Рабочая программа по учебному предмету: математические представления, 5 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа по учебному предмету: математические представления, 5 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика +1
5 кл
15.12.2020
Рабочая программа по учебному предмету: математические представления, 5 класс
Рабочая программа по математическим представлениям, 5 класс, для обучающих по АООП, вариант 2
РП 5_2020_Математика.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

по учебному предмету: математические

представления

 

5   класс

для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с множественными нарушениями развития

(вариант 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                             

 

 

 

 

2020 год

 

 

 

Паспорт программы

 

Тип программы

Общеобразовательная программа, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию

Статус программы

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе Федерального государственного образовательного стандарта для детей умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования  и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, на основе Примерной адаптированной  основной общеобразовательной программы образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15),  на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы  областного государственного казённого общеобразовательного учреждения, а также с использованием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011г.,  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классов», под редакцией  Воронковой В.В. - М.: Просвещение, 2011г., «Программа образования учащихся с умеренной и тяже­лой умственной отсталостью» / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яков­левой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

            Рабочая программа ориентирована на учебно-методические комплекты, разработанные для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. ФГОС ОВЗ.

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в умеренной, тяжелой, глубокой степени и ТМНР.

Категория обучающихся

Учащиеся 5  класса с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Срок освоения программы

Срок освоения программы 1 учебный год.  Пролонгированные сроки обучения составляются и рассчитываются по индивидуальному плану обучения.

Объем учебного времени

Рабочая программа по предметам в соответствии с учебным планом.

Форма обучения

Очная

Режим уроков

Фронтальный, индивидуальный, групповой, подгрупповой.

Форма контроля

Устный ответ, предметно-практическая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Общая характеристика учебного предмета:                                                                       

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта математические представления и конструирование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Учебный предмет включает  разделы:

·         пропедевтика

·         нумерация

·         геометрический материал

·         арифметические действия

·         арифметические задачи

·         единицы измерения и их соотношения

Планируемые результаты обучения по итогам 5 класса

Планируемые личностные результаты

            У обучающегося будут сформированы:

·         знания правил поведения на уроке математические представления и следование им при организации образовательной деятельности;

·         позитивное отношение к изучению математики, желание выполнить задание хорошо (правильно);

·         умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции по выполнению математической операции;

·         навыки работы с учебником математики (под руководством учителя): нахождение в учебнике задания, указанного учителем; использование иллюстраций, содержащихся в учебнике, в качестве образца для организации практической деятельности с предметами или выполнения задания в тетради;

·         понимание записей с использованием математической символики, содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение их прочитать;

·         умение принять оказываемую помощь при выполнении учебного задания;

·         начальные навыки использования математических знаний при ориентировке в ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно-бытового труда;

·         отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице;

·         элементарные навыки организации собственной деятельности по выполнению знакомой математической операции (учебного задания).

 

Планируемые предметные результаты по окончанию 5 класса

 

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Пропедевтика

- знание (понимание в речи учителя) слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;

 

- умение сравнивать предметы по величине, размеру на глаз, наложением (с помощью учителя)

 

 

 

- увеличение и уменьшение количества предметов (с помощью учителя);

 

- определение положений предметов в пространстве, на плоскости; перемещение предметов в указанное положение (с помощью учителя);

 

 

- установление порядка следования предметов (с помощью учителя);

 

- овладение элементарными временными представлениями

 

- знание и использование в собственной речи слов, определяющих величину, размер предметов, их массу;

 

- умение сравнивать предметы по величине, размеру на глаз, наложением, приложением; сравнивать предметы по массе с помощью мускульных ощущений;

 

- умение увеличивать и уменьшать  количества предметов;

 

- определение положения предметов в пространстве относительно себя, по отношению друг к другу; определение положения предметов на плоскости; перемещение предметов в указанное положение;

 

- установление и называние порядка следования предметов;

 

- овладение элементарными временными представлениями, использование в речи при описании событий окружающей жизни слов: сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно

 

Геометрический материал

- соотнесения  плоскостных и объемных геометрических фигур с реальными предметами (с помощью учителя);

 

 

- рисование линий (прямая, кривая) (с помощью учителя;

 

- построение прямой линии (произвольной) с помощью линейки (с помощью учителя);

 

 

- измерение длины отрезка с использованием кубика, клеточки и т.п. (с помощью учителя); построение отрезка заданной длины (с помощью учителя);

 

- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам, с помощью трафаретной линейки, по контуру (с помощью учителя)

- различие плоскостных и объемных геометрических фигур; определение формы предметов путем соотнесения с плоскостными и объемными геометрическими фигурами;

 

- знание линий (прямая, кривая), умение их различать;

 

- построение прямой линии (произвольной, проходящей через одну, две точки), отрезка) с помощью линейки;

 

- измерение длины отрезка в сантиметрах с записью числа, полученного при измерении; построение отрезка заданной длины;

 

 

 

- построение треугольника, квадрата, прямоугольника по точкам (вершинам) на бумаге в клетку

Нумерация

- Проговаривание числового ряда в пределах 5 (с помощью учителя);

 

 

- откладывание чисел с использованием счетного материала (чисел 1-4 с помощью учителя);

 

-запись числа с помощью цифр (с помощью учителя);

 

- проговаривание числового ряда в пределах 4 (с помощью учителя);

 

 

 

 

 

- выполнение сравнения количества (с помощью учителя);

 

- разложение предметов на две части с опорой на показ на две части

 

- Знание количественных, порядковых числительных в пределах 10; количественных числительных в пределах 10;

 

- откладывание чисел в пределах 10 с использованием счетного материала;

 

- умение прочитать запись числа в пределах 10; записать число с помощью цифр;

 

- знание числового ряда в пределах 4 в прямом и обратном порядке;

 

- осуществление счета предметов в пределах 4, присчитывая по 1; обозначение числом количества предметов в совокупности;

 

- выполнение сравнения чисел в пределах 4;

 

 

- знание состава чисел 2-4 из двух частей (чисел)

Единицы измерения и их соотношения

- прикладывание единиц измерения (мер) стоимости (1р., 1к.), времени (1 сут., 1 нед.) (с помощью учителя);

 

- называние монет (с помощью учителя);

 

 

 

- узнавание и глобальное чтение название, порядка дней недели (с помощью учителя)

- знание названий величин (стоимости, длина, время) и их единиц измерения (мер);

 

 

- узнавание монет, называние их достоинства; осуществление замены и размена монет в пределах 5 р.

 

- знание названий, порядка  дней недели, количества суток в неделе

Арифметические действия

- Написание и проговаривание графических знаков арифметических действий сложения и вычитания (с помощью учителя);

 

- Иллюстрирование действия сложения и вычитания при выполнении операций с предметными совокупностями (с помощью учителя);

 

-составление математического выражения на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией) с помощью учителя;

- знание названий арифметических действий сложения и вычитания, их знаков («+»,  «-»)

 

- понимание смысла сложения и вычитания, умение их иллюстрировать в практическом плане при выполнении операций с предметными совокупностями;

 

- понимание смысла математических отношений «больше на…», «меньше на…»; умение осуществлять в практическом плане увеличение и уменьшение на несколько единиц данной предметной совокупности и предметной совокупности, сравниваемой с данной, с отражением выполненных операций в математической записи; выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц;

Арифметические задачи

- умение иллюстрировать условия задачи (с помощью учителя);

 

- проигрывание простых арифметических задач, иллюстрирование содержание задачи (с помощью учителя);

 

 

 

 

- Понимание краткой записи арифметической задачи;

 

-выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на…», «меньше на…») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирование содержание задачи;

 

 

 

Основное содержание учебного предмета: 68часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели

 

Наименование разделов, тем программ

Кол-во часов

Геометрический материал

 

Повторение: круг,  квадрат.

1

Повторение:   треугольник,  прямоугольник.

1

Построение треугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки.

1

Построение квадрата по точкам (вершинам) с помощью линейки.

1

Построение прямоугольника по точкам (вершинам) с помощью линейки.

1

Повторение:  точка, линия

1

Линия: прямая, кривая, их распознавание, называние, дифференциация.

1

Изображение кривых линий на листке бумаги.

1

Построение прямой линии через одну, две точки.

1

Отрезок. Моделирование получение отрезка на основе практических действий с предметами.

1

Получение отрезка как части прямой линии.

1

Построение отрезка произвольной длины с помощью линейки. Сравнение отрезков на глаз.

1

Измерение длины отрезка с помощью мерки.

1

Измерение длины предметов и отрезков с помощью линейки.

1

Овал: распознавание, называние.

1

Дифференциация круга и овала.

1

Дифференциация предметов окружающей среды по форме (похожи на круг, похожи на овал).

1

Повторение: шар и куб

1

Брус: распознавание, называние.

1

Дифференциация прямоугольника и бруса.

1

Определение формы предметов окружающей среды путем соотнесения с шаром, кубом и брусом.

1

Нахождение в ближайшем окружении предметов одинаковой формы, разной формы.

1

Единицы измерения и их соотношения

 

Повторение. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день.  

1

Повторение. Неделя. Название дней недели.

1

Давно-недавно

1

Повторение. Мера стоимости – рубль. Монеты достоинством 1р., 2р.

1

Получение 3 р. Путем набора из монет достоинством 1 р., 2р.

1

Получение 4 р. Путем набора из монет достоинством 1р., 2 р.

1

Знакомство с мерой длины – сантиметр.

1

Изготовление модели сантиметра. Измерение длины предметов с помощью модели сантиметра.

1

Прибор для измерения длины – линейка.

1

Арифметические действия

 

Повторение. Знак арифметического действия «+»,  его название («плюс»), значение  (прибавить).

1

Повторение. Знак арифметического действия «–», его название («минус»), значение  (вычесть).

1

Повторение. Арифметическое действие – сложение, его запись в виде примера.

1

Повторение. Арифметическое действие – вычитание, его запись в виде примера.

1

Составление математического выражения (1 + 1, 2 – 1) на основе соотнесения с предметно-практической деятельностью (ситуацией). 

1

Знак «=», его значение (равно, получится).  Запись математического выражения в виде равенства (примера): 1 + 1 = 2, 2 – 1 = 1.

1

Решение примеров на последовательное присчитывание по 1 единице (2+1+1=4)

2

Решение примеров на последовательное отсчитывание по 1 единице (4-1-1=2)

2

Арифметическая задача

 

Повторение. Арифметическая задача, ее структура: условие, вопрос.

1

Составление арифметических задач на нахождение суммы по предложенному сюжету в пределах числа 2. Решение и ответы задач.

1

Составление арифметических задач на нахождение разности (остатка) по предложенному сюжету в пределах числа 2. Решение и ответы задач.  

1

Составление арифметических задач на нахождение суммы в пределах числа 3  по предложенному сюжету. 

2

Составление арифметических задач на нахождение разности (остатка) в пределах числа 3 по предложенному сюжету. 

2

Составление арифметических задач на нахождение суммы по предложенному сюжету в пределах числа 4.

2

Составление арифметических задач на нахождение разности (остатка) по предложенному сюжету в пределах числа 4.

2

Нумерация

 

Нумерация чисел – 1-3 (повторение)

2

Числовой ряд в пределах 3

1

Счет предметов в пределах 3.

1

Сравнение чисел в пределах 3.

1

Использование порядковых числительных для определения порядка следования предметов.

1

Состав чисел 2, 3

1

Число и цифра 4.

1

Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа 4.

1

Место числа 4 в числовом ряду. Числовой ряд в пределах 4.

1

Счет предметов в пределах 4.

1

Соотношение количества, числительного и цифры.

1

Сравнение чисел в пределах 4.

1

Состав числа 4.

2

 


 

Рабочая программа по учебному предмету: математические представления 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с множественными нарушениями развития (вариант…

Рабочая программа по учебному предмету: математические представления 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с множественными нарушениями развития (вариант…

Паспорт программы Тип программы

Паспорт программы Тип программы

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе

Геометрический материал - с оотнесения плоскостных и объемных геометрических фигур с реальными предметами (с помощью учителя); - рисование линий (прямая, кривая) (с помощью учителя; -…

Геометрический материал - с оотнесения плоскостных и объемных геометрических фигур с реальными предметами (с помощью учителя); - рисование линий (прямая, кривая) (с помощью учителя; -…

Проговаривание числового ряда в пределах 5 (с помощью учителя); - откладывание чисел с использованием счетного материала (чисел 1-4 с помощью учителя); -запись числа с помощью…

Проговаривание числового ряда в пределах 5 (с помощью учителя); - откладывание чисел с использованием счетного материала (чисел 1-4 с помощью учителя); -запись числа с помощью…

Наименование разделов, тем программ

Наименование разделов, тем программ

Знак «=», его значение (равно, получится)

Знак «=», его значение (равно, получится)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2020