Рабочая программа по слуховому восприятию и ФП 4-ый класс

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 000cbc79-c3a4496f.docx

4 класс

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по слуховому восприятию и формированию произношения  разработана на основе Программы специальных

( коррекционных) общеобразовательных учреждений II вида, 2 отделение, 1 вариант, Москва, «Просвещение», 2006 г.

 

            Цель программы: формирование и развитие навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи, развитие остаточного слуха и обучение произношению.

Работа  по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения.

Основные задачи по развитию слухового восприятия и произношению следующие: формировать и совершенствовать слуховую функцию; создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия детьми устной речи в ее коммуникативной функции.

 

обучать произношению – формировать у детей внятную, членораздельную, естественную речь.

 

Программа опирается на общедидактические принципы: принцип научности, системности, последовательности,  доступности, наглядности, сознательности, активности, прочности и принцип воспитывающего характера и специфические принципы. Специфические (коррекционные): учёт этиологии, принцип развития, системного подхода, максимальной опоры на различные анализаторы, учёта симптоматики и степень выраженных нарушений, принцип поэтапного формирования психических функций, комплексного подхода, коммуникативно деятельностного подхода, обогащение мотивации речевой деятельности.

Речевой материал данной программы  отвечает задачам формирования, устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит осмысленные речевые единицы: фразы, словосочетания, слова, тексты. Это наиболее употребительный  словарь, необходимый в общении в различных жизненных  ситуациях.

Речевой материал условно разбит на разделы:

-речевой материал обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной  деятельности;

- речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- тексты.

Развитие слухового восприятия

Основной задачей работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является развитие их остаточного слуха, создание на базе развивающегося слуха слухо-зрительной основы для восприятия ими устной речи в ее коммуникативной функции.

Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях в подготовительном классе 2-го отделения заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Она является составной частью работы по развитию речевого слуха, охватывающей весь учебно-воспитательный процесс в школе для слабослышащих детей.

При проведении индивидуальных занятий с учащимися второго класса в начале их обучения уделяется особое внимание созданию условий, облегчающих восприятие речи на слух. Учащиеся воспринимают знакомые по значению слова, простые короткие фразы, небольшие тексты, содержание которых близко их личному опыту и наблюдениям.

Знакомый по значению речевой материал большинству учащихся дается сразу на слух. Учащиеся воспринимают его с аппаратурой стационарного типа, а со второго полугодия — с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Текст предъявляется сначала целиком, а затем по фразам. И только после этого дети воспринимают на слух задания по содержанию текстов. Вся работа с новым текстом проводится на 2—3 занятиях.

Одним из обязательных этапов каждого занятия является обучение восприятию на слух (с аппаратурой и без нее) слов, словосочетаний и фраз обиходно-разговорного характера и относящихся к организации учебной деятельности, а также связанных с изучением учебных предметов. Обучение восприятию речи на слух в условиях ситуации на индивидуальных занятиях допускается в самом начале обучения.

Учащимся подготовительного класса в начале обучения слова и фразы предъявляются на слух после небольшой слухо-зрительной тренировки (нескольких занятий).

В программе указано примерное оптимальное расстояние, на котором учащиеся с разной степенью снижения слуха должны уметь воспринимать речевой материал на слух без аппарата и с индивидуальными слуховыми аппаратами.

Восприятие речевого материала на слух должно проходить по-разному: в условиях ситуации (подбирается тематически однородный материал, объявляется тема слуховых упражнений, заглавие текста, предъявляется картинка, иллюстрирующая текст, фразы или слова,— в начале обучения); в изолированных от шума условиях: в условиях, близких к естественным.

Обучение произношению

Задачей обучения произношению является формирование у учащихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной речи.

Программа по обучению произношению состоит из разделов:

речевое дыхание, голос, звуки речи и их сочетания,  слово, фраза.

 

Основной задачей обучения произношению является формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи учащихся. Соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.

 

Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков у учащихся, полученных при обследовании.

При формировании произносительных навыков работа ведется в первую очередь на основе подражания речи педагога, используются как слухо-зрительный, так и слуховой способы восприятия речи, а также разнообразные приемы коррекции в произношении, включая работу с компьютерными программами.

 При этом на специальных занятиях широко используется аналитико-синтетический концентрический полисенсорный  метод  (Ф.Ф. Рау, Н. Ф. Слезина),  элементы верботонального  метода    (фонетическая ритмика), а также специальные приемы вызывания звуков и коррекции произношения по отношению к тем фонетическим элементам, которые не усваиваются детьми на основе подражания.

Коррекция произносительных навыков осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Одновременно с работой над членением фразы формируются умения изменять силу голоса, необходимую для выделения логиче­ского ударения (сначала сопряженно с учителем и по подражанию, а затем и самостоятельно), соблюдать повествовательную и вопро­сительную интонацию при чтении текста, воспроизводить побуди­тельную (повелительную) и восклицательную интонации, уметь самостоятельно пользоваться основными правилами орфоэпии в речи.

Дефекты голоса, требующие специальной работы, исправляют­ся на индивидуальных занятиях.

У учащихся 4 классов вырабатываются умения самостоятельно распределять дыхательные паузы, выделяя синтагмы при чтении, при пересказе текста, соблюдать подвижность ударения сообразно изменению формы слова, обнаруживать ошибки в словесном ударении как в произношении своих товарищей, так и своем собственном и исправлять их.

Содержание программы

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

Содержание

Количество часов

I четверть

1

Лес.

3

2

Лето.

Текст «Лето».

3

3

В лесу.

Текст «Лиса и белка».

3

4

День рождения.

Текст «Осень в лесу».

3

5

Явления природы.

Текст «Послушный дождик».

3

6

Башкортостан.

Текст «Помощники».

3

7

Дежурный

Текст «Как зовут его папу».

3

8

Осень.

Текст «Мой друг»

3

9

О труде колхозников.

Текст «Пичугин мост».

2

II четверть

1

Моя квартира.

Текст «кукушка»

2

2

Поздняя осень.

Текст «Пожар».

3

3

Друг.

Текст «Синичка».

3

4

Выполнение домашнего задания.

Текст «Зима в лесу»

3

5

Зима.

Текст «Зима бывает разная».

3

6

Зимующие птицы.

Текст «Снегирь»

3

7

Елка

3

8

Скоро Новый год

3

III четверть

1

О зимних каникулах.

Текст «Елка в кремле»

3

2

Разговор о профессиях родителей.

Текст «Находка».

3

3

Комнатные растения.

Текст «Растет трудовая смена»

3

4

Школа-интернат

Текст «Яшка»

 

3

5

Текст «Друзья».

3

6

Режим дня.

Текст «Олененок»

3

7

Мой любимый предмет.

Текст «Товарищи»

3

8

 

Весна

Текст «Воробей и скворец.»

3

 

9

Времена года.

Текст «Послание с земли».

3

10

Текст «О чем расскажет ягодный куст».

3

IV четверть

1

Кончились весенние каникулы.

Текст «Подснежник»

3

2

День космонавтики.

Текст «Человек хорош делами».

3

3

Апрель – середина весны.

Текст «Как хлеб растет»

3

4

 

Весна

3

3

 

Обследование слуха речью. Проверка уровня восприятия речи.

 

Восприятие контрольных слов и фраз.

 

Контрольный текст «Берёзовая роща».

 

Обследование звукопроизношения, норм орфоэпии.

 


ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся к концу 4 класса должны уметь (по РСВ):

Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с организацией учебной деятельности и с изучением общеобразовательных предметов, типа Кто помогает тебе, когда ты дежуришь? Придумай предложение с предлогом «под»

 

Воспринимать на слух указанный речевой материал: без аппарата на расстоянии 2 м (2 ст туг), 0,3-0,4 м (3 ст туг) с аппаратом на расстоянии не менее 7-8 м (2 ст туг), 3-3,5 м (3 ст туг);

Воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты (до 9-15 предложений) на более близком расстоянии.

Учащиеся к концу 4 класса должны уметь (по ФП):

·         Голос

Соблюдение логического ударения в текстах, заученных наизусть. Соблюдение подвижности ударения при изменении формы слова.

·         Звуки и их сочетания

Закрепление правильного произношения в словах и фразах звуков речи:

гласных: а-о, а-э, э-и, и-ы;

свистящих и шипящих: с-ш, з-ж;

аффрикат: ц-ч;

твёрдых и мягких: ф-фь, в-вь, п-пь, б-бь;

звонких и глухих: п-б, т-д, к-г, с-з, ш-ж.

·         Слово

Соблюдение в речи следующих правил орфоэпии (по подражанию учителю и по надстрочному знаку): сочетания сч, зч, жч произносится как щ; окончания –тся, -ться произносятся как цца; свистящие с, з уподобляются следующим за ними шипящими (шшил, ижжарил); звонкие согласные в середине слова

·         Фраза

Соблюдение темпа разговорной речи при произношении фраз. Воспроизведение всех видов интонации при ведении диалога.

 

Учащиеся к концу 4класса должны уметь:

воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал(слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью и с изучением общеобразовательных предметов, типа Колина мама рассказала ребятам, где она работает, для кого она готовит обеды. Послушай загадку и отгадай: «Меня не расстели, из снега лепили; холодная, большая – кто я такая?» Длина прямоугольника …, ширина …; чему равна площадь прямоугольника? Когда ты утром просыпаешься, ты сразу встаешь с постели или нет? Придумай предложение с предлогом «для» в сочетании с существительным женского (…) рода и т.п.;

воспринимать на слух указанный речевой материал:

а)без аппарата на расстоянии не менее 4 м 9уч-ся с 1 степенью тугоухости), 2 м ( уч-ся со 2 степенью тугоухости), 0,3-0,4м (уч-ся с 3 степенью тугоухости);

б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 8-9 м (уч-ся с 1 степенью тугоухости), 7-8 м (уч-ся со 2 степенью тугоухости); 3,5-5 м (уч-ся с3 степенью тугоухости);

воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов тексты (9-15 предложений) на более близком расстоянии.

 

 

 

 

 

.

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.                  А. Н. Пфафенродт, «Произношение 4 кл». М., «Просвещение». 2005г.

2.                  Т.К.Королевская, А.Н. Пфафенродт «Развитие слухового восприятия слабослышащих детей», Москва, Владос, 2004

3.                  Е,К.Щербакова «Работа над темпом речи, интонацией, орфоэпией»

4.                  Л.П. Назарова «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха»  Москва  Владос 2001г.

Интернет – ресурсы:

1.                   ru.wikipedia.org/wiki/1_сентября

1.                  ru.wikipedia.org› Логопед

2.                  www.academy.edu.by/sites/logoped

3.                  www.logoped.info/misc/logoped.shtml

5.        E-mail: mggusurdo1@mail.ru


 

Скачано с www.znanio.ru