Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке учащихся 1-4 класса
(с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Педагог-психолог
Попкова Ирина Николаевна
Город Новосибирск
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА................................................................................................................... 3
1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ........................................................ 3
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................................... 3
1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ............................. 4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.................................................................. 4
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ ..........
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................... 9
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.................................. 10
Данная адаптированная программа по социально – бытовой ориентировке для подготовительного, 1 – 4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составленная разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы / Под ред. В.В.Воронковой, с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
В данном курсе изучаются следующие разделы: «Здравствуй, школа!», «Мой класс», «Я и моя семья», «Моя школа», «Мой класс», «Общение и культура поведения», «Улица. Правила поведения на улице», «Транспорт», «Телефон. Радио. Телевизор», «Магазины», «Организация общественного питания», «Культурные места отдыха», «Почта», «Бытовые электроприборы», «Больницы. Поликлиники», «Занятия людей в городах и деревне».
Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности.
Цель: формирование у учащихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам..
Основными задачами реализации содержания курса являются:
− формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
− воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение социальной личностной позиции;
Коррекционный курс «Социально-бытовая ориентировка» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Важную роль в разработке коррекционного курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия изучаемого программного материала. Это позволяет педагогу составлять программу, опираясь на:
1. Индивидуальные психологические особенности развития ребенка.
2. Сильные стороны личности ребенка.
3. Сохранные механизмы психики ребенка и его компенсаторные возможности.
4. Эффективность используемых методов развития и обучения.
5. Предполагаемый потенциал коррекции.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам. Например, учить ребенка: делить действие на более мелкие, включая упражнения по развитию мелкой моторики. Также необходимо сопровождать процесс обучения постоянной речевой поддержкой, используя следующие методы: «рука на руке», «совместное выполнение действия», «повторение за учителем», «самостоятельное выполнение».
Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, отработку учащимися этого действия по алгоритму. В работе используются натуральные объекты.
Беседа является важным методом при проведении занятий по социально-бытовой ориентировке. Она может быть вводной, а так же может использоваться для закрепления полученных знаний или повторения пройденного. Беседа всегда должна сопровождаться использованием средств наглядности с учетом особенностей восприятия материала данной категорией детей.
Сюжетно-ролевые игры занимают важное место при обучении социально-бытовой ориентировке. Игры облегчают детям усвоение правил поведения и навыков общения.
Овладение навыками социально-бытовой ориентировки облегчает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к современным условиям жизни.
Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.
Основной организационной формой обучения социально-бытовой ориентировке является коррекционное занятие. В начале и конце учебного года осуществляется диагностика уровня сформированности знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке, позволяющая выявить пробелы в знаниях, умениях и навыках с целью их дальнейшей отработки в школе и в семье.
Уровень сформированности знаний, умений и навыков определяется с помощью: - выполнения практических заданий индивидуально и в парах;
- деловых игр;
- сюжетно-ролевых игр.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю. В случае надомного обучения на занятие отводится: 0,25 часа на взаимодействиие учащего с учителем и 0,75 часа на самостоятельное изучение материала обучающимся .
Подготовительный класс: 1 час в неделю, 33 часа в год.
1 класс: 1 час в неделю, 33 часа в год.
2 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
3 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год. 4 класс: 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание. 1 класс
Я и моя семья. 4 часа
Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители.
Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова».Правила безопасного поведение в школе. Моя школа. 3 часа
Школа (адрес, близость к остановке транспорта). Учитель, воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников.
Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). Рабочее место ученика, подготовка к уроку. «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе).
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода. Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка. Транспорт. 5 часов
Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге.
Следование от дома до школы и обратно (экскурсия).Правила поведения пассажиров в транспорте. Организация общественного питания. 4 часа.
Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения.
Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка).
Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст. Чем я занимаюсь (я – ученик школы).Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка). Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра.
Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом. Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам. Обращение с просьбой или предложением к учителю. Улица. Правила уличного движения. 4 часа
Улица, на которой расположена школа. Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно. Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе). Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия).
Виды транспорта. Остановки транспорта вблизи школы (экскурсия). Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки. Правила входа и выхода из транспорта. Проезд в транспорте. Оплата проезда. Безопасное поведение в транспорте.
Школьная столовая. Правила дежурства в столовой. Правила поведения за столом. Уборка за собой посуды. Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе). Правила поведения в кафе. Телефон. 6 часов
Телефон. Назначение телефона. Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат).Правила пользования телефонами. Правила разговора по телефону. Домашний телефон, телефон родителей, родственников. Телефон экстренных служб. Культурные места отдыха. 3 часа
Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный центр). Места культурного отдыха (аквапарк, каток). Правила поведения в местах культурного отдыха.
Содержание. 3 класс
Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет». Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке. Улица. Правила уличного движения. Транспорт. 12 часов.
Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте».Правила перехода. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через дорогу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта (экскурсия). Телефон. Радио. Телевизор. 5 часов
Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчет о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии)
Содержание. 4 класс
Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом. Почта. 7 часов
Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки.
Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа. Утюг. Электроплита. Электрочайник. Больницы. Поликлиники. 4 часа.
Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача».
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Занятия людей в городах и деревне. 6 часов
Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские.
Содержание. 4 класс (дополнительный)
Транспорт. 4 часа
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт.
Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты.
Бытовые электроприборы. 5 часов Пылесос. Стиральная машина.
Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. Больницы. Поликлиники. 4 часа.
Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача».
Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия). Занятия людей в городах и деревне. 6 часов
Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу. Кем работают мои родители, родственники.
1 класс
№ п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Всего (из них на взаимодействие \на самостоятельное изучение) |
1 |
Я и моя семья
|
Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители. |
4 (1\3) |
2 |
Общение и культура поведения |
Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». Правила безопасного поведение в школе. |
4 (1\3) |
3 |
Моя школа |
Школа (адрес, близость к остановке транспорта). Учитель, |
3 |
|
|
воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников. |
(0,75\2,25) |
4 |
Мой класс
|
Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). Рабочее место ученика, подготовка к уроку. «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе). |
3 (0,75\2,25) |
5 |
Улица. Правила поведения на улице.
|
Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода. Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка. |
5 (1,25\3,75) |
6 |
Транспорт.
|
Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге. Следование от дома до школы и обратно (экскурсия). Правила поведения пассажиров в транспорте. |
5 (1,25\3,75) |
7 |
Организация общественного питания
|
Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения. |
4 (1\3) |
8 |
Культурные места отдыха |
Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка). |
5 (1,25\3,75) |
|
Итого: |
|
33 часа |
№ п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Кол-во часов |
1 |
Я и моя семья
|
Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст. Чем я занимаюсь (я – ученик школы).Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка). Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра. |
5 (1,25\3,75) |
2 |
Общение и культура поведения
|
Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом. Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам. Обращение с просьбой или предложением к учителю. |
4 (1\3) |
3 |
Улица. Правила уличного движения
|
Улица, на которой расположена школа. Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно. Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе). Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия). |
4 (1\3) |
4 |
Транспорт
|
Виды транспорта. Остановки транспорта вблизи школы. Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки. Правила входа и выхода из транспорта. Проезд в транспорте. Оплата проезда. Безопасное поведение в транспорте. |
6 (1,5\ 4,5) |
5 |
Организация общественного питания
|
Школьная столовая. Правила дежурства в столовой. Правила поведения за столом. Уборка за собой посуды. Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе). Правила поведения в кафе. |
6 (1,5\ 4,5) |
6 |
Телефон
|
Телефон. Назначение телефона. Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат). Правила пользования телефонами. Правила разговора по телефону. Домашний телефон, телефон родителей, родственников. Телефон экстренных служб (01,02,03,04). |
6 (1,5\ 4,5) |
7 |
Культурные |
Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный |
3 |
|
места отдыха |
центр). Места культурного отдыха (аквапарк, каток). Правила поведения в местах культурного отдыха. |
(0,75\2,25) |
|
Итого: |
|
34 часа |
№ п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Кол-во часов |
1 |
Я и моя семья
|
Профессии родителей, сестры и брата. |
4 (0,25\0,75) |
2 |
Общение и культура поведения
|
Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет». Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке. |
8 (2\6) |
3 |
Улица. Правила уличного движения. Транспорт.
|
Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства (экскурсия). Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте». Правила перехода дороги. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через улицу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта (экскурсия). |
12 (3\9) |
4 |
Телефон. Радио. Телевизор.
|
Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором. |
5 (1,25\3,75) |
5 |
Магазины.
|
Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчёт о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсия). |
5 (1,25\3,75) |
|
Итого: |
|
34 часа |
№ п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Кол-во часов |
1 |
Транспорт. |
Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом. |
4 (1\3) |
2 |
Почта. |
Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки. |
7 (1,75\5,25) |
3 |
Бытовые электроприборы. |
Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа. Утюг. Электроплита. Электрочайник. |
5 (1,25\3,75) |
4 |
Больницы. Поликлиники. |
Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для детей и взрослых. Поликлиника по месту жительства. |
4 (1\3) |
5 |
Магазины.
|
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. |
8 (2\6) |
6 |
Занятия людей в городах и деревне. |
Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. |
6 (1,5\ 4,5) |
|
Итого: |
|
34 часа |
№ п/п |
Название темы |
Содержание темы |
Кол-во часов |
1 |
Транспорт. |
Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт. |
4 (1\3) |
2 |
Почта. |
Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты. |
7 (1,75\5,25) |
3 |
Бытовые электроприборы. |
Пылесос. Стиральная машина. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами. |
5 (1,25\3,75) |
4 |
Больницы. Поликлиники. |
Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приёме у врача». |
4 (1\3) |
5 |
Магазины.
|
Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия). |
8 (2\6) |
6 |
Занятия людей в городах и деревне. |
Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу. Кем работают мои родители, родственники. |
6 (1,5\ 4,5) |
|
Итого: |
|
34 часа |
Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения и прочим материалам.
Методический материал |
ЦОР |
Дидактический мате-риал |
Дополнительная литература |
В.В. Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательн ых учреждений VIII вида. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г.
|
http://schoolcollection.edu.ru/ ЕДИНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ Е РЕСУРСЫ http://ru.wikipedia.org/ wiki/ Заглавная_страница ВИКИПЕДИЯ http://1sentyabrya.ru/ О ШКОЛЕ (КОНСПЕКТЫ УРОКОВ, ПРАЗДНИКИ, ПОДЕЛКИ)
http://festival.1septemb er.ru/subjects/12/ http://festival.1septemb er.ru/subjects/12/ Будьте добрыми и человечными
http://doshvozrast.ru/ko nspekt/poznovrazv14.ht |
плакаты, иллюстрации, карточки, натуральный дидактический материал,
|
Словарь–справочник по специальному образованию: / авторы- сост. О. Л. Алексеев, В.В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008г.
Б.П. Пузанова, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Академия, 2000г.
Урок и экскурсия во вспомогательной школе. Кузнецов Ю.Ф. Учеб - метод. пособие Екатеринбург: УГПУ, 1998.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СанктПетербург, 1998г.
Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) |
|
m http://festival.1septemb er.ru/articles/411926/ - правила поведения с незнакомыми людьми
|
|
образовательных учреждений VIII вида: 1,2,3, 4 класс. – М: Просвещение, 2014г.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. / Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2008г.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. / Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008г
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М.:АРКТИ,2008г.
Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград:ИТД «Корифей», 2008г.
Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы), В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007г. |
После изучения курса «Социально - бытовая ориентировка» обучающиеся должны: Знать:
- своё имя, фамилию, свой возраст, имена своих ближайших родственников, профессии родителей; - свои обязанности в семье, домашний адрес;
- местонахождение класса, гардероба, столовой, спортивного зала, мест общего пользования в здании школы;
- правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников, незнакомых людей;
- правила поведения в школе, классе, обязанности дежурного в классе, столовой;
- названия частей улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход), правила поведения на улице;
- правила безопасного поведения в подъезде, лифте;
- указатели на перекрёстке «стойте – идите», правила перехода дороги;
- виды транспорта, правила выхода из общественного транспорта, правила обхода транспорта;
- остановки транспорта вблизи школ;
- правила проезда и приобретения билета в автобусе;
- дорогу из дома в школу и обратно;
- правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере, общественных местах;
- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;
- назначение телефона, номера домашнего телефона, телефона родителей, номеров экстренных служб;
- назначение радиоприёмника, телевизора, других бытовых электрических приборов; правила техники
безопасности при пользовании электроприборами;
- виды магазинов;
- виды поликлиник и больниц;
- организации общественного питания (столовая, кулинария, детское кафе); - предприятия в городе, деревне, профессии городские и сельские, Уметь:
- выполнять поручения родителей, заботиться о младших и старших членах семьи;
- обращаться за помощью в экстремальной ситуации, сказать «нет» в случае опасности;
- переходить дорогу по пешеходному переходу, на перекрёстке;
- оплатить проезд в транспорте;
- безопасно выйти из транспорта, обойти транспорт;
- слушать телефонный разговор, негромко говорить направленно в микрофон;
- пользоваться телевизором, другими бытовыми электроприборами (настольная лампа, пылесос, утюг);
- покупать в магазине штучный товар первой необходимости, фасованных товаров;
- считать стоимость покупки и сдачи;
- сложить купленный товар в сумку, сделать отчёт о покупке дома; - адекватно вести себя на приёме у врача;
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.