Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Березники Пермского края
РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО педагогическим советом протокол № 1 от 28.08.2020г
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ «Школа №7» ___________О.Н. Никитина Приказ № 321от «31»08.2020г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Профильный труд. Вязание»
6«б» класс (1 вариант АООП)
Составитель:
Панагушина Наталья Владимировна
учитель технологии
первой квалификационной категории
Березники, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии профильный труд «Вязание» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе школьной адаптированной основной общеобразовательной программы. Рабочая программа составлена на основе программы «Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида
под редакцией А.М.Щербаковой; автор Е.А.Карытка.
Методические пособия:
· С.Л. Мирский. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1980.
· С.Л. Мирский. Инструктивные материалы для трудового обучения умственно отсталых детей и подростков. Учебно-воспитательный комплекс №102. Москва 1995.
· В.Г. Девяткина, Л.И. Казакова. Учебно-технологическая игра в трудовом обучении коррекционной школы. Учебно-методическое пособие. – Пермь: Издательство ПОИПКРО, 2002.
· Е.В. Васильченко, А.Я. Лабзина. Методическое руководство к таблицам по трудовому обучению «Правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования», 5 – 7 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1988.
· Л.В. Мельникова, Л.В. Осипова, Т.Б. Фридман. Методика трудового обучения: (Обслуживающий труд). Учебное пособие/ под ред. Л.В. Мельниковой. – М.: Просвещение, 1985.
Методические рекомендации:
· С.Л. Мирский. Методические рекомендации по дифференциации учащихся по нарушению сторон учебно-трудовой деятельности.
Основнойцелью курса предмета «Вязание» является:
· Освоить обязательный базовый уровень знаний по профилю «вязание».
Обучение включает теоретический и практический материалы и направленно на решение следующихзадач:
1. Коррекционно-образовательная:
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с проблемами через систематическое изучение их особенностей и расширение учебно-методической и учебно-дидактической базы предметного кабинета.
2.Коррекционно-развивающая:
- развитие познавательно-трудовой активности;
- развитие
деятельностно-коммуникативных способностей через организацию
различных видов деятельности: взаимопроверки, видов самооценки и т.д.
3. Коррекционно-воспитательная:
- воспитание ответственное отношение к труду и результатам труда;
- формирование культуры труда и требование к его безопасности.
Основной задачей практического обучения является:
- совершенствование общетрудовых умений и навыков.
Программа обеспечивает достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование социально значимых мотивов учебной деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень.
1. Уметь выполнять несложные вязаные элементы, изделия крючком.
2. Знать названия спиц.
3. Уметь выполнять набор петель на 2-х спицах.
4. Распознавать шерстяную пряжу.
5. Знать и соблюдать правила безопасной работы крючком и спицами.
6. Знать и соблюдать правила безопасной работы утюгом.
Достаточный уровень.
1. Уметь определять (распознавать) шерстяную пряжу.
2. Различать лицевую и изнаночную сторону вязаного полотна.
3. Знать инструменты и приспособления для вязания.
4. Различать образцы вязок выполненных спицами.
5. Владеть навыками выполнения основных приёмов вязания спицами.
6. Уметь вязать небольшие изделия по схеме из журналов.
7. Уметь выполнять ВТО вязаного изделия.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
1. Соблюдать правила безопасного и бережного поведения;
2. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
3. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач.
Коммуникативные учебные действия:
1. Вступать и поддерживать коммуникацию в учебной и трудовой ситуациях.
Регулятивные учебные действия:
1. Осознанно действовать на основе различных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
2. Адекватно реагировать на внешний контроль и оценку.
Познавательные учебные действия:
1. Применять начальные сведения для выполнения практических работ.
2. Искать и использовать необходимые средства и способы её достижения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена на основе модифицированной программы «Вязание», вместо раздела практическое повторение введён раздел «Декоративное вязание» для обучающихся более успешных, тех, кто быстро усваивает теоретический и практический материал.
В программу 6 класса включены темы:
· Повторение;
· Вяжем для дома;
· Многоцветное вязание крючком;
· Основные приёмы вязания спицами;
· Материаловедение;
· Ажурное вязание крючком;
· Декоративное вязание крючком.
по работе со схемой для вязания изделий:
· Условные обозначения при вязании спицами;
· Правила чтения схем при вязании спицами;
· Раппорт рисунка;
· Применение условных обозначений при составлении схем.
по вязанию изделий:
· Чехол на табурет многоцветный;
· Игольница круглой формы;
· Игрушка «Котёнок», связанный на 2-х спицах;
· Резинка для волос;
· Подставка под горячее.
Для проверки умений и навыков в конце четверти предусмотрена контрольная работа.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
НА 2020-2021 учебный год
I ч. II ч. III ч. IVч. Год
По плану (часов) 48,6 44,4 57,6 49,2 198
По факту (часов) 46 44 56 48 194
I ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п |
дата |
кол-во часов |
тема урока |
Повторение (8 часов) |
|||
1 |
01.09 |
1 |
Вводное занятие. Просмотр вязаных образцов. |
2 |
01.09 |
1 |
Правила безопасной работы в мастерской. |
3 |
03.09 |
1 |
Правила чтения схем при вязании крючком. |
4 |
03.09 |
1 |
Основные петли и приёмы вязания крючком. |
5 |
07.09 |
1 |
Инструменты, приспособления для вязания. |
6 |
07.09 |
1 |
Правила подбора крючка для работы. |
7 |
08.09 |
1 |
Равномерное натяжение рабочей нити. |
8 |
08.09 |
1 |
Правила выполнения ВТО вязаного изделия. |
Вязание для дома (28 часов) |
|||
9 |
10.09 |
1 |
Чехол на табурет. Выбор модели для вязания. |
10 |
10.09 |
1 |
Запись условных обозначений. |
11 |
14.09 |
1 |
Выбор пряжи для вязания. |
12 |
14.09 |
1 |
Подбор крючка для работы. |
13 |
15.09 |
1 |
Выполнение цепочки из воздушных петель |
14 |
15.09 |
1 |
Вязание столбиками с накидом. |
15 |
17.09 |
1 |
Вязание по рисунку. |
16 |
17.09 |
1 |
Вывязывание ровного края изделия. |
17 |
21.09 |
1 |
Плотность вязания. |
18 |
21.09 |
1 |
Равномерное натяжение рабочей нити. |
19 |
22.09 |
1 |
Вязание по схеме. |
20 |
22.09 |
1 |
Закрепление рабочей нити в конце вязания. |
21 |
24.09 |
1 |
Дефекты при вязании. |
22 |
24.09 |
1 |
Исправление ошибок. |
23 |
28.09 |
1 |
Правила смены цвета нити при вязании. |
24 |
28.09 |
1 |
Вязание полоски другого цвета. |
25 |
29.09 |
1 |
Выполнение цепочки из воздушных петель. |
26 |
29.09 |
1 |
Вязание столбиками с накидом. |
27 |
01.10 |
1 |
Вязание прямыми и обратными рядами. |
28 |
01.10 |
1 |
Вывязывание ровного края полосок. |
29 |
05.10 |
1 |
Контроль вязания по схеме. |
30 |
05.10 |
1 |
Исправление ошибок. |
31 |
06.10 |
1 |
Окончание вязания. |
32 |
06.10 |
1 |
Закрепление рабочей нити. |
33 |
08.10 |
1 |
Соединение полосок «шахматкой» |
34 |
08.10 |
1 |
Выполнение соединительного трикотажного шва. |
35 |
12.10 |
1 |
ВТО готового изделия. |
36 |
12.10 |
1 |
Обвязка края готового изделия. |
Многоцветное вязание крючком (10 часов) |
|||
37 |
13.10 |
1 |
Игольница. Выбор пряжи и крючка для работы. |
38 |
13.10 |
1 |
Начало вязания из петли. |
39 |
15.10 |
1 |
Вязание по кругу. |
40 |
15.10 |
1 |
Провязывание петель за заднюю стенку. |
41 |
19.10 |
1 |
Контрольная работа: «Прибавление петель внутри ряда» |
42 |
19.10 |
1 |
Исправление ошибок. |
43 |
20.10 |
1 |
Набивка игольницы синтепоном. |
44 |
20.10 |
1 |
Закрытие вязания. |
45 |
22.10 |
1 |
Окончание вязания. Закрепление рабочей нити. |
46 |
22.10 |
1 |
Декорирование готового изделия. |
II ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п |
дата |
кол-во часов |
тема урока |
Повторение (4 часа) |
|||
1 |
05.11 |
1 |
Вводное занятие. Демонстрация изделий, образцов. |
2 |
05.11 |
1 |
Правила безопасного труда в мастерской. |
3 |
09.11 |
1 |
Инструменты и приспособления для вязания. |
4 |
09.11 |
1 |
Равномерное натяжение рабочей нити. |
Основные петли и приёмы вязания спицами (40 часа). |
|||
5 |
10.11 |
1 |
Изделия, связанные спицами. |
6 |
10.11 |
1 |
Просмотр изделий, образцов. |
7 |
12.11 |
1 |
Виды спиц. |
8 |
12.11 |
1 |
Спицы прямые, чулочные, круговые, вспомогательные. |
9 |
16.11 |
1 |
Назначение спиц. |
10 |
16.11 |
1 |
Правила безопасной работы со спицами. |
11 |
17.11 |
1 |
Основные виды пряжи для вязания спицами. |
12 |
17.11 |
1 |
Прямые спицы. |
13 |
19.11 |
1 |
Технология выполнения набора петель на спицы. |
14 |
19.11 |
1 |
Упражнение: набор петель на спицах. |
15 |
23.11 |
1 |
Название и виды петель при вязании спицами. |
16 |
23.11 |
1 |
Лицевые и изнаночные петли. |
17 |
24.11 |
1 |
Технология вязания лицевой петли. |
18 |
24.11 |
1 |
Упражнение: вязание лицевой петли. |
19 |
26.11 |
1 |
Набор петель на спицы. |
20 |
26.11 |
1 |
Провязывание лицевых петель. |
21 |
30.11 |
1 |
Выполнение образца лицевыми петлями. |
22 |
30.11 |
1 |
Вязание по рисунку. |
23 |
01.12 |
1 |
Дефекты при вязании. |
24 |
01.12 |
1 |
Исправление ошибок. |
25 |
03.12 |
1 |
Закрытие петель косичкой. |
26 |
03.12 |
1 |
Кромочные петли. |
27 |
07.12 |
1 |
Технология вязания изнаночной петли. |
28 |
07.12 |
1 |
Упражнение: вязание изнаночной петли. |
29 |
08.12 |
1 |
Набор петель на спицы. |
30 |
08.12 |
1 |
Провязывание изнаночных петель. |
31 |
10.12 |
1 |
Выполнение образца изнаночными петлями. |
32 |
10.12 |
1 |
Вязание по рисунку. |
33 |
14.12 |
1 |
Дефекты при вязании. Исправление ошибок. |
34 |
14.12 |
1 |
Закрытие петель косичкой. |
35 |
15.12 |
1 |
Раппорт рисунка. |
36 |
15.12 |
1 |
Условные обозначения при вязании спицами. |
37 |
17.12 |
1 |
Изображение схемы рисунка. |
38 |
17.12 |
1 |
Чтение схемы рисунка. |
39 |
21.12 |
1 |
Контрольная работа: «Вязание резинки для волос». |
40 |
21.12 |
1 |
Набор петель на спицах. |
41 |
22.12 |
1 |
Вязание по рисунку. |
42 |
22.12 |
1 |
Дефекты при вязании. Исправление ошибок. |
43 |
24.12 |
1 |
ВТО готового изделия. |
44 |
24.12 |
1 |
Декорирование полоски для волос. |
III ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п |
дата |
кол-во часов |
тема урока |
Повторение (2 часа)
|
|||
1 |
11.01 |
1 |
Вводное занятие. Демонстрация изделий, образцов. |
2 |
11.01 |
1 |
Правила безопасной работы в мастерской. |
Материаловедение (8 часов). |
|||
3 |
12.01 |
1 |
Шерстяная пряжа. |
4 |
12.01 |
1 |
Получение шерстяной пряжи. |
5 |
14.01 |
1 |
Виды и назначение шерстяной пряжи. |
6 |
14.01 |
1 |
Распознавание шерстяной пряжи. |
7 |
18.01 |
1 |
Основные свойства шерстяной пряжи. |
8 |
18.01 |
1 |
Лабораторная работа: «Свойства шерстяной пряжи». |
9 |
19.01 |
1 |
Изделия, связанные из шерстяной пряжи. |
10 |
19.01 |
1 |
Правила ухода за вязаными изделиями из шерсти. |
Выполнение сложного изделия на спицах (46 часов). |
|||
11 |
21.01 |
1 |
Изделия, связанные на спицах. |
12 |
21.01 |
1 |
Игрушка «Котёнок». |
13 |
25.01 |
1 |
Выбор материалов и инструментов для работы. |
14 |
25.01 |
1 |
Расчёт петель для начала вязания. |
15 |
26.01 |
1 |
Вязание туловища котёнка (квадрат 15* 15 см.) |
16 |
26.01 |
1 |
Выполнение наборного ряда. |
17 |
28.01 |
1 |
Вязание лицевыми петлями. |
18 |
28.01 |
1 |
Равномерное натяжение рабочей нити. |
19 |
01.02 |
1 |
Вязание платочной вязкой. |
20 |
01.02 |
1 |
Плотность вязания. |
21 |
02.02 |
1 |
Вязание по рисунку. |
22 |
02.02 |
1 |
Выполнение лицевых петель. |
23 |
04.02 |
1 |
Вязание платочной вязкой. |
24 |
04.02 |
1 |
Выполнение кромочной петли. |
25 |
08.02 |
1 |
Дефекты при вязании. |
26 |
08.02 |
1 |
Исправление ошибок. |
27 |
09.02 |
1 |
Закрытие петель косичкой. |
28 |
09.02 |
1 |
Закрепление рабочей нити. |
29 |
11.02 |
1 |
Вязание головы котёнка (прямоугольник 8*15 см) |
30 |
11.02 |
1 |
Выполнение наборного ряда. |
31 |
15.02 |
1 |
Вязание лицевыми петлями. |
32 |
15.02 |
1 |
Равномерное натяжение рабочей нити. |
33 |
16.02 |
1 |
Вязание платочной вязкой. |
34 |
16.02 |
1 |
Плотность вязания. |
35 |
18.02 |
1 |
Вязание по рисунку. |
36 |
18.02 |
1 |
Выполнение лицевых петель. |
37 |
22.02 |
1 |
Вязание платочной вязкой. |
38 |
22.02 |
1 |
Выполнение кромочной петли. |
39 |
25.02 |
1 |
Дефекты при вязании. |
40 |
25.02 |
1 |
Исправление ошибок. |
41 |
01.03 |
1 |
Закрытие петель косичкой. |
42 |
01.03 |
1 |
Закрепление рабочей нити. |
43 |
02.03 |
1 |
Технология выполнения трикотажных соединительных швов. |
44 |
02.03 |
1 |
Выполнение соединительного шва. |
45 |
04.03 |
1 |
Сшивание углов квадрата. |
46 |
04.03 |
1 |
Набивание синтепоном туловища игрушки. |
47 |
09.03 |
1 |
Сшивание сторон прямоугольника. |
48 |
09.03 |
1 |
Оформление ушек у котёнка. |
49 |
11.03 |
1 |
Набивание синтепоном головы игрушки. |
50 |
11.03 |
1 |
Формирование головы котёнка. |
51 |
15.03 |
1 |
Контрольная работа: «Выполнение трикотажного соединительного шва». |
52 |
15.03 |
1 |
Соединение головы и туловища игрушки. |
53 |
16.03 |
1 |
Закрепление рабочей нити. |
54 |
16.03 |
1 |
Оформление головы котёнка. |
55 |
18.03 |
1 |
Изготовление декоративных элементов. |
56 |
18.03 |
1 |
Декорирование готовой игрушки. |
IV ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п |
дата |
кол-во часов |
тема урока |
Повторение (2часа) |
|||
1 |
29.03 |
1 |
Вводное занятие. Демонстрация изделий, образцов. |
2 |
29.03 |
1 |
Правила безопасной работы в мастерской. |
Выполнение ажурного изделия круговой формы (28 часов) |
|||
3 |
30.03 |
1 |
Изделия связанные ажурным узором. |
4 |
30.03 |
1 |
Просмотр журналов, образцов. |
5 |
01.04 |
1 |
Декоративная прихватка в форме «Клубничка». |
6 |
01.04 |
1 |
Выбор пряжи и крючка для работы. |
7 |
05.04 |
1 |
Чтение и разбор схемы для вязания. |
8 |
05.04 |
1 |
Зарисовка схемы. Раппорт рисунка. |
9 |
06.04 |
1 |
Выполнение цепочки из воздушных петель. |
10 |
06.04 |
1 |
Замыкание вязания в круг. |
11 |
08.04 |
1 |
Выполнение столбиков с накидом. |
12 |
08.04 |
1 |
Вязание по схеме. |
13 |
12.04 |
1 |
Выполнение ажурного рисунка. |
14 |
12.04 |
1 |
Контроль вязания по схеме. |
15 |
13.04 |
1 |
Смена цвета нити при вязании. |
16 |
13.04 |
1 |
Закрепление нити при смене цвета. |
17 |
15.04 |
1 |
Вязание ажурного рисунка. |
18 |
15.04 |
1 |
Закрытие ряда соединительным столбиком. |
19 |
19.04 |
1 |
Вязание по схеме. |
20 |
19.04 |
1 |
Исправление ошибок. |
21 |
20.04 |
1 |
Выполнение ажурного рисунка. |
22 |
20.04 |
1 |
Контроль вязания по схеме. |
23 |
22.04 |
1 |
Убавление петель в середине ряда. |
24 |
22.04 |
1 |
Вязание: 2 столбика с накидом вместе. |
25 |
26.04 |
1 |
Выполнение арки из воздушных петель. |
26 |
26.04 |
1 |
Закрытие ряда соединительным столбиком. |
27 |
27.04 |
1 |
Дефекты при вязании. |
28 |
27.04 |
1 |
Исправление ошибок. |
28 |
29.04 |
1 |
Окончание вязания. |
30 |
29.04 |
1 |
Закрепление рабочей нити. |
Влажно - тепловая обработка готового изделия (4 часа) |
|||
31 |
06.05 |
1 |
Технология выполнения влажно-тепловой обработки вязаного изделия. |
32 |
06.05 |
1 |
Правила техники безопасности при работе утюгом. |
33 |
11.05 |
1 |
Подготовка вязаного изделия к ВТО |
34 |
11.05 |
1 |
Упражнение: выполнение ВТО готового изделия. |
Практическое повторение. Декоративное вязание (14 часов) |
|||
35 |
13.05 |
1 |
Игольница. Выбор пряжи и крючка для работы. |
36 |
13.05 |
1 |
Чтение и разбор схемы для вязания. |
37 |
17.05 |
1 |
Выбор пряжи и крючка для работы. |
38 |
17.05 |
1 |
Начало вязание из центра. |
39 |
18.05 |
1 |
Вязание по кругу. |
40 |
18.05 |
1 |
Дефекты при вязании по кругу. Исправление ошибок. |
41 |
20.05 |
1 |
Контрольная работа: «Выполнение ажурного узора». |
42 |
20.05 |
1 |
Вязание по рисунку. |
43 |
24.05 |
1 |
Убавление петель внутри ряда. |
44 |
24.05 |
1 |
Набивка игольницы синтепоном. |
45 |
25.05 |
1 |
Закрытие петель. |
46 |
25.05 |
1 |
Окончание вязания. |
47 |
27.05 |
1 |
Закрепление рабочей нити. |
48 |
27.05 |
1 |
Декорирование игольницы. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.