Рабочая программа по технологии 3 класс

  • doc
  • 11.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала poyasnitelnaya_zapiska_tekhnologiya_korableva.doc

ТЕХНОЛОГИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы

Цели изучения технологии в начальной школе:

саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Основные задачи курса:

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  - общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

  - формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  - развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

 - развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (превосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

- развитие коммуникативной компетентности учащихся на основе организации совместной продуктивной деятельности;

- формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических – текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

- ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития.

 

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

            Рабочая программа учебного предмета «Технология » для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2012), авторской программы Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой  «Технология» (М: Просвещение,2013г).

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2,пп 9,10).

3. ФГОС, п.19.5.

4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».

6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13).

7. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Локальные акты ОУ:           

1.         Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2013-2014 учебный год.

2.         Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.

3.         Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2013г.).

 

Сведения о программе

За основу взята авторская программа Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой «Технология» (М: Просвещение,2013г).

 

Обоснование выбора авторской программы

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала УМК полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

 

Информация о внесённых изменениях в авторскую программу

Изменения в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС, УМК «Школа России» и основной образовательной программе НОО ГБОУ гимназии № 293 на 2013 – 2014 учебный год.

 

Информация об используемом УМК

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС) и охватывает все предметные  области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.).

Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

По курсу «Технология» для реализации программного содержания используются: авторский учебно-методический комплект, включающий в себя учебник «Технология» 3 класс, Н.И. Роговцевой., Н,В. Богдановой, и др. издательство «Просвещение», 2013г. и рабочую тетрадь для учащихся. На уроках используется электронное приложение к учебнику.

Принципиальной особенностью предмета «Технология» данного УМК является его направленность на углубление общеобразовательной подготовки, развитие основных познавательных процессов и повышение уровня обшей культуры обучающихся. В соответствии с данной особенностью все программные вопросы курса «Технология» рассматриваются в учебнике не в узкопрактическом или специальном технологическом плане, а на более широкой культурологической платформе, на основе творческой самостоятельной деятельности учащихся.

 К особенностям авторского УМ К следует также отнести:

• практико-ориентированную направленность содержания обучения;

• формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества, фантазии, расширение кругозора и совершенствование технологических навыков, что создаёт возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах.

В поурочных разработках по технологии Т.Н. Максимовой (М.: ВАКО 2013г.) большое внимание уделено здоровьесберегающим технологиям: в конспектах представлены физминутки, игры на внимание, комплексы упражнений для глаз, пальчиковой гимнастики, релаксации, представлены памятки с инструкциями по технике безопасности, которые необходимо знать ученикам.

По содержанию учебный материал систематизирован с учётом последовательности в овладении и использовании как практических умении и технологии, так и теоретических знаний. Структура учебника и распределение материала по разделам и темам отражают последовательность его изучения в течение учебного года, что создаёт наиболее благоприятные условия для работы с учебником.

Важную роль играет иллюстративный учебный материал, который является равноправным с текстом носителем дидактической информации. Методический аппарат каждого учебника программирует процесс обучения, задаёт направление работы на уроке, что в значительной мере облегчает учителю подготовку к уроку и его проведение.

В учебниках и рабочих тетрадях реализован вариативный и разноуровневый подход к обучению. В поурочных разработках предлагаются разные варианты изделий и дополнительный материал для кругозора учащихся.

 

Информация о количестве учебных часов

На изучение технологии в 3 классе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 часа  (34 учебные недели).

Таблица № 1

Количество учебных часов по четвертям

 

Период обучения

Количество часов

В неделю

1 четверть

9 ч

2 четверть

7 ч

3 четверть

10  ч

4 четверть

8 ч

За учебный год

34 ч

 

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков

            Создание на уроке атмосферы творческого поиска, коллективного и индивидуального труда благотворно влияет на общее развитие учащихся. В этом поможет объяснительно-иллюстративное обучение (выдача учебной информации, наглядность), разноуровневое обучение (дифференцированный подход по уровню обученности), учебно-деловая игра (создание проблемной ситуации и др.), элементы развивающего обучения (личностно-ориентированное обучение), проектирование и другие технологии.            Программа «Технология» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, изобразительным искусством.

Виды и типы уроков (по дидактической цели), используемых  в курсе «Технология»:

•    комбинированный урок;

•    урок изучения нового материала;

         урок формирования умений и навыков;

•    урок развития умений и навыков;

•    урок закрепления и систематизации знаний;

•    нетрадиционные формы уроков: урок-игра, урок-сказка,  урок-проект, урок-викторина, урок-исследование, урок-практика;

Формы проведения учебных занятий:

•    индивидуальные;

•    индивидуально-групповые;

•    фронтальные;

•    работа в парах.

      Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников по интересам.

Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности реализованы во внеурочное время в следующих формах:

·      индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;

·      индивидуальная работа над проектами, темы которых предложены в тематическом планировании предмета «Технология» с последующей презентацией своих результатов;

·      общественно полезные дела для класса, образовательного учреждения (оформление класса, стенда «Наше творчество», школьной рекреации, участие в творческих выставках гимназии, изготовление поздравительных открыток для ветеранов, учителей и родителей).

 

Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Текущий контроль проходит на этапе завершения работы над изделием. Отметка складывается из критериев: аккуратность выполнения работы; соблюдение технологии процесса изготовления изделия; качество.

При текущем контроле проверяются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению различных изделий. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умение владеть ими в курсе технологии является основным и базовым для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Контрольных работ и промежуточного контроля по предмету «Технология» нет. Итоговая четверная отметка складывается из учёта текущих отметок. Годовая оценка выставляется с учётом четвертных. В конце года проходят выставки работ учащихся, где у второклассников появляется возможность посмотреть лучшие работы, оценить их достоинства и сделать выводы. В курсе «Технология» формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха собственной учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу.

Виды контрольно-измерительных материалов:

         стартовая районная интегрированная диагностика;

         итоговая диагностика;

         выставки работ учащихся;

         наблюдение (практическая работа);

         беседа (обсуждение работ);

         фронтальный опрос.

 

 

 

 

Планируемый уровень подготовки

Личностные результаты

  • Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

 

Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приёмами поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
    Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Обучающиеся получат возможность:

Регулятивные УУД

  • следовать определенным правилам  при выполнении изделия;

·         дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и/или самостоятельно;

·         выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;

·         корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

·         проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи учеников;

·         вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

·         действовать в соответствии с определенной ролью;

·         прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;

·         работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа   работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

·         ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;

·         выбирать из предложенных  вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;

·         прогнозировать сложности, которые могут возникнуть  при выполнении проекта:

·         оценивать качества своей работы.

Познавательные УУД

·         выделять информацию  из текстов заданную в явной форме;

·         высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника,

·         проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;

·         использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и работе с материалами учебника;

·         проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;

·         выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;

·         находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;

·         проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;

·         проводить  аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

·         осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;

·         высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;

·         осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;

·         устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;

·         проводить сравнение предметов,  явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

·         находить информацию по заданным основаниям и собственным интересам и потребностям;

Коммуникативные УУД

·         слушать собеседника понимать и/ или принимать его точку зрения;

·         находить точки соприкосновения различных мнений;

·         Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;

·         осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;

·         оценивать высказывания и действия партнера сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

·         формулировать высказывания, задавать вопросы адекватные ситуации и учебной задачи;

·         проявлять инициативу в ситуации общения.

·         строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя  различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;

·         учится договариваться, учитывая интересы партнера и свои;

·         задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;

·         осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.

Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

·         получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

·         формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

·         приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;

·         использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

·         приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

 

 

 

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы 3 класса:

 

Таблица №2

Требования к уровню подготовки учащихся

 

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Ученик научится:

 

Ученик получит возможность научиться:

- называть современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и  описывать их особенности;

- понимать общие правила создания пред-  метов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

 

- уважительно относиться к труду людей;

- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте;

- демонстрировать отдельный продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

 

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- на основе полученных представлений о мно-

гообразии материалов, их видах, свойствах, происхождений, практическом применении в

жизни осознанно подбирать доступные в об-

работке материалов для изделий по декоратив-

но-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной зада-

чей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойст освоенных материалов оптимальные и

доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении

и заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия; экономно расходовать используемые материалы;

- применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (нож-

ницы) и колющими (игла, шило);

- выполнять символические действия модели-

рования и преобразования модели и работать с простейшими технической документацией: распознавать чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изде-

Лия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.

- отбирать и выстраивать оптималь-

ную технологическую последователь-

ность реализации собственного или

предложенного учителем замысла;

- прогнозировать конечный практи-

ческий результат и самостоятельно

комбинировать художественнее тех-

ноологии в соответствии с конструк-

тивной или декоративно-художест-

венной задачей.

Конструирование и моделирование

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соеди-

нения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи (в

том числе в интерактивных средах на компьютере);

- изготавливать не сложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям (в том числе в интерактивных средах на компьютере).

- соотносить объемные конструкции, основанные на правильных геометрических формах, с изображе-

ниями их разверток;

- создавать мысленный образ конструкции с целью решения опре-

деленной конструкторской задачи или передачи определенной художе-

ственно-эстетической информации, воплощать этот образ в материале.

Практика работы на компьютере

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов и презентаций.

- пользоваться доступными приёмами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомиться с доступными способами её получения, хранения, переработки.

Обоснование содержания рабочей программы

Теоретической основой данной программы являются:

         Системно - деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы.

         Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником  деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание  основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

·         знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

·         овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы)  разметки, раскроя, сборки, отделки;

·          первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

·         знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

·         изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

·         осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо  два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

·        проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

·         использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

·         знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

·         изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Учебный предмет «Технология» способствует расширению круга интересов детей, направленных на продуктивную преобразовательную творческую деятельность, и создает условия для активного выхода на разнообразные виды творческого досуга. Это благоприятно сказывается на возрождении ценных традиций, в частности семейного творчества, объединения школьников разновозрастных групп по интересам и т. д.

            Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые  представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.

 

Содержание рабочей программы

Таблица № 3

 

Тематический план

 

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Как работать с учебником

1

2

Человек и земля

21

3

Человек и вода

4

4

Человек и воздух

3

5

Человек и информация

5

 

Итого

34

 

Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаёт условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Таблица № 4

Содержание программы (34 часа)

Наименование разделов и тем

Часы

Содержание

программного

материала

Вид работы

Универсальные учебные действия

Как работать с учебником

(1 час).

1

Вопросы юного технолога. Путешествие по городу.

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки по разным основаниям.

Анализировать и сравнивать учебник и рабочую тетрадь; использовать знаково-символические средства.

Человек и земля

(21 часов).

1

Архитектура.

Конструирование из бумаги дома.

Осуществлять поиск инфор-

мации, используя материалы учебника, выделять этапы работы, соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя.

 

 

1

Городские постройки.

Конструирование из проволоки телебашни.

1

Парк

Композиция из природных материалов (городской парк).

2

Проект «Детская площадка».

Конструирование из бумаги

объектов детской площадки.

 

2

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.

Аппликация из ткани.

1

Изготовление тканей.

Плетение гобелена.

1

 Вязание

 

Вязание крючком воздушных петель.

1

Одежда для карнавала.

Работа с тканью.

1

Кафе

Конструирование из бумаги модели весов.

1

Фруктовый завтрак.

Приготовление пищи.

1

Колпачок-цыпленок.

Работа с тканью (колпачок для яиц).

1

Бутерброды.

Приготовление пищи.

 

 

 

Магазин подарков.

Работа с пластичным материалом (тестопластика).

1

Золотистая соломка.

Аппликации из соломки.

1

Упаковка подарков.

Работа с бумагой и картоном.

1

Автомастерская.

Конструирование из бумаги с использованием пластилина и крышек для колес.

1

Грузовик.

Работа с металлическим конструктором.

Человек и вода (4 часа).

1

Мосты.

Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.).

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовать его. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

1

Водный транспорт. Проект «Водный транспорт».

Конструирование из бумаги, пластмассового конструктора.

1

Океанариум. Проект «Океанариум».

Мягкая игрушка из подручных материалов.

1

Фонтаны.

Конструирование из пластичных материалов фонтана.

Человек и воздух (3 часа).

1

Зоопарк.

Работа с бумагой (оригами).

Моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя изученную художественную технику.

1

Вертолётная площадка.

Конструирование из бумаги с использованием пробки.

1

Воздушный шар.

Техника папье-маше.

Человек и информа-

ция (5 ч.)

1

Переплетная мастерская.

Переплет книги.

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

1

Почта.

Заполнение бланка почтового отправления.

2

Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль»

Работа с тканью, шитьё.

1

Афиша.

Работа на компьютере.

 

 

Последовательность изучения учебного материала

(внутрипредметные и межпредметные логические связи)

            Программа ориентирована на широкое использование компетенций, сформированных у детей в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства, математики, русского языка и литературного чтения. 

При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при изучении окружающего мира. Это касается в первую очередь работы с природными материалами. Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с содержанием предмета «Окружающий мир».

В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна,  младшие школьники осваивают эстетику труда.

Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и преобразования информации также тесно связано с  образовательной областью «Математика и информатика».

В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области «Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми  реализуемых в изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются, обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.

Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практико-ориентированная направленность содержания  позволяет реализовать эти знания в интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаёт условия для развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

 

 

Литература и средства обучения:

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

1. Сборник рабочих  программ к УМК «Школа России» 1-4 классы/ Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. 3 класс. - М.. Просвещение, 2013.

2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Учебник для общеобразовательных учреждений . Технология. 3 класс. - М.. Просвещение, 2013.

3. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Рабочая тетрадь. Технология 3 класс. - М.: Просвещение, 2013.

4. Поурочные разработки по технологии. 3 класс / Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2013г.

5. «Технология. Технологические карты» для 3 класса - на сайте издательства «Просвещение».

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Технические средства обучения:

оборудование рабочего места учителя;

классная доска с креплениями для таблиц;

магнитная доска;

персональный компьютер;

ксерокс;

аудиомагнитофон;

телевизор;

мультимедийный проектор;

экспозиционный экран размером.

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;

наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки и пр.;

заготовки природного материала.

 

Оборудование класса:

ученические столы двухместные с комплектом стульев;

стол учительский с тумбой;

шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного

оборудования и пр.;

настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


Скачано с www.znanio.ru