Министерство образования и науки Хабаровского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский дорожно-строительный техникум»
Утверждаю
Заместитель директора КГБ ПОУ ХДСТ
по учебной работе
_________ Г.П. Обувалова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной дисциплины
ОУП.10 Обществознание
для программ подготовки специалистов среднего звена
23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте
23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигательных систем и агрегатов автомобилей
23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных и строительных машин и оборудования
2024 г.
Рабочая учебная программа общеобразовательной дисциплины Обществознание разработана на основе:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего среднего образования (далее - ФГОС), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 651 от 02.08.2013 г. с изменениями и дополнениями от 13.07.2022 г.;
- примерной программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание» для профессиональных образовательных организаций, (2024 г. ФГБОУ ДПО ИРПО).
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский дорожно-строительный техникум-
(далее ХДСТ)
Разработчики:
Бурова А. М., преподаватель КГБ ПОУ ХДСТ
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании МК социально-гуманитарного цикла.
Протокол № от « 10 » сентября 2024 г.
Председатель МК естественно – научных дисциплин:
« » _________ 2024 г. ___________ /Медная Н.В./
680014, г. Хабаровск, ул. Восточное шоссе, д. 24
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание»
2. Структура и содержание
3. Условия реализации программы дисциплины
4. Контроль и оценка результата дисциплины
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Обществознание» является частью предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности, выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к предстоящему самоопределению.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР) и предметные результаты базового уровня (ПР б) в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования
Коды результатов |
Планируемые результаты освоения дисциплины включают |
ЛР 01 |
Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему |
ЛР 02 |
Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности |
ЛР 04 |
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 05 |
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности |
ЛР 06 |
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям |
ЛР 07 |
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ЛР 08 |
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей |
ЛР 09 |
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 10 |
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений |
ЛР 11 |
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков |
ЛР 12 |
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь |
ЛР 13 |
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
ЛР 14
|
Сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности |
ЛР 15 |
Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни |
МР 01 |
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях |
МР 02 |
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 03 |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
МР 04 |
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 05 |
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности |
МР 06 |
Умение определять назначение и функции различных социальных институтов |
МР 07 |
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
МР 08 |
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 |
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПР б 01 |
Сформированность знаний об (о): обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; |
ПР б 02 |
Умение характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; |
ПР б 03 |
Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук, умение различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; |
ПР б 04 |
Владение умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; |
ПР б 05 |
Связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; |
ПР б 06
|
Владение умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; |
ПР б 07 |
Владение умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; |
ПР б 08 |
Использование обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач; |
ПР б 09 |
Владение умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; |
ПР б 10 |
Готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; |
ПР б 11 |
Сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; |
ПР б 12 |
Владение умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан. |
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Код и наименование формируемых компетенций |
Планируемые результаты освоения дисциплины |
|
Общие
|
Дисциплинарные |
|
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
В части трудового воспитания: - готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; - готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; - интерес к различным сферам профессиональной деятельности, Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а) базовые логические действия: - самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; - устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения; - определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; - вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности; - развивать креативное мышление при решении жизненных проблем б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения; - анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; - уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности; - уметь интегрировать знания из разных предметных областей; - выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения; - способность их использования в познавательной и социальной практике. |
Сформировать знания об (о): - обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; - человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современнывх условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - экономике как науке и хозяйстве, роли государмства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; - мсистеме права и законодательства Российской федерации; - владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и не существенные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных пончятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценки социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложеных критериев; |
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: в) работа с информацией: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации; - оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам; - использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности. |
сформировать знания об (о): - особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; - владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет -ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; - сформированность навыков оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; - уметь определять связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование. |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях |
В области духовно-нравственного воспитания: -- сформированность нравственного сознания, этического поведения; - способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности; - осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; - ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России; Овладение универсальными регулятивными действиями: а) самоорганизация: - самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; - давать оценку новым ситуациям; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень; б) самоконтроль: использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; - уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению; в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность: внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей; - эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию; - социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты. |
сформировать знания об (о): - особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; - отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; - владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; - готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства. |
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; -овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: б) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; - принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным Овладение универсальными регулятивными действиями: г) принятие себя и других людей: - принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности; - признавать свое право и право других людей на ошибки; - развивать способность понимать мир с позиции другого человека. |
- использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении различных задач |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
В области эстетического воспитания: - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений; - способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; - убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества; - готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; Овладение универсальными коммуникативными действиями: а) общение: - осуществлять коммуникации во всех сферах жизни; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; - развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств. |
- владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; - владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев. |
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения |
- осознание обучающимися российской гражданской идентичности; - целенаправленное развитие внутренней позиции личности на основе духовнонравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы значимых ценностно-смысловых установок, антикоррупционного мировоззрения, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы; В части гражданского воспитания: - осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка; -принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей; - готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам; - готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях; - умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением; - готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности; патриотического воспитания: - сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России; - ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; - идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу; освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные); - способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности. |
1) сформировать знания об (о): обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии основных сфер и институтов; основах социальной динамики; особенностях процесса цифровизации и влиянии массовых коммуникаций на все сферы жизни общества; глобальных проблемах и вызовах современности; перспективах развития современного общества, в том числе тенденций развития Российской Федерации; человеке как субъекте общественных отношений и сознательной деятельности; особенностях социализации личности в современных условиях, сознании, познании и самосознании человека; особенностях профессиональной деятельности в области науки, культуры, экономической и финансовой сферах; значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли государства в экономике, в том числе государственной политики поддержки конкуренции и импортозамещения, особенностях рыночных отношений в современной экономике; роли государственного бюджета в реализации полномочий органов государственной власти, этапах бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных решений; социальных отношениях, направлениях социальной политики в Российской Федерации, в том числе поддержки семьи, государственной политики в сфере межнациональных отношений; структуре и функциях политической системы общества, направлениях государственной политики Российской Федерации; конституционном статусе и полномочиях органов государственной власти; системе прав человека и гражданина в Российской Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в Российской Федерации; правовом регулирования гражданских, семейных, трудовых, налоговых, образовательных, административных, уголовных общественных отношений; системе права и законодательства Российской Федерации; 2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства; 3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук, уметь различать существенные и несущественные признаки понятий, определять различные смыслы многозначных понятий, классифицировать используемые в социальных науках понятия и термины; использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений, для ориентации в социальных науках и при изложении собственных суждений и построении устных и письменных высказываний; 4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского общества; характеризовать функции социальных институтов; обосновывать иерархию нормативных правовых актов в системе российского законодательства; 5) связи социальных объектов и явлений с помощью различных знаковых систем; сформированность представлений о методах изучения социальных явлений и процессов, включая универсальные методы науки, а также специальные методы социального познания, в том числе социологические опросы, биографический метод, социальное прогнозирование; 6) владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, извлекать информацию из неадаптированных источников, вести целенаправленный поиск необходимых сведений, для восполнения недостающих звеньев, делать обоснованные выводы, различать отдельные компоненты в информационном сообщении, выделять факты, выводы, оценочные суждения, мнения; 7) владеть умениями проводить с опорой на полученные знания учебно-исследовательскую и проектную деятельность, представлять ее результаты в виде завершенных проектов, презентаций, творческих работ социальной и междисциплинарной направленности; готовить устные выступления и письменные работы (развернутые ответы, сочинения) по социальной проблематике, составлять сложный и тезисный план развернутых ответов, анализировать неадаптированные тексты на социальную тематику; 8) использовать обществоведческие знания для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей, реализации прав и осознанного выполнения обязанностей гражданина Российской Федерации, в том числе правомерного налогового поведения; ориентации в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; осознание значимости здорового образа жизни; роли непрерывного образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных задач; 9) владеть умениями формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности; конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; 10) готовность применять знания о финансах и бюджетном регулировании при пользовании финансовыми услугами и инструментами; использовать финансовую информацию для достижения личных финансовых целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом рисков и способов их снижения; сформированность гражданской ответственности в части уплаты налогов для развития общества и государства; 11) сформировать навыки оценивания социальной информации, в том числе поступающей по каналам сетевых коммуникаций, владение умением определять степень достоверности информации; владение умением соотносить различные оценки социальных явлений, содержащиеся в источниках информации, давать на основе полученных знаний правовую оценку действиям людей в модельных ситуациях; 12) владеть умением самостоятельно оценивать и принимать решения, выявлять с помощью полученных знаний наиболее эффективные способы противодействия коррупции; определять стратегии разрешения социальных и межличностных конфликтов; оценивать поведение людей и собственное поведение с точки зрения социальных норм, ценностей, экономической рациональности и финансовой грамотности; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения, осознавать опасность алкоголизма и наркомании, необходимость мер юридической ответственности, в том числе для несовершеннолетних граждан |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях |
В области экологического воспитания: - сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; - планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; - умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; - расширение опыта деятельности экологической направленности; - овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. |
- конкретизировать теоретические положения фактами социальной действительности, модельными ситуациями, примерами из личного социального опыта и фактами социальной действительности, в том числе по соблюдению правил здорового образа жизни; умение создавать типологии социальных процессов и явлений на основе предложенных критериев; - владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов, включая умения характеризовать взаимовлияние природы и общества, приводить примеры взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять причины и последствия преобразований в различных сферах жизни российского обществ. |
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
- наличие мотивации к обучению и личностному развитию; В области ценности научного познания: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире; - совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; - осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; Овладение универсальными учебными познавательными действиями: б) базовые исследовательские действия: - владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; - способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов; - формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями и методами; -осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в профессиональную среду. |
- владеть умениями применять полученные знания при анализе социальной информации, полученной из источников разного типа, включая официальные публикации на интернет-ресурсах государственных органов, нормативные правовые акты, государственные документы стратегического характера, публикации в средствах массовой информации; |
Формирование ПК |
||
23.02.01. Организация перевозок и управление на транспорте
|
||
ПК 1.3. Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса. |
Умение грамотно и четко формулировать мысли и идеи и отображать их в письменном виде. |
Пользуясь знаниями обществоведческого курса уметь оформлять и составлять документацию. |
ПК 2.2. Обеспечивать безопасность движения и решать профессиональные задачи посредством применения нормативно-правовых документов. |
Брать на себя ответственность за свою работу и работу своих коллег, понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы, составлять план действий, распределять роли. |
За счет работы с нормативно – правовыми актами на занятиях Обществознания, уметь решать профессиональные задачи, пользуясь Трудовым, Административным и гражданским кодексом. |
23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигательных систем и агрегатов автомобилей |
||
ПК 5.2. Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. |
Брать на себя ответственность за свою работу и работу своих коллег, понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы, составлять план действий, распределять роли. |
Уметь планировать бюджет, составлять статьи расходов и доходов. |
ПК 5.3. Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. |
Брать на себя ответственность за свою работу и работу своих коллег, понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы, составлять план действий, распределять роли. |
За счет работы с нормативно – правовыми актами на занятиях Обществознания, уметь решать профессиональные задачи, пользуясь Трудовым, Административным и гражданским кодексом. |
23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных и строительных машин и оборудования |
||
ПК 2.2. Контролировать качество выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; |
Брать на себя ответственность за свою работу и работу своих коллег, понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы, составлять план действий, распределять роли. |
За счет работы с нормативно – правовыми актами на занятиях Обществознания, уметь решать профессиональные задачи, пользуясь Трудовым, Административным и гражданским кодексом. |
ПК 2.4. Вести учетно-отчетную документацию по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования. |
Умение грамотно и четко формулировать мысли и идеи и отображать их в письменном виде. |
Пользуясь знаниями обществоведческого курса уметь оформлять и составлять документацию. |
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы |
Объём в часах |
Объём образовательной программы предмета |
74 |
в т.ч. |
|
Основное содержание |
72 |
в т.ч. |
|
теоретическое обучение |
62 |
практические занятия |
12 |
в т.ч. контрольные работы |
|
лабораторные занятия |
|
Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля) |
18 |
в т.ч. |
|
теоретическое обучение |
6 |
практические занятия |
12 |
лабораторные занятия |
|
самостоятельная работа |
2 |
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2 |
2.2. Тематический план и содержание предмета
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль |
Объем часов |
Формируемые компетенции |
1 |
2 |
|
4 |
Раздел 1. Человек в обществе |
9 |
||
Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества |
Основное содержание учебного материала |
3 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов. Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе |
1 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция. Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и ее противоречивые последствия Профессионально ориентированное содержание: Перспективы развития профессии «Автомеханик» в информационном обществе. Направления цифровизации в профессиональной деятельности «Организация перевозок». Воздействие глобальных проблем на профессиональную деятельность. Перспективы развития профессии «Бульдозерист» в информационном обществе |
2 |
||
Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность |
Основное содержание учебного материала |
4 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты) социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение. Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека |
2 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения Профессионально ориентированное содержание Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Учет особенностей характера в профессиональной деятельности. Межличностное общение и взаимодействие в профессиональном сообществе, его особенности. |
2 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
|
Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
В том числе практических занятий |
2 |
||
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Профессионально ориентированное содержание Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в профессиональной деятельности. |
2 |
||
Раздел 2. Духовная культура |
7 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
|
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества |
Основное содержание учебного материала |
1 |
|
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм |
1 |
||
|
|||
|
|||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
В том числе практических занятий |
2 |
||
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы |
|
||
Профессионально ориентированное содержание |
1 |
||
Роль и значение непрерывности образования |
|
||
Тема 2.3. Религия |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 03 |
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. |
|
||
Тема 2.4. Искусство |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 03 |
В том числе практических занятий |
2 |
||
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства |
2 |
||
Профессионально ориентированное содержание |
1 |
||
Образ профессии/ специальности «Бульдозерист», «Автомеханик» «Логист по перевозкам». |
|
||
Раздел 3. Социальная сфера |
7 |
||
Тема 3.1. Социальная структура общества. Положение личности в обществе |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 03 |
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации. Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе |
|
||
Профессионально ориентированное содержание |
1 |
||
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом коллективе. Возможности профессионального роста |
|
||
Тема 3.2. Семья в современном мире |
Основное содержание учебного материала |
1 |
ОК 01 ОК 03 |
В том числе практических занятий |
1 |
||
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям |
|
||
Тема 3.3. Этнические общности и нации |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 ОК 06 |
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации |
|
||
Тема 3.4. Социальные нормы и социальный контроль. Социальный конфликт и способы его разрешения |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 03 |
В том числе практических занятий |
2 |
||
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога, социального психолога. |
|
||
Профессионально ориентированное содержание |
1 |
||
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в конфликтной ситуации |
|
||
Раздел 4. Политическая сфера |
7 |
||
Тема 4.1. Политика и власть. Политическая система |
Основное содержание учебного материала |
3 |
ОК 01 ОК 03 |
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические институты. Политическая деятельность. Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система Российской Федерации на современном этапе Государство как основной институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм государства |
|
||
В том числе практических занятий |
2 |
ОК 01 ОК 03 |
|
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации по противодействию экстремизму |
|
||
Тема 4.2. Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники |
Основное содержание учебного материала |
4 |
|
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные идейно-политические течения современности. Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства |
|
ОК 01 ОК 03 |
|
В том числе практических занятий |
2 |
||
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в современной политической коммуникации Профессионально ориентированное содержание Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная деятельность в области защиты прав работника |
1 1 |
||
Раздел 5. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации |
18 |
||
Тема 5.1. Право в системе социальных норм |
Основное содержание учебного материала |
|
ОК 01 ОК 03 |
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации. Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского права. Правоотношения, их субъекты. Особенности правового статуса 29 несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции правоохранительных органов Российской Федерации |
|
||
В том числе практических занятий |
1 |
||
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности |
|
||
Тема 5.2. Основы конституционного права Российской Федерации |
Основное содержание учебного материала |
2 |
ОК 01 ОК 03 |
В том числе практических занятий |
1 |
||
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени |
|
||
Профессионально ориентированное содержание |
|
||
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени |
|
||
Тема 5.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений |
Основное содержание учебного материала |
5 |
ОК 01 ОК 03 |
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности трудовых правоотношений несовершеннолетних работников Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг |
|
||
В том числе практических занятий |
3 |
||
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность регулирования трудовых отношений в сфере «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». |
|
||
Тема 5.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношени. Экологическое законодательство |
Основное содержание учебного материала |
4 |
ОК 01 ОК 03 |
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и административная ответственность Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты права на благоприятную окружающую среду Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних |
|
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения |
|
||
Тема 5.5. Основы процессуального права |
Основное содержание учебного материала |
4 |
ОК 01 ОК 03 |
Конституционное судопроизводство Административный процесс. Судебное производство по делам об административных правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного процесса |
2 |
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство |
|
||
Раздел 6 Экономическая жизнь общества |
|
||
Тема 6.1. Экономика - основа жизнедеятельности общества |
Основное содержание учебного материала |
3 |
ОК 01 ОК 03 |
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов |
2 |
||
Профессионально ориентированное содержание |
|
||
Особенности разделения труда и специализации. |
1 |
||
Тема 6. 2. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты |
Основное содержание учебного материала |
5 |
ОК 06 ОК 09 |
Функционирование рынков. Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины, виды, последствия |
|
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения. Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Денежные агрегаты |
|
||
|
|||
Тема 6.3. Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя |
Основное содержание учебного материала |
5 |
ОК 03 ОК 04 |
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов. Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития общества |
|
||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Профессионально ориентированное содержание |
2 |
||
Возможности профессиональной переподготовки |
|
||
Тема 6.4. Предприятие в экономике |
Основное содержание учебного материала |
3 |
ОК 02 ОК 05 ОК 06 |
В том числе практических занятий |
3 |
||
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации Профессионально ориентированное содержание: Предпринимательская деятельность |
|
||
Тема 6.5. Экономика и государство |
Основное содержание учебного материала |
3 |
ОК 02 ОК 06 ОК 07 |
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации |
|
||
Тема 6.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика |
Основное содержание учебного материала |
3 |
ОК 02 ОК 05 ОК 09 |
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной торговле. Государственное регулирование внешней торговли |
|
||
В том числе практических занятий |
|
||
Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации. Собственное производство как средство устойчивого развития государства. |
|
||
Самостоятельная работа |
2 |
|
|
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) |
2 |
||
Всего |
74 |
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся. Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения. В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по обществознанию, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Обществознание» входят:
· наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
· информационно-коммуникационные средства;
· экранно-звуковые пособия;
· комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
· библиотечный фонд кабинета;
· рекомендованные мультимедийные пособия.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники
1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 319 с.
2. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой – 4-е изд., стер. — М. : Просвещение, 2022. — 334 с.
3. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 240 с.
4. Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М.: Изд-во «Академия», 2019. – 144 с.
Электронные издания (ресурсы)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru.
Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru.
ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450724
Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru.
Официальный сайт Правительства РФ. URL: http://www.government.ru
Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http://duma.gov.ru
Официальный сайт Совета Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru
Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации. URL: http://www.vsrf.ru.
Официальный сайт Правительства России. URL: http://www.government.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL:http://festival.1september.ru/
Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru
Официальный сайт Национальных проектов России. URL: https://национальныепроекты.рф
Федеральный портал «Российское образование». URL: https://www.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационных технологий в образовании». URL: http://window.edu.ru
Федеральный портал по финансовой грамотности. URL: https://vashifinancy.ru
5. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенции |
Раздел/Тема |
Тип оценочных мероприятия |
Раздел 1. Человек в обществе |
||
ОК 01 ОК 05 |
Тема 1.1. Общество и общественные отношения. Развитие общества |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 |
Тема 1.2. Биосоциальная природа человека и его деятельность |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 04 ОК 05 |
Тема 1.3. Познавательная деятельность человека. Научное познание |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
Раздел 2. Духовная культура |
||
ОК 03 ОК 05 ОК 06 |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 03 |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 05 ОК 06 |
Тема 2.3. Религия |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 01 ОК 05 |
Тема 2.4. Искусство |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
Раздел 3. Социальная сфера |
||
ОК 01 ОК 05 |
Тема 3.1. Социальная структура общества. Положение личности в обществе |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 05 ОК 06 |
Тема 3.2. Семья в современном мире |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 01 ОК 05 |
Тема 3.3. Этнические общности и нации |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 04 ОК 05 |
Тема 3.4. Социальные нормы и социальный контроль. Тема 3.5. Социальный конфликт и способы его разрешения |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
Тема 4. Политическая сфера |
||
ОК 05 ОК 06 |
Тема 4.1. Политика и власть. Политическая система |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 03 ОК 04 |
Тема 4.2. Политическая культура общества и личности. Политический процесс и его участники |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
Раздел 5. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации |
||
|
Тема 5.1. Право в системе социальных норм |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 06 ОК 07 |
Тема 5.2. Основы конституционного права Российской Федерации |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 05 ОК 06 |
Тема 5.3. Правовое регулирование гражданских, семейных, трудовых, образовательных правоотношений |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 06 ОК 09 |
Тема 5.4. Правовое регулирование налоговых, административных, уголовных правоотношений. Экологическое законодательство |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 06 ОК 09 |
Тема 5.5. Отрасли процессуального права |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
Раздел 6. Экономическая жизнь общества |
||
ОК 02 ОК 05 ОК 06 |
Тема 6. 1. Экономика - основа жизнедеятельности общества |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 06 ОК 09 |
Тема 6. 2. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 06 ОК 09 |
Тема 6. 3. Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 05 ОК 06 |
Тема 6. 4. Предприятие в экономике |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 05 ОК 06 |
Тема 6. 5. Экономика и государство |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 02 ОК 05 ОК 06 |
Тема 6. 6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика |
Устный опрос Познавательные задания · Задания- задачи Тестирование Самооценка и взаимооценка знаний /умений обучающихся |
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09 |
|
Выполнение заданий промежуточной аттестации |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.