Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ УМК «Школа России» НА 2022 - 2023 учебный год с планируемыми результатами освоения материала
Оценка 4.9

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ УМК «Школа России» НА 2022 - 2023 учебный год с планируемыми результатами освоения материала

Оценка 4.9
docx
31.07.2022
Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ  ВО  2 КЛАССЕ    УМК «Школа России» НА   2022 - 2023 учебный год  с планируемыми результатами освоения материала
главн пр РУС ЯЗ 2 класс.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34

с углубленным изучением обществознания и экономики»

 

ПРИНЯТА

педагогическим советом

протокол  от  27.08.2020 №175

 

                                     УТВЕРЖДЕНА 

приказом директора

от 27.08.2020 №122

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

УМК «Школа России»

 для 2 класса,

срок реализации программы – 1 год

 

 

Разработана

Ожигиной Ю.В.

Петровой С. Г.

Алексеевой Л. В.                              Даниловой С.В.

Цветковой Ю. В.

Сухоруковой Е. А.

 Трофимовой Н. В

Гавриловой В. Л.

Кирилличевой Е. С.

Алферьевой С. В.

Лукиной Е. С.

Савченко Ю. В.

КоцаренкоЛ. Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Великий Новгород

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствие с:

—      Федеральным  законом  от  29.12.2012  No  273-ФЗ  «Об  образовании  в  Российской Федерации»;

—      Федеральным  государственным  образовательным  стандартом  (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;

—      Приказом  Минобрнауки  России  от  31.12.2015  N  1576  "О  внесении  изменений  в федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования,  утвержденный  приказом  Министерства  образования  и  науки  Российской Федерации от06.10.2009 No 373"

—      Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).

-Авторской программой по русскому языку  Канакиной В.П., Горецкого В.Г.., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Сборник рабочих программ «Школа России», М.: Просвещение; учебник, 1,2ч. УМК «Школа России»

Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Школа России».

Сроки реализации программы 1 год.

Идея курса - изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.

Цели  программы:

ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи курса:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

развитие коммуникативных умений;

развитие нравственных и эстетических чувств;

развитие способностей к творческой деятельности.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

орфография и пунктуация;

развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

 

Предметные области

Учебные предметы

Количество

часов в неделю

Количество часов в год.

Русский язык и литературное чтение

Обязательная часть.

 

 

 

Русский язык.

5

170

Описание ценностных ориентиров.

Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки:

·        формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

 чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

 восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

·        формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

 доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

 уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

·        развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

·        развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

·        развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Результаты освоения предмета.

Личностные

·        Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

·        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

·        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

·        Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

·        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

·        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

·        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

·        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

·        Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

·        Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

·        Использование знаково-символических средств представления информации.

·        Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

·        Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

·        Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

·        Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

·        Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

·        Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

·        Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

·        Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

·        Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

·        Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные

·        Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

·        Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

·        Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

·        Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

·        Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

·        Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

·        Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

·        Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

·        Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Диктанты – 5

Проверочные работы – 8

Уроки развития речи - 26

Особенности изучения курса «Русский язык»обучающимися

с ЗПР

Цель программы: обеспечить совместное обучение и взаимодействие детей с ЗПР со сверстниками средствами русского языка.

При обучении русскому языку наряду с общеобразовательными, ставятся и коррекционно-развивающие задачи:

- развитие фонематического восприятия, формирование лексико-грамматического строя устной речи,

- коррекция и предупреждение оптических, фонематических, лексических ошибок вписьменной речи.

Программа по русскому языку включает разделы: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Развитие речи».

Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.

В обучении детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, а также постоянно иметь в виду специфические задачи: формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза,

уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения непосредственных

представлений об окружающем мире; развитие связной речи; формирование интереса к родному языку, навыков учебной работы; усвоение приёмов умственной деятельности, необходимых для овладения начальным курсом русского языка.

Содержание учебного предмета, тематическое планирование уроков для детей с ЗПР соответствует планированию, составленному в рабочей программе начального общегообразования, с использованием комплекта учебников «Школа России» для работы на уроках

Содержание учебного предмета.

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Изменение существительных по числам. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по числам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа.

Глагол. Значение и употребление в речи. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Морфологический разбор глаголов.

Предлог.Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов), (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова);

разделительные ъ и ь;

раздельное написание предлогов с именами существительными;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

раздельное написание частицы не с глаголами;

мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Название раздела

Кол-во часов

1

Наша речь

3

2

Текст

4

3

Предложение

12

4

Слова, слова, слова…

18

5

Звуки и буквы

59

6

Части речи

58

7

Повторение

16

Всего

170

 

Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету.

 

Уровень

Комментарий

Материал не усвоен

Обучающийся не справился

с типовым заданием,

отработанным на уроках многократно.

Минимальный уровень

Выполнение типового задания с

незначительными ошибками

или недочетами, либо с

привлечением сторонней помощи.

 

Выполнение типового задания

самостоятельно и без ошибок.

Программный уровень

(решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях)

Выполнение задания с привлечением

посторонней помощи или незначительными ошибками (недочетами), не влияющими на результат.

 

Выполнение задания без ошибок, аккуратно и самостоятельно.

Высокий уровень

(решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса знаний, умений и навыков)

Выполнение задания в нестандартной форме (с выходом за пределы программы),

самостоятельно и без ошибок.

Текущий контроль усвоения материала по русскому языку осуществляется в различных формах: словарный диктант, самостоятельная работа, тестирование, по результатам которых учитель может сделать выводы об уровне понимания изучаемого материала и уровне приобретенных умений и навыков.

Текущий контроль является одним из этапов урока и проводится учителем по необходимости для проверки усвоения материала по теме урока либо по комплексу уроков.

Итоговый контроль проводится в виде письменной работы по результатам четверти, учебного года. Для проведения итогового контроля используются диктанты, контрольное списывание.

Контрольный диктант дается после изучения большой орфографической темы (для заявления уровня сформированностиорфографических навыков) или в конце четверти для подведения итогов учебного периода. Объем контрольных диктантов - 30-40 слов.

Грамматические задания. Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Словарный диктант позволяет проверить усвоение правописания слов с непроверяемыми орфограммами, «слов из словаря». Тренировочный словарный диктант может проводиться 1-2 раза в месяц. Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку освоения изученных ранее словарных слов.

Контрольный словарный диктант проводится 3 раза в год (в начале учебного года шля проверки остаточных знаний слов с непроверяемыми написаниями, изученными в первом классе (8-10 слов), а также в конце каждого полугодия для проверки усвоения обязательных к изучению во 2 классе слов и включает в себя 10 словарных слов по выбору учителя из изученных на данный момент.

Критерии оценки письменных работ обучающихся

по русскому языку

 

Вид работы

«5»

(отлично)

«4»

(хорошо)

«3»

(удовлетворительно)

«2»

(неудовлетворительно)

 

Диктант

Выполнение работы без ошибок, допускается 1-2 аккуратных исправления

1-2 ошибки

на изученные правила либо ошибки на неизученные правила

3-5 ошибок на

изученные правила

Более 5 ошибок на изученные правила

Проверочное списывание

Выполнение работы без ошибок с соблюдением каллиграфических норм

1 ошибка или 1-3 исправления

2-3 ошибки либо более 3 исправлений

 

Более 3 ошибок

Словарный

диктант

Выполнение

без ошибок, исправлений

·         ошибка, 1-

·         исправления

2 ошибки

Более 2 ошибок

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

 

Авторы

Название

Издательство

1.

В. П. Канакина, В. Г. Горецский

Русский язык. Учебник. 2 класс, в 2 ч.

Москва «Просвещение»

2.

В. П. Канакина, В. Г. Горецский

Русский язык, Рабочая тетрадь. 2 класс

Москва «просвещение»

3.

В. П. Канакина, В. Г. Горецский

Русский язык. Проверочные работы. 2 класс

Москва «Просвещение»

4.

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю.Васильева.

Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Школа России»

Москва «ВАКО»

5.

В.П.Канакина

Русский язык Методическое пособие с поурочными разработками. В 2х ч.

Москва «Просвещение»

6.

С.И.Ожегов

Толковый словарь русского языка.

Москва

«Мир и Образование»

7.

А.А.Бондаренко

И.В.Гуркова

Пишу правильно.

Орфографический словарь.

Москва «Просвещение»

8.

Сборник рабочих программ «Школа России»

Москва «Просвещение»

 

 

 

 


Тематическое планирование уроков русского языка (136 ч)

 

№ п/п

Дата

Тема урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные

НАША РЕЧЬ (2 Ч)

1.

 

Знакомство с учебником.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи.

-                  Познакомить с новым учебником и правилами работы по нему.

-  С помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

-                  Познакомить с терминами «диалог» и «монолог»; формировать умение оформлять диалог.

-                    чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2

 

Диалог и монолог. Речь диалогическая и монологическая.

ТЕКСТ (2 Ч)

3

 

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Тема и главная мысль текста. Заглавие.

-                  Повторить признаки текста. Научить определять тему текста.

-  Научить определять тему и главную мысль текста.

-                  Научить выделять в тексте начало, основную часть и концовку.

-                  Проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение.

-                  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 

-                  начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

-                  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

-                  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

-                  начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

 

4

 

Части текста. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Р.Р. Составление рассказа по рисунку, началу и опорным словам.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (9 Ч)

5

 

Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Знаки препинания конца предложения.

-                  Повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.

-                  Научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.

-                  Проверить умение грамотно писать , навык грамотного каллиграфического письма.

-                  Познакомить с терминами «главные члены», «основа предложения»; научить находить главные члены предложения и его основу.

-                  Познакомить с термином «второстепенные члены предложения»; научить находить второстепенные члены предложения.

-  Познакомить с терминами «подлежащее» и «сказуемое»; научить находить подлежащее и сказуемое в предложении.

-                  Познакомить с понятиями «и распространённое» и «нераспространённое» предложение; научить находить в предложении подлежащее и сказуемое.

-  Выполнить работу над ошибками, допущенными в сочинении; проверить знания по теме «Предложение».

 

-                  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-                  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-                  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-                  установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

 

6

 

Предложение. Наблюдение над  значением предложений, различных по цели высказывания. Логическое ударение в предложении.

7

 

Стартовая контрольная работа.

8

 

Главные члены предложения (основа).

9

 

Второстепенные члены предложения.

10

 

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

11

 

Распространённые и нераспространённые члены предложения.

12

 

Связь слов  в предложении.

Р.Р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень».

13

 

Повторение пройденного по теме «Члены предложения». Проверочная работа по разделу «Предложение».

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…(15 Ч)

14

 

Слово, его значение. Номинативная функция слова. Слово как общее название многих однородных предметов.

-  Познакомить с понятием « лексическое значение слова».

-                  Познакомить с понятием «многозначные слова»; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

-                  Познакомить с понятиями « прямое» и «переносное» значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

-  Познакомить с термином «синонимы»;  развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

-  Познакомить с термином «антонимы»;  развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

-  Проверить навыки грамотного письма, умение правильно оформлять работу.

-                  Учить классифицировать и исправлять ошибки.

-                  Познакомить с понятием «родственные слова», с признаками однокоренных слов; формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

-  Познакомить с понятиями «корень», «однокоренные слова»; формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

-  Повторить правила деления слова на слоги.

-  Повторить понятие «ударение»; формировать умение ставить ударения.

-  Повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на другую.

-  Проверить знания по теме «Слово».

-  Проверить умение писать слова с изученными орфограммами.

-                  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                  целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                  уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-                  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

15

 

Однозначные и многозначные слова.

16

 

Прямое и переносное значение слов.

Р,Р, Наблюдение над переносным значением слов, как средством создания словесно-художественных образов.

17

 

Синонимы.

18

 

Антонимы

19

 

Синонимы и антонимы. Работа со словарями синонимов и антонимов. Р.Р. Изложение текста по данным к нему вопросам.

20

 

Родственные слова. Корень слова.

21

 

Различие родственных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.

22

 

Выделение корня в однокоренных словах.

23

 

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

24

 

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.

25

 

Словесное и логическое ударение в предложении. Словообразующая функция ударения.

26

 

Ударение. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Работа с орфоэпическим словарем.

27

 

Правила переноса части слова с одной строки на другую. Р.Р. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

28

 

Закрепление по теме «Правила переноса части слова с одной строки на другую». Проверочная работа по теме «Слова, слова, слова…»

ЗВУКИ И БУКВЫ (51Ч)

29

 

Звуки и буквы, их различие и обозначение на письме. Русский алфавит, или Азбука. Значение алфавита.

-  Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать звуки буквы.

-  Повторить порядок букв в алфавите, названия букв, записывать слова в алфавитном порядке.

-  Обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в именах собственных.

-  Развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.

-  Проверить умения учащихся писать и оформлять предложения, правильно писать слова со знакомыми орфограммами.

-                  Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; учить видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

-                  Формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

-                  Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

-                  Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова.

-                  Научить детей работать над исправлением ошибок.

-                  Повторить изученный материал по теме «Согласные звуки».

-                  Познакомить учащихся с особенностями буквы Й.

-                  Познакомить с правописанием слов с удвоенными согласными.

-                  Учить выражать свою мысль письменно и устно.

-                  Заинтересовать темой проекта; прививать интерес к русскому языку.

-                  Повторить способы обозначения мягкости согласных звуков на письме.

-                  Повторить способы обозначения мягкости согласных  на письме.

-                  Повторить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь.

-                  Повторить усвоение изученных тем.

-                  Проверить усвоение темы «Согласные звуки и буквы».

-                  Учить видеть, анализировать и исправлять ошибки.

-                  Познакомить с понятием «письмо», правилами его написания.

-                  Научить использовать полученные знания в нестандартных условиях.

-                    чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                    целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                    уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

 

30

 

Употребление прописной (заглавной буквы). Проверочная работа.

31

 

Р.Р. Коллективное составление рассказа по репродукции  картины З.Е.Серебряковой «За обедом»

32

 

Гласные звуки, их признаки. Смыслоразличительная и слогообразую -щая роль гласных звуков

33

 

Буквы е, ё, ю, я, их функции в слове.

Р.Р. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

34

 

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и их обозначение на письме.

35

 

Особенности проверяемых и проверочных слов.

36

 

Способы проверки написания буквы, обозначающей  безударный гласный звук в корне слова.

37

 

Способы проверки написания буквы, обозначающей  безударный гласный звук в корне слова. Подбор проверочных слов.

38

 

Подбор проверочных слов дла проверки безударных гласных в корне слов.

39

 

Подбор проверочных слов дла проверки безударных гласных в корне слов.

Р.Р. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования

40

 

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Работа с орфографическим словарем.

41

 

Слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слова.

42

 

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.

43

 

Закрепление по теме «Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы».

44

 

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова».

45

 

Р.Р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова «Зима пришла. Детство».

46

 

Согласные звуки, их признаки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Р.Р. Восстановление деформированного текста по рисунку.

47

 

Согласный звук [Й] и буква «И краткое».

48

 

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

Проект «И в шутку и всерьез»

49

 

Р.Р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

50

 

Твердые и мягкие согласные звуки буквы для их обозначения.

51

 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

52

 

Правописание ь на конце и в середине слова перед другими согласными.

53

 

Правописание слов с ь на конце и в середине перед согласным.

54

 

Р.Р. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

Проект «Пишем письмо».

55

 

Буквосочетания и правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Проект «Рифма».

56

 

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

-                  Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление.

-                  Учить определять тему текста, пересказывать содержание текста с опорой на вопросы плана; формировать умение устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

-                  Обобщить знания о написании мягких и твёрдых согласных; формировать умение обозначать мягкость согласных буквами И, Е, Ё, Я, Ю,Ь; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление.

-                  Нацелить на выполнение проектной деятельности.

-                  Формировать навыки правописания слов с сочетаниями ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ; развивать орфографическую зоркость.

-                  Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках (звонких и глухих), о произношении этих звуков; способствовать обогащению словарного запаса учащихся.

-                  Познакомить со способом проверки парных  согласных в корне путём изменения формы слова и путём  подбора однокоренных слов

-                  Развивать умения распознавать в корне букву, которая требует проверки (орфограмму), и проверять её путём подбора однокоренного проверочного слова.

-                  Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость;  способствовать развитию речи учащихся.

-                  Формировать умение проверять написание парных согласных разными способами; учит распознавать парные звонкие и глухие согласные в словах, сопоставлять произношение и написание, анализировать, делать выводы; развивать у учащихся навыки грамотного письма.

-                  Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость;  способствовать развитию речи учащихся.

-                  Проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.

-                  Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

-                  Проверить умение каллиграфически правильно списывать слова и предложения без пропусков, замены и искажения букв; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком.

-                  Проверить умения правильно писать и переносить слова с разделительным мягким знаком, делать звуко-буквенный разбор слова, развивать орфографическую зоркость.

 

-                    чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                    целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                    уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-                  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-                  умение определять общую цель и пути её достижения;

-                  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

57

 

Правописание буквосочетаний  ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

Р.Р. Работа с предложением и текстом.

58

 

Проверочный диктант по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками».

59

 

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами.

60

 

Произношение парного по звонкости – глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

61

 

Правописание  слов с парным по звонкости - глухости согласным  на конце слова и перед согласным.

62

 

Правописание  слов с парным по звонкости - глухости согласным  на конце слова и перед согласным. Закрепление.

63

 

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного  по звонкости - глухости согласного звука  на конце слова и перед согласным.

64

 

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне.

65

.

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне. Закрепление.

66

 

Орфограмма «Написание буквы, обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне».

67

 

Упражнение в подборе проверочных слов с буквой обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне.

68

 

Написание слов с буквой обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне.

69

 

Выбор способа проверки слов с буквой обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне.

70

 

Выбор способа проверки слов с буквой обозначающей парный по звонкости - глухости согласный звук,   на конце слова и перед согласным в корне. Закрепление.

71

 

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных согласных в корне слова.

72

 

Сопоставление правил обозначения буквами гласного звука в безударном слоге корня и парных согласных в корне слова. Закрепление.

73

 

Р.Р. Письменное изложение текста по вопросам.

74

 

Проверочный диктант по теме «Правописание слов с  парным по звонкости - глухости согласным  на конце слова и перед согласным».

75

 

Анализ результатов проверочного диктанта по теме «Правописание слов с  парным по звонкости - глухости согласным  на конце слова и перед согласным». Повторение пройденного.

76

 

Использование на письме разделительного ь.

77

 

Орфограмма разделительный ь.

78

 

Наблюдение над произношением слов с разделительным ь.

Р.Р. Составление устного рассказа по серии рисунков

79

 

Разделительный ь. Закрепление.  Проверочная работа

ЧАСТИ РЕЧИ (46ч)

80

 

Части речи. Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Определение частей речи по вопросам.

Дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; формировать умение распознавать самостоятельные части речи.

Формировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что; учить находить имена существительные в тексте и подбирать их самостоятельно; классифицировать неодушевлённые имена существительные; вырабатывать навыки грамотного письма.

Формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные; учить подбирать примеры таких слов самостоятельно; развивать речь, мышление.

Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста; учить устанавливать связь слов в предложении; способствовать развитию речи учащихся; развивать орфографическую зоркость.

Обобщить знания учащихся об употреблении заглавной буквы в именах собственных; закрепить навыки правописания изученных орфограмм; развивать речевую деятельность; отрабатывать правильное произношение.

Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать навыки грамотного письма.

Формировать умения составлять предложения – ответы на вопросы, определять главную мысль текста. Проверить умения распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные, изменять существительные по числам; развивать орфографическую зоркость.

Познакомить с частью речи – глаголом, его отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Познакомить с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Формировать навык раздельного написания глаголов с частицей НЕ; познакомить их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Познакомить учащихся с понятием текст – повествование, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Проверить знания по теме «Глагол».

Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?, и их ролью в речи.

Познакомить со смысловым значением имён прилагательных; показать связь имени прилагательного с именем существительным.

Формировать представление о прилагательных – синонимах и прилагательных – антонимах и их роли в речи.

Формировать умение распознавать прилагательные в единственном и множественном числе.

Познакомить учащихся с понятием текст – описание, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении.

Проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила.

Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Познакомить учащихся с понятием текст – рассуждение, с его отличительными признаками; развивать речь, коммуникативные навыки.

Проверить умения писать местоимения.

Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.

-                    чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                    целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                    уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-                  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                    чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                    целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                    уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-                  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-                  умение определять общую цель и пути её достижения;

-                  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

-                  умение определять общую цель и пути её достижения;

-                  умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

81

 

Имя существительное как часть речи, его значение и употребление в речи.

82

 

Закрепление по теме «Имя существительное как часть речи, его значение и употребление в речи».

83

 

Определение имени существительного в предложениях по его признакам.

84

 

Одушевленные имена существительные. Нахождение одушевленных имен существительных в предложениях.

85

 

Неодушевленные имена существительные. Нахождение неодушевленных имен существительных в предложениях.

86

 

Собственные имена существительные. Орфограмма Заглавная буква в именах собственных.

87

 

Нарицательные имена существительные. Правило написания нарицательных имен существительных.

88

 

Р.Р. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри».

89

 

Упражнение в написании  собственных и нарицательных имен существительных.

90

 

Число имен существительных. Изменение существительных по числам.

91

 

Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.

92

 

Синтаксическая функция имени существительного в предложении (подлежащее или второстепенный член).

93

 

Р.Р. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.

94

 

Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.

95

 

Упражнение в разборе имени существительного как части речи. Проверочная работа по теме «Имя существительное».

96

 

Глагол как часть речи и употребление его в речи. (общее представление).

97

 

Синтаксическая функция глагола в предложении (чаще всего является сказуемым).

98

 

Определение глагола в предложениях по его признакам.

99

 

Р.Р. Составление рассказа по репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели».

100

 

Число глагола. Изменение глаголов по числам.

101

 

Упражнение в изменении глаголов по числам.

102

 

Правописание частицы не с глаголами.

103

 

Обобщение знаний о глаголе. Р.Р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

104

 

Понятие о тексте-повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. Проверочная работа по теме «Глагол».

105

 

Р.Р. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.

106

 

Имя прилагательное как часть речи.

107

 

Значение и употребление в речи имен прилагательных.

108

 

Связь имени прилагательного с именем существительным.

109

 

Роль имени прилагательного в речи.

110

 

Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.

111

 

Имя прилагательное как одно из выразительных средств языка. Использование имен прилагательных при сравнении предметов.

112

 

Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.

113

 

Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

114

 

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».

115

 

Понятие о тексте-описании.

116

 

Роль имен прилагательных в тексте-описании. Р.Р. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

117

 

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).

118

 

Р.Р. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

119

 

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Р.Р. Работа с текстом-рассуждением.

120

 

Проверочная работа по теме «Местоимение».

121

 

Предлоги. Роль предлогов в речи.

122

 

Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов.

123

 

Правописание предлогов с именами существительными.

Проверочная работа по теме «Предлоги».

124

 

Р.Р. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.

125

 

Административная контрольная работа.

ПОВТОРЕНИЕ (11 Ч)

126

 

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.Повторение по теме «Текст». Р.Р. Устное составление рассказа по репродукции картины И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»

-                  Повторить изученный материал по теме «Текст».

-                  Формировать навыки описания картины.

-                  Повторить изученный материал по теме «Предложение».

-                  Повторить изученный материал по теме «Слово и его значение».

-                  Повторить изученный материал по теме «Части речи».

-                  Повторить изученный материал по теме «Звуки и буквы».

-                  Проверить знания учащихся о правилах правописания.

-                  Проверить умение списывать текст без нарушения правил каллиграфического письма, без грамматических ошибок.

-                  Повторить и закрепить изученный материал; проверить знания учащихся.

-                  Обобщить знания учащихся, полученные в процессе изучения отдельных тем, установить связь между ними.

-                    чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-                    целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-                    уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-                  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

-                  Способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для решения;

-                  сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-                  начальные умения излагать своё мнение и аргументировать;

-                  начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале;

-                  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;

-                  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-                  умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

-                  активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных познавательных задач;

-                  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

127

 

Повторение по теме «Предложение». Проект «В словари – за частями речи».

128

 

Повторение по теме «Слово и его значение».

129

 

Повторение по теме «Части речи. Имя существительное».

130

 

Повторение по теме «Части речи. Имя прилагательное.».

131

 

Повторение по теме «Части речи. Глагол».

132

 

Повторение по теме «Звуки и буквы».

133

 

Повторение по теме «Правила правописания заглавной буквы  в собственных именах существительных».

134

 

Повторение по теме «Правила правописания парных согласных».

135

 

Повторение по теме «Правила правописания безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением».

136

 

Повторение по теме «Правила правописания безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением».

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением обществознания и экономики»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением обществознания и экономики»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствие с: —

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана в соответствие с: —

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета

Описание места учебного предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета в учебном плане

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия…

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный

Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный

Местоимение. Общее представление о местоимении

Местоимение. Общее представление о местоимении

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Материал не усвоен Обучающийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно

Материал не усвоен Обучающийся не справился с типовым заданием, отработанным на уроках многократно

Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку освоения изученных ранее словарных слов

Учитель выделяет небольшую часть урока под первичную проверку освоения изученных ранее словарных слов

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко,

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко,

Тематическое планирование уроков русского языка (136 ч) № п/п

Тематическое планирование уроков русского языка (136 ч) № п/п

Проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение

Проверить умения самостоятельно работать, оформлять предложение

Слово, его значение. Номинативная функция слова

Слово, его значение. Номинативная функция слова

Проверить знания по теме «Слово»

Проверить знания по теме «Слово»

Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова

Учить детей оформлять свои мысли на письме, видеть орфограммы и грамотно писать слова

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове; развивать мышление

Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся

Формировать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать орфографическую зоркость; способствовать развитию речи учащихся

Родину, российский народ и историю

Родину, российский народ и историю

Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать…

Дать понятие об изменении имён существительных по числам; учит определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; развивать наблюдательность, речь; формировать…

Проверить знания по теме «Глагол»

Проверить знания по теме «Глагол»

Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал

Формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.07.2022