Рабочая программа по учебному курсу Физика и астрономия
Оценка 4.6

Рабочая программа по учебному курсу Физика и астрономия

Оценка 4.6
Занимательные материалы +3
doc
астрономия +1
7 кл—8 кл
13.12.2021
Рабочая программа по учебному курсу Физика и астрономия
Рабочая программа рассчитана на 70 часов для внеурочных занятий по ФГОС для 8 класса.
8 кл внеур Физика и астрономия.doc

                                     Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Физика и астрономия»  составлена на основе нормативно-правовой базы:

-Закона РФ «Об образовании»;

-Устава школы;

-Основной программы основного общего образования МКОУ СОШ №2 им. Кешокова А.П. , с.п. Шалушка;

- учебным планом МКОУ СОШ №2 им . Кешокова А.П. с.п. Шалушка;

-локальным актом МКОУ СОШ №2  им . Кешокова А.П. с.п. Шалушка «Положение о разработке и утверждении рабочих программ отдельных предметов, курсов, дисциплин (модулей)»

- авторской программы Е.П. Левитана «Астрономия. 11 класс».  Составители: Коровин В.А., Орлов В.А. Москва, «Дрофа», 2016 г.

Описание места учебного предмета в учебном плане

            В соответствии с учебным планом МКОУ СОШ №2 им. Кешокова А.П. рабочая программа рассчитана на преподавание в 8 классе в объеме 35 ч. ( 1 час в неделю)

 Астрономия занимает особое место в системе естественнонаучных знаний, поскольку затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире. Наметившаяся тенденция исключения астрономии как отдельного предмета, её интеграция в курс физики, повышенный интерес лицеистов к изучению астрономии предполагает изучение предмета в рамках дополнительного образования.                                                                Особенностью программы является её практическая направленность. Основной упор делается на накоплении достаточного количества разнообразных наблюдений, на основе которых устанавливается их взаимосвязь, строится научная картина мира. Работа объединения не только знакомит учащихся со звёздным небом, но и помогает им лучше понять происходящие явления, что даёт возможность, при желании, производить систематические научные наблюдения.                                                          Программа внеурочных занятий «Астрономия» направлена на получение знаний учащихся по предмету астрономии, предназначена для учащихся 8-х классов. Курс разработан на основе существующих программ учебного предмета «Астрономия».

            Цель программы:

            Формировать у учащихся условия для устойчивого интереса к астрономии, «вооружить» детей знаниями о строении окружающего мира, всей Вселенной для объяснения явлений окружающего мира

   Задачи программы:

•          изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

•          изучить влияние небесных объектов на Землю;

•          повысить эрудицию и расширить кругозор учащихся;

•          развивать стремление к исследовательской деятельности;

•          развивать навыки самостоятельности;

•          развивать умение работать в коллективе, включаться в активную беседу по обсуждению увиденного, прослушанного, прочитанного;

 

 

 

 

               Планируемые результаты изучения курса

Результаты обучения представлены на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами обучения являются:

сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; 4

формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения являются:

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметными результатами обучения являются:

знание предмета изучения астрономии, астрономических приборов, строение Земли, строение Солнечной системы, название и расположение планет, условия их наблюдения, название основных спутников планет, строение Солнца, характеристики Солнца, физические условия Луны, основные созвездия и их положение на небе, Зодиакальные созвездия, строение галактик.

умение пользоваться телескопом, биноклем, картой звездного неба, астролябией, находить положение звезд, планет, созвездий на звездном небе, находить координаты звезд на карте звездного неба, объяснить причину движения небесных объектов, условия наступления затмений, падающих «звезд», отличать планеты от звезд на небе.

 

Содержание

1.         Земная наука о небесных телах.

Ознакомление с предметом астрономии, способами изучения, особенностями изучения. Знакомство со строением и принципом действия телескопа.

2.         Астрономия начинается с Земли.

Ранние представления о нашей Земле. Становление мировоззрения. Способы измерить форму и размеры Земли.

3.         Наши ближайшие соседи.

Солнечная система. Планеты и их спутники. Луна. Влияние Луны на Землю. Малые тела Солнечной системы.

4.         Солнце.

Что представляет из  себя Солнце. Откуда у нее столько тепла. Ближайшая звезда. Пятна и факелы на солнце. Вращение солнца и обращение вокруг центра Галактики.

5.         Звездное небо над головой.

Мифы о созвездиях.  Далеко ли до звезд. Звездное небо а различные времена года. Черные дыры и белые карлики.  Расстояние до звезд.

6.Это странное слово – галактика.

Начальные сведения о многообразии мира галактики.  Галактика Млечный путь. Строение Вселенной. Черные дыры и белые карлики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Название раздела

Кол-во часов

Форма организации образовательного процесса

Виды учебной деятельности

1

Земная наука о небесных телах

10

Лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы. Работа в малых группах.

Самостоятельная работа, уроки исследования, ролевые игры, обсуждение задания, доклады, составление рефератов.

Составление схем, таблиц, алгоритмов.

Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

2

Астрономия начинается с Земли

8

3

Наши ближайшие соседи

12

4

Солнце

6

5

Звездное небо над головой

8

6

Это странное слово – галактика

10

7

Практические занятия

6

8

Звездное небо над головой

10

9

Итого

70


                     

Календарно-тематический план.

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт

1-2

Что и зачем изучает астрономия? Особенности астрономических наблюдений.

2

 

 

 

3-4

Устройство и принцип действия телескопа. Роль телескопа в астрономических наблюдениях.

2

 

 

 

5-6

Древние и современные астрономические инструменты.

2

 

 

 

7-8

Земля в представлении древних. Птолемей и Коперник.

2

 

 

 

9-10

Птолемей и Коперник. Чья модель правильна? Законы Кеплера.

2

 

 

 

11-12

Они решили измерить Землю. Где верх и низ у  Земли

2

 

 

 

13-14

Наблюдение осеннего неба. Осенние созвездия.

2

 

 

 

15-16

Солнечная система-состав и особенности.

2

 

 

 

17-18

Земля – особенная планета. Почему на Земле есть жизнь?

2

 

 

 

19-20

Луна простая и загадочная. Наблюдение Луны в телескоп.

2

 

 

 

21-22

Метеориты, метеоры, кометы. Есть ли падающие звезды?

2

 

 

 

23-24

Планеты. Окольцованные планеты.

2

 

 

 

25-26

Астероиды: осколки или недостроенная планета?

2

 

 

 

27-28

 Астероиды: есть ли опасность  столкновения?

2

 

 

 

29-30

Наблюдение зимнего неба. Мифы о зимних созвездиях.

2

 

 

 

31-32

Солнце – звезда или божество. Что мы знаем о нем?

2

 

 

 

33-34

Пусть всегда будет Солнце.

2

 

 

 

35-36

Пятна и факелы на солнце.  Движение Солнце.

2

 

 

 

37-38

Мифы о созвездиях. Что на самом деле представляют собой созвездия.

2

 

 

 

39-40

Звездное небо в различные времена года. Почему оно меняется?

2

 

 

 

41-42

Далеко ли до звезд?

2

 

 

 

43-44

Измерение расстояний до звезд.

2

 

 

 

45-46

Что такое Млечный путь?

2

 

 

 

47-48

Много ли во Вселенной галактик?

2

 

 

 

49-50

Наблюдение весеннего неба. Весенние созвездия.

2

 

 

 

51-52

Подготовка празднования дня космонавтики.

2

 

 

 

53-54

 Планеты.

2

 

 

 

55-56

Летние созвездия.

2

 

 

 

57-58

Основные точки и линии небесной сферы.  Зодиак и эклиптика.

2

 

 

 

59-60

Древние и современные астрономические инструменты.

2

 

 

 

61-62

Открытие Ньютоном закона Всемирного тяготения.

2

 

 

 

63-64

Планеты Земной группы.  Наблюдения Венеры и Меркурия.

2

 

 

 

65-66

Планеты Гиганты. Наблюдения Юпитера и его спутников. Сравнение групп планет.

2

 

 

 

67-68

Черные дыры и белые карлики. Возраст Вселенной.

2

 

 

 

69-70

Повторение

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Дорожкин Н.Я. «Космос», ООО «Издательство Астрель», 2004

Перельман Я.И. «Занимательная астрономия», Д.. 1994

Шимбалов А. Атлас созвездий. М., 2005

Козлова Н.Д. Я иду на урок астрономии. М., 2001

 

 

 Перечень учебного оборудования для занятий
1.Глобус Земли физический.
2.Глобус Луны.
3. Модель планетной системы.
4. Карты движения планет.
5. Карта Луны.
6. Модель для демонстрации солнечных и лунных затмений.
7. Фотографии полярной области неба.
8.Карты звездного неба демонстрационные
9. Рисунки созвездий в мифах и легендах
10. Плакат «Смена дня и ночи»

11. Плакат «Смена времен года»

12. Настольная лампа

                                Компьютерные программы для занятий
Компьютерная программа «Маленький астроном»
Компьютерная программа «Дракоша и занимательная астрономия»
Мультимедийный диск "Открытая астрономия"
Аудио энциклопедия «Увлекательная астрономия», познавательная программа для детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа курса «Физика и астрономия» составлена на основе нормативно-правовой базы: -Закона

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Физика и астрономия» составлена на основе нормативно-правовой базы: -Закона

Планируемые результаты изучения курса

Планируемые результаты изучения курса

Луны, основные созвездия и их положение на небе,

Луны, основные созвездия и их положение на небе,

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Календарно-тематический план. № урока

Календарно-тематический план. № урока

Много ли во Вселенной галактик? 2 49-50

Много ли во Вселенной галактик? 2 49-50

Литература: Дорожкин Н.Я. «Космос»,

Литература: Дорожкин Н.Я. «Космос»,

Рабочая программа по учебному курсу Физика и астрономия

Рабочая программа по учебному курсу Физика и астрономия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2021