Рабочая программа по учебному предмету Родной русский язык

  • pdf
  • 03.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по учебному предмету _Родной русский язык_.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «Родной язык»  

 

 

 

 

 

 

Срок реализации:

 

 

 

 

 

4 года

 

Разработана на основе:

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на основе авторской программы Александровой О. М., Вербицкой Л. А., Богданова С. И., Казаковой Е. И., Кузнецовой М. И., Петленко Л. В., Романовой В. Ю. Русский родной язык. 3 класс, М.: Учебная литература, 2019г. (учебник Александровой О. М., Вербицкой Л. А., Богданова С. И., Казаковой Е. И., Кузнецовой М. И., Петленко Л. В., Романовой В. Ю. Русский родной язык. 4 класс, М.: Учебная литература, 2019г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. 

Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.  В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей:

        расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

        формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

        совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражѐнной в языке;

        совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; 

        совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

        приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.  

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

В учебном плане МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард на изучение предмета «Родной русский язык» выделяется всего 118 часов, из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), из них во  2 и 3  классах – по 34 ч (1 час в неделю, 34 учебных недели), в 4 классе – 17 ч (0,5 ч в неделю, 34 учебных недели).  Учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение».

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

 

Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать:

        воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; – приобщение к литературному наследию русского народа;

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

        расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров. 

Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 

1.      Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

        осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

        осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

        осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

        распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

        понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений  в речи;

        понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

        понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного). 

 

2.      Овладение       основными   нормами       русского        литературного         языка    (орфоэпическими,   лексическими,         грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

        осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

        соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

        соблюдение на письме и в устной речи  норм  современного  русского литературного языка (в рамках изученного);

        обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объѐма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 

соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:  – произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); – осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;  соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

        выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

        проведение синонимических замен с учѐтом особенностей текста;

        выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

        редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;  соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

        употребление отдельных грамматических форм имѐн существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имѐн существительных;

        употребление отдельных глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

        выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

        редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; 

соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

        соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; – соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;  совершенствование умений пользоваться словарями:

        использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

        использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

        использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; – использование учебных словарей для уточнения состава слова;

        использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

        использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов.  

 

3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

        владение различными приѐмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

        чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

        умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

        умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделѐнного на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приѐмами работы с примечаниями к тексту;

        умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

        уместное использование коммуникативных приѐмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; 

        уместное использование коммуникативных приѐмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

        умение строить устные сообщения различных видов: развѐрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

        создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

        создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

        создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

        оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

        редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; 

соблюдение основных норм русского речевого этикета:

        соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

        различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА, ПРЕДМЕТА, ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. 

Целевыми установками данного курса являются: 

        совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; 

        изучение исторических фактов развития языка; 

        расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); 

        включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

 

Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. 

 

Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

 

Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырѐх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1  КЛАСС

 

 

п/п

 

Раздел (глава, модуль)

 

 

Количество часов

1.  

Секреты речи и текста

 

 

 

11 ч

2.  

Язык в действии

 

 

 

10 ч

3.  

Русский язык: прошлое и настоящее

 

 

 

12 ч

 

 

 

 

Всего часов:

33 часа

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п\п

Раздел, модуль, тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

 

Секреты речи и текста (8 ч)

 

 

 

1.  

Как люди общаются друг с другом

1

 

 

2.  

Как люди общаются друг с другом

1

 

 

3.  

Вежливые слова

1

 

 

4.  

Вежливые слова

1

 

 

5.  

Как люди приветствуют друг друга

1

 

 

6.  

Зачем людям имена

1

 

 

7.  

Спрашиваем и отвечаем

1

 

 

8.  

Спрашиваем и отвечаем

1

 

 

 

Язык в действии (10 ч)

 

 

 

9.  

Выделяем голосом важные слова

1

 

 

10.  

Выделяем голосом важные слова

1

 

 

11.  

Выделяем голосом важные слова

1

 

 

2  КЛАСС

 

 

№ п/п

 

Раздел (глава, модуль)

 

 

Количество часов

1.            

Русский язык: прошлое и настоящее 

 

 

 

16 ч

2.            

Язык в действии 

 

 

 

10 ч

3.            

Секреты речи и текста

 

 

 

8 ч

 

 

 

 

Всего часов:

34 часа

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

 

Русский язык: прошлое и настоящее (16 ч)

 

 

1.

По одѐжке встречают…

1

 

 

2.

По одѐжке встречают…

1

 

 

3.

Ржаной хлебушко калачу дедушка  

1

 

 

4.

Ржаной хлебушко калачу дедушка

1

 

 

5.

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи

1

 

 

6.

Каша – кормилица наша

1

 

 

7.

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

 

 

8.

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

 

 

9.

Делу время, потехе час

1

 

 

10.

Делу время, потехе час

1

 

 

11.

Делу время, потехе час

1

 

 

12.

В решете воду не удержишь

1

 

 

13.

В решете воду не удержишь

1

 

 

14.

Самовар кипит, уходить не велит...

1

 

 

15.

Самовар кипит, уходить не велит...

             1                          

 

16.

Представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?»

             1                          

 

 

 

 

3  КЛАСС

 

 

п/п

 

Раздел (глава, модуль)

 

 

Количество часов

1.

Русский язык: прошлое и настоящее 

 

 

 

19 ч

2.

Язык в действии 

 

 

 

8 ч

3.

Секреты речи и текста 

 

 

 

7 ч

 

 

 

 

Всего часов:

34 часа

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Раздел, модуль, тема

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Русский язык: прошлое и настоящее (19 ч)

 

 

 

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

 

 

2.

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

 

 

3.

Кто друг прямой, тот брат родной

1

 

 

4.

Кто друг прямой, тот брат родной

1

 

 

5.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

 

 

6.

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1

 

 

7.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

 

 

8.

Сошлись два друга – мороз да вьюга

1

 

 

9.

Ветер без крыльев летает

1

 

 

10.

Какой лес без чудес

1

 

 

11.

Какой лес без чудес

1

 

 

12.

Дело мастера боится 

1

 

 

13.

Дело мастера боится

1

 

 

14.

Заиграйте, мои гусли…

1

 

 

 

 

 

 

 


4 КЛАСС

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

 

 

п/п

Раздел, модуль, тема 

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

 

Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

 

 

1.  

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

 

 

2.  

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

 

 

3.  

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

 

 

4.  

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

 

 

5.  

Красное словцо не ложь

1

 

 

6.  

Язык языку весть подает

1

 

 

7.  

Язык языку весть подает

1

 

 

Язык в действии (4 ч)

 

 

8.  

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

 

 

9.  

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

 

 

10.  

Как и когда появились знаки препинания?

1

 

 

11.  

Мини – сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

 

 

Секреты речи и текста (6 ч)

 

 

12.  

Задаем вопросы в диалоге

1

 

 

13.  

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста

1

 

 

14.  

Учимся составлять план текста

1

 

 

15.  

Учимся пересказывать текст

1

 

 

16.  

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

 

 

17.  

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

1

 

 

 

Посмотрите также