РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ТЕХНОЛОГИИ
УМК «Школа России»
для 2 класса,
срок реализации программы – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 2 разработана в соответствие с:
— Федеральным законом от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Федеральным государственным образовательным стандартом (далее –ФГОС) начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от06.10.2009 No 373;
— Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от06.10.2009 No 373"
— Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образования(протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1\15).
Авторской программой по технологии Роговцевой Н.И. Анащенковой С.В. «Сборник рабочих программ «Школа России», М.: Просвещение; учебник, 1ч. УМК «Школа России»
Рабочая программа является единой для всех учителей, работающих по УМК «Школа России».
Сроки реализации программы 1 год.
Цели программы:
· Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
· Освоение продуктивной проектной деятельности.
· Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Задачи программы:
- духовно-нравственное развитие обучающихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:
· знакомство школьников с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;
· овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;
· первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;
· знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;
· изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);
· осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;
· проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);
· использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;
· знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;
· изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.
Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у обучающихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.
Учебная программа по технологии реализует деятельностный подход обучения.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
Кол-во часов в год |
Технология |
Обязательная часть. |
|
|
Технология. |
1 |
34 |
Результаты освоения предмета.
Личностные
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
-Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Особенности изучения курса обучающимися с ЗПР
Овладение учебным предметом «Технология» представляет сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики, пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, несформированностью основных мыслительных операций.
В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
-получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий;
-усвоение правил техники безопасности;
- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового взаимодействия;
-овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки в жизни;
-формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Для обучающихся ЗПР обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
-формирование первоначальных представлений о труде, как способе преобразования окружающего пространства,
-формирование понятия «профессия», уточнение представлений о профессиях, с которыми обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни: врач, повар, учитель. Уточнение представлений о профессиях строитель, дизайнер;
-знакомство с правилами техники безопасности при работе с бумагой, картоном, глиной, пластилином, ножницами, карандашом, линейкой, клейстером, клеем. Формирование навыка организации рабочего места при работе с данными инструментами и материалами;
- обучение приемам содержания рабочего места в порядке (протирание поверхности, подметание пола);
-формирование умения воспроизводить технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета
Учебный предмет «Технология» составляет неотъемлемую частью образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции (недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Технология» тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для активизации связного высказывания, а также вербального обоснования оценки качества сделанной работы.
Предмет «Технология» способствует становлению сферы жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает преодолеть ряд нежелательных особенностей обучающихся с ЗПР (ручную неумелость, леность, неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а потому имеет большое воспитательное значение.
Учебный предмет «Технология» имеет отчетливую практико-ориентированную направленность. Его содержание даёт ребёнку представление о технологическом процессе, как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции правил, показывает, как использовать полученные знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности. Практическая деятельность на уроках технологии создает основу для формирования системы специальных технологических действий.
Изучение предмета формирует важную компетенцию соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда. В ходе реализации рабочей программы его изучения происходит постепенное расширение образовательного пространства обучающегося за пределы образовательной организации (экскурсии вокруг школы, по району, в мастерские и на предприятия, знакомящие обучающихся с ЗПР с видами и характером профессионального труда).
В ходе выполнения практических заданий совершенствуются возможности планирования деятельности, контроля ее качества, общей организации, коррекции плана с учетом изменившихся условий, что в совокупности способствует формированию произвольной регуляции. Создаются условия, формирующие навык работы в малых группах, а также необходимые коммуникативные действия и умения. Все это способствует достижению запланированных метапредметных и личностных результатов образования, формированию универсальных учебных действий (УУД).
Роль предмета «Технология» велика и для успешной реализации программы духовно-нравственного развития, поскольку формирование нравственности непосредственно сопряжено с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности происходит через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания. Уточняются представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и способах их преобразования. Выполнение различных операций осуществляет пропедевтическую функцию, обеспечивающую усвоение таких тем как измерение, единицы измерения, геометрические фигуры и их свойства, симметрия и др.
Обучающиеся с ЗПР характеризуются существенными индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются и устойчивостью учебных затруднений (из-за дефицита познавательных способностей), и мотивационно-поведенческими особенностями, и степенью проявления дисфункций (нарушений ручной моторики, глазомера, возможностей произвольной концентрации и удержания внимания). В связи с этим от учителя требуется обеспечение индивидуального подхода к детям, и уроки по предмету «Технология» создают полноценную возможность для этого.
На уроках для всех обучающихся с ЗПР необходимо:
-при анализе образца изделий уточнять название и конкретизировать значение каждой детали;
- выбирать для изготовления изделие с простой конструкцией, которое можно изготовить за одно занятие;
-осуществлять постоянную смену деятельности для профилактики утомления и пресыщения;
- трудности в проведении сравнения выполняемой работы с образцом, предметноинструкционным или графическим планом требуют предварительного обучения указанным действиям.
Кроме того недостаточное овладение разными видами контроля результата (глазомерный, инструментальный) повышают роль педагога как внешнего регулятора деятельности и помощника в формировании необходимых навыков, а недостаточность пространственной ориентировки, недоразвитие моторных функций (нарушены моторика пальцев и кисти рук, зрительно-двигательная координация, регуляция мышечного усилия) требует действий, направленных на коррекцию этих дисфункций не только от учителя, но и от других участников сопровождения.
Степень же отставания в формировании системы произвольной регуляции, так же как и несовершенства мыслительных операций, может различаться. При существенном отставании в сформированности указанных психологических составляющих учителю рекомендуется:
-при объяснении материала использовать пошаговую инструкцию, пошаговый контроль и оказание стимулирующей, организующей и обучающей помощи;
-затруднения при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана) делают адекватным присутствие наглядного пошагового плана действий;
-объем заданий и техническая сложность работы определяется в зависимости от функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики (быстрая истощаемость, низкая работоспособность, пониженного общего тонуса и др.).
Значение предмета «Технология» в общей системе коррекционно-развивающей работы
Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими ЗПР, конкретизируется в каждой образовательной организации в зависимости от материальнотехнической базы и кадрового потенциала, однако требует согласованных усилий участников сопровождения, обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и педагогических советах (если образование реализуется в отдельных организациях). Объектами коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы становятся недостатки познавательной деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции. Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционно-развивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Предмет «Технология» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим пунктам:
- расширение представлений о трудовой деятельности людей;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования деятельности (в качестве- средств выступают схемы изделий, технологические карты);
- совершенствование пространственных представлений;
- улучшение ручной моторики;
- развитие действий контроля;
- совершенствование планирования (в том числе умения следовать плану);- вербализация плана деятельности;
- умение работать в парах и группах сменного состава;
- совершенствование диалогических умений;
- формирование социально одобряемых качеств личности (аккуратность, тщательность,- инициативность и т.п.).
Психокоррекционная направленность заключается также в расширении и уточнении представлений об окружающей предметной и социальной действительности, что реализуется за счет разнообразных заданий, стимулирующих интерес младшего школьника с ЗПР к себе и к миру. Требования речевых отчетов и речевого планирования, постоянно включаемые процесс выполнения работы, способствуют появлению и совершенствованию рефлексивных умений, которые рассматриваются как одно из важнейших психологических новообразований младшего школьника.
Содержание учебного предмета.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
4. Практика работы на компьютере
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам.
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
1 |
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. |
1 |
2 |
Человек и земля. Земледелие (1ч) Посуда (4ч) Проект «Праздничный стол» Народные промыслы (5ч) Домашние животные (3ч) Проект «Деревенский двор» Новый год (1ч) Строительство (1ч) В доме (4ч) Проект «Убранство избы» Народный костюм (4ч) |
23 |
3 |
Человек и вода Рыболовство (3ч) Проект «Аквариум» |
3 |
4 |
Человек и воздух Птица счастья (1ч) Использование ветра (2ч) |
3 |
5 |
Человек и информация Книгопечатание (1ч) Поиск информации в интернете (2ч) |
3 |
6 |
Заключительный урок
|
1 |
|
Итого
|
34 |
Предмет «технология» подразумевает как творческое развитие, так и формирование знаний о материалах, инструментах, техниках, умение применять их в работе и быту. Предполагаются разные формы контроля.
При текущем контроле проверяется уровень усвоения умений и навыков работы с конкретным изучаемым материалом и технологией, оцениваются практические работы как результат изучения темы.
Тематический контроль позволяет оценить уровень сформированности учебных действий по разделу. Теоретические действия проверяются в форме тестирования, в которое включаются вопросы о материалах, их свойств работы, изученных приборах и инструментах, основах изученных техник работы с материалами. Практические действия проверяются в виде самостоятельной творческой работы по заданию учителя, во время которого учащиеся самостоятельно изучают рисунок изделия, его поэтапное выполнение, продумывают план работы, создают изделие, опираясь на полученные умения и навыки работы с материалами.
Целью итогового контроля является проверка способности детей к самостоятельной творческой работе. В последнюю неделю четверти, года третьеклассники продумывают идею изделия, подбирают материалы, планируют работу и осуществляют замысел в практической деятельности на итоговом уроке.
Для оценки творческих работ учащихся целесообразно применять критериальное оценивание.
Оцениваются обязательные практические работы, самостоятельные творческие работы, самостоятельно подготовленные сообщения, доклады.
Критерии оценивания самостоятельно подготовленных сообщений, докладов: отбор, систематизация материала в соответствии с темой, заданием, разнообразие источников информации, выразительный устный рассказ, краткость изложения в соответствии с ограничением времени, умение отвечать на вопросы учителя и одноклассников по своему материалу.
Уровни овладения системой опорных знаний и умений по предмету
Уровень |
Комментарий |
Материал не усвоен |
Обучающийся не владеет изученными материалами и технологиями, не знает соответствующей терминологии, выполняет изделие по образцу с серьезными нарушениями технологии. |
Минимальный уровень |
Минимальные знания о материалах и технологиях, слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с отклонениями от технологии, небрежно. |
Умение оперировать терминологией, обязательной для усвоения,знание изученной информации о материалах и технологиях, выполнение работы по образцу с незначительными отклонениями в конструкции, использовании материалов, в аккуратности исполнения |
|
Программный уровень (Решение нестандартной задачи, которая требует применения новых знаний в непривычных условиях) |
Владение обязательной терминологией, знание информации о материалах и технологиях, способность применять полученные умения , навыки при создании собственных творческих работ с незначительными отклонениями от канонов либо с помощью взрослых |
Свободное владение обязательной терминологией, информацией о материалах и технологиях, умение применять их при создании собственных творческих работ без ошибок и помощи. |
|
Высокий уровень (решение нестандартной задачи с привлечением не входящих в программу данного класса ) |
Владение знаниями, умениями и навыками, терминами, учебными материалами, инструментами, выходящими за границы обязательного к изучению материала, свободное применение обязательных и неизученных технологий и материалов при создании собственных творческих работ без помощи взрослых. |
Критерии оценки теоретических знаний учащихся по технологии
Вид работы |
«5» отлично |
«4» хорошо |
«3» удовлетворительно |
«2» неудовлетворительно |
Устный опрос |
Полные и безошибочные ответы на все вопросы учителя |
Ответы на вопросы с незначительными ошибками либо с незначительной помощью |
Ответы на вопросы с помощью учителя, одноклассников |
Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа |
Тестирование |
Выполнение работы без ошибок |
Верное решение не менее 80 процентов заданий либо незначительные недочеты, неполные и неточные ответы на отдельные вопросы |
Верное решение не менее 60 процентов заданий либо неполные, неточные ответы на все вопросы |
Верное решение менее 60 процентов заданий |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
п/п |
Авторы |
Название |
Издательство |
1 |
Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова |
Технология. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений |
Москва «Просвещение» |
2 |
Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова, И.П.Фрейтаг |
Электронное приложение к учебнику «Технология»: 2 класс учебник для общеобразовательных учреждений Н.И. Роговцева и др. |
Москва «Просвещение» |
3 |
Н.И.Роговцева, Н.В.Богданова |
Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс |
Москва «Просвещение» |
4 |
Сборник рабочих программ «Школа России» |
Москва «Просвещение» |
Календарно-тематическое планирование по технологии (34 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Планируемые результаты |
|||
Предметные результаты |
Метапредметные |
Личностные |
||||
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. (1ч) Человек и земля. (23ч) |
||||||
1 |
|
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Знакомство с учебником и тетрадью. Материалы и инструменты. Рубрика «Вопросы юного технолога». |
Обучающийся научится - различать средства познания окружающего мира; - различать инструменты и материалы; - называть виды предметно-практической деятельности.
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться - строить вопросительные предложения об окружающем мире; - организовывать рабочее место.
Обучающийся - научится подготавливать природные материалы к работе; - освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном; - познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью; - познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними; - научится пользоваться шаблоном для разметки изделия;
|
-учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. -обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; -договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
|
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение»,«родина», «природа», «семья». -принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
-соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. -называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
|
|
2 |
|
Земледелие. Практическая работа: «Выращивание лука». Значение овощных культур для человека. Технология выращивание лука в домашних условиях. |
||||
3 |
|
Посуда. Изделие «Корзина с цветами». Виды посуды и материалы, из которых она изготавливается. Способы изготовления посуды из глины. Назначение посуды. Способы хранения продуктов. |
||||
4 |
|
Работа с пластилином и природными материалами. Изделие «Семейка грибов на поляне». Закрепление приёмов работы с пластилином. Составление плана работы по слайдам. Оформление композиции природными материалами. Практическая работа: «Съедобные и несъедобные грибы». |
||||
5 |
|
Работа с пластичными материалами (тестопластика). Изделие: «Игрушка из теста». Знакомство с новой техникой – тестопластикой. Сравнение приёмов работы с солёным тестом и пластилином. Знакомство с профессиями пекаря, кондитера, их инструментами. |
||||
6 |
|
Проект «Праздничный стол». Изготовление изделий из пластичных материалов. Сравнение свойств солёного теста, глины и пластилина. Анализ формы и вида изделия. |
||||
7 |
|
Народные промыслы. Хохлома. Техника папье-маше. Изделие: «Золотая хохлома». Технология создания хохломского растительного орнамента. Способы нанесения орнамента на объёмные изделия. |
||||
8 |
|
Народные промыслы. Городец. Изделие: «Городецкая роспись». Особенности создания городецкой росписи. Выполнение аппликации из бумаги. |
||||
9 |
|
Народные промыслы. Дымка. Изделие: «Дымковская игрушка». Особенности создания дымковской игрушки. Закрепление навыков работы с пластилином. Самостоятельное составление плана по изготовлению изделия. |
||||
10 |
|
Народные промыслы. Матрешка. Изделие: «Матрешка». История матрёшки. Работа резчика по дереву. Разные способы росписи матрёшек. Разметка деталей на ткани по шаблону. Соединение деталей из разных материалов при помощи клея. |
Обучающийся - научится подготавливать материалы к работе; - освоит приемы работы с материалами, пластилином, бумагой и картоном;
- познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью; - познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними; - научится пользоваться шаблоном для разметки изделия;
Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться планировать, осуществлять и оценивать результаты совместной групповой проектной работы |
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений; -обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; -понимать важность коллективной работы; -контролировать свои действия при совместной работе; -допускать существование различных точек зрения; -договариваться с партнерами и приходить к общему решению.
|
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
-проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. -положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; -знать о причины успеха в предметно-практической деятельности;
-ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; -знать основные моральные нормы поведения; -соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
|
11 |
|
Выполнение деревенского пейзажа в технике рельефной картины. Изделие: пейзаж «Деревня». Закрепление работа с пластилином. Приём получения новых оттенков пластилина.
|
||||
12 |
|
Домашние животные и птицы. Конструирование из бумаги. Практическая работа: «Домашние животные» Изделие: «Лошадка». Значение лошади в жизни человека. Уход за лошадьми. Создание движущейся конструкции. Разметка по шаблону, раскрой. Подвижное соединение деталей. |
||||
13 |
|
Домашние животные и птицы. Изделие: «Курочка из крупы». Работа с природными материалами. Пшено, фасоль, семена. Свойства природных материалов. Приём нанесения разметки при помощи кальки. |
||||
14 |
|
Проект «Деревенский двор». Изготовление объёмных изделий на основе развёртки. Групповая работа. Распределение обязанностей в группе. |
||||
15 |
|
Новый год. Изделие: «Елочные игрушки из яиц». История возникновения ёлочных игрушек. Традиции празднования Нового года. Симметричные фигуры. Приёмы изготовления изделия из яичной скорлупы. Создание разных изделий по одной технологии. |
Обучающийся - научится подготавливать природные материалы к работе; - освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном; Обучающийся - научится подготавливать материалы к работе; - освоит приемы работы с пластилином, бумагой и картоном; - познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью;
Обучающийся - научится подготавливать природные материалы к работе; - освоит приемы работы с природными материалами, пластилином, бумагой и картоном; Обучающийся - научится подготавливать материалы к работе; - освоит приемы работы с пластилином, бумагой и картоном; - познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью;
Обучающийся - научится подготавливать материалы к работе; - освоит приемы работы с тканью и нитками. познакомится с профессиями, связанными с практической предметной деятельностью; - познакомится с видами и свойствами материалов, правилами безопасной работы с ними; пользоваться шаблоном для разметки изделия;
|
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. -отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. -понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; -обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;
-определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. -обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -допускать существование различных точек зрения; -договариваться с партнерами и приходить к общему решени
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; -ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. -обобщать - выделять класс объектов по заданному признаку. -участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; -договариваться с партнерами и приходить к общему решению. |
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». -проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. -испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;
-называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; -соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
-ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». -проявлять уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям. -ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; -проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; -в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
|
16 |
|
Строительство. Изделие: «Изба». Техника полуобъёмная пластика. Особенности разметки деталей сгибанием и предания им объёма ,скручивание с помощью карандаша. Особенности деревянного зодчества. Конструкция русской избы. |
||||
17 |
|
В доме. Работа с нитками и бумагой. Изделие: «Домовой». Практическая работа: «Наш дом». Традиция оформления русской избы. Правила работы с циркулем. Изготовление помпона и игрушки на основе помпона. |
||||
18 |
|
В доме. Проект «Убранство избы». Работа с пластичными материалами (пластилин, глина). Изделие: «Русская печь». Убранство русской избы. Значение печи в быту. Устройство печи. Сравнение печей разных регионов РФ. Изготовление модели печи из пластичных материалов. Самостоятельное составление плана по иллюстрации. |
||||
19 |
|
Ткачество. Изделие: «Коврик». Украшение дома ткаными изделиями. Знакомство со структурой ткани. Изготовление модели ковра, освоение способа переплетения полосок бумаги. |
||||
20 |
|
Мебель. Изделие: «Стол и скамья». Конструкции стола и скамейки. Конструирование мебели из картона. Завершение проекта и создание композиции «Убранство избы». |
||||
21 |
|
Народный костюм. Работа с нитками и и картоном. Изделие: «Русская красавица». Национальные костюмы разных народов и особенности их украшения. Виды, свойства и состав тканей. Освоение приёмов плетения в три нити. |
||||
22 |
|
Народный костюм. Создание национального костюма. Изделие: «Костюмы для Ани и Вани». Элементы мужского и женского костюмов. Знакомство с правилами разметки ткани (по шаблону). Создание выкроек. |
||||
23 |
|
Работа с ткаными материалами. Изделие: «Кошелек». Технология выполнения строчки косых стежков. Разметка ткани по шаблону, выкройка. Правила работы с иглой, правила т/б при шитье. |
||||
24 |
|
Вышивка. Виды швов и стежков для вышивания. Изделие: «Тамбурные стежки. Салфетка». Способ оформления изделий вышивкой. Технология выполнения тамбурных стежков. Использование литературного текста для получения информации. |
||||
Человек и вода. (3 ч) |
||||||
25 |
|
Рыболовство. Техника «изонить». Изделие: композиция «Золотая рыбка». Вода и её роль в жизни человека. Приспособление для рыболовства. Рациональное размещение материалов и инструментов на рабочем столе. |
Обучающийся научится - выращивать растения из семян и ухаживать за комнатными растениями; - выполнять макет и модель изделия из различных материалов; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности. |
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
|
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; -знать основные моральные нормы поведения; -соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
|
|
26 |
|
Композиция из природных материалов. Проект «Аквариум». Изделие: «Аквариум». Аквариум и аквариумные рыбки, их виды. Соотнесение формы, цвета и фактуры природных материалов с реальными объектами. |
||||
27 |
|
Полуобъёмная аппликация. Изделие: «Русалка». Знакомство со сказочными морскими персонажами. Использование литературных текстов для презентации изделия. |
||||
Человек и воздух. (3 ч) |
||||||
28 |
|
Техника «Оригами». Изделие: «Птица счастья». Значение символа птицы в культуре. Оберег. Способы работы с бумагой. Сгибание, складывание.
|
Обучающийся научится - выполнять макет и модель изделия из различных материалов; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты проектной деятельности. |
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
|
-положительное относиться к занятиям предметно-практической деятельностью; -ориентироваться на оценку результатов собственной деятельностью; -проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности основные моральные нормы поведения; -соблюдать гигиену учебного труда и уметь организовать рабочее место;
|
|
29 |
|
Использование ветра. Работа с бумагой. Изделие: «Ветряная мельница». Использование силы ветра человеком. Изготовление объёмной модели мельницы на основе развёртки. Самостоятельное составление плана работы. |
||||
30 |
|
Использование ветра. Работа с фольгой Изделие: «Флюгер». Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Свойства фольги. Соединение деталей при помощи скрепки. |
||||
Человек и информация (3ч.) |
||||||
31 |
|
Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма». История книгопечатания. Способы создания книги. Значения книги для человека. Оформление разных видов книг. Выполнение чертежей. Правила разметки по линейке. |
Обучающийся научится - кодировать и шифровать информацию; -графически обозначать безопасный маршрут. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить нужную информацию в Интернете и других справочных пособиях.
|
-определять и формулировать цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. -понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; -с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; -использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д. ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
|
-оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
|
|
32
33 |
|
Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете». Способы поиска информации.
Поиск информации в Интернете. Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете». Правила набора текста.
|
||||
Заключительный урок. (1 ч) |
||||||
34 |
|
Организация выставки изделий. Презентация изделий. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.