Рабочая программа по шахматам для 1 класса.

  • docx
  • 03.06.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по шахматам.docx

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная  школа

 

«Рассмотрено»

Заседание МО

МБОУ Междуреченской СОШ

Протокол №1 от 29.08.2017г.

 

Руководитель МО:

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУМеждуреченскойСОШ

 

Протокол АМС №

от  31.08. 2017г.

 

«Утверждаю»

Директор МБОУ Междуреченской СОШ

/Росляков С.П./

Приказ № 235

 от  31.08.2017г.

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по шахматам

1 класс

 

 

 

 

Разработана учителем

начальных классов:                                                                     Шаповал Л.В.

 

 

 

 

 

2017-2018 учебный год

 

1.Планируемые результаты учебного курса

- Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

Воспитанники, закончившие обучение по программе , совершенствуют свои знания, умения и навыки, занимаясь в шахматном клубе «Белая ладья», организованном на базе МАОУ ДО «Центр дополнительного образования», реализующей данную программу.

Педагогический контроль.

 

         Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня  усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального  развития ребёнка.

         Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём  её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

         Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.

 

- текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме

 - итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме  тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков (решение задач), также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний, турниры и соревнования  различного  уровня.    

   Нормативные требования по всем разделам программы и описание тестов представлено в методическом обеспечении программы.

 

2.Содержание учебного курса .

1-й год обучения:

 

Задачи:

1) Привитие навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.

2) Развитие внимания, памяти, логического мышления и способности к концентрации внимания, развитие интеллектуальных способностей.

3) Освоение азов игры в шахматы.

    Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, разрезная шахматная доска, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат.

Возникновение и родина шахмат.

Начальные сведения. 

·          Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Центр, фланги.

·          Шахматные фигуры. Первое знакомство. 

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.        ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

     КОРОЛЬ

Самая важная, главная фигура.

   Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

    ЛАДЬЯ

 Прямолинейная, бесхитростная.

 Ход, взятие.

 «Атака неприятельской фигуры».                             

        СЛОН

  Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

 Где сильнее: на краю, в центре, в углу?

 Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

        ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие. Где сильнее? Центр, край, угол. 

 Ферзь против ладьи, слона                         

          КОНЬ

 Необычный шаг. Ходит буквой «Г» и так и сяк.

 Игра конем на усеченной доске.

Центр, край, угол.

Конь против ферзя, ладьи, слона

        Относительная ценность фигур.

 Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

  Достижение материального перевеса.

        Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха.

  Что такое шах. Понятие о шахе.

  Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.   

         Мат - цель игры.

Техника матования одинокого короля:

 Две ладьи против короля.

Ферзь и ладья против короля.

Король и ферзь против короля.

 Король и ладья против короля.

Решение шахматных задач и упражнений.

               Ничья.

 Варианты ничьей.

 Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.

                Рокировка.

 Длинная и короткая рокировка.

 Правила рокировки.

               Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Правила и законы дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

·        Короткие шахматные партии.

·        Занимательные страницы шахмат.

·        Практика.

Практическая игра всеми фигурами из начального положения.

Решение шахматных задач.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника

 «В бой идут одни только пешки». Практическая игра пешками.

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

 

 "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

   Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как "Лабиринт", "Перехитри часовых" и т. п., где присутствуют "заколдованные" фигуры и "заминированные" поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3.Календарно-тематическое планирование по предмету «Шахматы»,1 класс:

 

Раздел программы, количество часов

Тема урока

Дата

Основные виды деятельности

план

факт

Шахматная доска-2 часа

1.       

 

Знакомство с шахматной доской, техника безопасности

01.09

 

Чтение дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской, шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ. Соблюдение основных правил личной гигиены.

2.       

 

Шахматная доска

08.09

 

Учиться ориентироваться на шахматной доске, правильно размещать шахматную доску между партнерами, организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

Шахматные фигуры-2 часа

3.       

 

Знакомство с шахматными фигурами

15.09

 

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

4.       

 

Знакомство с шахматными фигурами

22.09

 

Познакомиться с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Научиться различать и называть шахматные фигуры.

Начальная расстановка фигуры-1 час

5.       

 

Начальное положение

29.09

 

Познакомиться с понятием: начальное положение, научиться правильно расставлять фигуры перед игрой

Ходы и взятие фигур-16 часов

6.       

 

Знакомство с шахматной фигурой - Ладья

06.10

 

Познакомиться с понятием: партнёры. Правильно расставлять фигуры в начальное положение. Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре

7.       

 

Ладья в игре

13.10

 

Познакомиться  с понятиями: ход, взятие, стоять под боем.

8.       

 

Знакомство с шахматной фигурой - Слон

20.10

 

Познакомиться с шахматной фигурой -слон, узнать как ходит слон, его силе в шахматной партии.

9.       

 

Слон в игре

27.10

 

Уметь определять место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

10.   

 

Ладья против слона

03.11

 

Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,Игра на уничтожение» (ладья против слона, Две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения),ориентироваться в пространстве.

11.   

 

Знакомство с шахматной фигурой -Ферзь

17.11

 

Знакомство с шахматной фигурой- ферзь, ее преимуществами над другими фигурами, ее силе в шахматной партии.

12.   

 

Ферзь в игре

24.11

 

 Уметь определять место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь — тяжелая фигура. Игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».Уметь ориентироваться в пространстве.

13.   

 

Ферзь против ладьи и слона

01.12

 

Научиться играть фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса. 

14.   

 

Знакомство с шахматной фигурой - Конь

08.12

 

Познакомить с шахматной фигурой –конь, показать как ходить конь, объяснить его силу в шахматной партии.

15.   

 

Конь в игре

15.12

 

Соблюдать основные правила личной гигиены.

16.   

 

Конь против ферзя, ладьи и слона

22.12

 

Уважать мнение и решение других

17.   

 

Знакомство с пешкой

29.12

 

Познакомить с пешкой, ее передвижением и силе в шахматной партии.

18.   

 

Пешка в игре

19.01

 

Делать  выводы, выяснять закономерности Анализировать ситуацию и принимать правильное решение

19.   

 

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона

26.01

 

Наблюдать за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию.

20.   

 

Знакомство с шахматной фигурой - Король

02.02

 

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

21.   

 

Король против других фигур

09.02

 

Работать в парах.

Цель шахматной партии-9 часов

22.   

 

Шах

16.02

 

Познакомиться с понятиями: длинная и короткая  рокировка, шах, мат, пат, ничья.

23.   

 

Мат

02.03

 

Научиться рокировать.

24.   

 

Ставим мат

09.03

 

Научиться объявлять шах.

Научиться ставить мат.

25.   

 

Ставим мат

16.03

 

Уметь организовать комфортные отношения с партнерами по игре.

26.   

 

Техника матования одинокого короля.

23.03

 

Повторение: ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). Сравнительная сила фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты (5 способов).

27.   

 

Ничья, пат

06.04

 

Анализировать положение фигур на шахматной доске

28.   

 

Рокировка

13.04

 

Познакомиться с рокировкой и для чего она нужна в шахматной партии.

29.   

 

Рокировка

20.04

 

Оценивать правильность ходов.

30.   

 

Шахматная партия

27.04

 

Познакомиться с элементарными шахматными задачами

                                                                                          Игра всеми фигурами из начального положения -3 часа

31.   

 

Повторение программного материала

04.05

 

Повторение пройденного материала.

32.   

 

Короткие шахматные партии.

11.05

 

Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Играть всеми фигурами из начального положения.

33.   

 

Шахматный турнир

18.05

 

Организовывать комфортные отношения с партнерами по игре.

 

ИТОГО:                                                                                 33 часа