|
|
|
Рабочая программа
по учебному предмету: математические
представления
5 класс
для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с множественными нарушениями развития
(вариант 2)
2020 год
Паспорт программы
Тип программы |
Общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию |
Статус программы |
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы областного государственного казённого общеобразовательного учреждения, а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011г., «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011г., «Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с. Рабочая программа ориентирована на учебно-методические комплекты, разработанные для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. ФГОС ОВЗ. |
Назначение программы |
Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в умеренной, тяжелой, глубокой степени и ТМНР. |
Категория обучающихся |
Учащиеся 5 класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) |
Срок освоения программы |
Срок освоения программы 1 учебный год. Пролонгированные сроки обучения составляются и рассчитываются по индивидуальному плану обучения. |
Объем учебного времени |
Рабочая программа по предметам в соответствии с учебным планом. |
Форма обучения |
Очная |
Режим уроков |
Фронтальный, индивидуальный, групповой, подгрупповой. |
Форма контроля |
Устный ответ, предметно-практическая деятельность. |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Учебный предмет включает разделы:
· пропедевтика
· нумерация
· геометрический материал
· арифметические действия
· арифметические задачи
· единицы измерения и их соотношения
Планируемые результаты обучения по итогам 5 класса
Планируемые личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
· знания правил поведения на уроке математические представления и следование им при организации образовательной деятельности;
· позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить задание хорошо (правильно);
· умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;
· навыки работы с учебником математики (под руководством учителя): нахождение в учебнике задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;
· понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать;
· умение принять оказываемую помощь при выполнении учебного задания;
· начальные навыки использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового труда;
· отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице;
· элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания).
Планируемые предметные результаты по окончанию 5 класса
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
Пропедевтика |
|
- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;
- умение сравнивать предметы по величине, размеру на глаз, наложением (с помощью учителя)
- увеличение и уменьшение количества предметов (с помощью учителя);
- определение положений предметов в пространстве, на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя);
- установление порядка следования предметов (с помощью учителя);
- овладение элементарными временными представлениями
|
- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;
- умение сравнивать предметы по величине, размеру на глаз, наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;
- умение увеличивать и уменьшать количества предметов;
- определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение;
- установление и называние порядка следования предметов;
- овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий окружающей жизни слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно
|
Геометрический материал |
|
- соотнесения плоскостных и объемных геометрических фигур с реальными предметами (с помощью учителя);
- рисование линий (прямая, кривая) (с помощью учителя;
- построение прямой линии (произвольной) с помощью линейки (с помощью учителя);
- измерение длины отрезка с использованием кубика, клеточки и т.п. (с помощью учителя); построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам, с помощью трафаретной линейки, по контуру (с помощью учителя) |
- различие плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;
- знание линий (прямая, кривая), умение их различать;
- построение прямой линии (произвольной, проходящей через одну, две точки), отрезка) с помощью линейки;
- измерение длины отрезка в сантиметрах с записью числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины;
- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку |
Нумерация |
|
- Проговаривание числового ряда в пределах 5 (с помощью учителя);
- откладывание чисел с использованием счетного материала (чисел 1-4 с помощью учителя);
-запись числа с помощью цифр (с помощью учителя);
- проговаривание числового ряда в пределах 4 (с помощью учителя);
- выполнение сравнения количества (с помощью учителя);
- разложение предметов на две части с опорой на показ на две части
|
- Знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; количественных числительных в пределах 10;
- откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала;
- умение прочитать запись числа в пределах 10; записать число с помощью цифр;
- знание числового ряда в пределах 4 в прямом и обратном порядке;
- осуществление счета предметов в пределах 4, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;
- выполнение сравнения чисел в пределах 4;
- знание состава чисел 2-4 из двух частей (чисел) |
Единицы измерения и их соотношения |
|
- прикладывание единиц измерения (мер) стоимости (1р., 1к.), времени (1 сут., 1 нед.) (с помощью учителя);
- называние монет (с помощью учителя);
- узнавание и глобальное чтение название, порядка дней недели (с помощью учителя) |
- знание названий величин (стоимости, длина, время) и их единиц измерения (мер);
- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 5 р.
- знание названий, порядка дней недели, количества суток в неделе |
Арифметические действия |
|
- Написание и проговаривание графических знаков арифметических действий сложения и вычитания (с помощью учителя);
- Иллюстрирование действия сложения и вычитания при выполнении операций с предметными совокупностями (с помощью учителя);
-составление математического выражения на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) с помощью учителя; |
- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+», «-»)
- понимание смысла сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями;
- понимание смысла математических отношений «больше на…», «меньше на…»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи; выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц; |
Арифметические задачи |
|
- умение иллюстрировать условия задачи (с помощью учителя);
- проигрывание простых арифметических задач, иллюстрирование содержание задачи (с помощью учителя);
|
- Понимание краткой записи арифметической задачи;
-выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на…», «меньше на…») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирование содержание задачи;
|
Основное содержание учебного предмета: 68часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели
Наименование разделов, тем программ |
Кол-во часов |
Геометрический материал |
|
Повторение: круг, квадрат. |
1 |
Повторение: треугольник, прямоугольник. |
1 |
Построение треугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки. |
1 |
Построение квадрата по точкам (вершинам) с помощью линейки. |
1 |
Построение прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки. |
1 |
Повторение: точка, линия |
1 |
Линия: прямая, кривая, их распознавание, называние, дифференциация. |
1 |
Изображение кривых линий на листке бумаги. |
1 |
Построение прямой линии через одну, две точки. |
1 |
Отрезок. Моделирование получение отрезка на основе практических действий с предметами. |
1 |
Получение отрезка как части прямой линии. |
1 |
Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки. Сравнение отрезков на глаз. |
1 |
Измерение длины отрезка с помощью мерки. |
1 |
Измерение длины предметов и отрезков с помощью линейки. |
1 |
Овал: распознавание, называние. |
1 |
Дифференциация круга и овала. |
1 |
Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал). |
1 |
Повторение: шар и куб |
1 |
Брус: распознавание, называние. |
1 |
Дифференциация прямоугольника и бруса. |
1 |
Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром, кубом и брусом. |
1 |
Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы, разной формы. |
1 |
Единицы измерения и их соотношения |
|
Повторение. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. |
1 |
Повторение. Неделя. Название дней недели. |
1 |
Давно-недавно |
1 |
Повторение. Мера стоимости – рубль. Монеты достоинством 1р., 2р. |
1 |
Получение 3 р. Путем набора из монет достоинством 1 р., 2р. |
1 |
Получение 4 р. Путем набора из монет достоинством 1р., 2 р. |
1 |
Знакомство с мерой длины – сантиметр. |
1 |
Изготовление модели сантиметра. Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра. |
1 |
Прибор для измерения длины – линейка. |
1 |
Арифметические действия |
|
Повторение. Знак арифметического действия «+», его название («плюс»), значение (прибавить). |
1 |
Повторение. Знак арифметического действия «–», его название («минус»), значение (вычесть). |
1 |
Повторение. Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера. |
1 |
Повторение. Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера. |
1 |
Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). |
1 |
Знак «=», его значение (равно, получится). Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1. |
1 |
Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 единице (2+1+1=4) |
2 |
Решение примеров на последовательное отсчитывание по 1 единице (4-1-1=2) |
2 |
Арифметическая задача |
|
Повторение. Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос. |
1 |
Составление арифметических задач на нахождение суммы по предложенному сюжету в пределах числа 2. Решение и ответы задач. |
1 |
Составление арифметических задач на нахождение разности (остатка) по предложенному сюжету в пределах числа 2. Решение и ответы задач. |
1 |
Составление арифметических задач на нахождение суммы в пределах числа 3 по предложенному сюжету. |
2 |
Составление арифметических задач на нахождение разности (остатка) в пределах числа 3 по предложенному сюжету. |
2 |
Составление арифметических задач на нахождение суммы по предложенному сюжету в пределах числа 4. |
2 |
Составление арифметических задач на нахождение разности (остатка) по предложенному сюжету в пределах числа 4. |
2 |
Нумерация |
|
Нумерация чисел – 1-3 (повторение) |
2 |
Числовой ряд в пределах 3 |
1 |
Счет предметов в пределах 3. |
1 |
Сравнение чисел в пределах 3. |
1 |
Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов. |
1 |
Состав чисел 2, 3 |
1 |
Число и цифра 4. |
1 |
Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4. |
1 |
Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4. |
1 |
Счет предметов в пределах 4. |
1 |
Соотношение количества, числительного и цифры. |
1 |
Сравнение чисел в пределах 4. |
1 |
Состав числа 4. |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.