Пояснительная
записка
к тематическому планированию
по технологии (труд)
Рабочая программа по технологии (труд) (2 класс) составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология: программа 1 - 4 классы. Поурочно – тематическое планирование: 2 класс /Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 г. без изменений.
По программе на изучение данного курса отводится 34 часа (из расчёта 1 час в неделю – 34 учебных недели).
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Задачи изучения дисциплины:
· формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
· формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
· расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
· расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
· развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
· развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
· развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
· формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
· формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
· духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Содержание курса позволяет реализовать принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений:
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе развития обобщений и абстрактного мышления лежит отнюдь не вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединенная с умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание учащимся, сделать понятными.
Эмоционально-эстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает учет основ композиции, средств ее гармонизации, правил художественной комбинаторики, особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), на уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.
Духовно-нравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания человека, конструируемой с учетом культурных традиций и правил современного дизайна. Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека образе жизни в гармонии с окружающим миром.
Развитию духовности и нравственных принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для художника-конструктора. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования.
На уроках технологии школьники знакомятся также с народными ремеслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам и пр.
Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение практических заданий связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию координации движений руки и гармонизации физического и общего психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Планируемые результаты формирования УУД средствами предмета «Технология» на конец 2-го класса
Личностные качества:
Могут быть сформированы:
Регулятивные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД:
Учащиеся получат возможность научиться:
Содержание учебного предмета «Технология»
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях (8ч).
Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.
Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии в изделии.
Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приёмы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе.
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 ч).
Правила и приёмы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развёртка объёмного изделия. Получение и построение прямоугольной развёртки. Упражнения в построении прямоугольных развёрток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчётно - измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества.
Изделия по мотивам народных образцов (4 ч).
Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетёрки». Раньше из соломки, теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица - солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.
Обработка ткани. Изделия из ткани (7 ч).
Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способов продёргивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперёд иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использование освоенных способов работы.
Декоративно – прикладные изделия различного назначения (6 ч).
Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно - художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование.
Декоративная книжка – календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приёмов работы.
ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п |
Наименование раздела |
Количество часов по рабочей программе |
Количество часов по программе
|
1. |
Новые приёмы работы и средства выразительности в изделиях |
8 ч |
8 ч |
2. |
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника |
9 ч |
9 ч |
3. |
Изделия по мотивам народных образцов |
4 ч |
4 ч |
4. |
Обработка ткани. Изделия из ткани. |
7 ч |
7 ч |
5. |
Декоративно – прикладные изделия различного назначения |
6 ч |
6 ч |
|
Всего |
34 ч |
34 ч |
Практическая часть:
Проекты:
o Лепка чашки для сказочного героя.
o Макет украшения определённого назначения.
o Дом сказочного героя.
Календарно-тематическое планирование по технологии (труд) (2 класс)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во |
Формирование универсальных учебных действий |
Элементы |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Дата |
1 |
Вводный урок Вводный урок. Повторение и обобщение пройденного, ознакомление с содержанием работы на новый учебный год. |
1 |
Учиться ориентироваться в учебнике, воспринимать и анализировать учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь). |
Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем учебном году. Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с информацией (учебником). |
Рассказывать о подготовке к уроку, поддержании порядка на рабочем месте в течение урока и его уборке, об известных правилах обращения с инструментами. Рассматривать учебник и рабочие тетради. Обсуждать содержание учебника и тетрадей. Выполнять отдельные опыты с материалами. Наблюдать изменения свойств материалов, обсуждать наблюдения.
|
|
2 |
Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Изготовление квадрата. Оригами (рыбка) |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера из прямоугольного листа способом сгибания. Ознакомление с приемами получения простых базовых форм в оригами и изготовления на их основе разных фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы. |
Рассматривать образцы изделий, сравнивать их формы с формами объектов природы (природными прототипами). Анализировать графические схемы изготовления изделий. Упражняться в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания. Упражняться в изготовлении базовой формы "треугольник". Упражняться в изготовлении различных фигур на основе базовой формы. |
|
3 |
Новые формы оригами (бабочка, лягушка). Композиция с фигурками- оригами |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиции на плоскости. Воспитание художественного вкуса.
|
Воспринимать и оценивать текстовую и визуальную информацию. Обсуждать информацию. Создавать коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости. |
|
4 |
Приемы разметки и вырезания симметричных форм с зеркальной симметрией. (Орнамент) |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Анализировать образцы, способы получения симметричной формы, обсуждать их и сравнивать. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
Ознакомление с особенностями симметричных форм, гармонией симметрии и асимметрии в объектах природы. Закрепление приемов разметки и вырезания простых симметричных форм (с зеркальной симметрией). |
Рассматривать и анализировать симметричные формы. Упражняться в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Упражняться в использовании различных приемов дополнительного декорирования симметричных форм. |
|
5 |
Симметрия и асимметрия в композиции. (Картина для сказочного героя)
Мини-проект. Творческое конструирование. «Чайная чашка для сказочного героя» |
1 |
Анализировать образцы изделий, обсуждать их. Производить оценку выполненной работы (своей и товарищей). |
Ознакомление с использованием симметрии и асимметрии в композиции, с их эстетическим смыслом. Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека через его вещи |
Ознакомиться с информацией о симметрии как средстве художественной выразительности, обсудить ее. Вообразить композицию – картину для сказочного героя. Подбирать материалы (белую и цветную бумагу) для получения декоративно-художественных эффектов. Упражняться в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции. Создавать смысловую композицию в технике художественной аппликации. |
|
6 |
Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. (Композиция с лилией).
|
1 |
Анализировать и сравнивать образцы. Анализировать информацию, предложенную в графической инструкции. Осуществлять мысленную трансформацию формы, поиск способа выполнения задания. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
Ознакомление с приемами разметки и вырезания симметричных форм (с двумя осями симметрии). |
Упражняться в разметке и вырезании фигур с двумя осями симметрии. |
|
7 |
Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. (Композиция с лилией).
|
1 |
Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Воплощать замысел в изделии. Анализировать и оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях. Освоение различных способов работы и создания различных видов композиции в зависимости от целей и декоративно-художественных качеств материала. |
Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы. Создавать композиции на плоскости.
|
|
8 |
Композиции на плоскости из засушенных растений. (Аппликации на плоскости) |
1 |
|
|||
9 |
Объёмно-пространственные композиции из природных материалов. (Скульптуры из природных материалов) |
1 |
Оценивать материал с точки зрения художественно-эстетической выразительности. Создавать в воображении выразительный художественный образ. Воплощать замысел в изделии. Оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в объёмно-пространственных композициях. Освоение новых способов работы. |
Рассматривать, анализировать, сравнивать особенности формы, фактуры, окраски природных материалов. Отбирать материал для работы. Осваивать новые приемы работы. Создавать композиции в объёме.
|
|
10 |
Построение прямоугольника от двух прямых углов |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с приёмами построения прямоугольника от двух прямых углов. |
Воспринимать и анализировать графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов. Упражняться в построении прямоугольника от двух прямых углов. |
|
11 |
Развертка. Построение прямоугольных разверток. (Подставка для кисти) |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с понятием развертки и способами получения прямоугольных разверток объёмных предметов. Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. |
Воспринимать и анализировать простейшую техническую документацию (технический рисунок, чертёж) в учебнике и объяснение учителя. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно-вычислительные задания. Выполнять построение прямоугольной развёртки в соответствии с чертежом от двух прямых углов. |
|
12 |
Образ и конструкция открытки. (Новогодняя поздравительная открытка) |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Оценивать результаты выполненной работы. |
Закрепление приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств художественной выразительности (цвета, символики образов, материала). |
Выполнять построение прямоугольных деталей. Выполнять разметку деталей декора другими известными способами. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. |
|
13 |
Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. (Коробка – упаковка для подарка) |
1 |
Анализировать информацию в учебнике. Строить работу в соответствии с инструкцией. Проектировать конструкцию и декор изделия в соответствии с задачей. Оценивать результаты выполненной работы. |
Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование первоначальных представлений о функциях упаковки, единстве упаковки и вещи. Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. |
Решать задачи на трансформацию развертки в объемное изделие, на построение развёрток. Подбирать материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественой задачей. Обсуждать возможные варианты выполнения работы. Выполнять построение прямоугольных деталей. Выполнять разметку деталей декора другими известными способами. Выполнять работу по созданию декоративной композиции в заданном формате. |
|
14 |
Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия. (Коробка – упаковка для подарка) |
1 |
|
|||
15 |
Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. (Фонарик - ёлочное украшение) |
1 |
Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Проектировать желаемые результаты, прогнозировать необходимые взаимосвязи действий и результатов. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
Формирование новых приёмов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развёртка», совершенствование приёмов построения прямоугольной развёртки |
Рассматривать образцы изделий. Упражняться в выполнении разметки с помощью линейки. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки |
|
16 |
Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. (Фонарик - ёлочное украшение) |
1 |
|
|||
17 |
Конструирование объёмных изделий из бумаги. Новые приёмы бумажной пластики. (Ёлочка)
|
1 |
Воспринимать объяснения и инструкции учителя. Анализировать информацию в учебнике. Анализировать конструкцию образцов, обсуждать их и сравнивать. Анализировать и оценивать полученные результаты. |
Обучение новым приемам обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. |
Рассматривать образцы изделий. Осваивать новые приемы разметки и пластической трансформации бумаги. Упражняться в использовании освоенных приемов для получения соответствующих форм и изготовления изделий. Упражняться в выполнении разметки сгибанием бумаги. Мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки. |
|
18 |
Изделия по мотивам народных образцов. (Весеннее печенье «Тетёрки») |
1 |
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с новым поделочным материалом – соленым тестом, изучение его декоративно-художественных свойств. Обучение новым приемам обработки материала. |
Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
|
|
19 |
Изделия по мотивам народных образцов. (Кукла из ниток) |
1 |
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов, с новыми приёмами их обработки; обучение приему отмеривания нитей с помощью шаблона.
|
Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
|
|
20 |
Игрушка по мотивам народных образцов. (Игрушка-свистулька) |
1 |
Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. |
Обучение новым приемам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о народных традициях); воспитание внимательного и уважительного отношения к традициям.
|
Рассматривать и анализировать образцы. Слушать, оценивать и обсуждать информацию. Упражняться в обработке материала, осваивать новые приемы работы.
|
|
21 |
Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. (Дорожная игольница) |
1 |
Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией. Производить контроль и оценку результатов работы. |
Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приёма разметки деталей на ткани с помощью шаблона. Формирование навыка вырезания деталей из ткани.
|
Рассматривать и изучать образцы изделия. Выполнять расчетно-измерительные операции. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор.
|
|
22 |
Работа с тканью. Разметка и раскрой прямоугольных деталей. (Дорожная игольница) |
1 |
|
|||
23 |
Работа с тканью. Полотняное переплетение нитей в ткани (Салфетка с бахромой) |
1 |
Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы. |
Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приема разметки ткани продёргиванием нити; обучение выполнению бахромы в изделиях из ткани. |
Воспринимать информацию о переплетении нитей в тканях. Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей. Упражняться в выкраивании ткани по прямолинейной разметке. Упражняться в изготовлении бахромы по краю ткани. |
|
24 |
Шов «вперед иголку». (Салфетка с бахромой; завершение работы) |
1 |
Планировать порядок действий. Прогнозировать взаимосвязь выполняемых действий и предполагаемых результатов работы. Производить контроль и оценку результатов работы. |
Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие креативности и творческих качеств личности. |
Рассматривать и изучать образцы изделия. Воспринимать информацию о взаимосвязи формы изделия и расположения вышивки. Упражняться в разметке ткани способом продергивания нитей. Упражняться в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку».
|
|
25 |
Шов «вперед иголку». (Салфетка с бахромой; завершение работы) |
1 |
|
|||
26 |
Работа с тканью. Разметка деталей с припуском. (Декоративная игольница) |
1 |
Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение конструкции изделия в соответствии с дополнительной функцией (мини-проект). Производить контроль и оценку результатов работы. |
Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Закрепление приема разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметке с припуском.
|
Рассматривать и изучать образцы изделия. Выполнять расчетно-измерительные операции. Определять выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией. Обсуждать и аргументировать свой выбор.
|
|
27 |
Обтягивание тканью деталей простой формы. Шов «через край». (Декоративная игольница; завершение работы) |
1 |
Анализировать и сравнивать образцы изделия. Планировать последовательность операций. Прогнозировать взаимосвязи предполагаемых действий и результатов. Проектировать изменение декоративно-художественного образа изделия в соответствии с изменением окружающей обстановки (мини-проект). Производить контроль и оценку результатов работы. |
Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда. Развитие проектных умений, формирование предпосылок проектной деятельности.
|
Рассматривать и изучать образцы изделия. Определять наиболее целесообразные способы выполнения работы. Обсуждать и аргументировать свой выбор.
|
|
28 |
Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция |
1 |
Обсуждать информацию. Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. |
Повторение и закрепление различных приемов выкраивания деталей из бумаги, приемов работы с клеем. Обогащение сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира. Формирование представлений о выразительном художественном образе и возможных путях его создания из разных материалов. Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной сферы. |
Воспринимать и анализировать информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления. Упражняться в создании декоративно-художественной композиции в технике мозаики.
|
|
29 |
Мини-проект. Творческое конструирование. «Украшения» |
1 |
|
|||
30 |
Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция Мини-проект. Творческое конструирование. «Дом для сказочного героя» |
1 |
|
|||
31 |
Барельеф. Композиция, стилизация. (Декоративная пластина из пластилина) |
1 |
Обсуждать информацию. Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Анализировать и подбирать необходимые материалы для работы. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Оценивать результаты выполненной работы. |
Ознакомление с барельефом, его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации). |
Воспринимать и анализировать информацию о барельефе и технологии изготовления барельефа. Упражняться в создании барельефа.
|
|
32
|
Предмет и среда: Декоративная ваза как предмет интерьера. (Ваза из пластилина)
|
1 |
Обсуждать информацию. Воспринимать и анализировать образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений, предметов окружающего мира. Создавать в воображении выразительный образ изделия. Анализировать и выбирать соответствующие способы работы. Оценивать результаты выполненной работы. |
Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приемам лепки сосуда. Обучение приемам декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой.
|
Воспринимать и анализировать информацию о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы. Упражняться в создании объемного сосуда из пластилина.
|
|
33 |
Итоговая самостоятельная работа. (Книжка-календарь) |
1 |
Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (при необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы. |
Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных результатов у учащихся по итогам 2-го года обучения. |
Воспринимать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
|
|
34 |
Подведение итогов года. Итоговая выставка |
1 |
Прогнозировать и планировать необходимые действия. Выполнять необходимые действия в соответствии с планом. Корректировать работу (при необходимости). Производить контроль и оценку результатов работы. |
Анализ результатов работы за учебный год. Систематизация полученных знаний. |
Рассматривать и анализировать экспонаты выставки. Делать краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах. Производить оценку достижений, обмениваться впечатлениями. |
|
Основные результаты освоения предметного содержания курса «Технология» во 2 классе
Учащиеся будут знать:
· простейшие виды технической документации (чертёж, эскиз, рисунок);
· способ использования линейки как чертёжно – измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
· способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
· что такое развёртка объёмного изделия, способ получения развёртки;
· условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах развёрток;
· способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги;
· что такое композиция, об использовании композиции в изделиях для передачи замысла;
· что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
· как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
· что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продёргивания нитей;
· швы «вперёд иголку» и «через край», способы их выполнения;
· о технологических и декоративно – художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
· о символическом значении народной глиняной игрушки, её основных образах.
Учащиеся могут знать:
· что поделочные материалы могут менять свои конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки;
· что вещи должны подходить к окружающей обстановке, характеру и облику своего хозяина;
· что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь имеет разное устройство и разный внешний вид;
· что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но ещё и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
· о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
· что такое симметрия и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
· что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.
Учащиеся будут уметь:
· правильно использовать линейку как чертёжно – измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
· с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
· читать технический рисунок и схему с учётом условных обозначений и выполнять по ним работу;
· выполнять несложные расчёты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
· чертить простые прямоугольные развёртки;
· выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
· выполнять разметку по предмету;
· выполнять изображения в технике барельефа;
· лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
· изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
· создавать простые фронтальные и объёмные композиции из различных материалов;
· выполнять разметку на ткани способом продёргивания нитей;
· выполнять разметку на ткани по шаблону, выкраивать из ткани детали простой формы;
· выполнять швы «вперёд иголку» и «через край»;
· выполнять несложные изображения в технике мозаики;
· придумывать и выполнять несложное оформление изделия в соответствии с его назначением
Учащиеся могут уметь:
· планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
· выполнять несложные эскизы развёрток изделий с использованием условных обозначений;
· вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;
· создавать творческие фронтальные и объёмные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно – конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
· расписывать изделия из пластилина красками;
· выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе знаний и умений.
Состав учебно-методического комплекта по технологии:
2 класс
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология. 2 класс. Рабочие тетради №1 и №2. – Смоленск: Ассоциация XXI век
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.