Приложение к ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
(МБОУ «СОШ № 18»)
Обсуждено На заседании МО Руководитель МО______________ Протокол № 1 от |
Принято Педагогическим советом Протокол №1 |
Утверждено Директор МБОУ « Средняя общеобразовательная школа№18» _________УлитушкинаТ.А. Приказ № |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литературное чтение»
1 класс
Программу составили:
Мягких Л.В., Бочкарева З.В,
Маевская О.Г, Малушку Е.М.
учителя начальных классов
Новокузнецкий городской округ
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.
«Литературное чтение» — один из ведущих предметов начальной школы, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников. Курс «Литературное чтение» призван ввести ребёнка в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие младшего школьника, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение» раскрывает следующие направления литературного образования младшего школьника: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность.
В основу отбора произведений положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия младшим школьником фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы; влияние прослушанного (прочитанного) произведения на эмоционально-эстетическое развитие обучающегося, на совершенствование его творческих способностей. При отборе произведений для слушания и чтения учитывались преемственные связи с дошкольным опытом знакомства с произведениями фольклора, художественными произведениями детской литературы, а также перспективы изучения предмета «Литература» в основной школе.
Важным принципом отбора содержания предмета «Литературное чтение» является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности младшего школьника, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начальной школы.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Освоение программы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русский язык» и 80 ч. предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамоте начинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебных недель, суммарно 132 часа.
Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения предмета
«Литературное чтение» станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
— формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
— достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития;
— осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека;
— первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества;
— овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий: прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общее представление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора (считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль, идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой; образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод, смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
— овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?). Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление на примере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г. Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто, Ю. И. Ермолаева, Р. С. Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.). Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А. Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака и др.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение, которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи в произведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение.
Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса.
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шести произведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать). Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народный фольклор. Загадки — средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.
Произведения о братьях наших меньших (трёх-четырёх авторов по выбору). Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений о взаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережного отношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою. Осознание
нравственно-этических понятий: любовь и забота о животных.
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одного автора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л. Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П. Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувство любви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей к матери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений). Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненном проявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими.
Библиографическая культура (работа с детской книгой). Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка, оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке.
Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно - нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике.
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
— осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
— бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
— ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора;
— овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач;
— потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей.
В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
— сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии;
— объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
— определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам;
— находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
— выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного
текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;
— формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
— выбирать источник получения информации;
— согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
— соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения.
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
— понимать ценность чтения для решения учебных задач и применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важности чтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта разных народов;
— владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие по объёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);
— читать наизусть с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, о родной природе в разные времена года;
— различать прозаическую (нестихотворную) и стихотворную речь;
— различать и называть отдельные жанры фольклора (устного народного творчества) и художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные и литературные), рассказы, стихотворения);
— понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения;
— владеть элементарными умениями анализа текста, прослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событий в произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные) героя, объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря;
— участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении от произведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор, герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответ примерами из текста;
— пересказывать (устно) содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план;
— читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения;
— составлять высказывания по содержанию произведения (не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;
— сочинять небольшие тексты по предложенному началу и др. (не менее 3 предложений);
— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;
— выбирать книги для самостоятельного чтения по совету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать о прочитанной книге по предложенному алгоритму;
— обращаться к справочной литературе для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема/раздел |
Количество академических часов, отводимых на освоение темы
|
ЭОР и ЦОР |
Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания |
|
||||
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ |
|
||||||||
Раздел 1. Развитие речи |
|
||||||||
|
1.1. |
Понимание текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении вслух |
5 |
Электронная форма учебника, библиотека РЭШ, Учи.ру Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru). |
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
|
||||
|
Итого по разделу: |
5 |
|||||||
|
Раздел 2. Слово и предложение |
||||||||
|
2.1. |
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение предложения. |
2
|
|
Установление доверительных отношений с обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе;
|
||||
|
2.2. |
Различение слова и обозначаемого им предмета. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. |
1
|
||||||
|
2.3. |
Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. Включение слов в предложение. |
1
|
||||||
|
2.4. |
Осознание единства звукового состава слова и его значения |
1
|
||||||
|
Итого по разделу: |
5
|
|||||||
|
Раздел 3. Чтение. Графика. |
||||||||
|
3.1. |
Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). |
5
|
|
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур, с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; |
||||
|
3.2. |
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. |
5
|
||||||
|
3.3. |
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. |
5
|
|
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур с целью поддержания мотивации обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; |
||||
|
3.4. |
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. |
5
|
||||||
|
3.5. |
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). |
5
|
||||||
|
3.6. |
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. |
5
|
||||||
|
3.7. |
Звук и буква. Буква как знак звука. Различение звука и буквы. |
5
|
||||||
|
3.8. |
Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. |
6
|
||||||
|
3.9. |
Овладение слоговым принципом русской графики. |
5
|
||||||
|
3.10. |
Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. |
6
|
||||||
|
3.11. |
Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. |
6
|
||||||
|
3.12. |
Функции букв е, ё, ю, я. |
3
|
||||||
|
3.13. |
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Разные способы обозначения буквами звука [й’]. |
3
|
|
|
||||
|
3.14. |
Функция букв ь и ъ. |
3
|
||||||
|
3.15. |
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв |
3
|
||||||
|
Итого по разделу: |
70 |
|||||||
|
Систематический курс |
||||||||
|
1.1. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) |
6
|
|
Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией; демонстрация обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности через подбор соответствующих текстов для чтения; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся; |
||||
|
1.2. |
Произведения о детях и для детей |
9
|
||||||
|
1.3. |
Произведения о родной природе |
6
|
||||||
|
1.4. |
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры |
4
|
||||||
|
1.5. |
Произведения о братьях наших меньших |
7
|
||||||
|
1.6. |
Произведения о маме |
3
|
||||||
|
1.7. |
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии |
4
|
||||||
|
1.8. |
Библиографическая культура (работа с детской книгой) |
1
|
||||||
|
Итого по разделу: |
40 |
|||||||
|
Резервное время |
12 |
|||||||
|
Общее количество часов по программе |
132 |
|||||||
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема /раздел, название |
Количество академических часов, отводимых на освоение темы |
Количество оценочных процедур |
Период изучения, дата |
1. |
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок. |
1 |
|
01.09.22-09.09.22 |
2. |
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по материалам собственных игр. |
1 |
|
|
3. |
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. |
1 |
|
|
4. |
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного текста. Понимание текста при его прослушивании. |
1 |
|
|
5. |
Развитие речи. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух. |
1 |
|
|
6. |
Слово и предложение. Различение слова и предложения. |
1 |
|
12.09.22-16.09.22 |
7. |
Слово и предложение. Различение слова и обозначаемого им предмета. |
1 |
|
|
8. |
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. |
1 |
|
|
9. |
Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Активизация и расширение словарного запаса. |
1 |
|
|
10. |
Слово и предложение. Включение слов в предложение. Осознание единства звукового состава слова и его значения |
1 |
|
19.09.22-.23.09.22 |
11. |
Фонетика. Звуки речи. |
1 |
|
|
12. |
Фонетика. Интонационное выделение звука в слове. |
1 |
|
|
13. |
Фонетика. Определение частотного звука в стихотворении. |
1 |
|
|
14. |
Фонетика. Называние слов с заданным звуком. |
1 |
|
26.09.22-30.09.22 |
15. |
Фонетика. Дифференциация близких по акустико- артикуляционным признакам звуков. |
1 |
|
|
16. |
Фонетика. Установление последовательности звуков в слове. |
1 |
|
|
17. |
Фонетика. Установление последовательности звуков в слове и количестве звуков. |
1 |
|
|
18. |
Фонетика. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. |
1 |
|
03.10.22-.07.10.22 |
19. |
Фонетика. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. |
1 |
|
|
20. |
Фонетика. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова. |
1 |
|
|
21. |
Фонетика. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели |
1 |
|
|
22. |
Фонетика. Особенность гласных звуков. |
1 |
|
10.10.22-.14.10.22 |
23. |
Фонетика. Особенность согласных звуков. |
1 |
|
|
24. |
Фонетика. Различение гласных и согласных звуков |
1 |
|
|
25. |
Фонетика. Определение места ударения |
1 |
|
|
26. |
Фонетика. Различение гласных ударных звуков |
1 |
|
17.10.22-21.10.22 |
27. |
Фонетика. Различение гласных безударных звуков. |
1 |
|
|
28. |
Фонетика. Различение гласных ударных и безударных. |
1 |
|
|
29. |
Фонетика , Ударный слог. |
1 |
|
|
30. |
Фонетика. Твёрдость согласных звуков как смыслоразличительная функция. |
1 |
|
24.10.22-27.10.22 |
31. |
Фонетика. Мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция |
1 |
|
|
32. |
Фонетика. Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. |
1 |
|
|
33. |
Фонетика. Различение твёрдых согласных звуков. |
1 |
|
|
34. |
Фонетика Различение твёрдых и мягких согласных звуков. |
1 |
|
07.11.22.-11.11.22 |
35. |
Фонетика Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков. |
1 |
|
|
36. |
Фонетика. Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»). |
1 |
|
|
37. |
Фонетика. Слог как минимальная произносительная единица. |
1 |
|
|
38. |
Фонетика. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) |
1 |
|
14.11.22-18.11.22 |
39. |
Фонетика. Определение количества слогов в слове. |
1 |
|
|
40. |
Фонетика. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) |
1 |
|
|
41. |
Графика (изучается параллельно разделом «Чтение») Звук и буква |
1 |
|
|
42. |
Графика Буква как знак звука. |
1 |
|
21.11.22-25.11.22 |
43. |
Различение звука и буквы. |
1 |
|
|
44. |
Буквы, обозначающие гласные звуки. |
1 |
|
|
45. |
Буквы, обозначающие согласные звуки. |
1 |
|
|
46. |
Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. |
1 |
|
28.11.22-02.12.22 |
47. |
Овладение слоговым принципом русской графики. |
1 |
|
|
48. |
Слоговой принцип русской графики. |
1 |
|
|
49. |
Буквы гласных как показатель твёрдости согласных звуков. |
1 |
|
|
50. |
Буквы гласных как показатель мягкости согласных звуков. |
1 |
|
05.12.22-09.11.22 |
51. |
Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. |
1 |
|
|
52. |
Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге |
1 |
|
|
53. |
Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука |
1 |
|
|
54. |
Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге, указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. |
1 |
|
12.12.22-16.12.22 |
55. |
Функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге: обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость предшествующего согласного. |
1 |
|
|
56. |
Функции букв е, ё, ю, я. |
1 |
|
|
57. |
Функции букв е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я в начале слов и после гласных в середине слов |
1 |
|
|
58. |
Функции букв е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов |
1 |
|
19.12.22-23.12.22 |
59. |
Мягкий знак |
1 |
|
|
60. |
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного |
1 |
|
|
61. |
Чтение. Формирование навыка слогового чтения |
1 |
|
|
62. |
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация гласный звук). |
1 |
|
09.01.23-13.01.23 |
63. |
Чтение. Плавное слоговое чтение |
1 |
|
|
64. |
Чтение. Чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. |
1 |
|
|
65. |
Чтение. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу. |
1 |
|
|
66. |
Чтение. Осознанное чтение слов. |
1 |
|
16.01.23-20.01.23 |
67. |
Чтение. Осознанное чтение словосочетаний. |
1 |
|
|
68. |
Чтение. Осознанное чтение предложений. |
1 |
|
|
69. |
Чтение. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. |
1 |
|
|
70. |
Чтение. Чтение с интонациями в соответствии со знаками препинания. |
1 |
|
23.01.23-27.01.23 |
71. |
Чтение. Чтение с паузами в соответствии со знаками препинания. |
1 |
|
|
72. |
Чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. |
1 |
|
|
73. |
Чтение. Развитие осознанности на материале небольших текстов и стихотворений. |
1 |
|
|
74. |
Чтение. Развитие выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. |
1 |
|
30.01.23-03.02.23 |
75. |
Чтение. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. |
1 |
|
|
76. |
Чтение. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). |
1 |
|
|
77. |
Чтение. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку |
1 |
|
|
78. |
Чтение. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при списывании |
1 |
|
06.02.23-10.02.23 |
79. |
Чтение. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании |
1 |
|
|
80. |
Чтение. Орфоэпическое чтение. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании |
1 |
|
|
81. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества. |
1 |
|
|
82. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). Реальность и волшебство в сказке. |
1 |
|
20.02.23-24.02.23 |
83. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская) Нравственные ценности идеи, традиции, быт, культура в русских народных и литературных (авторских) сказках |
1 |
|
|
84. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). Восприятие текста произведений художественной литературы и устного народного творчества. |
1 |
|
|
85. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). иллюстрациях. Герои сказочных произведений. |
1 |
|
|
86. |
Сказка народная (фольклорная) и литературная (авторская). Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочных произведений. |
1 |
|
27.02.23-03.03.23 |
87. |
Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общее представление). |
1 |
|
|
88. |
Произведения о детях и для детей Понятие «тема произведения» (общее представление). Главная мысль произведения: его основная идея |
1 |
|
|
89. |
Произведения о детях и для детей. Произведения одной темы. |
1 |
|
|
90. |
Произведения о детях и для детей Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, |
1 |
|
06.03.23-10.03.23 |
91. |
Произведения о детях и для детей Понятие «тема произведения» (общее представление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения: его основная идея (чему учит? Какие качества воспитывает?). |
1 |
|
|
92. |
Произведения о детях и для детей Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. |
1 |
|
|
93. |
Произведения о детях и для детей. Осознание нравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд |
1 |
|
|
94. |
Произведения о детях и для детей. Произведения одной темы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка |
1 |
|
13.03.23-17.03.23 |
95. |
Произведения о детях и для детей. Понимание заголовка произведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Подбор заголовков к различным текстам. |
1 |
|
|
96. |
Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтение поэтических произведений о природе. |
1 |
|
|
97. |
Произведения о родной природе. Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года, человек и природа; Родина, природа родного края. |
1 |
|
|
98. |
Произведения о родной природе. Роль интонации при выразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп, сила голоса |
1 |
|
20.03.23-24.03.23 |
99. |
Произведения о родной природе. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). |
1 |
|
|
100. |
Произведения о родной природе. Выразительное чтение поэзии. Роль интонации при выразительном чтении |
1 |
|
|
101. |
Произведения о родной природе. Иллюстрация к произведению как отражение эмоционального отклика на произведение. |
1 |
|
|
102. |
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка, загадка, пословица, их назначение |
1 |
|
03.04.23-07.04.23 |
103. |
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Особенности разных малых фольклорных жанров. |
1 |
|
|
104. |
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Выразительное чтение. |
1 |
|
|
105. |
Устное народное творчество — малые фольклорные жанры. Многообразие малых жанров устного народного творчества, их назначение, различение среди других произведений, примеры, образцы |
1 |
|
|
106. |
Произведения о братьях наших меньших. Животные — герои произведений. |
1 |
|
10.04.23-14.04.23 |
107. |
Произведения о братьях наших меньших. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. |
1 |
|
|
108. |
Произведения о братьях наших меньших. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. |
1 |
|
|
109. |
Произведения о братьях наших меньших. Авторское отношение к герою. |
1 |
|
|
110. |
Произведения о братьях наших меньших. Осознание нравственно- этических понятий: любовь и забота о животных |
1 |
|
17.04.23-21.04.23 |
111. |
Произведения о братьях наших меньших. Животные — герои произведений. |
1 |
|
|
112. |
Произведения о братьях наших меньших. Животные — герои произведений. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, их сравнение. |
1 |
|
|
113. |
Комплексная работа |
1 |
1 |
|
114. |
Произведения о маме. Осознание нравственно- этических понятий: чувство любви как привязанность, ответственности, проявление любви и заботы о родных людях |
1 |
|
24.04.23-28.04.23 |
115. |
Произведения о маме. Восприятие и самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме, папе, семье |
1 |
|
|
116. |
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии . |
1 |
|
|
117. |
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии . |
1 |
|
|
118. |
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. Создание сказок или вымышленных историй: цель, результат |
1 |
|
01.05.23-05.05.23 |
119. |
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии. Сочетание в произведении реалистических событий с необычными, сказочными, фантастическими. |
1 |
|
|
120. |
Библиографическая культура (работа детской книгой). Умение использовать тематический каталог при выборе книг в библиотеке |
1 |
|
|
121. |
О Родине, героические страницы истории. Тема поэтических произведений: Родина, природа родного края. Резервный час |
1 |
|
|
122. |
О Родине, героические страницы истории. Рассказы о малой родине. Резервный час |
1 |
|
08.05.23-12.05.23 |
123. |
О Родине, героические страницы истории. Отражение нравственной идеи в произведении. Резервный час |
1 |
|
|
124. |
Творчество великих поэтов и писателей. Герои произведений. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь, взаимоотношения с другими героями произведения. Резервный час |
1 |
|
|
125. |
Творчество великих поэтов и писателей. Герои произведений. Авторы, авторское отношение к героям произведения. Резервный час |
1 |
|
|
126. |
Творчество великих поэтов и писателей. Тема произведения, герои произведений. Отношение к героям произведениям. Резервный час |
1 |
|
15.05.23-19.05.23 |
127. |
Творчество великих поэтов и писателей. Особенности стихотворной речи, сравнение с прозаической: рифма, ритм (практическое ознакомление). Резервный час |
1 |
|
|
128. |
Творчество великих поэтов и писателей. Восприятие и самостоятельное чтение произведений на примере доступных произведений Резервный час |
1 |
|
|
129. |
По страницам любимых книг. Восприятие и самостоятельное чтение произведений о природе, Родине, семье Резервный час |
1 |
|
22.05.23-25.05.23 |
130. |
По страницам любимых книг. Роль интонации, темпа, тембра при выразительном чтении. Резервный час |
1 |
|
|
131. |
По страницам любимых книг. Резервный час Промежуточная контрольная работа за год |
1 |
|
|
132. |
Творчестве поэтов и писателей ХХ века. Умение рассказать о книге. Резервный час |
1 |
|
|
Общее количество часов по программе |
132 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и другие, Литературное чтение (в 2 частях). Учебник. 1класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Введите свой вариант:
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс: пособие для учителя/ С.В. Кутявина. - 6-е изд. - М.: ВАКО, 2020. - 432с.
http://www/uroki.net/ https://solnet.ee/ https://infourok.ru /
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Слоговые таблицы, портреты писателей, модели слов/предложений, условные обозначения (гласный звук, согласный звук, слог-слияние), сигнальные карточки (веера букв), плакат "Алфавит", лента букв.
Классная магнитная доска, мультимедийная аппаратура, колонки, компьютер.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.