Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Сжатое выборочное изложение по теме «Выбор пути». Отзыв-рецензия на фильм. Орфография и пунктуация. Сочинение на свободную тему. Итоговая работа за курс 9 класса. Анализ ошибок итоговой работы. Итоги курса русского языка в 9 классе.
Раздел 3.
Тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
1 |
Язык и общение |
3 |
2 |
Вспоминаем, повторяем, изучаем |
24 |
3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
30 |
4 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
16 |
5 |
Лексика. Культура речи |
11 |
6 |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
25 |
7 |
Морфология. Орфография. Культура речи |
52 |
8 |
Повторение и систематизация изученного |
6 |
9 |
Резерв |
3 |
|
Итого |
170 |
Тематическое планирование
по русскому языку в 6 классе
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
1 |
Язык. Речь. Общение |
2 |
2 |
Повторение изученного в 5 классе |
13 |
3 |
Текст |
7 |
4 |
Лексика. Культура речи |
17 |
5 |
Фразеология. Культура речи |
8 |
6 |
Словообразование. Орфография. Культура речи |
28 |
7 |
Имя существительное |
24 |
8 |
Имя прилагательное |
30 |
9 |
Имя числительное |
16 |
10 |
Местоимение |
21 |
11 |
Глагол |
30 |
12 |
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи |
8 |
|
Итого |
204 |
Тематическое планирование
по русскому языку в 7 классе
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
1 |
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
2 |
Повторение изученного материала в 5-6 классах |
10 |
3 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. |
76 |
4 |
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. |
36 |
5 |
Междометие. |
1 |
6 |
Повторение изученного материала в 5-7 классах |
15 |
7 |
Итого: |
140 |
Тематическое планирование
по русскому языку в 8 классе
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
1 |
Функции русского языка в современном мире |
1 |
2 |
Повторение изученного в V–VII классах |
5 |
3 |
Синтаксис, пунктуация, культура речи |
3 |
4 |
Словосочетание |
4 |
5 |
Простое предложение |
3 |
6 |
Простые двусоставные предложения Главные члены предложения |
8 |
7 |
Второстепенные члены предложения |
9 |
8 |
Простые односоставные предложения |
11 |
9 |
Неполное предложение |
2 |
10 |
Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения |
14 |
11 |
Обособленные члены предложения |
20 |
12 |
Обращение |
3 |
13 |
Вводные и вставные конструкции |
8 |
14 |
Чужая речь |
6 |
15 |
Повторение и систематизация изученного в VIII классе |
5 |
|
Итого |
102 |
Тематическое планирование
по русскому языку в 9 классе
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Кол-во часов |
1 |
Международное значение русского языка |
2 |
2 |
Повторение изученного в 5-8классах |
10 |
3 |
Сложное предложение. Культура речи |
9 |
4 |
Сложносочиненные предложения |
10 |
5 |
Сложноподчиненные предложения |
7 |
6 |
Основные группы сложноподчиненных предложений |
27 |
7 |
Бессоюзные сложные предложения |
14 |
8 |
Сложные предложения с различными видами связи |
10 |
9 |
Повторение изученного в 5-9 классах |
13 |
|
Итого |
102 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОУ
«СОШ П. САДОВЫЙ»
ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №_____от «____»__________20____г.
Руководитель ШМО ______ |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР
«___» ____________ 20___ г.
__________А.В. Мамышева |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «СОШ п. Садовый»
_____________ Г.Н. Тикеева Приказ от __________- № _____ |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По русскому языку
Класс: 5
Общее количество часов: 175
Количество часов в неделю: 5 Уровень: базовый
Учитель: Серебрякова Наталья Викторовна
Квалификационная категория: без категории
Программа разработана на основе материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008) и Рабочей программы по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебник, автор:
Русский язык 5 класс: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.
Издательство, год издания:
«Просвещение» 2019
п. Садовый
2019
Календарно-тематическое планирование
по русскому языку в 5 классе
№ |
Наименование разделов и тем уроков |
Кол-во часов
|
Дата проведения |
|||
План |
Факт |
|||||
Язык и общение |
3ч |
|
||||
1 |
Язык и человек. |
1 |
03.09 |
|
||
2 |
Общение устное и письменное |
1 |
04.09 |
|
||
3 |
Стили речи |
1 |
05.09 |
|
||
Вспоминаем. Повторяем. Изучаем |
24 ч |
|
|
|||
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание |
1 |
06.09 |
|
||
5 |
Орфограмма |
1 |
09.09 |
|
||
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне. |
1 |
10.09 |
|
||
7 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
1 |
11.09 |
|
||
8 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
12.09 |
|
||
9 |
Буквы и, у, а после шипящих |
1 |
13.09 |
|
||
10 |
Разделительные ъ и ь. |
1 |
16.09 |
|
||
11 |
Раздельное написание предлогов с другими словами |
|
17.09 |
|
||
12 |
Что мы знаем о тексте |
1 |
18.09 |
|
||
13 |
Р.Р. Обучающее изложение (по Г.А.Скребицкому, упр. 70) |
1 |
19.09 |
|
||
14 |
Части речи. |
1 |
20.09 |
|
||
15 |
Глагол. |
1 |
23.09 |
|
||
16 |
Правописание -тся и -тъся в глаголах |
|
24.09 |
|
||
17 |
Личные окончания глаголов. Не с глаголами |
1 |
25.09 |
|
||
18 |
Р.Р. Тема текста. |
1 |
26.09 |
|
||
19 |
Имя существительное. |
1 |
27.09 |
|
||
20 |
Падежные окончания существительных |
1 |
30.09 |
|
||
21 |
Имя прилагательное |
1 |
01.10 |
|
||
22 |
Обучающее сочинение-описание по картине А. А. Пластова «Летом» |
1 |
02.10 |
|
||
23 |
Местоимение как часть речи |
1 |
03.10 |
|
||
24 |
Р.Р. Основная мысль текста |
1 |
04.10 |
|
||
25 |
Повторение и обобщение изученного в начальных классах. |
1 |
07.10 |
|
||
26 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология» |
1 |
08.10 |
|
||
27 |
Анализ диктанта и работа над ошибками |
1 |
09.10 |
|
||
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
30 ч |
|
|
||
28 |
Синтаксис и пунктуация. |
1 |
10.10 |
|
||
29 |
Словосочетание |
1 |
11.10 |
|
||
30 |
Разбор словосочетаний |
1 |
14.10 |
|
||
31 |
Контрольная работа по теме «Словосочетание» |
|
|
|
||
32 |
Предложение. |
1 |
15.10 |
|
||
33 |
Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева (текст упр. 149) |
1 |
16.10 |
|
||
34 |
Виды предложений по цели высказывания |
1 |
17.10 |
|
||
35 |
Восклицательные предложения. |
1 |
18.10 |
|
||
36 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее |
1 |
21.10 |
|
||
37 |
Сказуемое |
1 |
22.10 |
|
||
38 |
Тире между подлежащим и сказуемым |
1 |
23.10 |
|
||
39 |
Нераспространённые и распространённые предложения |
1 |
24.10 |
|
||
40 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение |
1 |
25.10 |
|
||
41 |
Определение. |
1 |
5.11 |
|
||
42 |
Обстоятельство. |
1 |
6.11 |
|
||
43 |
Предложения с однородными членами |
1 |
7.11 |
|
||
44 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 |
8.11 |
|
||
45 |
Обобщающие слова при однородных членах |
|
11.11 |
|
||
46 |
Предложения с обращениями |
1 |
12.11 |
|
||
47 |
Письмо |
1 |
13.11 |
|
||
48 |
Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения |
1 |
14.11 |
|
||
49 |
Контрольный диктант |
1 |
15.11 |
|
||
50 |
Простые и сложные предложения |
1 |
18.11 |
|
||
51 |
Синтаксический разбор сложного предложения |
1 |
19.11 |
|
||
52 |
Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью |
1 |
20.11 |
|
||
53 |
Диалог. |
1 |
21.11 |
|
||
54 |
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». |
1 |
22.11 |
|
||
55 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация» |
1 |
25.11 |
|
||
56 |
Анализ диктанта и работа над ошибками |
1 |
26.11 |
|
||
57 |
Выборочное изложение (текст упр. 269) |
1 |
27.11 |
|
||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
16 ч |
|
|
|||
58 |
Фонетика. Гласные звуки. |
1 |
28.11 |
|
||
59 |
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. |
1 |
29.11 |
|
||
60 |
Согласные твердые и мягкие |
1 |
02.12 |
|
||
61 |
Повествование Р.Р. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка» упр.291-292) |
1 |
03.12 |
|
||
62 |
Согласные звонкие и глухие |
1 |
04.12 |
|
||
63 |
Графика. Алфавит |
1 |
05.12 |
|
||
64 |
Описание предмета |
1 |
06.12 |
|
||
65 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
1 |
09.12 |
|
||
66 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
1 |
10.12 |
|
||
67 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я |
1 |
11.12 |
|
||
68 |
Описание предмета |
1 |
12.12 |
|
||
69 |
Орфоэпия |
1 |
13.12 |
|
||
70 |
Фонетический разбор слова. Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» |
1 |
16.12 |
|
||
71 |
Контрольный тест по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» (или диктант) |
1 |
17.12 |
|
||
72 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тесте. |
1 |
18.12 |
|
||
73 |
Р.Р.Сочинение - описание предметов, изображенных на картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица» |
1 |
19.12 |
|
||
Лексика. Культура речи. |
11 ч |
|
|
|||
74 |
Слово и его лексическое значение |
1 |
20.12 |
|
||
75 |
Однозначные и многозначные слова |
1 |
23.12 |
|
||
76 |
Прямое и переносное значение слов |
1 |
24.12 |
|
||
77 |
Омонимы |
1 |
25.12 |
|
||
78 |
Синонимы |
1 |
26.12 |
|
||
79 |
Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 390) |
1 |
27.12
|
|
||
80 |
Антонимы. |
1 |
13.01 |
|
||
81 |
Паронимы |
1 |
14.01 |
|
||
82 |
Повторение изученного в разделе «Лексика». |
1 |
15.01 |
|
||
83 |
Контрольный тест по теме «Лексика. Культура речи» |
1 |
16.01 |
|
||
84 |
Р.Р.Подготовка к домашнему изложению по рассказу К.Г. Паустовского «Первый снег») |
1 |
17.01 |
|
||
Морфемика. Орфография. Культура речи |
25 ч |
|
|
|||
85 |
Морфема - наименьшая значимая часть слова |
1 |
17.01 |
|
||
86 |
Изменение и образование слов. |
1 |
20.01 |
|
||
87 |
Окончание. |
1 |
22.01 |
|
||
88 |
Основа слова |
1 |
23.01 |
|
||
89 |
Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям. (упр. 425) |
1 |
24.01 |
|
||
90 |
Корень слова. |
1 |
27.01 |
|
||
91 |
Р.Р. Рассуждение |
1 |
28.01 |
|
||
92 |
Суффикс. |
1 |
29.01 |
|
||
93 |
Приставка. |
1 |
30.01 |
|
||
94 |
Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица. (упр. 456) |
1 |
31.01 |
|
||
95 |
Чередование звуков |
1 |
03.02 |
|
||
96 |
Беглые гласные |
1 |
04.02 |
|
||
97 |
Варианты морфем |
1 |
05.02 |
|
||
98 |
Морфемный разбор слова |
1 |
06.02 |
|
||
99 |
Правописание гласных и согласных в приставках |
1 |
07.02 |
|
||
100 |
Буквы З и С на конце приставок. |
1 |
10.02 |
|
||
101 |
Буквы а – о в корнях -лаг-(-лож-). |
1 |
11.02 |
|
||
102 |
Буквы а – о в корнях -раст-, -рос-, -ращ-. |
1 |
12.02 |
|
||
103 |
Буквы Ё – О после шипящих в корне. |
1 |
13.02 |
|
||
104 |
Буквы ы-и после ц |
1 |
14.02 |
|
||
105 |
Повторение по теме «Морфемика» |
1 |
16.02 |
|
||
106 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика» |
1 |
17.02 |
|
||
107 |
Анализ диктанта и работа над ошибками |
1 |
18.02 |
|
||
108 |
Подготовка к сочинению-описанию по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
1 |
19.02 |
|
||
109 |
Сочинение- описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» |
1 |
20.02 |
|
||
Морфология. Орфография. Культура речи |
52 ч |
|
|
|||
110 |
Имя существительное как часть речи |
1 |
21.02 |
|
||
111 |
Доказательства в рассуждении |
1 |
25.02 |
|
||
112 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
1 |
26.02 |
|
||
113 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
1 |
27.02 |
|
||
114 |
Род имен существительных. |
1 |
28.02 |
|
||
115 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа |
1 |
02.03 |
|
||
116 |
Сжатое изложение (упр. 553) (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»). |
1 |
03.03 |
|
||
117 |
Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. |
1 |
04.03 |
|
||
118 |
Три склонения имен существительных |
1 |
05.03 |
|
||
119 |
Падежи имен существительных |
1 |
06.03 |
|
||
120 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
1 |
10.03 |
|
||
121 |
Существительные на –ия, -ие, -ий. |
1 |
11.03 |
|
||
122 |
Р. Р. Подробное изложение с изменением лица (упр. 547) |
1 |
12.03 |
|
||
123 |
Множественное число имён существительных. |
1 |
13.03 |
|
||
124 |
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
1 |
16.03 |
|
||
125 |
Морфологический разбор имени существительного |
1 |
17.03 |
|
||
126 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
1 |
18.03 |
|
||
127 |
Повторение по теме «Имя существительное» |
1 |
19.03 |
|
||
128 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» |
1 |
20.03 |
|
||
129 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте |
1 |
01.04 |
|
||
130 |
Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). |
1 |
02.04 |
|
||
Имя прилагательное |
||||||
131 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
03.04 |
|
||
132 |
Роль имён прилагательных в речи. |
1 |
06.04 |
|
||
133 |
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных |
1 |
07.04 |
|
||
134 |
Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных |
1 |
08.04 |
|
||
135 |
Р.Р.Описание животного |
1 |
09.04 |
|
||
136 |
Прилагательные полные и краткие |
1 |
10.04 |
|
||
137 |
Синтаксическая роль кратких прилагательных. |
1 |
13.04 |
|
||
138 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
14.04 |
|
||
139 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
1 |
15.04 |
|
||
140 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное» |
1 |
16.04 |
|
||
141 |
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте |
1 |
17.04 |
|
||
Глагол |
||||||
142 |
Глагол как часть речи |
1 |
20.04 |
|
||
143 |
Не с глаголами |
1 |
21.04 |
|
||
144 |
Р. Р. Рассказ. |
1 |
22.04 |
|
||
145 |
Неопределенная форма глагола. Правописание -ться и –тся в глаголах |
1 |
23.04 |
|
||
146 |
Виды глагола |
1 |
27.04 |
|
||
147 |
Правописание букв е – и в корнях с чередованием. |
1 |
28.04 |
|
||
148 |
Правописание букв е – и в корнях с чередованием. |
1 |
29.04 |
|
||
149 |
Р.Р.Невыдуманный рассказ (о себе) |
1 |
30.04 |
|
||
150 |
Время глагола. Прошедшее время |
1 |
06.05 |
|
||
151 |
Настоящее время |
1 |
07.05 |
|
||
152 |
Будущее время |
1 |
08.05 |
|
||
153 |
Спряжение глаголов |
|
12.05 |
|
||
154-155 |
Правописание безударных личных окончаний глагола |
1 |
13.05 |
|
||
156 |
Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). |
1 |
15.05 |
|
||
157 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа |
1 |
18.05 |
|
||
158 |
Употребление времен |
1 |
19.05 |
|
||
159 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
20.05 |
|
||
160 |
Повторение по теме «Глагол» |
1 |
21.05 |
|
||
161 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
1 |
22.05 |
|
||
Повторение и систематизация изученного 6 ч |
||||||
162 |
Разделы науки о языке. |
1 |
25.05 |
|
||
163 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов |
1 |
26.05 |
|
||
164 |
Орфограммы в окончаниях слов. Правописание о-е после шипящих и ц. Употребление букв ь и ъ |
1 |
27.05 |
|
||
165 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. |
1 |
28.05 |
|
||
166 |
Итоговый контрольный диктант |
1 |
29.05 |
|
||
167 |
Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте |
1 |
|
|
||
|
Резерв |
3 ч |
|
|
||
168 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
|
|
||
169 |
Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
||
170 |
Обобщение и систематизация знаний |
1 |
|
|
||
Лист корректировки
Номер урока |
Содержание корректировки |
Основание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.