Управление образования администрации города Шахтерска
Мастер-класс
« Работа с природным материалом.
Аппликация из соломки»
Разработала
учитель трудового
обучения УВК №1
г. Шахтерска
Лапенко Г.М.
2020
Аппликация из соломки. Технология.
Солома нередко становится незаменимым материалом для творческих людей. Ведь этот материал, при желании, доступен каждому. Из соломки можно делать не только аппликации, но и плести разнообразные фигурки, украшения, головные уборы и многое другое.
Из этой презентации вы узнаете многое о технике аппликации соломкой: как подготовить соломку к работе, технологию выполнения декоративных работ.
Краткая историческая справка
С древних времен у всех земледельческих и животноводческих народов солома была важным элементом быта. Её использовали для покрытия крыш, набивали матрацы и подушки, замазывали с глиной стены, изготавливали плетеные изделия, ритуальные предметы и игрушки. Так как солома издревле сопровождала быт людей, точной даты начала её использования в художественных целях не установлено.
Художественные изделия из соломки
Подготовка материала
Для аппликации можно использовать соломку пшеничную, ржаную, овсяную и луговых злаков. Заготавливать ее необходимо в период молочно-восковой спелости, в июле-августе. Для аппликации используются в основном 2 средние части стебля. Длинные стебли злаковых культур состоят из нескольких частей-промежутков - междоузлий, разделенных узелками-коленцами. У ржи они самые длинные. Обвивающий стебель сухой листочек стягивают. Его по другому называют рубашечкой. Соломку необходимо перебрать, удалить узелки, сложить в коробку. Она может храниться длительное время в сухом помещении.
Виды аппликаций из соломки
Аппликация из соломки бывает трех видов:
- предметная
- сюжетная
- декоративная
Материалы, инструменты, приспособления для работы с соломкой
Для аппликаций из соломки понадобятся такие принадлежности:
1. Подготовленная к работе соломка 2. Клей ПВА 3. Кисточка 4. Простой карандаш 5. Пищевые красители 6. Ножницы 7. Нож 8. Калька для приклеивания соломенных лент 9.Фон (потребуется материал, который должен быть плотным: фанера, картон, крагис. Цвет фона может быть различным: черным, темно-вишневым, темно-зеленым, коричневым. Можно также подобрать подходящий лист шпона. Картон можно обтянуть тканью. 10.Утюг (тяжелый, без регулятора нагревания)
Способы обработки соломки
Существует два способа обработки соломки :
- горячий ;
- холодный
Горячий способ обработки соломки
Перед началом работы трубочки соломки следует хорошо пропарить в горячей воде в течение 20-30 минут.
Цвет в аппликации соломкой имеет большое значение, хотя и применяется чисто условно и декоративно. Для того, чтобы придать соломке более темные, бронзовые оттенки, распластанную солому можно прогладить очень горячим утюгом или положить ее на несколько минут в очень горячую духовку
-в центре: натуральная пшеничная соломка;
-слева - вареная в соде;
- справа - вареная в пищевых красителях (красный+синий)
Последующая обработка при горячем способе
Затем при помощи ножа или ножниц разрезать и раскрыть. Иногда необходимо удалить лишнюю толщину с внутренней стороны ленты соломки. Для этого необходимо несколько раз протянуть ножом вдоль волокон с внутренней стороны. Затем распластанную солому проглаживают горячим утюгом до полного высыхания. Качественно обработанная солома после проглажки обязательно совьется в кольцо диаметром 10-15 см.
Это соломка, разглаженная утюгом!
Холодный способ обработки соломки
Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки рассекается ножницами с острыми краями, а затем кольцами ножниц разглаживается с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то ножом можно зачистить с изнаночной стороны.
Минусы такого способа: сухая соломка хрупкая, при разглаживании ножницами не сохраняет целостность. Разделяется на две, а то и три, продольные полоски. С такой соломой труднее работать, на разглажку нужно приложить много усилий.
Плюсы: способ применяется на занятиях в школе, как более быстрый и надежный с точки зрения техники безопасности.
Метод, выработанный из личного опыта
Мы научились пользоваться «холодным методом» обработки соломки, но более ускоренным и качественным.
Соломинка рассекается ножницами с острыми краями. Раскрывается и сразу же накладывается на дорожку, смазанную клеем ПВА на конкретной детали по указанному направлению. Надавливанием кольцами ножниц соломинка и приклеивается, и разглаживается одновременно. Такой метод обеспечивает целостность соломинок, более высокое качество работы.
Методы изготовления деталей композиции
- Наклеивание соломинок на каждую нарисованную деталь на кальке
- Наклеивание соломинок на лист бумаги сплошным
полотном (заготовка).
Затем детали композиции могут выкраиваться из этой заготовки
Именно в результате термической обработки утюгом солома приобретает свой блеск. Регулируя температуру нагрева платформы утюга можно также придать соломенным заготовкам разный тон, до бронзового и больше.
Изготовление листов-заготовок из
крашеной соломки
Таким же образом получаются листы-заготовки из крашеной соломки (красят содой, анилиновыми, пищевыми красителями). Из таких листов вырезаются декоративные элементы для аппликации.
Технология изготовления декоративного панно
Начинать изготовление картины нужно с эскиза. Найдя подходящий рисунок, перевести его на бумагу. Перевести на такую же бумагу каждую деталь рисунка.
Очень важно, чтобы на эскизе, на каждой детали, линией было намечено направление соломы. Также необходимо пронумеровать каждый элемент.
Эскиз изделия
При помощи копировальной бумаги рисунок переносится и на
изнаночную сторону (или используют бумагу-кальку).
Заготовки отдельных деталей композиции
Разбиваем весь рисунок на отдельные детали, изображая их на кальке, проставляем их номера (с общего эскиза) на изнаночной стороне.
Используя клей ПВА, очень аккуратно наклеиваем
соломинки, одну за другой «встык», не оставляя просветов, подбирая их по
цветовой гамме. Чтобы приклеить соломенную ленту, для нее промазываем кисточкой
дорожку в намеченном на детали направлении, затем кольцами ножниц придавливаем
соломинку к бумаге, одновременно приклеивая и разглаживая соломинку.
В результате получаются заготовки деталей.
Следующие операции:
- На заготовках влажным лоскутком, затем сухим вытираем остатки
клея.
-
Тщательно разглаживаем заготовки тяжелым, не очень горячим утюгом.
- Вырезание производим по изнаночной стороне,
т.к. на бумаге видна линия контура детали. Хорошими ножницами вырезаем детали
по заданному контуру. Этим достигается хорошее качество работы, линии
получаются аккуратными, четкими.
- Выполняем оттенки на деталях утюгом.
- Полученные детали собираем в цветок (компоновка)
Так выполняются все элементы композиции.
Завершающие работы
по изготовлению панно
1.Оформление основы декоративного панно (картон обтянуть
тканью; фанеру затонировать в нужный цвет; выполнить аппликацию на основе покрытой шпоном и т.д.)
2. Формирование выпуклости лепестков.
3. Наклеивание всех элементов, деталей на основу согласно эскиза композиции.
4. Оформление рамки декоративного панно.
5.Чистка изделия.
Готовое изделие
Авторские работы
Работы кружковцев
Так пусть удача нас не оставляет,
Пусть будут нам подвластны бисер, гладь.
Мы – рукодельницы! И ясно понимаем:
Мир красками не смог без нас сиять!
Люблю своих учеников!
И люблю свою работу!
Спасибо! Всем вдохновения, оптимизма и, конечно,
здоровья !!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.