Управление образования Администрации города Шахтёрска Муниципальное образовательное учреждение
«Шахтёрская средняя школа №1»
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол
от « » 2020г. №1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
Е.В.Чиж
« » 2020г. |
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ «Шахтёрская средняя школа №1»
Т.П.Вакуленко
« » 2020 г. |
Рабочая программа
по технологии
для 1 -А класса
Автор-составитель:
Учитель Луц Оксана Николаевна
2020/2021уч. год
Шахтёрск
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основании Закона Донецкой Народной Республики "Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-IНС, от 03.08.2018 № 249-IНС от 12.06.2019 № 41-IIНС, от 18.10.2019 № 64-IIНС, от 13.12.2019 № 75-IIНС, от 06.03.2020 № 107-IIНС, от 27.03.2020 № 116-IIНС); на основе Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 119-НП), Примерной программы начального общего образования «Технология». 1-4 классы / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 5-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 34 с., в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2020-2021 учебный год и предназначена для учащихся 1-х классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Линия УМК Е. А. Лутцевой. Технология (1-4) – М.: Просвещение, 2016»
Выбор данного учебно-методического комплекта обусловлен тем, что его использование обеспечивает создание условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
Срок реализации программы – 1 год.
Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» 33 рабочих недели, но с учетом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя – 30 часов, планируемые результаты освоения программы будут достигнуты за счет интенсификации образовательного процесса.
Программой не предусмотрено проведение контрольных и проверочных работ. Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Рабочая программа имеет целью углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее развитие личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности и способствует решению следующих задач изучения на ступени начального образования:
· формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
· получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
· формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
· расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
· расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
· усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
· развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
· развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
· приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
· формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
· усвоение правил техники безопасности;
· использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
· формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
· духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.
Данная программа составлена для реализации курса технологии, который является частью предметной области «Технология» и строится на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Ключевая идея курса заключается в развитии личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формировании системы специальных технологических и универсальных учебных действий посредством практической деятельности.
Специфика курса технологии требует особой организации учебной деятельности обучающихся в форме урока, с использованием таких видов учебной деятельности:
• простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
• моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)',
• решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
• простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Обучение технологии играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.
Практическая сторона связана с формированием предметно-практических творческих способов деятельности, духовная – с освоением на доступном уровне нравственно-эстетического и социально - исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре.
Практическая полезность предметной области «Технология» обусловлена тем, что она обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.
Без базовой технологической подготовки невозможно стать образованным человеком, так как предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.
Обучение технологии дает возможность развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для его духовно-нравственного развития. Изучение предмета «Технология» вносит свой вклад в формирование у детей устойчивых представлений о жизни в гармонии с окружающим миром. Знакомство с народными ремёслами и народными культурными традициями, активное изучение образов и конструкций природных объектов являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствуют воспитанию духовности.
Новизна данной программы определяется тем, что согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально - исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема/раздел |
Количество часов, отводимых на освоение темы |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
1 |
Природная мастерская |
9 |
-воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно преобразующей деятельности человека; - называть профессии своих родителей; - организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; -соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; -отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы, -уважительно относиться к труду людей; -называть некоторые профессии людей своего региона.
|
2 |
Пластилиновая мастерская |
4 |
-узнавать общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); -узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках; выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки; -узнавать последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; -узнавать способы разметки на глаз, по шаблону -определять последовательность реализации предложенного учителем замысла; -комбинировать художественные технологии в одном изделии; -изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам; -с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
|
3 |
Бумажная мастерская |
15 |
-выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения; -изменять вид конструкции; -анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме; -изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям. -создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.
|
4 |
Текстильная мастерская |
2 |
-умения бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
-умения осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
-умения с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
-умения под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
|
Календарно-тематическое планирование
Учебник: Е. А. Лутцева. Технология (1) – М.: Просвещение, 2016
№ урока |
Дата проведения урока |
Содержание (тема урока) |
Коли- |
Природная мастерская (9 часов) |
|||
1 |
01.09 |
Рукотворный и природный мир города. Экскурсия |
1 |
2 |
15.09 |
Рукотворный и природный мир села. |
1 |
3 |
22.09 |
На земле, на воде и в воздухе. Изделие «Автомобиль» |
1 |
4 |
29.09 |
Природотворчество. Природные материалы. Сбор и систематизация природных материалов |
1 |
5 |
06.10 |
Листья и фантазии. Изделие: «Аппликация из листьев». |
1 |
6 |
13.10 |
Семена и фантазии. Изделие: «Волшебные фигуры» |
1 |
7 |
20.10 |
Композиция из листьев. Что такое композиция? Изделие: «Ромашковая поляна». |
1 |
8 |
03.11 |
Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Изделие: «Фантазия из листьев». |
1 |
9 |
10.11 |
Природные материалы. Как их соединить? Изделие: «Коллаж». |
1 |
Пластилиновая мастерская (4 часа) |
|||
10 |
17.11 |
Материалы для лепки. Что может пластилин? Изделие из пластилина «Котенок» |
1 |
11 |
24.11 |
В мастерской кондитера. Как работает мастер? Изделие из пластилина «Печенье», «Пирожное» |
1 |
12 |
01.12 |
В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Изделие из пластилина морских обитателей |
1 |
13 |
08.12 |
Аквариум. Изделие из пластилина «Рыбки» |
1 |
Бумажная мастерская (15 часов) |
|||
14 |
15.12 |
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изделия: изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок |
1 |
15 |
22.12 |
Наши проекты. Скоро Новый год! Создание новогодних ёлочных игрушек (групповая работа) |
1 |
16 |
12.01 |
Бумага. Какие у неё есть секреты? Изготовление поделок из бумаги |
1 |
17 |
19.01 |
Бумага и картон. Какие секреты у картона? Изготовление поделок из бумаги и картона |
1 |
18 |
26.01 |
Оригами. Как сгибать и складывать бумагу? Изделие «Птицы» |
1 |
19 |
02.02 |
Обитатели пруда. Какие секреты у оригами? Изготовление жителей подводного мира в технике оригами |
1 |
20 |
09.02 |
Животные зоопарка. Одна основа, а сколько фигурок? Изделие: «Жители зоопарка» в технике оригами |
1 |
21 |
02.03 |
Ножницы. Что ты о них знаешь? Выполнение резаной мозаики |
1 |
22 |
09.03 |
Шаблон. Для чего он нужен? Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью шаблонов. |
1 |
23 |
16.03 |
Наша армия родная. Изготовление поздравительной открытки |
1 |
24 |
30.03 |
Как изготовить их из листа бумаги? Изделие «Бабочки» |
1 |
25 |
06.04 |
Весенний праздник 8 марта. Как сделать подарок-портрет? Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент? Орнамент в портрете |
1 |
26 |
13.04 |
Образы весны. Какие краски у весны? Аппликация |
1 |
27 |
20.04 |
Настроение весны. Что такое колорит? Аппликация |
1 |
28 |
27.04 |
Праздники весны и традиции. Какие они? Аппликация |
1 |
Текстильная мастерская (2 часа) |
|||
29
|
18.05 |
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Игла-труженица. Что умеет игла? Изготовление изделия вышивкой строчкой прямого стежка Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? |
1
|
30 |
25.05 |
Комплексная практическая работа (по всем видам деятельности) История моей рубашки. Работа в группах. |
1
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Наглядные пособия.
Комплекты тематических таблиц:
Технология обработки ткани
Технология. Обработка бумаги и картона
Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).
Демонстрационный и раздаточный материал.
Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок", "Шерсть"
2 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Ø Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы: «Технология. Начальная школа. Справочные материалы»; «Введение в цветоведение»; «Основы декоративно- прикладного искусства».
Ø Интерактивное учебное пособие. «Технология. Работа с бумагой, природными материалами, тканью, пластилином, конструирование».
3. Электронно-образовательные ресурсы
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.
http://nsc.1september.ru/ - журнал Начальная школа
http://festival.1september.ru – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
www.nachalka.com - Официальный ресурс для учителей, детей и родителей
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.