Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 1 класс

  • docx
  • 02.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа ИЗО (1класс).docx

Приложение к ООП НОО

 

 

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

 (МБОУ «СОШ № 18»)

 

 

 

Обсуждено

На заседании   МО

Руководитель МО______________

Протокол № 1 от

Принято

Педагогическим советом

Протокол №1

Утверждено

Директор МБОУ « Средняя

общеобразовательная школа№18»

_________УлитушкинаТ.А.

Приказ №

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

1 класс

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Программу составили:                                                                                        

                                                                                      Мягких Л.В., Бочкарёва З.В.,

                                                                                                  Маевская О.Г., Малушку Е.М.,

                                                                                    учителя начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Новокузнецкий городской округ, 2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.

 

Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.

Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.

Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.

Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.

Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).

На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов.

Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.

Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.

 

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех разделов в 1 классе обязательно.

При этом предусматривается возможность реализации этого курса при выделении на его изучение двух учебных часов в неделю за счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса. При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на практическую художественную деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

На изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел «Графика»

Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения. Разные виды линий.

Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.

Рисование с натуры: разные листья и их форма.

Представление о пропорциях: короткое — длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных). Графическое пятно

(ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.

 

Раздел «Живопись»

Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и

белая.

Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.

Эмоциональная выразительность цвета, способы выражение настроения в изображаемом сюжете.

Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.

Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника. Техника

монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.

 

Раздел «Скульптура»

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика, зайчика, птички и др.). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору

учителя с учётом местных промыслов).

Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами над- резания, закручивания, складывания.

Объёмная аппликация из бумаги и картона.

 

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).

Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности.

 Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации. Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

 

Раздел «Архитектура»

Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.

Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания

деталей; использование приёма симметрии.

Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

 

Раздел «Восприятие произведений искусства»

Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.

Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической

задачи наблюдения (установки).

Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.

Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова, М.

А. Врубеля и другие по выбору учителя).

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач — установок наблюдения. Ассоциации из

личного опыта учащихся и оценка эмоционального содержания произведений.

 

Раздел  «Азбука цифровой графики»

Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.

Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов: уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;

ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности; позитивный опыт участия

в творческой деятельности;

интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.

 

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

 

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно - творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.

 

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

 

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.

 

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

 

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение универсальными познавательными действиями

 Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции;

выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;

 сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;

находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;

 анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;

обобщать форму составной конструкции;

выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; абстрагировать образ

реальности при построении плоской композиции;

соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;

выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.

Базовые логические и исследовательские действия:

проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;

использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;

формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;

использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;

классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;

 классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;

ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

 

Работа с информацией:

 использовать электронные образовательные ресурсы;

уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;

выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;

самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;

 осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;

соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.

 

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями: понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;

вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;

находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;

демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;

признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;

взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.

 

3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:

внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;

соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.

Раздел «Графика»

Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.

Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.

Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.

Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.

Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.

Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.

Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.

Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.

Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного

в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).

 

Раздел «Живопись»

Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.

Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.

Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.

Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета. Вести творческую

работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.

 

Раздел «Скульптура»

Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (облака, камни, коряги, формы плодов и др.).

Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении. Овладевать первичными навыками бумагопластики — создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания и др.

 

Раздел «Декоративно-прикладное искусство»

Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.

Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.

Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).

Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.

Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла. Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.

 

Раздел «Архитектура»

Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.

Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.

Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.

Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.

 

Раздел «Восприятие произведений искусства»

Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.

Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.

Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).

Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.

Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В. М. Васнецова, М. А. Врубеля и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).

Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.

 

Раздел «Азбука цифровой графики»

Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.

Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов,  отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема/раздел

Кол-во академических часов, отвед-ых на освоение темы

 

Количество

оценочных процедур

 

ЭОР и ЦОР

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания

Раздел 1.  Восприятие произведений искусства

1.1

Восприятие детских

рисунков. Навыки восприятия произведений

детского творчества и

формирование зрительских умений.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Наблюдать, рассматривать,

анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета,

настроения. Объяснять расположение изображения на

листе и выбор вертикального или горизонтального формата.

Объяснять, какими

художественными материала- ми (карандашами, мелками, красками и т. д.) сделан рисунок. Рисовать, выполнить рисунок на простую, всем доступную тему, например

«Весёлое солнышко»,

карандашами или мелками.

Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.

1.2

Первые представления о

композиции: на уровне образного восприятия.

Представление о различных

художественных материалах.

1

0

1.3

Обсуждениесодержания рисунка.

1

0

Итого по разделу 1

3

 

Раздел 2. Графика

2.1

 

Линейный рисунок. Разные виды линий.

1

 

0

 

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Наблюдать и анализировать

характер линий в природе.

Создавать линейный рисунок упражнение на разный характер

линий. Выполнять с натуры

рисунок листа дерева.

Рассматривать и обсуждать

характер формы листа. Осваивать последовательность выполнения  рисунка. Приобретать опыт

обобщения видимой формы

предмета. Анализировать и

сравнивать соотношение частей, составляющих одно целое, рассматривать изображения животных с контрастными пропорциями. Приобретать опыт внимательного аналитического

наблюдения. Развивать навыки

рисования по представлению и воображению.

Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе.

2.2

Линии в природе. Ветки (по

фотографиям): тонкие — толстые, порывистые,

угловатые, плавные и др.

1

0

2.3

Графические материалы и их

особенности. Приёмы

рисования линией.

1

0

2.4

Рисунок с натуры: рисунок листьев разной формы

(треугольный, круглый, овальный, длинный).

1

0

2.5

Первичные навыки

определения пропорций и

понимания их значения. От одного пятна — «тела»,

меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

1

 

0

 

 

2.6

Пятно-силуэт. Превращение

случайного пятна в

изображение зверушки или

фантастического зверя. Развитие образного видения и способности целостного,

обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

1

0

 

2.7

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

1

0

Итого по разделу 2

7

 

Раздел 3. Живопись

3.1

Цвет как одно из главных средств выражения в

изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Осваивать навыки работы

гуашью в условиях школьного

урока. Знать три основных

цвета. Обсуждать

ассоциативные представления,

связанные с каждым цветом.

Экспериментировать,

исследовать возможности

смешения красок, наложения

цвета на цвет, размывания цвета в процессе работы над разно-цветным ковриком. Осознавать эмоциональное звучание цвета, то, что разный цвет «рассказывает» о разном

настроении — весёлом,

задумчивом, грустном и др.

Объяснять, как разное

настроение героев передано

художником в иллюстрациях.

Выполнить красками рисунок с

весёлым или грустным

настроением.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией;

применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.

3.2

Три основных цвета.

Ассоциативные представления,

связанные с каждым из цветов. Навыки смешения

красок и получения нового цвета.

1

0

3.3

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

1

0

3.4

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по

представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков. Развитие

навыков работы гуашью и навыков наблюдения.

1

0

3.5

Тематическая композиция

«Времена года». Контрастные

цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.

1

0

3.6

Техника монотипии.

Представления о симметрии.

Развитие ассоциативного воображения.

1

0

Итого по разделу 3

6

 

Раздел 4. Скульптура

4.1

Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, палочка.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Осваивать

первичные навыки лепки —

изображения в объёме. Лепить

из целого куска пластилина

мелких зверушек путём

вытягивания, вдавливания.

Овладевать первичными

навыками работы в объёмной

аппликации и коллаже.

Осваивать навыки объёмной

аппликации (например,

изображение птицы — хвост,

хохолок, крылья на основе

простых приёмов работы с

бумагой). Рассматривать и

характеризовать глиняные

игрушки известных народных

художественных промыслов.

Анализировать строение

формы, частей и пропорций

игрушки выбранного

промысла. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.

4.2

Лепка зверушек из цельной формы (черепашки, ёжика,

зайчика и т. д.). Приёмы вытягивания, вдавливания,

сгибания, скручивания.

1

0

4.3

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных

художественных промыслов

(дымковская, каргопольская

игрушки  или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

0

Итого по разделу 4

3

 

Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство

5.1

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий).

Эмоционально- эстетическое восприятие объектов

действительности.

Ассоциативное

сопоставление с

орнаментами в предметах

декоративно-прикладного искусства.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Приводить примеры и делать

ассоциативные сопоставления

с орнаментами в предметах

декоративно-прикладного искусства. Рассматривать и

характеризовать примеры

художественно выполненных

орнаментов. Определять в предложенных орнаментах мотивы изображения:

растительные, геометрические,

анималистические.

Рассматривать орнаменты в

круге, полосе, квадрате в

соответствии с оформляемой

предметной поверхностью. Применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор

соответствующих текстов для чтения.

5.2

Представления о

симметрии и наблюдение

её в природе.

Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

1

0

5.3

Узоры и орнаменты,

создаваемые людьми, и

разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные.

1

0

5.4

 

Декоративная композиция в круге или полосе. Орнамент,

характерный для игрушек одного из наиболее известных народных

художественных промыслов.

Дымковская, каргопольская

игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов.

1

 

0

5.5

Оригами  - создание игрушки

для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

1

0

 

5.6

Приёмы бумагопластики.

Сумка или упаковка и её декор.

1

0

Итого по разделу 5

6

 

Раздел 6. Архитектура

6.1

Наблюдение разнообразия

архитектурных построек в

окружающем мире по фотографиям, обсуждение их

особенностей и составных частей зданий.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Рассматривать и сравнивать

различные здания в

окружающем мире (по

фотографиям). Анализировать

и характеризовать особенности

и составные части

рассматриваемых зданий. Осваивать приёмы складывания объёмных

простых геометрических тел из бумаги (параллелепипед,

конус, пирамида) в качестве основы для домиков. Осваивать

приёмы склеивания деталей, симметричного надрезания, вырезания деталей и др., чтобы  получились крыши, окна, двери, лестницы для бумажных домиков. Макетировать в игровой форме пространство

сказочного городка (или

построить городок в виде объёмной аппликации) Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.

6.2

Освоение приёмов

конструирования из бумаги.

Складывание объёмных простых геометрических тел.

Овладение приёмами

склеивания деталей,

надрезания, вырезания деталей, использование приёмов симметрии.

1

0

6.3

Макетирование(или создание

аппликации) пространственной

среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

0

Итого по разделу

3

 

Раздел 7. Восприятие произведений искусства

7.1

Рассматривание

иллюстраций к детским книгам на основе

содержательных

установок учителя

в соответствии с изучаемой темой.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Приобретать опыт

эстетического наблюдения

природы на основе

эмоциональных впечатлений и с учётом визуальной установки.

Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся.

7.2

Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний

и творческих установок наблюдения.

1

0

7.3

Произведения И. ИЛевитана,

А. Г. Венецианова ,

И.И. Шишкина,

А.А. Пластова, К.Моне,

В. Ван Гога и других художников (по выбору учителя) по теме «Времена года»

1

0

Итого по разделу 7

3

 

Раздел 8. Азбука цифровой графики

8.1

Фотографирование мелких деталей природы,

запечатление на

фотографиях ярких

зрительных впечатлений.

1

0

Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

Приобретать опыт

фотографирования с целью

эстетического и

целенаправленного наблюдения природы. Приобретать опыт

обсуждения фотографий с точки зрения цели сделанного снимка, значимости его содержания, его композиции. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся.

8.2

Обсуждение в  условиях урока ученических

фотографий, соответствующих изучаемой теме.

1

0

Итого по разделу 8

2

 

Общее количество часов по программе

33

 

 

Календарно тематическое планирование

№п/п

Тема/раздел, название

Количество академических часов, отводимых на освоение темы урока

 

Количество

оценочных

процедур

ЭОР и ЦОР

Дата проведения

Раздел 1.  Восприятие произведений искусства  (3часа)

1

Восприятие детских рисунков. Навыки восприятия произведений

детского творчества и формирование зрительских умений.

1

 

 

01.09.22-09.09.22

2

Первые представления о композиции: на уровне образного

восприятия. Представление о различных художественных материалах.

1

 

 

11.09.22-16.09.22

3

Обсуждение  содержания рисунка

1

 

 

19.09.22-23.09.22

Раздел 2. Графика (7часов)

4

Линейный рисунок. Разные виды линий

 

 

 

26.09.22-30.09.22

5

Линии в природе. Ветки (по

фотографиям):тонкие — толстые,

порывистые, угловатые и плавные.

1

 

 

03.10.22-07.10.22

6

Графические материалы и их

особенности. Приёмы рисования линией.

1

 

 

10.10.22-14.10.22

7

Рисунок с натуры: рисунок листьев

разной формы(треугольный, круглый, овальный, длинный).

1

 

 

17.10.22-21.10.22

8

Первичные навыки определения

пропорций и понимания их

значения. От одного пятна — «тела», меняя пропорции «лап» и «шеи», получаем рисунки разных животных.

1

 

 

24.10.22-27.10.22

9

Пятно-силуэт. Превращение

случайного пятна в изображение зверушки или фантастического

зверя. Развитие образного видения и способности целостного, обобщённого видения. Пятно как основа графического изображения.

1

 

 

07.11.22-11.11.22

10

Тень как пример пятна. Теневой театр. Силуэт.

1

 

 

14.11.22-18.11.22

Раздел 3. Живопись (6часов)

11

Цвет как одно из главных средств

выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока.

1

 

 

21.11.22-25.11.22

12

Три основных цвета.

Ассоциативные представления,

связанные с каждым из цветов.

Навыки смешения красок и получения нового цвета.

1

 

 

28.11.22-02.12.22

13

Цвет как выражение настроения, душевного состояния.

1

 

 

05.12.22-09.12.22

14

Наш мир украшают цветы. Живописное изображение по

представлению и восприятию разных по цвету и формам

цветков. Развитие навыков работы гуашью и навыков наблюдения.

1

 

 

12.12.22-16.12.22

15

Тематическая композиция

«Времена года». Контрастные

цветовые состояния времён года. Работа гуашью, в технике аппликации или в смешанной технике.

1

 

 

19.12.22-23.12.22

16

Техника монотипии. Представления о симметрии.

Развитие ассоциативного воображения.

1

 

 

09.01.23-13.01.23

Раздел 4. Скульптура (3часа)

17

Изображение в объёме . Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, палочка.

1

 

 

16.01.23-20.01.23

18

Лепка зверушек из цельной формы

черепашки, ёжика, зайчика.

Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.

1

 

 

23.01.23-27.01.23

19

Лепка игрушки по мотивам одного из наиболее известных народных

художественных промыслов

(дымковская, каргопольская игрушки  или по выбору учителя с учётом местных промыслов).

1

 

 

30.01.23-03.02.23

Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство (6часов)

20

Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в

условиях урока на основе фотографий).

1

 

06.02.23-10.02.23

21

Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.

1

 

20.02.23-24.02.23

22

Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их

видов. Орнаменты геометрические и растительные.

1

 

27.02.23-03.03.23

23

Декоративная композиция в круге или полосе. Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных

художественных промыслов.

Дымковская, каргопольская

игрушка.

1

 

06.03.23-10.03.23

24

Оригами —создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.

1

 

13.03.23-17.03.23

25

Приёмы бумагопластики. Сумка или упаковка и её декор.

1

 

20.03.23-23.03.23

Раздел 6. Архитектура (3часа)

26

Наблюдение разнообразия

архитектурных построек в

окружающем мире по фотографиям, обсуждение их

особенностей и составных частей зданий.

1

 

03.04.23-07.04.23

27

Освоение приёмов конструирования из бумаги.

Складывание объёмных простых

геометрических тел, спользование приёмов симметрии.

1

 

10.04.23-14.04.23

28

Макетирование (или создание

аппликации) пространственной

среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.

1

 

17.04.23-21.04.23

Раздел 7. Восприятие произведений искусства (3часа)

29

Рассматривание иллюстраций к

детским книгам на основе

 изучаемой темы.

1

 

24.04.23-28.04.23

30

Художник и зритель. Освоение

зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих установок наблюдения.

1

 

01.05.23-05.05.23

31

Произведения  И. И.Левитана,

А. Г. Венецианова,  И.И.Шишкина,  А.А. Пластова,

К.Моне,  В. Ван Гога и других художников по теме «Времена года»

 

1

 

08.05.23-12.05.23

Раздел 8. Азбука цифровой графики (2чача)

32

Фотографирование мелких деталей природы, запечатление на

фотографиях ярких  зрительных впечатлений.

1

 

15.05.23-19.05.23

33

Обсуждение в условиях урока

ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.

1

 

22.05.23-25.05.23

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Изобразительное искусство. 1 класс/Неменская Л.А.; под редакцией Неменского Б.М.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Коллекции электронных образовательных ресурсов

Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру, единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).

 

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.