Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора по УР
___________ Шпак М.Е.
«___»_________ 2020 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Топографическое черчение
Специальность: |
21.02.13 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых |
Форма обучения: |
Очная |
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2020 г.
председатель методсовета
______________ /Шпак М.Е./
Бодайбо 2020 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО, утверждённого приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 года №494 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник - геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина О. А., преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
8 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
8 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Топографическое черчение
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена):
1.1. 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация горный техник – геолог
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышение квалификации и переподготовка) и профессиональной подготовке по рабочим профессиям 19638 Шлифовщик горных пород, 17391 Промывальщик геологических проб, 16292 Отборщик геологических проб. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональная дисциплина ОП.01
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен:
знать:
- картографические шрифты;
- назначение, масштабы и типы аэрофотоснимков и космофотоснимков;
- содержание, назначение, масштабы и типы геологических карт и требования к их оформлению;
- правила и приемы выполнения графических работ геологической и геодезической документации;
- условные знаки топографических планов и геологической графики;
- формы залегания горных пород в земной коре и способы их изображения на геологических картах;
уметь:
- пользоваться чертежными материалами, принадлежностями и инструментами топографического черчения;
- читать и анализировать гидрогеологические и инженерно-геологические карты;
- составлять топографические, гидрогеологические и инженерно-геологические карты и разрезы;
- дешифрировать аэрофотоматериалы и космофотоматериалы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 228 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 152 часа;
самостоятельной работы обучающегося 76 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
228 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
152 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
76 |
в том числе: Рефераты по разделу.1 Внеаудиторная самостоятельная работа: работа с конспектом и учебной литературой для выполнения домашнего задания; решение задач. Рефераты по разделу .2 Рефераты по разделу .3
|
9
10
10 20 |
Итоговая аттестация за 1 и 2 семестр в форме дифференцированного зачета
|
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Тип урока |
Оснащение урока |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1 семестр |
|||||||
Раздел 1. Правила и приёмы топографического черчения |
20 |
|
|
|
|||
1-2 |
Тема 1.1. Чертежные материалы, инструменты и принадлежности |
Содержание учебного материала |
2
|
Усвоение новых знаний |
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья
|
||
1. |
Чертежные материалы (бумага, карандаши, тушь, краски), используемые в топографическом черчении; |
2 |
|||||
2. |
Чертежные инструменты и принадлежности, используемые в топографическом черчении; |
2 |
|||||
3. |
Хранение и исправление инструментов и принадлежностей для черчения; |
2 |
|||||
Лабораторная работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Чертежные материалы, инструменты и принадлежности |
2 |
|||||
3-4 |
Тема 1.2. Черчение карандашом |
Содержание учебного материала |
2 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Вычерчивать линии разной толщины от руки; |
2, 3 |
|||||
2 |
Вычерчивать линии с помощью линейки трафарета и других принадлежностей; |
2, 3 |
|||||
3 |
Чертёжные карандаши, подготовка их к работе; |
2, 3 |
|||||
4 |
Техника работы карандашом от руки; |
2, 3 |
|||||
5 |
Требования предъявляемые к качеству карандашного рисунка; |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Вычерчивание коротких прямых и кривых линий различной толщины карандашом, элементов рельефа. |
2 |
|||||
5-10 |
Тема 1.3. Черчение рейсфедером, циркулем, кронциркулем |
Содержание учебного материала |
6 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Исправление дефектов черчения. |
2, 3 |
|||||
2 |
Подготовка рейсфедера к работе. |
2, 3 |
|||||
3 |
Техника работы рейсфедером. |
2, 3 |
|||||
4 |
Техника работы циркулем и кронциркулем. |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графические работы |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Вычерчивание линий рейсфедером. Штриховка в одном направлении и в пересекающихся направлениях. Проведение пунктирных линий. Исправление дефектов черчения |
4 |
|||||
11-12 |
2 |
Вычерчивание окружностей разного диаметра циркулем, кронциркулем |
2 |
||||
13-14 |
Тема 1.4. Работа чертежным пером |
Содержание учебного материала |
2 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Выбор чертежного пера. |
2, 3 |
|||||
2 |
Требования к чертежному перу. |
2, 3 |
|||||
3 |
Заточка чертежных перьев. |
2, 3 |
|||||
4 |
Методика вычерчивания от руки пером прямых и кривых штрихов. |
2, 3 |
|||||
5 |
Методика вычерчивания горизонталей рельефа, элементов гидрографии. |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
|
Формирование умений и навыков |
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
|
|||
1 |
Вычерчивание чертёжным пером прямых и кривых штрихов, элементов рельефа. |
2 |
|||||
15-16 |
Тема 1.6. Работа цветными карандашами |
Содержание учебного материала |
2 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Техника растушевки заштрихованной поверхности |
2, 3 |
|||||
2 |
Техника растушевки в насыпку |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графические работы |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Выполнение окраски площадей цветными карандашами методами растушевки заштрихованной поверхности и растушевки в насыпку |
2 |
|||||
17-18 |
Тема 1.6. Работа акварельными красками |
Содержание учебного материала |
6 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Подготовка красящего раствора. |
2, 3 |
|||||
2 |
Подготовка бумаги к окрашиванию. |
2, 3 |
|||||
3 |
Техника работы кистью. |
2, 3 |
|||||
4 |
Окрашивание площадей. |
2, 3 |
|||||
5 |
Исправление дефектов красочных работ. |
2, 3 |
|||||
|
Технические условия при вычерчивании геологических карт |
2, 3 |
|||||
|
Основные цвета раскраски геохронологической шкалы |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графические работы |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Выполнение окраски площадей методом лессировки. Ступенчатая окраска. |
2 |
|||||
19-20 |
2 |
Вычерчивание и окраска геохронологической шкалы |
4 |
||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1. Работа с учебной литературой, методическим пособием по выполнению лабораторных работ для выполнения домашнего задания Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное усвоение |
9 |
|
|||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Вычерчивание шкалы толщин карандашом. Вычерчивание шкалы толщин рейсфедером. Вычерчивание окружностей радиусом 1, 3 и 5 мм. Вычерчивание элементов рельефа |
|
||||||
Раздел 2. Картографические шрифты |
26 |
|
|||||
21-26 |
Тема 2.1 Топографический полужирный (Т-132) |
Содержание учебного материала |
6 |
|
|||
1 |
Правила размещения подписей названий объектов на картах |
Усвоение новых знаний |
2, 3 |
||||
2 |
Требования к оформлению графических документов; |
2, 3 |
|||||
3 |
Классификация картографических шрифтов. Понятие об элементах букв. |
2, 3 |
|||||
4 |
Применение шрифта Т-132. |
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
2, 3 |
||||
5 |
Особенности построения шрифта Т-132. |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Вычерчивание заглавных букв, цифр и строчных букв топографическим полужирным шрифтом Т-132. |
6 |
|||||
27-32 |
Тема 2.2. Рубленый широкий полужирный шрифт (Р-152) |
Содержание учебного материала |
6 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Применение шрифта Р-152. |
2, 3 |
|||||
2 |
Особенности построения шрифта Р-152. |
2, 3 |
|||||
3 |
Соотношение элементов заглавных и строчных букв, цифр. Вычерчивание слов и текста. |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Вычерчивание заглавных букв, цифр и строчных букв рубленным широким полужирным шрифтом Р-152 |
6 |
|||||
33-38 |
Тема 2.3. БСАМ курсив малоконтрастный (БМ-431)
|
Содержание учебного материала |
6 |
Усвоение новых знаний |
|||
|
Применение шрифта. |
2, 3 |
|||||
|
Особенности построения шрифта. |
2, 3 |
|||||
|
Соотношение элементов заглавных и строчных букв, цифр. Вычерчивание слов и текста. |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Вычерчивание надписей эр, периодов, эпох геохронологической шкалы курсивом малоконтрастным БМ-431 |
6 |
|||||
39-40 |
Тема 2.4. Вычислительный шрифт |
Содержание учебного материала |
2 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Скорописное письмо цифр и его назначение при топографических и геологических работах. |
2, 3 |
|||||
2 |
Методика написания букв и цифр вычислительного шрифта |
2, 3 |
|||||
3 |
Ведение журналов наблюдений, ведомостей вычислений |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Вычерчивание заглавных букв, цифр и строчных букв вычислительным шрифтом. |
2 |
|||||
41-46 |
Тема 2.5. Художественный шрифт |
Содержание учебного материала |
6 |
Усвоение новых знаний |
|||
1 |
Художественные шрифты, их применение. |
2, 3 |
|||||
2 |
Методика выполнения надписей художественными шрифтами. |
2, 3 |
|||||
3 |
Художественные рамки |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графическая работа |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1 |
Оформление титульного листа художественным шрифтом Контрольный тест |
6 |
|||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Работа с учебной литературой, методическим пособием по выполнению лабораторных работ для выполнения домашнего задания Изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельное усвоение |
13 |
|
|||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Выполнение надписей шрифтами Выполнение надписи наименования учебной организации Выполнение надписи автора вычерчиваемых работ Выполнение художественной рамки |
|
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
|||||
Раздел 3 Условные знаки для топографических, горных, гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов |
104 |
|
|||||
47-48 |
Тема 3.1. Вычерчивание топографических планов |
Содержание |
38 |
|
|||
1. |
понятие об условном знаке и его назначение; |
Усвоение новых знаний |
2, 3 |
||||
2. |
виды условных знаков, таблицы условных знаков; |
2, 3 |
|||||
3. |
методика построения и вычерчивания условных знаков для топографических планов |
2, 3 |
|||||
4. |
способы выполнения условных знаков |
2, 3 |
|||||
Лабораторно-графические работы |
Формирование умений и навыков |
|
|||||
1. |
Опорные геодезические пункты. Вычерчивание условных знаков пунктов ГГС, опорных пунктов местного значения, астрономических пунктов, нивелирных реперов, ориентирных пунктов. |
2 |
|||||
49-50 |
2. |
Строения здания и их части. Вычерчивание построек городского и сельского типа, огнестойких и не огнестойких, жилых и нежилых, строящихся зданий, монументов, сооружений. |
2 |
||||
51-54 |
3. |
Объекты промышленности и связи. Вычерчивание условных знаков зданий фабрик, заводов с трубами и без труб, вышек нефтяных. Склады угля, торфа, песка. Линии электропередач. Вычерчивание условных знаков опор деревянных и металлических, будок трансформаторных, линий электропередач высокого и низкого напряжения на столбах и на фермах. |
4 |
||||
55-56 |
4. |
Железные дороги и сооружения при них. Вычерчивание условных знаков железных дорог и сооружений при них. |
2 |
||||
57-58 |
5. |
Автомобильные и грунтовые дороги, тропы. Вычерчивание условных знаков автомагистралей, шоссе, автомобильных дорог без покрытия, зимних дорог и троп. |
2 |
||||
59-62 |
6. |
Гидрография. Вычерчивание условных знаков линий береговых, отметок урезов воды и их надписей, глубин водоемов, рек и ручьев, характеристик водоемов, водопадов на реках, плотин земляных, колодцев. |
4 |
||||
63-66 |
7. |
Мосты и переправы. Вычерчивание условных знаков мостов металлических, каменных и бетонных, однопролетных и многопролетных. Мостов пешеходных, висячих. Паромов механических, несамоходных, лодочных. Бродов и их характеристик. |
4 |
||||
67-68 |
8. |
Рельеф. Вычерчивание условных знаков горизонталей основных и дополнительных, вспомогательных, бергштрихов. Отметок высот, обрывов земляных, западины, вымочки, пятна развевания, камни ориентиры. Осыпи, наледи, обрывы. |
2 |
Формирование умений и навыков |
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
||
69-70- |
9. |
Растительность. Вычерчивание условных знаков контуров растительности, характеристик лесных древостоев, просек в лесу, буреломов и ветроломов, горелых участок леса. Полосы лесных насаждений, отдельно стоящие деревья, кустарниковая растительность, растительность моховая, ягодники, пашни, огороды. |
2 |
||||
71-72 |
10. |
Грунты. Болота. Солончаки. Вычерчивание условных знаков песков ровных и неровных, поверхностей гравийных, глинистых, кочковатых. Болота проходимые и непроходимые. Солончаки проходимые и непроходимые. |
2 |
||||
73-74 |
11. |
Границы и ограждения. Вычерчивание условных знаков оград каменных, железобетонных и металлических, заборов деревянных. Границы государственные, областные и краевые. |
2 |
||||
75-80 |
12. |
Вычерчивания части листа топографической карта масштаба 1:25000. Снятие копии части плана карандашом на копировальном столе, производится окраска водной поверхности, автострад и шоссейных дорог с покрытием. Вычерчивание тушью внутренней рамки плана, опорных геодезических пунктов, гидрографии, населенных пунктов, путей сообщения линий электропередач, трубопроводов, почвенно-растительного покрова, элементов рельефа. Вычерчивание координатной сетки, внешней рамки. |
6 |
||||
2 семестр |
|||||||
1-4 |
|
12. |
Вычерчивания части листа топографической карта масштаба 1:25000. Снятие копии части плана карандашом на копировальном столе, производится окраска водной поверхности, автострад и шоссейных дорог с покрытием. Вычерчивание тушью внутренней рамки плана, опорных геодезических пунктов, гидрографии, населенных пунктов, путей сообщения линий электропередач, трубопроводов, почвенно-растительного покрова, элементов рельефа. Вычерчивание координатной сетки, внешней рамки. |
4 |
Формирование умений и навыков |
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
|
5-10 |
Тема 3.2. Вычерчивание гидрогеологических и инженерно-геологических карт и разрезов |
Содержание |
48 |
|
|
||
1 |
содержание геологической документации. |
|
Усвоение новых знаний |
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
2,3 |
||
2 |
стандарты на горную графическую документацию ГОСТ 2.857-75; |
|
2,3 |
||||
Лабораторно-графические работы |
|
Формирование умений и навыков |
|
||||
1 |
Изображение выходов полезных ископаемых и горных пород на земную поверхность, формы тел полезных ископаемых и качества полезных ископаемых |
6 |
|||||
11-14 |
2 |
Изображение структурных и тектонических элементов |
4 |
||||
15-16 |
3 |
Изображение структуры и текстуры горных пород |
2 |
||||
17-18 |
4 |
Изображение элементов гидрогеологии |
2 |
||||
19-22 |
5 |
Условные и буквенные обозначения минералов |
4 |
||||
23-26 |
6 |
Условное изображение основных групп магматических горных пород |
4 |
||||
27-30 |
7 |
Изображение обломочных рыхлых пород |
4 |
||||
31-32 |
8 |
Изображение карбонатных и углистых пород |
2 |
||||
33-36 |
9 |
Изображение метаморфических пород |
4 |
||||
37-40 |
Тема 3.3. Вычерчивание горных планов |
Содержание |
18 |
|
|||
1. |
содержание горной графической документации. |
|
Усвоение новых знаний |
2,3 |
|||
2. |
стандарты на горную графическую документацию ГОСТ 2.851-75; 2.856-75; |
|
2,3 |
||||
3. |
методика вычерчивания условных обозначений для горной документации; |
|
2,3 |
||||
Лабораторно-графические работы |
|
Формирование умений и навыков |
|
||||
1. |
Изображение скважин и разведочных выработок. |
4 |
|||||
41-42 |
2 |
Границы. Вычерчивание условных обозначений границ горных и земельных отводов, территории, подработанной горными работами, опасной зоны горящих отвалов, выработанного пространства за год технической границы. |
2 |
||||
43-46 |
3 |
Целики. Опасные очаги. Вычерчивание условных обозначений границ барьерных и предохранительных целиков, охраняемых участков, мест горного удара и внезапного выброса газа, оползни, обвалы, площади затопления участка разработки. |
4 |
||||
47-48 |
4 |
Капитальные, подготовительные и очистные горные выработки. Вычерчивание условных обозначений капитальных, подготовительных и очистных горных выработок. |
2 |
||||
49-52 |
5 |
Вычерчивание условных обозначений выработок на открытых разработках. |
4 |
||||
53-54 |
6 |
Вычерчивание условных обозначений оборудования в горных выработках |
2 |
||||
55-62 |
|
7 |
Вычерчивание геологического разреза |
8 |
|
||
63-70 |
|
8 |
Вычерчивание геологической карты |
8 |
|
Учебно-практическое пособие, чертежная бумага, карандаш, тушь, перья |
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 Подготовка к графическим и лабораторно-практическим занятиям с использованием методических рекомендаций; Оформление отчетов по лабораторно-практическим и графическим занятиям |
53 |
|
|||||
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Оформление геологических карт и разрезов Выполнение надписей названия групп условных знаков. Размножение чертежей. |
|
||||||
71-72 |
Дифференцированный зачет |
2 |
Контроль знаний, умений |
||||
|
Всего: |
152 |
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории: маркшейдерское дело.
Оборудование учебной лаборатории маркшейдерское дело:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточные материалы;
- комплект учебно-методической документации;
- модели, макеты, карты, схемы, планы участков, чертежи, плакаты
- геологическая документация;
Технические средства обучения:
- АРМ преподавателя;
- мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Условные знаки для топографических планов масштабов: 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500, ФГУП «Картгеоцентр», М., 2005.
2. Лебедев П.Е. Топографическое черчение, М. «Недра», 1987.
3. ГОСТ 2.857-75. Межгосударственный стандарт. Горная графическая документация. Обозначения условные полезных ископаемых, горных пород и условий их залегания. – Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/ntdpdf/567403/gornaya_graficheskaya_dokumentatsiya_oboznacheniya_uslovnye_poleznykh_iskop.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
Дополнительные источники:
1. Лебедев К.М. Топографическое черчение, М. «Недра», 1981.
2. Нестерова И.В.Картографическое черчение. 2часть «Картографические шрифты и надписи на географических картах». – Издательство Саратовского государственного университета, 2008.
3. Картавцева Е.Н. Картография Учебное пособие. - Издательство ТГ АСУ, 2010.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
историю развития горной промышленности и маркшейдерии; |
- экспертная оценка реферата -опрос |
этапы становления маркшейдерии в нашей стране; |
- экспертная оценка реферата -опрос |
связь между маркшейдерией и другими научными дисциплинами; |
- экспертная оценка реферата -опрос |
масштабы; |
-оценка решения задач -опрос |
способы измерения углов, линии и площадей на плане; |
-оценка решения задач -опрос |
способы производства простейших измерений на местности. |
- экспертная оценка реферата -оценка решения задач -опрос |
Результаты переносятся из паспорта примерной программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по примерной программе учебной дисциплины.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.