Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская средняя школа»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Протокол заседания педагогического совета от 30.08.2019 № 1 Председатель педагогического совета _____________Соколова Л.Д. |
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР ____________ Гращенкова Н.Н.
30. 08.2019 г.
|
«УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 30.08.2019 № 88 Директор школы _________ Соколова Л.Д. |
Рабочая программа
По предмету Технология
Класс 4
Количество часов по программе 34
Учитель Гращенкова Н.Н.
2019 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373
2. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Высоковская СШ».
3. Авторской программы Н.М Конышевой «Технология» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2013 год), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и обеспечена УМК для 1 – 4 классов (автор: Н.М.Конышева)
На изучение предмета «Технология» в 4 классе отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 34 ч., в том числе 1 итоговая контрольная работа.
II. Результаты освоения учебного курса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
· осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
· уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
· понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире;
· представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
· понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
· чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания.
Могут быть сформированы:
· устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
· установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
· привычка к организованности, порядку, аккуратности;
· адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели,
· изобретательность;
· чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
· планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
· следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
· руководствоваться правилами при выполнении работы;
· устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
· осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
· прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
· анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
· анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
· выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
· использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
· самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
· создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
· понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
· формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
· выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
· в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
· проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Предметные
Учащиеся научатся:
· использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
· правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
· на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
· выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
· работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
· изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
· решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
· понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность, уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
· определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
· творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
· понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
· понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
III. Содержание учебного предмета
Из глубины веков – до наших дней
Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец. Плетение из лозы, берёсты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос. Украшения в куль- туре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.
Традиции мастеров в изделиях для праздника
Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приёмы выполнения складок и конструирования изделий. Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни. Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приёмы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие
Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жёсткий переплёт, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплётных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.
В каждом деле – свои секреты
Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки. Металл в руках мастера. Ремёсла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощённый аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге. Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приёмы работы. Традиционные ремёсла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.
IV. Календарно-тематическое планирование
№ |
Название раздела и темы |
Дата |
|
Из глубины веков – до наших дней(8 ч) |
|
1 |
Вводный урок. Задачи и содержание работы в новом учебном году и первой четверти. |
3 сен |
2 |
Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства (работы). |
10 сен |
3 |
Керамика в культуре народов мира. Лепка сосуда по традиционным канонам гончарного искусства (продолжение работы). |
17 сен |
4 |
Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. |
24 сен |
5 |
Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка. |
1 окт |
6 |
Древнее ремесло – плетение изделий. Плетёная коробочка. |
8 окт |
7 |
Украшения в культуре народов мира. Цепочки из бисера. Технология изготовления узора «колечки». |
15 окт |
8 |
Мини-проект. Проектирование и изготовление цепочки из бисера на основе традиционных канонов ритма и симметрии. |
22окт |
|
Традиции мастеров в изделиях для праздника (7 ч) |
|
9 |
Бумагопластика. Изготовление форм приёмом гофрирования. Гофрированная подвеска. |
29окт |
10 |
Новые приёмы бумагопластики. Футляр – упаковка для подарка. |
12 ноя |
11 |
Традиции новогодних праздников и карнавалов. Карнавальные маски. |
19 ноя |
12 |
Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста). |
26 ноя |
13 |
Традиционные народные праздники. Святочные фигурные пряники по традиционным канонам (лепка из солёного теста). |
3 дек |
14 |
Барельеф в декоративном изделии. Конструирование и изготовление декоративной рамки для фото (барельеф). |
10 дек |
15 |
17 дек |
|
16 |
24 дек |
|
|
Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие(10 ч) |
|
17 |
Простейшие приёмы вязания крючком; цепочки. |
14 янв |
18 |
Цепочки; панно из цепочек. |
21 янв |
19 |
Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток. |
28 янв |
20 |
Петельный шов. Сувениры из ткани и ниток. |
4 фев |
21 |
Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани: изготовление выкройки. |
11 фев |
22 |
Декоративные кармашки из ткани: разметка и раскрой, подготовка деталей изделия к сборке. Петельный шов. |
18фев |
23 |
Петельный шов и его использование в отделке изделий. Декоративные кармашки из ткани (завершение работы). |
25 фев |
24 |
Технологии окантовки картона. Обложка. |
3 мар |
25 |
Простые переплётные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. |
10 мар |
26 |
Простые переплётные работы. Жёсткий переплёт. Ремонт книги. |
17 мар |
|
В каждом деле – свои секреты(9 ч) |
|
27 |
Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки. |
7 апр |
28 |
Соломенных дел мастера. Приёмы и технологии аппликации из соломки. |
14 апр |
29 |
Соломенных дел мастера. Игрушки из волокнистых материалов по народным образцам. Золотой петушок. |
21 апр |
30 |
28 апр |
|
31 |
Секреты бумажного листа. Кусудама. |
5 май |
32 |
Секреты бумажного листа. Кусудама. |
12 май |
33 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа |
19 май |
34 |
Металл в руках мастера. Тиснение по фольге. |
26 май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.